по
Национальная безопасность / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Национальная безопасность / nota bene" > Содержание № 06, 2013
Выходные данные сетевого издания "Национальная безопасность / nota bene"
Номер подписан в печать: 1-6.54545454545-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шульц Владимир Леопольдович, доктор философских наук
ISSN: 2454-0668
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2013
Доктрина
Ахатов Ю.К. - Перспективные направления совершенствования социального управления процессами трудовой миграцией в Сахалинской области

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.10538

Аннотация: Статья посвящена исследованию в области социального управления миграционными процессами островного региона. Автором статьи предложены перспективные направления совершенствования социального управления процессами трудовой миграции, к которым относит необходимость выработки и принятию «Концепции миграционной политики Сахалинской области», «Плана мероприятий по реализации концепции миграционной политики Сахалинской области». перспективные направления совершенствования социального управления миграционными процессами в Сахалинской области направлены на обеспечение высоких показателей качества человеческого капитала, который, согласно Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, является главным ресурсом конкурентоспособности Сахалинской области. Автор считает необходимым создать отдельный субъект выработки и осуществления региональной миграционной политики – Министерство миграционных отношений Сахалинской области. Претворение в жизнь перспективных направлений совершенствования социального управления процессами трудовой миграции в Сахалинской области призваны обеспечить достижение оптимизации региональных миграционных процессов. Должны укрепить на основе комплексного подхода, с учетом всех внутренних и внешних факторов и закономерностей взаимосвязь интересов региональной миграционной политики и интересов государства, способствовать формированию такой политики в сфере миграционных правоотношений, которые были бы направлены на эффективное решение первоочередных задач развития сахалинского социума.
Ахатов Ю.К. - Перспективные направления совершенствования социального управления процессами трудовой миграцией в Сахалинской области c. 4-10

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.63867

Аннотация: Статья посвящена исследованию в области социального управления миграционными процессами островного региона. Автором статьи предложены перспективные направления совершенствования социального управления процессами трудовой миграции, к которым относит необходимость выработки и принятию «Концепции миграционной политики Сахалинской области», «Плана мероприятий по реализации концепции миграционной политики Сахалинской области». перспективные направления совершенствования социального управления миграционными процессами в Сахалинской области направлены на обеспечение высоких показателей качества человеческого капитала, который, согласно Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, является главным ресурсом конкурентоспособности Сахалинской области. Автор считает необходимым создать отдельный субъект выработки и осуществления региональной миграционной политики – Министерство миграционных отношений Сахалинской области. Претворение в жизнь перспективных направлений совершенствования социального управления процессами трудовой миграции в Сахалинской области призваны обеспечить достижение оптимизации региональных миграционных процессов. Должны укрепить на основе комплексного подхода, с учетом всех внутренних и внешних факторов и закономерностей взаимосвязь интересов региональной миграционной политики и интересов государства, способствовать формированию такой политики в сфере миграционных правоотношений, которые были бы направлены на эффективное решение первоочередных задач развития сахалинского социума.
Киреева Н.В. - О системном подходе к определению основных категорий общей теории безопасности

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.10240

Аннотация: Принятый в общей теории безопасности понятийный аппарат, к сожалению, нельзя считать сформировавшимся. Утвердившаяся в отечественной законодательной практике формулировка, определяющая безопасность как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз" представляется неудачной, так как категория "состояние" характеризует явления с точки зрения их изменчивости и не позволяет выявить в них общие сущностные черты. Толкование же безопасности как "защищенности" выглядит прямолинейным и упрощенным, поскольку подразумевает возможность достижения недостижимой, идеальной ситуации. Определение угроз безопасности как "совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства", во-первых, тавтологично, а во-вторых, побуждает многих исследователей к выделению генеративным путем максимального числа негативных факторов и приводит к составлению весьма обширного, трудно поддающегося конкретизации и оценке спектра причин, оказывающих отрицательное воздействие на процесс развития. Автор настоящей статьи предпринимает попытку с позиций системного анализа выяснить действительное содержание ключевых понятий общей теории безопасности.
Киреева Н. - О системном подходе к определению основных категорий общей теории безопасности c. 11-26

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.63868

Аннотация: Принятый в общей теории безопасности понятийный аппарат, к сожалению, нельзя считать сформировавшимся. Утвердившаяся в отечественной законодательной практике формулировка, определяющая безопасность как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз" представляется неудачной, так как категория "состояние" характеризует явления с точки зрения их изменчивости и не позволяет выявить в них общие сущностные черты. Толкование же безопасности как "защищенности" выглядит прямолинейным и упрощенным, поскольку подразумевает возможность достижения недостижимой, идеальной ситуации. Определение угроз безопасности как "совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства", во-первых, тавтологично, а во-вторых, побуждает многих исследователей к выделению генеративным путем максимального числа негативных факторов и приводит к составлению весьма обширного, трудно поддающегося конкретизации и оценке спектра причин, оказывающих отрицательное воздействие на процесс развития. Автор настоящей статьи предпринимает попытку с позиций системного анализа выяснить действительное содержание ключевых понятий общей теории безопасности.
Стратегия обеспечения национальной безопасности
Данилов А.П. - Военный аспект арктической политики России

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.9904

Аннотация: В данной статье рассматривается военная составляющая арктической стратегии России. Приводится описание основополагающих документов, описывающих стратегию и действия России в Арктике. Автор анализирует заявления официальных лиц России и экспертов относительно военной политики страны в Арктике и отмечает некоторые расхождения в словах и действиях российских властей в данном регионе. В частности отмечается, что Россия всегда выступала за немилитаризацию региона, но военное присутствие страны в нем только увеличивается. Одновременно наблюдается общий рост военного присутствия в Арктике. Автор приходит к выводу, что для стабилизации ситуации в Арктике странам необходимо соблюдать военный паритет и добиваться только дипломатического решения возникающих в этом регионе проблем. Статья может быть интересна исследователям арктической политики России и геополитической ситуации в Арктике в целом, а так же тем, кто исследует военный аспект северной политики.
Данилов А.П. - Военный аспект арктической политики России c. 27-34

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.63869

Аннотация: В данной статье рассматривается военная составляющая арктической стратегии России. Приводится описание основополагающих документов, описывающих стратегию и действия России в Арктике. Автор анализирует заявления официальных лиц России и экспертов относительно военной политики страны в Арктике и отмечает некоторые расхождения в словах и действиях российских властей в данном регионе. В частности отмечается, что Россия всегда выступала за немилитаризацию региона, но военное присутствие страны в нем только увеличивается. Одновременно наблюдается общий рост военного присутствия в Арктике. Автор приходит к выводу, что для стабилизации ситуации в Арктике странам необходимо соблюдать военный паритет и добиваться только дипломатического решения возникающих в этом регионе проблем. Статья может быть интересна исследователям арктической политики России и геополитической ситуации в Арктике в целом, а так же тем, кто исследует военный аспект северной политики.
Система и взаимодействия
Гончаров В.В. - Ответственность как принцип организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.2570

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию ответственности как принципа организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации. В работе проводится анализ различных видов ответственности органов государственной власти и их должностных лиц, даны авторские определения понятиям политической, юридической, моральной, конституционной, уголовной, негативной, позитивной ответственности. В статье изучены основные проблемы, препятствующие реализации принципа ответственности в формировании и функционировании государственного аппарата в Российской Федерации, разработан и обосновывается ряд мероприятий по их устранению.
Глобализация и национальная безопасность
Андреев М.В. - Стратегии развития межкультурного диалога в контексте укрепления национальной безопасности: актуальные проблемы общественно-политической доктрины Западной Европы и США

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.10657

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные аспекты общественно-политической доктрины в отношении межкультурного диалога. Внимание сосредоточено на проблеме актуальной для стран Европы и США – проблеме межкультурного диалога, его эффективности в различных областях: миграционных процессах, коммуникациях, науке, культуре, образовании, спорте и др. Особое внимание в статье уделено межрелигиозному диалогу как ведущей части диалога межкультурного, социально-политическим аспектам. Критически с точки зрения практической применимости рассмотрены европейские базовые документы в области межкультурного диалога, в частности Белая книга Совета Европы. Основу научной методологии работы составляют специальные методы исследования: политико-правовой, системный, сравнительно-правовой, формально-логический, кластерный и другие общенаучные методы. При разработке проблематики автор опирался прежде всего на труды зарубежных ученых по проблемам, непосредственно составляющим предмет исследования. В работе делается вывод о необходимости актуализации отдельных аспектов межкультурного диалога, институционализации межрелигиозного диалога в виде специального форума для согласования единых взглядов на актуальные проблемы развития международных отношений в условиях глобализации. Статья может представлять интерес для широкого круга специалистов, интересующихся проблемами взаимодействия культур, народов и религий.
Андреев М.В. - Стратегии развития межкультурного диалога в контексте укрепления национальной безопасности: актуальные проблемы общественно-политической доктрины Западной Европы и США c. 35-45

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.63870

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные аспекты общественно-политической доктрины в отношении межкультурного диалога. Внимание сосредоточено на проблеме актуальной для стран Европы и США – проблеме межкультурного диалога, его эффективности в различных областях: миграционных процессах, коммуникациях, науке, культуре, образовании, спорте и др. Особое внимание в статье уделено межрелигиозному диалогу как ведущей части диалога межкультурного, социально-политическим аспектам. Критически с точки зрения практической применимости рассмотрены европейские базовые документы в области межкультурного диалога, в частности Белая книга Совета Европы. Основу научной методологии работы составляют специальные методы исследования: политико-правовой, системный, сравнительно-правовой, формально-логический, кластерный и другие общенаучные методы. При разработке проблематики автор опирался прежде всего на труды зарубежных ученых по проблемам, непосредственно составляющим предмет исследования. В работе делается вывод о необходимости актуализации отдельных аспектов межкультурного диалога, институционализации межрелигиозного диалога в виде специального форума для согласования единых взглядов на актуальные проблемы развития международных отношений в условиях глобализации. Статья может представлять интерес для широкого круга специалистов, интересующихся проблемами взаимодействия культур, народов и религий.
Фактор надежности в системах безопасности
Царегородцев А.В., Ермошкин Г.Н. - Модель оценки рисков информационной безопасности информационных систем на основе облачных вычислений

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.9585

Аннотация: Являясь одной из самых привлекательных современных информационных технологий, облачные сервисы могут, как оптимизировать процессы управления информационной безопасностью, так и усложнить для организации контроль над критичными данными и соблюдением контрмер на инциденты безопасности. Решение проблемы своевременного и качественного анализа рисков аутсорсинга информационной безопасности систем облачной архитектуры позволит решить множество проблем связанных с защитой от угроз использования информационных и телекоммуникационных технологий в противоправных целях. Широкое распространение и применение облачных вычислений диктует необходимость адаптации и доработки существующих моделей оценки рисков информационных систем. Подход, предлагаемый в статье, может быть использован для оценки рисков информационных систем, функционирующих на основе технологии облачных вычислений, и оценки эффективности принимаемых мер безопасности. При этом, оценка риска включает этапы анализа и оценивания, а анализ риска, в свою очередь, включает идентификацию и количественную оценку риска. Обеспечение оценки производится на основе определения контекста риска (выбора критериев риска и определения границ анализа). Под количественной оценкой риска понимается процесс моделирования, включающий разработку и анализ альтернативных сценариев риска, построение функций риска и определение вероятности его наступления.
Царегородцев А.В., Ермошкин Г.Н. - Модель оценки рисков информационной безопасности информационных систем на основе облачных вычислений c. 46-54

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.63871

Аннотация: Являясь одной из самых привлекательных современных информационных технологий, облачные сервисы могут, как оптимизировать процессы управления информационной безопасностью, так и усложнить для организации контроль над критичными данными и соблюдением контрмер на инциденты безопасности. Решение проблемы своевременного и качественного анализа рисков аутсорсинга информационной безопасности систем облачной архитектуры позволит решить множество проблем связанных с защитой от угроз использования информационных и телекоммуникационных технологий в противоправных целях. Широкое распространение и применение облачных вычислений диктует необходимость адаптации и доработки существующих моделей оценки рисков информационных систем. Подход, предлагаемый в статье, может быть использован для оценки рисков информационных систем, функционирующих на основе технологии облачных вычислений, и оценки эффективности принимаемых мер безопасности. При этом, оценка риска включает этапы анализа и оценивания, а анализ риска, в свою очередь, включает идентификацию и количественную оценку риска. Обеспечение оценки производится на основе определения контекста риска (выбора критериев риска и определения границ анализа). Под количественной оценкой риска понимается процесс моделирования, включающий разработку и анализ альтернативных сценариев риска, построение функций риска и определение вероятности его наступления.
Правовое обеспечение национальной безопасности
Дундуков М.Ю. - Правовая регламентация тайных операций разведки США

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.10032

Аннотация: В данной статье анализируется развитие правового регулирования такого направления деятельности разведки США, как тайные операции. С первых лет существования США как самостоятельного государства американская разведка традиционно занимается проведением тайных операций. Однако вопрос о необходимости правовой регламентации тайных операций был поднят лишь после окончаний второй мировой войны. На основе исторического анализа автор раскрывает закономерности развития правового регулирования тайных операций разведки США, начиная от первых подзаконных нормативных актов президента и Совета национальной безопасности США, как правило, секретных, и заканчивая анализом современного законодательства в этой сфере. В статье подробно проанализировано само понятие "тайная операция" с точки зрения американского законодательства; современные законодательные стандарты, регламентирующие порядок проведения тайных операций; показана роль президента и конгресса в осуществлении контроля за подготовкой и проведением тайных операций. Особое внимание уделено законодательным ограничениям, касающихся проведения тайных операций, в частности тому факту, что американское законодательство фактически не ограничивает круг акций, которые могут реализовываться разведкой в качестве тайной операции. Законодательные ограничения в основном касаются лишь запрета осуществлять тайные операции на территории США, либо операции, осуществляемые с целью оказания влияния на политические процессы в Соединенных Штатах.тах
Дундуков М.Ю. - Правовая регламентация тайных операций разведки США c. 55-65

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.63872

Аннотация: В данной статье анализируется развитие правового регулирования такого направления деятельности разведки США, как тайные операции. С первых лет существования США как самостоятельного государства американская разведка традиционно занимается проведением тайных операций. Однако вопрос о необходимости правовой регламентации тайных операций был поднят лишь после окончаний второй мировой войны. На основе исторического анализа автор раскрывает закономерности развития правового регулирования тайных операций разведки США, начиная от первых подзаконных нормативных актов президента и Совета национальной безопасности США, как правило, секретных, и заканчивая анализом современного законодательства в этой сфере. В статье подробно проанализировано само понятие "тайная операция" с точки зрения американского законодательства; современные законодательные стандарты, регламентирующие порядок проведения тайных операций; показана роль президента и конгресса в осуществлении контроля за подготовкой и проведением тайных операций. Особое внимание уделено законодательным ограничениям, касающихся проведения тайных операций, в частности тому факту, что американское законодательство фактически не ограничивает круг акций, которые могут реализовываться разведкой в качестве тайной операции. Законодательные ограничения в основном касаются лишь запрета осуществлять тайные операции на территории США, либо операции, осуществляемые с целью оказания влияния на политические процессы в Соединенных Штатах.тах
Демидов В.Н. - ВОПРОСЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЮСТИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.8104

Аннотация: В статье рассматривается роль Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности. Анализируются правовые основы обеспечения национальной безопасности, в первую очередь положения Конституции Российской Федерации, воплощающие современное комплексное понимание безопасности как сложного межотраслевого понятия. Приводятся примеры решений органов конституционной юстиции, отражающих вопросы безопасности Российского государства и общества.
Демидов В.Н. - Вопросы национальной безопасности в деятельности органов Конституционной Юстиции в Российской Федерации c. 66-76

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.63873

Аннотация: В статье рассматривается роль Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности. Анализируются правовые основы обеспечения национальной безопасности, в первую очередь положения Конституции Российской Федерации, воплощающие современное комплексное понимание безопасности как сложного межотраслевого понятия. Приводятся примеры решений органов конституционной юстиции, отражающих вопросы безопасности Российского государства и общества.
Внутренний контур национальной безопасности
Чирков Д.К., Евланова О.А., Коимшиди Г.Ф. - Региональные особенности и различия преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.9679

Аннотация: в работе рассматривается типология регионов России по уровню преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков с использованием методики классификации. Для классификации регионов по этому показателю была впервые использована статистическая методика, основанная на значении стандартного отклонения иссле-дованного показателя и правиле трех сигм (3σ). В частности, все субъекты РФ были по-делены на пять типологических групп с учетом отклонения в группе уровня преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков от среднего значения по России в долях стан-дартного отклонения. Была дана сравнительная криминологическая характеристика этих групп по отдельным уровневым показателям преступности. В результате изучения взаимосвязи между уровнем преступлений в сфере НОН с другими криминологическими показателями были выявлены отдельные корреляционные зависимости. Используя осо-бенности регионального различия преступлений в сфере НОН, правоохранительные орга-ны могут эффективно использовать силы и средства по противодействию указанным преступлениям. Статья будет полезна научным и практическим работникам, студентам и аспи-рантам, а также всем тем, кто интересуется сферой противодействия наркопреступ-ности и тем, кому не безразлично будущее России.
Чирков Д.К., Евланова О.А., Коимшиди Г.Ф. - Региональные особенности и различия преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков c. 77-93

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.63874

Аннотация: в работе рассматривается типология регионов России по уровню преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков с использованием методики классификации. Для классификации регионов по этому показателю была впервые использована статистическая методика, основанная на значении стандартного отклонения иссле-дованного показателя и правиле трех сигм (3σ). В частности, все субъекты РФ были по-делены на пять типологических групп с учетом отклонения в группе уровня преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков от среднего значения по России в долях стан-дартного отклонения. Была дана сравнительная криминологическая характеристика этих групп по отдельным уровневым показателям преступности. В результате изучения взаимосвязи между уровнем преступлений в сфере НОН с другими криминологическими показателями были выявлены отдельные корреляционные зависимости. Используя осо-бенности регионального различия преступлений в сфере НОН, правоохранительные орга-ны могут эффективно использовать силы и средства по противодействию указанным преступлениям. Статья будет полезна научным и практическим работникам, студентам и аспи-рантам, а также всем тем, кто интересуется сферой противодействия наркопреступ-ности и тем, кому не безразлично будущее России.
Внутренние угрозы и контрмеры
Пащенко И.В. - Глобальный Индекс Терроризма и ситуация на Северном Кавказе: мировые тенденции и региональные особенности

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.10257

Аннотация: В статье проанализировано исследование, выполненное Институтом экономики и мира, по определению индекса терроризма в различных государствах. Целью исследования выступила сравнительная характеристика мировых тенденций в развитии террористического движения и ситуации на Северном Кавказе, который в России давно стал полигоном террористических атак. Проведенный анализ позволяет говорить, что на Северном Кавказе происходят процессы, имеющие глобальный характер. Поэтому, в ближайшее время в России, как и во всем мире, возможность совершения террористических актов сохраниться. На современном этапе, можно лишь констатировать уменьшение числа насильственных инцидентов, хотя если принимать во внимание циклический характер описанных процессов, то стабилизация, имеющая место носит кратковременный характер. Основной задачей для любого государства выступает открытие доступа к принятию политических решений всеми членами общества, для этого необходимо полностью пересмотреть концепцию взаимодействия власти и общества. Отсутствие диалога с властью, запрет на политические акции, все эти тенденции, характерные для Северного Кавказа, России и мира вцелом, приводет к повсеместной радикализации протеста и выходу его из правового поля. При сохранении такого положения искоренение терроризма как явления невозможно.
Пащенко И.В. - Глобальный Индекс Терроризма и ситуация на Северном Кавказе: мировые тенденции и региональные особенности c. 94-104

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.63875

Аннотация: В статье проанализировано исследование, выполненное Институтом экономики и мира, по определению индекса терроризма в различных государствах. Целью исследования выступила сравнительная характеристика мировых тенденций в развитии террористического движения и ситуации на Северном Кавказе, который в России давно стал полигоном террористических атак. Проведенный анализ позволяет говорить, что на Северном Кавказе происходят процессы, имеющие глобальный характер. Поэтому, в ближайшее время в России, как и во всем мире, возможность совершения террористических актов сохраниться. На современном этапе, можно лишь констатировать уменьшение числа насильственных инцидентов, хотя если принимать во внимание циклический характер описанных процессов, то стабилизация, имеющая место носит кратковременный характер. Основной задачей для любого государства выступает открытие доступа к принятию политических решений всеми членами общества, для этого необходимо полностью пересмотреть концепцию взаимодействия власти и общества. Отсутствие диалога с властью, запрет на политические акции, все эти тенденции, характерные для Северного Кавказа, России и мира вцелом, приводет к повсеместной радикализации протеста и выходу его из правового поля. При сохранении такого положения искоренение терроризма как явления невозможно.
Внешний контур национальной безопасности
Карпович О.Г. - Некоторые особенности внешнеполитических отношений США и Венесуэлы на современном этапе

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.9418

Аннотация: Современные особенности внешнеполитических отношений ведущих мировых лидеров (таких как США) с остальным миром определяются тем все возрастающим значением, которое занимают сегодня в мировой политике бывшие станы т.н. «третьего мира», стремящиеся выйти на международную арену и играть в ней самостоятельную роль. К этой категории стран можно отнести молодые государства Африки, Азии и Латинской Америки, не так давно еще бывшие колониями ведущих европейских государств. Среди последних упомянутых выше стран - государств Латинской Америки – наибольшее внимание мировой общественности привлекает Венесуэла, находящаяся сегодня на пике своей пассионарности и по праву претендующая на роль безусловного лидера всего латиноамериканского мира. Отставая от своих бывших метрополий по уровню экономического и социального развития, эти государства, тем не менее, всегда стремились вырваться из узких рамок, навязанных им великими державами, которые на протяжении многих лет отказывали «странам третьего мира» в статусе полноправных участников международных отношений. Сознательно ограничивая участие молодых постколониальных стран в мировом политическом процессе и политическом миростhоительстве, мировые лидеры (и, прежде всего, США) отводили им роль политической периферии, региональных государств (с политически незрелой системой властных институтов) и роль сырьевых придатков экономики промышленно развитых стран.
Карпович О.Г. - Некоторые особенности внешнеполитических отношений США и Венесуэлы на современном этапе c. 105-110

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.63876

Аннотация: Современные особенности внешнеполитических отношений ведущих мировых лидеров (таких как США) с остальным миром определяются тем все возрастающим значением, которое занимают сегодня в мировой политике бывшие станы т.н. «третьего мира», стремящиеся выйти на международную арену и играть в ней самостоятельную роль. К этой категории стран можно отнести молодые государства Африки, Азии и Латинской Америки, не так давно еще бывшие колониями ведущих европейских государств. Среди последних упомянутых выше стран - государств Латинской Америки – наибольшее внимание мировой общественности привлекает Венесуэла, находящаяся сегодня на пике своей пассионарности и по праву претендующая на роль безусловного лидера всего латиноамериканского мира. Отставая от своих бывших метрополий по уровню экономического и социального развития, эти государства, тем не менее, всегда стремились вырваться из узких рамок, навязанных им великими державами, которые на протяжении многих лет отказывали «странам третьего мира» в статусе полноправных участников международных отношений. Сознательно ограничивая участие молодых постколониальных стран в мировом политическом процессе и политическом миростhоительстве, мировые лидеры (и, прежде всего, США) отводили им роль политической периферии, региональных государств (с политически незрелой системой властных институтов) и роль сырьевых придатков экономики промышленно развитых стран.
Внешние угрозы и противодействие
Евсеев В.В. - Сирийский кризис под углом российско-американских отношений c. 111-121

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.63877

Аннотация: В статье рассмотрено текущее состояние и перспективы разрешения сирийского кризиса. Особое внимание уделено проблеме химического оружия, факт применения которого 21 августа 2013 г. под Дамаском мог быть использован со стороны США и их союзников для вооруженного вмешательства во внутренние дела независимого государства. Показан ход реализации российско-американского плана по уничтожению сирийского химического оружия. Установлено, что процедура вывоза из Сирии и уничтожения ее химического оружия крайне сложна. Для ее реализации нужна политическая воля ведущих государств в рамках программы «Глобальное партнерство» и обновленной программы Нанна-Лугара. На основе проведенного анализа оценено влияние сирийского кризиса на состояние российско-американских отношений. Отмечено, что Вашингтон готов к равному партнерству с Москвой, но в достаточно узких сферах, одна из которых связана с проблемой сирийского химического оружия.
Евсеев В.В. - Сирийский кризис под углом российско-американских отношений

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.10128

Аннотация: В статье рассмотрено текущее состояние и перспективы разрешения сирийского кризиса. Особое внимание уделено проблеме химического оружия, факт применения которого 21 августа 2013 г. под Дамаском мог быть использован со стороны США и их союзников для вооруженного вмешательства во внутренние дела независимого государства. Показан ход реализации российско-американского плана по уничтожению сирийского химического оружия. Установлено, что процедура вывоза из Сирии и уничтожения ее химического оружия крайне сложна. Для ее реализации нужна политическая воля ведущих государств в рамках программы «Глобальное партнерство» и обновленной программы Нанна-Лугара. На основе проведенного анализа оценено влияние сирийского кризиса на состояние российско-американских отношений. Отмечено, что Вашингтон готов к равному партнерству с Москвой, но в достаточно узких сферах, одна из которых связана с проблемой сирийского химического оружия.
Экономическое обеспечение национальной безопасности
Гой В.В. - Формирование специализированной институциональной системы управления сферой несостоятельности субъектов хозяйствования Украины

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.9998

Аннотация: В статье анализируется существующее состояние институциональной системы управления в сфере несостоятельности предприятий Украины. Рассмотрены проблемы как законодательного, так и методологического характера, проанализирован опыт создания и развития институциональной системи управления в сфере несостоятельности с момента зарождения института банкротства в Украине. Исходя из результатов анализа мирового опыта, автором уточнены подходы к развитию институциональной поддержки государственных функций в сфере несостоятельности, которые учитывают сложившуюся ситуацию в стране. Установлено, что выбор модели зависит от задачи создания необходимых институциональных условий для эффективного выполнения государством своих регулирующих функций. Отмечается, что немаловажной является необходимость пересмотра функций Управления по вопросам банкротства, которое выполняет задания специального агентства в этой сфере. Проведенный анализ специальных институциональных систем в разных странах также делает возможным указать на подходы, которые могут быть использованы Украиной в развитии собственной институциональной системы направленной на борьбу с противоправными (преднамеренными и фиктивными) банкротствами в национальной экономике.
Гой В.В. - Формирование специализированной институциональной системы управления сферой несостоятельности субъектов хозяйствования Украины c. 122-133

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.63878

Аннотация: В статье анализируется существующее состояние институциональной системы управления в сфере несостоятельности предприятий Украины. Рассмотрены проблемы как законодательного, так и методологического характера, проанализирован опыт создания и развития институциональной системи управления в сфере несостоятельности с момента зарождения института банкротства в Украине. Исходя из результатов анализа мирового опыта, автором уточнены подходы к развитию институциональной поддержки государственных функций в сфере несостоятельности, которые учитывают сложившуюся ситуацию в стране. Установлено, что выбор модели зависит от задачи создания необходимых институциональных условий для эффективного выполнения государством своих регулирующих функций. Отмечается, что немаловажной является необходимость пересмотра функций Управления по вопросам банкротства, которое выполняет задания специального агентства в этой сфере. Проведенный анализ специальных институциональных систем в разных странах также делает возможным указать на подходы, которые могут быть использованы Украиной в развитии собственной институциональной системы направленной на борьбу с противоправными (преднамеренными и фиктивными) банкротствами в национальной экономике.
Гуманитарное обеспечение национальной безопасности
Малинина К.О. - Механизм формирования социальной аномии

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.10604

Аннотация: Предметом исследования является социальная аномия. Цель исследования – понять и представить механизм формирования социальной аномии с точки зрения ее многоаспектности. Это даст возможность управления различными формами проявления изучаемого явления, что, в свою очередь, позволит регулировать социализацию личности. Девиантное поведение, хотя и служит в некоторой степени рычагом эволюционного развития общества, требует коррекции для сдерживания его в определенных рамках. Изучение работ ряда выдающихся ученых, различных подходов, понятий, их классификации позволили представить механизм формирования социальной аномии в виде линейной структурно-логической схемы с соответствующими комментариями к ней. Областью применения результатов проведенного исследования являются отношения в любой группе людей (от малых до больших коллективов, в том числе в масштабах страны) в которой неизбежно возникают межличностные, межгрупповые и т.д. контакты. А также при разрешении специалистами различных форм внутриличностных конфликтов. В качестве выводов можно констатировать, что процесс формирования и проявления социальной аномии подлежит регулированию. Исходя из многоаспектности данного явления, представленная линейная схема механизма его формирования может служить основой для создания его объемной структуры. Создание объемной структуры социальной аномии позволит разработать способы аномичного поведения в рамках каждого отдельно взятого аспекта.
Малинина К.О. - Механизм формирования социальной аномии c. 134-143

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.63879

Аннотация: Предметом исследования является социальная аномия. Цель исследования – понять и представить механизм формирования социальной аномии с точки зрения ее многоаспектности. Это даст возможность управления различными формами проявления изучаемого явления, что, в свою очередь, позволит регулировать социализацию личности. Девиантное поведение, хотя и служит в некоторой степени рычагом эволюционного развития общества, требует коррекции для сдерживания его в определенных рамках. Изучение работ ряда выдающихся ученых, различных подходов, понятий, их классификации позволили представить механизм формирования социальной аномии в виде линейной структурно-логической схемы с соответствующими комментариями к ней. Областью применения результатов проведенного исследования являются отношения в любой группе людей (от малых до больших коллективов, в том числе в масштабах страны) в которой неизбежно возникают межличностные, межгрупповые и т.д. контакты. А также при разрешении специалистами различных форм внутриличностных конфликтов. В качестве выводов можно констатировать, что процесс формирования и проявления социальной аномии подлежит регулированию. Исходя из многоаспектности данного явления, представленная линейная схема механизма его формирования может служить основой для создания его объемной структуры. Создание объемной структуры социальной аномии позволит разработать способы аномичного поведения в рамках каждого отдельно взятого аспекта.
Человек и гражданин в системе безопасности
Чурилова Е.В. - Производство и сбыт пищевой продукции, не отвечающей требованиям безопасности

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.2481

Аннотация: Автор статьи рассматривает вопрос продовольственной безопасности, который сегодня приобрел особую актуальность. Потребительский рынок переполнен пищевой продукцией, не отвечающей требованиям безопасности, как отечественного, так и зарубежного производителя. Вызывает тревогу, что многие недоброкачественные продукты являются угрозой не только нынешнего, но и будущих поколений. Поэтому обеспечение национальной продовольственной безопасности видится в поддержании необходимого уровня производства отечественных продуктов питания в государстве, контроля производимой и реализуемой пищевой продукции, в соответствии требованиям государственной системы стандартов.
Погонцева Д.В. - Этно-лукизм: взгляд на проблему

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.9490

Аннотация: В статье рассматривается феномен этнической дискриминации по внешнему облику. Приводятся теоретические и экспериментальные работы зарубежных исследователей, посвященные с одной стороны проблеме лукизма, а с другой стороны его преломление в межэтнических группах. В классическом понимании – лукизм это дискриминация красивых/не красивых людей, но в данном случае под лукизмом понимается дискриминация людей с определенной внешностью. Рассматривается роль цвета кожи и физиогномических особенностей при категоризации Другого и проявление дискриминационного отношения. Поднимается проблема неразработанности данной темы в современной России, отмечается, что проблема дискриминации этнических групп, чаще всего изучается с позиции юриспруденции и социологии, и практически не изучается с позиции этно-лукизма и особенностей категоризации другого, основываясь на особенности внешнего облика, в частности этнических особенностей. Автор также отмечает актуальность данной проблемы и более детального изучения роли внешнего облика в процессе категоризации и дискриминации (этно-лукизма).
Погонцева Д.В. - Этно-лукизм: взгляд на проблему c. 144-150

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.63880

Аннотация: В статье рассматривается феномен этнической дискриминации по внешнему облику. Приводятся теоретические и экспериментальные работы зарубежных исследователей, посвященные с одной стороны проблеме лукизма, а с другой стороны его преломление в межэтнических группах. В классическом понимании – лукизм это дискриминация красивых/не красивых людей, но в данном случае под лукизмом понимается дискриминация людей с определенной внешностью. Рассматривается роль цвета кожи и физиогномических особенностей при категоризации Другого и проявление дискриминационного отношения. Поднимается проблема неразработанности данной темы в современной России, отмечается, что проблема дискриминации этнических групп, чаще всего изучается с позиции юриспруденции и социологии, и практически не изучается с позиции этно-лукизма и особенностей категоризации другого, основываясь на особенности внешнего облика, в частности этнических особенностей. Автор также отмечает актуальность данной проблемы и более детального изучения роли внешнего облика в процессе категоризации и дискриминации (этно-лукизма).
Научная жизнь
Черкасов В.Н. - Можно ли все-таки подсчитать рейтинг? (Размышления о монографии Ю.А. Шумилова. Введение в юридическую наукометрию )

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.10523

Аннотация: Проблема измерения рейтинга ученого, кроме научного интереса имеет и серьезное практическое значение. В соответствии с ним (в основном в других странах, но в последнее время всё больше и в России) оценивают уровень журналов, качество статей, опубликованных в них, выделяется финансовая поддержка исследователям и происходит оценка сотрудников, как при приеме на работу, так и при мониторинге их деятельности. С учетом указанных факторов оценивается деятельность вузов и НИИ, и, даже принимаются решения о самом их существовании. В статье, весьма критически, в.т. числе и на конкретных примерах, рассматриваются недостатки методики подсчета рейтинга используемой, как автором монографии, так и в ряде научных электронных ресурсов. Предлагаются меры по совершенствованию методики расчета рейтинга путем привлечения ряда дополнительных показателей. Обосновывается необходимость введения корректирующих коэффициентов. Предложена формула новой методики расчета рейтинга. В связи с тем, что в настоящее время рейтинг, в основном, вычисляется на основе единственного критерия – цитируемости, автором предложен набор дополнительных показателей. В т.ч.: количество публикаций (с применением, предложенных автором, поправочных коэффициентов); тираж изданий, их импакт-фактор; распространенность работ данного автора в Сети; количество просмотров и скачиваний работ. Представляется, что использование предложенных методов расчета, значительно повысит достоверность рейтингов
Черкасов В.Н. - Можно ли все-таки подсчитать рейтинг? (Размышления о монографии Ю.А. Шумилова. Введение в юридическую наукометрию ) c. 151-160

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.63881

Аннотация: Проблема измерения рейтинга ученого, кроме научного интереса имеет и серьезное практическое значение. В соответствии с ним (в основном в других странах, но в последнее время всё больше и в России) оценивают уровень журналов, качество статей, опубликованных в них, выделяется финансовая поддержка исследователям и происходит оценка сотрудников, как при приеме на работу, так и при мониторинге их деятельности. С учетом указанных факторов оценивается деятельность вузов и НИИ, и, даже принимаются решения о самом их существовании. В статье, весьма критически, в.т. числе и на конкретных примерах, рассматриваются недостатки методики подсчета рейтинга используемой, как автором монографии, так и в ряде научных электронных ресурсов. Предлагаются меры по совершенствованию методики расчета рейтинга путем привлечения ряда дополнительных показателей. Обосновывается необходимость введения корректирующих коэффициентов. Предложена формула новой методики расчета рейтинга. В связи с тем, что в настоящее время рейтинг, в основном, вычисляется на основе единственного критерия – цитируемости, автором предложен набор дополнительных показателей. В т.ч.: количество публикаций (с применением, предложенных автором, поправочных коэффициентов); тираж изданий, их импакт-фактор; распространенность работ данного автора в Сети; количество просмотров и скачиваний работ. Представляется, что использование предложенных методов расчета, значительно повысит достоверность рейтингов
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.