|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Международное право и международные организации / International Law and International Organizations"
> Содержание № 02, 2014
Выходные данные сетевого издания "Международное право и международные организации / International Law and International Organizations"
Номер подписан в печать: 1-3-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шинкарецкая Галина Георгиевна, доктор юридических наук, g.shinkaretskaya@yandex.ru
ISSN: 2454-0633
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 02, 2014
Международные организации и развитие отдельных отраслей МПП |
Табуреткин С.Ф. - Еще раз о проблемах о понятии и составе |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.11360
Аннотация: Целью данной статьи дать определение понятия международного преступления с учетом действующего международного договора – Статута Международного уголовного суда. При этом автор проставил перед собой цель проанализировать доктринальные наработки о понятия меж-дународного преступления. Задачами, позволяющими достичь указанной цели, автор попытал-ся провести анализ доктринальных наработок по проблемам понятия международного престу-пления, в результате чего были предприняты исследования прецедентной правовой базы в раз-витии международного уголовного права с выходом на констатацию его становления на со-временном уровне в качестве целостной и законченной системы права в борьбе с международ-ным преступлениями. Анализ показывает, что укрепление борьбы с международными преступлениями – имеет фундаментальное значение для обеспечения устойчивого мира для эффективной защиты прав человека и для устойчивого экономического прогресса и его развития. Методолоческую основу данной статьи составляет диалектический метод познания с применением принципов развития, целостности и системности В работе применялись общенаучные и специальные юридические методы: сравнительный, системно-структурный, теоретико-методологический и др. В работе получили дальнейшее развитие теоретические основы формирование понятия международного преступления. Автор приходит к выводу что международные преступления – это разновидность международного правонарушения, посягающими на сами основы международного сообщества и наносящие ему тяжкий ущерб и вызывающего опасные для человеческой цивилизации нарушения принципов и норм международного права основополагающего значения для обеспечения мира и безопасности, защиты человека и жизненно важных интересов международного сообщества в целом.
Костенко Н.И. - Еще раз о проблемах о понятии и составе |
|
c. 174-193
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.64993
Аннотация: Целью данной статьи дать определение понятия международного преступления с учетом действующего международного договора – Статута Международного уголовного суда. При этом автор проставил перед собой цель проанализировать доктринальные наработки о понятия меж-дународного преступления. Задачами, позволяющими достичь указанной цели, автор попытал-ся провести анализ доктринальных наработок по проблемам понятия международного престу-пления, в результате чего были предприняты исследования прецедентной правовой базы в раз-витии международного уголовного права с выходом на констатацию его становления на со-временном уровне в качестве целостной и законченной системы права в борьбе с международ-ным преступлениями. Анализ показывает, что укрепление борьбы с международными преступлениями – имеет фундаментальное значение для обеспечения устойчивого мира для эффективной защиты прав человека и для устойчивого экономического прогресса и его развития. Методолоческую основу данной статьи составляет диалектический метод познания с применением принципов развития, целостности и системности В работе применялись общенаучные и специальные юридические методы: сравнительный, системно-структурный, теоретико-методологический и др. В работе получили дальнейшее развитие теоретические основы формирование понятия международного преступления. Автор приходит к выводу что международные преступления – это разновидность международного правонарушения, посягающими на сами основы международного сообщества и наносящие ему тяжкий ущерб и вызывающего опасные для человеческой цивилизации нарушения принципов и норм международного права основополагающего значения для обеспечения мира и безопасности, защиты человека и жизненно важных интересов международного сообщества в целом.
Шугуров М.В. - Борьба ВОЗ с фармацевтическим контрафактом: соотношение защиты здоровья населения и защиты прав интеллектуальной собственности |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.12045
Аннотация: Статья посвящена исследованию деятельности ВОЗ в сфере противодействия фармацевтическому контрафакту в аспекте развития данной организацией понятия "контрафакт". Автор последовательно прослеживает работу ВОЗ по уточнению своей компетенции в сфере обеспечения доступа к качественным и эффективным лекарственным препаратам и показывает, что защита прав интеллектуальной собственности является смежным вопросом, который не входит в круг ее деятельности. В статье обосновывается, что точные формулировки понятия "фармацевтический контрафакт" являются условием эффективности международного сотрудничества по противодействию наплыву подделок, создающих угрозу жизни и здоровью населения. Особое внимание уделяется анализу сопряженности деятельности ВОЗ по координации международных усилий по противодействию фармацевтическому контрафакту и закреплению за понятием "контрафакт" смысла "подделка" без коннотации "нарушение прав интеллектуальной собственности". В своей статье автор опирается на сравнительный анализ подходов к определению понятия фармацевтический контрафакт в национальном и международном праве. Помимо этого в качестве предмета сравнения выступают подходы к проблеме соотношения защиты здоровья населения и защиты прав интеллектуальной собственности, высказываемые ВОЗ и ВОИС. Это позволяет обосновать существование на уровне международного сотрудничества двух стратегий по отношению к противодействию фальшивой фармацевтической продукции. Научная новизна статьи заключается в выявлении на примере деятельности ВОЗ как авторитетной международной организации природы соотношения между правами человека в сфере здравоохранения и правами интеллектуальной собственности. Автор приходит к выводу о том, что ни одна из специализированных международных организаций не может одновременно бороться с фальсификацией фармацевтической продукции в аспекте защиты права на доступ к качественным и эффективным лекарственным средствам и в аспекте защиты прав интеллектуальной собственности. Однако различные международные организации, работающие в данной сфере, должны в обязательном порядке учитывать указанные аспекты. В качестве основы особенности подхода ВОЗ автор выделяет тот факт, что защита прав человека выступает приоритетом по сравнению с защитой прав интеллектуальной собственности, которые не относятся к категории международно признанных прав человека.
Шугуров М.В. - Борьба ВОЗ с фармацевтическим контрафактом: соотношение защиты здоровья населения и защиты прав интеллектуальной собственности |
|
c. 194-214
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.64992
Аннотация: Статья посвящена исследованию деятельности ВОЗ в сфере противодействия фармацевтическому контрафакту в аспекте развития данной организацией понятия "контрафакт". Автор последовательно прослеживает работу ВОЗ по уточнению своей компетенции в сфере обеспечения доступа к качественным и эффективным лекарственным препаратам и показывает, что защита прав интеллектуальной собственности является смежным вопросом, который не входит в круг ее деятельности. В статье обосновывается, что точные формулировки понятия "фармацевтический контрафакт" являются условием эффективности международного сотрудничества по противодействию наплыву подделок, создающих угрозу жизни и здоровью населения. Особое внимание уделяется анализу сопряженности деятельности ВОЗ по координации международных усилий по противодействию фармацевтическому контрафакту и закреплению за понятием "контрафакт" смысла "подделка" без коннотации "нарушение прав интеллектуальной собственности". В своей статье автор опирается на сравнительный анализ подходов к определению понятия фармацевтический контрафакт в национальном и международном праве. Помимо этого в качестве предмета сравнения выступают подходы к проблеме соотношения защиты здоровья населения и защиты прав интеллектуальной собственности, высказываемые ВОЗ и ВОИС. Это позволяет обосновать существование на уровне международного сотрудничества двух стратегий по отношению к противодействию фальшивой фармацевтической продукции. Научная новизна статьи заключается в выявлении на примере деятельности ВОЗ как авторитетной международной организации природы соотношения между правами человека в сфере здравоохранения и правами интеллектуальной собственности. Автор приходит к выводу о том, что ни одна из специализированных международных организаций не может одновременно бороться с фальсификацией фармацевтической продукции в аспекте защиты права на доступ к качественным и эффективным лекарственным средствам и в аспекте защиты прав интеллектуальной собственности. Однако различные международные организации, работающие в данной сфере, должны в обязательном порядке учитывать указанные аспекты. В качестве основы особенности подхода ВОЗ автор выделяет тот факт, что защита прав человека выступает приоритетом по сравнению с защитой прав интеллектуальной собственности, которые не относятся к категории международно признанных прав человека.
Николаев Б.В. - Право на образование и международные стандарты организации объединенных наций |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.11895
Аннотация: В статье рассматриваются основные международные документы, принятые в системе ООН и составляющие основу универсальных международных стандартов в сфере образования. В статье анализируются положения основных конвенций и деклараций, принятых Генеральной Ассамблеей ООН и посвященных вопросам образования. Особое внимание уделяется проблеме недискриминации в сфере образования по признакам расовой, национальной, религиозной принадлежности, пола, языка, состояния здоровья. Исследуются международные основы права на образование заключенных и лиц с ограниченными возможностями. В результате проведенного исследования формулируется вывод о развитии в рамках ООН системы универсальных стандартов, обеспечивающих общие и специальные гарантии права каждого на образование, которое становится в современном мире одним из наиболее значимых в комплексе прав и основных свобод человека. Отмечается, что система универсальных международных стандартов ООН в сфере образования позволяет создать условия для реализации в универсальном масштабе права каждого на качественное и доступное образование.
Николаев Б.В. - Право на образование и международные стандарты организации объединенных наций |
|
c. 215-222
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.64991
Аннотация: В статье рассматриваются основные международные документы, принятые в системе ООН и составляющие основу универсальных международных стандартов в сфере образования. В статье анализируются положения основных конвенций и деклараций, принятых Генеральной Ассамблеей ООН и посвященных вопросам образования. Особое внимание уделяется проблеме недискриминации в сфере образования по признакам расовой, национальной, религиозной принадлежности, пола, языка, состояния здоровья. Исследуются международные основы права на образование заключенных и лиц с ограниченными возможностями. В результате проведенного исследования формулируется вывод о развитии в рамках ООН системы универсальных стандартов, обеспечивающих общие и специальные гарантии права каждого на образование, которое становится в современном мире одним из наиболее значимых в комплексе прав и основных свобод человека. Отмечается, что система универсальных международных стандартов ООН в сфере образования позволяет создать условия для реализации в универсальном масштабе права каждого на качественное и доступное образование.
Копылов М.Н., Мишланова В.А. - Вклад международных организаций в решение экологических проблем |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.11776
Аннотация: В статье обосновывается, что международные организации являются не только наиболее адекватной институциональной базой международного природоохранного сотрудничества, но и обязательным звеном, без которого само функционирование международного экологического права не представляется возможным, раскрываются причины, не позволившие международному сообществу вплоть до настоящего времени создать единую универсальную международную межправительственную экологическую организацию. Обосновываются, что в современных условиях наиболее полной экологической компетенцией наделена ООН, которая приступила к разработке различных экологических проблем в 1949 г., когда состоялась хронологически первая Конференция ООН по сохранению и утилизации ресурсов. Подчеркивается, что сегодня многие универсальные межправительственные организации, в том числе и специализированные учреждения ООН, обратились к экологической проблематике в связи с их профильной деятельностью. Анализируется экологическая компетенция ИКАО, ФАО и ИМО. Из региональных межправительственных организаций проанализирована экологическая компетенция Европейского Союза, Африканского Союза и АСЕН. Уделено также внимание деятельности ведущих международных неправительственных организаций в экологической сфере. Среди них МСОП и ВФДП. Последней, в частности, принадлежит инициатива по заключению договоров об обмене части внешнего долга на экологические проекты и программы («Debt-for-Nature Swaps»).
Копылов М.Н., Мишланова В.А. - Вклад международных организаций в решение экологических проблем |
|
c. 223-236
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.64990
Аннотация: В статье обосновывается, что международные организации являются не только наиболее адекватной институциональной базой международного природоохранного сотрудничества, но и обязательным звеном, без которого само функционирование международного экологического права не представляется возможным, раскрываются причины, не позволившие международному сообществу вплоть до настоящего времени создать единую универсальную международную межправительственную экологическую организацию. Обосновываются, что в современных условиях наиболее полной экологической компетенцией наделена ООН, которая приступила к разработке различных экологических проблем в 1949 г., когда состоялась хронологически первая Конференция ООН по сохранению и утилизации ресурсов. Подчеркивается, что сегодня многие универсальные межправительственные организации, в том числе и специализированные учреждения ООН, обратились к экологической проблематике в связи с их профильной деятельностью. Анализируется экологическая компетенция ИКАО, ФАО и ИМО. Из региональных межправительственных организаций проанализирована экологическая компетенция Европейского Союза, Африканского Союза и АСЕН. Уделено также внимание деятельности ведущих международных неправительственных организаций в экологической сфере. Среди них МСОП и ВФДП. Последней, в частности, принадлежит инициатива по заключению договоров об обмене части внешнего долга на экологические проекты и программы («Debt-for-Nature Swaps»).
Международные организации, международное право и внутригосударственное право |
Галузо В.Н. - Международное сотрудничество в системе функций прокуратуры Российской Федерации: pro et contra |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.11774
Аннотация: В статье обосновано суждение об исключении из перечня функций прокуратуры Российской Федерации функции международного сотрудничества. Анализ действующее законодательства о прокуратуре Российской Федерации (в первую очередь Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г., с последующими изменениями и дополнениями) позволяет утверждать о восьми функциях этого правоохранительного органа: надзор за исполнением законов; уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие прокуроров в рассмотрении дел судами; участие в правотворческой деятельности; международное сотрудничество; участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; для краткости предлагается поименовать функцию как участие прокуроров (и иных лиц прокуратуры) в заседаниях органов государственной власти; рассмотрение и разрешение прокуратурой заявлений, жалоб и иных обращений. Предназначение прокуратуры Российской Федерации - в осуществлении надзора за единообразным исполнением законодательства на территории Российской Федерации.
Галузо В.Н. - Международное сотрудничество в системе функций прокуратуры Российской Федерации: pro et contra |
|
c. 237-244
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.64989
Аннотация: В статье обосновано суждение об исключении из перечня функций прокуратуры Российской Федерации функции международного сотрудничества. Анализ действующее законодательства о прокуратуре Российской Федерации (в первую очередь Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г., с последующими изменениями и дополнениями) позволяет утверждать о восьми функциях этого правоохранительного органа: надзор за исполнением законов; уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие прокуроров в рассмотрении дел судами; участие в правотворческой деятельности; международное сотрудничество; участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; для краткости предлагается поименовать функцию как участие прокуроров (и иных лиц прокуратуры) в заседаниях органов государственной власти; рассмотрение и разрешение прокуратурой заявлений, жалоб и иных обращений. Предназначение прокуратуры Российской Федерации - в осуществлении надзора за единообразным исполнением законодательства на территории Российской Федерации.
Осипян Б.А. - Правовые основы международной безопасности |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.12111
Аннотация: В статье автор на конкретных попытках мирного и правомерного разрешения международных конфликтов раскрывает систему ценностных, целевых, принципиальных, институциональных и функциональных гарантий для установления и поддержания международной стабильности и безопасности. Отмечается, что Конституции некоторых цивилизованных государств выражают готовность на условиях взаимности с другими государствами на ограничение своего суверенитета в целях обеспечения общего порядка, безопасности и мира. Предложенная автором конституционная система-механизм раннего, т.е. преддоговорного, предупреждения региональных и глобальных конфликтов и проблем по сравнению с ныне используемыми механизмами может стать не менее важной гарантией поддержания международной безопасности и мира. По своей действенности она даже может иметь ряд существенных преимуществ перед теми механизмами, которые ныне установлены нормами международного права на уровне ООН и других авторитетных международных организаций. И дело состоит не столько и не только в отсутствии достаточных материальных и организационно-технических средств у международных правительственных и неправительственных организаций для предотвращения международных противостояний.
Осипян Б.А. - Правовые основы международной безопасности |
|
c. 245-254
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.64988
Аннотация: В статье автор на конкретных попытках мирного и правомерного разрешения международных конфликтов раскрывает систему ценностных, целевых, принципиальных, институциональных и функциональных гарантий для установления и поддержания международной стабильности и безопасности. Отмечается, что Конституции некоторых цивилизованных государств выражают готовность на условиях взаимности с другими государствами на ограничение своего суверенитета в целях обеспечения общего порядка, безопасности и мира. Предложенная автором конституционная система-механизм раннего, т.е. преддоговорного, предупреждения региональных и глобальных конфликтов и проблем по сравнению с ныне используемыми механизмами может стать не менее важной гарантией поддержания международной безопасности и мира. По своей действенности она даже может иметь ряд существенных преимуществ перед теми механизмами, которые ныне установлены нормами международного права на уровне ООН и других авторитетных международных организаций. И дело состоит не столько и не только в отсутствии достаточных материальных и организационно-технических средств у международных правительственных и неправительственных организаций для предотвращения международных противостояний.
Международные судебные органы |
Шовкринский А.Ю. - Особенности действия нормы об исчерпании внутренних средств правовой защиты в области прав человека |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.11872
Аннотация: Статья посвящена особенностям действия нормы об исчерпании внутренних средств правовой защиты в области прав человека. Рассматривается деятельность различных наднациональных и международных органов судебной власти. Особый упор делается на судебной практике Европейского суда по правам человека. Исследуются конкретные вопросы того что представляется собой исчерпание внутренних средств правовой защиты, вопросы объема исчерпания внутренних средств правовой защиты и целей данного правила международного права. Проведя анализ практики Европейского суда по правам человека, Европейской комиссии по правам человека и других правозащитных институтов, автор делает вывод, что при реализации правила исчерпания внутренних средств правовой защиты установился определенный баланс интересов между физическими лицами, которые обращаются в эти органы, и государствами-ответчиками. Этот баланс позволяет с одной стороны обеспечивать стабильность международного правопорядка, с другой – направлен на обеспечение прав и законных интересов личности.
Шовкринский А.Ю. - Особенности действия нормы об исчерпании внутренних средств правовой защиты в области прав человека |
|
c. 255-273
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.64987
Аннотация: Статья посвящена особенностям действия нормы об исчерпании внутренних средств правовой защиты в области прав человека. Рассматривается деятельность различных наднациональных и международных органов судебной власти. Особый упор делается на судебной практике Европейского суда по правам человека. Исследуются конкретные вопросы того что представляется собой исчерпание внутренних средств правовой защиты, вопросы объема исчерпания внутренних средств правовой защиты и целей данного правила международного права. Проведя анализ практики Европейского суда по правам человека, Европейской комиссии по правам человека и других правозащитных институтов, автор делает вывод, что при реализации правила исчерпания внутренних средств правовой защиты установился определенный баланс интересов между физическими лицами, которые обращаются в эти органы, и государствами-ответчиками. Этот баланс позволяет с одной стороны обеспечивать стабильность международного правопорядка, с другой – направлен на обеспечение прав и законных интересов личности.
Федорченко А.А. - Возмещение ущерба пострадавшим международными уголовными трибуналами |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.11699
Аннотация: В статье рассматривается вопрос возмещения ущерба пострадавшим от международного преступления международными трибуналами (Международным судом и международными трибуналами ad hoc). Рассматривается также деятельность и функции Трастового фонда Международного уголовного суда в интересах пострадавших от преступлений в пределах юрисдикции МУС. Автор констатирует, что существует практически всеобщее согласие относительно того, что жертвы серьезных международных преступлений имеют право на возмещение. Разногласия вызывает право, и особенно объем этого права, международных уголовных трибуналов на решение вопроса о предоставлении пострадавшим возмещения. Так, международные уголовные трибуналы ad hoc и Международный уголовный суд подходят к вопросу о возмещениях очень по-разному. Действующие ныне международные уголовные трибуналы ad hoc не выносят постановлений о возмещении пострадавшим. Трибуналы не могут предоставить пострадавшим компенсации, и не занимаются реституцией собственности. Международный уголовный суд, с другой стороны, способен обеспечивать пострадавших компенсациями, то есть у него несколько гражданско-правовой подход к вопросу о возмещениях. Суд может решить о предоставлении возмещения, а пострадавшим предоставлены права участия в процессе в том, что касается рассмотрения вопроса о возмещении.
Федорченко А.А. - Возмещение ущерба пострадавшим международными уголовными трибуналами |
|
c. 274-286
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.64986
Аннотация: В статье рассматривается вопрос возмещения ущерба пострадавшим от международного преступления международными трибуналами (Международным судом и международными трибуналами ad hoc). Рассматривается также деятельность и функции Трастового фонда Международного уголовного суда в интересах пострадавших от преступлений в пределах юрисдикции МУС. Автор констатирует, что существует практически всеобщее согласие относительно того, что жертвы серьезных международных преступлений имеют право на возмещение. Разногласия вызывает право, и особенно объем этого права, международных уголовных трибуналов на решение вопроса о предоставлении пострадавшим возмещения. Так, международные уголовные трибуналы ad hoc и Международный уголовный суд подходят к вопросу о возмещениях очень по-разному. Действующие ныне международные уголовные трибуналы ad hoc не выносят постановлений о возмещении пострадавшим. Трибуналы не могут предоставить пострадавшим компенсации, и не занимаются реституцией собственности. Международный уголовный суд, с другой стороны, способен обеспечивать пострадавших компенсациями, то есть у него несколько гражданско-правовой подход к вопросу о возмещениях. Суд может решить о предоставлении возмещения, а пострадавшим предоставлены права участия в процессе в том, что касается рассмотрения вопроса о возмещении.
Abgarjan D. - Relations between parties to a dispute and ITLOS |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.11623
Аннотация: ITLOS case study shows that it strongly contributed to the development of the international law of the sea. Author considers such cases that allowed ITLOS to contribute to the provisions regarding preservation and protection of the marine environment, delimitation of the maritime boundary and responsibilities of the States. The author affirms that Tribunal contributed to progressive development of the law of the See. In its practical activity ITLOS has already made much for the development of the international law of the sea, especially in determination of those institutes and concepts, which were not clearly enough provided for in the Convention. The most demonstrative in this respect is the realization of the competence of prompt release of vessels which is quite new for judicial procedure. In realizing this competence ITLOS had to interpret and concretize many articles of the Convention, especially as to the grounds for detention of foreign vessels in the EEZ and other areas of national jurisdiction; cleared up such an important rule of national law as the amount of financial security for a release of a ship: the rule is borne by international law and being common for many national systems became actually a general principle of law.
Abgarjan D.. - Relations between parties to a dispute and ITLOS |
|
c. 287-293
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.64985
Аннотация: ITLOS case study shows that it strongly contributed to the development of the international law of the sea. Author considers such cases that allowed ITLOS to contribute to the provisions regarding preservation and protection of the marine environment, delimitation of the maritime boundary and responsibilities of the States. The author affirms that Tribunal contributed to progressive development of the law of the See. In its practical activity ITLOS has already made much for the development of the international law of the sea, especially in determination of those institutes and concepts, which were not clearly enough provided for in the Convention. The most demonstrative in this respect is the realization of the competence of prompt release of vessels which is quite new for judicial procedure. In realizing this competence ITLOS had to interpret and concretize many articles of the Convention, especially as to the grounds for detention of foreign vessels in the EEZ and other areas of national jurisdiction; cleared up such an important rule of national law as the amount of financial security for a release of a ship: the rule is borne by international law and being common for many national systems became actually a general principle of law.
Shinkaretskaya G.G. - Смешанные уголовные трибуналы: новый вид правосудия? |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.11599
Аннотация: В статье речь идет о смешанных уголовных трибуналах, которые по мнению автора являются уголовными трибуналами третьего поколения. Исследуется история создания классических международных уголовных судов. Смешанные трибуналы, или «гибридные», или «интернационализированные», представляются собой институты в которых соединяются международные судебные учреждения, и судебные институции той страны, где были совершены соответствующие преступления; в этих трибуналах действуют иностранные (их часто называют международными) и национальные судьи, а в статутах встречаются нормы и международного и национального права. Автор считает, что первостепенной причиной создания смешанных уголовных трибуналов является неэффектиивность и национальных, и международных уголовных судов в расследовании международных преступлений. Смешанные трибуналы — достаточно гибкая форма предъявления ответственности в тех случаях, когда с помощью иных средств ничего достичь невозможно. Они достаточно гибкие и могут быть приспособлены к разным обвиняемым и разным деяниям.
Шинкарецкая Г.Г. - Смешанные уголовные трибуналы: новый вид правосудия? |
|
c. 294-303
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.64983
Аннотация: В статье речь идет о смешанных уголовных трибуналах, которые по мнению автора являются уголовными трибуналами третьего поколения. Исследуется история создания классических международных уголовных судов. Смешанные трибуналы, или «гибридные», или «интернационализированные», представляются собой институты в которых соединяются международные судебные учреждения, и судебные институции той страны, где были совершены соответствующие преступления; в этих трибуналах действуют иностранные (их часто называют международными) и национальные судьи, а в статутах встречаются нормы и международного и национального права. Автор считает, что первостепенной причиной создания смешанных уголовных трибуналов является неэффектиивность и национальных, и международных уголовных судов в расследовании международных преступлений. Смешанные трибуналы — достаточно гибкая форма предъявления ответственности в тех случаях, когда с помощью иных средств ничего достичь невозможно. Они достаточно гибкие и могут быть приспособлены к разным обвиняемым и разным деяниям.
Интеграционное право и наднациональные объединения |
Рыжов В.Б. - Проявление закономерностей интеграции в организации и деятельности Всемирной торговой организации |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.11581
Аннотация: На примере Всемирной торговой организации автор рассматривает влияние такого феномена как интеграция на демократию и институциональную организации государств и международных организаций. Автор считает, что единственным надежным методом централизации и интеграции в международном объединении такой важной сферы деятельности, как торговля, является судебное разрешение разногласий между государствами-участниками относительно толкования принятых норм. Однако перенос судебных полномочий от государств к международной организации поднимает вопрос о совместимости такого порядка вещей с национальными конституциями. Кроме того, пересмотр национального законодательства судебными органами организации создает опасность непредусмотренного расширения компетенций организации за рамки, установленные для нее суверенными государствами — участниками. Тогда становится возможным возникновение конфликта между актами организации и национальным законодательством, что отражает различие в ценностях. Придание праву организации эффекта прямого действия без одобрения их представительными органами ставит под вопрос одно из непременных условий существования международных отношений — господства права, а отсюда и сомнения в легитимности и демократичности такого положения. В качестве вывода автор утверждает, что единственным резервуаром опыта в этой ситуации становятся сами государства. Но вряд ли возможен прямой перенос этого опыта на международный уровень. Таким образом, можно констатировать, что противоречие между двумя жизненно важными проблемами — интеграцией и демократией — пока не решено, и не создано и удовлетворительной теории разрешения этого противоречия.
Рыжов В.Б. - Проявление закономерностей интеграции в организации и деятельности Всемирной торговой организации |
|
c. 304-312
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.64984
Аннотация: На примере Всемирной торговой организации автор рассматривает влияние такого феномена как интеграция на демократию и институциональную организации государств и международных организаций. Автор считает, что единственным надежным методом централизации и интеграции в международном объединении такой важной сферы деятельности, как торговля, является судебное разрешение разногласий между государствами-участниками относительно толкования принятых норм. Однако перенос судебных полномочий от государств к международной организации поднимает вопрос о совместимости такого порядка вещей с национальными конституциями. Кроме того, пересмотр национального законодательства судебными органами организации создает опасность непредусмотренного расширения компетенций организации за рамки, установленные для нее суверенными государствами — участниками. Тогда становится возможным возникновение конфликта между актами организации и национальным законодательством, что отражает различие в ценностях. Придание праву организации эффекта прямого действия без одобрения их представительными органами ставит под вопрос одно из непременных условий существования международных отношений — господства права, а отсюда и сомнения в легитимности и демократичности такого положения. В качестве вывода автор утверждает, что единственным резервуаром опыта в этой ситуации становятся сами государства. Но вряд ли возможен прямой перенос этого опыта на международный уровень. Таким образом, можно констатировать, что противоречие между двумя жизненно важными проблемами — интеграцией и демократией — пока не решено, и не создано и удовлетворительной теории разрешения этого противоречия.
Королев Г.А. - Основные аспекты налоговой политики Европейского Союза |
|
c. 313-317
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.64982
Аннотация: Автор рассматривает основные вопросы налогового права и политики Европейского Союза. Рассматриваются правовые основы налоговой политики, компетенция Евросоюза и государств-членов в налоговой сфере. Автор считает, что ключевыми принципами координации налогового администрирования государств-членов в ЕС являются: устранение дискриминации и двойного налогообложения; предотвращение злоупотреблений налоговыми правами; снижение издержек, связанных с налогообложением доходов в разных налоговых юрисдикциях. Автор отмечает, что именно создание общего рынка ЕС в 60-х годах XX века и его трансформация в единый внутренний рынок в начале 90-х годов потребовали создания условий формирования принципов и норм в области налогов и сборов, которые бы обеспечивали реализацию основных свобод: свободное движение товаров, услуг, лиц и капитала между государствами-членами ЕС. Согласно праву ЕС эти свободы не должны ограничиваться какими-либо препятствиями, в частности, налогового характера. Соответственно, процесс координации налоговых систем государств-членов ЕС был призван, прежде всего, обеспечить единство внутреннего рынка ЕС.
Губарец Д.П. - Лиссабонский договор: формирование компетенций ЕС в области общей внешней политики и политики безопасности |
|
c. 318-325
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.64981
Аннотация: В статье анализируются изменения, внесенные в порядок формирования компетенций ЕС в области общей внешней политики и политики безопасности. Утверждается, что тенденцией этих изменений является усиление полномочий институтов Союза. Исследуются особенности распределения компетенций между Союзом, Сообществами и государствами-членами ЕС в сфере общей внешней политики и политики безопасности. Автор утверждает, что в результате принятия и введения в действие Лиссабонского договора слияния между первой и второй «опорами» не произошло, поскольку в Европейском союзе, при всей его схожести с федеративным образованием, нет политической интеграции; поэтому сохраняется опасность подчинения внешнеэкономической политики общим внешнеполитическим интересам. Эти интересы формируются отдельными государствами и соответствующие решения не могут приниматься на наднациональном уровне. Фиксированных рамок понятия «общая внешняя политика и безопасность» не существует, и их определение, в соответствии с общим характером этой сферы деятельности, оставлено на усмотрение государств.
Королёв Г.А. - Основные аспекты налоговой политики Европейского Союза |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.11558
Аннотация: Автор рассматривает основные вопросы налогового права и политики Европейского Союза. Рассматриваются правовые основы налоговой политики, компетенция Евросоюза и государств-членов в налоговой сфере. Автор считает, что ключевыми принципами координации налогового администрирования государств-членов в ЕС являются: устранение дискриминации и двойного налогообложения; предотвращение злоупотреблений налоговыми правами; снижение издержек, связанных с налогообложением доходов в разных налоговых юрисдикциях. Автор отмечает, что именно создание общего рынка ЕС в 60-х годах XX века и его трансформация в единый внутренний рынок в начале 90-х годов потребовали создания условий формирования принципов и норм в области налогов и сборов, которые бы обеспечивали реализацию основных свобод: свободное движение товаров, услуг, лиц и капитала между государствами-членами ЕС. Согласно праву ЕС эти свободы не должны ограничиваться какими-либо препятствиями, в частности, налогового характера. Соответственно, процесс координации налоговых систем государств-членов ЕС был призван, прежде всего, обеспечить единство внутреннего рынка ЕС.
Губарец Д.П. - Лиссабонский договор: формирование компетенций ЕС в области общей внешней политики и политики безопасности |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0633.2014.2.11588
Аннотация: В статье анализируются изменения, внесенные в порядок формирования компетенций ЕС в области общей внешней политики и политики безопасности. Утверждается, что тенденцией этих изменений является усиление полномочий институтов Союза. Исследуются особенности распределения компетенций между Союзом, Сообществами и государствами-членами ЕС в сфере общей внешней политики и политики безопасности. Автор утверждает, что в результате принятия и введения в действие Лиссабонского договора слияния между первой и второй «опорами» не произошло, поскольку в Европейском союзе, при всей его схожести с федеративным образованием, нет политической интеграции; поэтому сохраняется опасность подчинения внешнеэкономической политики общим внешнеполитическим интересам. Эти интересы формируются отдельными государствами и соответствующие решения не могут приниматься на наднациональном уровне. Фиксированных рамок понятия «общая внешняя политика и безопасность» не существует, и их определение, в соответствии с общим характером этой сферы деятельности, оставлено на усмотрение государств.
|
|