Национальная безопасность / nota bene - рубрика Трансформации систем национальной безопасности
по
Национальная безопасность / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Национальная безопасность / nota bene" > Рубрика "Трансформации систем национальной безопасности"
Трансформации систем национальной безопасности
Мусаева Э.Ш. - Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: причины и типология
Аннотация: Особым динамизмом этнополитических процессов отличается северокавказский регион, что обусловлено рядом объективных факторов, среди которых можно выделить: важное геополитическое положение региона, чрезвычайно сложный этноконфессиональный состав его населения, "этапные" особенности современного этнорегионального развития, территориальные аспекты межэтнических взаимоотношений, комплекс центре-периферийных взаимодействий. Немаловажным фактором является также включенность Северного Кавказа в систему трансрегиональных этнополитических отношений. Динамика северокавказских этнополитических процессов оказывает многоаспектное воздействие не только на региональную, но и на общероссийскую политическую ситуацию. По этой причине она приобретает повышенную актуальность и требует особого рассмотрения.
Бурьянов С.А. - Свобода совести и светскость государства как необходимые условия мира и безопасности в Российской Федерации
Аннотация: Статья посвящена исследованию влияния реализации свободы совести и соблюдения светскости государства на состояние безопасности в РФ. В исследовании анализируется состояние свободы совести и светскости государства. Анализу подвергнуты концептуальные подходы в сфере свободы совести и свободы вероисповедания, состояние законодательства и правоприменения в новейший период российской истории.
сидоров с.а. - концептуальные основы национальной безопасности России:ретроспективный анализ
Аннотация: статья посвящена политическому анализу концептуальных основ национальной безопасности России в условиях действия глобального фактора, оказывающего влияние на состояние национальной и региональной безопасности государства
Зарипова А.Т. - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОДКБ И ЕПБО: ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТА ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация: Данная публикация была написана в рамках проводимого автором диссертационного исследования Европейской Политики в области Обороны и Безопасности (ЕПБО). Целью публикации является поиск ответа на вопрос о том, почему военный блок, созданный на постсоветском пространстве (ОДКБ), при всей теоретической схожести с ЕПБО, значительно уступает Европейскому оборонному объединению в эффективности. Для ответа на этот вопрос в публикации анализируется возможность применения теорий европейской интеграции к интеграции государств-членов Содружества Независимых Государств (СНГ). В ходе проводимого исследования делается промежуточный вывод о том, что при всей кажущейся непохожести двух оборонных Союзов, они зачастую сталкиваются с аналогичными проблемами, и к их анализу могут быть применены схожие теории интеграции.
Карпович О.Г. - Функции Совета Национальной Безопасности в системе формирования внешней политики США

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.7092

Аннотация: Аннотация В настоящей статье изложены теоретические подходы к оценке роли и функций Совета национальной безопасности в формировании внешней политики США на глобальном и региональном уровне, проблемы соперничества разнонаправленных политических сил, особенности и закономерности формирования под влиянием этого соперничества внешнеполитических приоритетов американской политики. Предложен новый взгляд на процесс принятия внешнеполитических решений в США, в котором уточнена роль двух крупнейших акторов – Государственного департамента и Совета национальной безопасности, а также дана оценка влияния фактора их соперничества на содержание и направленность внешней политики США.
Ю.Д. Пальчиков - К вопросу об угрозах национальной безопасности c. 0-0
Аннотация: Данная статья посвящена одной из основ методологии формирования Концепции национальной безопасности. Как подчеркивает автор, если исходить из предложения о возможности выделения на первом уровне обобщения классификации - трех видов угроз, то Концепция будет представлять собой не плоское, а объемное восприятие взаимосвязи всех категорий и понятий, поскольку в реальной жизни они, в том числе и угрозы, взаимосвязаны и взаимозависимы. Ключевые слова: национальная безопасность, Концепция национальной безопасности, угрозы национальной безопасности, классификация, методология.
Э. Ш. Мусаева - Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: причины и типология c. 0-0
Аннотация: особым динамизмом этнополитических процессов отличается северокавказский регион, что обусловлено рядом объективных факторов, среди которых можно выделить: важное геополитическое положение региона, чрезвычайно сложный этноконфессиональный состав его населения, “этапные” особенности современного этнорегионального развития, территориальные аспекты межэтнических взаимоотношений, комплекс центре-периферийных взаимодействий. Немаловажным фактором является также включенность Северного Кавказа в систему трансрегиональных этнополитических отношений. Динамика северокавказских этнополитических процессов оказывает многоаспектное воздействие не только на региональную, но и на общероссийскую политическую ситуацию. По этой причине она приобретает повышенную актуальность и требует особого рассмотрения. Ключевые слова: социология, этнополитика, конфликт, Сверный Кавказ, Дагестан, типология, причины, этнический конфликт, структура, ситуация. Контактная информация автора: Мусаева Эльмира Шекералиевна gusaeva2006yandex.ru
А.Ю. Полтораков - Государство как актор международной безопасности: функционально-ролевой подход c. 0-0
Аннотация: В международном контексте особого внимания заслуживает вопрос функционально-ролевого структурирования «иерархии государств» в системе современных международных отношений через призму их «политического влияния» как субъектов международной безопасности. Согласно системному подходу, иерархическая организация структуры международной безопасности детерминирует поведение государств, «предлагая» или откровенно «навязывая» им соответствующие роли, в рамках которых эти субъекты международной безопасности, оставаясь ключевыми акторами, должны выполнять надлежащие функции. Т.е. речь идет о «функциональных ролях» национальных государств как ключевых акторов международной безопасности: через призму функциональных ролей, государство может быть (1) «сверхдержавой», глобальным лидером, (2) «великой (мировой) державой», (3) региональным лидером, (4) «средним государством», (5) «малым государством»; через призму ролевых функций — государством-партнером либо государством-аутсайдером. Нужно также различать с одной стороны — реальный статус (который объективно имеет государство, исходя из своего ресурсного потенциала).
В.В. Гончаров - Влияние международных факторов на сохранение и развитие российской государственности: исторический опыт и современное состояние c. 0-0
Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию влияния международных факторов на сохранение и развитие российской государственности. Автором обосновывается необходимость проведения структурной модернизации экономики Российской Федерации и улучшения уровня жизни ее граждан как необходимых условий обеспечения государственного суверенитета и независимости России в 21 веке. В работе исследованы международные факторы, препятствующие сохранению и развитию российской государственности. В статье проведен анализ возможных сценариев развития Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В статье разработан ряд рекомендаций по укреплению российской государственности, в том числе и путем формирования ее идеологической основы с учетом исторического опыта развития нашей страны, а также глобальных политических и социально-экономических перемен в мире.
А.Ю. Полтораков - Современные контексты военно-гражданских отношений (концепция С. Хантингтона применительно к реалиям ХХI столетия) c. 0-0
Аннотация: К главным принципам военно-гражданских отношений можно отнести функциональный и социальный, определенные С. Хантингтоном, где функциональный императив исходит из угроз общественной безопасности, а социальный — отображает социальную структуру, идеологию и органы с доминирующим положением в политической системе. Взаимодействие между этими двумя императивами, интерпретирущими функционирование вооруженных сил, является теоретической базой практики субъекта военно-гражданских отношений. В непростых реалиях «безопасность-центрического» мира проблематика военно-гражданских отношений выходит на принципиально новый политико-политологический уровень — речь уже идет об общем контексте отношений гражданского общества с силовым сегментом государственной власти. При этом новая модель должна быть дополнена прежде всего международно-политическим и историко-культурным компонентами.
С.А. Сидоров - Современные тенденции геополитических процессов в зоне Азиатско-Тихоокеанского региона c. 0-0
Аннотация: Статья посвящена политическому анализу ситуации, складывающейся в зоне Азиатско-тихоокеанского региона и тенденциям их развития в условиях действия глобального фактора, оказывающим влияние на состояние национальной безопасности российского государства
Н. Р. Исправникова - Коррупционные стратегии как результат институциональных нарушений при реализации основных сценариев развития России c. 0-0
Аннотация: Справедлив тезис о том, что коррупцию невозможно ограничить одними репрессивными ме- тодами, что для решения такой задачи необходимы комплексные меры институционального характера. Поэтому борьба с коррупцией - это реформирование институтов. Коррупционные стратегии рассмотре- ны как результат институциональных нарушений при реализации основных сценариев развития России: «Инерция», «Рантье», «Мобилизация», «Модернизация».
С. А. Сидоров - Концептуальные основы национальной безопасности России: ретроспективный анализ c. 0-0
Аннотация: статья посвящена политическому анализу концептуальных основ национальной безопасности России в условиях действия глобального фактора, оказывающего влияние на состояние национальной и региональной безопасности государства.
Зиннуров Р.Т., Федоренко А.А. - Международный терроризм в XXI веке: инструмент опосредованных войн или самостоятельный актор c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.6.24808

Аннотация: В статье рассматривается место и роль международного терроризма на современном этапе, его влияние на социально-экономические и политические процессы на Ближнем и Среднем Востоке, в Европе и России, предпринята попытка выяснить степень самостоятельности международных террористических структур в планировании, организации и осуществлении своей деятельности. Международный терроризм как фактор, влияющий на мировую политику, сформировался во второй половине ХХ в. Наиболее влиятельные современные террористические организации («Аль-Каида», «Исламское государство» (запрещена в РФ) были созданы в странах Ближнего и Среднего Востока. В статье применяются научные методы сравнительно-сопоставительного анализа, проблемно-хронологический подход и системный подход. Анализируется как российская, так и зарубежная литература. В начале XXI в. международный терроризм предъявил претензии на самостоятельную роль и начал вовлекать в свои ряды значительные массы политически активного населения, причем не только из мусульманских стран, но и из Европы, в том числе из России. За последние 25 лет террористические акты были организованы исламистскими экстремистскими группами практически по всему миру и унесли тысячи жизней. В Сирии и Ираке возникло ИГИЛ, которое должно было стать ядром «нового халифата». Причины этой активности носят не только и не столько политический или экономический характер, они гораздо глубже. Сегодня мир вступил в эпоху нового глобального кризиса, связанного с поиском путей общественного развития, формированием жизненных перспектив и новых смыслов человеческого существования.
Симанович Л.Н. - Оптимизация военной политики Российской Федерации в целях обеспечения энергетической безопасности государства c. 12-18

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.4.23932

Аннотация: В условиях нарастающей нестабильности в мире, а также в связи с ограниченностью и исчерпаемостью основных энергоресурсов, обеспечение энергетической безопасности становится одной из наиболее важных задач высокоразвитых государств. Потенциальная нехватка углеводородов вызывает стремление контролировать богатые энергетическими ресурсами регионы, что побуждает государства использовать военную силу в том или ином виде, начиная от военной интервенции и заканчивая созданием военных союзов и коалиций, призванных обеспечить, в частности, и их энергетическую безопасность. Борьба за энергоресурсы становится все более политизированной, что существенно влияет на оборонную политику России. Статья посвящена вопросам энергетической безопасности России и некоторым мерам по привлечению Вооруженных сил России для обеспечения одного из основных национальных интересов – энергетического. Предметом исследования данной статьи является рассмотрение вопроса актуальности применения Вооруженных Сил России для обеспечения энергетических интересов страны, то есть военно-политические аспекты обеспечения энергетической безопасности. Основными методами в данной научной статье являются общенаучные методы - анализ, синтез, аналогия, выделение и методы частных наук - статистический, формально-юридический, функциональный, так же использованы изучение, обобщение и анализ возможности и правомерности применения военной силы в острых политических ситуациях. Научная новизна статьи заключается в попытке анализа необходимости и роли Вооруженных Сил Российской Федерации в конкретных регионах для защиты национальных энергетических интересов как внутри страны (Арктика, Крым), так и за ее пределами (Сирия), а так же применение Вооруженных сил в борьбе с терроризмом на энергетических объектах.
Асадова З.А., Мехдиев Э.Т. - Основные виды угроз информационной безопасности в странах постсоветского пространства c. 13-18

DOI:
10.7256/2454-0668.2018.1.25592

Аннотация: Возрастание экономической и политической ценности информации ставит вопрос не только о технологическом развитии стран в данной области, но и об обеспечении защиты от информационной утечки и других угроз информационной безопасности. В статье приводится обзор основных угроз информационной безопасности стран на постсоветском пространстве, а также анализ основных мер законодательного и организационного порядка по борьбе с ними, рассматривается сотрудничество государств постсоветского пространства в сфере обеспечения информационной безопасности в рамках таких организаций, как ШОС и ОДКБ. В качестве методологической основы исследования использовались системный подход, а также методы научного познания, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение. Авторы отмечают, что имеются механизмы как многостороннего, так и двустороннего характера по пресечению киберпреступности, распространению религиозно-экстремистских материалов посредством социальных и телекоммуникационных сетей, а также ограничение возможностей использования Интернета в целях вмешательства во внутренние дела государств. При этом необходимо найти баланс между мерами по пресечению государственно-опасной информационной пропаганды и свободой гражданского самовыражения.
Вакарёв А.А., Виноградов В.В., Иевлева Н.В., Винниченко А.С., Котельникова Д.В. - Россия в составе евразийской экономики в современную эпоху трансформации мирового рынка: экономическая безопасность c. 14-27

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.3.38188

EDN: KUHVPE

Аннотация: Предметом исследования является система отношений, касающаяся обеспечению экономической безопасности России в составе евразийской экономики в условиях современного мирового кризиса, и выбора основных направлений её развития при наличии западной и евразийской моделей позиционирования в составе мировой экономики. Объектом исследования является состояние мирового рынка в современных условиях в его диалектическом дуализме наличия западной и евразийской моделей позиционирования национальных экономик. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как проблему наличия в современной глобальной экономике двух основных концепций в составе развития современного мирового рынка: финансовую и производственную. Особое внимание уделяется тому, какие именно группы стран развиваются в рамках этих концепций, и определяется положение России по отношению к ним с позиций обеспечения своей экономической безопасности.     Основными выводами проведенного исследования являются следующие: - в составе современного рынка имеется две основных модели: западная, которая основана на приоритетном развитии финансового рынка; и евразийска,я основанная на развитии реального производства; - Россия в последние десятилетия стремилась развиваться по западной модели, но имеет высокую степень адаптации к евразийской особенно в силу развития добывающих отраслей; - выход из текущего кризиса скорее всего будет сопряжен с переносом мировых акцентов с финансовой концепции развития на производственную. Для России в этих условиях особый смысл приобретает разработка и реализация комплексной программы более плотной интеграции в евразийскую экономику. Именно данная интеграция придаст экономической безопасности качественно новый уровень. Особым вкладом авторов является определение основных направлений российской экономико-управленческой деятельности обеспечения репозиционирования экономики страны по евразийской модели после окончания текущего кризиса. Новизна исследования заключается в статистическом обосновании параметров различия между западной и евразийской моделями.
А. Д. Шутов - Беловежские соглашения и геополитические позиции России c. 17-22
Аннотация: Статья посвящена причинам и истокам Беловежских соглашений, изменивших геополитическую карту России и всего мира. Двадцать лет назад в результате Беловежских соглашений был разрушен Советский Союз. К его ликвидации неправомерно применять термин «распад», который связан обычно с объективными причинами. СССР разрушен в результате сознательной деятельности конкретных людей. Исторический урок, полученный потомками, состоит в том, что даже огромная и могущественная держава - такая как СССР - может оказаться на грани гибели, если власть в ней оказывается сосредоточена в руках незначительной по численности группы политических авантюристов, ставящих свои личные амбиции выше интересов страны и благополучия целого народа.
Шульц В.Л., Бочкарев С.А., Кульба В.В., Шелков А.Б., Чернов И.В., Тимошенко А.А. - Анализ проблем трансформации систем законодательного регулирования и правоприменения в условиях цифровизации и методов оценки эффективности принимаемых решений c. 19-74

DOI:
10.7256/2454-0668.2019.4.30149

Аннотация: Работа посвящена методологическим и прикладным проблемам повышения эффективности процессов управления трансформацией систем законодательного регулирования и правоприменения в условиях развитого информационного общества. Приведены результаты анализа влияния процессов цифровизации на различные стороны жизнедеятельности человека, развития общества и государственных институтов. Рассмотрены проблемы, связанные с ростом уязвимости национальной социально-экономической системы в условиях глобализации. Проведен анализ основных направлений и особенностей трансформации общественных отношений и проблем их законодательного регулирования в условиях цифровизации. Рассмотрены задачи совершенствования принципов, методов, функций и технологий работы правоохранительной системы в условиях развития информационного общества и возникающих в связи с этим новых угроз общественной безопасности. Для повышения эффективности решения прикладных и практических задач трансформации систем законодательного регулирования и правоприменения в условиях цифровизации предложено использовать методологию сценарного анализа, обеспечивающую возможность информационной поддержки и оценки качества подготовки и реализации решений в рамках управления рассматриваемыми процессами. Наибольшая эффективность использования сценарных технологий достигается в процессе подготовки и оценки результативности стратегических решений, поскольку их использование позволяет проводить анализ альтернативных вариантов развития ситуации в обществе и государстве в условиях неполной информации и неопределенности. При решении тактических задач управления обеспечением социальной стабильности рассматриваемые технологии целесообразно применять в процессе подготовки и оценки эффективности превентивных и оперативных мер противодействия возникающим угрозам. Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 18-29-16151 «Разработка методов управления процессами трансформации права в условиях цифровой технологии»
Н. А. Шмаков - Демографические рейтинги положения. Рейтинги регионов РФ по уровню миграционного прибытия/выбытия c. 19-26
Аннотация: В статье приводится постановка задачи построения демографических рейтингов положения, предлагается метод расчета таких рейтингов на примере построения рейтингов миграционного прибытия/выбытия населения, и проводится краткий анализ рейтингов субъектов Российской Федерации по уровню этим двум компонентам миграции за период 1990-2009 гг. Выделяются территории и Федеральные округа с благоприятными и неблагоприятными тенденциями миграционного прироста и оттока населения относительно ситуации в целом по Российской Федерации.
Козлова О.А., Хеззекова К.Т. - Интеграция европейских стран в области региональной безопасности на примере НОРДЕФКО c. 20-35

DOI:
10.7256/2454-0668.2023.2.39891

EDN: BRTWCW

Аннотация: Предметом исследования являются интеграционные процессы в сфере региональной безопасности на европейском пространстве, в основу которого вошли труды Б. Бузана и О. Вейвера. В работе рассматриваются разные объединения европейских стран с целью достижения сотрудничества по точечным направлениям, общих для конкретного региона. Изучение выбранной темы происходит через призму теорий Копенгагенской школы безопасности, в особенности теорий регионального комплекса безопасности и секьюритизации. Одной из тенденций современных международных отношений является регионализация в области международной безопасности. Следовательно, понимание данного процесса позволит прогнозировать развитие политики государств по отношению к межправительственным организациям. Основной акцент научной статьи делается на анализе функционирования Северного оборонного сотрудничества (NORDEFCO), ибо объединение скандинавских стран выступает образцом эффективной поступательной интеграции в регионе Северная Европа. Прогресс деятельности организации заключается в расширении понятия безопасности для политических действий. Теперь в неё входят угрозы и проблемы не только военно-оборонительного характера, но и экономического, экологического, правового, социального и этнополитического направления. Научная новизна исследования заключается в выявлении и анализе Северного оборонного сотрудничества (NORDEFCO) в контексте подкомплекса региональной безопасности, а именно в определении дальнейших перспектив деятельности данной интеграционной группы в укреплении обороноспособности стран-членов. NORDEFCO выступил структурным прообразом для многих европейских оборонных объединений. Однако Северное оборонное сотрудничество не стало альтернативой НАТО в Северной Европе, о чём свидетельствует и заявление Швеции и Финляндии на вступление в Североатлантический альянс, поданное в 2022 г. Следовательно, скандинавским государствам не удалось окончательно достичь автономии в установлении собственной системы безопасности в регионе.
Горочная В.В., Михайлова А.А., Михайлов А.С. - Инновационная безопасность приграничного региона: опыт сравнительной статистической и экспертной оценки в Ростовской области c. 24-44

DOI:
10.7256/2454-0668.2020.5.31677

Аннотация: Предмет исследования составляет инновационная безопасность Ростовской области РФ как западного приграничного региона в современных условиях геоэкономической неопределенности и сложности. Актуальность данного исследования обусловлена текущим фактором геополитики, когда инновационные системы субъектов РФ испытывают на себе существенное негативное внешнее воздействие, являющееся следствие отношений России и стран Запада. Особенно это ощутимо регионами приграничья, интегрированными в международные инновационные и производственные цепочки и имеющими устойчивые экономические связи с зарубежными партнерами. При оценке инновационной безопасности Ростовской области в рамках эмпирической части работы использованы во взаимодополняющем сочетании количественный метод сравнительного статистического анализа динамических рядов и качественная экспертная оценка по методу глубинного интервьюирования. Новизна исследования заключается в концептуализации представлений об инновационной безопасности с позиций нелинейной динамики сложных открытых систем. Собранный в ходе интервью экспертов эмпирический материал также составляет ценность проведённого исследования. Сопоставление полученных эмпирических качественных и количественных результатов позволило сделать вывод об относительно устойчивой положительной динамике инновационного развития Ростовской области, при этом показать основные проблемы в обеспечении ее инновационной безопасности в новых геополитических реалиях.
А.А. Семячкин - Современное состояние российско-индийских отношений в сфере военно-технического сотрудничества c. 27-33

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.62340

Аннотация: Настоящая статья посвящена оценке текущего состояния российско-индийских отношений и тех изменений, которые внес в них визит президента РФ В.В. Путина, состоявшийся в декабре 2012 года. Отмечается. Что во внешнеполитической сфере отношения России и Индии развиваются в двух основных форматах: в формате стратегического партнерства при отстаивании национальных интересов на международной арене и в формате регионального централизма, направленного на ограничение влияния в регионе нерегиональных игроков, стремящихся в нем утвердиться в качестве доминирующей политической силы.
Кормишкина Л.А., Кормишкин Е.Д. - Экологическое инвестирование - мощная "опора" для поступательного и устойчивого роста постпандемической экономики России c. 28-44

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.3.38346

EDN: KWCYIS

Аннотация: Обосновывается объективная потребность в экологическом инвестировании для преодоления воспроизводства антиустойчивых экологических тенденций в современной экономике России и её постпандемического восстановления. Экологические инвестиции, отвечающие критериям глобальной ESG-повестки, позиционируются как ответственные, по своей сути, и преобразующие - по функциональной роли. Представлены оригинальные научные суждения о воздействии таких инвестиций на динамику и интенсивность "зеленых" инноваций (новые технологии, производственные процессы, цепочки поставок, способные решать вопросы переработки отходов и промышленного воспроизводства сырья из отходов ресурсов, а также использование альтернативных источников энергии и т. д.), которые способны генерировать долговременный и устойчивый рост совокупной факторной производительности (TFP) и обеспечить разикальные преобразования экономической системы, связанные со становлением "зеленой" циркулярной экономики.   Построены регрессивные модели (кривые роста) для нынешней отечественной экономики с учетом объемов экологического инвестирования, подтверждающие гипотезу о "слабости" этого процесса в РФ, в том числе из-за отсутствия существенных изменений в государственной экологической политике. Сформирован минимально необходимый экономический инструментарий государственной политики в области стимулирования экологического инвестирования в России в целях постпандемийного восстановления ее экономики и обеспечения долговременного устойчивого роста TFP. Проведенное исследование вносит определенный вклад в развитие теории эндогенного экономического роста благодаря учёту влияния экологического инвестирования, которое изначально ориентировано на эффективное использование природного каптала, на максимальное вовлечение отходоресурсов в хозяйственный оборот, замену традиционных технологий производства экологически чистыми или низкоуглеродными, улучшение экосистем, на производственный потенциал экономики, на качество окружающей среды и социальные изменения.
О. В. Остроухов - Политический риск в аспекте национальной безопасности (основы оптимизации политического риска) c. 30-38
Аннотация: В статье предпринимается попытка показать место политического риска в системе национальной безопасности государства, это является основной целью работы. Предмет статьи – политический риск в системе национальной безопасности. Логика статьи строится на осмыслении национальных идей, идеалов, ценностей в рамках национальной безопасности. Для точности в изложении материала предлагается авторское осмысление таких понятий как: общенациональный (социальный) Идеал; Национальная Цель; личная безопасность; общественная безопасность; государственная безопасность. С точки зрения исследования политического риска, в статье определяются, во-первых, серьезные вызовы (угрозы, риски) государству как таковому, которые таит глобализация. Во-вторых, повышается значимость оптимизации экономической составляющей в отношениях между Центром и регионами, которая предполагает становление наднациональных и региональных субъектов хозяйствования. В-третьих, применительно к вопросу стабильности и территориальной целостности РФ, возрастает актуальность межнациональных и региональных отношений в федеративных образованиях. В качестве вывода в статье обосновывается, что оптимизация рискованного поведения должна сочетать рациональное отношение к риску и соблюдение принципа предупреждения. То есть рациональность – как способность субъекта к адекватному отражению действительности, постановке целей и их последующей реализации с помощью адекватных средств. А принцип предупреждения предполагает использование научно-практического арсенала (накопленных достоверных знаний) для моделирования различных ситуаций неопределенности с целью принятия соответствующих мер предосторожности.
Зеленков М.Ю. - Опасность, угроза – базовые категории теории национальной безопасности

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.1.14220

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются базовые категории понятийного аппарата теории национальной безопасности: «опасность» и «угроза». На основе комплексного системного анализа словарей, энциклопедий, научных трудов и нормативных правовых документов в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации вскрываются, характеризуются, сравниваются и систематизируются их основные сущностные и содержательные проблемы. Эффективное функционирование системы обеспечения национальной безопасности государства невозможно без четкого и однозначного понимания сущности и содержания базовых категорий теории национальной безопасности. Только однозначное их толкование и понимание позволит субъектам безопасности обеспечить качественное планирование мероприятий по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. В основу исследования положен комплексный системный и сравнительный анализ словарей, энциклопедий, научных трудов и нормативных правовых документов Российской Федерации, раскрывающих сущность и содержание категорий "опасность" и "угроза". Полученные в ходе исследования результаты, позволяют сделать ряд выводов. Во-первых, несмотря на длительный период проработки категории «опасность» и «угроза» в теории национальной безопасности так и не были приведены к единому сущностному и содержательному пониманию. Во-вторых, применяемые сегодня эти категории в нормативных правовых документах различаются по сущности и содержанию, не в полной мере отражают существо процессов, происходящих в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В-третьих, система обеспечения национальной безопасности государства должна проектироваться с учетом как явных, так и скрытых (в том числе и неизвестных) опасностей и угроз, так как только в этом случае можно говорить о возможности реализации ее своих функций. В выводах автором предлагаются пути решения вскрытых проблем.
Зеленков М.Ю. - Опасность, угроза – базовые категории теории национальной безопасности c. 32-47

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.1.66134

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются базовые категории понятийного аппарата теории национальной безопасности: «опасность» и «угроза». На основе комплексного системного анализа словарей, энциклопедий, научных трудов и нормативных правовых документов в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации вскрываются, характеризуются, сравниваются и систематизируются их основные сущностные и содержательные проблемы. Эффективное функционирование системы обеспечения национальной безопасности государства невозможно без четкого и однозначного понимания сущности и содержания базовых категорий теории национальной безопасности. Только однозначное их толкование и понимание позволит субъектам безопасности обеспечить качественное планирование мероприятий по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. В основу исследования положен комплексный системный и сравнительный анализ словарей, энциклопедий, научных трудов и нормативных правовых документов Российской Федерации, раскрывающих сущность и содержание категорий "опасность" и "угроза". Полученные в ходе исследования результаты, позволяют сделать ряд выводов. Во-первых, несмотря на длительный период проработки категории «опасность» и «угроза» в теории национальной безопасности так и не были приведены к единому сущностному и содержательному пониманию. Во-вторых, применяемые сегодня эти категории в нормативных правовых документах различаются по сущности и содержанию, не в полной мере отражают существо процессов, происходящих в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В-третьих, система обеспечения национальной безопасности государства должна проектироваться с учетом как явных, так и скрытых (в том числе и неизвестных) опасностей и угроз, так как только в этом случае можно говорить о возможности реализации ее своих функций. В выводах автором предлагаются пути решения вскрытых проблем.
О.Г. Карпович - Функции Совета Национальной Безопасности в системе формирования внешней политики США c. 39-43
Аннотация: В настоящей статье изложены теоретические подходы к оценке роли и функций Совета национальной безопасности в формировании внешней политики США на глобальном и региональном уровне, проблемы соперничества разнонаправленных политических сил, особенности и закономерности формирования под влиянием этого соперничества внешнеполитических приоритетов американской политики. Предложен новый взгляд на процесс принятия внешнеполитических решений в США, в котором уточнена роль двух крупнейших акторов – Государственного департамента и Совета национальной безопасности, а также дана оценка влияния фактора их соперничества на содержание и направленность внешней политики США.
Забиров Д.В. - История формирования национальной безопасности республики Таджикистан в рамках системы региональной безопасности c. 42-46

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.6.25132

Аннотация: Объектом данного исследования являются вопросы формирования национальной безопасности Республики Таджикистан в рамках системы региональной безопасности. Предметом исследования – направления, формы и особенности обеспечения национальной безопасности Таджикистана; основные этапы формирования национальной безопасности в рамках региональных организаций. Основное внимание уделяется совокупности факторов, повлиявших на становление системы национальной безопасности независимого Таджикистана: его внутренние процессы, происходившие в момент приобретения независимости – гражданская война, близость с нестабильным Афганистаном, угрозы терроризма; общая ситуация на территории СНГ после распада СССР; отношения с Россией как с основным союзником; процессы, влиявшие на объект исследования в рамках нового СНГ. Фундаментальным методом, использованным в работе является метод исторический. Также были использованы классические контент- и ивент-анализ. Основным выводом исследования является тезис о том, что любые форматы национальной безопасности Таджикистана в рамках системы региональной безопасности и в исторической ретроспективе, и на современном этапе «намертво» увязаны с Россией, которой отводится роль гаранта безопасности государственных границ, военного и финансового донора. Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые обоснованно систематизированы хронологические этапы, в рамках которых формировалась национальная безопасность Республики Таджикистан.
А. Х. Шагиева - Теория цикличности как фактор корректировки антикризисной политики государства на разных этапах экономических циклов c. 52-61
Аннотация: В статье рассмотрена история возникновения и развития определения экономического цикла, его классификация, основные характеристики, свидетельства многофакторности и неоднозначности в развитии экономических структур. Государственные механизмы воздействия на процессы цикличности развития экономической системы и ее подсистем на разных стадиях экономического цикла неоднозначны, некоторые институты и институциональные системы либо «отмирают», либо приспосабливаются к изменяющимся условиям, а базовая и наиболее консервативная часть, адаптируясь, не меняет свою сущностную и содержательную часть. При формировании и корректировке антикризисной политики государства на разных этапах экономических циклов необходимо учитывать процесс взаимодействия противоположных по своей направленности тенденций, действий и сил.
Морева Е.Л., Оболенская Л.В. - Переформатирование национальной экологической повестки для безопасного развития бизнеса в условиях санкций c. 91-99

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.5.39052

EDN: FRZDBM

Аннотация: Предмет исследования в статье – национальная экологическая повестка Российской Федерации и вопросы ее переформатирования. Необходимость реализации национальной экологической повестки показывается на примере Арктики, где следует учитывать: (1) намеченную интенсификацию промышленного освоения, усиливающую риски негативного влияния техногенных факторов на экологическую безопасность; (2) специфику региона, усугубляющую критичность проблем экологической безопасности. На фоне сегодняшнего санкционного давления задача переформатирования национальной экологической повестки вошла в список актуальных технологических и логистических проблем для российского бизнеса. Переформатирование включает антисанкционные меры поддержки безопасности бизнеса, на которых акцентируется внимание в исследовании. Новизна исследования состоит в обосновании и разработке сбалансированного подхода к переформатированию национальной экологической повестки, осуществляемому для обеспечения безопасного развития бизнеса в условиях санкционного давления. В центре подхода два ключевых направления переформатирования: (1) меры по временному ослаблению природоохранных норм; (2) меры поддержки приоритетных экологических проектов бизнеса, а также отечественных разработчиков и производителей оборудования природоохранного профиля. Из анализа предпринимательских и экологических рисков, в зону которых попадают арктические территории, сделан вывод о необходимости рационального сочетания выделенных направлений. С позиции экологической безопасности и подготовки бизнеса к улучшению экономической ситуации показана необходимость усиления второго направления переформатирования, связанного с реализацией приоритетных экологических проектов бизнеса. Полученные результаты могут быть полезны для выбора антисанкционных мер поддержки безопасного развития бизнеса в рамках государственной политики обеспечения национальной безопасности.
А. Т. Зарипова - Сравнительный анализ ОДКБ и ЕПБО: возможность применения опыта европейской интеграции к исследованию интеграции на постсоветском пространстве c. 114-121
Аннотация: Данная публикация была написана в рамках проводимого автором диссертационного исследования Европейской Политики в области Обороны и Безопасности (ЕПБО). Целью публикации является поиск ответа на вопрос о том, почему военный блок, созданный на постсоветском пространстве (ОДКБ), при всей теоретической схожести с ЕПБО, значительно уступает Европейскому оборонному объединению в эффективности. Для ответа на этот вопрос в публикации анализируется возможность применения теорий европейской интеграции к интеграции государств-членов Содружества Независимых Государств (СНГ). В ходе проводимого исследования делается промежуточный вывод о том, что при всей кажущейся непохожести двух оборонных Союзов, они зачастую сталкиваются с аналогичными проблемами, и к их анализу могут быть применены схожие теории интеграции.
Шульц В.Л., Кульба В.В., Шелков А.Б., Чернов И.В. - Информационное управление в условиях глобализации и геополитического противоборства

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.2.14622

Аннотация: Работа посвящена методологическим и прикладным проблемам совершенствования процессов информационного управления в условиях глобализации и обострения противоречий между странами Запада и Россией, а также неустойчивости мировой экономики. Приведены результаты анализа процессов геополитического комплексного информационного противоборства (ГеоКИП) в условиях роста международной напряженности в результате украинского кризиса. Рассмотрены проблемы организации эффективного противодействия внешним и внутренним деструктивным информационным воздействиям, основанным на манипулятивных технологиях и направленным на подрыв социальной стабильности внутри страны. Проведен анализ негативного влияния деятельности зарубежных неправительственных и финансируемых извне некоммерческих организаций на социально – экономическое развитие Российской Федерации. С целью решения задач повышения эффективности противодействия деструктивным информационным кампаниям в рамках ГеоКИП предложено использовать методы информационного управления, опережающего сценарного анализа и имитационного моделирования с использованием аппарата функциональных знаковых ориентированных графов. Представлены результаты сценарного исследования разработанной базовой мультиграфовой модели противодействия информационным угрозам в рамках ГеоКИП. Проведенные сценарные исследования, в частности, показали, что в настоящее время важнейшими задачами являются создание единой многоуровневой системы государственного управления защитой информационного суверенитета страны, а также обеспечения эффективной координации действий по отражению деструктивных информационных кампаний. Одновременно с этим несогласованное использование информационного ресурса ведет к истощению информационного потенциала страны, и, как следствие, снижению эффективности противодействия информационной агрессии со стороны геополитических противников России.
Шульц В.Л., Кульба В.В., Шелков А.Б., Чернов И.В. - Информационное управление в условиях глобализации и геополитического противоборства c. 202-243

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.2.66401

Аннотация: Работа посвящена методологическим и прикладным проблемам совершенствования процессов информационного управления в условиях глобализации и обострения противоречий между странами Запада и Россией, а также неустойчивости мировой экономики. Приведены результаты анализа процессов геополитического комплексного информационного противоборства (ГеоКИП) в условиях роста международной напряженности в результате украинского кризиса. Рассмотрены проблемы организации эффективного противодействия внешним и внутренним деструктивным информационным воздействиям, основанным на манипулятивных технологиях и направленным на подрыв социальной стабильности внутри страны. Проведен анализ негативного влияния деятельности зарубежных неправительственных и финансируемых извне некоммерческих организаций на социально – экономическое развитие Российской Федерации. С целью решения задач повышения эффективности противодействия деструктивным информационным кампаниям в рамках ГеоКИП предложено использовать методы информационного управления, опережающего сценарного анализа и имитационного моделирования с использованием аппарата функциональных знаковых ориентированных графов. Представлены результаты сценарного исследования разработанной базовой мультиграфовой модели противодействия информационным угрозам в рамках ГеоКИП. Проведенные сценарные исследования, в частности, показали, что в настоящее время важнейшими задачами являются создание единой многоуровневой системы государственного управления защитой информационного суверенитета страны, а также обеспечения эффективной координации действий по отражению деструктивных информационных кампаний. Одновременно с этим несогласованное использование информационного ресурса ведет к истощению информационного потенциала страны, и, как следствие, снижению эффективности противодействия информационной агрессии со стороны геополитических противников России.
Bobyleva A.Z. - Modern investment and financial capabilities of Russian oil companies

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.2.14996

Abstract: The subject of this research is the investment priorities of the oil industry of Russia and their financial capabilities to realize the oil projects under the conditions of current system of taxation, drop in the oil prices, fall of the ruble’s value, and sanctions. The need for a tax stimulus is being looked at from the point of view of the main segments of the industry – oil recovery; oil refining; hydrocarbon exploration; geographical changes of extraction; rationality of investments into large, medium and small petroleum businesses; prospects for development via organic and inorganic growth in the industry. In examining the financial sources for increasing the investment activity, the author highlights the possibilities and limitations of using personal and credit resources, direct and indirect participation of the government. The investment potential and risks of the industry are being assessed within the industry as a whole, as well as in the largest Russian companies by comparison with the leading foreign companies. The author concludes that the anti-crisis company programs must be based on the review of their portfolio of projects: reducing the portion of the costly projects of increasing yield for the HTR, while exanding the portion of the less costly projects of improving energy efficiency; systemic management of the operating, investing, and financial expenses of the company, as well as improving productivity. The government in turn must make decisive steps towards switching to the new regime of taxation that would insure a stronger interconnection of the financial result and taxes, and would stimulate development of new oil deposits and deep refining, allowing companies to make new plans for the future.
Bobyleva A.Z - Modern investment and financial capabilities of Russian oil companies c. 244-256

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.2.66402

Аннотация: The subject of this research is the investment priorities of the oil industry of Russia and their financial capabilities to realize the oil projects under the conditions of current system of taxation, drop in the oil prices, fall of the ruble’s value, and sanctions. The need for a tax stimulus is being looked at from the point of view of the main segments of the industry – oil recovery; oil refining; hydrocarbon exploration; geographical changes of extraction; rationality of investments into large, medium and small petroleum businesses; prospects for development via organic and inorganic growth in the industry. In examining the financial sources for increasing the investment activity, the author highlights the possibilities and limitations of using personal and credit resources, direct and indirect participation of the government. The investment potential and risks of the industry are being assessed within the industry as a whole, as well as in the largest Russian companies by comparison with the leading foreign companies. The author concludes that the anti-crisis company programs must be based on the review of their portfolio of projects: reducing the portion of the costly projects of increasing yield for the HTR, while exanding the portion of the less costly projects of improving energy efficiency; systemic management of the operating, investing, and financial expenses of the company, as well as improving productivity. The government in turn must make decisive steps towards switching to the new regime of taxation that would insure a stronger interconnection of the financial result and taxes, and would stimulate development of new oil deposits and deep refining, allowing companies to make new plans for the future.
О.С. Иванов - Налогообложение нефтяной и газовой отрасли РФ и стран БРИКС (на примере России, Бразилии и Китая) c. 277-293

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.2.62613

Аннотация: Налогообложение нефтяной и газовой отрасли России, является ключевым в благосостоянии национального бюджета, а в условиях не стабильности мирового рынка энергоресурсов – совершенствование системы налогообложения данных отраслей является необходимым условием обеспечения национальной экономической безопасности России. В то же время, уже давно назрел вопрос об чрезмерной изношенности основных фондов нефтегазовых предприятий и отсутствия научно-технического сотрудничества в данной сфере, которое бы способствовало модернизации нефтегазовой отрасли России, с целью снижения себестоимости добываемых ресурсов и стимуляции разработки трудно извлекаемых запасов. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть существующие системы налогообложения нефтегазовых отраслей стран БРИКС (на примере России, Бразилии и Китая). Цель данного исследования: Рассмотреть существующую систему налогообложения нефтегазовой отрасли в странах БРИКС и предложить пути совершенствования налогообложения данной отрасли в России. Объектом исследования: выступает действующая система налогообложения нефтегазовой отрасли в странах БРИКС. Предметом исследования: выступают налоги и льготы предоставляемые для нефтяных и газовых компаний вовлеченных в добычу, переработку и экспортно-импортные операции с энергоресурсами. Результат исследования: Рассмотрены существующие особенности систем налогообложения нефтяной и газовой отрасли в странах БРИКС (на примере РФ, Бразилии и Китая), сделан вывод о малой эффективности существующих механизмов изъятия сверхприбыли в рассматриваемых странах, для преодоления данной проблемы предложен дифференцируемый подход к налогообложению нефтяных и газовых компаний, на основе методики Росэнерго, также предложено введение системы для стимулирования научно-технической кооперации в нефтегазовой отрасли России, по аналогии с применяемой в Бразилии.
Трощинский П.В. - Законодательство Китая в сфере борьбы со шпионажем и государственной изменой: историко-правовой аспект

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.3.16952

Аннотация: Предметом исследования выступает законодательство Китая в сфере борьбы со шпионажем и государственной изменой. В этом контексте рассматривается эволюция китайских законов от периода Древнего Китая до настоящего времени. Китайская контрразведка придавала борьбе со шпионажем и государственной изменой первостепенное значение во все времена существования государственности. Трактатом Сунь Цзы «О военном искусстве» был заложен ее теоретический фундамент. За совершения указанных преступлений виновное лицо по действующему законодательству всегда подлежало высшей мере наказания. Это было как в древние времена, как и в период гражданской войны, сопротивления японской агрессии, в годы, после образования КНР. Смертная казнь за шпионаж и государственную измену сохраняется и в настоящее время. Кроме Уголовного кодекса, в правовой системе Китая действует уникальный закон «О борьбе со шпионажем» (принят в 2014 г.). В 2015 г. появился новый закон «О государственной безопасности». В 2013 г. в системе органов государственной власти появился новый Центральный комитет по национальной безопасности, отвечающий за борьбу со шпионажем и государственной изменой. В основу проведенного исследования положены методология сравнительного правоведения, системный подход, формально-юридический, исторический и статистический методы для решения поставленных в статье задач. Все сказанное свидетельствует об особом правотворческом опыте китайского государства в исследуемой сфере, что представляет значительный интерес для отечественной науки сравнительного правоведения. Новизна исследования состоит в том, что впервые в российской юридической науке проведено комплексное научное исследование законов Китая в сфере борьбы со шпионажем и государственной измены через призму их историко-правового анализа.
Трощинский П.В. - Законодательство Китая в сфере борьбы со шпионажем и государственной изменой: историко-правовой аспект c. 347-357

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.3.67887

Аннотация: Предметом исследования выступает законодательство Китая в сфере борьбы со шпионажем и государственной изменой. В этом контексте рассматривается эволюция китайских законов от периода Древнего Китая до настоящего времени. Китайская контрразведка придавала борьбе со шпионажем и государственной изменой первостепенное значение во все времена существования государственности. Трактатом Сунь Цзы «О военном искусстве» был заложен ее теоретический фундамент. За совершения указанных преступлений виновное лицо по действующему законодательству всегда подлежало высшей мере наказания. Это было как в древние времена, как и в период гражданской войны, сопротивления японской агрессии, в годы, после образования КНР. Смертная казнь за шпионаж и государственную измену сохраняется и в настоящее время. Кроме Уголовного кодекса, в правовой системе Китая действует уникальный закон «О борьбе со шпионажем» (принят в 2014 г.). В 2015 г. появился новый закон «О государственной безопасности». В 2013 г. в системе органов государственной власти появился новый Центральный комитет по национальной безопасности, отвечающий за борьбу со шпионажем и государственной изменой. В основу проведенного исследования положены методология сравнительного правоведения, системный подход, формально-юридический, исторический и статистический методы для решения поставленных в статье задач. Все сказанное свидетельствует об особом правотворческом опыте китайского государства в исследуемой сфере, что представляет значительный интерес для отечественной науки сравнительного правоведения. Новизна исследования состоит в том, что впервые в российской юридической науке проведено комплексное научное исследование законов Китая в сфере борьбы со шпионажем и государственной измены через призму их историко-правового анализа.
Малютина Е.В. - Политика Японии в сфере обеспечения национальной безопасности при втором Кабинете Синдзо Абэ

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.3.15507

Аннотация: Объектом исследования выступает внешнеполитический курс Японии при втором кабинете Синдзо Абэ (2012-2015). Предметом исследования является стратегия обеспечения национальной безопасности Японии как комплекс мер по повышению обороноспособности и безопасности Японии. Особое внимание в статье уделяется роли принятия таких программных документов, как «Основные направления национальной обороны», «Среднесрочная программа развития оборонного потенциала», «Стратегия безопасности» в условиях высокого конфликтного потенциала региона Северо-Восточной Азии, любое изменениние расстановки сил в котором может повлечь за собой серьезные системные изменения. В процессе исследования использовались такие методы исследования как исторический метод, системный подход, метод контент-анализа и сравнительный метод. Основным итогом исследования является вывод о том, что по результатам предпринимаемых японским правительством мер, будут расставлены новые акценты в архитектуре безопасности региона Северо-Восточной Азии: высока вероятность, что японо-американский союз ожидает трансформация в соответствии с модифицирующимся возможностям сторон; не оставляет сомнений тот факт, что обновляющийся союз США и Японии в сфере национальной безопасности нацелен на сдерживание КНР как в решении территориального вопроса, так и в вопросах распространения влияния и роста геополитических китайских амбиций; возрастающая роль Японии существенно повысит боеготовность Японии, право на коллективную оборону даст возможность принимать активное участие в миссиях ООН, что, безусловно, и в дальнейшем будет беспокоить региональных соседей, вызывая эскалацию напряжения в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Малютина Е.В. - Политика Японии в сфере обеспечения национальной безопасности при втором Кабинете Синдзо Абэ c. 376-385

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.3.66588

Аннотация: Объектом исследования выступает внешнеполитический курс Японии при втором кабинете Синдзо Абэ (2012-2015). Предметом исследования является стратегия обеспечения национальной безопасности Японии как комплекс мер по повышению обороноспособности и безопасности Японии. Особое внимание в статье уделяется роли принятия таких программных документов, как «Основные направления национальной обороны», «Среднесрочная программа развития оборонного потенциала», «Стратегия безопасности» в условиях высокого конфликтного потенциала региона Северо-Восточной Азии, любое изменениние расстановки сил в котором может повлечь за собой серьезные системные изменения. В процессе исследования использовались такие методы исследования как исторический метод, системный подход, метод контент-анализа и сравнительный метод. Основным итогом исследования является вывод о том, что по результатам предпринимаемых японским правительством мер, будут расставлены новые акценты в архитектуре безопасности региона Северо-Восточной Азии: высока вероятность, что японо-американский союз ожидает трансформация в соответствии с модифицирующимся возможностям сторон; не оставляет сомнений тот факт, что обновляющийся союз США и Японии в сфере национальной безопасности нацелен на сдерживание КНР как в решении территориального вопроса, так и в вопросах распространения влияния и роста геополитических китайских амбиций; возрастающая роль Японии существенно повысит боеготовность Японии, право на коллективную оборону даст возможность принимать активное участие в миссиях ООН, что, безусловно, и в дальнейшем будет беспокоить региональных соседей, вызывая эскалацию напряжения в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Карлова Е.Н., Курбанов А.Х. - Социально-экономические предпосылки создания и последствия распространения частных военных компаний

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.4.14759

Аннотация: В статье рассматриваются социально-политические и экономические обстоятельства возникновения частных военных компаний, связанные с распадом биполярной системы и увеличением числа локальных войн и конфликтов с международным участием. Авторы выделяют преимущества, недостатки и дискуссионные аспекты широкомасштабного привлечения частных подрядчиков к военным миссиям. Особое внимание в статье уделяется анализу последствий масштабного привлечения частных военных компаний к участию в военных конфликтах для военной профессии: потеря монополии на профессиональное знание, автономии, корпоративного начала и трансформация профессиональной этики. В статье анализируется широкий круг международных публикаций, отражающих зарубежный опыт привлечения частных военных компаний к военным миссиям. Авторы делают вывод о том, что несмотря на такие достоинства частных подрядчиков, как гибкость в использовании специфического силового инструментария достижения военно-политических целей и отсутствие прямой общественной и международной критики за использование непопулярных военных мер, масштабное привлечение частного бизнеса к выполнению военных функций не всегда эффективно. Более того, авторы обращают внимание на угрозу национальной безопасности в случае передачи в частный сектор государственных функций.
Карлова Е.Н., Курбанов А.Х. - Социально-экономические предпосылки создания и последствия распространения частных военных компаний c. 515-521

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.4.66732

Аннотация: В статье рассматриваются социально-политические и экономические обстоятельства возникновения частных военных компаний, связанные с распадом биполярной системы и увеличением числа локальных войн и конфликтов с международным участием. Авторы выделяют преимущества, недостатки и дискуссионные аспекты широкомасштабного привлечения частных подрядчиков к военным миссиям. Особое внимание в статье уделяется анализу последствий масштабного привлечения частных военных компаний к участию в военных конфликтах для военной профессии: потеря монополии на профессиональное знание, автономии, корпоративного начала и трансформация профессиональной этики. В статье анализируется широкий круг международных публикаций, отражающих зарубежный опыт привлечения частных военных компаний к военным миссиям. Авторы делают вывод о том, что несмотря на такие достоинства частных подрядчиков, как гибкость в использовании специфического силового инструментария достижения военно-политических целей и отсутствие прямой общественной и международной критики за использование непопулярных военных мер, масштабное привлечение частного бизнеса к выполнению военных функций не всегда эффективно. Более того, авторы обращают внимание на угрозу национальной безопасности в случае передачи в частный сектор государственных функций.
Жеребкин М.В. - Сдерживание России как условие сохранения мировой гегемонии США

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.5.16085

Аннотация: Предметом исследования являются формы и способы противодействия России, которые применяют США и их союзники в настоящее время, их обусловленность и степень влияния на развитие нашей страны. Автор выделяет несколько значимых рубежей, которые прошли противоборствующие стороны, отмечая что кардинальное изменение взаимоотношений происходит после «крымской весны». В этом противоборстве именно от устойчивости России зависят два ключевых фактора современности: будет ли реализован потенциал возрождения России и превращения ее в мировую державу, во-первых, и удастся ли США остаться мировым гегемоном, во-вторых. Ставка в этой игре – национальная безопасность России, ее развитие как независимого государства, вообще существование как государства. Используя общие методы научного познания, анализируя происходящие геополитические процессы и их отражение в информационном пространстве, автор рассматривает четыре основных направления, на которых развернулось противоборство между Россией и объединенными силами Запада: ревизия итогов Великой Отечественной войны, создание в лице России образа агрессора, экономические санкции и политическая изоляция. Новизна исследования заключается в обобщении методов и способов гуманитарной, экономической и геополитической агрессии против Россию и прогнозировании ее последствий для нашей страны. Скрупулезный анализ фактов и тенденций позволяет исследователю сделать вывод о том, что Россия вынужденно вступила в период длительного противоборства с западным миром.
Жеребкин М.В. - Сдерживание России как условие сохранения мировой гегемонии США c. 656-664

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.5.66978

Аннотация: Предметом исследования являются формы и способы противодействия России, которые применяют США и их союзники в настоящее время, их обусловленность и степень влияния на развитие нашей страны. Автор выделяет несколько значимых рубежей, которые прошли противоборствующие стороны, отмечая что кардинальное изменение взаимоотношений происходит после «крымской весны». В этом противоборстве именно от устойчивости России зависят два ключевых фактора современности: будет ли реализован потенциал возрождения России и превращения ее в мировую державу, во-первых, и удастся ли США остаться мировым гегемоном, во-вторых. Ставка в этой игре – национальная безопасность России, ее развитие как независимого государства, вообще существование как государства. Используя общие методы научного познания, анализируя происходящие геополитические процессы и их отражение в информационном пространстве, автор рассматривает четыре основных направления, на которых развернулось противоборство между Россией и объединенными силами Запада: ревизия итогов Великой Отечественной войны, создание в лице России образа агрессора, экономические санкции и политическая изоляция. Новизна исследования заключается в обобщении методов и способов гуманитарной, экономической и геополитической агрессии против Россию и прогнозировании ее последствий для нашей страны. Скрупулезный анализ фактов и тенденций позволяет исследователю сделать вывод о том, что Россия вынужденно вступила в период длительного противоборства с западным миром.
Ясносокирский Ю.А. - Взаимосвязь концепции «Ответственности по защите» с концепцией «гуманитарной интервенции»

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.5.16340

Аннотация: Предметом исследования является концепция «ответственности по защите», основные положения которой содержатся в ее базовом документе - Докладе Международной комиссии по вмешательству и государственному суверенитету (МКВГС) (2002). В аспекте проводимого автором исследования концепция «ответственности по защите» трактуется в качестве смягченного варианта концепции «гуманитарной интервенции». В предмет исследования включен также сравнительный анализ концепций «гуманитарной интервенции» и «ответственности по защите» с позиции противоречивости юридического принципа суверенитета государства и нравственного императива защиты прав человека. Методы исследования: системного анализа, синтеза, аналогии, классификации, исторический, сравнительно-правовой, систематический, структурно-функциональный, формально-логический, лингвистический, специально-юридический, Совокупность используемой методологической базы позволила гарантировать в итоге достоверность и обоснованность полученных выводов. Новизна работы заключается в выявлении автором того факта, что концепция «гуманитарной интервенции» противоречит международному праву, в то время как концепция «ответственности по защите» является эволюционным развитием данного направления международного права, при условии правильного ее применения на международной арене, что требует выработки критериев практической реализации данной концепции мировым сообществом.
Ясносокирский Ю.А. - Взаимосвязь концепции «Ответственности по защите» с концепцией «гуманитарной интервенции» c. 665-671

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.5.66979

Аннотация: Предметом исследования является концепция «ответственности по защите», основные положения которой содержатся в ее базовом документе - Докладе Международной комиссии по вмешательству и государственному суверенитету (МКВГС) (2002). В аспекте проводимого автором исследования концепция «ответственности по защите» трактуется в качестве смягченного варианта концепции «гуманитарной интервенции». В предмет исследования включен также сравнительный анализ концепций «гуманитарной интервенции» и «ответственности по защите» с позиции противоречивости юридического принципа суверенитета государства и нравственного императива защиты прав человека. Методы исследования: системного анализа, синтеза, аналогии, классификации, исторический, сравнительно-правовой, систематический, структурно-функциональный, формально-логический, лингвистический, специально-юридический, Совокупность используемой методологической базы позволила гарантировать в итоге достоверность и обоснованность полученных выводов. Новизна работы заключается в выявлении автором того факта, что концепция «гуманитарной интервенции» противоречит международному праву, в то время как концепция «ответственности по защите» является эволюционным развитием данного направления международного права, при условии правильного ее применения на международной арене, что требует выработки критериев практической реализации данной концепции мировым сообществом.
Глущенко В.В. - Геоэкономический фактор обеспечения национальной безопасности государства

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.5.16427

Аннотация: Предмет статьи- геоэкономикология как методическая основа геополитической экономики.Объект статьи включает стратегию обеспечения национальной безопасности путем развития геополитической экономики. Целью статьи является повышение степени национальной безопасности страны путем формирование стратегии построения геополитической экономики страны в условиях выхода из глобального кризиса. В статье обсуждается понятие и содержание влияние геополитической экономики на обеспечение национальной безопасности, развиваются положения геоэкономикологии - науки о методических основах геополитической экономики, стратегическом управлении экономическими аспектами геополитических процессов, обсуждаются функции и роль геоэкономики в посткризисном мировом порядке, исследуются условия и факторы успешной геоэкономической конкуренции, факторы повышения геополитической устойчивости государства за счет развития национальной геоэкономики в условиях выхода из глобального кризиса Исторический и логический метод, лингвистический и структурный анализ, логика предложений, причинно-логический анализ, геополитическое прогнозирование национальной безопасности и элементов геополитического риска государства в структуре национальной безопасности Научная новизна статьи состоит в исследовании понятия и содержание понятие национальной безопасности в его системной связи с понятием и развитием геополитической экономики, формировании основ геоэкономикологии как науки о геополитической экономике, описании законов геоэкономикилогии и описании геоэкономического механизма национальной безопасности, исследованы факторы, влияющие на степень успешности развития национальной экономики.
Глущенко В.В. - Геоэкономический фактор обеспечения национальной безопасности государства c. 672-682

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.5.66980

Аннотация: Предмет статьи- геоэкономикология как методическая основа геополитической экономики.Объект статьи включает стратегию обеспечения национальной безопасности путем развития геополитической экономики. Целью статьи является повышение степени национальной безопасности страны путем формирование стратегии построения геополитической экономики страны в условиях выхода из глобального кризиса. В статье обсуждается понятие и содержание влияние геополитической экономики на обеспечение национальной безопасности, развиваются положения геоэкономикологии - науки о методических основах геополитической экономики, стратегическом управлении экономическими аспектами геополитических процессов, обсуждаются функции и роль геоэкономики в посткризисном мировом порядке, исследуются условия и факторы успешной геоэкономической конкуренции, факторы повышения геополитической устойчивости государства за счет развития национальной геоэкономики в условиях выхода из глобального кризиса Исторический и логический метод, лингвистический и структурный анализ, логика предложений, причинно-логический анализ, геополитическое прогнозирование национальной безопасности и элементов геополитического риска государства в структуре национальной безопасности Научная новизна статьи состоит в исследовании понятия и содержание понятие национальной безопасности в его системной связи с понятием и развитием геополитической экономики, формировании основ геоэкономикологии как науки о геополитической экономике, описании законов геоэкономикилогии и описании геоэкономического механизма национальной безопасности, исследованы факторы, влияющие на степень успешности развития национальной экономики.
Гамбаров Н.Ф. - К вопросу о создании единого энергетического рынка ЕС на основе возобновляемых источников энергии

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.6.13607

Аннотация: Статья посвящена истории развития регулирования возобновляемых источников энергии в Европейском Союзе. Для того чтобы использовать потенциал возобновляемых источников энергии, требуется создать дополнительный энергетический рынок, существующий на их основе. Создание единого рынка, основанного на возобновляемых источниках энергии, будет способствовать их распределению по всему Евросоюзу наиболее эффективным способом с тем, чтобы производить большее количество энергии в тех местах, в которых существует высокий энергетический потенциал, как например, производство солнечной энергии в государствах-членах, расположенных на юге Евросоюза. Методом исследования данного вопроса послужил сравнительно-правовой анализ таких документов, как Зеленая книга и Белая книга, а также Европейская энергетическая стратегия 2010 г. Данное исследование позволяет сделать вывод об общей тенденции ЕС на развитие альтернативной энергетики, и более того, на создание единого энергетического рынка. Несмотря на тот факт, что единый рынок возобновляемых источников энергии поставит много технических вопросов, касающихся управления передачей энергии, ее распределением, необходимо в первую очередь определить основу, т.е. осветить вопрос нормативного регулирования, применяемого Евросоюзом для достижения целей создания отдельного рынка возобновляемых источников энергии.
Гамбаров Н.Ф. - К вопросу о создании единого энергетического рынка ЕС на основе возобновляемых источников энергии c. 915-921

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.6.65738

Аннотация: Статья посвящена истории развития регулирования возобновляемых источников энергии в Европейском Союзе. Для того чтобы использовать потенциал возобновляемых источников энергии, требуется создать дополнительный энергетический рынок, существующий на их основе. Создание единого рынка, основанного на возобновляемых источниках энергии, будет способствовать их распределению по всему Евросоюзу наиболее эффективным способом с тем, чтобы производить большее количество энергии в тех местах, в которых существует высокий энергетический потенциал, как например, производство солнечной энергии в государствах-членах, расположенных на юге Евросоюза. Методом исследования данного вопроса послужил сравнительно-правовой анализ таких документов, как Зеленая книга и Белая книга, а также Европейская энергетическая стратегия 2010 г. Данное исследование позволяет сделать вывод об общей тенденции ЕС на развитие альтернативной энергетики, и более того, на создание единого энергетического рынка. Несмотря на тот факт, что единый рынок возобновляемых источников энергии поставит много технических вопросов, касающихся управления передачей энергии, ее распределением, необходимо в первую очередь определить основу, т.е. осветить вопрос нормативного регулирования, применяемого Евросоюзом для достижения целей создания отдельного рынка возобновляемых источников энергии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.