Статья 'Мобильное обучение в управлении знаниями: проблемы эффективности.' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Мобильное обучение в управлении знаниями: проблемы эффективности

Юрьева Дарья Владимировна

старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

192102, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Стрельбищенская, 9, кв. 8

Iureva Daria

Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages at Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

192102, Russia, g. Saint Petersburg, ul. Strel'bishchenskaya, 9, kv. 8

YURIEVA_DV@MAIL.RU

DOI:

10.7256/2454-0676.2019.3.30367

Дата направления статьи в редакцию:

23-07-2019


Дата публикации:

04-09-2019


Аннотация: Данная статья посвящена проблеме мобильного обучения в управлении знаниями. Тема использования мобильного обучения в образовании давно обсуждается исследователями данного вопроса в многочисленных трудах научного мира и, как следствие, статья рассматривает также теоретико-методологические вопросы создания и проектирования мобильной образовательной среды, особенности применения мобильных технологий в образовательном пространстве, практические аспекты использования мобильного обучения в изучении ряда дисциплин в образовательном учреждении, подготовке и переподготовке квалифицированных педагогических кадров. Особое вниманию уделяется понятиям «информатизация образования» и «методология управления знаниями», в рамках которых автор раскрывает специфику управления знаниями через мобильное обучения и мобильные технологии. В конце статьи приведены результаты исследования управления знаниями на основе мобильного обучения в информационном пространстве российского вуза. Автор приходит к выводу, что в области управления знаниями мобильное обучение является одним из наиболее активно развивающихся видов электронного обучения, что позволит вывести систему образования на новый уровень мобильности.


Ключевые слова:

мобильное обучение, мобильные технологии, информатизация образования, мобильные сервисы, управление знаниями, мобильные ресурсы, информационное поле, мобильное устройство, методология, мобильное управление

Abstract: This article is devoted to the role of mobile learning in the process of knowledge management. Mobile learning is the issue that has been discussed by researchers of the whole world for quite a long time. In this article Yurieva continues the tradition and analyzes theoretical and methodological issues related to creation and desinging of mobile educational environment, peculiarities of the use of mobile technologies in the educational space, practical aspects of the use of the mobile learning technique in the process of teaching particular disciplines at an educational institution, training and re-training of experts and  personnel. The author pays special attention to the definition of the terms 'informatization of education' and 'methodological of knowledge management'. Through the definitions of these terms, the author of the article describes specifics of knowledge management via mobile learning and mobile technologies. At the end of the article the author provides the results of the research of knowledge management based on mobile learning at a Russian university. The author comes to the conclusion that in education mobile learning is one of the most actively developing forms of e-education which brings the system of education to a new level of mobility. 


Keywords:

mobile learning, mobile technologies, informatization of education, mobile services, knowledge management, mobile resources, information field, mobile device, methodology, mobile learning's management

Мобильное обучение в управлении знаниями: проблемы эффективности.

В современных условиях рынка труда возникает объективная необходимость непрерывного взаимодействия образовательных учреждений и работодателей по разработке и внедрению качественной программы образования, результатом подготовки которой становятся высококомпетентные, востребованные специалисты. Постоянный рост требований общества к образованию на новом уровне существенно усложняет процесс педагогической деятельности. Это проявляется в постановке качественно новых педагогических задач, увеличивается число функций педагога, расширяется содержание его деятельности. Возрастает также и значение педагогического труда как важного показателя научно-исследовательской деятельности, увеличиваются потоки информации, повышаются требования к уровню образовательной подготовки педагогов, расширяются его педагогические функции.

Сегодня широкое распространение мобильных устройств и их популярность среди учащихся разных возрастов и по разным направлениям ведет к их активному применению в учебном процессе. На основе стандартов образования нового поколения и социального заказа развивающегося общества к преподавателям профессионального уровня предъявляются новые требования по владению профессиональной компетенцией, в частности информационно-коммуникативной (т.е. сочетать традиционные формы обучения с заданиями новых форматов получения знаний, умений и навыков и их контроля именно на основе мобильного обучения и его технологий, использовать уже существующие электронные учебные пособия и приложения, обеспечивать интерактивное взаимодействие и поддержку учебного процесса), составляющую сущность профессионального стандарта педагога [1] и эффективность современного профессионально-ориентированного образовательного пространства.

Тема использования мобильного обучения в образовании давно обсуждается исследователями данного вопроса в многочисленных трудах научного мира. Среди работ, опубликованных в последние годы российскими и зарубежными специалистами, стоит отметить исследования, посвященные теоретико-методологическим вопросам создания и проектирования мобильной образовательной среды [2-4], особенностям применения мобильных технологий в образовательном пространстве [5-7], практическим аспектам использования мобильного обучения в изучении ряда дисциплин [8], подготовке и переподготовке квалифицированных педагогических кадров [9] и др.

«Если в повседневной жизни преимущества использования мобильных технологий практически бесспорны, то вопрос об их интеграции в процесс обучения все еще открыт. Исследование внедрения мобильных технологий в процесс обучения…находится в начале пути своего развития» [5].

Методология управления знаниями на основе мобильного обучения

Многие авторы говорят о том, что на фоне ускоряющейся информатизации общества при выполнении данных задач на всех уровнях образования следует обратить особое внимание на управление образовательными учреждениями в стратегическом, системном, практическом плане в условиях успешно развивающего инновационного направления мобильного обучения. Поэтому опираясь на исследования учёных и собственные результаты решения вопроса мобильного обучения, мы считаем, что в современных условиях развитого информационного «общества знания» этот новый аспект педагогической деятельности пока ещё не осмыслен в полной мере и не «оцифрован» на методическом и технологическом уровнях. Да и на уровне методологии управления знаниями обучающихся, в том числе.

Методология мобильного обучения основана на удалённом управлении знаниями учащегося, где внимание педагога обращено не только на достижение цели-результата обучения по изучаемой теме, но и на дидактическую обработку содержания на информационной основе, обеспечение мобильности учащегося в его взаимодействии с педагогом через портативные (мобильные) устройства.

Важно помнить, что педагог должен всегда учитывать, что масштаб этих устройств постоянно увеличивается. Появляются игровые консоли, имеются и создаются многофункциональные электронные книги, пособия и словари, уже существуют и совершенствуются цифровые гаджеты, в т.ч. и для учащихся с ограниченными возможностями.

Данные устройства (в зависимости от возраста учащегося) позволяют уже поддерживать и фиксировать устную и письменную речь, дают возможность осуществлять чтение, говорение, письмо, поиск информации, воспроизводят аудио- и видео- аутентичных и адаптированных материалов и др. При этом многообразии педагог должен понимать, как согласовать с каждым учащимся содержание, контроль, время и место занятий. Этот контент должен быть им тщательно проработан и отобран в соответствии с целями и задачами своей педагогической деятельности в отношение к каждому конкретному обучающегося, что позволит обеспечить высокий уровень взаимодействия субъектов системы «педагог-учащийся».

Таким образом, мы отмечаем, что методология по управлению знаниями сегодня может формироваться только в согласованной деятельности преподавателей и обучающихся, осваивающих учебные программы по различным дисциплинам в информационном пространстве учебного заведения.

Очевидно, что в этой ситуации управление знаниями в условиях формирующейся системной парадигмы управления образованием начала ХХI в. опирается на требования ФГОС к результатам обучения, являющимися системной целью каждого занятия в условиях мобильного обучения [10].

Несомненно, что на любом занятии с использованием мобильного обучения данная сложная системная цель по управлению знаниями может быть достигнута в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, обозначенного требованиями ФГОС и в полной мере соответствующего объективно развивающейся теории познания, теории поэтапного формирования умственных действий обучающихся в процессе их учебной деятельности. На основе вышесказанного мы согласны с профессором Жилиной А.И., что «системно-деятельностный подход требует изменения методологии профессиональной деятельности педагога. Эта методология – системная организация его профессиональной деятельности» [11, с.60].

Основными развивающимися элементами данной системы управления знаниями «являются пространство знаний образовательной организации (т.е. содержание знаний всех субъектов образовательного процесса) и информационное пространство образовательной организации, т.е. методы, формы, средства, технологии управления знаниями». [11, с.63].

Система управления знаниями на основе мобильного обучения включает такие «основные функции как: создание в процессе обучения и выявление имеющихся знаний; хранение информации и организация доступа педагогов и учащихся к базам общезначимых знаний; непосредственное использование знаний и их распространение всеми участниками образовательной деятельности». [12, с.259].

В ходе управления знаниями через мобильное обучение осуществляется целенаправленное формирование процесса их освоения, развитие интеллектуальных способностей учащихся, научного познания и мышления на основе полученного опыта в предметной области, что способствует организации и развитию способности личности быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям информационно-образовательной среды.

Также анализ педагогической литературы показал, что исследовате­ли и педагоги-практики, по крайней мере на уровне обычного пользователя, должны постоянно заниматься поиском наиболее совершенных и современных методов и технологий по управлению знаниями, в частности, посредством мобильного обучения. Однако внедрение их в педагогический процесс образования сопровождается прежде всего рядом проблем дидактического характера и не реже - проблем информационного характера.

С точки зрения дидактики образовательного процесса (а также его главных участников системы «педагог-учащийся») встает острый вопрос, связанный с овладением информации в полном объеме по указанным программам и стандартам в соответствии с постоянно меняющимся учебным планом и потребностями самой системы подготовки специалистов. Данный феномен усугубляет и существенно затрудняет процесс преподавания учебного материала. Это объясняется рядом причин, но выявить и проанализировать их не всегда представляется очевидным и лежащим на поверхности фактом. Поэтому вычленив наиболее существенные и проанализировав их, мы видим возможные направления выхода из сложившейся проблемной ситуации так, как это описывал в своей докторской исследовательской работе российский ученый-педагог Комаров Б.А.: «необходимость активизации работы по созданию и внедрению в образовательный процесс структурных составляющих носящих универсальный характер, так как именно они смогут оказать положительное влияние на разрешение обозначенной проблемной ситуации; привнесение в образование новых составляющих, которое связано, прежде всего, с необходимостью и возможностью овладения научными, общезначимыми, а для обучения – междисциплинарными подходами в познавательном процессе» [13]. Иными словами, самое время - систематизировать «по-новому», т.е. более детально, методологию деятельности педагога по управлению знаниями учащихся с ориентацией на эффективный результат, определённый требованиями образовательного стандарта. Поэтому мы считаем, что наступила эпоха формирования новой методологии профессиональной деятельности педагога - управление знаниями в организации обучения, в том числе, и мобильного, на основе системного освоения форм и технологий, предложенных информационной революцией.

Обсуждение результатов

В вопросе мобильного обучения в аспекте управления знаниями как важного механизма образовательной деятельности в современном процессе обучения нами было проведено анкетирование в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения среди преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин. Степень использования мобильных устройств и их технологий субъектами образовательного процесса в учебной деятельности можно определить как очень высокую: владельцами портативных мобильных гаджетов (с возможностью выхода в Интернет) являются 99% опрошенных преподавателей. Однако не все из них (3%) считают целесообразным структурированное и умеренное применение информационно-коммуникационных технологий и других материалов мобильного формата на аудиторных занятиях. Но в вопросе частоты использования мобильных технологий в рамках преподаваемой дисциплины данные показывают, что только 76% опрошенных лиц преподавательского состава систематично применяют технологии мобильного обучения, остальные 24 % – несколько раз в месяц. По данным анкеты самая популярная и основная электронная технология, используемая на занятиях, - это технология с использованием электронных ресурсов для выполнения поисковых заданий, большинство (88%) отмечают, что данный вид заданий, именно с привлечением различных внутренних и внешних ресурсов, делает процесс обучения более увлекательным и эффективным, однако свидетельствует в то же время о низком уровне пользования мобильными технологиями в педагогической деятельности.

Несомненно, преподаватели вуза достаточно активно используют мобильные сервисы в своей профессиональной деятельности. Согласно опросу, практически все используют почту, абсолютное большинство обращаются к социальным сетям и около 50% ведут свои учебные блоги. Более того, в качестве комплексного решения по обеспечению централизованного управления распределенными ресурсами и сервисами вуза 61% опрошенных преподавателей считают целесообразным внедрять их не только в аудиторную, но и внеаудиторную работу. Таким образом, данными исследования подтверждается положение о том, что российские преподаватели считают применение технологий мобильного обучения необходимым и оправданным для поддержки организационных и образовательных процессов.

В нашей стране сейчас только идет процесс становления системы мобильного обучения и внедрения его в российскую систему образования. В полной мере проанализированы и отражены основные характеристики принципа мобильного обучения или обучения в любом доступном месте и в любое время. Специалисты в области обучения отмечают, что в современном мире возможности мобильного обучения для полноценной работы в различных профессиональных областях уникальны. Преодолев проблемы эффективности применения и управления мобильного обучения в условиях функционирования современного образования, мы сможем рассматривать его как новую реальность современного образовательного процесса.

Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что в области управления знаниями «мобильное обучение является одним из наиболее активно развивающихся видов электронного обучения, важным моментом которого являются его качественная организация, в частности, при выработке стратегии и контроля получения информации с помощью мобильных технологий, обеспечения ее результативности, достоверности и актуальности» [14, с.73.], что позволит каждому пользователю информационных ресурсов и услуг образовательного учреждения решать различные информационные задачи и использовать мобильные устройства, сервисы, приложения в образовательной деятельности с качественно новым уровнем мобильности.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензия на статью «Мобильное обучение в управлении знаниями: проблемы эффективности»
Предмет исследования
Предметом исследования рецензируемой статьи являются подходы к использованию информационных мобильных устройств для управления знаниями обучаемых посредством организации «мобильного обучения», как одной из моделей электронного обучения. Автор справедливо рассматривает современные портативные мобильные устройства как средство поиска и информации, но не как средство ее обработки, осмысления, понимания и применения в учебной или профессиональной деятельности.
Методология исследования
Методологической основой исследования, проведенного автором и отраженного в рецензируемой статье, системно-деятельностный подход к управлению знаниями, а учитывая требования и положения Федеральных государственных образовательных стандартов – также и компетентностной подход, поскольку в перечне общекультурных компетенций присутствуют и компетенции, связанные как с применением информационных устройств технологий так и с управлением собственными знаниями в том числе в ходе самостоятельного обучения. Хотелось бы также отметить, что проектный подход к обучению, который в настоящее время активно внедряется в сферу образования, не отрицает предлагаемой автором модели управления знаниями, учитывая, что мобильные устройства являются только средством поиска информации, а систематизация и обобщение информации является безусловной прерогативой обучаемого. Направления же систематизации информации может задавать преподаватель и система мобильного управления знаниями позволяет осуществить эту идею при создании модели виртуального образовательного пространства, о которой имплицитно упоминает автор статьи.
Актуальность
Актуальность рецензируемой статьи представляется вполне обоснованной учитывая, что современная российская действительность становится все более информационной и мобильные информационные устройства (от электронной книги до современного смартфона) представляют собой не только средство коммуникации, но и средство для поиска необходимой учебной информации. Создание учебного информационного поля возможно в виртуальном образовательном пространстве, соответственно управление знаниями в мобильном обучении требует организации содержания и принципа функционирования виртуального образовательного пространства Предлагаемая автором виртуальная образовательная среда, реализуемая с помощью портативных мобильных устройств – гаджетов, позволяет обеспечить процесс информационной профессионализации студентов вуза и тем самым повысить уровень мотивации к обучению. Современный преподаватель все чаще во время проведения своих занятий сталкивается с такой проблемой использования студентами мобильных устройств непосредственно на учебных занятиях, и проблема мобильного образования и управления знаниями обучаемых в сфере мобильного образования становится одной из ведущих проблем. Меняется парадигма образования и выдвигает новые вопросы, которые должны решить преподаватели-практики и педагоги-исследователи - какие способы и методы применить в образовательном процессе, чтобы мобильное устройство - гаджет работал как средство формирования компетенций, определенных образовательным стандартом. Хотелось бы также поддержать автора и в том, что эпоху информационных технологий, современный образовательный процесс должен соответствовать высокому уровню образовательных потребностей обучаемых. Образовательные организации должны идти в ногу со временем, осваивать новые горизонты и стремиться удовлетворить своего потребителя
Научная новизна
Научная новизна рецензируемой статьи заключается в двух аспектах. Первый аспект состоит в обнаружении автором границ применимости мобильных устройств в современном образовании, эти границы можно было бы сформулировать в виде организационно-педагогических условий эффективного применения мобильных устройств – гаджетов в современном образовании, однако автор подобные условия явно не выделяет, тогда как эти условия могли бы определить границы именно педагогической эффективности гаджета. Вторым аспектом, подчеркивающим научную новизну статьи, является авторский подход к оценке потенциальных границ новой образовательной парадигмы, связанной именно с управлением знаниями посредством мобильного обучения. Автор справедливо отмечает, что «наступила эпоха формирования новой методологии профессиональной деятельности педагога - управление знаниями в организации обучения, в том числе, и мобильного, на основе системного освоения форм и технологий, предложенных информационной революцией». В подтверждение выдвинутого, несколько декларативно, тезиса автор очень рельефно отмечает положительные результаты исследования возможностей, технологий и сферы применимости портативных мобильных гаджетов студентами вузов и преподавателями.
Стиль, структура, содержание.
Рецензируемая статья отличается хорошим научным стилем. Структура статьи соответствует требованиям к оформлению статей в рецензируемых журналах и включает постановку проблемы, обзор научной литературы и практического организации системы мобильного управления знаниями, описание результатов исследования (результаты анкетирования и их обобщение) и их обсуждение, выводы и библиографический список.
Содержание статьи полностью соответствует названию. Автор рассматривает проблему формирования виртуального образовательного пространства с использованием портативных мобильных устройств и проблему управления знаниями в созданном виртуальном образовательном пространстве. Отрадно, что автор отводить преподавателю ведущую роль именно в управлении мобильными знаниями, оставляя гаджету роль средства поиска и получения учебной информации. Таким образом, можно действительно видеть опосредованное гаджетом субъект-субъектные взаимоотношения преподавателя и обучаемого, пропагандируемое в настоящее время образовательными стандартами и ведущими подходами в образовании (компетентностный, проектный, деятельностный, личностный и т.д.)
В настоящее время современный студент, преподаватель, да просто человек уже не видит этот мир без применения портативных мобильных устройств. С помощью сети Internet можно найти интересующую информацию и выложить свой материал, общаться в социальных сетях, просматривать видео и фото, участвовать в онлайн-конференциях, дистанционно обучаться и не смотря на неутешительные прогнозы экспертов о негативных последствиях использования портативных мобильных устройств - гаджетов современной молодежью, каждый понимает, что данный процесс уже не обратимый. Конечно информация, получаемая с помощью портативных мобильных устройств - гаджетов, должна быть осмыслена – зерна должны быть отделены от плевел. Ив этом случае следует еще раз подчеркнуть роль преподавателя – своеобразного «модератора» знаний, который может дать направления и критерии отсеивания информации, способствуя тем самым не только повышении. Эффективности обучения, но и формируя у обучаемых мыслительные и личностные качества а также общечеловеческие и профессиональные ценностные ориентации. И этот факт также соответствует требованиям образовательных стандартов, созданных на основе компенентостного подхода. Ведь компетенция – это именно способность действовать в рамках создавшейся конкретной ситуации: искать информацию, пути решения проблем, анализировать ее, создавать новое. И практически каждый этап получения новых знаний сопровождается применением портативных мобильных устройств – гаджетов.
Автор приводит очень результаты анкетирования студентов и преподавателей в сфере использования портативных мобильных устройств – более 70 процентов студентов и 69 процентов преподавателей вузов используют в учебном процессе мобильные устройства и если студенты занимаются поиском учебной информации, то преподаватели зачастую занимаются управлением учебной информацией и, соответственно, управлением знаниями студентов. В качестве небольшого замечания хотелось бы отметить, что в статье очень хорошо описаны элементы системы мобильного управления знаниями, тогда как было бы более целесообразно описать условия эффективного мобильного управления знаниями и отразить их в схематизированной системе управления мобильными знаниями, которая декларируется автором и даже контурно описывается в статье.
Библиография
Библиографический список составляют 14 российских и зарубежных источников, включающих как работы по формированию системы мобильного обучения и применению технологий мобильного обучения так и работы по систематизированному управлению знаниями обучающихся. Перечень источников вполне достаточный для теоретического обоснования результатов исследования и выводов по результатам исследования.
Апелляция к оппонентам
Рецензируемая статья отличается безусловной научно новизной и практической значимостью. Небольшое замечание никак не отражается на качестве статьи, как добротного научного труда, отражающего действительно актуальные для российского образования проблемы информатизации и мобильности знаний, а также проблемы управления знаниями в мобильном обучении. Автор статьи проделал огромную работу по выявлению границ виртуального образовательного пространства и границ эффективности применения гаджетов в образовательном пространстве, как средств поиска учебной информации. Автор подчеркивает ведущую роль педагога в формировании содержания и структуры виртуального образовательного пространства и его ведущую роль в управлении знаниями обучающихся. Таким образом, статью можно рекомендовать к публикации
Выводы, интерес читательской аудитории
Рецензируемая статья представляет бесспорный научный и научно-практический интерес как для работников российской высшей школы, так и для работников органов управления высшим образованием. Можно полагать, что опубликование статьи обнаружит безусловный читательский интерес в среде профессорско-преподавательского состава российских вузов, неравнодушного к роли мобильных устройств в образовании и к созданию и функционированию образовательного пространства в границах, предлагаемых автором статьи. Статья рекомендуется к публикации.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.