ГЛАВНАЯ
> Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal"
> Рубрика "Музыкальная педагогика и психология"
Музыкальная педагогика и психология |
Сорокина Е.А. - Изучение творческих направлений искусства ХХ века на занятиях теоретического цикла дисциплин в музыкальных вузах и колледжах |
|
c. 30-40
|
DOI: 10.7256/2453-613X.2022.1.37473
Аннотация: Музыка ХХ века отличается многомерностью концепций, разнообразием композиторских техник, сложным содержательным контекстом, что составляет трудность в освоении изучаемого материала на уроках теоретических дисциплин музыкальных учебных заведений. Цель статьи – обосновать специфику изучения музыкального искусства ХХ века в рамках дисциплин теоретического цикла современной многоуровневой системы музыкального образования. Основным методом исследования послужил комплексный, требующий междисциплинарного подхода (искусствоведение, музыковедение, культурология, педагогика, музыкальная педагогика). Научная новизна исследования состоит в выявлении оптимальных подходов в освоении одного из наиболее сложных для восприятия обучающихся периодов композиторского творчества. В результате предлагается тезисная формулировка категориально-понятийного аппарата изучаемых творческих течений, направлений и композиторских стилей с сопровождающим иллюстративным рядом, как аудиального, так и визуального плана. Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в работе методические подходы в изучении музыкального искусства ХХ века будут востребованы в рамках теоретических дисциплин на разных ступенях музыкального образования. Материалы адресованы в первую очередь преподавателям высшего звена (бакалавриат, в рамках изучения дисциплин "История зарубежной музыки" и "Музыка ХХ века"), однако могут быть востребованы, в том числе фрагментарно, и в колледже, а при определённой адаптации и в старших классах музыкальных школ и школ искусств при изучении композиторского творчества ХХ века.
Сафонова Т.В. - Психологические аспекты методики работы над музыкальным текстом |
|
c. 39-47
|
DOI: 10.7256/2453-613X.2022.4.38043
EDN: BUICPB
Аннотация: Работа посвящена процессу подготовки музыкального произведения к концертному исполнению. В качестве объекта исследования выступают эффективные методики работы с нотным текстом, включающие учёт психологической составляющей в профессиональной деятельности музыкантов. Рассматриваются индивидуальные особенности психики исполнителя, способность к восприятию, анализу и запоминанию информации с позиции определяющего его типа репрезентативной системы. Выявляются возможности аудиального, визуального, кинестетического способов постижения текста. Особое значение уделяется музыкальной памяти, необходимой для успешного выступления на сцене. Выявляются различные методы работы с нотным текстом, направленные на увеличение её эффективности и интенсивности. Подчёркивается важность знания индивидуальных особенностей восприятия исполнителя, раскрываются способы, обеспечивающие прочность запоминания текста и стабильность исполнения на сцене. Проводится мысль о существенном значении для исполнителя зрительного канала восприятия информации, недооценённого в музыкальной педагогике. Обоснована необходимость комплексного подхода, предполагающего подключение всех репрезентативных систем в процессе разучивания и освоения произведения. Работа опирается на теоретические разработки и рассуждения зарубежных и отечественных музыковедов и выдающихся исполнителей: Д. Кирнарской, Л. Маккиннон, Г. Нейгауза, Ф. Бузони. Особое внимание уделено результатам исследования учёного-психолога Б. Зейгарник, обосновывается правомерность их применения в исполнительской практике музыкантов.
Чепеленко К.О., Чепеленко Н.Ю. - К вопросу о профессиональных стратегиях: концертмейстер в классе хорового дирижирования |
|
c. 44-50
|
DOI: 10.7256/2453-613X.2019.6.31029
Аннотация: Проблемно-тематическим фокусом данной статьи является фигура концертмейстера – специалиста современного музыкального вуза, исследованная в аспекте коммуникативно-деятельностного анализа. Для характеристики профессиональной деятельности вузовского концертмейстера используется актуализируемое авторами понятие стратегия; вводится терминологическое словосочетание стратегии концертмейстера, на сегодняшний день недостаточно отрефлексированное в музыкально-педагогической науке. В статье обосновывается тезис, согласно которому комплекс профессиональных стратегий концертмейстера-хоровика обусловлен коммуникативностью – актуальным доминантным свойством современной учебно-образовательной практики. В статье применяется метод дескрипции. Представленный опыт научной дескрипции стратегической деятельности концертмейстера осуществлен на примере анализа работы концертмейстера класса по специальности дирижер академического хора. В работе устанавливается связь между категориями стратегия и компетентность, отвечающими за качественную сторону стратегического поведения, акцентируется внимание на процессуальном характере стратегической деятельности. Деятельность концертмейстера дирижерско-хорового класса раскрывается с точки зрения специфики, содержания и структуры обусловленных ею важнейших профессиональных стратегий.
Чжан И. - Роль психологии в педагогической работе по устранению тремоляции в процессе обучения пению |
|
c. 54-66
|
DOI: 10.7256/2453-613X.2021.4.36369
Аннотация: В статье раскрыто содержание педагогического мастерства будущих учителей музыкального искусства в процессе вокальной подготовки, в основе которой ценностное отношение будущих учителей к технологически направленной вокально-педагогической деятельности, их технологические знания и умения в сфере вокального исполнительства и вокальной педагогики и психологии, способности к применению технологий обучения пению. Вокально-психологическая подготовка будущих учителей музыкального искусства рассмотрена как процесс приобретения вокально-технических и художественно-исполнительских знаний и умений, вокально-педагогических способностей, на основе овладения технологиями обучения пения с целью применения их в работе с учащимися, особенно в аспекте с выявленными дефектами в голосе. В основе методологии исследования положен теоретический анализ существующих подходов, способов и методов формирования педагогических компетенций у будущих учителей по вокалу. На основе анализа в статье систематизированы и скомбинированы разные инструменты (педагогические и психологические) с целью повышения эффективности устранения тремоляции в процессе обучения пению. Вокально-педагогическая психология охарактеризована как интегративная система, которая сочетает в себе целенаправленные, поэтапные и алгоритмизированные педагогические, психологические и вокальные действия учителя, направленные на повышение результата обучения пению с учетом дефектов голоса - овладения пения с целью применения их в работе с учащимися в учреждениях общего среднего и внешкольного образования, особенно в аспекте работы с тремоляцией.
Иванова Н.В. - Развитие тембрового слуха – важное направление в методике препо-давания сольфеджио |
|
c. 86-93
|
DOI: 10.7256/2453-613X.2020.5.33343
Аннотация: Предметом исследования является эволюция современного понимания содержания учебной дисциплины сольфеджио, связанная с повышением роли тембрового начала в музыке ХХ века, расширением круга используемых инструментов, формированием сонорного типа тематизма и развитием тембрового мышления не только композиторов, но и исполнителей, и слушателей. Объектом исследования является опыт теоретического и практического развития идеи тембрового сольфеджио в авторских методиках двух вузовских педагогов - Н.Г. Хлебниковой (Саратов) и Т.А. Литвиновой (Санкт-Петербург). .Автор подробно рассматривает характерные особенности двух сравниваемых методик, принадлежащих, соответственно, концу ХХ века и началу XXI. Новизна исследования заключается в обращении к изучению актуального, интенсивно развивающегося, но всё же находящегося на периферии внимания большинства педагогов. направления в методике преподавания сольфеджио. Особым вкладом автора в исследование темы является выбор сравниваемых объектов (опыт педагогов-новаторов); выявление отличительных черт и значимости каждой из рассматриваемых методик. Основными выводами проведённого исследования являются: развитие тембрового сольфеджио во второй половине ХХ века началось не случайно, его предпосылками были: усиление роли тембра в музыке ХХ века и их осмысление в трудах отечественных музыковедов, от С. майкапара до А. Шнитке
|