Статья 'Формирование культуры речи школьников в эпоху телекоммуникационных технологий' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Формирование культуры речи школьников в эпоху телекоммуникационных технологий

Пустовойтов Юрий Леонидович

старший преподаватель, кафедра психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин, Московский университет им. С.Ю. Витте

115432, Россия, г. Москва, ул. 2-Й кожуховский проезд, 12, стр.1, оф. 313

Pustovoitov Yurii Leonidovich

senior lecturer of the Department of Psychology, Pedagogy and Socio-Humanitarian Disciplines at Moscow Witte University

115432, Russia, Moscow, str. the2d Kozhukhovsky proezd, 12, bld.1, of. 313

ra636@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0676.2015.1.14367

Дата направления статьи в редакцию:

03-02-2015


Дата публикации:

17-04-2015


Аннотация: Статья посвящена проблемам культуры речи и её формирования у школьников в контексте телекоммуникационных технологий. Автор анализирует традиционную трактовку понятия «речевая культура» в науке как с позиций чисто языковых, так и с психологических, а также представляет развитие речи школьников как педагогическую проблему и традиционные подходы к её решению в педагогическом процессе. Особое внимание уделяется рассмотрению речи в Интернете как письменного дискурса и его влияния на культуру речи школьников Методом исследования в данной статье является анализ классических источников, а также педагогической практики в школе и сопоставление полученных данных с характеристиками дискурса в Интернете и особенностями его функционирования. Новизна статьи состоит в том, что постулаты о культуре речи, выдвинутые отечественными классиками, рассматриваются в ней сквозь призму современных реалий. Основными выводами автора являются следующие. 1) Письменная коммуникация в Интернете весьма специфична, и такая речь не может рассматриваться только с точки зрения теорий, разработанных до его появления. 2) Работа по развитию речи школьников должна проходит с учётом реалий, в которых они будут жить и работать повзрослевшими. Именно поэтому следует уделять внимание не только традиционным текстовым формам письменной речи, но и письменному дискурсу, реализуемому сегодня посредством телекоммуникационных технологий.


Ключевые слова:

речь, коммуникация, телекоммуникация, текст, школьники, культура, дискурс, норма, англизизм, Интернет

Abstract: The article is dedicated to problems of schoolchildren’s speech culture and its development in the context of telecommunication. The author analyses traditional definitions of 'speech culture' both from a purely linguistic point of view and psychological positions as well as schoolchildren's speech development as a pedagogical problem. Particular attention is paid to viewing communication on the Internet as a written discourse and its influence on schoolchildren’s speech culture. The research method used by the author is the analysis of classical sources and teaching practice at school as well as comparing obtained data with characteristics of the discourse on the Internet and peculiarities of its functioning. The novelty of the article consists in viewing classical postulates about speech culture from the point of view of the present reality. The main author’s conclusions are the following. 1) Written communication on the Internet is quite specific and cannot be viewed only by means of theories elaborated long before its appearance. 2) Work on schoolchildren’s speech development should proceed considering reality in which they will live when they grow up. This is why attention should be paid to not only traditional textbooks of written speech but also to the written discourse realized by means of telecommunication techhnologies.


Keywords:

discourse, culture, schoolchildren, text, telecommunication, communication, speech, norn, anglicism, Internet

Библиография
1. Флеров О.В. Особенности преподавания английского языка студентам с высоким уровнем языковой подготовки // Современное образование. 2015. №1. С. 100-123.
2. Флеров О.В. Особенности преподавания второго иностранного языка в нелингвистическом вузе // Современное образование. 2015. №1. С. 1-25.
3. Флеров О.В. Повышение эффективности обучения студентов иностранному языку на основе коммуникативной методики. Диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Военный университет Министерства обороны Российской Федерации. Москва, 2013.
4. Винокур Г.О. Культура языка. – М.:З, 2006. – 352 с.
5. Розенталь Д.Э. Культура речи. – М.:МГУ, 1960. – 127 с.
6. Ожегов С.И. Лексикология, лексикография, культура речи. – М.: Высшая школа, 1974. – 350 с.
7. В.В. Виноградов. Русский язык. – М.: Высшая школа, 1986. – 639 с.
8. Филин Ф.П. Несколько слов о языковой норме и культуре речи // Очерки теории языкознания. – М., 1982.
9. Рыбакова Н.А. Мотивационные источники самоактуализации педагога в профессиональной деятельности // Современное образование. 2015. №1. С. 69-99.
10. Гусев Д.А. Мировоззренческая ориентация преподавателя социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. №4 (7). с 62-69.
11. Гусев Д.А. Docendo discimus – Уча, мы учимся сами. Сборник статей. Монография / Москва, 2013.
12. Флеров О.В. Исправление ошибок в устной речи студентов в ходе коммуникативного обучения иностранным языкам // Высшее образование сегодня. 2012. №7. С. 63-65.
13. Рыбакова Н.А. Самоактуализация педагога в профессиональной деятельности и условия её становления // Вестник Московского института лингвистики. 2012. №3. С.100-105.
14. Рыбакова Н.А. Теоретические основы и технология художественно-творческой самоактуализации учителя музыки. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Барнаульский государственный педагогический университет. Барнаул, 2006.
15. Рыбакова Н.А. Феноменологические основы самоактуализации личности // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2005. №5-2. С. 26-37.
16. Акопов Г.Л. Проблемные аспекты отечественного образования в условиях тотальной информатизации социума // NB: Педагогика и просвещение. — 2014.-№ 3.-С.81-91.
17. Ратинер Т.Г. Информационно-психологическая безопасность школьников при работе в интернете // NB: Педагогика и просвещение. — 2014.-№ 1.-С.73-96.
18. Трофимова Г.А. Среднее образование: пороки качества и пути их устранения // NB: Педагогика и просвещение. — 2014.-№ 4.-С.1-11.
19. Фасхутдинова Ю.Ф. Мотивация и развитие когнитивных способностей у школьников. // NB: Педагогика и просвещение. — 2013.-№ 1.-С.140-154.
20. Лысенкова М.Ф. Интернет-реклама в контексте политических технологий в современной России // Юридические исследования. - 2012. - 1. - C. 1 - 20. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_73.html
21. Ремнева Н.А. Обучающие игры как ведущий метод формирования основ логического мышления у старших дошкольников // Современное образование. - 2013. - 4. - C. 42 - 53. DOI: 10.7256/2409-8736.2013.4.10311. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_10311.html
22. Н.Д. Шмелёва Социальные коммуникации: субъективное и объективное // Философия и культура. - 2011. - 11. - C. 66 - 72.
23. М.В. Смирнова-Сеславинская Проблема субъекта речи и межкультурной коммуникации в лингвоантропологическом исследовании меньшинств // Филология: научные исследования. - 2013. - 2. - C. 168 - 179. DOI: 10.7256/2305-6177.2013.2.6785.
24. М. И. Бочаров, Т. И. Бочарова Глобальное коммуникативное пространство: проблемы безопасности общения // Национальная безопасность / nota bene. - 2012. - 4. - C. 47 - 51.
References
1. Flerov O.V. Osobennosti prepodavaniya angliiskogo yazyka studentam s vysokim urovnem yazykovoi podgotovki // Sovremennoe obrazovanie. 2015. №1. S. 100-123.
2. Flerov O.V. Osobennosti prepodavaniya vtorogo inostrannogo yazyka v nelingvisticheskom vuze // Sovremennoe obrazovanie. 2015. №1. S. 1-25.
3. Flerov O.V. Povyshenie effektivnosti obucheniya studentov inostrannomu yazyku na osnove kommunikativnoi metodiki. Dissertatsiya … kandidata pedagogicheskikh nauk : 13.00.08 / Voennyi universitet Ministerstva oborony Rossiiskoi Federatsii. Moskva, 2013.
4. Vinokur G.O. Kul'tura yazyka. – M.:Z, 2006. – 352 s.
5. Rozental' D.E. Kul'tura rechi. – M.:MGU, 1960. – 127 s.
6. Ozhegov S.I. Leksikologiya, leksikografiya, kul'tura rechi. – M.: Vysshaya shkola, 1974. – 350 s.
7. V.V. Vinogradov. Russkii yazyk. – M.: Vysshaya shkola, 1986. – 639 s.
8. Filin F.P. Neskol'ko slov o yazykovoi norme i kul'ture rechi // Ocherki teorii yazykoznaniya. – M., 1982.
9. Rybakova N.A. Motivatsionnye istochniki samoaktualizatsii pedagoga v professional'noi deyatel'nosti // Sovremennoe obrazovanie. 2015. №1. S. 69-99.
10. Gusev D.A. Mirovozzrencheskaya orientatsiya prepodavatelya sotsial'no-gumanitarnykh distsiplin v obrazovatel'nom protsesse // Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii. 2014. №4 (7). s 62-69.
11. Gusev D.A. Docendo discimus – Ucha, my uchimsya sami. Sbornik statei. Monografiya / Moskva, 2013.
12. Flerov O.V. Ispravlenie oshibok v ustnoi rechi studentov v khode kommunikativnogo obucheniya inostrannym yazykam // Vysshee obrazovanie segodnya. 2012. №7. S. 63-65.
13. Rybakova N.A. Samoaktualizatsiya pedagoga v professional'noi deyatel'nosti i usloviya ee stanovleniya // Vestnik Moskovskogo instituta lingvistiki. 2012. №3. S.100-105.
14. Rybakova N.A. Teoreticheskie osnovy i tekhnologiya khudozhestvenno-tvorcheskoi samoaktualizatsii uchitelya muzyki. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni doktora pedagogicheskikh nauk / Barnaul'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet. Barnaul, 2006.
15. Rybakova N.A. Fenomenologicheskie osnovy samoaktualizatsii lichnosti // Vestnik Altaiskoi gosudarstvennoi pedagogicheskoi akademii. 2005. №5-2. S. 26-37.
16. Akopov G.L. Problemnye aspekty otechestvennogo obrazovaniya v usloviyakh total'noi informatizatsii sotsiuma // NB: Pedagogika i prosveshchenie. — 2014.-№ 3.-S.81-91.
17. Ratiner T.G. Informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost' shkol'nikov pri rabote v internete // NB: Pedagogika i prosveshchenie. — 2014.-№ 1.-S.73-96.
18. Trofimova G.A. Srednee obrazovanie: poroki kachestva i puti ikh ustraneniya // NB: Pedagogika i prosveshchenie. — 2014.-№ 4.-S.1-11.
19. Faskhutdinova Yu.F. Motivatsiya i razvitie kognitivnykh sposobnostei u shkol'nikov. // NB: Pedagogika i prosveshchenie. — 2013.-№ 1.-S.140-154.
20. Lysenkova M.F. Internet-reklama v kontekste politicheskikh tekhnologii v sovremennoi Rossii // Yuridicheskie issledovaniya. - 2012. - 1. - C. 1 - 20. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_73.html
21. Remneva N.A. Obuchayushchie igry kak vedushchii metod formirovaniya osnov logicheskogo myshleniya u starshikh doshkol'nikov // Sovremennoe obrazovanie. - 2013. - 4. - C. 42 - 53. DOI: 10.7256/2409-8736.2013.4.10311. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_10311.html
22. N.D. Shmeleva Sotsial'nye kommunikatsii:
sub''ektivnoe i ob''ektivnoe // Filosofiya i kul'tura. - 2011. - 11. - C. 66 - 72.

23. M.V. Smirnova-Seslavinskaya Problema sub''ekta rechi
i mezhkul'turnoi kommunikatsii
v lingvoantropologicheskom
issledovanii men'shinstv // Filologiya: nauchnye issledovaniya. - 2013. - 2. - C. 168 - 179. DOI: 10.7256/2305-6177.2013.2.6785.

24. M. I. Bocharov, T. I. Bocharova Global'noe kommunikativnoe prostranstvo:
problemy bezopasnosti obshcheniya // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. - 2012. - 4. - C. 47 - 51.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.