Статья 'Технология MakerSpace и цифровая среда для речевого развития дошкольника-билингва: опыт интеграции ' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Технология MakerSpace и цифровая среда для речевого развития дошкольника-билингва: опыт интеграции

Вафина Алсу Хадиевна

кандидат филологических наук

доцент кафедры русской и зарубежной литературы Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"

420000, Россия, республика Татарстан, г. Казань, ул. Татарстана, 2, каб. 214

Vafina Alsu Hadievna

PhD in Philology

Docent, the department of Russian and Foreign Literature, Kazan (Volga Region) Federal University

420000, Russia, respublika Tatarstan, g. Kazan', ul. Tatarstana, 2, kab. 214

alsu_vafina@mail.ru
Халитова Лилия Камилевна

кандидат филологических наук

доцент кафедры романо-германской филологии Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"

420000, Россия, республика Татарстан, г. Казань, ул. Татарстана, 2, каб. 420

Khalitova Liliya Kamilevna

PhD in Philology

Docent, the department of Romano-Germanic Philology, Kazan (Volga Region) Federal University

420000, Russia, respublika Tatarstan, g. Kazan', ul. Tatarstana, 2, kab. 420

lilia_khalitova@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0676.2021.1.34824

Дата направления статьи в редакцию:

10-01-2021


Дата публикации:

18-03-2021


Аннотация: Целью исследования является изучение эффективных способов внедрения цифровых образовательных технологий в систему деятельности дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность в билингвальной среде. Предметом исследования выступают цифровые образовательные ресурсы и инновационные технологии в области речевого развития дошкольников. В ходе проведения исследования использовались методы наблюдения, анализа, сравнения для идентификации сущностно-содержательных различий традиционного и инновационного подходов в системе дошкольного образования; метод количественного анализа качественных показателей в области речевого развития для установления ключевых компетенций, формируемых посредством цифровизации образования в сочетании с технологией MakerSpace. Область применения: технология реализации инновационного комплексного подхода к формированию развивающей среды в эпоху цифровизации адресована специалистам в области дошкольного образования. Новизна исследования: опытным путем обоснована эффективность внедрения в практическую деятельность дошкольного образовательного учреждения цифровых образовательных ресурсов по развитию коммуникативных навыков детей-билингвов в сочетании с технологией MakerSpace. Результаты исследования: раскрыты сущность и преимущества внедрения инновационных концепций обучения, основанных на цифровых технологиях; доказана необходимость комплексного подхода к внедрению цифровых ресурсов в практику деятельности дошкольного образовательного учреждения, обоснована эффективность реализации комплексного подхода к организации развивающей среды для развития коммуникативных навыков детей в возрасте 3-7 лет средствами русского языка. Полученные результаты реализации эксперимента в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан доказывают эффективность создания единой развивающей среды. Данная среда создается совместными усилиями педагогов и самих воспитанников на занятиях с использованием цифровых образовательных ресурсов. Полученные первичные знания в последствии закрепляются опытным путем в ходе реализации творческой созидательной деятельности осуществляемой с применением технологии MakerSpace.


Ключевые слова:

Дошкольное обучение, технология MakerSpace, цифровые образовательные ресурсы, речевое развитие, билингвизм, русский язык, развивающая среда, интеграция, комплексный подход, социокультурные компетенции

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект №17-29-09128.

Abstract: The goal of this article consists in examination of the effective ways of implementation of digital educational technologies into the system of preschool educational institutions functioning in a bilingual environment. The subject of this research is the digital educational resources and innovative technologies in the area of speech development of preschoolers. The technology of implementation of innovative comprehensive approach towards creating a developing environment in digitalization era is addressed to the experts in preschool education. The novelty of this work lies in substantiation of the effectiveness of implementation into the practice of preschool educational institutions  of digital educational resources for the development of communication skills of bilingual children in using the MakerSpace technology. The article reveals the essence and advantages of introduction of the innovative concepts of teaching that are founded on digital technologies; underlines the need for a comprehensive approach towards implementation of digital resources into the practice of preschool educational institutions; substantiates the effectiveness of implementation of comprehensive approach to the organization of a developing environment for the development of communication skills of children 3-7 years of age by means of the Russian language. The results of the conducted experiment in preschool educational institutions of the Republic of Tatarstan prove the effectiveness of creating a single developmental environment. Such environment is being formed by the joint efforts of the pedagogues and preschool students using the digital educational resources during classes. The acquired rudimental knowledge is solidified with experience in the course of realization of creative activity using the MakerSpace technology.


Keywords:

Еarly childhood education, MakerSpace technology, Digital Learning Objects, Speech Development, Bilingualism, Russian Language, Developing Environment, Integration, Integrated Approach, Socio-cultural Competencies

Введение

Современная система образования не может существовать без учета особенностей функционирования социума в эпоху цифровизации и глобализации. Образовательная модель, реализуемая в изменившихся геополитических условиях, должна отвечать следующим критериям: мультизадачность, мобильность, наличие технических возможностей для осуществления виртуальной коммуникации [14]. Внедрение обозначенных критериев в качестве ключевых показателей для оценки эффективности осуществления педагогической деятельности потребовало пересмотреть уже существующие методы и приемы, а также предложить альтернативные варианты реализации образовательных практик [2, c. 23]. Перед научным и педагогическим сообществами была поставлена задача поиска наиболее продуктивных методов, способствующих реализации обозначенных выше критериев, а также формирования эффективного инструментария для развития коммуникативных навыков в условиях цифровизации и глобализации с первых дней социализации личности [1, c. 21]. Согласно ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) начинается этот процесс в дошкольном образовательном учреждении, выступающем в качестве первой ступени в системе непрерывного образования в РФ. Цель настоящего исследования - изучение возможностей web-площадки MakerSpace для занятий в дошкольных образовательных организациях, осуществляющих свою деятельность в билингвальной среде.

Методология исследования

Существующие на сегодняшний день педагогические формы, применяемые для реализации комплексного подхода, отвечающие критериям мультизадачности, мобильности, осуществления виртуальной коммуникации были рассмотрены в рамках реализации проекта «Модель развития русской речи и социокультурных компетенций детей 3-8 лет, проживающих в полилингвальных регионах Российской Федерации и за рубежом, посредством цифровых обучающих объектов» грант РФФИ № 17-29-09128 на примере ряда детских садов, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Татарстан. В частности, был изучен опыт интеграции цифровых ресурсов в развивающую среду на примере детских образовательных учреждений городов Альметьевск, Арск, Тетюши, Богатые Сабы РТ. Группа ученых в рамках обозначенного выше проекта проанализировала деятельность пяти дошкольных образовательных учреждений, в которых осуществляется развитие коммуникативных навыков в билингвальной среде совместно с применением цифровых обучающих программ. Опыт осуществления коммуникативной деятельности с учетом современных образовательных требований был резюмирован в ходе проведения практических семинаров, проведенных на базе следующих экспериментальных площадок:

1) МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 46 «Золушка» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан;

2) МБДОУ «Тюлячинский детский сад №2» Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан;

3) МБДОУ «Тюлячинский детский сад №3» Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан;

4) МБДОУ «Сабинский детский сад общеразвивающего вида №3 «Шоколад» Сабинского муниципального района Республики Татарстан»;

5) МБДОУ «Арский детский сад №10» Арского муниципального района Республики Татарстан.

Для изучения эффективных форм и методов интеграции цифровой среды были выбраны возрастные группы детей 3-4 лет, 5-6 лет. Исследование проводилось в период с ноября 2019 года по март 2020 года. В исследовании участвовали воспитанники пяти дошкольных образовательных учереждений. Общее количество детей, задействованных в эксперименте, составило 266 человек. Из них 112 детей 3- 4 лет и 154 ребенка 5-6 лет.В каждом из детских садов были определены по 2 экспериментальные и 2 контрольные группы. Контингент участников эксперимента представлен в Таблице 1. Количественные показатели по реализации эксперимента.

Таблице 1. Количественные показатели по реализации эксперимента.

Наименование дошкольного учреждения

3-4 года. Контрольная группа.

Количество детей

3-4 года. Экспериментальная группа. Количество детей

5-6 лет. Контрольная группа. Количество детей

5-6 лет. Экспериментальная группа.

Количество детей

1

МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 46 «Золушка» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан

11

8

14

15

2

МБДОУ «Тюлячинский детский сад №2» Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан

12

9

18

16

3

МБДОУ «Тюлячинский детский сад №3» Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан

16

8

14

15

4

МБДОУ «Сабинский детский сад общеразвивающего вида №3 «Шоколад» Сабинского муниципального района Республики Татарстан»

13

12

17

16

5

МБДОУ «ЦРР МБДОУ «Арский детский сад №10» Арского муниципального района Республики Татарстан

14

15

15

14

Итого

60

52

78

76

В представленных выше детских садах осуществлялось погружение воспитанника в проблемную ситуацию не только на занятиях по развитию речи, но также и во всех видах игровой и развивающей деятельности, осуществляемых в режимных моментах, направленных на развитие ключевых коммуникативных навыков ребенка. Во время занятий по формированию коммуникативных навыков применялись цифровые обучающие программы, разработанные для обучения русскому языку детей-билингвов. В частности, в практику работы был внедрен онлайн продукт «Живые сказки» [4], предназначенный для развития русской речи детей 3-5 лет, проживающих в полилингвальных регионах Российской Федерации и за рубежом.

Реализация эксперимента по определению эффективности формирования коммуникативных навыков средствами русского языка в билингвальной дошкольной среде, формируемых посредством цифровизации образования, базировалась на изучении международного опыта в области цифровизации образовательного процесса [6],[8],[12-13], а также на анализе результатов наукометрических данных (анкетирование, анализ речемыслительных способностей, скорость переключения на русскую социокультурную среду, богатство лексико-грамматического словаря).

В качестве методов исследования использовались анкетирование, дидактический эксперимент, а также общенаучные методы анализа, обобщения, классификации полученных результатов.

В качестве критериев для определения эффективности применения возможностей web-площадки MakerSpace и цифрового образовательного ресурса "Живые сказки" для речевого развития дошкольников в билингвальной языковой среде выступили анализ наукометрических показателей, полученных в ходе анкетирования педагогов по определению эффективности применения гибридного формата обучения для развития речи детей в экспериментальных группах на начальной стадии, промежуточном этапе и после окончания эксперимента, также был проведен анализ речемыслительных способностей детей для определения скорости переключения на русскую социокультурную среду, богатства лексико-грамматического словаря. В качестве инструментария использовались диагностические тесты Ушаковой О.С., Струниной Е.М. [9].

Результаты исследования

Проведенное исследование позволило идентифицировать сущностно-содержательные различия между традиционным образованием и инновационным подходом к процессу речевого развития дошкольника-билингва, относящегося к поколению цифровых аборигенов. Опыт внедрения прикладных разработок в практику работы по развитию речи современных билингвов позволил раскрыть технологический аспект цифрового образования, а также детально изучить его содержательные возможности. Данные результаты показали, что дошкольное образование показывает свою эффективность в адаптации воспитанников к современным социально-экономическим и культурным условиям при осуществлении развивающей деятельности с учетом возможностей информационных технологий. В техническом плане современная образовательная инфраструктура должна отвечать следующим требованиям: беспроводные технологии, маршрутизаторы с удаленным доступом, а также инструменты совместной работы с обучающимися в интеллектуальной среде для реализации реальных проектов. Особое внимание необходимо уделить внедрению цифровых медийных элементов представления учебных материалов [6, c. 115]. Это, в свою очередь, вызывает изменения в способах контактной работы с обучающимися. Для работы с детьми дошкольного возраста необходимо использовать цифровой продукт, в основу которого заложен принцип культуросообразности (знакомство с реалиями изучаемой языковой культуры), что способствует формированию речемыслительных навыков в рамках культурных и исторических ценностей изучаемой культуры [11]. В то время как мультизадачность и визуальная информативность продукта расширяют функциональные возможности традиционных приемов, используемых для формирования когнитивных навыков. Заложенная в цифровой продукт форма стимуляции различных видов деятельности учащихся, возможность осуществления активной коммуникативной деятельности, предоставление лидирующей роли в процессе обучения-игры в виртуальном пространстве, наличие видов продуктивной деятельности в соответствии с психологическими особенностями дошкольника (система поощрений, возможность выбора маршрута обучения, задания, нацеленные на интерактивную деятельностную коммуникацию) активизируют речемыслительные процессы, осуществляемые в новой культурной среде посредством русского языка как инструмента, необходимого для продуцирования личного опыта дошкольника на новые социо-культурные реалии.

Вместе с тем внедрение цифрового продукта не только усиливает интерес ребенка к процессу познания, но и обозначает новую проблемную зону. Отличительная особенность дошкольного возраста заключается в психофизиологической потребности в активной физической деятельности. Эффективным решением в этом случае является сочетание методик по внедрению информационных ресурсов в образовательный процесс с возможностями, которые предлагает технология MakerSpace для создания развивающей среды. MakerSpace – это термин, широко используемый в западной педагогике для обозначения творческих лабораторий [10]. Зачастую основной акцент делается на технологической стороне данного пространства, когда говорят о применении компьютерных технологий, 3D принтеров для осуществления деятельности в подобных творческих зонах [12]. Следует особо подчеркнуть, что применение этой технологии не ограничивается только цифровизаций, конечный результат деятельности этой лаборатории предполагает создание продукта, изготовленного в том числе и с применением ручного труда: это может быть работа с деревом, тканью, бумагой, либо иным природным материалом.

Внедрение технологии MakerSpace для развития речевых навыков дошкольников-билингвов средствами русского языка показало, что применение этой технологии эффективно при осуществлении гибридной формы работы в организации педагогического процесса. Использование цифровой образовательной программы в ходе осуществления целенаправленной деятельности по развитию речи на занятии с последующей актуализацией социо-культурного компонента в организации деятельности ребенка в режимных моментах с использованием возможностей, которые предоставляет технология MakerSpace, позволяет задействовать все три составляющие, необходимые для эффективной реализации коммуникативной деятельности воспитанника: аксиологическую (ценностную), технологическую и персоналистическую (личностно-творческую) [8, c. 124]. В детском образовательном учреждении создается комплексная развивающая среда, направленная на стимулирование творческого потенциала личности, отвечающая его внутренним потребностям в осуществлении познавательной деятельности.

Процесс обучения выстраивается таким образом, что после целенаправленного занятия по освоению новых речевых моделей и знакомства с социокультурным контекстом функционирования этих единиц, детям предоставляется свободное время для занятий в творческой лаборатории или специально оборудованном пространстве, оснащенном необходимыми материалами, для реализации или конструирования идей, предложенных их онлайн-друзьями-сверстниками. Перед детьми ставится задача по решению посильной им проблемы (найти наиболее подходящее жилье для их нового цифрового друга, составить меню на день из полезных продуктов). Поставленная задача стимулирует познавательную активность воспитанников. На этой стадии осуществляется творческая и практическая деятельности, отвечающие их потенциальным и психофизиологическим потребностям. Наличие развивающего пространства позволяет овладеть практическими навыками по применению полученных знаний. Например, конструируется безопасная траектория движения городского транспорта при помощи деревянных конструкторов, осуществляется резьба по дереву под руководством педагога для изготовления деревянной модели виртуального сверстника, рисование по ткани, используется техника декупажа, идет работа над сервировкой обеденной зоны. Все эти виды деятельности – это варианты творческой реализации проблемной ситуации, обозначенной на занятии в процессе знакомства с новой реальностью из жизни виртуальных сверстников. Если цель программного продукта – мотивация к осуществлению речемыслительной деятельности, связанной с освоением новой социокультурной реалии [3, c. 40], то задача, которая стоит перед педагогом при оборудовании пространства для практической реализации технологии MakerSpace – обеспечение созидательной и творческой деятельности, поиск практического решения проблемы [6].

Основной акцент в ходе осуществления практической деятельности направлен на сам процесс созидания. Дети не получают готовой модели для подражания. Задача педагога – показать пути решения предложенной задачи. В соответствии со своими интересами дети объединяются в игровую мини-группу, их цель – представить свой оригинальный путь осмысления конкретной задачи. Такая совместная деятельность позволяет объединить виртуальную среду, в которую погружается ребенок на занятии по развитию речи, с учебной познавательно-развивающей средой, создаваемой непосредственно на территории детского учреждения. Представленная форма интеграции стимулирует речемыслительную активность дошкольников, занятых общим созидательным процессом.

Интегрирование цифрового продукта в развивающую среду детского образовательного учреждения, а также использование развивающих возможностей, заложенных в технологию MakerSpace, необходимых для формирования практикоориентированного обучения, выявляют ряд ключевых преимуществ в организации развивающей среды в дошкольном образовании: в ходе осуществления совместной практической деятельности дети легче преодолевают социологические факторы, мешающие эффективному общению носителей разных культурных парадигм; процесс самообразования протекает более динамично в силу создания особой интеллектуальной и созидательной среды, необходимой развития дошкольника; усиливается скорость социальной адаптации ребенка в незнакомой среде; вовлечение в процесс создания конечного продукта совместными усилиями способствует формированию навыков успешной коммуникации сверстников средствами русского языка.

Тем самым результат реализации такой практики в организации развивающей среды в детском дошкольном учреждении показывает, что представленная форма комплексного деятельностного подхода способствует формированию коммуникативных навыков детей-билингвов средствами русского языка в ходе осуществления совместной деятельности со сверстниками. Данная совместная деятельность стимулирует необходимость в коммуникации для решения проблемной ситуации. Для ее разрешения необходимо обсудить и разработать общую стратегию действий на понятном и доступном для каждого из участников данной билингвальной творческой мини-группы языке. В этой билингвальной группе таким средством общения является русский язык. Язык используется как средство для решения практической задачи, тем самым такая мотивированность в коммуникации средствами русского языка способствует качественному усвоению речевых структур и языковых моделей.

Заключение

Опыт внедрения цифровых продуктов в систему осуществления речевого развития современного дошкольника средствами русского языка показал, что технические возможности цифровых образовательных ресурсов, направленных на развитие коммуникативных навыков детей в возрасте от трех до семи лет, обладают достаточным образовательным потенциалом для использования в качестве гибридной формы обучения для проведения занятий по развитию речи в системе дошкольного образования. Если необходимость внедрения высокотехнологичных продуктов в практику преподавания не вызывает сомнений [5, c. 33], то вот практическая реализация подобной системы требует определенной подготовки к организации развивающего пространства. Деятельность по развитию речи в данном случае не может выступать в качестве цели обучения. Необходимо реализовывать комплексную систему, направленную на формирование языковой личности в условиях создания социокультурной среды средствами русского языка. Эффективным в этом случае является конструирование единой развивающей среды, которая отвечает критериям мультизадачности, тематической обусловленности, геймификации, творческой нацеленности [3, c. 39-41],[6]. Реализация такого инновационного подхода на практике доказывает эффективность сочетания применения цифрового образовательного продукта по развитию речи средствами русского языка в билингвальной среде с техническими и функциональными возможностями, которые предлагает технология MakerSpace.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в данной статье выступает использование web-площадки MakerSpace для занятий в дошкольных образовательных организациях. Предпринимается попытка обосновать её возможности для речевого развития детей-билингвов.
Методология исследования авторами статьи не указана. Но по содержанию текста можно судить что применены методы анкетирования, дидактического эксперимента, а также общенаучные методы анализа, обобщения, классификации.
Актуальность темы исследования обусловлена задачами цифровизации отечественного образования.
Научная новизна статьи состоит в обозначении возможностей web-площадки MakerSpace для речевого развития дошкольников в билингвальной языковой среде. Считаем, что идея авторов об эффективности данного ресурса как средства развития речи не вполне обоснованной: его формат мастерских аэтом случае – адекватен задачам развития навыков ручного труда, при этом речь детей как средство коммуникации может и развиваться, и оставаться без существенного прогресса.
Структура и стиль статьи отвечают стандартам научной публикации. Но во введении желательно сформулировать цель исследования. Это позволило бы авторам сделать более содержательные выводы. Вывод о том, что «технические особенности цифровых образовательных ресурсов требуют вдумчивого отношения» считаем общими словами.
Содержание статьи нуждается в конкретике:
- не указаны сроки исследования, количество участвовавших в нём образовательных организаций, количество детей в экспериментальной и контрольной группах;
- не определены критерии, по которым оценивался уровень развития речи детей-билингвов;
- не изложено содержание этапов исследования;
-ничего не сказано о методиках, на основе которых проводилась диагностика речевого развития дошкольников;
- не ясно, почему выводы исследования цитируют предшествующие иностранные работы («исследование позволило идентифицировать сущностно-содержательные различия между традиционным образованием и инновационным подходом к процессу речевого развития дошкольника-билингва, относящегося к поколению цифровых аборигенов» [10]), вместо формулировки авторской позиции.
Также можно пожелать авторам точнее описать, какие элементы составляют развивающую среду и развивающее пространство ДОУ («не только внутри групп, но также и в коридорах детских садов») и указать различия данных терминов, как их понимают авторы исследования.
Приведение в статье количественных данных, представленных в графической или табличной форме, не только упростило бы восприятие текста читателями, но и повысило бы научную обоснованность выводов.
Статья сопровождается развёрнутой библиографией, включающей отечественные и зарубежные источники. На все из них присутствуют ссылки в тексте. Однако, считаем некорректным делать ссылку одновременно на восемь работ [7-11, 13-15].
Апелляция к оппонентам отсутствует, поскольку не входила в задачи авторов статьи. Это не умаляет практической значимости исследования.
Работа представляет интерес для специалистов и руководителей дошкольных образовательных организаций, для исследователей вопросов дидактики дошкольного образования и психологии обучения детей-билингвов.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования – педагогические особенности интеграции цифровой образовательной среды и технологии MakerSpace для речевого развития дошкольника-билингва.

Методология исследования основана на сочетании теоретического и эмпирического подходов с применением методов анализа, анкетирования, педагогического эксперимента, обобщения, сравнения, синтеза.

Актуальность исследования определяется широким распространением цифровых образовательных технологий, а том числе на дошкольном уровне, и, соответственно, необходимостью изучения и проектирования соответствующих педагогических условий, включая интеграцию с технологией MakerSpace для речевого развития дошкольника-билингва.

Научная новизна автором в явном виде не представлена и, по-видимому, связана с полученными эмпирическими данными, а также сформулированными выводами о том, что технические возможности цифровых образовательных ресурсов, направленных на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, обладают достаточным образовательным потенциалом для использования в качестве гибридной формы обучения развитию речи. Практическая реализация подобной системы требует определённой подготовки к организации развивающего пространства, которое представляет собой комплексную систему, направленную на формирование языковой личности, отвечающую критериям мультизадачности, тематической обусловленности, геймификации, творческой нацеленности, в том числе за счёт интеграции с функциональными возможностями технологии MakerSpace. Желательно подтвердить данный вывод количественными данными.

Статья написана русским литературным языком. Стиль изложения научный.

Структура рукописи включает следующие разделы: Введение (современная система образования, мультизадачность, мобильность, виртуальная коммуникация, альтернативные варианты реализации образовательных практик в условиях цифровизации и глобализации, ФГОС ДО, цель исследования), Методология исследования (реализация проекта «Модель развития русской речи и социокультурных компетенций детей 3–8 лет, проживающих в полилингвальных регионах Российской Федерации и за рубежом, посредством цифровых обучающих объектов» на примере пяти детских садов Республики Татарстан с ноября 2019 г. по март 2020 г., 266 чел., 112 – 3–4 лет и 154 – 5–6 лет, экспериментальные и контрольные группы, погружение воспитанника в проблемную ситуацию на занятиях по развитию речи, во всех видах игровой и развивающей деятельности, цифровые обучающие программы для обучения русскому языку детей-билингвов, онлайн продукт «Живые сказки», анализ речемыслительных способностей, скорость переключения на русскую социокультурную среду, богатство лексико-грамматического словаря, применение гибридного формата обучения, диагностические тесты Ушаковой О. С., Струниной Е. М.), Результаты исследования (сущностно-содержательные различия между традиционным образованием и инновационным подходом к процессу речевого развития дошкольника-билингва из поколения цифровых аборигенов, технологический аспект цифрового образования, его содержательные возможности, требования к современной образовательной инфраструктуре, внедрение цифровых медийных элементов представления учебных материалов, сочетание методик по внедрению информационных ресурсов с возможностями технологии MakerSpace для создания развивающей среды, примеры заданий), Заключение (выводы), Библиография.

Текст включает одну таблицу. Назначение таблицы в целом неясно, поскольку количественные результаты экспериментальной работы не представлены.

Содержание в целом соответствует названию. Основной вопрос связан с полученными результатами экспериментальной работы, которые представлены автором лишь в качественной форме. Первичные эмпирические данные (в том числе результаты диагностических тестов Ушаковой О. С., Струниной Е. М.) отсутствуют, различия в экспериментальных и контрольных группах, а также в возрастных группах 3–4 и 5–6 лет не выявлены и не обсуждаются. В целом можно рекомендовать автору ограничиться реферативно-описательной частью рукописи. Эмпирические материалы, по-видимому, могут быть представлены в отдельной статье.

Библиография включает 14 источников отечественных и зарубежных авторов – монографии, научные статьи, электронные ресурсы. Библиографические описания некоторых источников требуют корректировки в соответствии с ГОСТ и требованиями редакции, например:
3. Дивина Т. В., Маймина Э. В. Возможности и перспективы использования цифровой трансформации в образовании // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – Саратов : Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А., 2020. – №1. – С. 38–48.
7. Мошева Е. А. STEAM-подход: обзор опыта зарубежных стран // Проблемы и перспективы развития индустрии гостеприимства калининградской области глазами молодых ученых : материалы научно-практической конференции молодых ученых, проведенной по результатам научно-практических семинаров студентов и магистров. – Калиниград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2019. – С. 113–117.
9. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М. : Владос, 2004. – 288 с.
11. Golikova G. A., Zamaletdinov R. R., Vafina A. H. The «New» strategy in teaching literature in a multiethnic environment (As exemplified by the republic of Tatarstan) // International Journal of Environmental and Science Education. – 2016. – Vol. 11. – № 6. – P. 1237–1246.
12. Hatzigianni M., Stevenson M., Falloon G., Bower M., Forbes A., Young children’s design thinking skills in makerspaces // International Journal of Child-Computer Interaction. – 2021. – Vol. 27. – № ???. – Р. ???–???.
14. Shively K., Stith K. Measuring what matters: Assessing creativity, critical thinking, and the design process // Gifted Child Today. – 2018. – Vol. 41. – № 3. – P. 149–158.

Апелляция к оппонентам (Дивина Т. В., Маймина Э. В., Мошева Е. А., Титов А.Ю., Ушакова О. С., Струнина Е. М., Кастельс М., Blikstein P., Hatzigianni M., Stevenson M., Falloon G., Bower M., Forbes A., Kagan O., Dillon K. и др.) имеет место.

В целом материал представляет интерес для читательской аудитории и может быть опубликован в журнале «Педагогика и просвещение».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.