по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 04, 2015
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 25-02-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2015
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Подвижничество в панораме человеческого бытия

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.17596

Аннотация: Материал посвящён феномену духовности, который анализируется на основе трёх книг издательства «Канон+»: Е.Г. Мещериной «Духовные основы подвига. (Статьи о русской культуре)», М. Чертока «Музыканты Парада Победы» и «Судьба учёного в эпоху перемен», под редакцией Г.А. Брагина, А.Х. Вафа, Г.В. Сдасюк, Т.Л. Шаумян. Духовность – универсальное явление. Она обнаруживает себя и в фактах сакральной культуры, и в исторических событиях, и в судьбе отдельных людей, которые посвятили свою жизнь служению науки. Недавние исследования особо выделяют значимость «чувственной разумности» способности правильно откликаться на окружающих нас людей и хорошо ладить с людьми в межличностных взаимоотношениях. Основное положение вечной философии состоит в том, что качество нашей жизни, в конечном счёте, зависит от того, что можно было бы назвать «духовной разумностью». Духовная реальность – это глубокое философское и метафизическое понимание реальности и самих себя. В статье использованы методы восстановления мемориальной практики страны. Это относится к истории русской культуры. Применён герменевтический подход, позволяющий дать адекватную оценку памятникам культуры. Статья адресована работникам образования, призванным осуществлять патриотическое воспитание. Здесь собраны разные свидетельства духовного подвижничества. История русской культуры трактована в духе гордости за немеркнущие достижения русского народа, создавшего великие памятники философии и искусства. Русский мир – это культурно-историческая общность, выходящая за рамки национальных государств и, тем более, политических систем. В одном ряду лежат исторические духовные стихи, музыка Победы и жертвенное служение науке.
Гуревич П.С. - Подвижничество в панораме человеческого бытия c. 330-335

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.67416

Аннотация: Материал посвящён феномену духовности, который анализируется на основе трёх книг издательства «Канон+»: Е.Г. Мещериной «Духовные основы подвига. (Статьи о русской культуре)», М. Чертока «Музыканты Парада Победы» и «Судьба учёного в эпоху перемен», под редакцией Г.А. Брагина, А.Х. Вафа, Г.В. Сдасюк, Т.Л. Шаумян. Духовность – универсальное явление. Она обнаруживает себя и в фактах сакральной культуры, и в исторических событиях, и в судьбе отдельных людей, которые посвятили свою жизнь служению науки. Недавние исследования особо выделяют значимость «чувственной разумности» способности правильно откликаться на окружающих нас людей и хорошо ладить с людьми в межличностных взаимоотношениях. Основное положение вечной философии состоит в том, что качество нашей жизни, в конечном счёте, зависит от того, что можно было бы назвать «духовной разумностью». Духовная реальность – это глубокое философское и метафизическое понимание реальности и самих себя. В статье использованы методы восстановления мемориальной практики страны. Это относится к истории русской культуры. Применён герменевтический подход, позволяющий дать адекватную оценку памятникам культуры. Статья адресована работникам образования, призванным осуществлять патриотическое воспитание. Здесь собраны разные свидетельства духовного подвижничества. История русской культуры трактована в духе гордости за немеркнущие достижения русского народа, создавшего великие памятники философии и искусства. Русский мир – это культурно-историческая общность, выходящая за рамки национальных государств и, тем более, политических систем. В одном ряду лежат исторические духовные стихи, музыка Победы и жертвенное служение науке.
Образование
Левин В.И. - Новая программа образовательной подготовки аспирантов

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.16530

Аннотация: Рассматривается проблема образовательной подготовки аспирантов и соискателей в России. Описываются действующие в настоящее время в мире системы образовательной подготовки, их достоинства и недостатки. Основное внимание уделяется системам подготовки, действующим в Германии, Франции, Великобритании и США. Описывается и анализируется также сложившаяся во времена СССР система подготовки аспирантов, сохранившаяся в современной России. Предложена новая система образовательной подготовки российских аспирантов, отличающаяся программой подготовки, ориентированной на современные задачи российской высшей школы. В программу входят: история научных открытий, логика и критическое мышление, методика научных исследований, культура научной деятельности, научная этика, основы права. Работа базируется на анализе трудов отечественных и зарубежных ученых - специалистов в области подготовки кадров, а также методических работ научных руководителей аспирантов. Широко использованы некоторые отечественные и зарубежные работы по истории науки, методике научных исследований, логике, культуре научной деятельности, научной этике, методике подготовки диссертаций и статей. Основные выводы: 1) введение в России трехступенчатой системы высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) открывает потенциальную возможность улучшения образовательной подготовки российских аспирантов; 2) в мире существуют разные образовательные школы для аспирантов, отличающиеся программой и национальными традициями; 3) современная образовательная подготовка российских аспирантов не обеспечивает им получения хорошего образования и общей культуры; 4) для улучшения образовательной подгтотовки аспирантов необходим пересмотр программ их обучения.
Левин В.И. - Новая программа образовательной подготовки аспирантов c. 336-343

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.67417

Аннотация: Рассматривается проблема образовательной подготовки аспирантов и соискателей в России. Описываются действующие в настоящее время в мире системы образовательной подготовки, их достоинства и недостатки. Основное внимание уделяется системам подготовки, действующим в Германии, Франции, Великобритании и США. Описывается и анализируется также сложившаяся во времена СССР система подготовки аспирантов, сохранившаяся в современной России. Предложена новая система образовательной подготовки российских аспирантов, отличающаяся программой подготовки, ориентированной на современные задачи российской высшей школы. В программу входят: история научных открытий, логика и критическое мышление, методика научных исследований, культура научной деятельности, научная этика, основы права. Работа базируется на анализе трудов отечественных и зарубежных ученых - специалистов в области подготовки кадров, а также методических работ научных руководителей аспирантов. Широко использованы некоторые отечественные и зарубежные работы по истории науки, методике научных исследований, логике, культуре научной деятельности, научной этике, методике подготовки диссертаций и статей. Основные выводы: 1) введение в России трехступенчатой системы высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) открывает потенциальную возможность улучшения образовательной подготовки российских аспирантов; 2) в мире существуют разные образовательные школы для аспирантов, отличающиеся программой и национальными традициями; 3) современная образовательная подготовка российских аспирантов не обеспечивает им получения хорошего образования и общей культуры; 4) для улучшения образовательной подгтотовки аспирантов необходим пересмотр программ их обучения.
Ценности и цели образования
Флеров О.В. - Психолого-педагогические особенности профориентационной работы в вузе в период коммерциализации образования и социально-экономической неопределённости

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.16929

Аннотация: Тенденции развития высшей школы в современной России являются одной из наиболее обсуждаемых в современном обществе проблем. Помимо обсуждения традиционных психолого-педагогических вопросов, сегодня о высшем образовании всё чаще говорят и в политическом контексте в свете целесообразности или нецелесообразности его перехода на европейскую систему. Кроме этого набирает популярность такое направление как экономика образования, где практические исследования направлены на повышение его экономической эффективности, которая не всегда означает эффективность педагогическую и социальную. Объектом исследования в статье выступает профориентационная работа с абитуриентами вуза, а предметом – её особенности и трудности в новых социально-экономических условиях. Сегодня студент (абитуриент) это не только субъект образовательного процесса, но и всё чаще субъект рынка образовательных услуг, их потребитель. В статье предлагается посмотреть на профориетнацию абитуриентов в подобном контексте, когда на фоне экономического спада конечный результат профориентационной работы и профессиональной подготовки (стабильное рабочее место с перспективами роста) даже хорошо учившемуся студенту гарантировано быть не может. Методами исследования в статье являются анализ научных источников по проблеме, а также эмпирические данные, полученные автором в результате собственной работы с абитуриентами. Основные выводы автора сводятся к тому, что в условиях доступности информации, в том числе и о рынке труда, профориентационная работа не может носить сугубо информационный характер, а должна основываться на возрастных особенностях молодых людей. В ситуации, когда при демографическом спаде и зависимости экономического развития вуза от числа привлечённых абитуриентов, учебные заведения с одной стороны обеспечивать максимальный набор, а с другой – быть сдержанными в обещаниях, представляется важным восприятие профессионального становления человека не только как вклада в карьерный и материальный успех, но и как самоценного этапа жизни, влияющего на развитие личности. Новизна статьи заключается в том, что работа с абитуриентами в новых социально-экономических условиях в контексте психологических особенностей юности, которые остаются неизменными.
Флеров О.В. - Психолого-педагогические особенности профориентационной работы в вузе в период коммерциализации образования и социально-экономической неопределённости c. 344-358

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.67418

Аннотация: Тенденции развития высшей школы в современной России являются одной из наиболее обсуждаемых в современном обществе проблем. Помимо обсуждения традиционных психолого-педагогических вопросов, сегодня о высшем образовании всё чаще говорят и в политическом контексте в свете целесообразности или нецелесообразности его перехода на европейскую систему. Кроме этого набирает популярность такое направление как экономика образования, где практические исследования направлены на повышение его экономической эффективности, которая не всегда означает эффективность педагогическую и социальную. Объектом исследования в статье выступает профориентационная работа с абитуриентами вуза, а предметом – её особенности и трудности в новых социально-экономических условиях. Сегодня студент (абитуриент) это не только субъект образовательного процесса, но и всё чаще субъект рынка образовательных услуг, их потребитель. В статье предлагается посмотреть на профориетнацию абитуриентов в подобном контексте, когда на фоне экономического спада конечный результат профориентационной работы и профессиональной подготовки (стабильное рабочее место с перспективами роста) даже хорошо учившемуся студенту гарантировано быть не может. Методами исследования в статье являются анализ научных источников по проблеме, а также эмпирические данные, полученные автором в результате собственной работы с абитуриентами. Основные выводы автора сводятся к тому, что в условиях доступности информации, в том числе и о рынке труда, профориентационная работа не может носить сугубо информационный характер, а должна основываться на возрастных особенностях молодых людей. В ситуации, когда при демографическом спаде и зависимости экономического развития вуза от числа привлечённых абитуриентов, учебные заведения с одной стороны обеспечивать максимальный набор, а с другой – быть сдержанными в обещаниях, представляется важным восприятие профессионального становления человека не только как вклада в карьерный и материальный успех, но и как самоценного этапа жизни, влияющего на развитие личности. Новизна статьи заключается в том, что работа с абитуриентами в новых социально-экономических условиях в контексте психологических особенностей юности, которые остаются неизменными.
Современные стратегии и модели образования
Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. - Инновационный технологический формат дополнительного профессионального образования педагогов

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.17278

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению инновационных процессов в дополнительном профессиональном образовании педагогов. В русле антропологической концепции инновационного развития дополнительного профессионального образования рассматриваются подходы к его институциональному оформлению как стратегического образовательного института инновационного развития экономики и общества. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта дополнительного профессионального образования как разновидности образования взрослых выделены характерные особенности функционирования и развития современных моделей дополнительного профессионального образования в соответствии с принципами проектно-преобразующей парадигмы Методология исследования строится на основе представления о дополнительном профессиональном образовании педагогов, как о самостоятельной системе деятельности, имеющей собственную идеологию, ценности, программные установки, квалифицированные кадры, организационную структуру, собственные механизмы функционирования и развития. Предложена концептуальная схема моделирования событийных деятельностных образовательных технологий в условиях дополнительного профессионального образования педагогов, включающая онтологический контекст, связанный с представлением об образовательном со-бытии как об источнике развития субъектности, характеристику антропологической (событийной) модели дополнительного профессионального образования, составляющую методологический контекст концептуальной схемы, описание технологических параметров развития субъектности и форм событийной организации образовательного процесса в условиях дополнительного профессионального образования.
Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. - Инновационный технологический формат дополнительного профессионального образования педагогов c. 359-372

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.67419

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению инновационных процессов в дополнительном профессиональном образовании педагогов. В русле антропологической концепции инновационного развития дополнительного профессионального образования рассматриваются подходы к его институциональному оформлению как стратегического образовательного института инновационного развития экономики и общества. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта дополнительного профессионального образования как разновидности образования взрослых выделены характерные особенности функционирования и развития современных моделей дополнительного профессионального образования в соответствии с принципами проектно-преобразующей парадигмы Методология исследования строится на основе представления о дополнительном профессиональном образовании педагогов, как о самостоятельной системе деятельности, имеющей собственную идеологию, ценности, программные установки, квалифицированные кадры, организационную структуру, собственные механизмы функционирования и развития. Предложена концептуальная схема моделирования событийных деятельностных образовательных технологий в условиях дополнительного профессионального образования педагогов, включающая онтологический контекст, связанный с представлением об образовательном со-бытии как об источнике развития субъектности, характеристику антропологической (событийной) модели дополнительного профессионального образования, составляющую методологический контекст концептуальной схемы, описание технологических параметров развития субъектности и форм событийной организации образовательного процесса в условиях дополнительного профессионального образования.
Развивающиеся педагогические технологии
Мальцева Т.Е. - Инклюзивная профессионализация в ракурсе гуманистической парадигмы высшей школы

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.16175

Аннотация: Рассматривая проблемы инклюзивного образования в ракурсе гуманистической парадигмы, автор анализирует подготовку представителей профессорско-преподавательских коллективов различных вузов ВНЗ к практическому осуществлению деятельности в этом направлении, подчеркивает назревшую актуальность в подготовке педагогического состава вузов к организации этой работы. Опираясь на исследования отечественных и зарубежных ученых в области педагогики и психологии, она подчеркивает, что гуманизация образовательного процесса – это переход на личностно ориентированный подход, в основе которого лежит субъект-субъектное взаимодействие. Автор использует метод анкетирования, с помощью которого делает количественно-качественный анализ готовности педагогов к гуманизации образовательного процесса, она подчеркивает несоответствия, возникшие в сознании и реальной деятельности многих педагогов, что оправдывается отсутствием у них педагогического образования. Такая реальность вызывает противоречия в необходимости развития инклюзивного образования, с одной стороны, и неготовностью педагогических кадров к его осуществлению, с другой, что, несомненно, требует включить в практику работы вузов систему переподготовки кадров, не имеющих педагогического образования. Разработка этой проблемы, несомненно, имеет дальнейшие научный перспективы.
Мальцева Т.Е. - Инклюзивная профессионализация в ракурсе гуманистической парадигмы высшей школы c. 373-381

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.67420

Аннотация: Рассматривая проблемы инклюзивного образования в ракурсе гуманистической парадигмы, автор анализирует подготовку представителей профессорско-преподавательских коллективов различных вузов ВНЗ к практическому осуществлению деятельности в этом направлении, подчеркивает назревшую актуальность в подготовке педагогического состава вузов к организации этой работы. Опираясь на исследования отечественных и зарубежных ученых в области педагогики и психологии, она подчеркивает, что гуманизация образовательного процесса – это переход на личностно ориентированный подход, в основе которого лежит субъект-субъектное взаимодействие. Автор использует метод анкетирования, с помощью которого делает количественно-качественный анализ готовности педагогов к гуманизации образовательного процесса, она подчеркивает несоответствия, возникшие в сознании и реальной деятельности многих педагогов, что оправдывается отсутствием у них педагогического образования. Такая реальность вызывает противоречия в необходимости развития инклюзивного образования, с одной стороны, и неготовностью педагогических кадров к его осуществлению, с другой, что, несомненно, требует включить в практику работы вузов систему переподготовки кадров, не имеющих педагогического образования. Разработка этой проблемы, несомненно, имеет дальнейшие научный перспективы.
Философия и педагогика
Яшин Б.Л. - Этноматематика и этнодидактика: точки соприкосновения

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.17161

Аннотация: Предметом исследования является этноматематика - область знания, возникшая в середине прошлого века и представляющая собой междисцип-линарную область знания, включающую как собственно математику, так и ее историю, а также философию, этнологию, культурологию, психологию, педагогику и некоторые другие дисциплины, в той или иной мере имеющие отношение к математическому познанию. Одним из направлений этноматематики в настоящее время является педагогическое направление, в рамках которого исследователи пытаются синтезировать достижения философии, эпистемологии, а также истории естествознания и математики, акцентируя внимание на образовательной деятельности, в частности, на изучении математики в школах и университетах. Вопрос о целесообразности обращения при обучении основам наук к личностному опыту учащихся, необходимости учитывать в этом процессе этнонациональный, социокультурный контекст, активно обсуждается и в России в рамках таких отраслей знания как этнодидактика и этнопедагогика. В статье показывается общность проблем, к которым обращаются в этноматематике и этнодидактике, рассматриваются аргументы сторонников и критиков этнонационального подхода в образовательном процессе. Основными методами исследования, которые используются автором статьи, являются анализ литературы, метод сравнительного анализа и обобщение, позволяющие получить некоторые предварительные выводы. Новизна работы связана, прежде всего, с тем, что в ней на основе анализа работ зарубежных авторов, работающих в области этноматематики, недостаточно хорошо известных отечественным философам и ученым, занимающихся сходными проблемами, обращается внимание на точки соприкосновения этой сравнительно молодой области знания с этнодидактикой, которая сегодня успешно используется в национальных школах Российской Федерации.
Яшин Б.Л. - Этноматематика и этнодидактика: точки соприкосновения c. 382-393

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.67421

Аннотация: Предметом исследования является этноматематика - область знания, возникшая в середине прошлого века и представляющая собой междисцип-линарную область знания, включающую как собственно математику, так и ее историю, а также философию, этнологию, культурологию, психологию, педагогику и некоторые другие дисциплины, в той или иной мере имеющие отношение к математическому познанию. Одним из направлений этноматематики в настоящее время является педагогическое направление, в рамках которого исследователи пытаются синтезировать достижения философии, эпистемологии, а также истории естествознания и математики, акцентируя внимание на образовательной деятельности, в частности, на изучении математики в школах и университетах. Вопрос о целесообразности обращения при обучении основам наук к личностному опыту учащихся, необходимости учитывать в этом процессе этнонациональный, социокультурный контекст, активно обсуждается и в России в рамках таких отраслей знания как этнодидактика и этнопедагогика. В статье показывается общность проблем, к которым обращаются в этноматематике и этнодидактике, рассматриваются аргументы сторонников и критиков этнонационального подхода в образовательном процессе. Основными методами исследования, которые используются автором статьи, являются анализ литературы, метод сравнительного анализа и обобщение, позволяющие получить некоторые предварительные выводы. Новизна работы связана, прежде всего, с тем, что в ней на основе анализа работ зарубежных авторов, работающих в области этноматематики, недостаточно хорошо известных отечественным философам и ученым, занимающихся сходными проблемами, обращается внимание на точки соприкосновения этой сравнительно молодой области знания с этнодидактикой, которая сегодня успешно используется в национальных школах Российской Федерации.
Воспитание и его формы
Скороходова Т.Г. - Дети и диалог: философия и практика школьного образования Рабиндраната Тагора

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.17337

Аннотация: Педагогический эксперимент индийского поэта и общественного деятеля Рабиндраната Тагора в школе Шантиникетона описан как успешная попытка воплощения на практике основных положений его философии школьного образования, выработанной поэтому на основе критики наличной школы колониальной Индии и идеи понимания ребёнка. Ключевыми положениями философии образования Р. Тагора стали признание свободы детей, обучение в диалоге двух равноправных субъектов – учителя и ученика и нацеленность образования на развитие творческой личности, активно действующей в обществе. Философия школьного образования реконструирована на основе феноменологического подхода и герменевтического анализа выступлений Р. Тагора, рассказывавшего о своём педагогическом опыте. В статье выявлены основные аспекты педагогического опыта школы Шантиникетона: философский, заключённый в гуманистическом содержании модели образования, теоретический, выраженный в обосновании диалогической модели субъект-субъектного обучения и воспитания, и практический, сочетающий в образовании национальные традиции с универсальным содержанием сообразно потребностям развития общества.
Скороходова Т.Г. - Дети и диалог: философия и практика школьного образования Рабиндраната Тагора c. 394-404

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.67422

Аннотация: Педагогический эксперимент индийского поэта и общественного деятеля Рабиндраната Тагора в школе Шантиникетона описан как успешная попытка воплощения на практике основных положений его философии школьного образования, выработанной поэтому на основе критики наличной школы колониальной Индии и идеи понимания ребёнка. Ключевыми положениями философии образования Р. Тагора стали признание свободы детей, обучение в диалоге двух равноправных субъектов – учителя и ученика и нацеленность образования на развитие творческой личности, активно действующей в обществе. Философия школьного образования реконструирована на основе феноменологического подхода и герменевтического анализа выступлений Р. Тагора, рассказывавшего о своём педагогическом опыте. В статье выявлены основные аспекты педагогического опыта школы Шантиникетона: философский, заключённый в гуманистическом содержании модели образования, теоретический, выраженный в обосновании диалогической модели субъект-субъектного обучения и воспитания, и практический, сочетающий в образовании национальные традиции с универсальным содержанием сообразно потребностям развития общества.
Духовно-нравственные искания
Черняев А.В. - Мистические интуиции Н.А. Бердяева

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.17711

Аннотация: В предлагаемой статье предпринимается попытка анализа трактовки мистической проблематики в творчестве Н.А. Бердяева; демонстрируется развитие данной темы в ходе идейной эволюции мыслителя, производится контекстуализация бердяевского понимания мистического в историко-философском, церковно-религиозном и общекультурном измерениях российского Серебряного века. Не претендуя на роль мистика, Бердяев апеллировал в своих религиозно-философских работах к мистическому опыту других, интуитивное постижение природы и значения которого Бердяевым является предметом рассмотрения в настоящей работе В ходе исследования использованы методы текстологического, контекстуального и сравнительного анализа; в качестве основных методологических принципов применены междисциплинарный подход и герменевтическая интерпретация Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что мистика в понимании Бердяева во многом революционна по отношению к православной церковной мистике, а его субъективная теория содержит много нового по сравнению с христианской традицией. Хотя позиция Бердяева в этом вопросе индивидуальна, его взгляды на мистику в целом отражают самосознание интеллигенции Серебряного века, для которого было характерно стремление к обновлению религии, интеллектуальное преодоление православного догматизма
Черняев А.В. - Мистические интуиции Н.А. Бердяева c. 405-412

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.67423

Аннотация: В предлагаемой статье предпринимается попытка анализа трактовки мистической проблематики в творчестве Н.А. Бердяева; демонстрируется развитие данной темы в ходе идейной эволюции мыслителя, производится контекстуализация бердяевского понимания мистического в историко-философском, церковно-религиозном и общекультурном измерениях российского Серебряного века. Не претендуя на роль мистика, Бердяев апеллировал в своих религиозно-философских работах к мистическому опыту других, интуитивное постижение природы и значения которого Бердяевым является предметом рассмотрения в настоящей работе В ходе исследования использованы методы текстологического, контекстуального и сравнительного анализа; в качестве основных методологических принципов применены междисциплинарный подход и герменевтическая интерпретация Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что мистика в понимании Бердяева во многом революционна по отношению к православной церковной мистике, а его субъективная теория содержит много нового по сравнению с христианской традицией. Хотя позиция Бердяева в этом вопросе индивидуальна, его взгляды на мистику в целом отражают самосознание интеллигенции Серебряного века, для которого было характерно стремление к обновлению религии, интеллектуальное преодоление православного догматизма
Эффективность обучения
Глущенко В.В., Глущенко И.И. - Парадигма повышения качества образования

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.16828

Аннотация: Предмет статьи выступает развитие парадигмы повышения качества образования,включая философию, идеологию, политику, стратегию, тактику повышения качества высшего профессионального образования. Объект статьи выступает образованиелогия как наука об обучении и воспитании, построении системы образования, управлении в системе образования. В статье обсуждаются концепции и исследуется понятие качества образования в контексте различных концепций образования, формулируются научный метод, функции и роль образованиелогии, обсуждаются понятие, содержание, структура парадигмы повышения качества образования, рассмотрены структурные элементы этой парадигмы, развиваются философия, идеология, политика, стратегия и тактика повышения качества образования, исследованы проблемы и технологические аспекты повышения качества образования, обсуждается влияние гражданского общества на процесс повышения качества образования, обсуждается влияние клипового сознания студентов на технологии, процесс и качество образования. Целью настоящей статьи является развитие образованиелогии, включая парадигму повышения качества высшего профессионального образования. Методами исследования выступают анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, сравнительный анализ, логический анализ, системный подход Научная новизна статьи определяется развитием методических положений науки об образовании, включая формулирование и исследование научного метода, содержания, функций и ролей образованиелогии как науки об обучении и воспитании, системе образования; а так же тем, что в статье развивается парадигма повышения качества образования, как части образованиелогии и национальной инновационной системы в экономике; исследуются структурные элементы,технологии образования и влияние парадигмы повышения качества образования на инновационное развитие государства;
Глущенко В.В., Глущенко И.И. - Парадигма повышения качества образования c. 413-425

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.67424

Аннотация: Предмет статьи выступает развитие парадигмы повышения качества образования,включая философию, идеологию, политику, стратегию, тактику повышения качества высшего профессионального образования. Объект статьи выступает образованиелогия как наука об обучении и воспитании, построении системы образования, управлении в системе образования. В статье обсуждаются концепции и исследуется понятие качества образования в контексте различных концепций образования, формулируются научный метод, функции и роль образованиелогии, обсуждаются понятие, содержание, структура парадигмы повышения качества образования, рассмотрены структурные элементы этой парадигмы, развиваются философия, идеология, политика, стратегия и тактика повышения качества образования, исследованы проблемы и технологические аспекты повышения качества образования, обсуждается влияние гражданского общества на процесс повышения качества образования, обсуждается влияние клипового сознания студентов на технологии, процесс и качество образования. Целью настоящей статьи является развитие образованиелогии, включая парадигму повышения качества высшего профессионального образования. Методами исследования выступают анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, сравнительный анализ, логический анализ, системный подход Научная новизна статьи определяется развитием методических положений науки об образовании, включая формулирование и исследование научного метода, содержания, функций и ролей образованиелогии как науки об обучении и воспитании, системе образования; а так же тем, что в статье развивается парадигма повышения качества образования, как части образованиелогии и национальной инновационной системы в экономике; исследуются структурные элементы,технологии образования и влияние парадигмы повышения качества образования на инновационное развитие государства;
Знание и понимание
Мельникова Л.А. - Педагогическое наследие М.М. Пистрака и проблемы развития высшего педагогического образования на Юге России в советский период (30-40г.г. ХХ века)

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.17543

Аннотация: Предметом исследования является научно-педагогическое наследие М. М. Пистрака в области высшего педагогического образования. Долгое время имя репрессированного педагога-ученого Моисея Михайловича Пистрака, внесшего большой вклад в развитие педагогического образования в советской России, было малоизвестно для широкой педагогической общественности. Целью данной работы является расширение и уточнение наших представлений о процессах становлении педагогического образования в 30-40 годы прошлого столетия в советской России и на Дону. В статье воссоздана научная биография М.М.Пистрака и, сквозь призму современных проблем педагогического образования, проанализированы его научные достижения. Все это оказалось возможным благодаря исследовательскому поиску автора, который опирался на ретроспективный и автобиографический методы исследования. В статье обобщены и представлены материалы государственных архивов: Научного архива РАО, Архива Федеральной службы безопасности Ростовской области, Центра хранения и изучения новейшей истории Ростовской области. Большая часть из них вводится в научный оборот и публикуется впервые. В педагогическом образовании 30-х годов прошлого века заложены идеи фундаментальной подготовки учительства на основе соединения теоретических знаний и практического образовательного опыта; представлены основы экспериментальной инновационной деятельности по созданию трудовой школы и новаторские способы управления нею; разработаны программы общекультурной подготовки учителя, которые легли в основу концепции педагогической культуры и теории личностно-ориентированного образования.
Мельникова Л.А. - Педагогическое наследие М.М. Пистрака и проблемы развития высшего педагогического образования на Юге России в советский период (30-40г.г. ХХ века) c. 426-433

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.67425

Аннотация: Предметом исследования является научно-педагогическое наследие М. М. Пистрака в области высшего педагогического образования. Долгое время имя репрессированного педагога-ученого Моисея Михайловича Пистрака, внесшего большой вклад в развитие педагогического образования в советской России, было малоизвестно для широкой педагогической общественности. Целью данной работы является расширение и уточнение наших представлений о процессах становлении педагогического образования в 30-40 годы прошлого столетия в советской России и на Дону. В статье воссоздана научная биография М.М.Пистрака и, сквозь призму современных проблем педагогического образования, проанализированы его научные достижения. Все это оказалось возможным благодаря исследовательскому поиску автора, который опирался на ретроспективный и автобиографический методы исследования. В статье обобщены и представлены материалы государственных архивов: Научного архива РАО, Архива Федеральной службы безопасности Ростовской области, Центра хранения и изучения новейшей истории Ростовской области. Большая часть из них вводится в научный оборот и публикуется впервые. В педагогическом образовании 30-х годов прошлого века заложены идеи фундаментальной подготовки учительства на основе соединения теоретических знаний и практического образовательного опыта; представлены основы экспериментальной инновационной деятельности по созданию трудовой школы и новаторские способы управления нею; разработаны программы общекультурной подготовки учителя, которые легли в основу концепции педагогической культуры и теории личностно-ориентированного образования.
Серьезный разговор
Карпов А.О. - Проблемно-познавательная программа в исследовательском образовании

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.16640

Аннотация: В статье разрабатывается фундаментальное понятие теории исследовательского образования – проблемно-познавательная программа, которая является формой реализации познавательных интересов как отдельного учащегося-исследователя, так и коллектива. При этом проблема познавательного развития личности рассматривается не через призму освоенных знаний и действий, а как становление человека в его духовных и социальных перспективах. Такой взгляд приводит к расширению области применения концепции проблемно-познавательной программы, которое может быть обозначено как «обучение становлению». Цель статьи – раскрыть экзистенциальный и социальный статус проблемно-познавательной программы и основы ее методологии в контексте современной модели научного образования исследовательского типа. При разработке темы статьи использованы методы социально-философского анализа, структурно-функционального и когнитивного анализа педагогического действия и учебно-познавательных практик. Методология проведенного исследования опирается на 25-летний опыт Российской научно-социальной программы «Шаг в будущее», занимающейся подготовкой молодых исследователей-школьников и студентов, которая в настоящее время имеет более 150 тысяч участников. Рассмотрена связь проблемы «обучение становлению» с сущностью образования, раскрыто содержание понятия «проблемно-познавательная программа» как особой социокогнитивной формы развития учащихся через поисковые способы познания, сформулированы методологические принципы ее выстраивания, определены компоненты ее познавательного потенциала, приведены примеры из педагогической практики. Показано, что исследовательские способы познания дают обучающемуся и педагогу эффективный инструмент для практического приложения предметных знаний, ассоциирования их с конкретными профессиональными областями и специальностями, получения познавательных результатов, обладающих реальной жизненной ценностью.
Карпов А.О. - Проблемно-познавательная программа в исследовательском образовании c. 434-447

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.67426

Аннотация: В статье разрабатывается фундаментальное понятие теории исследовательского образования – проблемно-познавательная программа, которая является формой реализации познавательных интересов как отдельного учащегося-исследователя, так и коллектива. При этом проблема познавательного развития личности рассматривается не через призму освоенных знаний и действий, а как становление человека в его духовных и социальных перспективах. Такой взгляд приводит к расширению области применения концепции проблемно-познавательной программы, которое может быть обозначено как «обучение становлению». Цель статьи – раскрыть экзистенциальный и социальный статус проблемно-познавательной программы и основы ее методологии в контексте современной модели научного образования исследовательского типа. При разработке темы статьи использованы методы социально-философского анализа, структурно-функционального и когнитивного анализа педагогического действия и учебно-познавательных практик. Методология проведенного исследования опирается на 25-летний опыт Российской научно-социальной программы «Шаг в будущее», занимающейся подготовкой молодых исследователей-школьников и студентов, которая в настоящее время имеет более 150 тысяч участников. Рассмотрена связь проблемы «обучение становлению» с сущностью образования, раскрыто содержание понятия «проблемно-познавательная программа» как особой социокогнитивной формы развития учащихся через поисковые способы познания, сформулированы методологические принципы ее выстраивания, определены компоненты ее познавательного потенциала, приведены примеры из педагогической практики. Показано, что исследовательские способы познания дают обучающемуся и педагогу эффективный инструмент для практического приложения предметных знаний, ассоциирования их с конкретными профессиональными областями и специальностями, получения познавательных результатов, обладающих реальной жизненной ценностью.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.