по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 04, 2023
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 31-12-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2023
Мораль и нравственность
Овчинников Д.В., Чернявский Е.А., Ятманов А.Н. - Плагиат в биомедицинских исследованиях c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.39096

EDN: VFVCOC

Аннотация: В статье анализируются проблема плагиата в биомедицинских исследованиях. Предмет исследования является плагиат в биомедицинских исследованиях. Рассматривается специфика биомедицинских исследований, приводятся основные международные документы, регламентирующие проведение биомедицинских исследований на людях, и базовые принципы таких исследований. Выявляются особенности плагиата в научных исследованиях, рассматриваются его понятие и разновидности. Анализируются специфика работы систем антиплагиата и сопряжённые с ней сложности. Плагиат в биомедицинских исследованиях представляет собой серьёзное нарушение исследовательской и публикационной этики, в случае намеренного совершения приводящее к дискредитации науки и учёных и неправомерности исследовательской деятельности. По результатам исследования получены следующие результаты. Использование заимствований подрывает подлинность научных работ и журналов, публикующих их, ставит под угрозу единство научного процесса и отношение к науке со стороны общества, нарушает литературные права авторов оригинальных текстов и права собственности владельцев авторских прав. Плагиат может стать причиной материального, репутационного и морального вреда авторам таких как: публичное раскрытие данных, потеря финансирования проводимых исследований, затруднения профессионального роста авторов статьи или полное завершение исследовательской работы, а в ряде случаев является преступлением и приводит к судебному разбирательству.
Педагогика
Глебова Л.Н. - Проблемы формирования педагогического сознания в рамках проектирования когерентной среды будущего c. 12-30

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.44021

EDN: VHKPJW

Аннотация: Предметом исследования является проблема формирования педагогического сознания в условиях проектирования когерентной среды будущего. На основе анализа развития педагогической действительности и деятельности за последние десятилетия с позиций системно-структурного, гуманистического подходов обосновывается понятие педагогического образования как цели и результата психолого-педагогического образования, условия обеспечения когерентности среды. Представляется уникальная модель формирования педагогического сознания в рамках проектирования среды. Делаются выводы, что изменения в общественном мировом сознании приводят к необходимости переосмысления российской педагогической общественностью педагогического образования и сознания в системе функционирования современного образовательного пространства окружающего мира, страны, а также к поиску тех ориентиров, которые останутся стержневыми, ценностно и системообразующими. Механизмом формирования педагогического сознания у будущих педагогов с позиции идей гуманитарности, средовости, являются осмысление ценностей через изучение и анализ материалов, создание диалогических ситуаций, игр, основанных на противоречивости педагогической среды и окружающей действительности, несогласованности развития среды, противоположных взглядов в ее оценивании, опирающихся на подмену ценностей. Данный процесс должен осуществляться целенаправленно, систематически, последовательно. Выявлена зависимость у студентов от сознания, осмысления себя, профессиональной деятельности и ее базовых ценностных ориентиров ценностного отношения к своей будущей профессии, сознательного подхода к осуществлению деятельности, понимания зависимости от результата педагогической и психолого-педагогической деятельности, проектирования гармоничных условий для развития подрастающего поколения среды будущего.
Современные стратегии и модели образования
Бубновский А.Ю. - Университет как игра без правил (новые взгляды на процесс построения высшего образования) c. 31-40

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.68733

EDN: UHKODR

Аннотация: Современное высшее образование остро нуждается в новых рабочих инструментах и процессах его реализации. Структуру вовлеченности студентов в образовательную деятельность также необходимо выстраивать принципиально новым способом. Этим и обусловлена актуальность данного исследования. В ходе анализа проведенного в исследовании было обнаружено, что университет содержит все основные элементы многопользовательской игры. Педагогические дизайнеры смогут еще лучше организовывать вовлечение студентов в процесс обучения, если посмотрят на него как на игру. Однако в игре присутствует недостаток, связанный с тем, что игровой симулятор не может предвидеть будущее. В связи с этим цель нашего исследования состоит в попытке устранения выявленного недостатка. В статье рассматривается структура игры, а также основанный на этой концепции процесс построения новой модели университета, способной отвечать на вызовы времени. Идеальный современный университет как персонализированная многопользовательская игра и является в данном исследовании наиболее эффективной моделью. В ней выстраиваются коммуникации между игроком (обучаемым) и игрой, а помогает в этом использование искусственного интеллекта (ИИ). Данное взаимодействие между ними способно приводить к постоянному изменению ситуации, а непредсказуемость реакций искусственного интеллекта вероятно поможет решить задачу отсутствия заранее продуманных разработчиками ситуаций и их разрешения.
Головкина М.В. - Сравнительный анализ использования дистанционных и традиционных технологий обучения в высшей школе c. 41-52

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.68854

EDN: KKQBPE

Аннотация: В статье проведен сравнительный анализ результатов обучения студентов высших учебных заведений при использовании двух различных форм обучения: традиционного оффлайн обучения и дистанционного обучения. Рассмотрены особенности дистанционного обучения, выявленные в процессе широкого использования дистанционных технологий во время эпидемии COVID –19. При проведении исследования учтено широкое внедрение цифровых технологий как в дистанционном, так и в традиционном обучении. Предметом исследования является влияние различных форм организации учебного процесса на результаты учебной деятельности. Цель исследования: выявить наиболее подходящие в эпоху глобальной цифровизации формы обучения, которые обладают максимальной эффективностью в современных условиях. В качестве метода исследования использован сравнительный анализ результатов обучения в дистанционном и традиционном формате, полученных во время пандемии COVID –19 и после нее. Рассмотрены как оценки студентов, так и материалы смешанного анкетирования обучающихся в высших учебных заведениях на различных специальностях. В качестве объективных критериев эффективности обучения были приняты: оценки студентов, средний балл во время аттестации, количество студентов, которые успешно сдали предмет.    Несмотря на трудности объективного сравнения результатов обучения, связанные с тем, что итоговая аттестация в дистанционном и традиционном формате проводится в различных условиях, удалось выявить различия между разными видами обучения. В целом было показано, что студенты, проходившие обучение в традиционном формате, получали больше профессиональных умений и навыков по сравнению со студентами, обучавшимися дистанционно. В результате проведенного исследования сделаны выводы о предпочтительных формах обучения, обладающих наиболее высокой эффективностью. К таким формам в настоящее время относятся традиционное обучение, использующее весь арсенал подачи современного цифрового контента, а также смешанное обучение, использующее как контактные, так и дистанционные формы занятий.
Пашоликов М.С. - Организация взаимодействия между педагогическим университетом и учреждениями дополнительного образования детей c. 53-69

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.68934

EDN: ENTJMZ

Аннотация: В средствах массовой информации регулярно слышны заявления специалистов сферы дополнительного образования детей, которые характеризуют ситуацию с кадровым обеспечением отрасли фразой: «Работать некому». Действительно, в этой области сохраняется ряд проблем, требующих решения. В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года прямо указывается на недостаточное кадровое обеспечение организаций дополнительного образования и низкий уровень вовлеченности образовательных организаций высшего образования в реализацию дополнительных общеобразовательных программ. Обновление содержания подготовки студентов, также как и успех их профессиональной социализации, во многом определяются эффективностью функционирования системы взаимоотношений между образовательным учреждением высшего образования и работодателями. В рамках такого сотрудничества педагогические вузы предлагают программы для педагогов учреждений, направленные на повышение их профессионального уровня. В свою очередь, эти учебные заведения предоставляют студентам возможности для прохождения практики, что помогает им лучше осознать профессиональные реалии. В статье обоснована актуальность проблемы построения системы взаимодействия между учреждениями высшего педагогического и детского дополнительного образования. Интеграция педагогических вузов и детских образовательных учреждений дополнительного обучения является ключевым фактором для развития современной системы образования. Она способствует формированию единого профессионального сообщества, которое может эффективно решать актуальные задачи в сфере педагогики и образования. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем на основе конкретизации научных представлений и обобщении успешных практик определены основные категории реализации взаимодействия педагогического вуза с региональной системой дополнительного образования детей; Практическая значимость исследования заключается в возможности применения предложенного алгоритма построения совместной деятельности педагогического университета с образовательными организациями, реализующими дополнительные образовательные программы, при проектировании и реализации основных профессиональных образовательных программ, разработке программ учебных, производственных и иных видов практик, обеспечивающих решение задач подготовки студентов-педагогов.
Архетип и символ
Александрова О.И. - Отражение образов македонских царей Филиппа и Александра в актуальных школьных учебниках по всеобщей истории c. 70-78

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.68848

EDN: ENWLPT

Аннотация: Предметом рассмотрения являются образы знаменитых деятелей эпохи античности – царя Македонии Филиппа II и его сына Александра, и их отражение на страницах учебников по всеобщей истории для 5 класса школы. Особое внимание уделяется соответствию информации, содержащейся в школьных учебниках данным исторических источников и материалам исторических исследований, посвященных данным правителям. Анализируется полнота отражения образов двух самых знаменитых македонских царей, а также система заданий и вопросов, позволяющих углубить знания как непосредственно о выдающихся исторических личностях, так и о поворотном периоде древней истории в целом. Авторы приходят к выводу, что личность и деятельность Филиппа практически полностью затмевается ярким образом Александра, что соответствует общим историографическим тенденциям. О преобразованиях Филиппа, изменивших ход не только греческой, но и мировой истории, говорится кратко и вскользь или же рассматривается лишь одна из сторон его детельности (военная реформа). Это не позволяет в полной мере оценить значимость этого деятеля для Древней истории, проанализировать его вклад в трансформацию греческого мира. В это же время Александр представлен в учебных пособиях не просто как талантливый полководец, но, фактически, как величайший герой античности. Все отрицательные стороны его личности сглажены, о них практически не упоминается, в конечном итоге остается блестящий полководец и талантливый правитель. Как представляется, это может привести не только к искаженному восприятию деятельности конкретных исторических личностей, но к формированию порочного по своей сути убеждения в том, что соевременные реформы и преобразования имеют несравненно меньшую ценность, чем военные походы и завоевания.
Знание и понимание
Бокарева Ю.М., Новоселова О.А. - Культуроведческие знания о России китайских студентов-филологов, изучающих русский язык (по результатам диагностического анкетирования) c. 79-97

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.69039

EDN: JCTOIM

Аннотация: Предметом исследования являются культуроведческие (культурно-страноведческие) знания иностранных студентов филологического профиля о России. В работе содержатся результаты исследования, которое проводилось в течение нескольких лет (начиная с 2014 года) среди студентов-филологов Синьцзянского государственного и Синьцзянского педагогического университетов (КНР, г. Урумчи), изучавших русский язык 2 года по учебникам «Русский язык для вузов» серии «Восток» (созданных в Китае) и приезжавших на годичную стажировку (3-й год изучения русского языка как иностранного) в Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ), с уровнем владения русским языком в объеме 1 сертификационного уровня (В1). Цель работы – представить систему диагностических заданий, которые позволяют выявить стартовые знания студентов-филологов о культуре страны изучаемого языка и изменения в их представлениях о реалиях культуры России в конце года обучения, определить базовые культурно-страноведческие сведения, усваиваемые в ходе обучения носителями системно различающихся культурных ценностей. Анализ педагогической, методической и учебной литературы по проблемам обучения иностранным языкам, в том числе русскому языку как иностранному, анкетирование инофонов с целью определения культурно-страноведческих знаний о России, метод описания, обобщения и систематизации полученных данных, метод тематической классификации культуроведческого материала, представленного в учебниках и в выполненных студентами заданиях. Новизна исследования определяется вводимым в научно-методический оборот материалом, полученным в результате опроса и анкетирования иностранных студентов-филологов и позволяющим изучать образ России, сложившийся у студентов-инофонов. Основные выводы проведенного исследования связаны с разработанной и апробированной системой диагностических материалов, направленной на определение уровня культурно-страноведческой компетенции (ее предметного содержания) у инофонов. Полученные материалы позволяют выявить у иностранных студентов-филологов базовые культурно-ориентированные знания о России, которыми они располагают после обучения вне языковой среды, а также отследить изменения, произошедшие в их представлениях о русской культуре за время обучения в России, и сделать выводы о доминирующих культурных ценностях России в языковом сознании иностранных обучающихся.
Современные стратегии и модели образования
Андреева Е.В. - Системный подход в изучении имиджа современных студентов c. 98-111

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.69113

EDN: TBVMTI

Аннотация: Объектом исследования является имидж студента профессионального учебного заведения (вуза). Предметом исследования является использование системного подхода в изучении процессов формирования и развития имиджа студентов. Целью исследования было определить место имиджа в системе профессионального образования, его функцию, выявить факторы, обеспечивающие процесс формирования и развития имиджа студента. Исследование было проведено на базе кафедры социально-культурного сервиса и туризма Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ им. М. К. Аммосова. На основе положений теории систем Т. Парсонса и структурно-функционального анализа, результатов исследований отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования имиджа подростков, молодежи, в том числе в процессе обучения, автор рассматривает профессиональное образование как социальную систему, в которой имидж студента выполняет несколько функций. В работе применены как теоретические, так и эмпирические методы, позволившие разработать модель имиджа студента профессионального образовательного учреждения, обобщить результаты проведенного исследования по изучению имиджа студентов Северо-Восточного федерального университета. Новизна исследования состоит в том, что была разработана модель имиджа студента профессионального учебного заведения, на основе которой проведено изучение структуры имиджа студентов высшего учебного заведения, процессов, которые происходят внутри имиджа как системы, условий и факторов, определяющих изменения в структуре имиджа. На основе проведенного исследования сделаны выводы о том, что имидж студентов является подсистемой социальной системы профессионального образования, одновременно выступая механизмом ее сохранения, а так же самостоятельной системой, генерирующей изменения внутри себя, что обеспечивает ее сохранность, равновесность и единство. Условием сохранения имиджа как системы является изменение структуры имиджа, которое происходит в образовательной среде вуза за счет интеграции разнообразных видов учебной, научной, проектной и организационной деятельности.
Слепцова М.В., Слепцова Н.А. - E-learning: к вопросу эффективности организации образовательного процесса в вузе c. 112-121

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.39438

EDN: WJMRUP

Аннотация: Предметом исследования является количественная оценка эффективности образовательного процесса в форме E-learning относительно классических и дистанционных форм его организации на примере элективного курса «Физическая культура и спорт». Объектом исследования является новая форма организации образовательного процесса в вузе – электронное обучение. Авторами рассматриваются особенности организации образовательного процесса в форме E-learning: постановка индивидуальной образовательной цели самим студентом, её формализация средствами виртуального образовательного пространства вуза, расчет индивидуальной образовательной траектории и её практическая реализация путем "проигрывания" студентом заданных педагогических ситуаций. Особое внимание уделено доказательству практической реализуемости в образовательном процессе основные положения известных педагогических концепций организации электронного обучения и получению количественных данных о реальной эффективности организации образовательного процесса в форме E-learning. Новизна проведенного авторами педагогического эксперимента заключается в том, что впервые элективный курс «Физическая культура и спорт» был в полном объеме реализован в форме электронного обучения, что позволило получить количественные значения параметров образовательного процесса (время достижения студентом индивидуальной образовательной цели, процент участников, гарантированно достигающих образовательной цели по отношению к общему количеству обучающихся и т.д.), доказывающих более высокую эффективность электронного обучения по сравнению с "классической" и "дистанционной" формами. Выявлен ряд негативных факторов, недостаточно освещаемых в теоретических исследованиях посвященных E-learning, но оказывающих серьезное влияние на эффективность образовательного процесса в указанной форме. Определены направления совершенствования образовательного процесса в форме E-learning для его реализации в образовательных учреждениях различного уровня.
Образование
Грибер Ю.А., Устименко Ю.А. - Цвет, основанный на фактах: эксплоративное исследование количества и качества знаний о цвете будущих российских дизайнеров c. 122-135

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.69016

EDN: WKTXRL

Аннотация: Актуальность представленного в статье исследования обусловлена новыми тенденциями в современном образовании, связанными с необходимостью грамотного внедрения результатов современных кросс-дисциплинарных исследований цвета в процесс профессиональной подготовки будущих дизайнеров. Цель работы заключается в том, чтобы, используя апробированную в Швеции и Великобритании методологию, установить количество и качество знаний о цвете будущих российских дизайнеров и сравнить эти параметры с соответствующими показателями иностранных студентов. Объектом исследования является цветокомпетентность российских студентов, предметом – кросс-культурные различия принципов и механизмов использования цвета в повседневной дизайнерской практике. Авторы подробно рассматривают основные направления исследований, составивших научную основу доказательного дизайна в области цветового проектирования. Для оценки количества и качества знаний студентов о цвете использовалась модифицированная методика Дж. Дженсенса и Б. Микеллидеса. Ответы собирались в ходе онлайн-опроса, в котором приняли участие 187 студентов программы «Дизайн» (147 женщин и 40 мужчин) в возрасте от 17 до 48 лет (средний возраст 20.43, SD=3.5). Основной вывод проведенного исследования заключается в том, что российские студенты имеют довольно высокий индекс знаний о цвете и по этому показателю даже превосходят студентов, обучающихся в Великобритании и Швеции. Величина индекса общих знаний о цвете практически совпадает у студентов первых и последних курсов. Более низкий индекс знаний о цветовом зрении пожилых людей у начинающих свое обучение студентов по сравнению с выпускниками коррелирует с различиями в выборе источников знаний о цвете. У студентов старших курсов наблюдается рост интереса к доказательному дизайну и изменение целевой установки на использование в разработке проектных решений классической теории цвета в сочетании с проверенными эмпирическими данными, что отражает антропологический поворот современного дизайна и урбанистики в целом. Результаты анализа имеют как практическую, так и теоретическую значимость и будут способствовать дальнейшему осмыслению художественного образования в мире.
Эффективность обучения
Гапонова Ж.К., Серогодская А.А. - Обучение студентов-африканцев русскому языку как иностранному в Центре открытого образования в республике Кот-д’Ивуар c. 136-151

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.69264

EDN: TSKYAJ

Аннотация: Авторами статьи рассматриваются особенности обучения русскому языку как иностранному (далее – РКИ) ивуарийцев в Центре открытого образования, созданного на базе университетов (Université méthodiste de Côte d’Ivoire, Université Félix Houphouët-Boigny, ETIC University) в октябре 2023 года в республике Кот-д’Ивуар при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Цель данного исследования - описание подходов к обучению ивуарийцев русскому языку с нуля и практики работы с африканскими студентами, позволяющей добиться интенсификации процесса обучения языку, оптимизации объема изучаемого материала, выбора эффективных методов и приемов, предложить практические советы преподавателям РКИ, начинающим осваивать африканский континент. Исследование базируется на принципах компетентностного, коммуникативно-деятельностного и этноориентированного подходов в обучении РКИ.   Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анкетирование, наблюдение, в том числе метод "неосознанного внутреннего наблюдения", статистические методы обработки результатов, сопоставление, обобщение практического опыта преподавания русского языка иностранным обучающимся. Реализация на пракике разработанной авторами статьи системы обучения ивуарийцев русскому языку с нуля показала, что наибольшей эффективности этот процесс достигает при учете особенностей африканской аудитории (эмоциональность, музыкальность, артистичность студентов) и включении большого количества визуальных, медиа и аудиоматериалов. Особое значение, по мнению авторов статьи, приобрели в процессе обучения приемы мелодизации и ритмизации лингводидактических материалов: они способствовали установлению доверительных отношений между преподавателями и студентами, раскрытию запросов ивуарийцев на содержание обучения, позволили учесть культурные интересы аудитории. Демонстрация уважительного отношения к русской и африканской культурам при разработке программы занятий осуществлялась с учетом контрастивного подхода, позволившего акцентировать внимание обучающихся на особенностях России в сопоставлении с Африкой. Использование игровых технологий дало возможность преподавателям по-разному преподносить материал студентам: работа в парах, группах (командах), быстрая смена видов деятельности, обусловленная игрой, способствовала установлению взаимных контактов в большой аудитории (численность студентов на занятии могла доходить до 100 человек), снятию напряжения при общении на неродном языке, ненавязчивому внедрению грамматического и лексического материала, а также интенсивному обогащению студентов-ивуарийцев сведениями о русской культуре.
Индивидуальный подход в образовании
Кукуев Е.А., Дзида Н.Н., Бузолина А.Н., Волосникова Л.М. - Анализ образовательных потребностей иностранных студентов в контексте дизайна образования c. 152-170

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.69330

EDN: GNEJFY

Аннотация: Предметом данного исследования являются образовательные потребности иностранных студентов, учет которых должен определять дизайн образования. Особое внимание уделяется культурным, учебно-педагогическим, социально-бытовым и коммуникативным аспектам. Анализируются различия между выборками иностранных студентов первого и второго курса для построения индивидуальных образовательных траекторий. Фокусируется внимание на исследовании представлений об образовании в России и реальном его осуществлении. Выделяются проблемы, с которыми сталкиваются студенты. Авторы подробно рассматривают учебную коммуникацию, как в отношениях с преподавателями, так и другими студентами. Отдельное внимание уделяется взаимоотношениям с преподавателем-женщиной и преподавателем-мужчиной. Актуализируется роль студенческих сообществ в адаптации иностранных студентов. Анализируется характер отношений в студенческой среде. Структурируются группы потребностей иностранных студентов первого и второго курсов. В исследовании приняли участие 63 иностранных студента. Первый курс – 39 человек. второй – 24. В эмпирической части использован опрос в форме анкеты. Вопросы формулировались в соответствии с выбранной теоретической моделью. Для повышения объективности из вопросов о персональных данных был убран вопрос о национальности. Анкета была составлена на русском и английском языках. Обработка результатов проводилась с помощью пакета статистических программ SPSS-23.0. Основными выводами проведенного исследования являются: недостаточная осведомленность студентов о стране обучения. На втором году обучения нужно активизировать тьюторское сопровождение. Выявлена актуальность потребности в более близком общении со своей семьей. Показан высокий уровень оценки взаимоотношений с педагогами, то есть безбарьерность в деловой коммуникации обеспечивает благоприятную основу для успешности образовательного процесса. Иностранные студенты позитивно настроены на взаимодействие, но психологически не в полной мере это реализуют. Для студентов первого года обучения актуальным является русский язык, в связи с чем актуализирована сфера общения и возможные проблемы из-за различий. Для иностранных студентов второго года обучения актуальным является факт интеграции в социокультурную и образовательную среду России.
Образование
У Ж. - Пути и перспективы развития высшего инклюзивного образования в России c. 171-185

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.69012

EDN: JMQMDV

Аннотация: Предмет исследования – проблема функционирования инклюзивного образования в российских университетах. Посредством анализа современных документов, провозглашающих право лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на получение качественного образования, а также реальной практики внедрения инклюзии в деятельность вузов автором делается попытка оценить уровень развития высшего инклюзивного образования в России. В работе описываются основные подходы вузов к обучению студентов с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья. Выявляются проблемы университетов, обусловливающие недостаточную готовность вузов к приему и обучению лиц с ОВЗ. Внимание автора акцентируется на способах преодоления выявленных трудностей, а также вопросах совершенствования процесса включения инклюзии в деятельность университетов путем проведения в организациях высшего образования самообследования на предмет готовности вуза к обучению студентов с ОВЗ и инвалидностью. При рассмотрении материалов законодательного и правового характера автором работы применялись такие методы исследования, как анализ, описание, синтез. Для выявления наиболее плодотворных способов организации доступной образовательной среды для лиц с ОВЗ в вузах также использовался метод анализа педагогического опыта. При формулировке выводов исследования оказались востребованными общетеоретические методы сопоставления и систематизации. Основным выводом проведенного исследования является утверждение о том, что российское высшее инклюзивное образование на сегодняшний день переживает лишь стадию своего развития, а об истинной инклюзивности в практике вузов России говорить пока рано. Однако в работе находят свое отражение те меры, которые предпринимаются университетами для обеспечения комфортных условий для обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью. Среди них: стремление к расширению специализированной материально-технической и дидактической базы, организация психолого-педагогического сопровождения рассматриваемой категории студентов и преподавателей, взаимодействующей с ней. Отмечается плодотворность внедрения курсов повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава, создания ресурсных учебно-методических центров. Новизна исследования заключается в том, что автором работы вводится понятие индекса инклюзивности – своеобразного итога саморефлексии деятельности университетом, позволяющего свидетельствовать о степени его готовности к приему студентов с ОВЗ. Также автором представляются основные компоненты индекса инклюзивности, необходимые для уточнения при составлении анкет для самообследования вуза.
Ценности и цели образования
Канныкин С.В. - Бег как средство обучения и воспитания в теоретическом наследии и в педагогических практиках выдающихся российских исследователей физической культуры второй половины ХIХ - начала ХХ века c. 186-204

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.39193

EDN: JAXLDZ

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена неудовлетворительным состоянием здоровья подрастающего поколения россиян, а также проблемами преподавания физической культуры в нашей стране. Одной из причин такого положения дел является явно недостаточно используемый в современном российском образовании потенциал разнообразных видов бега и основанных на нем упражнений. Известные российские педагоги второй половины XIX – начала ХХ века П. В. Тиханович, А. Г. Берглинд, П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, А. Д. Бутовский, В. Е. Игнатьев и В. Г. Ухов предлагают теоретическое обоснование и дают яркие примеры практического решения важнейших образовательных задач на основе активного применения в учебном процессе беговой локомоции. Предметом данного исследования является осмысление ими учебно-воспитательного потенциала бега как самого доступного и привлекательного для детей вида двигательной активности, обеспечивающего комплексное развитие личности. Как средство обучения и воспитания беговые упражнения позволяют достичь важнейших образовательных целей, нашедших свое выражение в основных принципах педагогики. Это обеспечивается естественным («инстинктивным») характером бега, что объясняет его пользу для здоровья, общедоступность и рекреативность; игровой формой беговых занятий; связью телесного и интеллектуального развития при осуществлении сложных беговых упражнений, приучением к работоспособности, основанной на навыке длительного волевого напряжения и «твердости духа», достижением изящности движений и пр. Автор приходит к заключению, что выдающиеся отечественные исследователи физической культуры П. В. Тиханович, А. Г. Берглинд, П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, А. Д. Бутовский, В. Е. Игнатьев и В. Г. Ухов раскрыли огромный образовательно-воспитательный потенциал бега, значимый для современных педагогических практик.
Мораль и нравственность
Сланов О.Т. - Цифровая образовательная среда как средство педагогической профилактики деформации правового сознания c. 205-217

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.68764

EDN: JNSGIR

Аннотация: В статье рассматривается проблема профилактики деформации правосознания в условиях цифровизации образования в современном обществе. Цель работы – анализ влияния цифровой среды на формирование, изменение, профилактику деформации правового сознания обучающихся и определение возможности использования цифровой среды в целях профилактики деформации правосознания обучающихся, его моделирования, коррекции, и необходимости внедрения в образовательные организации цифровых средств для достижения указанной цели. В статье затрагиваются основные факторы, которые традиционно оказывают влияние на процесс формирования и профилактики деформации правосознания и роль цифровой среды в этом вопросе. В данной работе с использованием в качестве основных методов исследования анализа и синтеза проанализированы исследования, касающихся цифровой и правовой грамотности граждан Российской Федерации. С учетом проведенного анализа даны рекомендации по формированию правосознания и педагогической профилактике его деформации у обучающихся в условиях цифровизации общества, а также необходимости внедрения в цифровую среду образовательной организации методов обучения и воспитания, направленных на формирование правосознания граждан, их гражданскую позицию, отвечающую требованиям становления правового государства и обеспечивающего развитие гражданского общества. Научная новизна работы заключается в том, что российскими учеными исследовались вопросы правосознания, профилактики его деформации и цифровизации образования, но в качестве самостоятельных вопросов в различных отраслях наук: юриспруденции, психологии, педагогики, социологии, философии и т.д. В настоящем исследовании данные вопросы рассмотрены во взаимосвязи и взаимообусловленности. В результате исследования установлено, что цифровая среда влияет на деформацию правового сознания обучающегося и может быть использована для обеспечения предотвращения искажения восприятия правовой действительности в образовательном процессе. Автором предлагаются определения таких понятий в педагогической науке как: «правосознание», «деформация правосознания», «педагогическая профилактика деформации правосознания».
Дидактика
Санина С.П., Енжевская М.В. - Формирование контрольно-оценочной самостоятельности у младших школьников в условиях заочной и очно-заочной форм обучения c. 218-227

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.39223

EDN: KJNEHH

Аннотация: Предметом исследования является формирование контрольно-оценочной самостоятельности у младших школьников в условиях заочной и очно-заочной форм обучения. Авторы обозначают проблему перехода обучающихся младшего школьного возраста на заочный формат обучения, сочетая очные и дистанционные формы. Подробно рассматривают такие аспекты темы, как показатели сформированности действия контроля у обучающихся, показана взаимосвязь действий контроля и оценки, описана специфика учебного действия оценки. Обозначена ключевая идея: передача обучающемуся функции контроля и оценки. Рассматривается контроль и оценка собственных результатов со стороны самого ребёнка. Особое внимание уделяется проведению формирующего эксперимента. Основным выводом проведенного исследования является подтвержденный факт о том, что в заочной и очно-заочной формах обучения работа с оценочными листами с выделением критериев оценки является эффективным средством формирования у младших школьников контрольно-оценочной самостоятельности. Результаты эксперимента показали, что в экспериментальном классе, самостоятельность учащихся стала выше, так как ученик несет ответственность за свое обучение. Основным вкладом авторов в исследовании темы является попытка решения проблемы использования педагогами методов и дидактических средств обучения, наиболее подходящих для эффективного практического применения в ситуации заочного и очно-заочного обучения.
Новые методики и технологии
Мирошин Д.Г., Мичурова Н.Н., Штерензон В.А. - Организация проектного обучения студентов в условиях социального партнерства колледжа вуза и предприятия c. 228-240

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.31929

EDN: KOFROP

Аннотация: Предметом исследования является процесс организации и осуществления проектного обучения студентов вуза и колледжа в условиях социального партнерства, созданного в системе учебно-профессионального взаимодействия колледж-вуз-предприятие. Объектом исследования является организация и технология проектного обучения студентов разработке технологических процессов изготовления деталей, реализуемая в системе учебно-профессионального взаимодействия колледж-вуз-предприятие. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как варианты организации социального партнерства образовательных организаций среднего профессионального, высшего образования и промышленных предприятий посредством использования реальных проектов и имитационного моделирования профессиональной деятельности специалиста в проектной деятельности студентов. Авторы подробно рассматривают поэтапную методику реализации технологии проектного обучения в ходе технологической подготовки студентов, ориентированной на формирование профессиональных компетенций и трудовых функций профессиональных стандартов. Приводятся результаты педагогического эксперимента по формированию технологических компетенций в ходе реализации проектного обучения в условиях профессионально-ориентированного образовательного пространства. Основные методы исследования: теоретический анализ опыта организации проектного обучения, синтез дидактических средств и методики проведения учебных занятий, сравнительный педагогический эксперимент. Основные выводы исследования заключаются в обосновании высокой педагогической эффективности организованного проектного обучения в условиях профессионально-ориентированного образовательного пространства, созданного на основе социального партнерства вуз-предприятие. Научная новизна исследования заключается в применении технологий проектного обучения в условиях квазипрофессиональной деятельности при выполнении студентами реальных проектов. Особым вкладом авторов в исследование является разработка модели совместной реализации технологии проектного обучения при подготовке студентов условиях социального партнерства в системе колледж-вуз-предприятие.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.