Статья 'Инновационный технологический формат дополнительного профессионального образования педагогов ' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Инновационный технологический формат дополнительного профессионального образования педагогов

Игнатьева Галина Александровна

доктор педагогических наук

профессор, кафедра педагогики и андрагогики, Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, Нижегородский институт развития образования

603122, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, 203, каб. 215

Ignat'eva Galina Aleksandrovna

Doctor of Pedagogy

professor of the Department of Pedagogy and Andragogy at State Funded Educational Institution of Additional Professional Education at Nizhny Novgorod Institute of Education Development

603122, Russia, Nizhny Novgorod Region, Nizhny Novgorod, Vaneev's str., 203, room No. 215

gaididakt@rambler.ru
Тулупова Оксана Владимировна

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра педагогики и андрагогики, Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, Нижегородский институт развития образования

603122, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, 203, оф. 215

Tulupova Oksana Vladimirovna

PhD in Pedagogy

associate professor of the Department of Pedagogy and Andragogy at State Funded Educational Institution of Additional Professional Education, Nizhny Novgorod Institute of Education Development

603122, Russia, Nizhny Novgorod Region, Nizhny Novgorod, Vaneev's str. 203, of. 215

oksana-nnov@yandex.ru

DOI:

10.7256/2454-0676.2015.4.17278

Дата направления статьи в редакцию:

13-12-2015


Дата публикации:

25-02-2016


Аннотация: Статья посвящена рассмотрению инновационных процессов в дополнительном профессиональном образовании педагогов. В русле антропологической концепции инновационного развития дополнительного профессионального образования рассматриваются подходы к его институциональному оформлению как стратегического образовательного института инновационного развития экономики и общества. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта дополнительного профессионального образования как разновидности образования взрослых выделены характерные особенности функционирования и развития современных моделей дополнительного профессионального образования в соответствии с принципами проектно-преобразующей парадигмы Методология исследования строится на основе представления о дополнительном профессиональном образовании педагогов, как о самостоятельной системе деятельности, имеющей собственную идеологию, ценности, программные установки, квалифицированные кадры, организационную структуру, собственные механизмы функционирования и развития. Предложена концептуальная схема моделирования событийных деятельностных образовательных технологий в условиях дополнительного профессионального образования педагогов, включающая онтологический контекст, связанный с представлением об образовательном со-бытии как об источнике развития субъектности, характеристику антропологической (событийной) модели дополнительного профессионального образования, составляющую методологический контекст концептуальной схемы, описание технологических параметров развития субъектности и форм событийной организации образовательного процесса в условиях дополнительного профессионального образования.


Ключевые слова:

дополнительное профессиональное образование, образование взрослых, непрерывное образование, профессиональное развитие, профессиональная педагогическая позиция, повышение квалификации, антропологический подход, развитие субъектности, деятельностные образовательные технологии, образовательное событие

Abstract: The article is devoted to innovative processes in additional professional education of teachers. There are considered the approaches of anthropological concept of additional professional education's innovative development to its institutional design as a strategic educational institution of innovative development of economy and society. Based on the national and foreign experience in additional professional education as a kind of adult education, the authors describe typical features of functioning and development of modern models of additional professional education in accordance with the principles of project-transformative paradigm. The research methodology is based on the understanding of additional professional education of teachers as an independent activity system having its own ideology, values, goals, qualified personnel, organization chart, mechanisms of functioning and development. The authors also proposed a conceptual scheme of the co-existence activity-related educational technologies modeling which is realized in the conditions of additional professional education of teachers and includes ontological context associated with the idea of educational co-existence as the source of subjectivity's development. The authors also give characteristics of the anthropological (co-existence) additional professional education's model, as the methodological context of the conceptual scheme, as well as the description of technological parameters of subjectivity's development and forms of educational process's co-existence organization in the conditions of additional professional education.


Библиография
1. Масловская С.В. Культурно-антропологическое проектирование образовательного пространства педагога в системе повышения квалифика-ции. М.: Флинта, 2014. 250 с.
2. Федеральная инновационная площадка Министерства образова-ния и науки РФ «Проектно-сетевой институт инновационного образования. Информационные материалы к стендовому докладу. Информационные ма-териалы к стендовому докладу / под ред. Н.Ю. Бармина, Г.А. Игнатьевой. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012. 24 с.
3. О.К. Филатов Концепция непрерывного образования как основа развития образовательных технологий // Психология и Психотехника. - 2010. - 4. - C. 62 - 71.
4. Теоретические основы прогнозирования научно-инновационного развития профессионального образования. Коллективная монография / под ред. А.В. Тодосийчука и В.А. Полякова. М.: ИУО РАО, 2006. 191 с.
5. Панкова И.В. Методологические основы формирования государ-ственной политики в сфере образования. Автореферат дисс. … д-ра эко-ном. наук. СПб, 2009. URL: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-ekonomika/a631.php (дата обращения: 11.12.2015).
6. Зверев С. М., Тузов Д. В. Проблемы разработки концепции про-фессионально-педагогического образования // Международный журнал экспериментального образования . 2013. №7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razrabotki-kontseptsii-professionalno-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 11.12.2015).
7. Слободчиков В.И. Инновационное образование: введение в про-блему // Инновации и эксперимент в образовании. 2009. URL: http://www.in-exp.ru/arhive/125-vved-in-probl.html (дата обращения: 11.12.2015).
8. Проектно-сетевой институт инновационного образования. Сбор-ник методических материалов. Сборник проектных инициатив (специаль-ный выпуск информационного бюллетеня) / под ред. Н.Ю. Бармина, Г.А. Игнатьевой. Нижний Новгород: Нижегородский институт развития обра-зования, 2011. 178 с.
9. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования челове-ка: становление субъектности в образовательных процессах: учебное посо-бие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 432 с.
10. Игнатьева Г.А., Слободчиков В.И. Постдипломное образование педагогов: антропологическая проекция. //Человек и образование. 2014. № 3 (40). С.13-20.
11. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечествен-ного образования. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. 264 с.
12. Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в кон-тексте модернизации. М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. 232 с.
13. Habermas, J. The Theory of Communicative Action. Translated by Thomas McCarthy, Cambridge: Polity, 1987. 809 р.
14. Mezirov, J. Learning as Transformation: Critical Perspectives on a Theory in Progress. San Francisco, Jossey Bass, 2000. 416 р.
15. Nicolaides A. Generative Learning: Adults Learning Within Ambigui-ty. // Adult Education Quarterly, 65. 2015. Р. 179-195.
16. Samaroo S., Cooper E., Green T. Pedandragogy: A way forward to self-engaged learning // New Horizons in Adult Education and Human Re-source Development. Volume 25, Issue 3. 2013. P. 76-90.
17. Anderson, J. Cognitive Styles and Multicultural Populations // Jour-nal of Teacher Education. 1988. № 39 (1) P. 2-9.
18. Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образо-вания: сборник статей / под общ. ред. А.В. Карпова, И.Н. Семенова. Отв. ред. В.К. Солондаев. М.; Ярославль: Ремдер, 2004. 240 с.
19. Семенов И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты развития и профессионального самоопределения личности // Мир психологии. 2007. №2. С. 203-216.
20. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития че-ловека и организаций. М.: Наука, 2004. 174 с.
21. Громкова М.Т. Андрагогическая модель целостного образова-тельного процесса. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2006. 372 с.
22. Stein D. S. Establishing conceptual boundaries: What is an adult ed-ucation project, promise and practice // New Horizons in Adult Education and Human Resource Development. Vol. 26, Is. 1. 2014. Р. 22–32.
23. Топоркова О.В. Развитие дополнительного образования взрос-лых в Великобритании. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2007. 254 с.
24. Ермаков С.В., Попов А.А. Событие как единица образовательного проектирования. URL. http://xn--24-olc6aplz.xn--p1ai/uploads/files/Texts/Metodicheskie/Sobytie_kak_edinica.pdf. (дата обращения: 12.12. 2015).
25. Юдин Б. Г. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 4. С. 104-110. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ZPU/2005_4/Yudin/index.pdf. (дата обращения: 19.12.2015).
26. Узлов Н. Д. Настоящее и будущее гуманитарных технологий // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология . 2011. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nastoyaschee-i-buduschee-gumanitarnyh-tehnologiy (дата обращения: 19.12.2015).
27. Тюпа В. И. Коммуникативные параметры урока в школе конвер-гентной педагогики // Universum: Вестник Герценовского университета . 2012. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-parametry-uroka-v-shkole-konvergentnoy-pedagogiki (дата обращения: 19.12.2015).
28. Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: Структура и динамика. 2-е изд. М. : Изд-во ЛКИ, 2009. 320 с.
29. Вачков И. В. Полисубъектный подход к педагогическому взаимо-действию // Вопросы психологии. 2007. URL: http://www.vash-psiholog.info/voprospsih/214/17723-polisubektnyj-podxod-k-pedagogicheskomu-vzaimodejstviyu.html (дата обращения 19.12.2015).
30. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности. М.: Школьная пресса. 2000. 421 с.
31. Алексеев Н.Г. Проектирование // Организация экспериментальной дея-тельности в образовательных учреждениях г.Москвы. 2002. В.6. С.102-115.
32. Игнатьева Г.А. Проектирование деятельностного содержания профессионального развития педагога в системе постдипломного образования. Диссертация … д-ра пед. наук. Нижний Новгород. 2006. 414 с.
References
1. Maslovskaya S.V. Kul'turno-antropologicheskoe proektirovanie obrazovatel'nogo prostranstva pedagoga v sisteme povysheniya kvalifika-tsii. M.: Flinta, 2014. 250 s.
2. Federal'naya innovatsionnaya ploshchadka Ministerstva obrazova-niya i nauki RF «Proektno-setevoi institut innovatsionnogo obrazovaniya. Informatsionnye materialy k stendovomu dokladu. Informatsionnye ma-terialy k stendovomu dokladu / pod red. N.Yu. Barmina, G.A. Ignat'evoi. – Nizhnii Novgorod: Nizhegorodskii institut razvitiya obrazovaniya, 2012. 24 s.
3. O.K. Filatov Kontseptsiya nepreryvnogo obrazovaniya kak osnova razvitiya obrazovatel'nykh tekhnologii // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2010. - 4. - C. 62 - 71.
4. Teoreticheskie osnovy prognozirovaniya nauchno-innovatsionnogo razvitiya professional'nogo obrazovaniya. Kollektivnaya monografiya / pod red. A.V. Todosiichuka i V.A. Polyakova. M.: IUO RAO, 2006. 191 s.
5. Pankova I.V. Metodologicheskie osnovy formirovaniya gosudar-stvennoi politiki v sfere obrazovaniya. Avtoreferat diss. … d-ra eko-nom. nauk. SPb, 2009. URL: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-ekonomika/a631.php (data obrashcheniya: 11.12.2015).
6. Zverev S. M., Tuzov D. V. Problemy razrabotki kontseptsii pro-fessional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya // Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya . 2013. №7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razrabotki-kontseptsii-professionalno-pedagogicheskogo-obrazovaniya (data obrashcheniya: 11.12.2015).
7. Slobodchikov V.I. Innovatsionnoe obrazovanie: vvedenie v pro-blemu // Innovatsii i eksperiment v obrazovanii. 2009. URL: http://www.in-exp.ru/arhive/125-vved-in-probl.html (data obrashcheniya: 11.12.2015).
8. Proektno-setevoi institut innovatsionnogo obrazovaniya. Sbor-nik metodicheskikh materialov. Sbornik proektnykh initsiativ (spetsial'-nyi vypusk informatsionnogo byulletenya) / pod red. N.Yu. Barmina, G.A. Ignat'evoi. Nizhnii Novgorod: Nizhegorodskii institut razvitiya obra-zovaniya, 2011. 178 s.
9. Isaev E. I., Slobodchikov V. I. Psikhologiya obrazovaniya chelove-ka: stanovlenie sub''ektnosti v obrazovatel'nykh protsessakh: uchebnoe poso-bie. M.: Izd-vo PSTGU, 2013. 432 s.
10. Ignat'eva G.A., Slobodchikov V.I. Postdiplomnoe obrazovanie pedagogov: antropologicheskaya proektsiya. //Chelovek i obrazovanie. 2014. № 3 (40). S.13-20.
11. Slobodchikov V. I. Antropologicheskaya perspektiva otechestven-nogo obrazovaniya. Ekaterinburg: Izdatel'skii otdel Ekaterinburgskoi eparkhii, 2009. 264 s.
12. Gorshkov M.K., Klyucharev G.A. Nepreryvnoe obrazovanie v kon-tekste modernizatsii. M.: IS RAN, FGNU TsSI, 2011. 232 s.
13. Habermas, J. The Theory of Communicative Action. Translated by Thomas McCarthy, Cambridge: Polity, 1987. 809 r.
14. Mezirov, J. Learning as Transformation: Critical Perspectives on a Theory in Progress. San Francisco, Jossey Bass, 2000. 416 r.
15. Nicolaides A. Generative Learning: Adults Learning Within Ambigui-ty. // Adult Education Quarterly, 65. 2015. R. 179-195.
16. Samaroo S., Cooper E., Green T. Pedandragogy: A way forward to self-engaged learning // New Horizons in Adult Education and Human Re-source Development. Volume 25, Issue 3. 2013. P. 76-90.
17. Anderson, J. Cognitive Styles and Multicultural Populations // Jour-nal of Teacher Education. 1988. № 39 (1) P. 2-9.
18. Refleksivnyi podkhod k psikhologicheskomu obespecheniyu obrazo-vaniya: sbornik statei / pod obshch. red. A.V. Karpova, I.N. Semenova. Otv. red. V.K. Solondaev. M.; Yaroslavl': Remder, 2004. 240 s.
19. Semenov I.N. Refleksivno-psikhologicheskie aspekty razvitiya i professional'nogo samoopredeleniya lichnosti // Mir psikhologii. 2007. №2. S. 203-216.
20. Stepanov S.Yu. Refleksivnaya praktika tvorcheskogo razvitiya che-loveka i organizatsii. M.: Nauka, 2004. 174 s.
21. Gromkova M.T. Andragogicheskaya model' tselostnogo obrazova-tel'nogo protsessa. Dissertatsiya ... doktora pedagogicheskikh nauk. Moskva, 2006. 372 s.
22. Stein D. S. Establishing conceptual boundaries: What is an adult ed-ucation project, promise and practice // New Horizons in Adult Education and Human Resource Development. Vol. 26, Is. 1. 2014. R. 22–32.
23. Toporkova O.V. Razvitie dopolnitel'nogo obrazovaniya vzros-lykh v Velikobritanii. Dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Volgograd, 2007. 254 s.
24. Ermakov S.V., Popov A.A. Sobytie kak edinitsa obrazovatel'nogo proektirovaniya. URL. http://xn--24-olc6aplz.xn--p1ai/uploads/files/Texts/Metodicheskie/Sobytie_kak_edinica.pdf. (data obrashcheniya: 12.12. 2015).
25. Yudin B. G. Ot gumanitarnogo znaniya k gumanitarnym tekhnologiyam // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2005. № 4. S. 104-110. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ZPU/2005_4/Yudin/index.pdf. (data obrashcheniya: 19.12.2015).
26. Uzlov N. D. Nastoyashchee i budushchee gumanitarnykh tekhnologii // Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya . 2011. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nastoyaschee-i-buduschee-gumanitarnyh-tehnologiy (data obrashcheniya: 19.12.2015).
27. Tyupa V. I. Kommunikativnye parametry uroka v shkole konver-gentnoi pedagogiki // Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta . 2012. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-parametry-uroka-v-shkole-konvergentnoy-pedagogiki (data obrashcheniya: 19.12.2015).
28. Borisova I.N. Russkii razgovornyi dialog: Struktura i dinamika. 2-e izd. M. : Izd-vo LKI, 2009. 320 s.
29. Vachkov I. V. Polisub''ektnyi podkhod k pedagogicheskomu vzaimo-deistviyu // Voprosy psikhologii. 2007. URL: http://www.vash-psiholog.info/voprospsih/214/17723-polisubektnyj-podxod-k-pedagogicheskomu-vzaimodejstviyu.html (data obrashcheniya 19.12.2015).
30. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Osnovy psikhologicheskoi antropologii. Psikhologiya razvitiya cheloveka: Razvitie sub''ektivnoi real'nosti. M.: Shkol'naya pressa. 2000. 421 s.
31. Alekseev N.G. Proektirovanie // Organizatsiya eksperimental'noi deya-tel'nosti v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh g.Moskvy. 2002. V.6. S.102-115.
32. Ignat'eva G.A. Proektirovanie deyatel'nostnogo soderzhaniya professional'nogo razvitiya pedagoga v sisteme postdiplomnogo obrazovaniya. Dissertatsiya … d-ra ped. nauk. Nizhnii Novgorod. 2006. 414 s.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.