по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 07, 2016
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 27-07-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2016
Государственные институты и правовые системы
Ларичев А.А. - Правовое регулирование административного контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления в Канаде

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.16788

Аннотация: Объектом настоящего исследования является институт административного контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления в Канаде. Предметом выступают нормативно-правовые источники, а также научная и аналитическая литература по теме исследования. Анализируя данный институт, автор уделяет внимание таким вопросам, как формы административного контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления; их внутреннее содержание и особенности; отличия в регулировании соответствующих вопросов в законодательстве различных провинций Канады. В исследовании, помимо изучения научной и аналитической литературы, использован метод анализа нормативно-правовых источников, регулирующих административный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления со стороны органов государственной власти провинций. Анализ форм административного контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления в Канаде позволяет сделать вывод о широком его применении на всех стадиях управленческой деятельности. Несмотря на наметившиеся тенденции по расширению правосубъектности муниципалитетов, приобретению ими дискреционных полномочий, административный контроль сохраняет значимую роль во взаимоотношениях органов государственной власти и местного самоуправления. При этом правоприменительная практика свидетельствует о наличии проблем в указанной сфере, связанных, в том числе со случаями формального подхода региональных органов власти к своим контрольным полномочиям.
Ларичев А.А. - Правовое регулирование административного контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления в Канаде c. 830-834

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.52656

Аннотация: Объектом настоящего исследования является институт административного контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления в Канаде. Предметом выступают нормативно-правовые источники, а также научная и аналитическая литература по теме исследования. Анализируя данный институт, автор уделяет внимание таким вопросам, как формы административного контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления; их внутреннее содержание и особенности; отличия в регулировании соответствующих вопросов в законодательстве различных провинций Канады. В исследовании, помимо изучения научной и аналитической литературы, использован метод анализа нормативно-правовых источников, регулирующих административный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления со стороны органов государственной власти провинций. Анализ форм административного контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления в Канаде позволяет сделать вывод о широком его применении на всех стадиях управленческой деятельности. Несмотря на наметившиеся тенденции по расширению правосубъектности муниципалитетов, приобретению ими дискреционных полномочий, административный контроль сохраняет значимую роль во взаимоотношениях органов государственной власти и местного самоуправления. При этом правоприменительная практика свидетельствует о наличии проблем в указанной сфере, связанных, в том числе со случаями формального подхода региональных органов власти к своим контрольным полномочиям.
Ившина И.Н. - Территориальный состав федеративного государства: принципы формирования и конституционное закрепление c. 835-841

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.52657

Аннотация: Предметом данного исследования является историко-правовой опыт формирования территориального и субъектного состава федеративных государств мира и соответствующий комплекс конституционных норм, закрепленных в текстах федеральных конституций. Изучению подверглись конституции, более пятидесяти федеративных государств, принятые в момент создания федерации. В статье анализируются способы конституционного закрепления субъектного состава федерации, принципы формирования территории субъектов федерации, порядок изменения границ между ними, принципы формирования федеральных территорий и столичных округов в составе федерации. В рамках целостно-системного подхода, диалектики и на основе принципа историзма были использованы сравнительно-правовой метод и метод формально-юридического анализа. Выводы: Отсутствие нормативного закрепления субъектного состава федерации в тексте федеральной конституции является пробелом, который необходимо восполнить; однако не следует делать однозначного вывода об отсутствии федеративного начала в организации публичной власти: для этого нужно проанализировать весь комплекс конституционных норм. Наиболее стабильными стали те федерации, конституции которых изначально содержали полный перечень фактически вошедших в состав субъектов федерации, предусматривали условия для вхождения новых субъектов, закрепляли порядок пересмотра границ между субъектами федерации. Следует признать положительным опыт тех федераций, формирование территории которых осуществлялось, исходя из принципа экономической самодостаточности каждого субъекта федерации, где в основу формирования территории был положен территориальный принцип, и где с учетом географических и климатических условий часть территории федерации оставалась под прямым управлением федеральных властей, не переходя в состав территории какого-либо субъекта федерации, и не создавая асимметрии его правового статуса.
Ившина И.Н. - Территориальный состав федеративного государства: принципы формирования и конституционное закрепление

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.13019

Аннотация: Предметом данного исследования является историко-правовой опыт формирования территориального и субъектного состава федеративных государств мира и соответствующий комплекс конституционных норм, закрепленных в текстах федеральных конституций. Изучению подверглись конституции, более пятидесяти федеративных государств, принятые в момент создания федерации. В статье анализируются способы конституционного закрепления субъектного состава федерации, принципы формирования территории субъектов федерации, порядок изменения границ между ними, принципы формирования федеральных территорий и столичных округов в составе федерации. В рамках целостно-системного подхода, диалектики и на основе принципа историзма были использованы сравнительно-правовой метод и метод формально-юридического анализа. Выводы: Отсутствие нормативного закрепления субъектного состава федерации в тексте федеральной конституции является пробелом, который необходимо восполнить; однако не следует делать однозначного вывода об отсутствии федеративного начала в организации публичной власти: для этого нужно проанализировать весь комплекс конституционных норм. Наиболее стабильными стали те федерации, конституции которых изначально содержали полный перечень фактически вошедших в состав субъектов федерации, предусматривали условия для вхождения новых субъектов, закрепляли порядок пересмотра границ между субъектами федерации. Следует признать положительным опыт тех федераций, формирование территории которых осуществлялось, исходя из принципа экономической самодостаточности каждого субъекта федерации, где в основу формирования территории был положен территориальный принцип, и где с учетом географических и климатических условий часть территории федерации оставалась под прямым управлением федеральных властей, не переходя в состав территории какого-либо субъекта федерации, и не создавая асимметрии его правового статуса.
Трансформация правовых и политических систем
Геворгян М.А. - К вопросу о способах защиты семейных прав в свете изменений СК РФ

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.19513

Аннотация: Статья посвящена анализу изменений законодательства о защите семейных прав. Вступившие в силу с 10 января 2016 года новые редакции статей Семейного кодекса РФ призваны устранить пробел в правовом регулировании и расширить перечень способов защиты семейных прав. Однако сделан вывод, что указанные изменения не могут быть признаны достаточными в современных условиях развития семейных отношений и накопленной правоприменительной практики. Попытки принятия точечных изменений в СК РФ, как представляется, не принесут желаемого результата, требуется проработанная концептуальная основа для модернизации семейного законодательства. Сделан вывод, что проблема способов защиты семейных прав носит межотраслевой характер, поскольку затрагивает вопросы применения общеправовых принципов, вытекающих из Конституции РФ и принципов, указанных в кодифицированных актах гражданского и семейного законодательства РФ. Позиционирование семейного права как самостоятельной отрасли российского права ставит непростую задачу разработки общеправовых, отраслевых и межотраслевых способов защиты семейных прав, обоснование возможности и допустимости применения к семейным отношениям гражданско-правовых способов защиты, предусмотренных в ст. 12 ГК РФ, формирование перечня способов защиты семейных прав и его закрепление в ст. 8 СК РФ. В отечественном законодательстве не разработаны и в Семейном кодексе РФ отсутствуют необходимые общие положения о защите семейных прав: о формах и способах защиты семейных прав; о роли и месте медиации в разрешении семейно-правовых споров (конфликтов); о самозащите семейных прав; о принципах защиты семейных прав и законных интересов, о системе способов защиты или хотя бы их перечне. Общие положения о защите семейных прав и законных интересов должны стать основой для последующей конкретизации в нормах особенной части Семейного кодекса РФ.
Геворгян М.А. - К вопросу о способах защиты семейных прав в свете изменений СК РФ c. 842-848

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.52658

Аннотация: Статья посвящена анализу изменений законодательства о защите семейных прав. Вступившие в силу с 10 января 2016 года новые редакции статей Семейного кодекса РФ призваны устранить пробел в правовом регулировании и расширить перечень способов защиты семейных прав. Однако сделан вывод, что указанные изменения не могут быть признаны достаточными в современных условиях развития семейных отношений и накопленной правоприменительной практики. Попытки принятия точечных изменений в СК РФ, как представляется, не принесут желаемого результата, требуется проработанная концептуальная основа для модернизации семейного законодательства. Сделан вывод, что проблема способов защиты семейных прав носит межотраслевой характер, поскольку затрагивает вопросы применения общеправовых принципов, вытекающих из Конституции РФ и принципов, указанных в кодифицированных актах гражданского и семейного законодательства РФ. Позиционирование семейного права как самостоятельной отрасли российского права ставит непростую задачу разработки общеправовых, отраслевых и межотраслевых способов защиты семейных прав, обоснование возможности и допустимости применения к семейным отношениям гражданско-правовых способов защиты, предусмотренных в ст. 12 ГК РФ, формирование перечня способов защиты семейных прав и его закрепление в ст. 8 СК РФ. В отечественном законодательстве не разработаны и в Семейном кодексе РФ отсутствуют необходимые общие положения о защите семейных прав: о формах и способах защиты семейных прав; о роли и месте медиации в разрешении семейно-правовых споров (конфликтов); о самозащите семейных прав; о принципах защиты семейных прав и законных интересов, о системе способов защиты или хотя бы их перечне. Общие положения о защите семейных прав и законных интересов должны стать основой для последующей конкретизации в нормах особенной части Семейного кодекса РФ.
Закон и правопорядок
Филимонов И.А., Филимонов А.А. - Совершенствование уголовного и уголовно-исполнительного законодательства о наказании в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.19381

Аннотация: Статья посвящена наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является - как важному средству уголовно-правового воздействия на правовой статус преступника. Авторами проведен подробный анализ норм международного и отечественного уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, касающихся вопросов назначения и исполнения уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Рассматриваются особенности данного вида наказания, его особая роль и место в системе уголовных наказаний. В ходе проведения исследования использовался формально-логический метод, системный анализ норм российского законодательства, сравнительное правоведение. Авторы приходят к выводу о необходимости внесения дополнений и изменений в ч. 2 ст. 34 УИК РФ в следующем виде: «соблюдать порядок и условия исполнения наказания, предусмотренные настоящим Кодексом; в течение суток устно, а затем в течение трех дней письменно уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию об уклонении осужденных от отбывания наказания; всячески содействовать достижению целей наказания». Предлагается новая редакция ст. 37 УИК РФ. Авторам представляется целесообразным изменить тяжесть данного наказания, пересмотреть его место в ст. 44 УК РФ, а также изменить его сроки в качестве основного и дополнительного наказания, пересмотреть правовые условия погашения судимости после отбытия этого наказания, а так же внести дополнение в ч. 1 ст. 47 УК РФ о распространении этого наказания на лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Филимонов И.А., Филимонов А.А. - Совершенствование уголовного и уголовно-исполнительного законодательства о наказании в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью c. 849-855

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.52659

Аннотация: Статья посвящена наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является - как важному средству уголовно-правового воздействия на правовой статус преступника. Авторами проведен подробный анализ норм международного и отечественного уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, касающихся вопросов назначения и исполнения уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Рассматриваются особенности данного вида наказания, его особая роль и место в системе уголовных наказаний. В ходе проведения исследования использовался формально-логический метод, системный анализ норм российского законодательства, сравнительное правоведение. Авторы приходят к выводу о необходимости внесения дополнений и изменений в ч. 2 ст. 34 УИК РФ в следующем виде: «соблюдать порядок и условия исполнения наказания, предусмотренные настоящим Кодексом; в течение суток устно, а затем в течение трех дней письменно уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию об уклонении осужденных от отбывания наказания; всячески содействовать достижению целей наказания». Предлагается новая редакция ст. 37 УИК РФ. Авторам представляется целесообразным изменить тяжесть данного наказания, пересмотреть его место в ст. 44 УК РФ, а также изменить его сроки в качестве основного и дополнительного наказания, пересмотреть правовые условия погашения судимости после отбытия этого наказания, а так же внести дополнение в ч. 1 ст. 47 УК РФ о распространении этого наказания на лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Редчиц М.А. - Уголовно-правовая характеристика уничтожения и повреждения объектов культурного наследия (ч. 1 ст. 243 УК РФ)

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.19483

Аннотация: Статья посвящена анализу уголовно-правовых характеристик изменённой в 2013 году статьи 243 Уголовного кодекса Российской Федерации. Непосредственным предметом исследования выбраны объекты культурного наследия и выявленные объекты культурного наследия как предметы преступления означенной статьи. Рассмотрение вопроса проводится по классической схеме "объект-объективная сторона-субъективная сторона-субъект", где в каждом параграфе статьи автором делаются определённые научные выводы. В работе обозначена актуальность темы исследования, проводится анализ действующего национального законодательства и судебной практики, доктринальных взглядов. В работе используются общенаучные и частнонаучные методы исследования: диалектический, системный, логический, моделирования, формально-юридический и другие. В работе даётся обоснование правомерности отнесения статьи к гл. 25 УК РФ по признаку видового объекта состава преступления – отношений общественной нравственности. Приводится характеристика объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия как новых предметов преступления и выделяет их основные черты. Автор формулирует правила квалификации деяний по ст. 243 УК, а также рассматривает случаи конкуренции норм ст. 243 и 167 УК, разграничивает составы преступлений ст. 243 и 214 УК. Обосновывается возможность включения в субъективную сторону косвенного умысла как формы вины с учётом теоретического положения о материальном составе преступления. Приводятся аргументы в пользу включения собственника объекта культурного наследия в круг субъектов состава преступления ст. 243 УК.
Редчиц М.А. - Уголовно-правовая характеристика уничтожения и повреждения объектов культурного наследия (ч. 1 ст. 243 УК РФ) c. 856-862

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.52660

Аннотация: Статья посвящена анализу уголовно-правовых характеристик изменённой в 2013 году статьи 243 Уголовного кодекса Российской Федерации. Непосредственным предметом исследования выбраны объекты культурного наследия и выявленные объекты культурного наследия как предметы преступления означенной статьи. Рассмотрение вопроса проводится по классической схеме "объект-объективная сторона-субъективная сторона-субъект", где в каждом параграфе статьи автором делаются определённые научные выводы. В работе обозначена актуальность темы исследования, проводится анализ действующего национального законодательства и судебной практики, доктринальных взглядов. В работе используются общенаучные и частнонаучные методы исследования: диалектический, системный, логический, моделирования, формально-юридический и другие. В работе даётся обоснование правомерности отнесения статьи к гл. 25 УК РФ по признаку видового объекта состава преступления – отношений общественной нравственности. Приводится характеристика объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия как новых предметов преступления и выделяет их основные черты. Автор формулирует правила квалификации деяний по ст. 243 УК, а также рассматривает случаи конкуренции норм ст. 243 и 167 УК, разграничивает составы преступлений ст. 243 и 214 УК. Обосновывается возможность включения в субъективную сторону косвенного умысла как формы вины с учётом теоретического положения о материальном составе преступления. Приводятся аргументы в пользу включения собственника объекта культурного наследия в круг субъектов состава преступления ст. 243 УК.
Новиков Д.О. - Применение физической силы добровольными народными дружинниками, в рамках Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка»: вопросы теории.

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.19604

Аннотация: Объектом исследования являются общественные отношения в сфере применения добровольными народными дружинниками физической силы. Особое внимание уделяется законности и основаниям применения физической силы дружинниками, в целях самозащиты, защиты третьих лиц и обеспечительной меры, для выполнения некоторых из задач. Автор подробно рассматривает вопросы соотношения необходимой обороны в рамках федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка" и Уголовного кодекса РФ, вопросы правомерности задержания правонарушителей и лиц застигнутых на месте совершения преступления дружинниками. В ходе исследования проведено сравнение законодательства, регулирующего деятельность дружинников, с законом "О полиции", также были использованы нормы УК РФ, и КоАП РФ, с целью изучения возможностей применения физической силы дружинниками и соответствия этих возможностей законодательству. В ходе исследования изучена судебная практика сложившаяся с момента вступления закона в силу и приведен краткий обзор зарубежного опыта (Белоруссия, Таджикистан, Япония, Великобритания) деятельности лиц, принимающих участия в охране общественного порядка и возможности применения физической силы данными лицами. С момента вступления федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка" прошло более двух лет, однако вопросы применения физической силы дружинниками не исследованы, в законодательстве имеются коллизии с уголовным законодательством, не отрегулирован вопрос применения физической силы дружинниками, как обеспечительной меры, что ставит под сомнение возможность реализации возложенных на них задач в полном объеме. Правовые аспекты применения физической силы должны иметь единый знаменатель в действующем законодательстве, чего в настоящее время не наблюдается.
Новиков Д.О. - Применение физической силы добровольными народными дружинниками, в рамках Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка»: вопросы теории. c. 863-869

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.52661

Аннотация: Объектом исследования являются общественные отношения в сфере применения добровольными народными дружинниками физической силы. Особое внимание уделяется законности и основаниям применения физической силы дружинниками, в целях самозащиты, защиты третьих лиц и обеспечительной меры, для выполнения некоторых из задач. Автор подробно рассматривает вопросы соотношения необходимой обороны в рамках федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка" и Уголовного кодекса РФ, вопросы правомерности задержания правонарушителей и лиц застигнутых на месте совершения преступления дружинниками. В ходе исследования проведено сравнение законодательства, регулирующего деятельность дружинников, с законом "О полиции", также были использованы нормы УК РФ, и КоАП РФ, с целью изучения возможностей применения физической силы дружинниками и соответствия этих возможностей законодательству. В ходе исследования изучена судебная практика сложившаяся с момента вступления закона в силу и приведен краткий обзор зарубежного опыта (Белоруссия, Таджикистан, Япония, Великобритания) деятельности лиц, принимающих участия в охране общественного порядка и возможности применения физической силы данными лицами. С момента вступления федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка" прошло более двух лет, однако вопросы применения физической силы дружинниками не исследованы, в законодательстве имеются коллизии с уголовным законодательством, не отрегулирован вопрос применения физической силы дружинниками, как обеспечительной меры, что ставит под сомнение возможность реализации возложенных на них задач в полном объеме. Правовые аспекты применения физической силы должны иметь единый знаменатель в действующем законодательстве, чего в настоящее время не наблюдается.
Власть и управление
Занко Т.А. - К вопросу о соотношении понятий «государственный служащий», «лицо, замещающее государственную должность», «должностное лицо», «чиновник»

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.19676

Аннотация: В статье на основе исследования нормативных правовых актов по вопросам организации и прохождения государственной службы Российской Федерации, законодательства об уголовной и административной ответственности, судебной практики, исторических документов проводится анализ и сопоставление понятий «государственный служащий», «лицо, замещающее государственную должность», «должностное лицо», «чиновник». Статья направлена на последовательное установление отличительных особенностей указанных выше понятий, формирование их юридически верного понимания на основе практических ситуаций и примеров организации системы государственной службы. При проведении исследования использовались формально-юридический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой и исторический методы, которые позволили обеспечить комплексное изучение рассматриваемых понятий. Корректное, юридически выверенное использование понятий «должность государственной службы», «государственная должность», «должностное лицо», «чиновник» позволять избежать ошибок и недоразумений при публичных выступлениях, а также в политико-правовых текстах, в особенности при анализе или комментировании принятых нормативных правовых актов по вопросам организации и прохождения государственной службы.
Занко Т.А. - К вопросу о соотношении понятий «государственный служащий», «лицо, замещающее государственную должность», «должностное лицо», «чиновник» c. 870-873

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.52662

Аннотация: В статье на основе исследования нормативных правовых актов по вопросам организации и прохождения государственной службы Российской Федерации, законодательства об уголовной и административной ответственности, судебной практики, исторических документов проводится анализ и сопоставление понятий «государственный служащий», «лицо, замещающее государственную должность», «должностное лицо», «чиновник». Статья направлена на последовательное установление отличительных особенностей указанных выше понятий, формирование их юридически верного понимания на основе практических ситуаций и примеров организации системы государственной службы. При проведении исследования использовались формально-юридический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой и исторический методы, которые позволили обеспечить комплексное изучение рассматриваемых понятий. Корректное, юридически выверенное использование понятий «должность государственной службы», «государственная должность», «должностное лицо», «чиновник» позволять избежать ошибок и недоразумений при публичных выступлениях, а также в политико-правовых текстах, в особенности при анализе или комментировании принятых нормативных правовых актов по вопросам организации и прохождения государственной службы.
Международные отношения: системы взаимодействия
Иванов А.В. - Проблемы отмены смертной казни в России в контексте международных обязательств

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.13453

Аннотация: Автор рассматривает вопрос установления в международном праве запрета на применение смертной казни, что соответствует по его мнению основному принципу уважения прав и основных свобод человека, а также признанию абсолютного права на жизнь. Автор утверждает, что одним из существенных условий для приглашения России в Совет Европы было условие об отмене смертной казни, однако Россия до сих пор не ратифицировала Протокол № 6, не предприняла действий, направленных на абсолютный отказ от смертной казни, поэтому проблемы неприменения смертной казни как вида уголовного наказания продолжают сохранять свою актуальность. Такая ситуация по мнению автора противоречит как международно-правовым обязательствам России, так и конституционного праву России Автором применялись формально-юридический метод, методы системного анализа, методы исследования судебной практики, метод теоретического моделирования, сравнительно-правовой. Автором внесены меры, для реализации принятых Российской Федерацией международных обязательств, направленных на отмену смертной казни: 1. Ратифицировать Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. 2. Подписать и ратифицировать Протокол № 13 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах. 3. Внести изменения в действующее законодательство, направленные на исключение положений о смертной казни (Конституция РФ, УК РФ, УПК РФ, УИК РФ).
Иванов А.В. - Проблемы отмены смертной казни в России в контексте международных обязательств c. 874-885

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.52663

Аннотация: Автор рассматривает вопрос установления в международном праве запрета на применение смертной казни, что соответствует по его мнению основному принципу уважения прав и основных свобод человека, а также признанию абсолютного права на жизнь. Автор утверждает, что одним из существенных условий для приглашения России в Совет Европы было условие об отмене смертной казни, однако Россия до сих пор не ратифицировала Протокол № 6, не предприняла действий, направленных на абсолютный отказ от смертной казни, поэтому проблемы неприменения смертной казни как вида уголовного наказания продолжают сохранять свою актуальность. Такая ситуация по мнению автора противоречит как международно-правовым обязательствам России, так и конституционного праву России Автором применялись формально-юридический метод, методы системного анализа, методы исследования судебной практики, метод теоретического моделирования, сравнительно-правовой. Автором внесены меры, для реализации принятых Российской Федерацией международных обязательств, направленных на отмену смертной казни: 1. Ратифицировать Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. 2. Подписать и ратифицировать Протокол № 13 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах. 3. Внести изменения в действующее законодательство, направленные на исключение положений о смертной казни (Конституция РФ, УК РФ, УПК РФ, УИК РФ).
Международные альянсы
Беликова К.М. - Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений в ЮАР: проблемы и перспективы

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.19499

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье выступают вопросы правового регулирования трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, в странах БРИКС на примере ЮАР, выявление основных проблем, с которыми сталкиваются страны с разносистемными правопорядками при включении труда в оборот товаров и услуг в условиях трудовой миграции. Предлагаемое автором сравнительно-правовое исследование открывает широкие возможности для прогнозирования направления, в котором может осуществляться соответствующее регулирование в будущем с учетом актуальных потребностей в совершенствовании действующего российского законодательства. В работе используются общенаучные методы: системного анализа и обобщения нормативных и практических материалов, формальной и диалектической логики: анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотезы, аналогии, и специальные методы юридико-правового исследования – сравнительно-правовой и историко-правовой, системного анализа и толкования правовых норм. Новизна исследования заключается в том, что в настоящей статье внимание уделяется рассмотрению правового регулирования, проблем и перспектив деятельности профсоюзов, в том числе возможности заключения наднациональных (международных) коллективных договоров в одной из пяти странах БРИКС, принадлежащих разносистемным правопорядкам, - ЮАР. Автор исследует правовые аспекты деятельности профсоюзов, пытаясь ответить на вопрос о наличии предпосылок к унификации результатов их деятельности, - коллективных договоров.
Беликова К.М. - Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений в ЮАР: проблемы и перспективы c. 886-893

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.52664

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье выступают вопросы правового регулирования трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, в странах БРИКС на примере ЮАР, выявление основных проблем, с которыми сталкиваются страны с разносистемными правопорядками при включении труда в оборот товаров и услуг в условиях трудовой миграции. Предлагаемое автором сравнительно-правовое исследование открывает широкие возможности для прогнозирования направления, в котором может осуществляться соответствующее регулирование в будущем с учетом актуальных потребностей в совершенствовании действующего российского законодательства. В работе используются общенаучные методы: системного анализа и обобщения нормативных и практических материалов, формальной и диалектической логики: анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотезы, аналогии, и специальные методы юридико-правового исследования – сравнительно-правовой и историко-правовой, системного анализа и толкования правовых норм. Новизна исследования заключается в том, что в настоящей статье внимание уделяется рассмотрению правового регулирования, проблем и перспектив деятельности профсоюзов, в том числе возможности заключения наднациональных (международных) коллективных договоров в одной из пяти странах БРИКС, принадлежащих разносистемным правопорядкам, - ЮАР. Автор исследует правовые аспекты деятельности профсоюзов, пытаясь ответить на вопрос о наличии предпосылок к унификации результатов их деятельности, - коллективных договоров.
Системы стабилизации: финансовый контроль
Пономарева К.А. - Перспективы банкротства муниципальных образований: превентивные и оздоровительные бюджетные стратегии по законодательству Федеративной Республики Германии

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.11201

Аннотация: Объектом исследования являются общественные отношения отношения, складывающиеся в сферах регулирования финансового и муниципального права по поводу того, является ли банкротство муниципального образования необходимым инструментом для ФРГ или в современных стратегиях земель по предотвращению муниципального долга имеются иные пути, позволяющие сделать банкротство ненужным. Предметом исследования являются: теории и концепции немецкого финансового права по проблемам банкротства муниципальных образований; нормы немецкого финансового и муниципального права; российская и немецкая судебная практика по спорам, связанным с вопросами платежеспособности муниципальных образований ФРГ. Методологическую основу исследования составляют как общенаучные методы (диалектико-материалистический, системный, индукция, дедукция, анализ, синтез), так и собственно юридические методы исследования. В основе изучения лежит сравнительно-правовой метод, позволяющий сопоставить сходные правовые проблемы, существующие в немецком и российском законодательстве, а также выявить оптимальные пути их разрешения. Также в работе используются такие частнонаучные методы, как формально-юридический, позволяющий выявить правовую сущность исследуемых явлений, и историко-правовой, позволяющий изучать институт бюджетно-правовой ответственности в его генезисе. Научная новизна состоит в том, что на основе новейшего законодательства Федеративной Республики Германии проведено комплексное исследование института банкротства муниципальных образований.Особенно пристально рассматривается вопрос о том, как обстоит дело с существующими стратегиями земель по предотвращению бедственного положения местных бюджетов и устранению его последствий. Автор выражает мнение, что введение банкротства общин скорее скажется на политической сфере, нежели на финансово-экономической. В статье также рассматривается вопрос о том в какой степени местные органы власти вообще могут предотвратить угрозу неплатежеспособности и насколько активно поддерживают земли свои общины. Автор считает, что введение процедуры банкротства для муниципальных образований является дискуссионным вопросом. Связанное с возможностью банкротства или ожидаемое от него стимулирующее действие, вероятно, будет малодейственно, так как возможности для действий на местном уровне сильно ограничены. Кроме того, банкротство создает почву для конфликтов из-за гарантий самоуправления и межотраслевых связей между землями и общинами. Возрождение этого инструмента будет, вероятно, ограничено в Германии только рамками научной дискуссии.
Пономарева К.А. - Перспективы банкротства муниципальных образований: превентивные и оздоровительные бюджетные стратегии по законодательству Федеративной Республики Германии c. 894-901

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.52665

Аннотация: Объектом исследования являются общественные отношения отношения, складывающиеся в сферах регулирования финансового и муниципального права по поводу того, является ли банкротство муниципального образования необходимым инструментом для ФРГ или в современных стратегиях земель по предотвращению муниципального долга имеются иные пути, позволяющие сделать банкротство ненужным. Предметом исследования являются: теории и концепции немецкого финансового права по проблемам банкротства муниципальных образований; нормы немецкого финансового и муниципального права; российская и немецкая судебная практика по спорам, связанным с вопросами платежеспособности муниципальных образований ФРГ. Методологическую основу исследования составляют как общенаучные методы (диалектико-материалистический, системный, индукция, дедукция, анализ, синтез), так и собственно юридические методы исследования. В основе изучения лежит сравнительно-правовой метод, позволяющий сопоставить сходные правовые проблемы, существующие в немецком и российском законодательстве, а также выявить оптимальные пути их разрешения. Также в работе используются такие частнонаучные методы, как формально-юридический, позволяющий выявить правовую сущность исследуемых явлений, и историко-правовой, позволяющий изучать институт бюджетно-правовой ответственности в его генезисе. Научная новизна состоит в том, что на основе новейшего законодательства Федеративной Республики Германии проведено комплексное исследование института банкротства муниципальных образований.Особенно пристально рассматривается вопрос о том, как обстоит дело с существующими стратегиями земель по предотвращению бедственного положения местных бюджетов и устранению его последствий. Автор выражает мнение, что введение банкротства общин скорее скажется на политической сфере, нежели на финансово-экономической. В статье также рассматривается вопрос о том в какой степени местные органы власти вообще могут предотвратить угрозу неплатежеспособности и насколько активно поддерживают земли свои общины. Автор считает, что введение процедуры банкротства для муниципальных образований является дискуссионным вопросом. Связанное с возможностью банкротства или ожидаемое от него стимулирующее действие, вероятно, будет малодейственно, так как возможности для действий на местном уровне сильно ограничены. Кроме того, банкротство создает почву для конфликтов из-за гарантий самоуправления и межотраслевых связей между землями и общинами. Возрождение этого инструмента будет, вероятно, ограничено в Германии только рамками научной дискуссии.
Судебная власть
Панокин А.М. - Исследование новых доказательств в суде апелляционной инстанции

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.13290

Аннотация: В статье изучены проблемы доказывания в суде апелляционной инстанции, а именно вопросы исследования судом доказательств, получивших оценку суда первой инстанции, исследования имеющихся в деле доказательств, которые не были исследованы судом первой инстанции, а также исследования по тем же правилам новых доказательств, представленных сторонами. Раскрыты сущностные характеристики и отличие процесса доказывания в суде первой и апелляционной инстанции. Рассматриваются теоретические вопросы и правоприменительная практика исследования судом апелляционной инстанции новых доказательств. Важное место в статье уделено анализу нормативного правового регулирования и правовых позиций Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ и судов апелляционной инстанции ряда субъектов РФ по вопросу исследования новых доказательств в суде апелляционной инстанции. Делается вывод о необходимости преодоления сложившейся практики рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции без исследования доказательств, что не позволяет повысить гарантированный Конституцией РФ и федеральными законами уровень судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства.
Панокин А.М. - Исследование новых доказательств в суде апелляционной инстанции c. 902-909

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.52666

Аннотация: В статье изучены проблемы доказывания в суде апелляционной инстанции, а именно вопросы исследования судом доказательств, получивших оценку суда первой инстанции, исследования имеющихся в деле доказательств, которые не были исследованы судом первой инстанции, а также исследования по тем же правилам новых доказательств, представленных сторонами. Раскрыты сущностные характеристики и отличие процесса доказывания в суде первой и апелляционной инстанции. Рассматриваются теоретические вопросы и правоприменительная практика исследования судом апелляционной инстанции новых доказательств. Важное место в статье уделено анализу нормативного правового регулирования и правовых позиций Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ и судов апелляционной инстанции ряда субъектов РФ по вопросу исследования новых доказательств в суде апелляционной инстанции. Делается вывод о необходимости преодоления сложившейся практики рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции без исследования доказательств, что не позволяет повысить гарантированный Конституцией РФ и федеральными законами уровень судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства.
Человек и государство
Краснова Т.В. - Значение цивилистических представлений о существе родительских прав для совершенствования механизмов правовой защиты родителей и детей

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.19439

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию категории«родительские права». Автор подробно рассматривает вопросы эволюции научных подходов к пониманию существа родительских прав отечественными цивилистами. В статье определяется значение такого научного анализа в развитии механизмов правовой защиты родителей и детей. Автор обосновывает вывод о том, что правовое понятие «родительская власть» является генетической формой понятия «родительские права», а также выявляет и обобщает признаки родительской власти. По ходу исследования отмечается, какие юридически значимые характеристики этого понятия были упущены в ходе исторического развития семейного законодательства. Высказываются предположения о причинах деформаций в понимании существа родительских прав. Исследование основывается на методе генетического объяснения. Кроме того, используются какобщенаучные методы анализа, синтеза, логический метод исследования, а также такие частно-научные методы, как формально-юридический, метод сравнительного правоведения, метод технико-юридического анализа. В результате исследования определены актуальные направления работы по совершенствованию учения о родительских правах и обновлению правового регулирования отношений родителей и детей. Предложен авторский подход к воплощению сути родительского права посредством термина «родительская забота». Автор аргументирует преимущества введения в юридическое употребление данного понятия. Сформулированы характеристики родительской заботы, обуславливающие содержание родительских прав и обязанностей. Предложены изменения действующего семейного законодательства.
Краснова Т.В. - Значение цивилистических представлений о существе родительских прав для совершенствования механизмов правовой защиты родителей и детей c. 910-918

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.52667

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию категории«родительские права». Автор подробно рассматривает вопросы эволюции научных подходов к пониманию существа родительских прав отечественными цивилистами. В статье определяется значение такого научного анализа в развитии механизмов правовой защиты родителей и детей. Автор обосновывает вывод о том, что правовое понятие «родительская власть» является генетической формой понятия «родительские права», а также выявляет и обобщает признаки родительской власти. По ходу исследования отмечается, какие юридически значимые характеристики этого понятия были упущены в ходе исторического развития семейного законодательства. Высказываются предположения о причинах деформаций в понимании существа родительских прав. Исследование основывается на методе генетического объяснения. Кроме того, используются какобщенаучные методы анализа, синтеза, логический метод исследования, а также такие частно-научные методы, как формально-юридический, метод сравнительного правоведения, метод технико-юридического анализа. В результате исследования определены актуальные направления работы по совершенствованию учения о родительских правах и обновлению правового регулирования отношений родителей и детей. Предложен авторский подход к воплощению сути родительского права посредством термина «родительская забота». Автор аргументирует преимущества введения в юридическое употребление данного понятия. Сформулированы характеристики родительской заботы, обуславливающие содержание родительских прав и обязанностей. Предложены изменения действующего семейного законодательства.
История государства и права
Щедрина Ю.В. - Государственная политика в сфере обеспечения независимости судей в Pоссии в 1905-1917 гг.

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.13547

Аннотация: Предметом нашего исследования выступает государственная политика по корректировке законодательства в сфере обеспечения независимости судей государственных (коронных и мировых) судов в 1905-1917 гг. Анализируются нормативно-правовые акты, регулирующие организационно-правовые (несменяемость судей и особый порядок привлечения их к ответственности, несовместимость должностей, независимость суда от органов административной власти) и социально-правовые гарантии независимости (высокое материальное обеспечение) судей государственных судов в указанный период, эволюция взглядов законодателя при их разработке и принятии. В процессе исследования были применены такие методы исследования, как: сравнительно-правовой и сравнительно-исторический, историко-типологический, хронологический и другие. Делается вывод, что революционные события 1905 г. и последующая модернизация политической системы Российской империи потребовали очередной нормативной корректировки механизма гарантий независимости судей. Анализ законопроектов, нормативных актов и правоприменительной практики позволяет оспорить устоявшийся тезис о стремлении властей окончательно покончить с независимостью судей. Доказывается, что законодательство данного периода характеризовалось сознательным отказом правительства от ограничения важнейших гарантий, уточнением отдельных из них (несовместимости должностей в связи с реализацией норм манифеста 17 октября 1905 г. о создании политических партий) и определенным расширением в связи с реформой местного суда 1912 г.
Щедрина Ю.В. - Государственная политика в сфере обеспечения независимости судей в Pоссии в 1905-1917 гг. c. 919-927

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.52668

Аннотация: Предметом нашего исследования выступает государственная политика по корректировке законодательства в сфере обеспечения независимости судей государственных (коронных и мировых) судов в 1905-1917 гг. Анализируются нормативно-правовые акты, регулирующие организационно-правовые (несменяемость судей и особый порядок привлечения их к ответственности, несовместимость должностей, независимость суда от органов административной власти) и социально-правовые гарантии независимости (высокое материальное обеспечение) судей государственных судов в указанный период, эволюция взглядов законодателя при их разработке и принятии. В процессе исследования были применены такие методы исследования, как: сравнительно-правовой и сравнительно-исторический, историко-типологический, хронологический и другие. Делается вывод, что революционные события 1905 г. и последующая модернизация политической системы Российской империи потребовали очередной нормативной корректировки механизма гарантий независимости судей. Анализ законопроектов, нормативных актов и правоприменительной практики позволяет оспорить устоявшийся тезис о стремлении властей окончательно покончить с независимостью судей. Доказывается, что законодательство данного периода характеризовалось сознательным отказом правительства от ограничения важнейших гарантий, уточнением отдельных из них (несовместимости должностей в связи с реализацией норм манифеста 17 октября 1905 г. о создании политических партий) и определенным расширением в связи с реформой местного суда 1912 г.
Юридический практикум
Богословская Е.В. - Способствует ли дознание в сокращенной форме проведению уголовного преследования в разумный срок?

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.12825

Аннотация: В статье анализируются особенности прокурорского надзора за производством дознания в сокращённой форме. Автор полагает, что новая форма дознания может в значительной степени увеличить срок уголовного преследования, так как имеются существенные теоретические недоработки и противоречия. Время, сэкономленное при производстве дознания в сокращенной форме, может быть несопоставимо со временем, затраченном при судебном разбирательстве, когда суд будет выяснять неустановленные дознавателем обстоятельства, входящие в предмет доказывания. Автор предлагает усовершенствовать законодательство для реализации принципа уголовного процесса - разумного срока уголовного судопроизводства при производстве дознания в сокращенной форме. Методологию и методику исследования составили: диалектический метод познания, в том числе общенаучные и частнонаучные методы, в частности: логико-юридический, метод статистического анализа и др. Сравнительно-правовой метод использован при изучении законодательной регламентации обеспечения прав граждан на разумный срок судопроизводства при производстве дознания в общей и сокращенной формах. Логический метод использован в ходе анализа содержания и определения понятий, входящих в предмет исследования, а также при изучении нормативных и иных правовых актов, метод статистического анализа – при изучении и обобщении практики. Новая сокращенная форма в настоящее время не способно эффективно справиться с задачей сокращения разумных сроков уголовного преследования, так как при расследовании должны выясняться полно и объективно все обстоятельства. Недостаточная теоретеческая проработка проблем применения норм, возможность совершения провокации со стороны оперативных органов в отношении подозреваемых порождает обоснованные сомнения в применении сокращенной формы дознания, так как за основу берется признание обвиняемым вины. При этом отсутствие спора о допустимости доказательств может повлечь за собой невосполнимую утрату следов преступления, так как дознаватель не оценивает доказательство в соответствии со ч.1 ст.88 УПК РФ. В дальнейшем в суде подозреваемый может отказаться признать вину, дознание будет проводиться заново в общем порядке, доказательства будет безвозвратно утеряны, и за этим последуют неоправданные временные затраты. Такие же последствия наступят и в случае несогласия потерпевшего с установленным порядком.
Богословская Е.В. - Способствует ли дознание в сокращенной форме проведению уголовного преследования в разумный срок? c. 928-933

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.52669

Аннотация: В статье анализируются особенности прокурорского надзора за производством дознания в сокращённой форме. Автор полагает, что новая форма дознания может в значительной степени увеличить срок уголовного преследования, так как имеются существенные теоретические недоработки и противоречия. Время, сэкономленное при производстве дознания в сокращенной форме, может быть несопоставимо со временем, затраченном при судебном разбирательстве, когда суд будет выяснять неустановленные дознавателем обстоятельства, входящие в предмет доказывания. Автор предлагает усовершенствовать законодательство для реализации принципа уголовного процесса - разумного срока уголовного судопроизводства при производстве дознания в сокращенной форме. Методологию и методику исследования составили: диалектический метод познания, в том числе общенаучные и частнонаучные методы, в частности: логико-юридический, метод статистического анализа и др. Сравнительно-правовой метод использован при изучении законодательной регламентации обеспечения прав граждан на разумный срок судопроизводства при производстве дознания в общей и сокращенной формах. Логический метод использован в ходе анализа содержания и определения понятий, входящих в предмет исследования, а также при изучении нормативных и иных правовых актов, метод статистического анализа – при изучении и обобщении практики. Новая сокращенная форма в настоящее время не способно эффективно справиться с задачей сокращения разумных сроков уголовного преследования, так как при расследовании должны выясняться полно и объективно все обстоятельства. Недостаточная теоретеческая проработка проблем применения норм, возможность совершения провокации со стороны оперативных органов в отношении подозреваемых порождает обоснованные сомнения в применении сокращенной формы дознания, так как за основу берется признание обвиняемым вины. При этом отсутствие спора о допустимости доказательств может повлечь за собой невосполнимую утрату следов преступления, так как дознаватель не оценивает доказательство в соответствии со ч.1 ст.88 УПК РФ. В дальнейшем в суде подозреваемый может отказаться признать вину, дознание будет проводиться заново в общем порядке, доказательства будет безвозвратно утеряны, и за этим последуют неоправданные временные затраты. Такие же последствия наступят и в случае несогласия потерпевшего с установленным порядком.
Правовая и политическая мысль
Скоробогатов А.В., Краснов А.В. - Правовая реальность как категория юридической науки

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.13314

Аннотация: Статья посвящена исследованию юридического значения категории «правовая реальность», введенной в научный оборот в рамках постклассического правоведения. Цель статьи – изучить «правовую реальность» как категорию юридической науки, выявить и проанализировать онтологический и гносеологический смысл этого понятия, определяющего основания функционирования правовых явлений в конкретном обществе. Правовая реальность рассматривается с позиций различных методологических школ, что позволяет представить ее не только на разных онтологических уровнях и в разных аспектах, но и выявить ее гносеологический потенциал для развития юридической науки. Широкое и разнообразное изучение поставленной проблемы обусловило исследование проблемы посредством значительного арсенала методологического инструментария, разработанного не только в рамках юридической науки, но и в рамках других гуманитарных наук. Фундаментальным методологическим подходом данной работы является диалектический подход, в рамках которого изучаются общие закономерности формирования сущности и содержания правовой реальности. Самостоятельное место среди использованных методов занимает системно-функциональный метод, с помощью которого рассматривается функциональная характеристика правовой реальности. Исторический метод позволяет рассмотреть генезис формирования правовой реальности ретроспективно, с целью выявить те ее аспекты, которые являются значимыми для современной правовой онтологии и обуславливают тенденции дальнейшего правового развития. В статье также используется формально-логический метод с сочетанием таких его средств, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и обобщение, позволяющих раскрыть сущность и содержание феномена правовой реальности. В статье дана авторская дефиниция категории «правовая реальность». Изучены основные элементы и признаки данной категории. Сделан вывод, что правовая реальность как фундаментальная категория юридической науки является сложноорганизованной многоуровневой системой, включающей всю совокупность как реально существующих юридических явлений, так и правовой идеал, и определяет сферу бытия права для индивида и социума.
Скоробогатов А.В., Краснов А.В. - Правовая реальность как категория юридической науки c. 934-940

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.52670

Аннотация: Статья посвящена исследованию юридического значения категории «правовая реальность», введенной в научный оборот в рамках постклассического правоведения. Цель статьи – изучить «правовую реальность» как категорию юридической науки, выявить и проанализировать онтологический и гносеологический смысл этого понятия, определяющего основания функционирования правовых явлений в конкретном обществе. Правовая реальность рассматривается с позиций различных методологических школ, что позволяет представить ее не только на разных онтологических уровнях и в разных аспектах, но и выявить ее гносеологический потенциал для развития юридической науки. Широкое и разнообразное изучение поставленной проблемы обусловило исследование проблемы посредством значительного арсенала методологического инструментария, разработанного не только в рамках юридической науки, но и в рамках других гуманитарных наук. Фундаментальным методологическим подходом данной работы является диалектический подход, в рамках которого изучаются общие закономерности формирования сущности и содержания правовой реальности. Самостоятельное место среди использованных методов занимает системно-функциональный метод, с помощью которого рассматривается функциональная характеристика правовой реальности. Исторический метод позволяет рассмотреть генезис формирования правовой реальности ретроспективно, с целью выявить те ее аспекты, которые являются значимыми для современной правовой онтологии и обуславливают тенденции дальнейшего правового развития. В статье также используется формально-логический метод с сочетанием таких его средств, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и обобщение, позволяющих раскрыть сущность и содержание феномена правовой реальности. В статье дана авторская дефиниция категории «правовая реальность». Изучены основные элементы и признаки данной категории. Сделан вывод, что правовая реальность как фундаментальная категория юридической науки является сложноорганизованной многоуровневой системой, включающей всю совокупность как реально существующих юридических явлений, так и правовой идеал, и определяет сферу бытия права для индивида и социума.
Правоведение
Сычев Д.А. - Уголовно-процессуальные функции: эволюция понятия и системная основа

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.13286

Аннотация: В работе рассматривается происхождение и эволюция понятия «уголовно – процессуальная функция». Сравниваются различные подходы к определению уголовно – процессуальной функции. Показывается системная основа функционирования в уголовном процессе. С позиций диалектики объединяется подход к определению уголовно-процессуальной функции как к направлению деятельности со взглядом на нее как на предусмотренные законом обязанности или права общего характера участников уголовного судопроизводства. Представлен авторский вывод о существе понятия «уголовно – процессуальная функция». В исследовании понятия "уголовно-процессуальная функция" автором применены базовые положения системного анализа и теории систем, а также частный сравнительно-правовой метод при общем взгляде на проблему с позиций диалектики. Автором впервые проанализированы различные подходы к определению понятия "уголовно-процессуальная функция". Выделены имманентно присущие уголовно-процессуальным функциям качества, которыми их наделяют различные авторы определений. Сделан вывод о том, что основные направления уголовно-процессуальной деятельности проявляющиеся в уголовном судопроизводстве носят системный характер. Снято противоречие во взглядах на уголовно-процессуальную функцию как на направление деятельности и как на предусмотренные законом обязанности или права общего характера участников уголовного судопроизводства.
Сычев Д.А. - Уголовно-процессуальные функции: эволюция понятия и системная основа c. 941-947

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.7.52671

Аннотация: В работе рассматривается происхождение и эволюция понятия «уголовно – процессуальная функция». Сравниваются различные подходы к определению уголовно – процессуальной функции. Показывается системная основа функционирования в уголовном процессе. С позиций диалектики объединяется подход к определению уголовно-процессуальной функции как к направлению деятельности со взглядом на нее как на предусмотренные законом обязанности или права общего характера участников уголовного судопроизводства. Представлен авторский вывод о существе понятия «уголовно – процессуальная функция». В исследовании понятия "уголовно-процессуальная функция" автором применены базовые положения системного анализа и теории систем, а также частный сравнительно-правовой метод при общем взгляде на проблему с позиций диалектики. Автором впервые проанализированы различные подходы к определению понятия "уголовно-процессуальная функция". Выделены имманентно присущие уголовно-процессуальным функциям качества, которыми их наделяют различные авторы определений. Сделан вывод о том, что основные направления уголовно-процессуальной деятельности проявляющиеся в уголовном судопроизводстве носят системный характер. Снято противоречие во взглядах на уголовно-процессуальную функцию как на направление деятельности и как на предусмотренные законом обязанности или права общего характера участников уголовного судопроизводства.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.