Статья 'Состояние и перспективы развития технологического образования школьников Иркутской области ' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Состояние и перспективы развития технологического образования школьников Иркутской области

Третьякова Людмила Робертовна

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра Технологий, предпринимательства и методик их преподавания, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ирктский государственный университет"

664011, Россия, Ирктская область, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, оф. 106

Tretiakova Liudmila Robertovna

PhD in Pedagogy

Associate Professor of the Department of Technologies, Entrepreneurship and Their Teaching Methods at Irkutsk State University

664011, Russia, Irktskaya oblast', g. Irkutsk, ul. Nizhnyaya Naberezhnaya, 6, of. 106

Lrobertovna@mail.ru
Рогалева Елена Владимировна

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра технологий, предпринимательства и методик их преподавания, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский государственный университет"

664011, Россия, Иркутская Область область, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, оф. 106

Rogaleva Elena Vladimirovna

PhD in Pedagogy

Associate Professor of the Department of Technologies, Entrepreneurship and Their Teaching Methods at Irkutsk State University

664011, Russia, Irkutskaya Oblast' oblast', g. Irkutsk, ul. Nizhnyaya Naberezhnaya, 6, of. 106

lerog1@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0676.2019.3.30598

Дата направления статьи в редакцию:

22-08-2019


Дата публикации:

04-09-2019


Аннотация: В статье рассматриваются современное состояние преподавания предметной области «Технология» и перспективы совершенствования содержания учебного предмета, которые базируются на нормативных документах российского законодательства. Согласно новой концепции преподавания предметной области «Технология» технологическому образованию отводится ведущая роль для вхождения обучающихся в мир технологий и приобретения базовых навыков работы с современным оборудованием, знакомством с миром профессий. В статье особое внимание уделяется анализу педагогических кадров Иркутской области, реализующих технологическую подготовку в общеобразовательных организациях. Рассматривается место организаций дополнительного образования для вовлечения школьников в инженерную, техническую и конструкторскую деятельность. В основу статьи положен структурно-системный анализ нормативных документов российского законодательства, эмпирические методы исследования, концептуальная составляющая предметной области «Технология» и компетентностный подход. Новизна исследования заключается в анализе педагогических кадров, реализующих предметную область «Технология» и разработке рекомендаций всем участникам реализации технологического образования в регионе. Технологическое образование, направленное на реализацию и развитие человеком своих профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, востребованных современной экономикой Иркутской области и России, позволяет выстроить систему непрерывного образования и формирования универсальных способностей и компетенций не только через систему общего образования, но и через организации дополнительного образования детей.


Ключевые слова:

технологическое образование, предметная область Технология, учитель технологии, индустриальные технологии, технологии ведения дома, неделимые классы, концепция, содержание обучения, дополнительное образование, кванториум

Abstract: The article is devoted to the current state of teaching the subject area 'Labour' and development trends for improving the curriculum of the discipline based on documents and guidelines of the Russian law. According to the new concept of teaching labour, it should help school students to get acquainted with the world of new technologies and modern equipment as well as various professions. The authors of the article focus on the analysis of how teachers of the Irkutsk Region conduct labour training at school. They analyze the role of additional education centers in the process of attracting school students into engineering, technological and construction activities. The article is based on the systems approach and structured analysis of legal documents and guidelines, empirical research methods and conceptual element of the discipline as well as the competence-based approach. The novelty of the research is caused by the fact that the authors analyze the experience of teachers who teach labour and make recommendations for all those who participate in labour education in the region. Labour education aimed at implementation and development of professional skills, knowledge and competences demanded by the modern economy of the Irkutsk Region and Russia provides opportunities for continuous education and development of universal skills and competences not only through the system of general education but also additional education of school children. 


Keywords:

technological education, subject area Technology, teacher of technology, industrial technologies, technologies of conducting the house, indivisible classes, concept, content of training, additional education, kvantorium

Потребности постиндустриального общества привели к необходимости пересмотра концептуальных основ и содержания технологического образования обучающихся на уровне общего образования. В XXI веке будут востребованы технологически грамотные и разносторонне образованные работники, владеющие современными технологиями, умеющие организовывать свою деятельность, управлять техническими объектами и технологическими процессами, реализовывать проекты, способные адаптироваться к возникающим ситуациям деятельности, взаимодействовать с людьми и миром искусственного интеллекта.

Уже более 25 лет в базисный учебный план школы включена предметная область «Технология» вместо уроков трудового обучения. Как отмечалось нами в предыдущей работе по проблеме развития предметной области в Иркутской области, "существующее на сегодняшний день содержание технологической подготовки ориентировано на традиционные материалы и технологии их обработки (древесина и металл - для мальчиков и ткани и пищевые продукты - для девочек). Несоответствие существующего содержания обучения современным технологиям и материалам, угасание интереса школьников к ручным технологиям обработки материалов является одной из ключевых причин продолжающейся модернизации содержания и технологий в технологическом образовании школьников" [3].

Значимость предмета технологии отражена и в Указе Президента РФ № 204 от 07.05.2018, где даны рекомендации для правительства РФ "при разработке национального проекта в сфере образования отразить обеспечение на уровне основного общего и среднего образования обновление и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»" [9].

В целях реализации регионального проекта "Современная школа" в декабре 2018 года в Иркутской области было проведено исследование, направленное на изучение педагогических кадров, занимающихся реализацией предметной области «Технология». Стояла задача выявить половозрастной состав, уровень образования учителей технологии в регионе, а также прохождение ими курсов повышения квалификации, востребованность стажировок. Важно было узнать в каких классах и по каким направлениям реализуется технологическая подготовка в общеобразовательных школах региона.

В анкетировании приняли участие 1011 учителей технологии 42 муниципальных образований Иркутской области (10 городских и 32 районных). На территории этих муниципальных образований действует 791 школа, в которых реализуются программы основного общего и среднего общего образования.

В образовательных организациях обучение по предметной области «Технология» в 5 – 11 классах осуществляют 1011 учителей технологии. Из них - 358 мужчин (35,4%), 653 женщин (64,5%). Молодых специалистов в возрасте до 30 лет – 7,5 %; учителей предпенсионного и на сегодняшний день достигших пенсионного возраста (55-60 и старше) – 31,5%.

80-85% общеобразовательных организаций осуществляют подготовку обучающихся по технологии только в 5 - 7 классах. В 15-20% школ обучение по данному предмету ведется с 5 по 11 класс. Проведение учебных занятий по технологии в 5–8 (9) классах осуществляется при делении классов на подгруппы: в городских общеобразовательных учреждениях при наполняемости классов 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек. [4]. Ежегодно наполняемость в классах меняется, поэтому в один учебный год, например, в 5 классе произошло деление на группы, в следующем учебном году в 5 классе деление не осуществлялось. В данной ситуации учитель технологии реализует рабочие программы для «делимых» и «неделимых» классов.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования по технологии не предусматривает деление на подгруппы по гендерному признаку в обязательном порядке [6]. Данный вопрос при разработке основной образовательной программы каждая школа решает самостоятельно, учитывая интересы обучающихся, материально-техническую базу и кадровые возможности.

Таким образом, технологическая подготовка школьников в Иркутской области организована по двум моделям:

1. с разделением на подгруппы по направлениям «Технология ведения дома» и «Индустриальные технологии»,

2. без деления на подгруппы, в так называемых «неделимых» классах (совместное обучение мальчиков и девочек).

В последние два года активно обсуждаются направления развития технологического образования школьников. Это связано с новыми требованиями современного общества к грамотности и компетентности личности и запросом работодателей на подготовку инженерных кадров.

Министерство просвещения РФ 24.12.2018 г. утвердило Концепцию преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Согласно концепции изменяется статус предметной области «Технология» в соответствии с её ключевой ролью в обеспечении связи фундаментального знания с преобразующей деятельностью человека. "Содержание предметной области «Технология» осваивается через предметы «Технология» и «Информатика и ИКТ», а также через общественно-полезный труд и творческую деятельность в пространстве образовательной организации и вне его, внеурочную и внешкольную деятельность, дополнительное образование, а также проект «Урок «Технологии» на базе высокотехнологичных организаций, в том числе на базе мобильных детских технопарков «Кванториум»" [1].

Сеть образовательных организаций дополнительного образования детей в Иркутской области представлена 257 организациями дополнительного образования (дворцы, центры, дома детского творчества, детско-юношеские спортивные школы, станции юных натуралистов, студии, музыкальные школы, школы искусств). Из них 197 организаций расположены в городских поселениях и 60 организаций расположены в сельской местности.

В учреждениях дополнительного образования Иркутской области при реализации образовательных программ основной акцент делается на развитие творческих способностей учащихся, в деятельность объединений художественной направленности вовлечено 42 % обучающихся. При этом, к сожалению, самый низкий процент занятости детей и подростков в кружках, студиях, объединениях приходится на техническую, естественнонаучную (по 6% на каждую) и туристско-краеведческую (4%) направленности.

В целях развития и популяризации технических направлений детского творчества в рамках национального проекта "Успех каждого ребенка", а также реализации ведомственной целевой программы Иркутской области «Развитие системы дополнительного образования детей» на 2014-2020 годы, утвержденной приказом министерства образования Иркутской области от 23 октября 2013 года № 90-мпр, предусмотрено мероприятие «Создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленности для обучающихся. В рамках проекта «Создание детских технопарков «Кванториум» в Иркутской области в 2020 году появится дополнительно к двум имеющимся в г. Иркутске (кванториум «РЖД», кванториум «Байкал») еще три на территории муниципальных образований городов Ангарска, Братска, Усть-Илимска. В области активно продвигается Новая модель дополнительного образования, но, к сожалению, большинство учреждений дополнительного образования не в силах полностью удовлетворить спрос на образовательные услуги инженерно-технической направленности.

Основная причина сложившейся ситуации в том, что при значительных инвестициях в развитие учебно-материальной базы общеобразовательных организаций, в образовательных организациях дополнительного образования детей она продолжает оставаться на низком уровне. Из-за отсутствия современной образовательной среды спектр образовательных программ, требующих непрерывного пополнения и обновления учебно-материальной базы, наличия высокооснащенных мест, незначителен. Таким образом, направленность реализуемых программ определяется не по запросам социума, а в соответствии с имеющейся материальной базой.

Одна из задач, которую ставит перед собой Правительство Иркутской области, - увеличение численности детей, охваченных программами дополнительного образования и занимающихся исследовательской, инженерной, технической, конструкторской во всех муниципальных образованиях региона, в том числе с населением менее 50 тысяч. Для реализации этой задачи необходимо использование ресурсов образовательных организаций разного типа, обеспечивающих реализацию общеразвивающих программ, в том числе профессиональных образовательных организаций, имеющих не только высокооснащенные места, но и подготовленный педагогический персонал, владеющий специальными технологиями.

В 2017 году была утверждена Стратегия социально-экономического развития Иркутской области до 2030 года, в которой выделены десять приоритетных отраслевых комплексов экономики региона: топливно-энергетический, фармацевтический, металлургический, машиностроительный, лесопромышленный, агропромышленный, туристско-рекреационный, строительный, транспортно-логистический и минерально-сырьевой. За основу разработки данного документа была взята Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года, предложенная Фондом «Центр стратегических разработок» в 2016 году, в которой также отражена необходимость обновления содержания и методов обучения в областях низкой конкурентоспособности российской школы (в первую очередь - технология, иностранные языки, социальные науки) [8].

Таким образом, на сегодняшний день становится актуальным оперативное введение в технологическую подготовку школьников (не исключая традиционные разделы) содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий и формирование пространства для профессиональной ориентации и самоопределения личности [2].

Исходя из проекта нового ФГОС, который планируется ввести в 2020 году, предмет технология будет представлен инвариантной (обязательной частью) и вариативной на всех уровнях общего образования.

В качестве обязательных в программе будут представлены следующие модули: Мир технологий и профессий, Технологии работы с бумагой и картоном, Производство и технологии, Технологии обработки материалов, пищевых продуктов, Технологии работы с природными материалами, Технологии работы с текстильными материалами. Модули по выбору:Технологии работы с конструктором, Робототехника, Информационно-коммуникационные технологии, 3D-моделирование, Прототипирование, Макетирование, Компьютерная графика и черчение, Растениеводство, Животноводство.

Изменение подходов в реализации технологического образования школьников ставит вопрос о готовности учителей технологии реализовывать обновленное содержание подготовки.

В профессиональном стандарте "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» определены требования к образованию и обучению - "высшее образование или среднее образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации" [5]. В таблице 1 представлен уровень и профиль подготовки учителей технологии Иркутской области.

Таблица 1

Уровень и профиль подготовки учителей технологии

Иркутской области

СПО

ВО

среднее общее образование

педагогическое

профессиональное (кроме УГСН "Образование и педагогические науки")

педагогическое

высшее (кроме УГСН "Образование и педагоги-

ческие науки")

профильное (по предмету технология)

по другим предметам

профильное (по предмету технология)

по другим предметам

80

170

151

307

202

93

8

Из таблицы 1 видно, что 759 педагогов имеют высшее образование (ВО) или среднее профессиональное образование (СПО) по программам подготовки укрупненных групп направлений подготовки "Образование и педагогические науки", что составляет 75%. Из них 38,2% имеют педагогическое профильное образование (по предмету технология). Среди учителей, имеющих педагогическое образование по другим предметам, большинство имеют квалификацию «Учитель начальных классов». «Непрофильные» квалификации учителей технологии – это учитель ИЗО, физической культуры, математики, химии, биологии, русского языка и литературы, мастер производственного обучения, педагог дополнительного образования и др.

Таким образом, 244 учителя не имеют педагогическое образование. К данной группе, по результатам представленных анкет, были отнесены учителя, имеющие высшее образование, по специальностям, не входящим в УГСН "Образование и педагогические науки". Их квалификации: инженер-технолог, инженер-строитель по строительству и эксплуатации зданий и сооружений, техник-механик, инженер-технолог по специальности «Технология швейных изделий», экономист-организатор, филолог, менеджер социально-культурной деятельности, специалист по охране природы, технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств» и др. Учителя, имеющие СПО по специальностям, не входящим в УГСН "Образование и педагогические науки" имеют квалификации: библиотекарь, технолог швейного производства, продавец продовольственных товаров, техник строитель, техник, портной-модельер-конструктор, техник-механик по подвижному составу, автоматизация технологических процессов и производств, юрист и др.

Из числа учителей, не имеющих педагогическое образование (252 человека), 33,1% имеют дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка), что дает им право заниматься педагогической деятельностью в общеобразовательных организациях.

Таким образом, профессиональная переподготовка необходима163 учителям технологии, не имеющим педагогическое образование. Примерно 50% из них – это люди предпенсионного и пенсионного возраста (55 и более лет), имеющие уровень СПО.

Согласно ФЗ-273 (п. 2 ч. 5 ст. 47) "педагогические работники имеют право на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года" [10]. Согласно ст. 196 ТК РФ "необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель" [7]. Исходя из выше указанных нормативных документов, учителя технологии один раз в три года должны проходить повышение квалификации по преподаваемому учебному предмету. В таблице 2 приведена численность учителей, прошедших повышение квалификации за последние три года.

Таблица 2

Количество учителей, прошедших курсы повышения квалификации по предметной области «Технология» в период 2016-2018 гг.

год

кол-во

%

2018

127

12,6

2017

135

13,4

2016

106

10,5

Исходя из представленных данных, за 2017 и 2018 календарные годы прошли повышение квалификации по предмету технология 262 человека. Из их 25,9% обучались дистанционно, в организациях, расположенных за пределами Иркутской области. До 2016 года курсы повышения квалификации по технологии прошли 643 учителя. Таким образом,в 2019 году 749 учителям необходимо пройти курсы повышения квалификации по предметной области «Технология».

Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях РФ, реализующие основные общеобразовательные программы, направлена на обновление содержания данного предмета и, соответственно, предполагает совершенствование или овладение новыми компетенциями. В анкете для педагогов был предложен перечень компетенций Worldskills Russia Juniors, который может стать программой стажировок по выбору для учителей технологии. Анализ потребностей в прохождении стажировок учителями технологии приведен в таблице 3.

Таблица 3

Потребность в прохождении стажировок учителями технологии

п/п

Наименование стажировок в соответствии с компетенциями Worldskills Russia Juniors

Кол-во заявок

1

Швейное дело

377

2

3-D проектирование

377

3

Основы предпринимательства

349

4

Инженерная графика

348

5

Робототехника

319

6

Поварское дело

315

7

Столярное дело

285

8

Электротехника. Электромонтаж

284

9

Слесарное дело

242

Учителя выбирали чаще всего несколько наименований компетенций для прохождения стажировок.

Исходя из выше сказанного, в целях исполнения Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», поручения Президента РФ от 23 декабря 2015 г. о формировании Национальной системы учительского роста, реализации регионального проекта «Современная школа», региону целесообразно изучить опыт других территорий, использующих сетевое взаимодействие с организациям СПО, а также разработать и внедрить региональную модель сетевого взаимодействия образовательных организаций с целью реализации технологического образования; расширить опыт участия общеобразовательных организаций региона в движении World Skills Russia и программе JuniorSkills; организовать повышение квалификации учителей технологии с учетом меняющегося содержания предметной области «Технология», включая стажировки.

Иркутская область имеет достаточный потенциал педагогических кадров для реализации обновленного содержания предметной области «Технология», которое отражено в новой концепции технологического образования школьников, а региональные проекты «Современная школа» и «Успех каждого ребенка» будут способствовать подготовки будущих кадров для реализации приоритетных направлений развития экономики Иркутской области.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензия на статью
«Состояние и перспективы развития технологического образования школьников Иркутской области»

Предмет исследования – изучение педагогических кадров по предмету «Технология» и перспектив технологической подготовки в общеобразовательных школах
Предмет в статье раскрыт в полном объеме.
Название статьи в целом отражает предмет исследования. Но с целью реализации принципа научности рекомендуется изменить название на «Состояние и перспективы развития технологического образования в школах (на примере общеобразовательных школ Иркутской области)».
Методология исследования соответствует традиционной психолого-педагогической направленности и заявленной теме. Использованы 3 группы методов:
1. Методы анализа и обобщения литературных данных, а также анализ нормативной базы, регламентирующей требования к образовательному процессу.
2. Эмпирические методы – анализ состава и структуры персонала педагогических кадров, анкетирование и интервью.
3. Группа методов статистического анализа – анализ средних значений и процентные данные.
Исследование проведено на внушительной выборке - 1011 учителей технологии из 42 муниципальных образований Иркутской области. Следует отметить, что охват респондентов является максимальным, следовательно, полученные данные являются репрезентативными.
С методологической точки зрения статья соответствует требованиям, которые предъявляются к научным публикациям.
Актуальность работы связана с ростом интереса ученых и практиков к вопросам применения новых обучающих технологий в образовательном процессе. Следует отметить, что в условиях технологического роста именно предмет «Технология» в школе требует максимальной переориентации на новые технологии. Кроме того, это обусловлено требованиями ФГОС.
Следует отметить, что актуальность заявленной темы подтверждена автором нормативными документами – Указом Президента, требованиями ФГОС, ведомственной целевой программой.
Новизна представленной статьи прослеживается в применении системного подхода для решения вопроса о несоответствии содержания обучения в предметной области «Технология» и современным технологиям и материалам.
Стиль, структура, содержание.
Статья четко структурирована. Открывает статью введение с обоснованием темы. Во вводной части автор раскрывает актуальность темы, значимость ее изучения для изменения содержания дисциплины «Технология», уделяет внимание ограничениям., которые при этом будут тормозить процесс.
Основная часть посвящена анализу социальных и профессиональных характеристик педагогов, позволяющих им реализовываться новые инструменты при проведении дисциплины Технология». Особое внимание уделено основному образованию педагогов, пройденным курсам повышения квалификации. А также портретности в стажировках в соответствии с компетенциями Worldskills Russia Juniorsю
Выводы содержат основные положения работы, короткие, ёмкие.
Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям. По тексту статьи присутствуют ссылки на библиографию. Данные представлены в таблицах.
Объем статьи представляется достаточным для отражения заявленной проблемы и представления результатов исследования.
Библиография вполне достойная. Представлены 9 литературных источников, среди которых в основном нормативные акты и статьи. Следует отметить, что список отличается высокой специализацией изданий.
Апелляция к оппонентам:
Название статьи соответствует содержанию. Основные положения работы отражают содержание заявленной темы исследования. Методология статьи соответствует научному исследованию. Статья рекомендована к публикации.
Выводы, интерес читательской аудитории: интерес читательской аудитории будет высоким. Статья представляет ценность для преподавателей по направлению «Технология», методистов, руководителей в образовании.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.