по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 03, 2019
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 04-09-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2019
Новые методики и технологии
Каинова М.М., Гребенникова В.М. - Формирование коммуникативной компетенции студентов бакалавриата по направлению подготовки "Менеджмент" в рамках учебной практики на основе обучения постерной презентации c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.3.30379

Аннотация: В статье рассматривается опыт реализации коммуникативно-компетентностной подготовки будущих бизнес-менеджеров в вузе в условиях учебной практики на базе Высшей школы бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор отмечает востребованность такого вида подачи информации как Стендовый доклад, и формулирует организационно-педагогические условия, принципы обучения и формы оценки и контроля, которые позволили преподавателям Высшей школы бизнеса повысить эффективность формирования данного навыка во взаимодействии с представителями бизнес-компаний. Для проверки гипотезы о повышении эффективности формирования коммуникативной компетенции в целом и навыка проведения стендового доклада в частности использовался комплекс методов, как теоретических (анализ, систематизация, классификация и др.), так и экспериментальных (анкетирование, интервью, наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование и т.д.) Основным выводом проведенного исследования на базе Высшей школы бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова является то, что организационно-педагогические условия учебной практики и сотрудничество с работодателями позволяет повысить эффективность формирования коммуникативной компетенции будущих бизнес-менеджеров на основе принципов междисциплинарности, преемственности и поэтапности.
Актуальный вопрос
Minasyan E.T., Midova V.O., Danko O.A., Enygin D.V. - Opportunities and Сhallenges for Professional Lifetime Development of the Foreign Language Teaching Personnel in the Case of Plekhanov Russian University of Economics c. 8-15

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.3.30210

Abstract: The subject of this article is the ever-rising demand for professional development for tertiary teaching faculty dictated by educational evolution and innovative pedagogy in Russia. In their article, the authors substantiated the idea that teacher development is a lifetime process starting from the initial pursuit of this career to retirement. Therefore, this study makes an attempt to review all available internal and external models of further learning, in-service and outside pieces of trainings that possibly will enhance teachers’ productivity and professionalism throughout their vocations. Driven by the consciousness that even the most recent approaches today seem outmoded, the paper aims at illustrating what options are available now in a particular country at a specific time-scale. The research methods used by the authors are the quantitative and qualitative analyses of data collected, which demonstrate a paradigm shift in the urgency of continuous evolvement not only of professional, but also personal competencies mediated either by the administration or individual initiative.
Потенко Т.А., Мухина Д.В., Асатрян Г.Р. - Организационно-педагогические условия формирования предпринимательских компетенций обучающихся педагогических направлений c. 16-25

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.3.30376

Аннотация: В основе современной тенденции социально-экономического развития России лежит активизация предпринимательства. Формирование и развитие предпринимательской культуры общества на всех уровнях образования становится одной из главных задач государства. Её решение возможно только при создании необходимых условий формирования предпринимательских компетенций будущих педагогов, как центрального звена системы образования. Цель исследования заключается в выявлении комплекса наиболее значимых организационно-педагогических условий формирования предпринимательских компетенций обучающихся педагогических направлений подготовки. Авторами в контексте темы исследования подробно рассмотрены такие аспекты, как сущность и содержание предпринимательской компетентности и педагогического процесса формирования предпринимательских компетенций будущего педагога. Методология исследования основана на системном и компетентностном подходах и включает методы теоретического анализа и обобщения результатов научных исследований по изучаемой проблеме, анализ документов. В статье на основе обобщения и уточнения позиций различных учёных к определению организационно-педагогических условий выделены их ключевые признаки. Особым вкладом авторов в исследование является выделение комплекса организационно-педагогических условий необходимых для эффективного формирования предпринимательских компетенций обучающихся педагогических направлений подготовки.
Образование
Базик О.В. - Основные направления развития высшего образования в ведущих городах Республики Индия c. 26-35

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.3.27529

Аннотация: Предметом исследования являются потенциальные возможности развития высшего образования в ведущих городах Республики Индия. Автор особое внимание уделяет программе «Умный город», призванной реализовать задачу не только повышения уровня жизни населения Индии, но и престижности учебных заведений, как для собственных граждан, так и для потенциальных учащихся из других государств. Целью работы является описания основных характеристик данных городов и обозначения приоритетных отраслей, в которых функционируют высшие учебные заведения, расположенные на их территории. Для реализации данных целей указываются основные институты и университеты, описываются ведущие научные разработки и цели, которые ставят перед собой данные учреждения. Методологическую базу работы составили общенаучные принципы анализа и синтеза. С помощью анализа автор исследования вычленил из всего массива материала ключевые факторы и учебные заведения, которые являются движущей силой развития высшего образования в тех или иных городах Республики Индия. С помощью синтеза обобщаются основные тенденции, которые присущи образовательной системе государства и векторы его развития. Актуальность работы состоит в том, что потенциальные возможности высшего образования в Республике Индия практически не исследованы. В большинстве работ дается обобщенное описание данной сферы, в то время как автор акцентирует внимание на определенных городах, учитывая их экономическое и политическое состояние и возможности.
Егоров С.Ю. - Подходы и методы разработки и реализации образовательных программ в системах евангельского богословского образования c. 36-46

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.3.27660

Аннотация: Предметом исследования являются методические аспекты и практика разработки и реализации образовательных программ в рамках российских евангельских образовательных систем. Данные системы с момента своего появления в России, с одной стороны, предпринимают усилия к учету национальных образовательных традиций, а с другой, в значительной степени ориентированы на соответствие мировым тенденциям в сфере высшего образования, в том числе богословского. В контексте попыток продвижения российских университетов в мировых рейтингах представляется актуальным изучение подобного многолетнего опыта интеграции подходов и методов из разных образовательных контекстов. Основные исследовательские задачи в рамках работы решаются с применением методологии мягких систем Питера Чекленда. Выбор данного варианта системного подхода обусловлен спецификой изучаемой проблематики и разнородностью доступных данных, что в рамках данной методологии не является непреодолимым препятствием. Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые программы евангельского богословского образования были изучены в сравнении с мировыми трендами и тенденциями в сфере разработки и реализации образовательных программ. Анализ значительного массива данных о соответствующей практике позволил выделить и рассмотреть наиболее передовые подходы и методы, которые применяются в системах евангельского образования, но могут быть перенесены и за их пределы. Научные результаты, полученные в рамках настоящего исследования, представляют особую ценность в контексте дискуссий о проблемах и успехах интеграции российского высшего образования в глобальную образовательную систему.
Абибуллаева Э.Э. - Подготовка двуязычного педагога в условиях поликультурного Крыма c. 47-53

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.3.30491

Аннотация: Проблема специально подготовленных двуязычных педагогов остаётся весьма актуальной для образовательных учреждений Крыма. С одной стороны растут потребности общества, родителей, готовых обучать и воспитывать детей в дошкольных и начальных образовательных учреждениях Крыма. С другой стороны, имеется проблема в уровне владения государственным, родным крымскотатарским языком детей дошкольного возраста, и с третьей стороны – подготовка квалифицированных двуязычных педагогов. Предмет исследования: процесс подготовки двуязычных педагогов в области дошкольного и начального образования в современном Крыму. Методы исследования: анализ литературных источников и обобщение теоретических основ подготовки современного двуязычного педагога, анкетирование студентов факультета психологии и педагогического образования по адаптированной методике А.И. Пригожина на предмет определения готовности студентов к двуязычному образованию и выбора языков обучения. Основными выводами статья является сущность проблемы подготовки двуязычного педагога в Крыму, владеющих русским и крымскотатарским языками. Раскрывается содержание билингвальной предметной компетенции будущего педагога, которую можно трактовать как ведущую, обеспечивающую успешную профессиональную деятельность двуязычного педагога в дошкольном и начальном образовании. Учитывая готовность студентов получать двуязычное образование, а далее осуществлять педагогическую деятельность в двуязычных дошкольных и общеобразовательных учреждениях. проблему формирования предметного компонента двуязычного педагога, что и определяет научную новизну работы. Подготовка двуязычного педагога возможна в рамках обучения в бакалавриате или дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, переподготовка) по предметам или группе предметов.
Третьякова Л.Р., Рогалева Е.В. - Состояние и перспективы развития технологического образования школьников Иркутской области c. 54-62

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.3.30598

Аннотация: В статье рассматриваются современное состояние преподавания предметной области «Технология» и перспективы совершенствования содержания учебного предмета, которые базируются на нормативных документах российского законодательства. Согласно новой концепции преподавания предметной области «Технология» технологическому образованию отводится ведущая роль для вхождения обучающихся в мир технологий и приобретения базовых навыков работы с современным оборудованием, знакомством с миром профессий. В статье особое внимание уделяется анализу педагогических кадров Иркутской области, реализующих технологическую подготовку в общеобразовательных организациях. Рассматривается место организаций дополнительного образования для вовлечения школьников в инженерную, техническую и конструкторскую деятельность. В основу статьи положен структурно-системный анализ нормативных документов российского законодательства, эмпирические методы исследования, концептуальная составляющая предметной области «Технология» и компетентностный подход. Новизна исследования заключается в анализе педагогических кадров, реализующих предметную область «Технология» и разработке рекомендаций всем участникам реализации технологического образования в регионе. Технологическое образование, направленное на реализацию и развитие человеком своих профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, востребованных современной экономикой Иркутской области и России, позволяет выстроить систему непрерывного образования и формирования универсальных способностей и компетенций не только через систему общего образования, но и через организации дополнительного образования детей.
Педагогика
Кожин Д.А. - Значение правосознания будущих педагогов - правоведов в образовательном процессе вуза и проблемы его формирования на современном этапе c. 63-68

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.3.29820

Аннотация: Предмет исследования - процесс формирования правового сознания в педагогическом процессе педвуза при подготовке юриста - учителя права. Необходимость в изучении правового сознания педагога - правоведа в современных условиях обуславливается потребностью построения в России правового государства, возрастающей в этой связи необходимостью подготовки специалистов - педагогов с высокой степенью правосознания. Новые задачи, ставящиеся сегодня при подготовке педагогов правоведов в условиях негативного социального и индивидуально-психологического воздействия на их личность, требуют переосмысления модели формирования правосознания будущего специалиста. Методологической основой исследования послужили такие общенаучные методы как анализ и обобщение результатов исследований, изложенных в психолого-педагогической и научно-методической литературе и диссертациях; выявление тенденций и закономерностей при формировании правосознания личности, систематизация таких закономерностей, концептуализация и педагогическое моделирование. Научная новизна исследования заключается в том, что автором были расширены представления о факторах оказывающих влияние на формирование правосознания педагога - правоведа. Акцентировано внимание на выработке духовно-нравственной устойчивости будущего педагога в отношении негативных воздействий и факторов, способных изменять правосознание личности. Автором была предложена модель и методика формирования компетентности будущего педагога правоведа.
Юрьева Д.В. - Мобильное обучение в управлении знаниями: проблемы эффективности c. 69-74

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.3.30367

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме мобильного обучения в управлении знаниями. Тема использования мобильного обучения в образовании давно обсуждается исследователями данного вопроса в многочисленных трудах научного мира и, как следствие, статья рассматривает также теоретико-методологические вопросы создания и проектирования мобильной образовательной среды, особенности применения мобильных технологий в образовательном пространстве, практические аспекты использования мобильного обучения в изучении ряда дисциплин в образовательном учреждении, подготовке и переподготовке квалифицированных педагогических кадров. Особое вниманию уделяется понятиям «информатизация образования» и «методология управления знаниями», в рамках которых автор раскрывает специфику управления знаниями через мобильное обучения и мобильные технологии. В конце статьи приведены результаты исследования управления знаниями на основе мобильного обучения в информационном пространстве российского вуза. Автор приходит к выводу, что в области управления знаниями мобильное обучение является одним из наиболее активно развивающихся видов электронного обучения, что позволит вывести систему образования на новый уровень мобильности.
Гребенникова В.М., Игнатович В.К. - К вопросу о методологическом обосновании социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка c. 75-83

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.3.30517

Аннотация: Статья посвящена проблеме методологического обоснования социально-педагогической поддержки семьи, выступающей в современном мире в исторически новом качестве субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. Проанализировано понятие социально-педагогической поддержки семьи, изучена его взаимосвязь со смежными понятиями развития воспитательного потенциала семьи и партнерского взаимодействия семьи и школы. Рассмотрены представленные в современных исследованиях подходы к изучению, сущности, методологические и технологические характеристики социально-педагогической поддержки семьи.Описана образовательная ситуация современной семьи, характеризующаяся смещением акцента от трансляции опыта к выбору индивидуальной образовательной траектории ребенка. С этих позиций социально-педагогическая поддержка современной семьи охарактеризована как социально-проектируемая высокоорганизованная практика. Методология и технология социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. Социально-педагогическая поддержка, методологические основания, высокоорганизованная практика. Сделан вывод о том, что существующие в современной науке методологические основания не отражают всей глубины и сложности ситуации современной семьи, рассматриваемой в контексте ее готовности быть субъектом проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка.Одной из основных тенденций, обусловливающих изменение роли семьи в целостном образовательном процессе, выступает индивидуализация образования.
Развивающиеся педагогические технологии
Цибизова Т.Ю., Куцый О.Я. - Организация проверки выпускных квалификационных работ на заимствование c. 84-91

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.3.30594

Аннотация: В статье рассматривается процедура проверки текстов выпускных квалификационных работ на объем заимствования. Выполнение выпускной квалификационной работы является заключительным этапом, подводящим итоги освоения образовательной программы и служащим средством контроля приобретенных студентом компетенций за весь период обучения в Университете. Предмет исследования: разработать информационную электронно-библиотечную систему, позволяющую определить степень самостоятельности выполнения обучающимися выпускной квалификационной работы, правильности ее оформления, соответствия требованиям технического задания, а также соблюдения прав на интеллектуальную собственность. Представлена разработанная в МГТУ им. Н.Э. Баумана электронно-библиотечная система «Банк ВКР», позволяющая проверить правильность оформления работы; структуру работы; количество использованных источников и наличие на них ссылок в тексте работы; наличие в работе различных способов обхода проверки на объем заимствований; а также определить процент заимствованного текста с указанием источников заимствования. Основным вкладом авторов в исследование, разработку и реализацию электронно-библиотечной системы "Банк ВКР" является возможность не только определять объем заимствования текста с указанием источников заимствования, но и проверять структуру и оформление работы, а также выявлять тексты, не относящиеся к тематике работы.
Дидактика
Гусев Д.А., Потатуров В.А. - Аналогия как дидактическое средство c. 92-103

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.3.29245

Аннотация: Предметом исследования является познавательный интерес обучающихся, который представляет собой одно из наиболее важных понятий профессиональной деятельности как школьного учителя, так и вузовского преподавателя – и в теоретическом, и в практическом аспектах. Результативность и эффективность преподавательских усилий во многом зависит от того, насколько учащиеся будут заинтересованы изучаемым предметом, насколько он представится им понятным и ясным. Объектом исследования является одно из дидактических средств повышения познавательного интереса учащихся – аналогии, которая представляет собой в преподавательской деятельности определенным образом построенную и подготовленную теоретическую иллюстрацию материала, предлагаемого преподавателем. Авторы рассматривает аналогию как дидактическое средство в преподавании таких вузовских дисциплин как «Философия», «Философия познания», «История и философия науки» и «Логика». Аналогия как дидактическое средство рассматривается в качестве иллюстрации таких непростых понятий и взаимодействий между ними как эмпирический и теоретический уровни научного познания, описание и объяснение, принцип верификации и принцип фальсификации, кумулятивизм и антикумулятивизм, сциентизм и антисциентизм, истина и интерпретация. Одним из основных выводов, характеризующихся новизной и имеющих теоретическую и особенно практическую значимость является обоснование образовательной незаменимости и педагогической эффективности такого дидактического средства как аналогия, которая в разнообразных теоретических контекстах может помочь сделать сложное – простым, непонятное – понятным, запутанное – «прозрачным» и, тем самым, позволит поднять уровень познавательного интереса учащихся, создать у них дополнительную мотивацию к изучению «скучных» наук, которые, при должном изложении, могут оказаться не скучными, а интересными и увлекательными.
Флеров О.В., Минайченкова Е.И. - Межъязыковая интерференция при обучении студентов испанскому языку на основе английского c. 104-116

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.3.30289

Аннотация: Объектом исследования в предлагаемой статье выступает межъязыковая интерференция как один из нормальных эффектов в обучении и освоении иностранных языков. Предметом исследования в свою очередь выступает специфика данной интерференции в обучении студентов испанскому языку как второму на основе английского. Авторы рассматривает обучение второму иностранному языку как особый педагогический процесс, не только количественно, но и качественно отличающийся от преподавания первого языка. Особое внимание уделяется взаимодействию английской и испанской языковых систем и возможностям развития аналитического мышления средствами языка как учебой дисциплины на этой основе. Методом исследования в статье выступает как общепедагогический, так и частнометодический анализ. При помощи первого достигается задача обоснования роли обучения второму иностранному языку в целом; при помощи второго – выявление специфики обучения испанскому языку на основе английского и межъязыковой интерференции, возникающей в данном процессе. Авторы приходят к выводам о том, что с методической точки зрения возможно не только минимизировать межъязыковую интерференцию, но и развивать мышление на её основе, что особенно актуально в эпоху «инструментальных» идеалов в лингвообразовании, вызванных прагматичными коммуникативно-образовательными концепциями. Это, наряду с детальным анализом возможностей работы с лингвистическим материалом на примере сравнительно редко изучаемого в нашей стране языка, составляет новизну работы.
Новые методики и технологии
Скрипова Ю.Ю. - Приемы формирующего оценивания на уроках литературного чтения как средство развития полноценного восприятия художественного произведения c. 117-124

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.3.30148

Аннотация: Предметом исследования является применение приемов и техник формирующего оценивания на уроках литературного чтения с целью формирования способности к полноценному восприятию младшими школьниками художественных произведений. Впервые изучается влияние техник и приемов формирующего оценивания на развитие полноценного восприятия художественного произведения. Формирующее оценивание делает процесс анализа и интерпретации текста для младших школьников более осознанным, т. к. учащимся необходимо контролировать и оценивать свои действия, осмысливать, чему они научатся, выполняя работу с текстом. Таким образом, применение формирующего оценивания способствует формированию у младших школьников самоконтроля и самооценки читательских умений, характеризующих полноценное восприятие художественного текста. Методологической основой исследования стали идеи М. П. Воюшиной о начальном литературном образовании и литературном развитии младших школьников, уровневый подход к объяснению особенностей восприятия художественных произведений Н. Д. Молдавской, М. П. Воюшиной, концепция формирующего оценивания М. А. Пинской. Методы исследования: анализ научной литературы, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов исследования. Результаты педагогического эксперимента, проведенного в ходе исследования, свидетельствуют о том, что внедрение в процесс обучения литературному чтению приемов и техник формирующего оценивания обеспечивает положительную динамику формирования способности к полноценному восприятию. Материалы исследования могут быть интересны специалистам в области начального литературного образования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.