по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 11, 2022
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 23-12-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2022
Дискуссионная трибуна
Вронская М.В. - Распространение КОВИД-19 как обстоятельство непреодолимой силы в контексте освобождения от гражданско-правовой ответственности c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0706.2022.11.39084

EDN: HZQUJE

Аннотация: Предметом исследования в данной работе является трансформация практики применения законодательства, регулирующего основания освобождения от гражданско-правовой ответственности в период пандемии. Авторы подробно анализируют содержание таких смежных категорий: «непреодолимая сила», «форс-мажор» и «форс-мажорная оговорка». В статье освещены особенности освобождения от гражданско-правовой ответственности в силу непреодолимых обстоятельств, их доктринальное уяснение, соотношение дефиниций. Отдельно проанализированы материалы правоприменительной практики споров, связанных с неисполнением обязательств по причине введения режима ограничительных мер, связанных с распространением КОВИД-19, в конктексте выявления природы таких ограничительных мер и возможности их отнесения к форс-мажорным обстоятельствам, освобождающим от гражданско-правовой ответственности. Новизна исследования определяется незначительным количеством научных трудов, широким кругом правовых проблем, возникших в результате многочисленной судебной практики исполнения обязательств в условиях реализации ограничительных мер и режима самоизоляции в контексте противодействия распространению COVID-19 . Особое внимание уделяется анализу нормативно правовых актов, определяющих особенности реализации договорных обязательств между контрагентами ввиду введения ограничительных мер в период пандемии, формулируются авторские выводы и предложения. Основными выводами автора являются: пандемия COVID-19 сама по себе не относится к обстоятельству непреодолимой силы, но в качестве разновидности форс-мажора квалифицируется российскими судами, в связи с чем авторы полагают необходимым предложить новую редакцию ст.401 ГК РФ.
Власть и управление
Ембулаева Н.Ю., Шаповалов А.В., Случевский В.Г. - Трансформация отдельных принципов формирования и деятельности органов публичной власти c. 14-22

DOI:
10.7256/2454-0706.2022.11.39308

EDN: TIYVYM

Аннотация: Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с реализацией отдельных принципов формирования и функционирования органов публичной власти различных уровней. Анализируется принцип выборности должностных лиц законодательных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, а также глав субъектов Российской Федерации. В статье исследован вопрос о трансформации принципов деятельности органов публичной власти с точки зрения сочетания публичных и частных интересов, реализуемых в деятельности властных структур. Особое внимание уделяется принципам поддержания доверия граждан к действиям государства, принципу народосбережения и принципу ответственности органов власти перед избирателями (институту отзыва выборного лица).   Основными выводами проведенного исследования являются предложения по закреплению в законодательстве образовательных цензов в отношении должностных лиц федеральных и региональных органов государственной власти. Представляется целесообразным закрепить требование о наличии высшего образования у лиц, претендующих на должности главы государства, глав субъектов Российской Федерации, а также депутатов законодательных органов власти. Необходимым является также создание и отражение в законодательстве механизмов отзыва населением всех выборных должностных лиц, если они недобросовестно относятся к реализации своих полномочий и не оправдывают возложенного на них народного доверия. В условиях демографических вызовов также целесообразно закрепление принципа народосбережения в деятельности публичной власти.
Теория
Пурге А.Р., Муртазозода Д.С. - К вопросу о необходимости расширения правового регулирования отношений суррогатного материнства в России c. 23-31

DOI:
10.7256/2454-0706.2022.11.39395

EDN: ZPOWAL

Аннотация: Предметом исследования являются нормативно-правовые положения института суррогатного материнства в Российской Федерации. Объектом настоящего исследования является понятие и сущность суррогатного материнства как метода вспомогательных репродуктивных технологий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Методологическая основа представлена совокупностью методов научного познания объективной правовой действительности, примененных в ходе подготовки и написания: компаративистский анализ (он же - сравнительно-правовой метод), а также формально-юридический метод. Кроме того, в числе использованных автором методов научного познания объективной правовой действительности также логический метод, системно-структурный анализ, метод правового моделирования.   Резкое падение в 2022 году рождаемости в России обостряет вопрос о скорейшем законодательном установлении правовых механизмов, которые не использованы еще российским государством, но которые вполне способны содействовать российским гражданам в применении вспомогательных репродуктивных технологий, преодолении бесплодия и, в конечном счете, в осуществлении их конвенционных и законных прав на создание семьи и продолжение рода. Автором проведено по материалам сайтов, специализирующихся на информировании граждан о вспомогательных репродуктивных технологиях, социологическое наблюдение, выявлены наиболее типичные проблемные и конфликтные ситуации в отношениях потенциальных биологических родителей и потенциальных суррогатных матерей, сделаны выводы и предложения по устранению из социальной практики выявленных проблем. В частности, сделан вывод о необходимости организации при родильных домах отделений, специализирующихся на наблюдении за состоянием суррогатных мам и выполнением ими медицинских рекомендаций, в том числе – соблюдением режима сохранения беременности.
Правовая и политическая мысль
Горбань В.С., Груздев В.С. - О разнообразии «чистых» учений о праве c. 32-43

DOI:
10.7256/2454-0706.2022.11.39415

EDN: ZZQHPY

Аннотация: Предметом исследования является одна из гносеологических проблем в истории политической и правовой мысли, а также современной теории государства и права. Речь идёт о попытках авторов различных исторических периодов, по крайней мере на протяжении последних двух веков, сконструировать некую модель изучения права как «чистого» феномена, либо призывах к «чистоте» методов его познания. В современной юридической литературе сложилось устойчивое мнение о том, что «чистое учение о праве» является творческим результатом австрийского юриста Г. Кельзена. Его учение часто вариант логического позитивизма, в котором была создана интерпретационная модель права, в которой одному предмету соответствует специальный и единственный метод – юридический, а все остальные объявлялись лишними. В действительности в истории юридической мысли не раз предпринимались попытки написания «чистых» учений о праве, причем задолго до Г. Кельзена. Научная новизна исследования заключается в анализе и освещении новых граней истории политической и правовой мысли, которые ранее оставались совершенно неизученными как в отечественной, так и зарубежной политико-правовой мысли. В статье проанализированы как известные, так и практически неизвестные ранее ученые и мыслители, которые разработали оригинальные концепции «чистых учений о праве». В связи с этим учение Г. Кельзена обосновано рассматривается как один из множества вариантов такого рода учений, уникальность которого связана лишь с идеей интерпретации как философской парадигмы, что позволило ему объединить известные юридические понятия и приемы в рамках методологического учения о праве.
Человек и государство
Демченко М.С. - Конституционность правовых режимов в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19 c. 44-58

DOI:
10.7256/2454-0706.2022.11.39085

EDN: WJVIIW

Аннотация: Появление новой коронавирусной инфекции бросило серьезный вызов всему мировому сообществу и потребовало принятия неотложных, экстраординарных мер для минимизации последствий пандемии. В истории современной России чрезвычайная ситуация национального масштаба произошла впервые. В подобных условиях государству потребовались экстренные меры реагирования, которые в том числе затрагивали и механизм правового регулирования. Безусловно, режим правового регулирования в чрезвычайных ситуациях имеет существенное отличие от повседневного законодательного регулирования. Автором подробно рассматривается вопрос конституционно-правового регулирования чрезвычайных ситуаций подобного рода, проводится анализ и соотношение с фактическим правовым регламентированием. Исследуются особенности организационной деятельности публичной власти в условиях пандемии. Особое внимание уделяется правам человека в условиях распространения COVID-19. Автор приходит к выводу о том, что вместо применения действующего и понятного регламента, установленного Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ, предусматривающего введение как на территории страны, так и в ее отдельных местностях режима чрезвычайного положения со всеми вытекающими последствиями властвующими субъектами был выбран иной способ правового разрешения, породивший скоротечное изменение чрезвычайного законодательства. Основная проблема, по мнению автора, лежит в неправильном применении положений Конституции РФ, так как из системного и взаимосвязанного толкования статьей 55 и 56 Конституции РФ следует, что они регулируют одни и те же общественные отношения. Однако ст. 56, в отличии от 55, имеет специальные основания применения, поэтому к ним необходимо применять принцип lex specialis derogate legi generali, то есть предпочтение должно отдаваться специальной норме. Помимо этого, автором предлагается принятие единого нормативно-правового акта, который бы объединил между собой различного рода чрезвычайные ситуации, придал системность и упорядоченность правовому регулированию.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.