Международное право и международные организации / International Law and International Organizations - рубрика Теория
по
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Тематическая структура журнала > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международное право и международные организации / International Law and International Organizations" > Рубрика "Теория"
Теория
Антонов И.П. - Теория государственного суверенитета в международном праве (концептуальный подход юристов ФРГ)
Аннотация: Проблема суверенитета, как одного из основных признаков государства, до настоящего времени остаётся краеугольным камнем в науке международного права. Исходным пунктом теории суверенитета был тезис о существовании государства не как изолированного элемента, а как целостного, развивающегося компонента международной системы. Суверенитет предполагал не волю высшей государственной власти, основанную на действии высшего закона в пределах государственных границ, а свободу воли внутри международного правового сообщества. Именно эта концепция стала цементирующим компонентом идеи создания объединённой Европы.
Антонов И.П. - Теория государственного суверенитета в международном праве (концептуальный подход юристов ФРГ)
Аннотация: Проблема суверенитета, как одного из основных признаков государства, до настоящего времени остаётся краеугольным камнем в науке международного права. Исходным пунктом теории суверенитета был тезис о существовании государства не как изолированного элемента, а как целостного, развивающегося компонента международной системы. Суверенитет предполагал не волю высшей государственной власти, основанную на действии высшего закона в пределах государственных границ, а свободу воли внутри международного правового сообщества. Именно эта концепция стала цементирующим компонентом идеи создания объединённой Европы.
Антонов И.П. - Теория государственного суверенитета в международном праве (концептуальный подход юристов ФРГ)
Аннотация: Проблема суверенитета, как одного из основных признаков государства, до настоящего времени остаётся краеугольным камнем в науке международного права. Исходным пунктом теории суверенитета был тезис о существовании государства не как изолированного элемента, а как целостного, развивающегося компонента международной системы. Суверенитет предполагал не волю высшей государственной власти, основанную на действии высшего закона в пределах государственных границ, а свободу воли внутри международного правового сообщества. Именно эта концепция стала цементирующим компонентом идеи создания объединённой Европы.
Аверина К.Н. - Особенности правового регулирования брачно - семейных отношений, осложненных иностранным элементом
Аннотация: анализируются коллизионные нормы семейного законодательства при разрешении споров в области семейных отношений с иностранным элементом, а также особенности нормативных правовых актов, регулирующих брачно - семейные отношения между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами, имеющими все более широкое распространение не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами. Приводится обзор нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих брачно - семейные отношения, осложненные иностранным элементом.
Д. Н. Чернышев - Юридическая природа международной аренды государственной территории c. 0-0
Аннотация: Настоящая статья посвящена рассмотрению широкого круга вопросов, связанных с установлением юридической природы международной аренды государственной территории. В работе представлен исторический анализ различных способов приобретения прав суверенитета на территорию. Особое внимание уделено позиции международного суда ООН по данной проблеме. Затрагиваются международно-правовые аспекты аренды государственной территории на постсоветском пространстве.
Тебенькова В.Н. - Доктрина последствий как основание установления юрисдикции государств в киберпространстве c. 1-22

DOI:
10.7256/2454-0633.2024.1.70050

EDN: EWKWOR

Аннотация: Важной особенностью киберпространства является его трансграничный характер, обусловленный отсутствием физических границ и децентрализацией инфраструктуры и пользователей. В связи с тем, что все транзакции в киберпространстве потенциально пересекают государственные границы и оказывают влияние на объекты и субъектов в различных государствах, последствия определенных действий могут ощущаться во множестве юрисдикций. При этом традиционные связи между правонарушением и государством на основе территориальности, национальности или необходимости защиты фундаментальных национальных интересов могут отсутствовать. В подобных случаях юрисдикцию предлагается устанавливать на основании доктрины последствий. Однако возражения ряда государств против подобного экстратерриториального распространения иностранного законодательства и неопределенный характер доктрины последствий породили вопросы относительно соответствия доктрины последствий международному праву. На основе анализа международных договоров, практики и позиций государств и международных организаций, научных исследований и иных доктринальных источников были сделаны следующие выводы. Доктрина последствий получает все более активное признание в качестве принципа установления юрисдикции государств путем формирования нормы международного обычного права. Однако возражения относительно применения данной доктрины, особенно в случаях установления юрисдикции по уголовным делам, продолжают высказываться. Общепризнанные условия применения доктрины последствий заключаются в следующем: государство, принимающее законодательство, основанное на доктрине последствий, должно иметь международно-приемлемую заинтересованность в этом; последствия должны быть прямыми, предсказуемыми и существенными; не должно происходить ущемление законных интересов других государств или иностранных лиц, не имеющих существенной связи с государством, которое претендует на осуществление такой юрисдикции. Следует рассмотреть иные механизмы, позволяющие ограничить охват действий, подпадающих под юрисдикцию государства: применять принцип нацеливания, требующий осуществлять оценку действий, которые лицо предпринимало в целях того, чтобы подпадать или не подпадать под юрисдикцию государства; применять особые меры ответственности, связанные не с наложением санкций на лиц, осуществляющих незаконное поведение, а с созданием препятствий, для осуществления подобной деятельности, например, осуществлять блокировку доступа к информации, которая является незаконной с точки зрения государства. Сочетание подобных механизмов могло бы более сбалансированным образом пресекать нежелательную деятельность и не создавать неоправданных рисков для субъектов киберпространства.
Самович Ю.В., Марухно Е.Ю. - Формирование и развитие доктрин о соотношении международного и национального права c. 25-34

DOI:
10.7256/2454-0633.2022.3.28070

EDN: NFDVXT

Аннотация: Авторы статьи представляют комплексное исследование доктринальных подходов, касающихся проблемы соотношения международного и внутригосударственного права, основанных на многоуровневости, нелинейности норм права. Объектом статьи являются традиционные доктрины дуализма (плюрализма) и монизма, оценка обстоятельств их возникновения, сущности подходов и последующей трансформации под влиянием глобализации и интеграционных процессов. Авторы анализируют теоретические основы способов и условий интеграции норм международного права в национальную правовую систему и роль международного права для современного правопорядка Авторы основывались на методах теоретического синтеза, индукции и обобщения, принципе историзма. Среди специально-юридических - метод сравнительного правоведения Основными выводами исследования является оценка традиционных доктрин с современных позиций глобализации и существующей в современном международном сообществе интеграции. Практическая ситуация продолжает предоставлять почву не столько для "совершенствования" доктрины, сколько для ее пересмотра и современной оценки, что позволяет обозначать роль международного правопорядка для национальных юрисдикций.
Гуласарян А.С. - Прекращение членства в международных организациях: международно-правовые проблемы

DOI:
10.7256/2454-0633.2017.1.20462

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются различные варианты (способы) прекращения членства в международных организациях (выход членов из международной организации; принудительное прекращение членства в международной организации; утрата государством характеристик для продолжения членства в международной организации; роспуск самой международной организации) и связанные с ними международно-правовые проблемы (вопросы прекращения членства при отсутствии соответствующих положений в учредительных документах международных организаций). При этом анализируется имеющаяся практика и даются конкретные предложения по предмету исследования. Методы исследования: аналогии, системного анализа и синтеза, дедукции, индукции, абстрагирования, формально-юридический, логический, исторический, статистический. Затрагиваемая проблема, несмотря на актуальность, в научном плане является в недостаточной мере исследованной в международном праве. Имеющиеся работы по проблеме не учитывают изменений, произошедших в международной жизни после выхода их в свет. Настоящая статья как раз и призвана частично восполнить имеющийся пробел. В заключение отмечается, что при решении соответствующих вопросов прекращения членства в международных организациях важно апеллирование не только к положениям учредительных документов международных организаций, но также и к нормам общего международного права.
Гуласарян А.С. - Прекращение членства в международных организациях: международно-правовые проблемы c. 28-38

DOI:
10.7256/2454-0633.2017.1.68621

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются различные варианты (способы) прекращения членства в международных организациях (выход членов из международной организации; принудительное прекращение членства в международной организации; утрата государством характеристик для продолжения членства в международной организации; роспуск самой международной организации) и связанные с ними международно-правовые проблемы (вопросы прекращения членства при отсутствии соответствующих положений в учредительных документах международных организаций). При этом анализируется имеющаяся практика и даются конкретные предложения по предмету исследования. Методы исследования: аналогии, системного анализа и синтеза, дедукции, индукции, абстрагирования, формально-юридический, логический, исторический, статистический. Затрагиваемая проблема, несмотря на актуальность, в научном плане является в недостаточной мере исследованной в международном праве. Имеющиеся работы по проблеме не учитывают изменений, произошедших в международной жизни после выхода их в свет. Настоящая статья как раз и призвана частично восполнить имеющийся пробел. В заключение отмечается, что при решении соответствующих вопросов прекращения членства в международных организациях важно апеллирование не только к положениям учредительных документов международных организаций, но также и к нормам общего международного права.
Пименова О.И. - Интегративная субсидиарность как принцип принятия лучших решений: теоретические предпосылки и практические возможности (на примере опыта Европейского Союза) c. 29-39

DOI:
10.7256/2454-0633.2019.1.28570

Аннотация: В статье исследуется субсидиарность как практический подход к принятию лучших решений в системах социального многоуровневого управления. Следуя специальной процедуре, которая нацелена на обоснование необходимости принятия решения, заинтересованные стороны могут не только выражать свои аргументы, но и приходить к консенсусу по поводу лучшего из них. Автор апеллирует к концепции интегративной субсидиарности, в соответствии с которой для эффективного решения социальных проблем нет смысла ни в сдерживании, ни в поощрении вмешательства одного уровня управления в дела другого; лишь паритетное взаимодействие заинтересованных сторон ведет к принятию лучших, эпистемологически обоснованных, решений, зиждущихся на непреодолимой силе наиболее убедительного аргумента. Автор проводит анализ трех «желтых карт», инициированных в рамках Субсидиарного контрольного механизма, который впервые был введен в практику управления ЕС. Особое внимание уделяется причинам, по которым национальные парламенты не смогли достичь консенсуса с Комиссией ЕС по поводу своих субсидиарных возражений. Используя метод исторического дискурс-анализа, автор определяет природу принципа субсидиарности в тенденциях его эволюционирования и рассматривает данную природу контекстно, с позиции пригодности для решения конкретных проблем. Хотя Субсидиарный контрольный механизм не уполномочивает национальные парламенты оказывать влияние на окончательное законодательное решение ЕС, практическое значение Механизма высоко. При определенных условиях, Субсидиарный контрольный механизм может быть действенным инструментом не только для межинституционального диалога, но и для ответственного участия государств-членов (через их национальные парламенты) и самого Европейского Союза (через Комиссию ЕС) в принятии лучших законодательных решений.
Беликова К.М. - К вопросу о месте иностранных инвестиций в системе международных экономических отношений: правовой ракурс c. 31-37

DOI:
10.7256/2454-0633.2019.3.30654

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о месте иностранных инвестиций в системе международных экономических отношений с позиции права. Анализу подвергаются цели – основная и побочные (вспомогательные) инвестора и государства – реципиента иностранных инвестиций и государства происхождения инвестиций. Затрагивается юридико-экономическое понятие «инвестиция/иностранная инвестиция», исходя из того, что инвестиции как таковые, по нашему мнению, многофункциональны. Различные представления на этот счет подчеркивают разные стороны исследуемого явления, при этом законодатели различных стран руководствуется своими телеологическими соображениями, а представитель доктрины - принадлежностью той или иной научной специальности (школе). При исследовании использовались такие методы научного познания, как: общенаучный диалектический, исторический, сравнительно-правового анализа. Автор исходит из субъективно-объективной заданности процессов и явлений. Новизна исследования заключается в постановке проблемы, подходах к ее исследованию. В русскоязычный оборот вводятся новые данные, касающиеся сведений и информации о месте иностранных инвестиций в системе международных экономических отношений. Автор приходит к выводу, в частности, о том, что иностранные инвестиции характеризуются многоцелевым функционалом, раскрытие которого обусловлено потребностями как принимающего инвестиции государства, так и государства их происхождения.
И. П. Антонов - Теория государственного суверенитета в международном праве (концептуальный подход юристов ФРГ) c. 41-52
Аннотация: Проблема суверенитета, как одного из основных признаков государства, до настоящего времени остаётся краеугольным камнем в науке международного права. Исходным пунктом теории суверенитета был тезис о существовании государства не как изолированного элемента, а как целостного, развивающегося компонента международной системы. Суверенитет предполагал не волю высшей государственной власти, основанную на действии высшего закона в пределах государственных границ, а свободу воли внутри международного правового сообщества. Именно эта концепция стала цементирующим компонентом идеи создания объединённой Европы.
Парамузова О.Г. - Некоторые аспекты формирования нового международного правосознания c. 46-57

DOI:
10.7256/2454-0633.2023.4.69163

EDN: TCMJKQ

Аннотация: Настоящее исследование направлено на изучение проблем повышения авторитета универсального международного права посредством формирования и воплощения в реальную жизнь новых международно-правовых ценностей, а также посредством модернизации международного регионального и универсального правосознания. В рамках настоящей статьи были рассмотрены и подвергнуты научно-исследовательскому анализу некоторые аспекты взаимодействия и взаимовлияния универсальной и региональной (на примере ШОС) международно-правовых систем, а также уделено внимание вопросам взаимовлияния таких элементов названных систем как модернизирующееся региональное правосознание (на примере ШОС) и универсальное международное правосознание. Автором были определены, в частности следующие задачи исследования: определить ключевые особенности правовой системы ШОС; оценить значение регионального правосознания в рамках ШОС как составляющее и фактор развития правовой системы ШОС; выявить характерные черты взаимовлияния и взаимодействия региональной правовой системы Шанхайской организации сотрудничества и универсальной правовой системы международного права. В рамках настоящего исследования с помощью метода контент-анализа выявлены особенности взаимодействия и взаимовлияния универсальной и региональной международно-правовых систем, установлены особенности современного регионального правосознания на примере ШОС. Сравнительный анализ позволил оценить перспективность проведения дальнейшей кодификации норм международного права применительно к объекту исследования. Существующее и продолжающее развиваться региональное правосознание в рамках Шанхайской организации сотрудничества, может послужить одним из ориентиров модернизации универсального международного правосознания и повышения эффективности общего международного права. Автор приходит к выводу о том, что в контексте современных угроз и вывозов международному миру и безопасности в XXI веке особую значимость должно приобрести повышение авторитета международного права путем обновления международного правосознания качественно новым содержанием. В качестве одного из перспективных и объективно-оправданных вариантов подобной модернизации автор видит использование опыта Шанхайской организации сотрудничества. Успешность функционирования правоприменительного механизма в рамках ШОС позволяет сделать предположение возможности заимствовании позитивного опыта ШОС в этой сфере для повышения эффективности общего универсального международного права.
Шинкарецкая Г.Г. - Контуры международного частного права в отраслях международного публичного права c. 55-67

DOI:
10.7256/2454-0633.2021.2.35889

Аннотация: Автор рассматривает ключевые аспекты задействования норм международного частного права в межгосударственных отношениях, формирования универсальных правовых норм и методов в условиях мировой глобализации. Подчёркивается, что международное публичное и международное частное право различаются по многим параметрам, главный из которых, метод регулирования. Частно-правовые отношения регулируются национальным законодательством государств, а международные публично-правовые отношения регулируются соглашением государств, которое может быть выражено в договорах, обычаях или молчаливом согласии. Констатируется важность разграничения сферы частного и публичного права и правильного применения соответствующих механизмов регулирования. Для решения поставленных задач были использованы формально-логический, системный, компаративный и другие методы исследования. Отмечается важность модернизации правового регулирования внешнеэкономической деятельности. В последние годы отмечается включение в международное право норм, определяющих порядок регулирования поведения физических и юридических лиц. Это явление четко проявляется в международном инвестиционном праве (процесс инвестирования) , в международном морском праве (в области добычи ресурсов Района). Активно обсуждается будущее положение частных компаний в разработке минеральных ресурсов Луны. Это явление может быть обосновано необходимостью установления унифицированного правопорядка деятельности негосударственных акторов в соответствующих отраслях международного права.
Каграманов А.К. - Происхождение, становление и развитие идеи самоопределения народов c. 60-73

DOI:
10.7256/2454-0633.2021.1.35087

Аннотация: Предметом настоящей статьи является изучение эволюции идеи самоопределения народов на основе фундаментальных трудов российских и иностранных ученых, античных и современных мыслителей. Автором рассмотрены изменения, которым подвергался принцип самоопределения на разных исторических этапах развития, построена соответствующая система циклов развития. Автор приходит к выводу, что после зарождения идеи самоопределения колониальные державы рассматривали указанную концепцию как этическую, видя в ней с самого начала угрозу легитимности установленного порядка. В этой связи, на протяжении почти века ведущие державы отказывались включать это право в соответствующие международные и национальные документы.   Основными выводами проведенного исследования являются: после закрепления принципа в Уставе ООН, он стал основой для возникновения новых государств и разрушения колониального мира; принцип послужил лейтмотивом для развития прав человека и международных отношений, но при этом стал угрозой и вызовом для территориальной целостности; войны между государствами уходят в прошлое, а им на смену приходят гражданские, межнациональные и межэтнические конфликты; мир охватывают такие проявления как государственный национализм, переросший впоследствии в такие его крайне радикальные формы, как фашизм и нацизм; современное международное право активно продвигает два конкурирующих принципа – самоопределения и территориальной целостности; в современном мире право на самоопределение отнюдь не ограничивается народами, находящимися под колониальным прошлым – зарождаются новые формы самоопределения, угрожающие существованию суверенных государств. Неопределенность статуса вновь возникающих государственных образований служат источником внутригосударственной и международной напряженности, неизбежно перерастающей на определенном этапе в межгосударственные столкновения и оказывающие негативное воздействие на геополитическую обстановку в отдельных регионах и в мире, в целом
Жуковская Н.Ю., Калинина Е.В. - Государственный суверенитет и диалектика его эволюции в современных условиях c. 76-88

DOI:
10.7256/2454-0633.2021.4.37115

Аннотация: В статье рассматриваются предпосылки, содержание и последствия влияния глобальных процессов на суверенитет современных государств. Объект исследования – международно-правовые отношения и их особенности в современных условиях. Предмет исследования: условия и формы ограничения суверенитета национальных государств, а также факторы, ему способствующие. Отдельное внимание уделяется отраженным в научной литературе представлениям о «судьбе» суверенных прав и вариантах их трансформации, а также - изменению вектора развития самих глобализационных процессов под влиянием поведения государств, действующих в соответствии со своими суверенными правами и национальными интересами. Основные способы «размывания» государственного суверенитета рассматриваются с опорой на: 1) общенаучные методы − индукции и, дедукции, анализа, обобщения, абстрагирования, моделирования; 2) отраслевые методы изучения глобальных процессов: политологические, статистические, формально-юридический, конкретно-исторический, компаративный. Основу исследования составляет диалектический подход к анализу его основного предмета – концепции государственного суверенитета. Основные выводы исследования: 1) в современном мире просматриваются две разнонаправленные тенденции, которые свидетельствуют о трансформации государственного суверенитета, сужении отдельных его сфер в условиях глобализации, а, с другой стороны, − об изменении вектора развития самих глобальных процессов; 2) формального юридического равенства государств, зафиксированного в ведущих нормах международного права и лежащего в основе суверенитета, фактически не существовало никогда; несмотря на это, сегодня национальные государства продолжают демонстрировать устойчивость к глобальным вызовам; при этом наиболее «неприступной» для нивелирования суверенных прав оказываются не экономика или политика, а культурно-исторические ценности (гуманитарная сфера); 3) в условиях глобализации перспектива утраты суверенитета зависит от того, какую степень устойчивости к внешним вызовам продемонстрирует конкретное государство.
Горян Э.В. - «Цифровой национализм» как воплощение китайской доктрины «пяти принципов мирного сосуществования» c. 82-97

DOI:
10.7256/2454-0633.2022.4.39303

EDN: VLKBTK

Аннотация: Объектом исследования выступают особые международные общественные отношения, складывающиеся между субъектами международного права по поводу реализации государственного суверенитета в условиях цифровизации экономики и обеспечения национальных интересов в сфере безопасности. Предмет исследования представлен китайской доктриной международного права и источниками правового регулирования отношений в сфере цифровой экономики Китая. Исследуется китайская модель «цифрового национализма» (digital nationalism), приводятся аргументы в подтверждение тезиса о воплощении государственного суверенитета над информационным пространством через категорию «киберсуверенитет» и доктрину «пяти принципов мирного сосуществования». Обосновывается необходимость реализации политики «цифрового национализма» для обеспечения государственного суверенитета.   В основе китайской теории международного права лежит доктрина мирного существования государств с разными политическими, экономическими, социальными и культурными системами, базирующаяся на комплексе из пяти фундаментальных принципов, соблюдение которых позволяет достигать общих поставленных целей при соблюдении баланса национальных интересов. Государственный суверенитет является системообразующим ядром этой доктрины, поскольку мирное сосуществование государств достигается путем взаимного уважения суверенитета. Концепция «сообщества единой судьбы» человечества определяет цель, к которой стремится китайское государство при реализации пяти принципов мирного сосуществования. Китайский подход к реализации киберсуверенитета не предполагает «балканизации» глобального киберпространства, напротив, предполагается использование его как основы при разработке международно-правовых норм для регулирования отношений государств в сфере информационной безопасности. Поэтому китайская концепция киберсуверенитета, в основе которой лежит «цифровой национализм», воплощает логическую и ожидаемую реакцию национальных властей на внутренние и внешние угрозы. Китайская теория международного права – это не схоластический конструкт, а объективная реальность
Надточий И.О., Шишов А.В., Борсяков Ю.И. - «Философия» экономической дипломатии как инструмент «мягкого права»: история и современность c. 126-134

DOI:
10.7256/2454-0633.2021.4.36891

Аннотация: Предметом исследования представленной статьи является феномен экономической дипломатии в качестве инструмента "мягкого права", которое приобретает все большее распространение в международных отношениях современного многополярного мира. Объект исследования - международные отношения и влияние на формирование их особенностей международно-правовых норм. Авторы обращают внимание на отличия между "мягким" и "жестким" международным правом, а также на отличия международного права от "квазимеждународного". Исследуются различные исторические аспекты международных отношений, в рамках которых анализируются особенности применения тех или иных правовых механизмов и инструментов. Отмечается незавершенность эволюции феномена "мягкое право" на современном этапе. Основной вывод авторов заключается в том, что задача "мягкого права" в международных отношениях состоит, по преимуществу в использовании уже сложившегося международно-правового инструментария и коррекции глобального миропорядка в пользу определенного государства или группы стран. в статье подчеркивается, что важнейшим критерием, который позволяет выделить «мягкое право» в качестве уникального инструмента международных отношений и международного права, является природа используемых средств, которые, как правило, не правовые, или широко используют не правовой инструментарий. При этом, авторы констатируют, что в ряде случаев, возникновение собственно правовых механизмов является следствием длительного применения "мягкого права".
Курбанов Р.А. - Международное региональное право: понятие, предмет и система

DOI:
10.7256/2454-0633.2015.3.16209

Аннотация: В статье представлена авторская концепция формирования на нынешнем этапе развития общества международного регионального права как отрасли международного права. Система права постоянно пополняется новыми отраслями и подотраслями права, институтами и нормами, что в целом делает ее более эффективной. Изучение интеграционных процессов на евразийском пространстве в условиях развития геополитической конкуренции, активного формирования в мире новых региональных экономических, социальных и военно-политических пространств, требуют мобилизации не только политических, социальных, экономических, но и правовых ресурсов. Изучение и анализ региональной интеграции необходим с правовой позиции, поскольку в основе любого взаимодействия государств на межнациональном уровне, в том числе и в рамках региональных организаций, лежит право. Комплексный анализ интеграционных процессов в рамках существующих региональных образований позволил автору выявить ряд признаков, таких как слияние, взаимопроникновение государственных интересов, что обеспечивает баланс национальных интересов государств – членов региональной организации, с одной стороны, и интересов самого регионального образования, с другой. Автором представленной статьи обосновывается вывод о том, что создание и функционирование в современном мире таких региональных объединений невозможно без наличия собственно международного регионального права, элементы которого могут обладать определенной автономией в отношении как национального права государств-членов, так и международного права.
Курбанов Р.А. - Международное региональное право: понятие, предмет и система c. 254-286

DOI:
10.7256/2454-0633.2015.3.66831

Аннотация: В статье представлена авторская концепция формирования на нынешнем этапе развития общества международного регионального права как отрасли международного права. Система права постоянно пополняется новыми отраслями и подотраслями права, институтами и нормами, что в целом делает ее более эффективной. Изучение интеграционных процессов на евразийском пространстве в условиях развития геополитической конкуренции, активного формирования в мире новых региональных экономических, социальных и военно-политических пространств, требуют мобилизации не только политических, социальных, экономических, но и правовых ресурсов. Изучение и анализ региональной интеграции необходим с правовой позиции, поскольку в основе любого взаимодействия государств на межнациональном уровне, в том числе и в рамках региональных организаций, лежит право. Комплексный анализ интеграционных процессов в рамках существующих региональных образований позволил автору выявить ряд признаков, таких как слияние, взаимопроникновение государственных интересов, что обеспечивает баланс национальных интересов государств – членов региональной организации, с одной стороны, и интересов самого регионального образования, с другой. Автором представленной статьи обосновывается вывод о том, что создание и функционирование в современном мире таких региональных объединений невозможно без наличия собственно международного регионального права, элементы которого могут обладать определенной автономией в отношении как национального права государств-членов, так и международного права.
Богатырев В.В. - Международно-правовая включенность России в современный миропорядок в аспекте субъектного состава Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0633.2016.3.17366

Аннотация: В работе показывается международно-правовая включенность России в современный миропорядок в аспекте субъектного состава Российской Федерации. Включенность Российской Федерации в универсальное международно-правовое пространство предопределено суверенным состоянием государственного существования страны. Постулат единой системы государственной власти в параметрах верховенства власти на всем пространственном протяжении Российской Федерации и независимости в международной сфере, как справедливо констатируют на этот счет ученые и практика международных судебно-арбитражных органов , устанавливают чёткий формат предметного восприятия понятия «суверенитет государства» («государственный суверенитет») Международно-правовое позиционирование Российской Федерации в качестве добросовестного участника системы современных международных правоотношений обозначено в формате государства со свойственной ему правоспособностью и дееспособностью. В своём статусе государства Российская Федерация обладает таким неотъемлемым элементом, как международная правосубъектность: наличествует совокупность прав и обязанностей с параллельным существованием реальной юридической возможности выступить в защиту с целью обеспечения своих субъективных прав и законных интересов. В этом плане международная правосубъектность Российский Федерации по обязательствам своего сущностного юридического содержания целиком вписывается в общепризнанные на универсальном уровне стандарты доктринального восприятия понятия «международная правосубъектность». Теоретической и методологической основой исследования стали методы правового анализа, используемые в отечественной и зарубежной правовой науке: формально-юридический, системно-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический и другие. Основными выводами проведенного исследования заключается в том, что выявлена международно-правовая значимость вклада Российской Федерации в дело поддержания современного правопорядка проявляет себя в параметрах обеспечения выполняемости всего корпуса международных обязательств на основе принципа добросовестности, укрепления Международного Суда, как главного судебного органа ООН, обеспечение целостности универсальной системы международной безопасности, поддержание международной законности. Правопорядок по факту юридической включенности России в международную нормативную систему обретает реальные показатели поступательного продвижения мирового сообщества в направлении построения миропорядка на основе верховенства права в его сущностном восприятии.
Богатырев В.В. - Международно-правовая включенность России в современный миропорядок в аспекте субъектного состава Российской Федерации c. 303-320

DOI:
10.7256/2454-0633.2016.3.68160

Аннотация: В работе показывается международно-правовая включенность России в современный миропорядок в аспекте субъектного состава Российской Федерации. Включенность Российской Федерации в универсальное международно-правовое пространство предопределено суверенным состоянием государственного существования страны. Постулат единой системы государственной власти в параметрах верховенства власти на всем пространственном протяжении Российской Федерации и независимости в международной сфере, как справедливо констатируют на этот счет ученые и практика международных судебно-арбитражных органов , устанавливают чёткий формат предметного восприятия понятия «суверенитет государства» («государственный суверенитет») Международно-правовое позиционирование Российской Федерации в качестве добросовестного участника системы современных международных правоотношений обозначено в формате государства со свойственной ему правоспособностью и дееспособностью. В своём статусе государства Российская Федерация обладает таким неотъемлемым элементом, как международная правосубъектность: наличествует совокупность прав и обязанностей с параллельным существованием реальной юридической возможности выступить в защиту с целью обеспечения своих субъективных прав и законных интересов. В этом плане международная правосубъектность Российский Федерации по обязательствам своего сущностного юридического содержания целиком вписывается в общепризнанные на универсальном уровне стандарты доктринального восприятия понятия «международная правосубъектность». Теоретической и методологической основой исследования стали методы правового анализа, используемые в отечественной и зарубежной правовой науке: формально-юридический, системно-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический и другие. Основными выводами проведенного исследования заключается в том, что выявлена международно-правовая значимость вклада Российской Федерации в дело поддержания современного правопорядка проявляет себя в параметрах обеспечения выполняемости всего корпуса международных обязательств на основе принципа добросовестности, укрепления Международного Суда, как главного судебного органа ООН, обеспечение целостности универсальной системы международной безопасности, поддержание международной законности. Правопорядок по факту юридической включенности России в международную нормативную систему обретает реальные показатели поступательного продвижения мирового сообщества в направлении построения миропорядка на основе верховенства права в его сущностном восприятии.
Ryzhov V.B., Shinkaretskaya G.G. - World order: from World War II to present time

DOI:
10.7256/2454-0633.2015.4.16400

Abstract: The world order created by the nations of the winning side of the World War II exists until the present day. Its key trait is that the important decisions are made by several states, which hold a special place in the world thanks to their military power and their fixed position within the UN Charter as the permanent members of the UN Security Council. But the modern world has drastically changed, became multipolar, and thus it is necessary to change the methods of managing global situations, including rethinking the place and role of the primary branches of the United Nations. The novelty of this research consists in the fact that the authors note that the political world structure is moving towards the so-called multipolarity. Within the modern political conditions it is necessary to establish a direct connection between the results of the Second World War and the current world order. Demonstration of the necessity to make changes to the world order is substantiated by the changes in the set of values shared by the international community.
Рыжов В.Б., Шинкарецкая Г.Г. - Мировой правопорядок: после второй мировой войны и в наше время c. 396-404

DOI:
10.7256/2454-0633.2015.4.67244

Аннотация: Мировой правопорядок, созданный державами-победительницами во второй мировой войне, существует до сих пор. Его главная черта – важные решения принимаются несколькими государствами, занявшими особое место в мире благодаря своей военной мощи и закрепленное в Уставе ООН за ними как за постоянными членами Совета Безопасности. Однако, современный мир коренным образом изменился, стал многополярным, и потому требуется изменение и методов управления мировыми делами,в т.ч. нового осмысления места и роли основных органов ООН. Исходную методологическую основу исследования составляет комплекс научных методов, таких как, системный, логический, семантический, ретроспективный анализы. Нашли свое применение и историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический методы. Новизна заключается в том, что авторы отмечают, что политическое мироустройство движется в сторону так называемой многополярности (мультиполярности). В современных политических условиях требуется становление непосредственной связи между итогами второй мировой войны и существующим миропорядком. Демонстрация необходимости внесения изменений в мировой правопорядок в связи с изменениями в наборе ценностей, разделяемых международным сообществом.
Табуреткин С.Ф. - Новые подходы к понятию, предмету и системе

DOI:
10.7256/2454-0633.2014.4.11371

Аннотация: В статье рассматривается старая доктрина международного права. Рассматриваются доктринальные точки зрения концепции междуна-родного уголовного права, его задачи и принципы на современном этапе. Основной целью настоящего исследования выработать определения международного уголовного права с учетом учреждения Международного уголовного суда 17 июля 1998 г. Предпринято исследование этапных периодов в развитии международного уголовного права с выходом на констатацию его становления на современном уровне в качестве целостной и законченной системы права. Анализируется предмет международного уголовного права, его тенденции охранительные, общепредупредительные и дозволительные общественные отношения. Методологическую основу данного исследования составляет диалектический метод познания с применением принципов развития, целостности и системности. В работе применялись общенаучные и специальные юридические методы: сравнительный, системно-структурный, теоретико-методологический и др. В порядке констатации следует заявить о том, что до настоящего времени в российской и зарубежной науке международного права предприни-мались исследования по указанной проблеме, но в тоже время, углубленного исследования в достаточной мере не проводилось. При этом сама по себе тема «Новые подходы к понятию, предмету и системе международного уголовного права», стала важной в теоретическом и практическом плане уже с момента учреждения Международного уголовного суда.
Костенко Н.И. - Новые подходы к понятию, предмету и системе c. 515-529

DOI:
10.7256/2454-0633.2014.4.65688

Аннотация: В статье рассматривается старая доктрина международного права. Рассматриваются доктринальные точки зрения концепции междуна-родного уголовного права, его задачи и принципы на современном этапе. Основной целью настоящего исследования выработать определения международного уголовного права с учетом учреждения Международного уголовного суда 17 июля 1998 г. Предпринято исследование этапных периодов в развитии международного уголовного права с выходом на констатацию его становления на современном уровне в качестве целостной и законченной системы права. Анализируется предмет международного уголовного права, его тенденции охранительные, общепредупредительные и дозволительные общественные отношения. Методологическую основу данного исследования составляет диалектический метод познания с применением принципов развития, целостности и системности. В работе применялись общенаучные и специальные юридические методы: сравнительный, системно-структурный, теоретико-методологический и др. В порядке констатации следует заявить о том, что до настоящего времени в российской и зарубежной науке международного права предприни-мались исследования по указанной проблеме, но в тоже время, углубленного исследования в достаточной мере не проводилось. При этом сама по себе тема «Новые подходы к понятию, предмету и системе международного уголовного права», стала важной в теоретическом и практическом плане уже с момента учреждения Международного уголовного суда.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.