по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 01, 2015
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 17-04-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2015
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Арсенал культурного обогащения

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.14416

Аннотация: Учебники, как правило, сегодня пишут для учащихся. Поводом для написания данной колонки явилось издание учебного пособия, адресованного учителям, педагогам – «Книга учителя «Диалог культур»: учебно-методическое пособие и хрестоматия». (М., 2014). Формальная тема пособия диалог культур. Фактически же речь идёт о кратком, но научно оснащённом анализе мировой культуры, представленной в её цивилизационном измерении. Возникшая в недавние десятилетия идея налаживания диалога между представителями разных культур имеет своих сторонников и противников. Несомненно одно – без понимания глубинных основ каждой культуры диалог немыслим. Именно поэтому учебное пособие имеет ценность не только как учебный материал, но и как серьёзное теоретическое исследование. Методы разработки темы в данной статье связаны с принципом историзма. Множество цивилизаций, представленных на Земле, рассмотрены с точки зрения их происхождения, специфики и динамики. Использованы также приёмы компаративистского исследования, позволяющие сравнить ценностные ряды различных цивилизаций. Новизна статьи обусловлена критическим рассмотрением проблемы диалога разных культуры и цивилизаций. В связи с этим различные цивилизации представлены в качестве своеобразных единиц истории, воплощающих в себе неповторимый духовный опыт человечества. В статье речь идёт о мировых религиях, формирующих пространство цивилизаций, о единстве и различии исторического процесса, о святынях, образующих различные культурные миры. Обозначены условия, без которых невозможен диалог культур, выявлены противоречия данного процесса.
Гуревич П.С. - Арсенал культурного обогащения c. 6-11

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.66321

Аннотация: Учебники, как правило, сегодня пишут для учащихся. Поводом для написания данной колонки явилось издание учебного пособия, адресованного учителям, педагогам – «Книга учителя «Диалог культур»: учебно-методическое пособие и хрестоматия». (М., 2014). Формальная тема пособия диалог культур. Фактически же речь идёт о кратком, но научно оснащённом анализе мировой культуры, представленной в её цивилизационном измерении. Возникшая в недавние десятилетия идея налаживания диалога между представителями разных культур имеет своих сторонников и противников. Несомненно одно – без понимания глубинных основ каждой культуры диалог немыслим. Именно поэтому учебное пособие имеет ценность не только как учебный материал, но и как серьёзное теоретическое исследование. Методы разработки темы в данной статье связаны с принципом историзма. Множество цивилизаций, представленных на Земле, рассмотрены с точки зрения их происхождения, специфики и динамики. Использованы также приёмы компаративистского исследования, позволяющие сравнить ценностные ряды различных цивилизаций. Новизна статьи обусловлена критическим рассмотрением проблемы диалога разных культуры и цивилизаций. В связи с этим различные цивилизации представлены в качестве своеобразных единиц истории, воплощающих в себе неповторимый духовный опыт человечества. В статье речь идёт о мировых религиях, формирующих пространство цивилизаций, о единстве и различии исторического процесса, о святынях, образующих различные культурные миры. Обозначены условия, без которых невозможен диалог культур, выявлены противоречия данного процесса.
Образование
Полякова Е.И. - Эволюция представлений об обучении иностранному языку в историко-педагогическом контексте

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.14589

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является обучение иностранным языкам. Предмет исследования – развитие взглядов и представлений на данный педагогический процесс и, соответственно, анализ методов, средств и форм его реализации. Автор подробно рассматривает зарождение методики преподавания иностранных языков как прикладной научной дисциплины, а также влияние на неё других смежных наук, таких как языкознание и психология. Существенное внимание автора уделено коммуникативному обучению как наиболее часто практикуемому в наши дни. Методом исследования в данной статье является сопоставление на основе историко-педагогического анализа, позволяющее не только проследить эволюцию обучения иностранным языкам, но и выделить наиболее характерные черты данного процесса для каждого конкретного периода. Основными выводами исследования, проведённого в данной статье, являются следующие. 1) Несмотря на то, что обучение иностранным языкам велось с глубокой древности, данный процесс получил научное осмысление только в начале прошлого века. 2) Методические взгляды и представления учёных на обучение иностранным языкам формировались на основе данных таких наук, как лингвистика и психология. 3) Поскольку методика обучения иностранным языкам является прикладной дисциплиной, она всегда подстраивалась под потребности общества в ту или иную эпоху. 4) Метод обучения иностранному языку не может устареть окончательно. В наши дни любой из проверенных методов может с успехом применяться при должном уровне педагогического мастерства преподавателя. Новизна предлагаемых автором выводов заключается в том, что историко-педагогический анализ проведён в статье сквозь призму современных реалий и современной педагогической практики обучения иностранным языкам.
Полякова Е.И. - Эволюция представлений об обучении иностранному языку в историко-педагогическом контексте c. 12-18

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.66322

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является обучение иностранным языкам. Предмет исследования – развитие взглядов и представлений на данный педагогический процесс и, соответственно, анализ методов, средств и форм его реализации. Автор подробно рассматривает зарождение методики преподавания иностранных языков как прикладной научной дисциплины, а также влияние на неё других смежных наук, таких как языкознание и психология. Существенное внимание автора уделено коммуникативному обучению как наиболее часто практикуемому в наши дни. Методом исследования в данной статье является сопоставление на основе историко-педагогического анализа, позволяющее не только проследить эволюцию обучения иностранным языкам, но и выделить наиболее характерные черты данного процесса для каждого конкретного периода. Основными выводами исследования, проведённого в данной статье, являются следующие. 1) Несмотря на то, что обучение иностранным языкам велось с глубокой древности, данный процесс получил научное осмысление только в начале прошлого века. 2) Методические взгляды и представления учёных на обучение иностранным языкам формировались на основе данных таких наук, как лингвистика и психология. 3) Поскольку методика обучения иностранным языкам является прикладной дисциплиной, она всегда подстраивалась под потребности общества в ту или иную эпоху. 4) Метод обучения иностранному языку не может устареть окончательно. В наши дни любой из проверенных методов может с успехом применяться при должном уровне педагогического мастерства преподавателя. Новизна предлагаемых автором выводов заключается в том, что историко-педагогический анализ проведён в статье сквозь призму современных реалий и современной педагогической практики обучения иностранным языкам.
Просвещение
Пустовойтов Ю.Л. - Формирование культуры речи школьников в эпоху телекоммуникационных технологий

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.14367

Аннотация: Статья посвящена проблемам культуры речи и её формирования у школьников в контексте телекоммуникационных технологий. Автор анализирует традиционную трактовку понятия «речевая культура» в науке как с позиций чисто языковых, так и с психологических, а также представляет развитие речи школьников как педагогическую проблему и традиционные подходы к её решению в педагогическом процессе. Особое внимание уделяется рассмотрению речи в Интернете как письменного дискурса и его влияния на культуру речи школьников Методом исследования в данной статье является анализ классических источников, а также педагогической практики в школе и сопоставление полученных данных с характеристиками дискурса в Интернете и особенностями его функционирования. Новизна статьи состоит в том, что постулаты о культуре речи, выдвинутые отечественными классиками, рассматриваются в ней сквозь призму современных реалий. Основными выводами автора являются следующие. 1) Письменная коммуникация в Интернете весьма специфична, и такая речь не может рассматриваться только с точки зрения теорий, разработанных до его появления. 2) Работа по развитию речи школьников должна проходит с учётом реалий, в которых они будут жить и работать повзрослевшими. Именно поэтому следует уделять внимание не только традиционным текстовым формам письменной речи, но и письменному дискурсу, реализуемому сегодня посредством телекоммуникационных технологий.
Пустовойтов Ю.Л. - Формирование культуры речи школьников в эпоху телекоммуникационных технологий c. 19-27

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.66323

Аннотация: Статья посвящена проблемам культуры речи и её формирования у школьников в контексте телекоммуникационных технологий. Автор анализирует традиционную трактовку понятия «речевая культура» в науке как с позиций чисто языковых, так и с психологических, а также представляет развитие речи школьников как педагогическую проблему и традиционные подходы к её решению в педагогическом процессе. Особое внимание уделяется рассмотрению речи в Интернете как письменного дискурса и его влияния на культуру речи школьников Методом исследования в данной статье является анализ классических источников, а также педагогической практики в школе и сопоставление полученных данных с характеристиками дискурса в Интернете и особенностями его функционирования. Новизна статьи состоит в том, что постулаты о культуре речи, выдвинутые отечественными классиками, рассматриваются в ней сквозь призму современных реалий. Основными выводами автора являются следующие. 1) Письменная коммуникация в Интернете весьма специфична, и такая речь не может рассматриваться только с точки зрения теорий, разработанных до его появления. 2) Работа по развитию речи школьников должна проходит с учётом реалий, в которых они будут жить и работать повзрослевшими. Именно поэтому следует уделять внимание не только традиционным текстовым формам письменной речи, но и письменному дискурсу, реализуемому сегодня посредством телекоммуникационных технологий.
Ценности и цели образования
Рыбакова Н.А. - Проблемы содержания подготовки студентов по профилю «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» в условиях бакалавриата

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.14804

Аннотация: Объектом исследования в данной статье выступает подготовка студентов по профилю «Теория и методика обучения иностранных языков и культур». Предметом исследования в ней выступают условия, в которых с недавних пор проистекает данный педагогический процесс с учётом изменений в отечественном образовании. Особое внимание автора уделяется рассмотрению компонентов содержания подготовки студентов по данному профилю, а также проблеме востребованности учителей иностранного языка в целом и будущих бакалавров в частности. Методом исследования в статье выступает анализ базового учебного плана и Федерального государственного образовательного стандарта, а также эмпирические данные, полученные в результате профориентационных бесед со студентами. Основные выводы автора статьи заключаются в том, что в современных условиях наблюдается противоречие между социальными процессами, в которых значимым фактором выступает межкультурная коммуникация и проблемами подготовки квалифицированных специалистов для её обеспечения в рамках переходного периода в отечественном образовании. Новизна статьи состоит в том, что дидактический анализ подготовки учителей иностранного языка показан на фоне колоссальных противоречий, которые были вызваны переходом на новую двухуровневую систему высшего образования.
Рыбакова Н.А. - Проблемы содержания подготовки студентов по профилю «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» в условиях бакалавриата c. 28-35

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.66324

Аннотация: Объектом исследования в данной статье выступает подготовка студентов по профилю «Теория и методика обучения иностранных языков и культур». Предметом исследования в ней выступают условия, в которых с недавних пор проистекает данный педагогический процесс с учётом изменений в отечественном образовании. Особое внимание автора уделяется рассмотрению компонентов содержания подготовки студентов по данному профилю, а также проблеме востребованности учителей иностранного языка в целом и будущих бакалавров в частности. Методом исследования в статье выступает анализ базового учебного плана и Федерального государственного образовательного стандарта, а также эмпирические данные, полученные в результате профориентационных бесед со студентами. Основные выводы автора статьи заключаются в том, что в современных условиях наблюдается противоречие между социальными процессами, в которых значимым фактором выступает межкультурная коммуникация и проблемами подготовки квалифицированных специалистов для её обеспечения в рамках переходного периода в отечественном образовании. Новизна статьи состоит в том, что дидактический анализ подготовки учителей иностранного языка показан на фоне колоссальных противоречий, которые были вызваны переходом на новую двухуровневую систему высшего образования.
Современные стратегии и модели образования
Лакомова А.А., Хусяинов Т.М. - Образовательная миграция: причины и особенности получения высшего образования за рубежом

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.13890

Аннотация: Предмет исследования - основные причины, лежащие в основе современной образовательной миграции, в частности, получение высшего образования в зарубежных учебных заведениях. Авторы затрагивают современное состояние образовательной миграции зарубежных студентов в Россию, а также значение экспорта российского образования на мировой рынок. Повышение престижа российских ВУЗов и повышение числа иностранных студентов отвечает основным геополитическим и социально-экономическим интересам страны и позитивно влияет на участие в международных процессах развития образования, науки и культуры. В качестве методов данного исследования был использован теоретический анализ российской социологической и педагогической научной литературы. Рбота представляет собой теоретический анализ причин и особенностей образовательной миграцией студентов для обучения в зарубежных высших учебных заведениях, авторы выделяют две основные стратегии поведения иностранного студента при образовательной миграции: получение высокой квалификации и стать востребованным специалистом или иммигрировать в страну, где он получает образование.
Лакомова А.А., Хусяинов Т.М. - Образовательная миграция: причины и особенности получения высшего образования за рубежом c. 36-50

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.66325

Аннотация: Предмет исследования - основные причины, лежащие в основе современной образовательной миграции, в частности, получение высшего образования в зарубежных учебных заведениях. Авторы затрагивают современное состояние образовательной миграции зарубежных студентов в Россию, а также значение экспорта российского образования на мировой рынок. Повышение престижа российских ВУЗов и повышение числа иностранных студентов отвечает основным геополитическим и социально-экономическим интересам страны и позитивно влияет на участие в международных процессах развития образования, науки и культуры. В качестве методов данного исследования был использован теоретический анализ российской социологической и педагогической научной литературы. Рбота представляет собой теоретический анализ причин и особенностей образовательной миграцией студентов для обучения в зарубежных высших учебных заведениях, авторы выделяют две основные стратегии поведения иностранного студента при образовательной миграции: получение высокой квалификации и стать востребованным специалистом или иммигрировать в страну, где он получает образование.
Типы обучения
Пробин П.С. - Критерии и трудности оценивания студентов бакалавриата по непрофильным дисциплинам

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.14592

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является оценивание студентов в высшей школе. Предмет исследования – критерии и трудности оценивания бакалавров по непрофильным дисциплинам. Особое внимание автора уделяется специфике непрофессиональных дисциплин как части образовательных программ бакалавриата и анализу оценивания студентов вузов в нынешней педагогической практике. Отдельно анализируется процесс оценки знаний по точным, гуманитарным наукам, а также по иностранному языку. Оценивание студентов показано также в контексте мотивации студентов к учёбе и их ориентированности на профессиональную деятельность. Методом исследования является анализ существующей практики оценивания студентов в вузе, в том числе и на основе собственного опыта автора. Основными выводами автора в данной статье являются следующие положения. 1) Особенности оценивания студентов зависят от специфики дисциплины. 2) Непрофильные дисциплины, не формируя напрямую профессиональных знаний умений и навыков, являются важной частью содержания подготовки бакалавров в контексте компетентностного подхода. 3) В современных условиях оценки студентов не отражают их реальных знаний и интеллектуального уровня и зачастую являются формальностью. Новизна статьи заключается в том, что проблемы оценивания в вузе отражены на основе классификации непрофильных дисциплин с учётом их специфики, а также сквозь призму мотивации студентов к учёбе и будущей профессиональной деятельности.
Пробин П.С. - Критерии и трудности оценивания студентов бакалавриата по непрофильным дисциплинам c. 51-58

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.66326

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является оценивание студентов в высшей школе. Предмет исследования – критерии и трудности оценивания бакалавров по непрофильным дисциплинам. Особое внимание автора уделяется специфике непрофессиональных дисциплин как части образовательных программ бакалавриата и анализу оценивания студентов вузов в нынешней педагогической практике. Отдельно анализируется процесс оценки знаний по точным, гуманитарным наукам, а также по иностранному языку. Оценивание студентов показано также в контексте мотивации студентов к учёбе и их ориентированности на профессиональную деятельность. Методом исследования является анализ существующей практики оценивания студентов в вузе, в том числе и на основе собственного опыта автора. Основными выводами автора в данной статье являются следующие положения. 1) Особенности оценивания студентов зависят от специфики дисциплины. 2) Непрофильные дисциплины, не формируя напрямую профессиональных знаний умений и навыков, являются важной частью содержания подготовки бакалавров в контексте компетентностного подхода. 3) В современных условиях оценки студентов не отражают их реальных знаний и интеллектуального уровня и зачастую являются формальностью. Новизна статьи заключается в том, что проблемы оценивания в вузе отражены на основе классификации непрофильных дисциплин с учётом их специфики, а также сквозь призму мотивации студентов к учёбе и будущей профессиональной деятельности.
Философия и педагогика
Грязнова Е.В., Скопинцева-Седаш О.Ю. - Дистанционная педагогика как научное направление в философии образования

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.14709

Аннотация: В информационном обществе в отличие от общества традиционного появляется новая форма социализации личности – информационная, когда социальный опыт передается опосредованно с помощью информационных технологий. Дистанционная педагогическая деятельность оказывается одним из механизмов подобной социализации, внося изменения в формирование человеческой культуры в целом. Изучение специфики данного вида деятельности открывает новое научное направление педагогики – дистанционную педагогику. Дистанционная педагогика должна соответствовать критериям научного направления, т.е. иметь свой предмет, категории, законы, методологию и праксиологию. Проведенное исследование показывает, что в научной литературе практически нет работ, посвящённых комплексному изучению данного феномена. В работе обосновано, что существующий научно-педагогический потенциал позволяет разработать матрицу дистанционной педагогики как научного направления и должен послужить основой для решения целого спектра проблем социально-гуманитарного знания при реализации новых педагогических технологий, отвечающих требованиям современного общества. В качестве основного метода исследования используется системный подход, структурно-функциональный анализ, деятельностный подход, а также метод философского обобщения. Основными выводами проведенного исследования являются: В условиях развития информационного общества существует необходимость системного и целостного изучения дистанционной педагогической деятельности в рамках научного направления «Дистанционная педагогика» как современного направления философии образования. Философское знание в этом случае должно стать методологической основой развития данного направления, поднимая современную педагогику на новый методологический и мировоззренческий уровень.
Грязнова Е.В., Скопинцева-Седаш О.Ю. - Дистанционная педагогика как научное направление в философии образования c. 59-66

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.66327

Аннотация: В информационном обществе в отличие от общества традиционного появляется новая форма социализации личности – информационная, когда социальный опыт передается опосредованно с помощью информационных технологий. Дистанционная педагогическая деятельность оказывается одним из механизмов подобной социализации, внося изменения в формирование человеческой культуры в целом. Изучение специфики данного вида деятельности открывает новое научное направление педагогики – дистанционную педагогику. Дистанционная педагогика должна соответствовать критериям научного направления, т.е. иметь свой предмет, категории, законы, методологию и праксиологию. Проведенное исследование показывает, что в научной литературе практически нет работ, посвящённых комплексному изучению данного феномена. В работе обосновано, что существующий научно-педагогический потенциал позволяет разработать матрицу дистанционной педагогики как научного направления и должен послужить основой для решения целого спектра проблем социально-гуманитарного знания при реализации новых педагогических технологий, отвечающих требованиям современного общества. В качестве основного метода исследования используется системный подход, структурно-функциональный анализ, деятельностный подход, а также метод философского обобщения. Основными выводами проведенного исследования являются: В условиях развития информационного общества существует необходимость системного и целостного изучения дистанционной педагогической деятельности в рамках научного направления «Дистанционная педагогика» как современного направления философии образования. Философское знание в этом случае должно стать методологической основой развития данного направления, поднимая современную педагогику на новый методологический и мировоззренческий уровень.
Дидактика
Алешинская Е.В. - Сравнительно-сопоставительный анализ классического и коммуникативного обучения грамматике иностранного языка

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.14769

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является обучение иностранному языку. Предметом исследования выступает формирование грамматического навыка в контексте классического и коммуникативного обучения грамматике. Автор мотивирует актуальность проблемы работы над грамматикой в контексте пересмотра принципов обучения иностранному языку в сторону ориентации на клиента. В статье также даётся обзор взглядов и представлений о роли работы над грамматикой в контексте разных подходов к преподаванию языка. Особое внимание уделяется особенностям и трудностям обучения грамматике при коммуникативном обучении, которое является наиболее распространённым в наше время. Методом исследования в данной статье выступает сравнительно-сопоставительный лингводидактический анализ различных подходов к обучению грамматики иностранного языка. Основными выводами автора статьи являются следующие положения. В настоящее время рынок образования диктует пересмотр обучения грамматики в коммуникативную сторону, но это не должно выливаться в отказ он неё. Между тем коммуникативный подход имеет ряд особенностей и трудностей. Классическое обучение грамматике, которое часто позиционируется как неэффективное и устаревшее проверено временем. Не одно поколение людей изучили язык таким образом, причём среди них и те, кто сегодня пропагандирует коммуникативный подход. Представляется, что отказываться от классического обучения было бы неправильно, однако, «вписать» его элементы в современные педагогические идеалы – непростая педагогическая задача. Новизна статьи заключается в рассмотрении разных подходов к обучению грамматике сквозь призму рынка образовательных услуг, который диктует требования не только высокого результата, но и удовлетворённости клиента (студента) процессом обучения.
Алешинская Е.В. - Сравнительно-сопоставительный анализ классического и коммуникативного обучения грамматике иностранного языка c. 67-75

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.66328

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является обучение иностранному языку. Предметом исследования выступает формирование грамматического навыка в контексте классического и коммуникативного обучения грамматике. Автор мотивирует актуальность проблемы работы над грамматикой в контексте пересмотра принципов обучения иностранному языку в сторону ориентации на клиента. В статье также даётся обзор взглядов и представлений о роли работы над грамматикой в контексте разных подходов к преподаванию языка. Особое внимание уделяется особенностям и трудностям обучения грамматике при коммуникативном обучении, которое является наиболее распространённым в наше время. Методом исследования в данной статье выступает сравнительно-сопоставительный лингводидактический анализ различных подходов к обучению грамматики иностранного языка. Основными выводами автора статьи являются следующие положения. В настоящее время рынок образования диктует пересмотр обучения грамматики в коммуникативную сторону, но это не должно выливаться в отказ он неё. Между тем коммуникативный подход имеет ряд особенностей и трудностей. Классическое обучение грамматике, которое часто позиционируется как неэффективное и устаревшее проверено временем. Не одно поколение людей изучили язык таким образом, причём среди них и те, кто сегодня пропагандирует коммуникативный подход. Представляется, что отказываться от классического обучения было бы неправильно, однако, «вписать» его элементы в современные педагогические идеалы – непростая педагогическая задача. Новизна статьи заключается в рассмотрении разных подходов к обучению грамматике сквозь призму рынка образовательных услуг, который диктует требования не только высокого результата, но и удовлетворённости клиента (студента) процессом обучения.
Новые методики и технологии
Коржуев А.В., Баксанский О.Е. - Педагогическое исследование в формате диалога исследователя с научно-образовательным сообществом

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.14501

Аннотация: В статье обсуждаются общефилософское понимание поисково-исследовательского диалога, типология диалогов в педагогическом поисковом пространстве; диалог как средство добывания новых педагогических знаний, как форма многоплановой рефлексии участниками своих позиций, идей и подходов; а также как форма исследовательской кооперации. Подробно обсуждаются логические основы диалоговой аргументации, сфокусированные на таких сегментах, как аргумент к традиции, авторитету, здравому смыслу, вере, аналогии; обсуждается тезис «педагогический диалог как инструмент добывания нового знания». К числу использованных методов относятся: предпосылочный анализ феномена из исследуемого проблемного поля, эвристический синтез, ретроспекция исследуемой проблемы. За последние десятилетия социальные преобразования, с одной стороны, ясно проявили кризис современного образования, его несоответствие заказу социума, а с другой -- невозможность «заменить» систему образования каким-либо другим социальным механизмом, способным взять на себя выполняемые ею функции. Однозначных, "панацей" от всех бед, по мнению самых разных по профилю научной деятельности исследователей, сегодня не существует – потому процессу проектирования путей трансформации образования, оценки результатов тех или иных инновационных акций должен быть имманентно присущ характер диалога со всеми его атрибутами.
Коржуев А.В., Баксанский О.Е. - Педагогическое исследование в формате диалога исследователя с научно-образовательным сообществом c. 76-87

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.66329

Аннотация: В статье обсуждаются общефилософское понимание поисково-исследовательского диалога, типология диалогов в педагогическом поисковом пространстве; диалог как средство добывания новых педагогических знаний, как форма многоплановой рефлексии участниками своих позиций, идей и подходов; а также как форма исследовательской кооперации. Подробно обсуждаются логические основы диалоговой аргументации, сфокусированные на таких сегментах, как аргумент к традиции, авторитету, здравому смыслу, вере, аналогии; обсуждается тезис «педагогический диалог как инструмент добывания нового знания». К числу использованных методов относятся: предпосылочный анализ феномена из исследуемого проблемного поля, эвристический синтез, ретроспекция исследуемой проблемы. За последние десятилетия социальные преобразования, с одной стороны, ясно проявили кризис современного образования, его несоответствие заказу социума, а с другой -- невозможность «заменить» систему образования каким-либо другим социальным механизмом, способным взять на себя выполняемые ею функции. Однозначных, "панацей" от всех бед, по мнению самых разных по профилю научной деятельности исследователей, сегодня не существует – потому процессу проектирования путей трансформации образования, оценки результатов тех или иных инновационных акций должен быть имманентно присущ характер диалога со всеми его атрибутами.
Эффективность обучения
Гатиатуллина Э.Р. - «Доктор занимательных наук», или о книгах Я.И. Перельмана в контексте проблематики современного образования

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.14617

Аннотация: Одной из «вечных» проблем образовательного процесса, как в средней школе, так и в высшей, является повышение уровня познавательного интереса учащихся и, как следствие, – их мотивации: то, что представляется им интересным и полезным, усваивается во много раз быстрее и лучше, чем то, что кажется скучным, неинтересным и безжизненным. Как сделать преподаваемый материал ясным и полезным, ярким и интересным? Этот вопрос не так прост, как может показаться, на первый взгляд. Опираясь на широкую базу эмпирических психолого-педагогических данных, дидактический анализ различных учебных материалов и текстов, автор показывает, что восприятие предлагаемого учебного материала преподавателем и его же восприятие учащимися, без преувеличения, – два разных мира, необыкновенная встреча которых и является вершиной педагогического мастерства. Статья знакомит читателя с одним из выдающихся примеров такого мастерства – творчеством Я.И. Перельмана – известного отечественного популяризатора науки, талантливого педагога, выдающегося мастера слова, – и может быть интересна как преподавателям – в качестве методической установи, дидактического тренинга, обмена опытом и своеобразного педагогического «мастер класса», так и студентам – для расширения кругозора и знакомства с редким и удивительным жанром занимательной науки.
Гатиатуллина Э.Р. - «Доктор занимательных наук», или о книгах Я.И. Перельмана в контексте проблематики современного образования c. 88-94

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.66330

Аннотация: Одной из «вечных» проблем образовательного процесса, как в средней школе, так и в высшей, является повышение уровня познавательного интереса учащихся и, как следствие, – их мотивации: то, что представляется им интересным и полезным, усваивается во много раз быстрее и лучше, чем то, что кажется скучным, неинтересным и безжизненным. Как сделать преподаваемый материал ясным и полезным, ярким и интересным? Этот вопрос не так прост, как может показаться, на первый взгляд. Опираясь на широкую базу эмпирических психолого-педагогических данных, дидактический анализ различных учебных материалов и текстов, автор показывает, что восприятие предлагаемого учебного материала преподавателем и его же восприятие учащимися, без преувеличения, – два разных мира, необыкновенная встреча которых и является вершиной педагогического мастерства. Статья знакомит читателя с одним из выдающихся примеров такого мастерства – творчеством Я.И. Перельмана – известного отечественного популяризатора науки, талантливого педагога, выдающегося мастера слова, – и может быть интересна как преподавателям – в качестве методической установи, дидактического тренинга, обмена опытом и своеобразного педагогического «мастер класса», так и студентам – для расширения кругозора и знакомства с редким и удивительным жанром занимательной науки.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.