по
Национальная безопасность / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Национальная безопасность / nota bene" > Содержание № 05, 2016
Выходные данные сетевого издания "Национальная безопасность / nota bene"
Номер подписан в печать: 16-11-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шульц Владимир Леопольдович, доктор философских наук
ISSN: 2454-0668
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2016
Доктрина
Карпович О.Г. - Новые вызовы и угрозы в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.20022

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу новой редакции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ 31 декабря 2015 года. Объект исследования – национальная безопасность Российской Федерации; предмет исследования – новые вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации, формы. Методы и направления ее обеспечения. Цель настоящего исследования – дать комплексную оценку новой Стратегии обеспечения национальной безопасности РФ применительно к текущей внешнеполитической обстановке и проанализировать характер и содержание новых вызовов и угроз (таких как цветные революции, новые формы международного терроризма, гибридные войны), впервые указанных в новой редакции настоящей Стратегии. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Новая редакция Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 года представляет собой основополагающий (доктринальный) документ стратегического планирования политики Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства, в котором сформулированы цели, задачи, направления и приоритеты внешней и внутренней политики РФ в сфере безопасности; в установленном порядке, в соответствии с внутренней иерархией представлены национальные интересы РФ, вызовы и угрозы е безопасности, в том числе – новейшие, не входившие ранее в сферу внимания аналогичных документов: новейшие виды сетевого международного терроризма, цветные революции, государственные перевороты, гибридные войны. Это делает Стратегию предельно четким, конкретным и рабочим документом, содержащим не только точные (с правовой и фактической точек зрения) оценки причин кризиса на Украине, гражданской войны в Сирии, причин возникновения международного террористического альянса во главе с ИГИЛ, а также роли цветных революций в этих процессах, но и мировоззренческие оценки и установки, формирующие объективную картину мира.
Карпович О.Г. - Новые вызовы и угрозы в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации c. 579-587

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.68292

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу новой редакции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ 31 декабря 2015 года. Объект исследования – национальная безопасность Российской Федерации; предмет исследования – новые вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации, формы. Методы и направления ее обеспечения. Цель настоящего исследования – дать комплексную оценку новой Стратегии обеспечения национальной безопасности РФ применительно к текущей внешнеполитической обстановке и проанализировать характер и содержание новых вызовов и угроз (таких как цветные революции, новые формы международного терроризма, гибридные войны), впервые указанных в новой редакции настоящей Стратегии. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Новая редакция Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 года представляет собой основополагающий (доктринальный) документ стратегического планирования политики Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства, в котором сформулированы цели, задачи, направления и приоритеты внешней и внутренней политики РФ в сфере безопасности; в установленном порядке, в соответствии с внутренней иерархией представлены национальные интересы РФ, вызовы и угрозы е безопасности, в том числе – новейшие, не входившие ранее в сферу внимания аналогичных документов: новейшие виды сетевого международного терроризма, цветные революции, государственные перевороты, гибридные войны. Это делает Стратегию предельно четким, конкретным и рабочим документом, содержащим не только точные (с правовой и фактической точек зрения) оценки причин кризиса на Украине, гражданской войны в Сирии, причин возникновения международного террористического альянса во главе с ИГИЛ, а также роли цветных революций в этих процессах, но и мировоззренческие оценки и установки, формирующие объективную картину мира.
Стратегия обеспечения национальной безопасности
Харина О.А. - Проблемы взаимодействия в «треугольнике» Россия – Индия – Китай

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.20287

Аннотация: Данная статья посвящена анализу трехсторонних отношений в формате «треугольника» Россия – Индия – Китай. Несмотря на определенные успехи во взаимодействии рассматриваемых государств, существуют серьезные проблемы экономического и политического характера, которые препятствуют полноценному сотрудничеству на трехсторонней основе. Кроме того, нельзя не учитывать влияние внешних акторов в лице Европейского Союза и США, которые также имеют собственные интересы. В работе предпринимается попытка систематизировать существующие противоречия и дать им объективную оценку. В качестве основы своего теоретико-методологического подхода в работе используются положения современной школы политического неореализма. При проведении исследования также используется ряд методов, включающих логико-интуитивный анализ и сравнительный анализ. В рамках исследования был проведен анализ отношений в "треугольнике" Россия - Индия - Китай, в результате которого выявлены основные подходы стран к двусторонним и многосторонним отношениям в рамках системы "треугольника" и скрытые факторы, влияющие на изменение поведения в его рамках. Среди итогов можно выделить следующее: "треугольник" имеет форму не равносторонней "фигуры", а равнобедренной с зыбким основанием в виде отношений Индии и Китая; между Россией, Индией и Китаем существует ряд противоречий, которые выражаются, в том числе, в разных темпах экономического развития.
Харина О.А. - Проблемы взаимодействия в «треугольнике» Россия – Индия – Китай c. 588-593

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.68293

Аннотация: Данная статья посвящена анализу трехсторонних отношений в формате «треугольника» Россия – Индия – Китай. Несмотря на определенные успехи во взаимодействии рассматриваемых государств, существуют серьезные проблемы экономического и политического характера, которые препятствуют полноценному сотрудничеству на трехсторонней основе. Кроме того, нельзя не учитывать влияние внешних акторов в лице Европейского Союза и США, которые также имеют собственные интересы. В работе предпринимается попытка систематизировать существующие противоречия и дать им объективную оценку. В качестве основы своего теоретико-методологического подхода в работе используются положения современной школы политического неореализма. При проведении исследования также используется ряд методов, включающих логико-интуитивный анализ и сравнительный анализ. В рамках исследования был проведен анализ отношений в "треугольнике" Россия - Индия - Китай, в результате которого выявлены основные подходы стран к двусторонним и многосторонним отношениям в рамках системы "треугольника" и скрытые факторы, влияющие на изменение поведения в его рамках. Среди итогов можно выделить следующее: "треугольник" имеет форму не равносторонней "фигуры", а равнобедренной с зыбким основанием в виде отношений Индии и Китая; между Россией, Индией и Китаем существует ряд противоречий, которые выражаются, в том числе, в разных темпах экономического развития.
Система и взаимодействия
Чернядьева Н.А. - Особенности позиции США по вопросам борьбы с терроризмом в НАТО и во взаимоотношениях с ЕС

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.18177

Аннотация: Предметом исследования является место США в системе международного взаимодействия в деле борьбы с терроризмом в рамках международной организации НАТО и договорного сотрудничества с Европейским Союзом. Особое внимание уделяется национальным американским правовым особенностям понимания феномена терроризма, которые обуславливают специфику контртеррористического поведения в рамках НАТО и сложности взаимоотношения между ЕС и США по вопросам международной безопасности, в частности: отсутствие разработанной концепции терроризма как международно-политического явления, предпочтение военному способу реакции в ответ на теракты. В статье проведено системное исследование, основанное на применении структурно-функционального метода, позволившего установить общее и особенное в подходах к формированию контртеррористической политики США, ЕС, НАТО. Основные выводы исследования заключаются в следующем. В НАТО, как и в правовой системе США, наблюдается тенденция представления терроризма как явления, требующего мер военного воздействия. В работе отмечено, что НАТО, как военный альянс не приспособлен к профессиональному правовому противодействию и расследованию преступлений террористического характера. В связи с этим автор делает вывод, что правильное участие этой организации в антитеррористической сфере представляется только как локального субъекта снятия острого политического кризиса. Европейский Союз, в отличие от США, в большей мере демонстрирует мнение, что терроризм – явление уголовно-правового порядка, чем вопрос политической борьбы государственного уровня. Между ЕС и США в вопросах контртеррористической борьбы отмечаются существенные концептуальные расхождения
Чернядьева Н.А. - Особенности позиции США по вопросам борьбы с терроризмом в НАТО и во взаимоотношениях с ЕС c. 594-599

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.68294

Аннотация: Предметом исследования является место США в системе международного взаимодействия в деле борьбы с терроризмом в рамках международной организации НАТО и договорного сотрудничества с Европейским Союзом. Особое внимание уделяется национальным американским правовым особенностям понимания феномена терроризма, которые обуславливают специфику контртеррористического поведения в рамках НАТО и сложности взаимоотношения между ЕС и США по вопросам международной безопасности, в частности: отсутствие разработанной концепции терроризма как международно-политического явления, предпочтение военному способу реакции в ответ на теракты. В статье проведено системное исследование, основанное на применении структурно-функционального метода, позволившего установить общее и особенное в подходах к формированию контртеррористической политики США, ЕС, НАТО. Основные выводы исследования заключаются в следующем. В НАТО, как и в правовой системе США, наблюдается тенденция представления терроризма как явления, требующего мер военного воздействия. В работе отмечено, что НАТО, как военный альянс не приспособлен к профессиональному правовому противодействию и расследованию преступлений террористического характера. В связи с этим автор делает вывод, что правильное участие этой организации в антитеррористической сфере представляется только как локального субъекта снятия острого политического кризиса. Европейский Союз, в отличие от США, в большей мере демонстрирует мнение, что терроризм – явление уголовно-правового порядка, чем вопрос политической борьбы государственного уровня. Между ЕС и США в вопросах контртеррористической борьбы отмечаются существенные концептуальные расхождения
Фактор надежности в системах безопасности
Литвинова А.В. - Роль инноваций в качество в обеспечении продовольственной безопасности страны

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.20726

Аннотация: Предметом исследования является инновационная деятельность производителей продовольственных товаров и ее влияние на обеспечение продовольственной безопасности России. Обосновано, что первостепенным объектом инновационной деятельности производителей продовольствия в условиях жесткой конкуренции, усиливающихся запросов потребителей, а также нарастания внешних ограничений и угроз, препятствующих развитию отечественного продовольственного рынка, выступает качество этих товаров как важнейший фактор их конкурентоспособности. Исследование направлено на выявление состояния, тенденций инновационной деятельности производителей продовольственных товаров и предпосылок ее активизации в аспекте достижения продовольственной безопасности России на современном этапе. Исследование проводилось с применением общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, аналогия, абстрагирование), теоретических (идеализация, формализация), эмпирических (наблюдение, описание, измерение, сравнение) методов научного познания. Дана характеристика влияния инноваций на обеспечение качества производимого в стране продовольствия. Проанализированы тенденции инновационной активности отечественных производителей продовольственных товаров. Показано, что обеспечению продовольственной безопасности страны препятствует низкая доля инновационных товаров в общем объеме производимого в стране продовольствия, а также наметившаяся тенденция снижения объема технологических инноваций в качество этих товаров, в первую очередь, в части затрат на исследования и разработки, на приобретение машин и оборудования. Определено, что основным драйвером повышения уровня инновативности и наукоемкости отечественных продовольственных товаров выступает процесс импортозамещения, призванный обеспечить высокую эффективность внутреннего производства качественных и конкурентоспособных продовольственных товаров. Несмотря на положительную динамику объемов выпуска и уровня загрузки действующих производственных мощностей, по большинству товарных групп продовольствия наблюдается значительное снижение показателя ввода в действие новых мощностей, что коррелирует со снижением уровня технологических инноваций. Однозначно негативной тенденцией выступает снижение покупательной способности населения страны по продовольственным товарам. Важнейшей задачей государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности России на современном этапе выступает разработка эффективных мер, позволяющих преодолеть имеющие место негативные тенденции и придать импортозамещению характер инструмента, применение которого позволяет активизировать инновационную деятельность производителей продовольствия в направлении повышения его качества и конкурентоспособности и, тем самым, повысить продовольственную безопасность страны.
Литвинова А.В. - Роль инноваций в качество в обеспечении продовольственной безопасности страны c. 600-610

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.68295

Аннотация: Предметом исследования является инновационная деятельность производителей продовольственных товаров и ее влияние на обеспечение продовольственной безопасности России. Обосновано, что первостепенным объектом инновационной деятельности производителей продовольствия в условиях жесткой конкуренции, усиливающихся запросов потребителей, а также нарастания внешних ограничений и угроз, препятствующих развитию отечественного продовольственного рынка, выступает качество этих товаров как важнейший фактор их конкурентоспособности. Исследование направлено на выявление состояния, тенденций инновационной деятельности производителей продовольственных товаров и предпосылок ее активизации в аспекте достижения продовольственной безопасности России на современном этапе. Исследование проводилось с применением общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, аналогия, абстрагирование), теоретических (идеализация, формализация), эмпирических (наблюдение, описание, измерение, сравнение) методов научного познания. Дана характеристика влияния инноваций на обеспечение качества производимого в стране продовольствия. Проанализированы тенденции инновационной активности отечественных производителей продовольственных товаров. Показано, что обеспечению продовольственной безопасности страны препятствует низкая доля инновационных товаров в общем объеме производимого в стране продовольствия, а также наметившаяся тенденция снижения объема технологических инноваций в качество этих товаров, в первую очередь, в части затрат на исследования и разработки, на приобретение машин и оборудования. Определено, что основным драйвером повышения уровня инновативности и наукоемкости отечественных продовольственных товаров выступает процесс импортозамещения, призванный обеспечить высокую эффективность внутреннего производства качественных и конкурентоспособных продовольственных товаров. Несмотря на положительную динамику объемов выпуска и уровня загрузки действующих производственных мощностей, по большинству товарных групп продовольствия наблюдается значительное снижение показателя ввода в действие новых мощностей, что коррелирует со снижением уровня технологических инноваций. Однозначно негативной тенденцией выступает снижение покупательной способности населения страны по продовольственным товарам. Важнейшей задачей государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности России на современном этапе выступает разработка эффективных мер, позволяющих преодолеть имеющие место негативные тенденции и придать импортозамещению характер инструмента, применение которого позволяет активизировать инновационную деятельность производителей продовольствия в направлении повышения его качества и конкурентоспособности и, тем самым, повысить продовольственную безопасность страны.
Правовое обеспечение национальной безопасности
Крапива И.И. - К вопросу о понятии «преступления террористического характера»

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.18280

Аннотация: Предметом исследования является нормативно-правовое содержание понятия «преступления террористического характера». Анализ действующего законодательства показывает, что однозначно утверждать какие составы преступлений законодатель относит к «преступлениям террористического характера» затруднительно. Понятие «преступления террористического характера» раскрывается в Федеральном законе «О противодействии терроризму», где нормативно-правовое содержание понятия «терроризм», «террористическая деятельность» и «террористический акт» носят описательный характер, без ссылок на конкретные составы преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом. Автор в статье уделяет внимание тому, что фактически «террористическая деятельность», в представленной законодателем формулировке, может включать в себя и преступления экстремистского характера и административные правонарушения. Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания, обеспечивающий научный подход к изучению явлений общественной жизни. При проведении исследования использовались также специальные методы познания, лексико-морфологический и синтаксический анализ нормативных правовых актов, устанавливающих ответственность за «террористическую деятельность» и "террористический акт". В результате проведенного исследования автор сделал вывод, что в Уголовном кодексе в статьях Особенной части, предусматривающих ответственность за террористическую деятельность, законодатель приводит перечни составов преступлений, но эти перечни преступлений в уголовно-правовом отношении носят открытый характер, так как могут быть дополнены при различном их толковании. В тоже время для определения круга преступлений, требующих антитеррористического противодействия правоохранительных органов, и формирования статистической отчетности применяется указание Генеральной прокуратуры России и МВД России N 65/11/1 от 01.02. 2016г., где приводится перечень преступлений террористического характера, при этом данное указание относится к подзаконным нормативным правовым актам. Для целенаправленного противодействия терроризму требуется закреплённый на законодательном уровне перечень составов преступлений террористического характера, исключающий различное его толкование.
Крапива И.И. - К вопросу о понятии «преступления террористического характера» c. 611-617

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.68296

Аннотация: Предметом исследования является нормативно-правовое содержание понятия «преступления террористического характера». Анализ действующего законодательства показывает, что однозначно утверждать какие составы преступлений законодатель относит к «преступлениям террористического характера» затруднительно. Понятие «преступления террористического характера» раскрывается в Федеральном законе «О противодействии терроризму», где нормативно-правовое содержание понятия «терроризм», «террористическая деятельность» и «террористический акт» носят описательный характер, без ссылок на конкретные составы преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом. Автор в статье уделяет внимание тому, что фактически «террористическая деятельность», в представленной законодателем формулировке, может включать в себя и преступления экстремистского характера и административные правонарушения. Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания, обеспечивающий научный подход к изучению явлений общественной жизни. При проведении исследования использовались также специальные методы познания, лексико-морфологический и синтаксический анализ нормативных правовых актов, устанавливающих ответственность за «террористическую деятельность» и "террористический акт". В результате проведенного исследования автор сделал вывод, что в Уголовном кодексе в статьях Особенной части, предусматривающих ответственность за террористическую деятельность, законодатель приводит перечни составов преступлений, но эти перечни преступлений в уголовно-правовом отношении носят открытый характер, так как могут быть дополнены при различном их толковании. В тоже время для определения круга преступлений, требующих антитеррористического противодействия правоохранительных органов, и формирования статистической отчетности применяется указание Генеральной прокуратуры России и МВД России N 65/11/1 от 01.02. 2016г., где приводится перечень преступлений террористического характера, при этом данное указание относится к подзаконным нормативным правовым актам. Для целенаправленного противодействия терроризму требуется закреплённый на законодательном уровне перечень составов преступлений террористического характера, исключающий различное его толкование.
Камалова Г.Г. - Некоторые вопросы правового статуса субъектов режима государственной тайны

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.19858

Аннотация: Предметом исследования является совокупность норм законодательства Российской Федерации и некоторых зарубежных стран, регулирующих правовой статус субъектов правового режима государственной тайны. Цель исследования изучение особенностей правового статуса субъектов режима государственной тайны в системе специальных правовых режимов информации ограниченного доступа на основе комплексного анализа законодательства, включая виды субъектов, их права и обязанности. Особое внимание в работе уделяется коллизионным аспектам законодательства о государственной тайне в аспекте субъектов правового режима государственной тайны. Методологической основой работы выступают формально-юридический метод, метод моделирования социально-правовых явлений и процессов, а также метод сравнительного правоведения. Основными выводами проведенного исследования являются: установленные несоответствия наименования ряда статей Закона РФ «О государственной тайне» их содержанию; наличие допускаемых в особом порядке субъектов, которые не отражены в нормах вышеназванного закона; наличие ряда нерешенных проблем в части ограничения прав физического лица, допущенного к государственной тайне.
Камалова Г.Г. - Некоторые вопросы правового статуса субъектов режима государственной тайны c. 618-626

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.68297

Аннотация: Предметом исследования является совокупность норм законодательства Российской Федерации и некоторых зарубежных стран, регулирующих правовой статус субъектов правового режима государственной тайны. Цель исследования изучение особенностей правового статуса субъектов режима государственной тайны в системе специальных правовых режимов информации ограниченного доступа на основе комплексного анализа законодательства, включая виды субъектов, их права и обязанности. Особое внимание в работе уделяется коллизионным аспектам законодательства о государственной тайне в аспекте субъектов правового режима государственной тайны. Методологической основой работы выступают формально-юридический метод, метод моделирования социально-правовых явлений и процессов, а также метод сравнительного правоведения. Основными выводами проведенного исследования являются: установленные несоответствия наименования ряда статей Закона РФ «О государственной тайне» их содержанию; наличие допускаемых в особом порядке субъектов, которые не отражены в нормах вышеназванного закона; наличие ряда нерешенных проблем в части ограничения прав физического лица, допущенного к государственной тайне.
Князева Н.А. - К вопросу о трудностях квалификации преступлений в сфере незаконного оборота оружия

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.20260

Аннотация: Предметом данной статьи выступают положения норм российского уголовного законодательства, предусматривающие ответственность за незаконный оборот оружия, а также материалы судебной практики, связанные с применением данных норм. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при совершении преступлений в сфере незаконного оборота оружия. Автор подробно рассматривает эффективность применения ст. ст. 222, 223 и 226 Уголовного кодекса Российской Федерации. Особое внимание уделяется трудностям квалификации, с которыми сталкиваются правоприменители при реализации указанных статей. В ходе проведения анализа эффективности применения уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за незаконный оборот оружия, автором были использованы следующие методы исследования: системный, комплексный, логико-юридический, статистический и др. Основными выводами проведенного исследования являются: 1. Одной из проблем квалификации действий лица по ст. 222 УК РФ является различная трактовка содержания объективной стороны незаконного ношения и хранения оружия. В Постановлении Пленума Верховного суда РФ не обозначено как следует квалифицировать действия лица при длительном ношении оружия при себе. 2. Автор также выделяет в качестве спорного момента вопрос квалификации преступлений, совершаемых с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, в частности, это касается использования газового оружия. 3. По мнению автора, существенным пробелом действующего законодательства является отсутствие уголовной ответственности за хищение газового, холодного и метательного оружия, а также отсутствие количественных критериев в отношении оружия, которое является предметом преступлений по ст.ст. 222, 223, 226 УК РФ.
Князева Н.А. - К вопросу о трудностях квалификации преступлений в сфере незаконного оборота оружия c. 627-631

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.68298

Аннотация: Предметом данной статьи выступают положения норм российского уголовного законодательства, предусматривающие ответственность за незаконный оборот оружия, а также материалы судебной практики, связанные с применением данных норм. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при совершении преступлений в сфере незаконного оборота оружия. Автор подробно рассматривает эффективность применения ст. ст. 222, 223 и 226 Уголовного кодекса Российской Федерации. Особое внимание уделяется трудностям квалификации, с которыми сталкиваются правоприменители при реализации указанных статей. В ходе проведения анализа эффективности применения уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за незаконный оборот оружия, автором были использованы следующие методы исследования: системный, комплексный, логико-юридический, статистический и др. Основными выводами проведенного исследования являются: 1. Одной из проблем квалификации действий лица по ст. 222 УК РФ является различная трактовка содержания объективной стороны незаконного ношения и хранения оружия. В Постановлении Пленума Верховного суда РФ не обозначено как следует квалифицировать действия лица при длительном ношении оружия при себе. 2. Автор также выделяет в качестве спорного момента вопрос квалификации преступлений, совершаемых с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, в частности, это касается использования газового оружия. 3. По мнению автора, существенным пробелом действующего законодательства является отсутствие уголовной ответственности за хищение газового, холодного и метательного оружия, а также отсутствие количественных критериев в отношении оружия, которое является предметом преступлений по ст.ст. 222, 223, 226 УК РФ.
Бешукова З.М. - «Склонение, вербовка или иное вовлечение лица» как альтернативные действия объективной стороны организации экстремистского сообщества

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.20721

Аннотация: В статье дается уголовно-правовая характеристика склонения, вербовки или иного вовлечения лица как альтернативных действий объективной стороны организации экстремистского сообщества (ч. 1.1 ст. 282.1 УК РФ). Содержание понятий «склонение», «вербовка», «вовлечение» не раскрывается ни в уголовном законе, ни в нормативных актах других отраслей права. Следовательно, понятия «вербовка», «склонение» и «вовлечение» являются оценочными, а значит, их содержание определяется не законом или иным нормативным актом, а конкретизируется правоприменителем, исходя из фактических обстоятельств уголовного дела. Методологической основой настоящего исследования служат базовые положения диалектического метода познания явлений и процессов объективной действительности. Также в работе использовались современные общенаучные, частнонаучные и специальные методы исследования: логико-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурного анализа и др. Автором сделано предположение, что, исходя из связи экстремизма и терроризма, законодателем диспозиция части 1.1 статьи 282.1 УК РФ планировалась как "зеркальная" диспозиция соответствующей части статьи 205.1 УК РФ. Однако, несмотря на сходство их текстуального изложения, прочтение диспозиций соответствующих статей УК РФ позволяет сделать вывод, что их смысловое содержание различно. Делается вывод, что в ч. 1.1 ст. 282.1 УК РФ криминализированы действия лица, направленные на: во-первых, на численное увеличение членов уже существующего экстремистского сообщества; во-вторых, на осуществление первой стадии совершения преступления, заключающейся в приготовлении к преступлению. Автором вносятся конкретные предложения по совершенствованию действующей редакции диспозиции ч. 1.1 ст. 282.1 УК РФ.
Бешукова З.М. - «Склонение, вербовка или иное вовлечение лица» как альтернативные действия объективной стороны организации экстремистского сообщества c. 632-639

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.68299

Аннотация: В статье дается уголовно-правовая характеристика склонения, вербовки или иного вовлечения лица как альтернативных действий объективной стороны организации экстремистского сообщества (ч. 1.1 ст. 282.1 УК РФ). Содержание понятий «склонение», «вербовка», «вовлечение» не раскрывается ни в уголовном законе, ни в нормативных актах других отраслей права. Следовательно, понятия «вербовка», «склонение» и «вовлечение» являются оценочными, а значит, их содержание определяется не законом или иным нормативным актом, а конкретизируется правоприменителем, исходя из фактических обстоятельств уголовного дела. Методологической основой настоящего исследования служат базовые положения диалектического метода познания явлений и процессов объективной действительности. Также в работе использовались современные общенаучные, частнонаучные и специальные методы исследования: логико-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурного анализа и др. Автором сделано предположение, что, исходя из связи экстремизма и терроризма, законодателем диспозиция части 1.1 статьи 282.1 УК РФ планировалась как "зеркальная" диспозиция соответствующей части статьи 205.1 УК РФ. Однако, несмотря на сходство их текстуального изложения, прочтение диспозиций соответствующих статей УК РФ позволяет сделать вывод, что их смысловое содержание различно. Делается вывод, что в ч. 1.1 ст. 282.1 УК РФ криминализированы действия лица, направленные на: во-первых, на численное увеличение членов уже существующего экстремистского сообщества; во-вторых, на осуществление первой стадии совершения преступления, заключающейся в приготовлении к преступлению. Автором вносятся конкретные предложения по совершенствованию действующей редакции диспозиции ч. 1.1 ст. 282.1 УК РФ.
Внутренние угрозы и контрмеры
Афанасьева Л.В. - К вопросу о логической структуре экономической безопасности региона

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.18051

Аннотация: В настоящее время не сложилось однозначного понимания сущности экономической безопасности региона, что обусловлено конкретно-локальными региональными процессами, формирующими и влияющими на экономическую безопасность. Цель исследования состоит в развитии теоретических положений для выявления и обоснования компонентов, формирующих логическую структуру категории «экономическая безопасность региона». Предметом исследования является совокупность факторов, влияющих на формирование логической структуры экономической безопасности региона с точки зрения субъектно-объектных отношений. Автор рассматривает вопросы экономической безопасности региона, учитывая иерархические уровни социально-экономической системы России. Методологическую и теоретическую основу данного исследования составляют исторический, логический, сравнительный и системный подход к изучению научных трудов ученых экономистов. К основным результатам проведенного исследования следует отнести обоснование совокупности факторов и компонентов, формирующих экономическую безопасность региона, которые послужат основой в дальнейших оценках экономической безопасности региона.Исследование логической структуры экономической безопасности региона, включает оценку и обоснование компонентов, условий и факторов, формирующих безопасное, конкурентоспособное и устойчивое развитие региона.
Афанасьева Л.В. - К вопросу о логической структуре экономической безопасности региона c. 640-645

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.68300

Аннотация: В настоящее время не сложилось однозначного понимания сущности экономической безопасности региона, что обусловлено конкретно-локальными региональными процессами, формирующими и влияющими на экономическую безопасность. Цель исследования состоит в развитии теоретических положений для выявления и обоснования компонентов, формирующих логическую структуру категории «экономическая безопасность региона». Предметом исследования является совокупность факторов, влияющих на формирование логической структуры экономической безопасности региона с точки зрения субъектно-объектных отношений. Автор рассматривает вопросы экономической безопасности региона, учитывая иерархические уровни социально-экономической системы России. Методологическую и теоретическую основу данного исследования составляют исторический, логический, сравнительный и системный подход к изучению научных трудов ученых экономистов. К основным результатам проведенного исследования следует отнести обоснование совокупности факторов и компонентов, формирующих экономическую безопасность региона, которые послужат основой в дальнейших оценках экономической безопасности региона.Исследование логической структуры экономической безопасности региона, включает оценку и обоснование компонентов, условий и факторов, формирующих безопасное, конкурентоспособное и устойчивое развитие региона.
Внешние угрозы и противодействие
Михель Е.А. - Влияние международной миграции населения на безопасность приграничных регионов Северо-западного федерального округа России

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.17911

Аннотация: Предметом исследования является оценка влияния международной миграции населения на безопасность приграничных регионов России и разработка практических рекомендаций по укреплению национальной безопасности в условиях геополитических изменений, обусловивших рост социально-экономических рисков в России и европейский миграционный кризис. Актуальность данного исследования связана с очередным всплеском миграционной активности населения азиатского и североафриканского регионов. В работе анализируются социально-экономические, демографические показатели развития территорий, уровень преступности среди мигрантов, а также возможности использования опыта работы некоммерческих организаций. Исследование проводилось на основе статистического, экономического и институционального анализа современных миграционных процессов на территории российских регионов (на примере Северо-западного федерального округа). Новизна представленного исследования заключается в научном обосновании совершенствования институциональных практик обеспечения социально-экономической безопасности российских регионов. В период усиления интенсивности миграционных процессов на внешних границах России предложено дополнить возможности профильных министерств и ведомств ресурсами некоммерческих (общественных, религиозных) и др. организаций. Исследование проводилось на основе статистического, экономического и институционального анализа современных миграционных процессов на территории российских регионов (на примере Республики Карелия). Новизна представленного исследования заключается в научном обосновании совершенствования институциональных практик обеспечения социально-экономической безопасности российских регионов. В период усиления интенсивности миграционных процессов на внешних границах России предложено дополнить возможности профильных министерств и ведомств ресурсами некоммерческих (общественных, религиозных) и др. организаций.
Михель Е.А. - Влияние международной миграции населения на безопасность приграничных регионов Северо-западного федерального округа России c. 646-651

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.68301

Аннотация: Предметом исследования является оценка влияния международной миграции населения на безопасность приграничных регионов России и разработка практических рекомендаций по укреплению национальной безопасности в условиях геополитических изменений, обусловивших рост социально-экономических рисков в России и европейский миграционный кризис. Актуальность данного исследования связана с очередным всплеском миграционной активности населения азиатского и североафриканского регионов. В работе анализируются социально-экономические, демографические показатели развития территорий, уровень преступности среди мигрантов, а также возможности использования опыта работы некоммерческих организаций. Исследование проводилось на основе статистического, экономического и институционального анализа современных миграционных процессов на территории российских регионов (на примере Северо-западного федерального округа). Новизна представленного исследования заключается в научном обосновании совершенствования институциональных практик обеспечения социально-экономической безопасности российских регионов. В период усиления интенсивности миграционных процессов на внешних границах России предложено дополнить возможности профильных министерств и ведомств ресурсами некоммерческих (общественных, религиозных) и др. организаций. Исследование проводилось на основе статистического, экономического и институционального анализа современных миграционных процессов на территории российских регионов (на примере Республики Карелия). Новизна представленного исследования заключается в научном обосновании совершенствования институциональных практик обеспечения социально-экономической безопасности российских регионов. В период усиления интенсивности миграционных процессов на внешних границах России предложено дополнить возможности профильных министерств и ведомств ресурсами некоммерческих (общественных, религиозных) и др. организаций.
Человек и гражданин в системе безопасности
Федотова Ю.Г. - Современное состояние и развитие участия граждан и их объединений в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.18080

Аннотация: Предметом исследования является привлечение граждан и их объединений к участию в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. Автором проанализирован характер современных военных угроз и опасностей, особенности их возникновения и распространения в наблюдаемой геополитической обстановке, специфика деятельности террористических организаций в информационном пространстве. В статье приведен опыт зарубежных стран по привлечению институтов гражданского общества к участию в обеспечении информационной безопасности государства, который может быть востребован как в повседневной деятельности, так и в период проведения выборов. Автором применены логический, формально-юридический, социологический, исторический, системный методы, метод сравнительной компаративистики, синергетики и толкования правовых норм. В статье установлены основные направления участия гражданского общества в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации в информационно-психологической сфере, высказаны предложения о перспективных областях деятельности общественных объединений патриотической и иной социальной или политической направленности. Раскрыты понятие, содержание и формы электронной демократии как средства противодействия информационным угрозам безопасности государства, а также охарактеризована роль субъектов общественного контроля в обеспечении информационной безопасности государства.
Федотова Ю.Г. - Современное состояние и развитие участия граждан и их объединений в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации c. 652-664

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.68302

Аннотация: Предметом исследования является привлечение граждан и их объединений к участию в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. Автором проанализирован характер современных военных угроз и опасностей, особенности их возникновения и распространения в наблюдаемой геополитической обстановке, специфика деятельности террористических организаций в информационном пространстве. В статье приведен опыт зарубежных стран по привлечению институтов гражданского общества к участию в обеспечении информационной безопасности государства, который может быть востребован как в повседневной деятельности, так и в период проведения выборов. Автором применены логический, формально-юридический, социологический, исторический, системный методы, метод сравнительной компаративистики, синергетики и толкования правовых норм. В статье установлены основные направления участия гражданского общества в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации в информационно-психологической сфере, высказаны предложения о перспективных областях деятельности общественных объединений патриотической и иной социальной или политической направленности. Раскрыты понятие, содержание и формы электронной демократии как средства противодействия информационным угрозам безопасности государства, а также охарактеризована роль субъектов общественного контроля в обеспечении информационной безопасности государства.
Петухов В.Б. - Понятие «жертвы терроризма»: смысловые и классификационные нюансы

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.20180

Аннотация: Объектом исследования являются жертвы терроризма, а предметом - классификация жертв терроризма. Автор отказывается от узкой криминологической трактовки понятия "жертвы терроризма" и соответствующих попыток их типологизации и классификации. Понятие "жертвы терроризма" рассматривается с учетом семиотических и этимологических нюансов его смыслового содержания. Ввиду сложности самого понятия "терроризм", при классификации жертв терроризма автор обращает особое внимание на устрашающий фактор террористического воздействия как на центральный в определении особенностей жертв терроризма. Методология исследования основывается на междисциплинарном и информационно-семиотический подходах, принципах системного структурно-функционального анализа Т. Парсонса. Новизна статьи заключается в попытке автора представить собственную классификацию жертв терроризма.В предложенной им классификации жертв терроризма были выделены такие важнейшие системные звенья, как «жертвы террора», «жертвы террористических актов», «жертвы террористической пропаганды», и «жертвы терророфонии», даны их общие характеристики. В статье сформулирована оригинальная гипотеза формирования стокгольмского синдрома» под влиянием родственников и близких жертв террористических актов.
Петухов В.Б. - Понятие «жертвы терроризма»: смысловые и классификационные нюансы c. 665-674

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.68303

Аннотация: Объектом исследования являются жертвы терроризма, а предметом - классификация жертв терроризма. Автор отказывается от узкой криминологической трактовки понятия "жертвы терроризма" и соответствующих попыток их типологизации и классификации. Понятие "жертвы терроризма" рассматривается с учетом семиотических и этимологических нюансов его смыслового содержания. Ввиду сложности самого понятия "терроризм", при классификации жертв терроризма автор обращает особое внимание на устрашающий фактор террористического воздействия как на центральный в определении особенностей жертв терроризма. Методология исследования основывается на междисциплинарном и информационно-семиотический подходах, принципах системного структурно-функционального анализа Т. Парсонса. Новизна статьи заключается в попытке автора представить собственную классификацию жертв терроризма.В предложенной им классификации жертв терроризма были выделены такие важнейшие системные звенья, как «жертвы террора», «жертвы террористических актов», «жертвы террористической пропаганды», и «жертвы терророфонии», даны их общие характеристики. В статье сформулирована оригинальная гипотеза формирования стокгольмского синдрома» под влиянием родственников и близких жертв террористических актов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.