по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 01, 2021
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 18-03-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2021
Педагогика
Рудакова А.А., Зайцева А.С. - Элективные курсы "Учебная практика" и "Производственная практика" как средство формирования профессиональных компетенций школьников c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.1.34545

Аннотация: Предмет исследования – учебно-методическое обеспечение и организационно-педагогические условия интеграции профессионального обучения по профессии «Овощевод» в средней общеобразовательной школе.Методология исследования основана на сочетании теоретического и эмпирического подходов с применением методов анализа, педагогического проектирования, педагогического эксперимента, тестирования, опроса, обобщения, сравнения, синтеза. Актуальность исследования определяется важностью подготовки граждан (в том числе выпускников средней школ) к профессиональному самоопределению и выбору профессии, необходимостью изучения и проектирования соответствующих педагогических условий, включая профессиональное обучение по профессии «Овощевод». В данной статье рассматриваются элективные курсы учебной и производственной практик как эффективное средство формирования профессиональных компетенций школьников. Исследование эффективности элективных курсов учебной и производственной практик как средства формирования профессиональных компетенций школьников показало, что после прохождения учебной и производственной практик наблюдается повышение уровня сформированности профессиональных компетентностей у обучающихся. Сравнительный анализ результатов мониторинга «Устройство выпускников» за 2018 и 2020 год показал, что 100% обучающихся по рабочим программам элективных курсов более подготовлены к выбору своей будущей профессии, в отличие от выпускников 2018 года. Научная новизна связана с полученными эмпирическими данными, а также сформулированными выводами о том, что рассмотренный инновационный подход к обновлению содержания СОО за счёт интеграции с образовательной программой профессионального обучения, способствует достижению у обучающихся не только стандартных образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных), но и формированию профессиональных компетенций, которые полезны для осуществления трудовой деятельности и выбора будущей профессии.
Тлявсин И.Б. - Применение инновационных технологий в проектной деятельности обучающихся c. 14-24

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.1.34856

Аннотация: В статье исследуются особенности использования инновационных технологий в проектной деятельности в процессе учебной деятельности в общеобразовательной школе. Раскрывается суть проектной деятельности, современных инновационных технологий и информационно-коммуникационных технологий, способствующих развитию образовательного процесса на уроках технологии и на занятиях дополнительного образования в научно-техническом направлении. По мере появления определенных навыков и качеств ученика возникает важность обучения с использованием инновационных технологий. Объектом исследования является организация учебной деятельности в общеобразовательной школе. Предметом работы являются инновационные технологии в проектной деятельности в процессе учебной деятельности. Цель работы: показать необходимость внедрения инновационных технологий в проектную деятельность на уроках технологии и на занятиях дополнительного образования. Основными методами работы являются: анализ, синтез, сравнительный анализ в области инновационных технологий. Результатом работы является определение важности использования в проектной деятельности инновационных технологий. Научная новизна характеризуется тем, что с развитием научно-технического прогресса во всех областях науки и жизни, уровень участия школы остается незначительным и требует активного развития. Были сформулированы выводы о важности использования инновационных технологий в проектной деятельности, с целью развития определенных навыков и способностей у обучающихся.
Образование
Аржакова М.И., Егорова К.Е. - Оценка профессиональной компетентности будущих учителей химии в современных условиях c. 25-35

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.1.34367

Аннотация: Внедрение в высшей школе новых нормативных документов как ФГОС, профессиональные стандарты и другие, поставили задачу реализации компетентностного подхода в обучении. При этом доказательной базой гарантии качества подготовки выпускника выступают компетенции как ожидаемые результаты. Однако на сегодняшний день не разработаны унифицированные формы оценки качества образования в целом. Предметом исследования является формирование и оценка сформированности профессиональных компетенций студентов по направлению 44.03.01 Педагогическое образование (профиль: Химия), 44.03.05 Педагогическое образование (профиль: Биология и Химия). Целью данного исследования является формирование профессиональной компетентности студентов в условиях классического университета через создание системы профессионально-ориентированных учебных заданий. В статье для создания теоретической платформы исследования особое внимание обращено теоретическим вопросам формирования профессиональной компетентности студентов педагогического образования, также представлены требования, предъявляемые к оценочным средствам, структура оценочных средств. В этой связи авторами использованы общетеоретические методы обобщения, систематизации, анализа, сравнения. Новизной исследования является постановка и выявление путей решения проблемы формирования профессиональной компетентности студентов педагогического направления в условиях классического университета, определение критериев и показателей профессиональной подготовки будущих учителей химии, ориентированных на реализацию новой образовательной политики. В ходе исследования авторы приходят к выводу о том, что практико-ориентированные учебные задания являются одним из средств формирования и оценки сформированности профессиональных компетенций студентов педагогического направления.
Ливенцова Е.Ю., Обуховская В.Б., Фахретдинова А.П., Ларионова А.В., Малкова И.Ю. - Организация и условия профессиональной деятельности преподавателя: сравнительный анализ опыта работы в российских и зарубежных университетах c. 36-49

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.1.34742

Аннотация: Предметом исследования являются условия профессиональной деятельности преподавателя, которые рассматриваются через призму организации кампусного пространства университета (на примере сравнительного опыта работы в российских и зарубежных вузах). К необходимым условиям профессиональной деятельности были отнесены следующие компоненты: пространственная организация кампуса, включая безопасность и комфорт; организационная среда; качество взаимоотношений с субъектами кампусного пространства; возможность для профессионального и личностного развития; языковая и культурная среды. В качестве методов исследования использовались анкетирование и эссе на заданную тему. В исследовании приняли участие преподаватели, имеющие опыт работы в отечественных и зарубежных университетах. Научная новизна исследования связана с выявлением психологических факторов, обеспечивающих эффективность жизнеосуществления и профессиональной деятельности преподавателя в образовательном пространстве кампуса, что позволит в дальнейшем разработать стратегии и способы оптимизации этих процессов. В ходе исследования было установлено, что для успешной профессиональной деятельности преподавателю необходимо ощущать физический и психологический комфорт и безопасность в пространстве кампуса. Эффективно организованное кампусное пространство влияет на успешность профессиональной деятельности преподавателя. В сравнении с российскими университетскими кампусами зарубежные все еще превосходят по качеству оснащенности рабочих мест, развитости цифровой среды, эффективности и экологичности организации трудам и режима рабочего времени. Результаты исследования могут быть использованы для оптимизации условий профессиональной деятельности преподавателей и повышения конкурентоспособности университета.
Роднаева О.А., Тыхеева Н.А., Етобаева И.Г., Капустина Ю.А., Ламажапова Г.П. - К вопросу формирования культуры здорового образа жизни студентов, как неотъемлемой части процессов воспитания и обучения c. 50-57

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.1.34925

Аннотация: В педагогической теории и практике проблема формирования здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ) учащихся занимает одно из приоритетных мест, так как сохранение и укрепление здоровья населения – одна из главных стратегических задач развития страны, регламентируемая федеральными нормативно-правовыми документами. Статья посвящена формированию культуры здорового образа студентов, как одному из приоритетных задач воспитательной и образовательной деятельности медицинского ВУЗа. Авторами проведены исследования по оценке приверженности студентов 2-3 курсов медицинского института здоровому образу жизни по валидизированной методике, в рамках федерального приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни». Результаты самооценки здоровья студентами показали, что наибольшее количество опрошенных студентов оценивает свое индивидуальное здоровье как хорошее (55,8% студентов). При этом мониторинг приверженности ЗОЖ выявил, что доля курящих и употребляющих алкоголь студентов составила 15,8% и 21,9%. соответственно, а физическая активность не соответствует рекомендуемым нормам у 59,6% студентов. В ходе исследований был определен индекс приверженности ЗОЖ у студентов в первую очередь связан с некачественным, несбалансированным питанием, пищевыми привычками, а также низким материальным положением значительной части студентов. Оценка индекса приверженности ЗОЖ у студентов медицинских образовательных организаций показала крайне низкие значения. Так, только 2,6% студентов имеют высокий показатель индекса и лишь 39% - удовлетворительный, в половом различии у девушек отмечены незначительно лучшие показания, по сравнению с юношами. Таким образом, результаты свидетельствуют о низкой культуре здоровья студентов, что определяет важность повышения эффективности преподавания основ ЗОЖ в рамках учебных образовательных программ, внедрения в воспитательный и образовательный процесс новых методов и форм обучения, направленных на формирование компетентности будущих врачей в области ЗОЖ.
Гончарова Н.В., Баклыская Л.Е., Задохина М.Б., Денисова А.А. - Воспитательное значение выездной практики для студентов архитектурных специальностей c. 58-71

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.1.35098

Аннотация: Предметом исследования является профессиональная подготовка студентов архитектурных направлений и необходимость выездных учебных практик в исторические города России и зарубежья. Актуальность темы заключается в том, что важность подобных практик ставиться под сомнение в процессе разработки новых основных образовательных программ. Анализируется исторический аспект, рассматривается роль практики в профессиональной подготовке, выявляются особенности восприятия действительности будущими архитекторами и дизайнерами и познавательной деятельности в условиях пленэра. Сформулированы и обоснованы цели и задачи, направленные на развитие у обучающихся знаний, умений и навыков, приобретаемых в ходе выездных практик. Исследование опирается на опыт проведения российских и зарубежных практик Институтом архитектуры и дизайна Тихоокеанского государственного университета. Авторы статьи представляют позиции организаторов, руководителей и участников выездных практик. Основными выводами исследования является то, что в ходе прохождения практик происходит не только погружение в историческую среду и освоение ее средствами изобразительных искусств, что само по себе является неотъемлемой частью профессионального образования. Опыт, который обучающийся получает в период выездной практики, является незаменимым и обязательным для самосовершенствования будущих архитекторов и дизайнеров и становления личности в соответствии с современными требованиями.
Педагогика
Кузнецов Ю.Н. - Общая теория функциональных систем как теоретико-методологическая основа педагогической системы обеспечения качества c. 72-80

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.1.32844

Аннотация: Предметом настоящего исследования является педагогическая система обеспечения качества. Цель работы заключается в поиске инновационных путей развития теоретико-методологических основ построения педагогической системы обеспечения качества в высшем учебном заведении. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как построение сложных педагогических систем, которое осуществляется по иерархическому принципу компоновки составляющих её элементарных педагогических единиц (педагогических подсистем), из которых как из «кирпичиков» создаётся разветвлённая архитектура сложной педагогической системы, зависящая от цели и задач решения педагогической проблемы (в настоящем исследовании это проблема обеспечения качества). Методология исследования основана на продуктивном теоретико-методологическом сопряжении концепции общей теории функциональных систем (П. К. Анохин) и теории педагогических систем (Н. В. Кузьмина), а также сопоставительном анализе аналогий педагогической системы обеспечения качества (по авторской версии) и классической функциональной системы поведенческого акта живого организма. В результате исследования разработана обобщённая архитектура педагогической системы обеспечения качества вуза. Новизна исследования заключается в том, что в общую классификацию педагогических систем профессионального образования вводится понятие «педагогическая система обеспечения качества», как частный случай функциональных систем. Результаты исследования могут быть использованы для создания ситуационной службы прогнозирования и коррекции полезного приспособительного результата действия педагогической системы с целью повышения качества образования в вузе.
Ценности и цели образования
Лескова И.А. - Шаги к постнеклассической методологии высшего образования (логико-смысловой подход) c. 81-102

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.1.34084

Аннотация: Постнеклассический характер изменений в образовании актуализирует необходимость трансформации его методологических оснований. Цель статьи – предложить новый ракурс осмысления методологии образования, на его основе рассмотреть шаги к её постнеклассической трансформации. Работа выполнена с опорой на теоретико-методологические положения логико-смыслового подхода, в фокусе внимания которого законы смыслополагания. В статье рассмотрены объектная и субъектная логико-смысловые закономерности работы сознания, присущие классической и постнеклассической картине мира. Подтверждена примерами сообразность объектной логике работы сознания методологических оснований действующей в образовательной практике высшей школы системы обучения. На примерах показана ограниченность их методологических возможностей в решении современных задач познания и практики. В статье предложен и рассматривается методологический принцип субъекта, определяющий человекоразмерность и коммуникативную выстроенность методологической системы образования, что обеспечивает её соответствие постнеклассической методологии науки. Показан ряд изменений в системе обучения, методологически обоснованных принципом субъекта. Выделенные автором логико-смысловые закономерности работы сознания могут быть использованы как инструмент понимания и объяснения компонентов образовательного процесса, а также их проектирования и управления. Автором предложено нелинейное построение содержания образования. Оно может стать основой проектирования модели обучения, способной учитывать индивидуальные характеристики обучающихся и реализующей образовательный потенциал как традиционной, так и инновационной систем обучения.
Личность и личностный рост
Кузьмина А.С., Прайзендорф Е.С., Юсупов П.Р., Мардасова Т.А. - Динамика субъектности в студенческом возрасте c. 103-113

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.1.26121

Аннотация: В статье представлены результаты исследования взаимосвязи субъектности и самоактуализации студентов старших и младших курсов. Становление субъектности предполагает изменения в ценностно-смысловом отношении студента к себе, к дальнейшему развитию, университетскому образованию. Субъектность играет важную роль в становлении и самоактуализации личности, развитии личностного потенциала. В статье представлены результаты лонгитюдного исследования субъектности студентов. Объект исследования: субъектность личности. Предмет исследования – процесс социально психологической адаптации студентов на различных этапах обучения в высшем учебном заведении. Цель исследования - динамика развития субъектности личности студента в контексте социально-психологической адаптации студентов на различных этапах обучения в высшем учебном заведении. Методология исследования: Культурно-исторический подход Л.С. Выготского; научная школа субъектного подхода в психологии С. Л. Рубинштейна - А.В. Брушлинского и К.А. Абульхановой–Славской, теория субъектности М.В. Исакова. Методики исследования: опросник «Показатели и структура субъектности» В. М. Исакова; самоактуализационный тест (САТ). Методы математико-статистического анализа полученных данных: U-критерий Манна –Уитни,.Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS 23.00. Новизна исследования. В статье показана динамика развития субъектности студентов в период обучения в вузе. Основные выводы по работе: Доказана положительная динамика развития субъектности студентов. Для студентов старших курсов характерен более высокий показатель общей субъектности. Студенты старшего курса обладают большей рефлексией, ответственностью, организованностью, верностью собственным решениям. Студенты на младшем курсе демонстрируют большую креативность в сравнении со студентами на старшем курсе.
Новые методики и технологии
Вафина А.Х., Халитова Л.К. - Технология MakerSpace и цифровая среда для речевого развития дошкольника-билингва: опыт интеграции c. 114-124

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.1.34824

Аннотация: Целью исследования является изучение эффективных способов внедрения цифровых образовательных технологий в систему деятельности дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность в билингвальной среде. Предметом исследования выступают цифровые образовательные ресурсы и инновационные технологии в области речевого развития дошкольников. В ходе проведения исследования использовались методы наблюдения, анализа, сравнения для идентификации сущностно-содержательных различий традиционного и инновационного подходов в системе дошкольного образования; метод количественного анализа качественных показателей в области речевого развития для установления ключевых компетенций, формируемых посредством цифровизации образования в сочетании с технологией MakerSpace. Область применения: технология реализации инновационного комплексного подхода к формированию развивающей среды в эпоху цифровизации адресована специалистам в области дошкольного образования. Новизна исследования: опытным путем обоснована эффективность внедрения в практическую деятельность дошкольного образовательного учреждения цифровых образовательных ресурсов по развитию коммуникативных навыков детей-билингвов в сочетании с технологией MakerSpace. Результаты исследования: раскрыты сущность и преимущества внедрения инновационных концепций обучения, основанных на цифровых технологиях; доказана необходимость комплексного подхода к внедрению цифровых ресурсов в практику деятельности дошкольного образовательного учреждения, обоснована эффективность реализации комплексного подхода к организации развивающей среды для развития коммуникативных навыков детей в возрасте 3-7 лет средствами русского языка. Полученные результаты реализации эксперимента в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан доказывают эффективность создания единой развивающей среды. Данная среда создается совместными усилиями педагогов и самих воспитанников на занятиях с использованием цифровых образовательных ресурсов. Полученные первичные знания в последствии закрепляются опытным путем в ходе реализации творческой созидательной деятельности осуществляемой с применением технологии MakerSpace.
Лисаускайте В.В. - Особенности применения педагогических методов в рамках преподавания магистерской дисциплины «Особенности правового и организационного сотрудничества государств в области защиты от бедствий в рамках региональных механизмов» c. 125-133

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.1.34950

Аннотация: Предметом исследования данной научной статьи выступают особенности применения современных методов преподавания в высшей школе на примере обучения в рамках магистерской учебной дисциплины «Особенности правового и организационного сотрудничества государств в области защиты от бедствий в рамках региональных механизмов», реализуемой в магистерской программе «Право в сфере региональных международных отношений». В качестве методов исследования использованы метод анализа, сравнения, индукции и дедукции, которые позволили более наглядно раскрыть характеристику преподавания новой магистерской дисциплины. Автор раскрывает характеристику традиционных методов преподавания с учетом особенностей рассматриваемой дисциплины, предлагает различные формы их реализации для повышения качества преподавания. Основными выводами автора является позиция, что в современной педагогике высшей школы крайне важно применять весь комплекс существующих методик обучения, подбирая каждую с учетом темы курса, контингента и уровня образования студентов, а также иных критериев. Подчеркивается, что современное обучение должно быть насыщено, как пассивными, так и интерактивными методами вне зависимости от специальности и выбранной дисциплины. Особое значение этот факт приобретает относительно магистерского уровня образования. Автор в своей работе использует позиции различных исследователей в области педагогики и психологии, отраженные в соответствующих научных статьях по тематике. Как правило, методика преподавания в научной литературе характеризуется с позиции теории. В то же время, ученым представляется интересным и значимым ознакомить читателя с опытом коллег относительно применения этих методов в своей профессиональной педагогической деятельности. Поэтому, на наш взгляд, тематика научного исследования представляется весьма актуальной и новой в научной публицистике, что может способствовать дальнейшему развитию повышения качества используемых методов в преподавании современной высшей школы.
Индивидуальный подход в образовании
Розин В.М. - Концептуальные основания инклюзивного образования c. 134-144

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.1.35107

Аннотация: В статье рассматривается противоречие между новыми принципами концепции инклюзивного образования и отсылкой в качестве основания этой концепции к теории формирования. Индивидуализация образования – одна из центральных идей концепции инклюзивного образования, поскольку здесь нельзя как в традиционном образовании и концепции формирования считать, что индивида можно свести к усредненному типу, а развитие учащихся представить как происходящее в форме единой траектории и общей закономерности для всех. Осмысление автором тьюторского движения и опыта позволили сформулировать подход и методологию, альтернативную концепции формирования, позволяющую понять и обосновать реальный опыт инклюзивного образования.   Перечисляются положения нового подхода: разные траектории развития для разных типов личности; учет сложившихся в предыдущем развитии структур и вмененностей; создание в коммуникации семиотической среды, позволяющей личности реализовать свои потенции, обусловливающей новое видение и понимание; три задачи сопровождения – инициация проблем и ситуаций становления нового, помощь в разрешении этих проблем и сопровождении развития, направление становления и развития в лоно культуры; различение доличностных и личностных форм («прамы» и субъективности). Для разъяснения этих положений анализируются два кейса (процесс открытия в рисунке изображения, а также история, имевшая место в подростковом возрасте с Карлом Юнгом). Этот анализ позволил охарактеризовать концептуальное основание инклюзивного образования. В конце статьи вводятся понятия «социального тела» и «рефлексивных практик», которые наряду с положениями Л.С. Выготского (обходного пути, опоры на те психические структуры, которые есть у ребенка, понимание источника развития как социального феномена, а не биологического) могут быть использованы для развития инклюзивного образования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.