Статья 'Эволюция представлений об обучении иностранному языку в историко-педагогическом контексте' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Эволюция представлений об обучении иностранному языку в историко-педагогическом контексте

Полякова Елена Ивановна

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра иностранных языков, Национальный исследовательский ядерный университет "Московский инженерно-физический институт"

115409, Россия, г. Москва, ул. Каширское Шоссе, 31, каб. Г-321

Polyakova Elena Ivanovna

PhD in Pedagogy

associate professor of the Department of Foreign Languages at National research nuclear University "Moscow Engineering Physics Institute"

115409, Russia, Moscow, str. Kashirskoe Shosse, 31, room No. G-321

poliakgreen@inbox.ru

DOI:

10.7256/2454-0676.2015.1.14589

Дата направления статьи в редакцию:

27-02-2015


Дата публикации:

17-04-2015


Аннотация: Объектом исследования в данной статье является обучение иностранным языкам. Предмет исследования – развитие взглядов и представлений на данный педагогический процесс и, соответственно, анализ методов, средств и форм его реализации. Автор подробно рассматривает зарождение методики преподавания иностранных языков как прикладной научной дисциплины, а также влияние на неё других смежных наук, таких как языкознание и психология. Существенное внимание автора уделено коммуникативному обучению как наиболее часто практикуемому в наши дни. Методом исследования в данной статье является сопоставление на основе историко-педагогического анализа, позволяющее не только проследить эволюцию обучения иностранным языкам, но и выделить наиболее характерные черты данного процесса для каждого конкретного периода. Основными выводами исследования, проведённого в данной статье, являются следующие. 1) Несмотря на то, что обучение иностранным языкам велось с глубокой древности, данный процесс получил научное осмысление только в начале прошлого века. 2) Методические взгляды и представления учёных на обучение иностранным языкам формировались на основе данных таких наук, как лингвистика и психология. 3) Поскольку методика обучения иностранным языкам является прикладной дисциплиной, она всегда подстраивалась под потребности общества в ту или иную эпоху. 4) Метод обучения иностранному языку не может устареть окончательно. В наши дни любой из проверенных методов может с успехом применяться при должном уровне педагогического мастерства преподавателя. Новизна предлагаемых автором выводов заключается в том, что историко-педагогический анализ проведён в статье сквозь призму современных реалий и современной педагогической практики обучения иностранным языкам.


Ключевые слова:

язык, история, метод, методика, языкознание, коммуникация, эволюция, развитие, речь, общество

Abstract: The research object of this article is teaching foreign languages. The matter under study is the evolution of views on this pedagogical process and consequently the methods, means and forms of its realization. The author deeply studies the process of the development of the methodology of teaching foreign languages as an applied scientific discipline as well as the influence that other adjoining sciences such as linguistics and psychology havehad on it. Considerable author’s attention is paid to communicative teaching as the most practiced nowadays. The research method is the comparison based on the historical and pedagogical analysis. It helps not only to trace back the evolution of teaching foreign languages but also to distinguish the most characteristic features of the process for every definite period. The principal author’s conclusions are the following. 1) Though languages have been taught since ancient times, this process started to be treated scientifically only in early 20th century. 2) Scientists’ methodological views on teaching foreign languages were formed based on such sciences as linguistics and psychology. 3) Methodology of teaching foreign languages is an applied scientific discipline and therefore it has always conformed to society’s needs at every state of the development. 4) No method can become completely outdated. Nowadays each of proven methods can be successfully applied depending on a due level of teacher’s mastery. The novelty of this article consists in carrying out a historical and pedagogical analysis through the prism of present realities and contemporary practice of teaching foreign languages.


Keywords:

evolution, communication, linguistics, methodology, method, history, language, development, speech, society

Библиография
1. Гез Н.М., Фролова Г.М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков. М.: Академия, 2008.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006.
3. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. М.: Высшая школа, 2009.
4. Флеров О.В. Особенности преподавания второго иностранного языка в нелингвистическом вузе // Современное образование. 2015. № 1. С. 1-25.
5. Флеров О.В. Блог как средство обучения английскому языку // Педагогика и просвещение. 2014. № 4. С. 66-73.
6. Флеров О.В. Корпоративное обучение английскому языку как способ повышения уровня коммуникативной компетенции сотрудников международных компаний // Современное образование. 2015. № 2. С. 116-140.
7. Рыбакова Н.А. Феноменологические основы самоактуализации личности // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2005. № 5-2. С. 26-37.
8. Полякова Е.И. Развитие у студентов интереса к межкультурной коммуникации на занятиях по иностранному языку. М., 2011.
9. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. Минск: Лексис, 2003.
10. Гусев Д.А. Основные принципы эффективного построения системы дистанционного обучения // Наука и школа. 2014. № 5. С. 106-112.
11. Гусев Д.А. К вопросу о риторической культуре преподавателя высшей школы // Современное образование. 2015. № 2. С. 141-176.
12. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2008.
13. Красников В.В., Пирожков Г.П., Пирожкова И.Г. Культурологизация образования: традиционные родино(крае)ведческие средства и новые технологии // Педагогика и просвещение. 2014. № 3. С. 19-48.
References
1. Gez N.M., Frolova G.M. Istoriya zarubezhnoi metodiki prepodavaniya inostrannykh yazykov. M.: Akademiya, 2008.
2. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika. M.: Akademiya, 2006.
3. Kitaigorodskaya G.A. Intensivnoe obuchenie inostrannym yazykam. M.: Vysshaya shkola, 2009.
4. Flerov O.V. Osobennosti prepodavaniya vtorogo inostrannogo yazyka v nelingvisticheskom vuze // Sovremennoe obrazovanie. 2015. № 1. S. 1-25.
5. Flerov O.V. Blog kak sredstvo obucheniya angliiskomu yazyku // Pedagogika i prosveshchenie. 2014. № 4. S. 66-73.
6. Flerov O.V. Korporativnoe obuchenie angliiskomu yazyku kak sposob povysheniya urovnya kommunikativnoi kompetentsii sotrudnikov mezhdunarodnykh kompanii // Sovremennoe obrazovanie. 2015. № 2. S. 116-140.
7. Rybakova N.A. Fenomenologicheskie osnovy samoaktualizatsii lichnosti // Vestnik Altaiskoi gosudarstvennoi pedagogicheskoi akademii. 2005. № 5-2. S. 26-37.
8. Polyakova E.I. Razvitie u studentov interesa k mezhkul'turnoi kommunikatsii na zanyatiyakh po inostrannomu yazyku. M., 2011.
9. Passov E.I. Kommunikativnoe inoyazychnoe obrazovanie: gotovim k dialogu kul'tur. Minsk: Leksis, 2003.
10. Gusev D.A. Osnovnye printsipy effektivnogo postroeniya sistemy distantsionnogo obucheniya // Nauka i shkola. 2014. № 5. S. 106-112.
11. Gusev D.A. K voprosu o ritoricheskoi kul'ture prepodavatelya vysshei shkoly // Sovremennoe obrazovanie. 2015. № 2. S. 141-176.
12. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika. M.: Akademiya, 2008.
13. Krasnikov V.V., Pirozhkov G.P., Pirozhkova I.G. Kul'turologizatsiya obrazovaniya: traditsionnye rodino(krae)vedcheskie sredstva i novye tekhnologii // Pedagogika i prosveshchenie. 2014. № 3. S. 19-48.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.