|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Педагогика и просвещение"
> Содержание № 04, 2013
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 1-6-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 04, 2013
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА |
Гуревич П.С. - Нужна ли педагогическая антропология? |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2013.4.10535
Аннотация: Автор размышляет об исторической судьбе и перспективах нового направления гуманитарной мысли – педагогической антропологии. Задавшись вопросом о том, насколько продуктивно дробление антропологического знания, он полагает, что происходит не только рождение новых подходов и течений, но также и интеграция ранее сложившихся областей гуманитарной мысли. В статье теоретическое пространство педагогической антропологии расширяется. К ней, по мнению автора, можно отнести размышления о человеке, которые сложились при кристаллизации идей образования и воспитания. Путеводной нитью здесь может служить попытка оконтурить образ человека, каким он предстаёт в системе воспитания. Ставится также вопрос о будущем педагогической антропологии. Методы анализа в статье – исторический и феноменологический. Они позволяют ввести в оборот многие тексты, которые до сих пор не определяли облик педагогической антропологии. Постановка базовых проблем педагогической антропологии определяют новизну данного исследования. Автор проводит критический анализ тех определений педагогической антропологии, которые уже получили хождение. Он разграничивает педагогическую антропологию и философию образования. Вместе с тем автор не согласен с произвольным обозначением имён мыслителей, которые внесли свой вклад в педагогическую антропологию. Он причисляет к этому направлению многих философов и педагогов, которые в рамках размышлений о процессе образования и воспитания совершали прорыв в философском постижении человека. Так в оборот вводятся мысли античных мыслителей, выдающихся теологов, представителей гуманистической мысли эпохи Возрождения. Позиция автора статьи сводится к следующему: педагогическая антропология нужна как самостоятельная область знаний, но её нельзя сводить к узкому кругу теоретиков образования.
Гуревич П.С. - Нужна ли педагогическая антропология? |
|
c. 284-287
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2013.4.64115
Аннотация: Автор размышляет об исторической судьбе и перспективах нового направления гуманитарной мысли – педагогической антропологии. Задавшись вопросом о том, насколько продуктивно дробление антропологического знания, он полагает, что происходит не только рождение новых подходов и течений, но также и интеграция ранее сложившихся областей гуманитарной мысли. В статье теоретическое пространство педагогической антропологии расширяется. К ней, по мнению автора, можно отнести размышления о человеке, которые сложились при кристаллизации идей образования и воспитания. Путеводной нитью здесь может служить попытка оконтурить образ человека, каким он предстаёт в системе воспитания. Ставится также вопрос о будущем педагогической антропологии. Методы анализа в статье – исторический и феноменологический. Они позволяют ввести в оборот многие тексты, которые до сих пор не определяли облик педагогической антропологии. Постановка базовых проблем педагогической антропологии определяют новизну данного исследования. Автор проводит критический анализ тех определений педагогической антропологии, которые уже получили хождение. Он разграничивает педагогическую антропологию и философию образования. Вместе с тем автор не согласен с произвольным обозначением имён мыслителей, которые внесли свой вклад в педагогическую антропологию. Он причисляет к этому направлению многих философов и педагогов, которые в рамках размышлений о процессе образования и воспитания совершали прорыв в философском постижении человека. Так в оборот вводятся мысли античных мыслителей, выдающихся теологов, представителей гуманистической мысли эпохи Возрождения. Позиция автора статьи сводится к следующему: педагогическая антропология нужна как самостоятельная область знаний, но её нельзя сводить к узкому кругу теоретиков образования.
Скоркин О.А. - Значимость гуманитарной компоненты образования в технических вузах |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2013.4.10807
Аннотация: В условиях радикального увеличения потоков информации меняется механизм переработки и осознания, как существенная часть образования, которая следует за изменяющимися реалиями общества. Идеология образования и установка на единые общие задачи, управляемая государством как заказчиком на этапах получения среднего и высшего образования отражает значимость гуманитарных составляющих организованного обучения. Гуманитарные науки – это не только приобщение к достижениям человеческой культуры, это и смысловое ядро образования, и культура мышления. В статье проводится сравнительно-сопоставительный анализ различных взглядов на проблемы современного образования с опорой на труды философов, психологов и педагогов. Автор аргументировано отражает в статье значимость гуманитарных и мировоззренческих дисциплин (в частности, астрономии в школе, философии и обществоведческих дисциплин в вузах физико-математической и технической ориентации), и ставит ряд проблем метауровня по отношению к текущим преобразованиям в системе отечественного образования. Отсутствие политической воли в обеспечении этого метауровня лишает значимых достоинств получаемого образования – стать личностью, стать достойным гражданином своего отечества.
Скоркин О.А. - Значимость гуманитарной компоненты образования в технических вузах |
|
c. 288-295
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2013.4.64116
Аннотация: В условиях радикального увеличения потоков информации меняется механизм переработки и осознания, как существенная часть образования, которая следует за изменяющимися реалиями общества. Идеология образования и установка на единые общие задачи, управляемая государством как заказчиком на этапах получения среднего и высшего образования отражает значимость гуманитарных составляющих организованного обучения. Гуманитарные науки – это не только приобщение к достижениям человеческой культуры, это и смысловое ядро образования, и культура мышления. В статье проводится сравнительно-сопоставительный анализ различных взглядов на проблемы современного образования с опорой на труды философов, психологов и педагогов. Автор аргументировано отражает в статье значимость гуманитарных и мировоззренческих дисциплин (в частности, астрономии в школе, философии и обществоведческих дисциплин в вузах физико-математической и технической ориентации), и ставит ряд проблем метауровня по отношению к текущим преобразованиям в системе отечественного образования. Отсутствие политической воли в обеспечении этого метауровня лишает значимых достоинств получаемого образования – стать личностью, стать достойным гражданином своего отечества.
Щупленков О.В. - Адаптационные возможности русской национальной школы в эмиграции (на примере Шуменской гимназии в Болгарии (1922–1934 гг.)) |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2013.4.11760
Аннотация: Шуменская гимназия (1922–1934 гг.), передислоцированная в Болгарию из Константинополя, благодаря педагогическому таланту и выдающимся организаторским способностям её первого директора А.А. Бейера (1922–1928 гг.), занимала первое место среди всех средних школ Болгарии как по количеству воспитанников, так и по постановке учебно-воспитательной работы. Дело было нелёгкое: здесь обучались разновозрастные юноши, прошедшие сквозь горнило гражданской войны. Несмотря на бедность, скудость питания, жёсткость распорядка дня и проч., годы, проведённые под кровом гимназии, представлялись её выпускникам, испытавшим трудности социализации в инокультурной среде, самыми счастливыми, о чём свидетельствуют их письма, адресованные преподавателям и воспитателям гимназии, отложившиеся в фондах ГА РФ, что значительно расширяет наше знание о пребывании русских эмигрантов в Болгарии. Интегрирующий тип науки проявляется в предмете исследования, что связано с триадой народ — язык — культура. На протяжении многих веков русско-болгарские культурные и языковые контакты являются уникальным примером взаимного обогащения народов. Деятельность гимназии в г. Шумен в 20–30-е гг. XX столетия, одной из шести русских гимназий в Болгарии, является свидетельством прямого культурного и языкового взаимодействия между народами Болгарии и России. Во многих отношениях русские оказались самой привилегированной диаспорой в стране. Такая политика Болгарии предопределила возможность расцвета русской эмигрантской культуры. Однако мировая экономическая депрессия конца 20–30-х гг. XX в., охватившая и Болгарию, ухудшает положение русских эмигрантов. Государство, придерживаясь строгой политики национальных приоритетов на рынке труда, приравнивает русских эмигрантов к другим группам иностранцев. Это длилось до сентября 1944 г. и привело многих беженцев к сильному обнищанию. Хотя государство и продолжало помогать им, доля денежной помощи вынужденно сокращается, ликвидируются некоторые эмигрантские учреждения. С конца 1930-х гг. начинается новая государственная политика по отношению к русским беженцам. В 1938 г. Лига Наций принимает положение о том, что русский беженский вопрос «исчерпан», закрывает Международный Нансеновский офис и рекомендует государствам, принявшим русских эмигрантов, начать политику, на повсеместную натурализацию русских. На этом заканчиваются благоприятные отношения к русской эмиграции, русские приравнены к другим иностранцам. Новая политика, наряду с репрессиями против русских беженцев во время 2-й мировой войны, отмечает начало процесса ассимиляции русских эмигрантов.
Щупленков О.В. - Адаптационные возможности русской национальной школы в эмиграции (на примере Шуменской гимназии в Болгарии (1922–1934 гг.)) |
|
c. 296-316
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2013.4.64117
Аннотация: Шуменская гимназия (1922–1934 гг.), передислоцированная в Болгарию из Константинополя, благодаря педагогическому таланту и выдающимся организаторским способностям её первого директора А.А. Бейера (1922–1928 гг.), занимала первое место среди всех средних школ Болгарии как по количеству воспитанников, так и по постановке учебно-воспитательной работы. Дело было нелёгкое: здесь обучались разновозрастные юноши, прошедшие сквозь горнило гражданской войны. Несмотря на бедность, скудость питания, жёсткость распорядка дня и проч., годы, проведённые под кровом гимназии, представлялись её выпускникам, испытавшим трудности социализации в инокультурной среде, самыми счастливыми, о чём свидетельствуют их письма, адресованные преподавателям и воспитателям гимназии, отложившиеся в фондах ГА РФ, что значительно расширяет наше знание о пребывании русских эмигрантов в Болгарии. Интегрирующий тип науки проявляется в предмете исследования, что связано с триадой народ — язык — культура. На протяжении многих веков русско-болгарские культурные и языковые контакты являются уникальным примером взаимного обогащения народов. Деятельность гимназии в г. Шумен в 20–30-е гг. XX столетия, одной из шести русских гимназий в Болгарии, является свидетельством прямого культурного и языкового взаимодействия между народами Болгарии и России. Во многих отношениях русские оказались самой привилегированной диаспорой в стране. Такая политика Болгарии предопределила возможность расцвета русской эмигрантской культуры. Однако мировая экономическая депрессия конца 20–30-х гг. XX в., охватившая и Болгарию, ухудшает положение русских эмигрантов. Государство, придерживаясь строгой политики национальных приоритетов на рынке труда, приравнивает русских эмигрантов к другим группам иностранцев. Это длилось до сентября 1944 г. и привело многих беженцев к сильному обнищанию. Хотя государство и продолжало помогать им, доля денежной помощи вынужденно сокращается, ликвидируются некоторые эмигрантские учреждения. С конца 1930-х гг. начинается новая государственная политика по отношению к русским беженцам. В 1938 г. Лига Наций принимает положение о том, что русский беженский вопрос «исчерпан», закрывает Международный Нансеновский офис и рекомендует государствам, принявшим русских эмигрантов, начать политику, на повсеместную натурализацию русских. На этом заканчиваются благоприятные отношения к русской эмиграции, русские приравнены к другим иностранцам. Новая политика, наряду с репрессиями против русских беженцев во время 2-й мировой войны, отмечает начало процесса ассимиляции русских эмигрантов.
Развивающиеся педагогические технологии |
Ховов О.Б. - Включенность научной деятельности К.Д. Ушинского в европейский историко-педагогический процесс |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2013.4.10837
Аннотация: Появление нового направления в изобразительном искусстве 30-х годов ХХ века, которое было названо постмодернизмом, оказалось интуитивным предчувствием гениальных художников, предвещающих таким образом смену культурно-исторических эпох. Не менее гениальные философы, осуществляющие образовательную и научно-педагогическую деятельность, наблюдая за проявлениями человеческих характеров, выявляя требования прогнозируемого будущего бытия к человеку, предлагают новые образовательные концепции. Среди таких педагогов-первооткрывателей наш соотечественник – Константин Дмитриевич Ушинский. Предметом исследования данной статьи является модель развивающего и воспитывающего обучения в совокупности с развивающим воспитанием, предложенная К.Д. Ушинским, рассматриваемая с позиций развития европейского историко-педагогического процесса. Автором проводится анализ историко-философской, научно-педагогической и культурологической литературы; применяется теоретическое моделирование с использованием системного анализа с целью выявления культурно-исторических циклов развития европейской цивилизации. В статье установлены закономерности возникновения новых педагогических идей по воспитанию «нового человека» непосредственно предшествующих смене культурно-исторических этапов развития европейской цивилизации. Среди работ философов, предлагающих новые педагогические идеи по воспитанию человека будущей культурной формации, находятся работы К.Д. Ушинского, отвечающие российской специфике смены общественной формации.
Ховов О.Б. - Включенность научной деятельности К.Д. Ушинского в европейский историко-педагогический процесс |
|
c. 317-325
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2013.4.64118
Аннотация: Появление нового направления в изобразительном искусстве 30-х годов ХХ века, которое было названо постмодернизмом, оказалось интуитивным предчувствием гениальных художников, предвещающих таким образом смену культурно-исторических эпох. Не менее гениальные философы, осуществляющие образовательную и научно-педагогическую деятельность, наблюдая за проявлениями человеческих характеров, выявляя требования прогнозируемого будущего бытия к человеку, предлагают новые образовательные концепции. Среди таких педагогов-первооткрывателей наш соотечественник – Константин Дмитриевич Ушинский. Предметом исследования данной статьи является модель развивающего и воспитывающего обучения в совокупности с развивающим воспитанием, предложенная К.Д. Ушинским, рассматриваемая с позиций развития европейского историко-педагогического процесса. Автором проводится анализ историко-философской, научно-педагогической и культурологической литературы; применяется теоретическое моделирование с использованием системного анализа с целью выявления культурно-исторических циклов развития европейской цивилизации. В статье установлены закономерности возникновения новых педагогических идей по воспитанию «нового человека» непосредственно предшествующих смене культурно-исторических этапов развития европейской цивилизации. Среди работ философов, предлагающих новые педагогические идеи по воспитанию человека будущей культурной формации, находятся работы К.Д. Ушинского, отвечающие российской специфике смены общественной формации.
Петригина В.А. - Прагматическая педагогика Дж. Дьюи |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2013.4.11768
Аннотация: В статье рассмотрены этапы развития педагогических идей Дж. Дьюи в образовательном пространстве зарубежных стран и России. Показана актуальность идей Дж. Дьюи в современной образовательной практике. Рассматриваются методы, основанные на идеях Дж. Дьюи: Дальтон-план, метод проектов. В заключение автор рассматривает причины отказа от идей Дьюи и возврата классно-урочной системы образования. В настоящее время, в связи с реформированием образования России и развитием идей прогрессивного обучения, интерпретация идей Дж. Дьюи в отечественной педагогике актуальна. Благодаря развитию демократического общества личность в нашей стране приобретает востребованность, перед ней открываются широкие возможности. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий особое место заняли развивающие личностно-ориентированные технологии воплотившие идеи и конкретные разработки. Ценности, сформированные в условиях кризиса, составляют основу для интерпретации новой образовательной парадигмы Дж. Дьюи, а, предложенные им, методы обучения направлены преимущественно на формирование самостоятельного мышления, на интеллектуальное развитие обучающихся. Все это существенно актуализировало педагогическую систему Дж. Дьюи для российского образования.
Петригина В.А. - Прагматическая педагогика Дж. Дьюи |
|
c. 326-335
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2013.4.64119
Аннотация: В статье рассмотрены этапы развития педагогических идей Дж. Дьюи в образовательном пространстве зарубежных стран и России. Показана актуальность идей Дж. Дьюи в современной образовательной практике. Рассматриваются методы, основанные на идеях Дж. Дьюи: Дальтон-план, метод проектов. В заключение автор рассматривает причины отказа от идей Дьюи и возврата классно-урочной системы образования. В настоящее время, в связи с реформированием образования России и развитием идей прогрессивного обучения, интерпретация идей Дж. Дьюи в отечественной педагогике актуальна. Благодаря развитию демократического общества личность в нашей стране приобретает востребованность, перед ней открываются широкие возможности. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий особое место заняли развивающие личностно-ориентированные технологии воплотившие идеи и конкретные разработки. Ценности, сформированные в условиях кризиса, составляют основу для интерпретации новой образовательной парадигмы Дж. Дьюи, а, предложенные им, методы обучения направлены преимущественно на формирование самостоятельного мышления, на интеллектуальное развитие обучающихся. Все это существенно актуализировало педагогическую систему Дж. Дьюи для российского образования.
Клягин Н.В. - Р. Докинс о человеческом Я |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2013.4.11778
Аннотация: Предметом исследования является критический анализ концепции «гена-эгоиста» Р. Докинса. Докинс доказывал, что каким бы альтруистичным ни казалось поведение любого живого существа, в конечном счете оно приводит к возрастанию частоты встречаемости в популяции определяющего этот признак «гена-эгоиста». В статье показано, что генотип является подлинным агентом явлений жизни. Характерные черты его поведения служат архетипами для поведения человека. Люди не подозревают об этом. Однако анализ поведения генотипов позволяет объяснить природу наиболее сложных форм поведения человека. Так, территориальная экспансия генотипов регламентируется такими экологическими факторами, как пищевая пирамида и популяционные волны. У людей познание сущностей вещей регламентируется их пирамидальной иерархией и количественной ограниченностью. Эти свойства сущностей являются калькой экологических норм жизни, присущих генам. Автор прибегает к критической оценке социобиологии, проводит сравнение с нравственными оценками, которые сложилась в этике на протяжении ее многовекового развития. Объяснившись в генетическом детерминизме, мы не стремились реанимировать вульгарный материализм в науках о человеке. Мы лишь хотели показать, что неумеренно завышенная оценка роли человеческого Я в понимании нашего проникновения в сущности вещей «не дружит» с научной объективностью. Научная же необъективность прямо пропорциональна неспособности людей взглянуть на свое Я со стороны. Внутренняя же его оценка представляет разве что камерный интерес.
Клягин Н.В. - Р. Докинс о человеческом Я |
|
c. 336-348
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2013.4.64120
Аннотация: Предметом исследования является критический анализ концепции «гена-эгоиста» Р. Докинса. Докинс доказывал, что каким бы альтруистичным ни казалось поведение любого живого существа, в конечном счете оно приводит к возрастанию частоты встречаемости в популяции определяющего этот признак «гена-эгоиста». В статье показано, что генотип является подлинным агентом явлений жизни. Характерные черты его поведения служат архетипами для поведения человека. Люди не подозревают об этом. Однако анализ поведения генотипов позволяет объяснить природу наиболее сложных форм поведения человека. Так, территориальная экспансия генотипов регламентируется такими экологическими факторами, как пищевая пирамида и популяционные волны. У людей познание сущностей вещей регламентируется их пирамидальной иерархией и количественной ограниченностью. Эти свойства сущностей являются калькой экологических норм жизни, присущих генам. Автор прибегает к критической оценке социобиологии, проводит сравнение с нравственными оценками, которые сложилась в этике на протяжении ее многовекового развития. Объяснившись в генетическом детерминизме, мы не стремились реанимировать вульгарный материализм в науках о человеке. Мы лишь хотели показать, что неумеренно завышенная оценка роли человеческого Я в понимании нашего проникновения в сущности вещей «не дружит» с научной объективностью. Научная же необъективность прямо пропорциональна неспособности людей взглянуть на свое Я со стороны. Внутренняя же его оценка представляет разве что камерный интерес.
Духовно-нравственные искания |
Пархоменко Р.Н. - Философия культуры о человеке и его свободе (Э. Кассирер) |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2013.4.11644
Аннотация: В статье рассматривается концеция философии культуры Эрнста Кассирера в соотнесении с его идеями о философской антропологии и свободе человека. Кассирер был согласен с определенными моментами кантовской и гегелевской концепций культуры как поступательного развития в осознании свободы. Для него свобода сознания полагается и осуществляется в каждом движении мысли, воли или чувства, ведущем из пассивного состояния к определенным формам деятельности. Поэтому Кассирер начинает с аналитического описания различных форм этой деятельности: форм языка, искусства, религии и науки, усматривая в этом описании предпосылку для их дальнейшего синтеза – то есть создания всего универсума культуры с помощью символизирующей творческой способности человека. Автор занимается исследованием философии Кассирера уже много лет. Данная работа была начата еще в студенческие годы под руководством известного российского философа П.С. Гуревича. П.С. Гуревич первым в России начал издавать переводы Кассирера на русском языке, а также опубликовал целый ряд критико-аналитических статей о философии Кассирера. В статье показано, как мысль Кассирера постепенно переходит от философии культуры к философской антропологии. И если в «Философии символических форм», «Натуралистическом и гуманистическом обосновании философии культуры», «Логике наук о культуре» речь идет в первую очередь о «продуктах» культуры. Здесь детально анализируются символические формы, составляющие весь универсум человеческой культуры, а также общие принципы, с помощью которых эти автономные формы могут образовывать устойчивое и взаимосвязанное единство культуры. Позднее, в «Опыте о человеке», Кассирер фокусирует свое внимание уже на том субъекте, который создает все это многообразие символических форм, то есть на человеке и его свободе как главнейшей характеристике человека.
Пархоменко Р.Н. - Философия культуры о человеке и его свободе (Э. Кассирер) |
|
c. 349-360
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2013.4.64121
Аннотация: В статье рассматривается концеция философии культуры Эрнста Кассирера в соотнесении с его идеями о философской антропологии и свободе человека. Кассирер был согласен с определенными моментами кантовской и гегелевской концепций культуры как поступательного развития в осознании свободы. Для него свобода сознания полагается и осуществляется в каждом движении мысли, воли или чувства, ведущем из пассивного состояния к определенным формам деятельности. Поэтому Кассирер начинает с аналитического описания различных форм этой деятельности: форм языка, искусства, религии и науки, усматривая в этом описании предпосылку для их дальнейшего синтеза – то есть создания всего универсума культуры с помощью символизирующей творческой способности человека. Автор занимается исследованием философии Кассирера уже много лет. Данная работа была начата еще в студенческие годы под руководством известного российского философа П.С. Гуревича. П.С. Гуревич первым в России начал издавать переводы Кассирера на русском языке, а также опубликовал целый ряд критико-аналитических статей о философии Кассирера. В статье показано, как мысль Кассирера постепенно переходит от философии культуры к философской антропологии. И если в «Философии символических форм», «Натуралистическом и гуманистическом обосновании философии культуры», «Логике наук о культуре» речь идет в первую очередь о «продуктах» культуры. Здесь детально анализируются символические формы, составляющие весь универсум человеческой культуры, а также общие принципы, с помощью которых эти автономные формы могут образовывать устойчивое и взаимосвязанное единство культуры. Позднее, в «Опыте о человеке», Кассирер фокусирует свое внимание уже на том субъекте, который создает все это многообразие символических форм, то есть на человеке и его свободе как главнейшей характеристике человека.
Новые методики и технологии |
Савина О.Н., Пьянова М.В. - Формы и методы привлечения студентов к научно-исследовательской работе в условиях реализации компетентностного подхода в образовании |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2013.4.11001
Аннотация: Востребованность новых форм работы со студентами продиктована современными тенденциями развития общеобразовательного процесса в ВУЗе, связанными с социально-экономическими изменениями в России и необходимостью модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Важно постоянно отслеживать новые знания, чтобы не отстать от интеллектуального развития и по возможности предложить собственную точку зрения. Авторы статьи делятся опытом работы с использованием новых форм и методов организации научно-исследовательской деятельности студентов. Это требует поиска оптимальных путей адаптации студента к условиям социальной действительности. Этому способствуют такие формы работы, как Ярмарки научных идей и интернет-дискуссии. Применяя подобные формы организации научно-исследовательской деятельности студентов, можно говорить об определенной логике реализации компетентностного подхода, позволяющей эффективнее использовать традиционные формы научно-исследовательской работы студентов в сочетании с инновационными. Имея трехлетний опыт проведения таких форм работы со студентами, мы можем сформулировать примерный регламент подобных мероприятий.
Савина О.Н., Пьянова М.В. - Формы и методы привлечения студентов к научно-исследовательской работе в условиях реализации компетентностного подхода в образовании |
|
c. 361-367
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2013.4.64122
Аннотация: Востребованность новых форм работы со студентами продиктована современными тенденциями развития общеобразовательного процесса в ВУЗе, связанными с социально-экономическими изменениями в России и необходимостью модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Важно постоянно отслеживать новые знания, чтобы не отстать от интеллектуального развития и по возможности предложить собственную точку зрения. Авторы статьи делятся опытом работы с использованием новых форм и методов организации научно-исследовательской деятельности студентов. Это требует поиска оптимальных путей адаптации студента к условиям социальной действительности. Этому способствуют такие формы работы, как Ярмарки научных идей и интернет-дискуссии. Применяя подобные формы организации научно-исследовательской деятельности студентов, можно говорить об определенной логике реализации компетентностного подхода, позволяющей эффективнее использовать традиционные формы научно-исследовательской работы студентов в сочетании с инновационными. Имея трехлетний опыт проведения таких форм работы со студентами, мы можем сформулировать примерный регламент подобных мероприятий.
Шажинбатын А. - Этнос или этничность |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2013.4.11759
Аннотация: Проблемы этнополитических отношений, который обычно обозначают как «национальный вопрос», постоянно обсуждаются в философской и психологической литературе. Современный мировой политический процесс, как правило, мобилизует группы по этническому основанию. Мировое сообщество столкнулось с тем, что в активный исторический процесс включились молодые страны, в которых особую роль играли этнические группы архаического или традиционного типа. Кроме того, глобализация в ряде стран вызвала сопротивление. Возникли сепаратистские тенденции. Многие страны мечтают сегодня обрести независимость и автономию. При этом все еще остаются нерешенными многочисленные проблемы, связанные с этническим бытием. У народов возрастает интерес к этнической идентификации. Автор статьи проводит различие в трактовке этнонациональных вопросов между мордиализмом, конструктивизмом и инструментализмом. В статье используется прежде всего метод исторического анализа, позволяющий показать, как меняются представления об этносе за последние десятилетия и почему появилось понятие этничности. Дан также современный научный анализ тех проблем, которые связаны с феноменологией этничности. Новизна статьи в том, что в ней впервые дается сопоставление модернистской и постмодернистской версиями проблем этнологии. Отмечается, что формирование нации или этноса предполагает, прежде всего, опору на социальные исторические факты. Однако современная трактовка этноса включает в себя и анализ работы воображения, который используется в социальном конструктивизме.
Шажинбатын А. - Этнос или этничность |
|
c. 368-375
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2013.4.64123
Аннотация: Проблемы этнополитических отношений, который обычно обозначают как «национальный вопрос», постоянно обсуждаются в философской и психологической литературе. Современный мировой политический процесс, как правило, мобилизует группы по этническому основанию. Мировое сообщество столкнулось с тем, что в активный исторический процесс включились молодые страны, в которых особую роль играли этнические группы архаического или традиционного типа. Кроме того, глобализация в ряде стран вызвала сопротивление. Возникли сепаратистские тенденции. Многие страны мечтают сегодня обрести независимость и автономию. При этом все еще остаются нерешенными многочисленные проблемы, связанные с этническим бытием. У народов возрастает интерес к этнической идентификации. Автор статьи проводит различие в трактовке этнонациональных вопросов между мордиализмом, конструктивизмом и инструментализмом. В статье используется прежде всего метод исторического анализа, позволяющий показать, как меняются представления об этносе за последние десятилетия и почему появилось понятие этничности. Дан также современный научный анализ тех проблем, которые связаны с феноменологией этничности. Новизна статьи в том, что в ней впервые дается сопоставление модернистской и постмодернистской версиями проблем этнологии. Отмечается, что формирование нации или этноса предполагает, прежде всего, опору на социальные исторические факты. Однако современная трактовка этноса включает в себя и анализ работы воображения, который используется в социальном конструктивизме.
|
|