по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 04, 2016
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 24-04-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2016
Теория
Бахарев Д.В. - Пространственное мышление в криминологии. Часть II. Методология пространственного анализа социально-экономического развития регионов России

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.18159

Аннотация: Объектом исследования в настоящей статье являются возможности и перспективы использования в криминологических исследованиях достижений пространственной науки. Предметом исследования выступает методология пространственного анализа социально-экономического развития регионов России, который, в свою очередь, является первоначальным этапом исследования в области пространственного анализа причин преступности. В статье изложена последовательность действий на данном этапе, описана логическая модель развития социально-экономических процессов в пространстве отдельного региона и разработаны критерии оценки степени успешности функционирования региональной социально-экономической системы. Методологию исследования составляют базовые положения цикла социально-экономических наук (криминологии, социологии, региональной экономики, социально-экономической географии, демографии и др.), касающиеся сущности, содержания и методов изучения социальных явлений и процессов, в первую очередь, преступности. Новизна исследования заключается в разработке методологии пространственного анализа социально-экономического развития регионов России, базирующейся, в свою очередь, на общей теоретико-методологической платформе пространственного анализа социально-экономических явлений и процессов, включая преступность. В статье обосновывается гипотеза о том, что степень успешности социально-экономического развития той или иной территории (проявляющаяся в итоге в улучшении общего жизненного климата и социального самочувствия населения), оцениваемая на основе анализа данных об уровне и динамике экономического развития региона, темпах воспроизводства его демографической базы, качестве здоровья его населения, а также качестве населения в целом (уровень образования и т.д.), определяется, с одной стороны, вектором и интенсивностью «центр-периферийных» процессов, а с другой стороны - степенью выраженности процесса сжатия социального пространства. Теоретически, наиболее благоприятная в социально-экономическом плане обстановка, складывающаяся за счет сравнительно более высокого роста вышеуказанных показателей, должна сформироваться в тех региональных системах, в которых тенденции сжатия социально-освоенного пространства проявляются в наименьшей степени, тогда как позитивные урбанизационные и миграционные процессы, напротив, наиболее активны. И все это должно сопровождаться снижением и последующей стабилизацией показателей преступности.
Бахарев Д.В. - Пространственное мышление в криминологии. Часть II. Методология пространственного анализа социально-экономического развития регионов России c. 434-440

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.52611

Аннотация: Объектом исследования в настоящей статье являются возможности и перспективы использования в криминологических исследованиях достижений пространственной науки. Предметом исследования выступает методология пространственного анализа социально-экономического развития регионов России, который, в свою очередь, является первоначальным этапом исследования в области пространственного анализа причин преступности. В статье изложена последовательность действий на данном этапе, описана логическая модель развития социально-экономических процессов в пространстве отдельного региона и разработаны критерии оценки степени успешности функционирования региональной социально-экономической системы. Методологию исследования составляют базовые положения цикла социально-экономических наук (криминологии, социологии, региональной экономики, социально-экономической географии, демографии и др.), касающиеся сущности, содержания и методов изучения социальных явлений и процессов, в первую очередь, преступности. Новизна исследования заключается в разработке методологии пространственного анализа социально-экономического развития регионов России, базирующейся, в свою очередь, на общей теоретико-методологической платформе пространственного анализа социально-экономических явлений и процессов, включая преступность. В статье обосновывается гипотеза о том, что степень успешности социально-экономического развития той или иной территории (проявляющаяся в итоге в улучшении общего жизненного климата и социального самочувствия населения), оцениваемая на основе анализа данных об уровне и динамике экономического развития региона, темпах воспроизводства его демографической базы, качестве здоровья его населения, а также качестве населения в целом (уровень образования и т.д.), определяется, с одной стороны, вектором и интенсивностью «центр-периферийных» процессов, а с другой стороны - степенью выраженности процесса сжатия социального пространства. Теоретически, наиболее благоприятная в социально-экономическом плане обстановка, складывающаяся за счет сравнительно более высокого роста вышеуказанных показателей, должна сформироваться в тех региональных системах, в которых тенденции сжатия социально-освоенного пространства проявляются в наименьшей степени, тогда как позитивные урбанизационные и миграционные процессы, напротив, наиболее активны. И все это должно сопровождаться снижением и последующей стабилизацией показателей преступности.
Государственные институты и правовые системы
Жанузакова Л.Т. - Полномочия Президента Республики Казахстан в законодательной сфере

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.18402

Аннотация: В статье рассмотрены право законодательной и конституционной инициативы Президента Республики Казахстан, право подписывать законы, принятые Парламентом, и вносить на них возражения (право отлагательного вето), его законодательные полномочия в случаях, закрепленных Конституцией, право давать законодательные поручения Правительству. Проанализированы особенности института контрасигнатуры в законодательстве республики в отношении законов, принятых Парламентом и подписываемых Президентом, указов главы государства, издаваемых по инициативе Правительства, а также другие средства влияния главы государства на законодательный процесс. Методологию исследования составили общие и частные методы научного познания: системного анализа, формально-юридический, сравнительно-правовой и др. Отмечаются неточности в регулировании права законодательной инициативы Президента, как права вносить проекты законодательных актов в Мажилис Парламента. Введение понятия «законодательный акт» предоставляет ему вносить в парламент не только проекты законов, но и постановлений Парламента и его Палат, являющихся, по сути, подзаконными актами. Тем самым происходит вторжение в компетенцию высшего представительного органа по организации своей деятельности. Президент республики – единственный субъект, который может реализовать право конституционной инициативы непосредственно: путем внесения проекта поправок в Конституцию в Парламент или на республиканский референдум. Парламент и правительство это право осуществляют косвенно: через Президента. Парадоксальным является отсутствие в числе инициаторов граждан, которые принимали Конституцию на референдуме. Поднимается вопрос о предоставлении им такого права. Изучение полномочий Президента по изданию актов законодательного характера показало, что необходимость в сохранении данного института отпала, в связи с формированием профессионального парламента, расширением его полномочий, наличием у главы государства права законодательной инициативы и других средств влияния на законодательный процесс. Внесены рекомендации по совершенствованию конституционного законодательства.
Жанузакова Л.Т. - Полномочия Президента Республики Казахстан в законодательной сфере c. 441-448

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.52612

Аннотация: В статье рассмотрены право законодательной и конституционной инициативы Президента Республики Казахстан, право подписывать законы, принятые Парламентом, и вносить на них возражения (право отлагательного вето), его законодательные полномочия в случаях, закрепленных Конституцией, право давать законодательные поручения Правительству. Проанализированы особенности института контрасигнатуры в законодательстве республики в отношении законов, принятых Парламентом и подписываемых Президентом, указов главы государства, издаваемых по инициативе Правительства, а также другие средства влияния главы государства на законодательный процесс. Методологию исследования составили общие и частные методы научного познания: системного анализа, формально-юридический, сравнительно-правовой и др. Отмечаются неточности в регулировании права законодательной инициативы Президента, как права вносить проекты законодательных актов в Мажилис Парламента. Введение понятия «законодательный акт» предоставляет ему вносить в парламент не только проекты законов, но и постановлений Парламента и его Палат, являющихся, по сути, подзаконными актами. Тем самым происходит вторжение в компетенцию высшего представительного органа по организации своей деятельности. Президент республики – единственный субъект, который может реализовать право конституционной инициативы непосредственно: путем внесения проекта поправок в Конституцию в Парламент или на республиканский референдум. Парламент и правительство это право осуществляют косвенно: через Президента. Парадоксальным является отсутствие в числе инициаторов граждан, которые принимали Конституцию на референдуме. Поднимается вопрос о предоставлении им такого права. Изучение полномочий Президента по изданию актов законодательного характера показало, что необходимость в сохранении данного института отпала, в связи с формированием профессионального парламента, расширением его полномочий, наличием у главы государства права законодательной инициативы и других средств влияния на законодательный процесс. Внесены рекомендации по совершенствованию конституционного законодательства.
Государственная безопасность
Карпович О.Г. - Сепаратизм и сепаратистские движения в современном мире (на примере Бельгии и Великобритании): сравнительный анализ

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.18693

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию сепаратизма в Бельгии и Великобритании на современном этапе. Целью настоящего исследования является проведение сравнительного политологического анализа форм и проявлений сепаратизма в Бельгии и Великобритании. В статье анализируются причины возникновения, исторические предпосылки сепаратистских движений в Бельгии и Великобритании, особенности развития, структура сепаратистских движений и на этой основе выявляются основные характерные черты тех видов сепаратизма, которые развиваются в указанных двух странах, их общие и особенные качества. Предметом исследования является сепаратизм как особый политический феномен, а выбор Великобритании и Бельгии в качестве объекта исследования связан с наличием именно в этих странах конституционно-монархического способа правления. Острые внутригосударственные конфликты и кризисные политические события последних лет, связанные с обострением сепаратизма и способные, в случае их неконтролируемого развития, изменить традиционную карту Европы, определяют темы актуальность данной исследовательской работы, представленных в ней выводов и результатов. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Стремление сохранить свою идентичность и культурное наследие народами, как имевшими ранее свои государства, так и достигшими к нашему времени государствообразующего уровня политического, экономического и культурного развития неизбежно приводит к возникновению разнообразных по форме и содержанию сепаратистских движений. Наличие в современной Европе различных сепаратистских движений, которые выдвигают идеи разделения европейских государств в основном по национальному признаку (Великобритания с проблемами Северной Ирландии и Шотландии, Испания с проблемой Каталонии, Бельгия с проблемой постоянного кризиса во взаимоотношениях между валлонами и фламандцами и т.д.), создают возможность сравнительно-исторического и сравнительно-политологического исследования, где компаративная парадигма является основой методологии.
Карпович О.Г. - Сепаратизм и сепаратистские движения в современном мире (на примере Бельгии и Великобритании): сравнительный анализ c. 449-457

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.52613

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию сепаратизма в Бельгии и Великобритании на современном этапе. Целью настоящего исследования является проведение сравнительного политологического анализа форм и проявлений сепаратизма в Бельгии и Великобритании. В статье анализируются причины возникновения, исторические предпосылки сепаратистских движений в Бельгии и Великобритании, особенности развития, структура сепаратистских движений и на этой основе выявляются основные характерные черты тех видов сепаратизма, которые развиваются в указанных двух странах, их общие и особенные качества. Предметом исследования является сепаратизм как особый политический феномен, а выбор Великобритании и Бельгии в качестве объекта исследования связан с наличием именно в этих странах конституционно-монархического способа правления. Острые внутригосударственные конфликты и кризисные политические события последних лет, связанные с обострением сепаратизма и способные, в случае их неконтролируемого развития, изменить традиционную карту Европы, определяют темы актуальность данной исследовательской работы, представленных в ней выводов и результатов. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Стремление сохранить свою идентичность и культурное наследие народами, как имевшими ранее свои государства, так и достигшими к нашему времени государствообразующего уровня политического, экономического и культурного развития неизбежно приводит к возникновению разнообразных по форме и содержанию сепаратистских движений. Наличие в современной Европе различных сепаратистских движений, которые выдвигают идеи разделения европейских государств в основном по национальному признаку (Великобритания с проблемами Северной Ирландии и Шотландии, Испания с проблемой Каталонии, Бельгия с проблемой постоянного кризиса во взаимоотношениях между валлонами и фламандцами и т.д.), создают возможность сравнительно-исторического и сравнительно-политологического исследования, где компаративная парадигма является основой методологии.
Системы международной безопасности
Костенко Н.И. - Еще раз о проблемах понятия международного терроризма в Единой всеобъемлющей конвенции ООН "О международном терроризме"

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.17984

Аннотация: Предметом исследования является современное состояние международного уголовного права в части, касающейся определения (понятия) международного терроризма, т.е. предмет составляет совокупность международно-правовых норм, относящихся к разработке и принятии единой Всеобъемлющей конвенции ООН о международном терроризме. Объектом исследования является комплексный и всесторонний анализ важнейших теоретических проблем в области борьбы с международным терроризмом как международным преступлением, установление путей разрешения этих проблем, а также способствование формированию юридического определения международного терроризма и его состава как международного преступления в рамках единой всеобъемлющей конвенции о международном терроризме. Методологическую основу статьи составляет диалектический метод познания с применением принципов целостности и системности. В работе применялись общенаучные и специальные юридические методы: сравни-тельный, системно-структурный, теоретико-методологический и др. В порядке констатации следует заявить о том, что в режиме общей систематизации и углубленного исследования представило в законченном варианте картину об определении (понятию) международного терроризма, содержание которого предлагается положить в основу проекта Всеобъемлющей конвенции ООН о международном терроризме. С 1937 года мировым сообществом не принято определение (понятие) международного терроризма которое смогло бы способствовать активизировать борьбу с международным терроризм.
Костенко Н.И. - Еще раз о проблемах понятия международного терроризма в Единой всеобъемлющей конвенции ООН "О международном терроризме" c. 458-469

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.52614

Аннотация: Предметом исследования является современное состояние международного уголовного права в части, касающейся определения (понятия) международного терроризма, т.е. предмет составляет совокупность международно-правовых норм, относящихся к разработке и принятии единой Всеобъемлющей конвенции ООН о международном терроризме. Объектом исследования является комплексный и всесторонний анализ важнейших теоретических проблем в области борьбы с международным терроризмом как международным преступлением, установление путей разрешения этих проблем, а также способствование формированию юридического определения международного терроризма и его состава как международного преступления в рамках единой всеобъемлющей конвенции о международном терроризме. Методологическую основу статьи составляет диалектический метод познания с применением принципов целостности и системности. В работе применялись общенаучные и специальные юридические методы: сравни-тельный, системно-структурный, теоретико-методологический и др. В порядке констатации следует заявить о том, что в режиме общей систематизации и углубленного исследования представило в законченном варианте картину об определении (понятию) международного терроризма, содержание которого предлагается положить в основу проекта Всеобъемлющей конвенции ООН о международном терроризме. С 1937 года мировым сообществом не принято определение (понятие) международного терроризма которое смогло бы способствовать активизировать борьбу с международным терроризм.
Системы стабилизации: государственный контроль
Логвиненко В.Д., Корчагин А.Г. - Конкурентное право Республики Корея: антимонопольное законодательство и его основные положения (сравнительный анализ)

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.18340

Аннотация: Статья посвящена характеристике конкурентного законодательства Республики Корея, а также основным положениям Закона о добросовестной торговле, эффективное применение которых, оказало значительное влияние на стремительное экономическое развитие страны. Особое внимание было уделено положениям о регулировании деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, действиям, направленным на ограничение конкуренции, ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Также в рамках работы было рассмотрено правовое положение существующих только на корейском рынке компаний Чеболь. В качестве основного метода исследования был выбран метод сравнительного анализа, позволивший выявить влияние норм корейского права в области конкурентного права на Российское антимонопольное законодательство. Новизна данного исследования заключается в сравнении конкурентного права Южной Кореи и Российской Федерации и поиске схожих черт между двумя экономически разными странами. Стремительное развитие всех сфер жизни корейского общества в максимально быстрые для этого процесса сроки (менее 50 лет) заставляет исследователей изучать новые направления политики данного государства и применяемые в нем механизмы правового регулирования. Особый интерес представляет наличие схожих положений в антимонопольном законодательстве рассматриваемых стран, что дает возможность понять в совокупности с какими нормами такие положения действуют наиболее эффективно.
Логвиненко В.Д., Корчагин А.Г. - Конкурентное право Республики Корея: антимонопольное законодательство и его основные положения (сравнительный анализ) c. 470-478

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.52615

Аннотация: Статья посвящена характеристике конкурентного законодательства Республики Корея, а также основным положениям Закона о добросовестной торговле, эффективное применение которых, оказало значительное влияние на стремительное экономическое развитие страны. Особое внимание было уделено положениям о регулировании деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, действиям, направленным на ограничение конкуренции, ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Также в рамках работы было рассмотрено правовое положение существующих только на корейском рынке компаний Чеболь. В качестве основного метода исследования был выбран метод сравнительного анализа, позволивший выявить влияние норм корейского права в области конкурентного права на Российское антимонопольное законодательство. Новизна данного исследования заключается в сравнении конкурентного права Южной Кореи и Российской Федерации и поиске схожих черт между двумя экономически разными странами. Стремительное развитие всех сфер жизни корейского общества в максимально быстрые для этого процесса сроки (менее 50 лет) заставляет исследователей изучать новые направления политики данного государства и применяемые в нем механизмы правового регулирования. Особый интерес представляет наличие схожих положений в антимонопольном законодательстве рассматриваемых стран, что дает возможность понять в совокупности с какими нормами такие положения действуют наиболее эффективно.
Интеграционное право и наднациональные организации
Агапов И.О. - Реестр прозрачности ЕС: современное состояние и перспективы развития

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.15129

Аннотация: Предметом исследования является система добровольной регистрации организаций и работающих на себя физических лиц, вовлеченных в разработку и реализацию политики ЕС и взаимодействующих с этой целью с Европейским парламентом и Европейской комиссией. Автором рассматриваются принципы регистрации лоббистов, структура и сфера действия реестра прозрачности, правила, применяемые к регистрантам, меры поощрения регистрации, а также меры, применяемые за нарушение кодекса поведения, содержащиеся в действующем межведомственном соглашении, в сравнении с предыдущим. В работе активно используются исторический, сравнительно-правовой и формально-юридический методы исследования. Анализируются правовые акты, принятые Европарламентом и Еврокомиссией и направленные на регулирование отношений между представителями интересов и должностными лицами учреждений ЕС. Новизна проведенного исследования заключается в том, что одобренное Европарламентом 15 апреля 2014 г. межведомственное соглашение до настоящего времени не являлось предметом изучения отечественных авторов. Вместе с тем, содержащиеся в данном соглашении положения, а также мнения и комментарии заинтересованных в регулирования лоббирования на уровне ЕС сторон свидетельствуют о постепенном приближении европейского способа регламентации этих отношений к американской модели, олицетворением которой является Закон о раскрытии лоббирования.
Агапов И.О. - Реестр прозрачности ЕС: современное состояние и перспективы развития c. 479-483

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.52616

Аннотация: Предметом исследования является система добровольной регистрации организаций и работающих на себя физических лиц, вовлеченных в разработку и реализацию политики ЕС и взаимодействующих с этой целью с Европейским парламентом и Европейской комиссией. Автором рассматриваются принципы регистрации лоббистов, структура и сфера действия реестра прозрачности, правила, применяемые к регистрантам, меры поощрения регистрации, а также меры, применяемые за нарушение кодекса поведения, содержащиеся в действующем межведомственном соглашении, в сравнении с предыдущим. В работе активно используются исторический, сравнительно-правовой и формально-юридический методы исследования. Анализируются правовые акты, принятые Европарламентом и Еврокомиссией и направленные на регулирование отношений между представителями интересов и должностными лицами учреждений ЕС. Новизна проведенного исследования заключается в том, что одобренное Европарламентом 15 апреля 2014 г. межведомственное соглашение до настоящего времени не являлось предметом изучения отечественных авторов. Вместе с тем, содержащиеся в данном соглашении положения, а также мнения и комментарии заинтересованных в регулирования лоббирования на уровне ЕС сторон свидетельствуют о постепенном приближении европейского способа регламентации этих отношений к американской модели, олицетворением которой является Закон о раскрытии лоббирования.
Беликова К.М. - Конструирование системы договорных объединений, занятых в предпринимательской деятельности в странах БРИКС

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.18567

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье выступают корпоративные нормы стран БРИКС. Проблематика этого объединения в составе Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР привлекает в последнее время повышенное внимание экономистов, ученых, политиков. Однако предлагаемая статья содержит результаты решения принципиально иной задачи. Собрав и проанализировав современный научный материал и действующее корпоративное законодательство стран БРИКС в сфере деятельности договорных предпринимательских объединений, автор подробно рассматривает такие аспекты темы как функционирование и порядок деятельности полных и коммандитных товарищества, а также партнерств в рассматриваемых странах. В работе используются общенаучные методы: системного анализа и обобщения нормативных и практических материалов, формальной и диалектической логики: анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотезы, аналогии, и специальные методы юридико-правового исследования – сравнительно-правовой и историко-правовой, системного анализа и толкования правовых норм. Научная новизна исследования определяется тем, что данная работа, представляет собой, по существу первое всестороннее, системное и комплексное исследование проблем правового регулирования деятельности договорных форм ведения предпринимательской деятельности в странах БРИКС, проведенное на современном научном правовом материале, включая материалы правоприменительной практики.
Беликова К.М. - Конструирование системы договорных объединений, занятых в предпринимательской деятельности в странах БРИКС c. 484-497

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.52617

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье выступают корпоративные нормы стран БРИКС. Проблематика этого объединения в составе Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР привлекает в последнее время повышенное внимание экономистов, ученых, политиков. Однако предлагаемая статья содержит результаты решения принципиально иной задачи. Собрав и проанализировав современный научный материал и действующее корпоративное законодательство стран БРИКС в сфере деятельности договорных предпринимательских объединений, автор подробно рассматривает такие аспекты темы как функционирование и порядок деятельности полных и коммандитных товарищества, а также партнерств в рассматриваемых странах. В работе используются общенаучные методы: системного анализа и обобщения нормативных и практических материалов, формальной и диалектической логики: анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотезы, аналогии, и специальные методы юридико-правового исследования – сравнительно-правовой и историко-правовой, системного анализа и толкования правовых норм. Научная новизна исследования определяется тем, что данная работа, представляет собой, по существу первое всестороннее, системное и комплексное исследование проблем правового регулирования деятельности договорных форм ведения предпринимательской деятельности в странах БРИКС, проведенное на современном научном правовом материале, включая материалы правоприменительной практики.
Международное право в ХХI веке
Саврыга К.П. - Война с терроризмом как вооруженный конфликт: de lege lata и de lege ferenda

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.15056

Аннотация: В современноем мире перед многими государствами встала серьезная угроза тероризма. Террористические организации на сегодняшний день часто предтавляют собой более серьезную силу, нежели несколько десятилетий назад, многие в настоящее время (например Исламское Государство) обладают венными возможностями сравнимыми с некоторыми государствами. Что ставит перед мировым сообществом вопрос о допустимости применения парадигмы вооруженного конфликта к отношениям по борьбе с указанными террористами, так как она дает государству больше возможностей для применения силы в отношении противника, нежели парадигма прав человека. В настоящей статье автор исследует основные источники международного гуманитарного права: договора, протоколы дипломатических конференций и судебные решения для того, что бы определить возможно ли квалифицировать войну с терроризмом как вооруженный конфликт. Также исследуются различные доктринальные подходы, характеризующие войну с терроризмом как третью форму вооруженного конфликта. В конце, автор приходит к выводу, что de lege lata война с терроризмом не может считатья вооруженным конфликтом, так как для международного вооруденного конфликта террористической организации не достает правосубъектности, а для вооруженного конфликта немеждународного характера, насиле, которое совершается террористическими группа как правило не удовлетворяет критеорию интенсивности (однако существуют редкие исключения). Однако, это не препятствует квалификации отдельных эпизодов войны с терроризмом как вооруженных конфликтов. Касаемо вопроса de lege ferenda, автор приходит к выводу об отсутствии оснований для регулирования войны с терроризмом правом вооруженных конфликтов.
Саврыга К.П. - Война с терроризмом как вооруженный конфликт: de lege lata и de lege ferenda c. 498-514

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.52618

Аннотация: В современноем мире перед многими государствами встала серьезная угроза тероризма. Террористические организации на сегодняшний день часто предтавляют собой более серьезную силу, нежели несколько десятилетий назад, многие в настоящее время (например Исламское Государство) обладают венными возможностями сравнимыми с некоторыми государствами. Что ставит перед мировым сообществом вопрос о допустимости применения парадигмы вооруженного конфликта к отношениям по борьбе с указанными террористами, так как она дает государству больше возможностей для применения силы в отношении противника, нежели парадигма прав человека. В настоящей статье автор исследует основные источники международного гуманитарного права: договора, протоколы дипломатических конференций и судебные решения для того, что бы определить возможно ли квалифицировать войну с терроризмом как вооруженный конфликт. Также исследуются различные доктринальные подходы, характеризующие войну с терроризмом как третью форму вооруженного конфликта. В конце, автор приходит к выводу, что de lege lata война с терроризмом не может считатья вооруженным конфликтом, так как для международного вооруденного конфликта террористической организации не достает правосубъектности, а для вооруженного конфликта немеждународного характера, насиле, которое совершается террористическими группа как правило не удовлетворяет критеорию интенсивности (однако существуют редкие исключения). Однако, это не препятствует квалификации отдельных эпизодов войны с терроризмом как вооруженных конфликтов. Касаемо вопроса de lege ferenda, автор приходит к выводу об отсутствии оснований для регулирования войны с терроризмом правом вооруженных конфликтов.
Общественные коммуникации
Балынин И.В. - Оценка политической культуры молодого поколения Российской Федерации (по результатам исследований за 2012-2015 годы)

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.15396

Аннотация: Объектом исследования выступает российская молодежь, предметом – ее политическая культура. Автор подробно рассматривает типологию политических культур Г.Алмонда и С.Верба, приводит содержание разработанного на ее основе опросника, состоящего из 14 вопросов открытого и закрытого типа. Особое внимание автором уделяется результатам проведенных опросов (в апреле 2012 года, октябре 2013 года, ноябре 2014 года и феврале 2015 года) молодого поколения современной России на основании самостоятельно разработанного опросника с целью определения политической культуры по типологии Г.Алмонда и С.Верба. Методологическая основа опирается на следующие методы: социологические опросы в форме анкетирования, сравнительный. количественный и критический анализ, синтез, обобщение, классификация, исторический и логический методы, а также графический способ (в виде таблицы) для наглядного отображения результатов исследования. Проведенное анкетирование российской молодежи в 2012-2015 годы на основе разработанного опросника, показали, что молодому поколению современной России присущи патриархальный и подданический типы. Предпринятое исследование политической культуры показало, что современное молодое поколение не безразлично к будущему России и процессам в нашей политической системе. Многие молодые люди видят себя активными участниками этих процессов, понимают значимость активной политической позиции, но несколько недооценивают присущие ей рациональность и ответственность. Опираясь на полученные результаты исследования, были предложены мероприятия, направленные на формирование у российской молодежи политической культуры участия, повышение ее электоральной активности. При этом, необходима консолидация усилий семьи, органов государственной и муниципальной власти, институтов гражданского общества с использованием современных информационных технологий и средств коммуникации, учитывая накопленный международный опыт, историческое развитие российского государства, интересы и инициативы самой молодежи.
Балынин И.В. - Оценка политической культуры молодого поколения Российской Федерации (по результатам исследований за 2012-2015 годы) c. 515-523

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.52619

Аннотация: Объектом исследования выступает российская молодежь, предметом – ее политическая культура. Автор подробно рассматривает типологию политических культур Г.Алмонда и С.Верба, приводит содержание разработанного на ее основе опросника, состоящего из 14 вопросов открытого и закрытого типа. Особое внимание автором уделяется результатам проведенных опросов (в апреле 2012 года, октябре 2013 года, ноябре 2014 года и феврале 2015 года) молодого поколения современной России на основании самостоятельно разработанного опросника с целью определения политической культуры по типологии Г.Алмонда и С.Верба. Методологическая основа опирается на следующие методы: социологические опросы в форме анкетирования, сравнительный. количественный и критический анализ, синтез, обобщение, классификация, исторический и логический методы, а также графический способ (в виде таблицы) для наглядного отображения результатов исследования. Проведенное анкетирование российской молодежи в 2012-2015 годы на основе разработанного опросника, показали, что молодому поколению современной России присущи патриархальный и подданический типы. Предпринятое исследование политической культуры показало, что современное молодое поколение не безразлично к будущему России и процессам в нашей политической системе. Многие молодые люди видят себя активными участниками этих процессов, понимают значимость активной политической позиции, но несколько недооценивают присущие ей рациональность и ответственность. Опираясь на полученные результаты исследования, были предложены мероприятия, направленные на формирование у российской молодежи политической культуры участия, повышение ее электоральной активности. При этом, необходима консолидация усилий семьи, органов государственной и муниципальной власти, институтов гражданского общества с использованием современных информационных технологий и средств коммуникации, учитывая накопленный международный опыт, историческое развитие российского государства, интересы и инициативы самой молодежи.
Человек и государство
Абатуров А.И. - Труд, как одно из условий досрочного освобождения осужденного из мест лишения свободы

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.15043

Аннотация: Предметом исследования являются общественные отношения возникающие в процессе привлечения осужденных к общественно полезному труду в местах лишения свободы. Автор подробно рассматривает актуальные проблемы привлечения к трудовой деятельности осуждённых отбывающих наказание в исправительных учреждениях, анализирует дополнительные свойства труда, расширяющие его воспитательные возможности настолько, чтобы он мог использоваться в качестве мотивации к досрочному освобождению осужденных. В работе ретроспективно раскрываются законодательные инициативы советских государственных органов по стимулированию осужденных к высокопроизводительному труду посредством возможного досрочного освобождения. Методологическую основу статьи составил диалектический метод познания действительности. В процессе работы также использовались общенаучные и специальные методы познания: сравнительно-правовой при анализе новых и ранее действовавших уголовно-правовых норм. В целях получения достоверных результатов и их обоснования использовался метод исторического анализа. Научная новизна статьи заключается в том, что она представляет собой работу, имеющую теоретическое и прикладное значение в сфере организации деятельности персонала исправительных учреждений по стимулированию осужденных к общественно полезному труду. С этой целью в работе проанализирован в ретроспективном формате процесс становления института досрочного освобождения осужденных из мест лишения свободы и практика зачетов рабочих дней.
Абатуров А.И. - Труд, как одно из условий досрочного освобождения осужденного из мест лишения свободы c. 524-528

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.52620

Аннотация: Предметом исследования являются общественные отношения возникающие в процессе привлечения осужденных к общественно полезному труду в местах лишения свободы. Автор подробно рассматривает актуальные проблемы привлечения к трудовой деятельности осуждённых отбывающих наказание в исправительных учреждениях, анализирует дополнительные свойства труда, расширяющие его воспитательные возможности настолько, чтобы он мог использоваться в качестве мотивации к досрочному освобождению осужденных. В работе ретроспективно раскрываются законодательные инициативы советских государственных органов по стимулированию осужденных к высокопроизводительному труду посредством возможного досрочного освобождения. Методологическую основу статьи составил диалектический метод познания действительности. В процессе работы также использовались общенаучные и специальные методы познания: сравнительно-правовой при анализе новых и ранее действовавших уголовно-правовых норм. В целях получения достоверных результатов и их обоснования использовался метод исторического анализа. Научная новизна статьи заключается в том, что она представляет собой работу, имеющую теоретическое и прикладное значение в сфере организации деятельности персонала исправительных учреждений по стимулированию осужденных к общественно полезному труду. С этой целью в работе проанализирован в ретроспективном формате процесс становления института досрочного освобождения осужденных из мест лишения свободы и практика зачетов рабочих дней.
Сушкова Ю.Н. - Правовые основы самоуправления коренных народов Канады

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.17594

Аннотация: Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как история борьбы аборигенов Канады за политические права, эволюцию и современные модели их самоуправления. Особое внимание уделяется анализу конституционно-правовых основ самоуправления, судебной практики. Обсуждается проблема юридического признания аборигенного права, основанного на факте первожительства, и касающегося, прежде всего, владения землями и самоуправления. В предмет исследования входит и изучение положений Индейского акта 1951 г., в соответствие с которым коренные жители получили право самоуправления через советы общин, осуществлено разделение индейцев на «статусных» и «нестатусных». Анализ наиболее значимых аспектов правовых основ самоуправления коренных народов Канады проводился на основе исторического, формально-юридического, сравнительно-правового методов научного исследования. Основной вывод исследования являются положение о том, что коренные народы Канады рассматривают самоуправление и самоопределение как продолжение системы прав, обеспечивающих их жизнедеятельность как особой группы. Международное право и канадское право осуществляют признание права на самоуправление. Переговоры относительно самоуправления в Канаде привели к заключению ряда соглашений, часть из которых имеет конституционную охрану, а другие – иных актов. Различные аборигенные группы представляют самоуправление в различных формах. Для многих первых наций самоуправление означает возможность правотворчества, в рамках которого может быть скорректировано федеральное право и право провинций. Правительство Канады частично признает самоуправление как правовую возможность общины предоставлять услуги.
Сушкова Ю.Н. - Правовые основы самоуправления коренных народов Канады c. 529-539

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.52621

Аннотация: Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как история борьбы аборигенов Канады за политические права, эволюцию и современные модели их самоуправления. Особое внимание уделяется анализу конституционно-правовых основ самоуправления, судебной практики. Обсуждается проблема юридического признания аборигенного права, основанного на факте первожительства, и касающегося, прежде всего, владения землями и самоуправления. В предмет исследования входит и изучение положений Индейского акта 1951 г., в соответствие с которым коренные жители получили право самоуправления через советы общин, осуществлено разделение индейцев на «статусных» и «нестатусных». Анализ наиболее значимых аспектов правовых основ самоуправления коренных народов Канады проводился на основе исторического, формально-юридического, сравнительно-правового методов научного исследования. Основной вывод исследования являются положение о том, что коренные народы Канады рассматривают самоуправление и самоопределение как продолжение системы прав, обеспечивающих их жизнедеятельность как особой группы. Международное право и канадское право осуществляют признание права на самоуправление. Переговоры относительно самоуправления в Канаде привели к заключению ряда соглашений, часть из которых имеет конституционную охрану, а другие – иных актов. Различные аборигенные группы представляют самоуправление в различных формах. Для многих первых наций самоуправление означает возможность правотворчества, в рамках которого может быть скорректировано федеральное право и право провинций. Правительство Канады частично признает самоуправление как правовую возможность общины предоставлять услуги.
Никитина В.А. - Наём жилых помещений гражданами, имеющими низкий уровень доходов и нуждающимися в жилых помещениях, в праве России и Германии

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.18616

Аннотация: Статья посвящена особенностям правового регулирования найма жилых помещений, как одного из способов реализации права на жилище гражданами, имеющими низкий уровень доходов, в России и в Германии. Анализируется развитие в России и в Германии института найма жилья, а также договоры найма жилых помещений с гражданами, имеющими низкий уровень доходов и нуждающимися в жилых помещениях, предусмотренные российским и германским правом. Особое внимание уделяется условиям, предъявляемым в России и в Германии для заключения таких договоров. Методологической основой данного исследования является использование методов сравнительно-правового, формально-юридического, а также логического анализа. Несмотря на большую актуальность (получение социального жилья по договору найма жилого помещения для миллионов людей как в России, так и в Германии является оптимальным вариантом решения жилищной проблемы), данная тема практически не исследована в отечественной научной литературе. Автором выделяются основные отличия, имеющиеся в законодательстве России и Германии, регулирующем наём жилых помещений с гражданами, имеющими низкий уровень доходов, а также делается вывод о возможности использования опыта Германии в совершенствовании российского законодательства в данной сфере.
Никитина В.А. - Наём жилых помещений гражданами, имеющими низкий уровень доходов и нуждающимися в жилых помещениях, в праве России и Германии c. 540-546

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.52622

Аннотация: Статья посвящена особенностям правового регулирования найма жилых помещений, как одного из способов реализации права на жилище гражданами, имеющими низкий уровень доходов, в России и в Германии. Анализируется развитие в России и в Германии института найма жилья, а также договоры найма жилых помещений с гражданами, имеющими низкий уровень доходов и нуждающимися в жилых помещениях, предусмотренные российским и германским правом. Особое внимание уделяется условиям, предъявляемым в России и в Германии для заключения таких договоров. Методологической основой данного исследования является использование методов сравнительно-правового, формально-юридического, а также логического анализа. Несмотря на большую актуальность (получение социального жилья по договору найма жилого помещения для миллионов людей как в России, так и в Германии является оптимальным вариантом решения жилищной проблемы), данная тема практически не исследована в отечественной научной литературе. Автором выделяются основные отличия, имеющиеся в законодательстве России и Германии, регулирующем наём жилых помещений с гражданами, имеющими низкий уровень доходов, а также делается вывод о возможности использования опыта Германии в совершенствовании российского законодательства в данной сфере.
Человек и окружающая среда
Белокрылова Е.А., Кологерманская Е.М. - "Особенности реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации и Индии: сравнительно-правовой анализ"

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.13946

Аннотация: Основным объектом представленного исследования является сравнительно-правовой анализ отношений в области фундаментальных экологических прав в Российской Федерации и Индии, а также основных способов их защиты. Предметом исследования выступает право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, его основные элементы, а также механизм его правовой реализации. В сравнительно-правовом контексте исследуются положения Конституции РФ и Индии, закрепляющие права на благоприятную окружающую среду. Авторами уделяется особое внимание таким вопросам как правовой статус органов государственной власти, вовлечённых в процесс защиты права на благоприятную окружающую среду в России и Индии, при этом подчеркивается особая роль судебных органов в законодательной ветви власти, а также значение судебных решений в экологическом законодательстве Индии. Авторы выделяют общие и отличительные особенности иных правовых принципов, направленных на защиту права каждого на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации и Индии. Сравнительно-правовой метод является основным методом исследования. Законодательство Республики Индия представляет особенный интерес в качестве предмета исследования так как право Индии относится к религиозной правовой семье (а именно к индусскому праву общин Индии), но в тоже время быв частью британской колониальной правовой системы до середины прошлого века (1947 год), оно имеет схожие черты с англо-саксонской правовой семьей. Таким образом, применительно к объекту исследования, использование сравнительно-правового методологии дает возможность для выявления особенностей и основных направлений развития права на благоприятную окружающую среду в различных государствах, в данном случае Российской Федерации и Индии, кроме того, появляется возможность целостного раскрытия основных институтов в различных аспектах, а также применения опыта в различных сферах реализации права на благоприятную окружающую среду с целью его дальнейшего совершенствования.
Белокрылова Е.А., Кологерманская Е.М. - "Особенности реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации и Индии: сравнительно-правовой анализ" c. 547-553

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.52623

Аннотация: Основным объектом представленного исследования является сравнительно-правовой анализ отношений в области фундаментальных экологических прав в Российской Федерации и Индии, а также основных способов их защиты. Предметом исследования выступает право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, его основные элементы, а также механизм его правовой реализации. В сравнительно-правовом контексте исследуются положения Конституции РФ и Индии, закрепляющие права на благоприятную окружающую среду. Авторами уделяется особое внимание таким вопросам как правовой статус органов государственной власти, вовлечённых в процесс защиты права на благоприятную окружающую среду в России и Индии, при этом подчеркивается особая роль судебных органов в законодательной ветви власти, а также значение судебных решений в экологическом законодательстве Индии. Авторы выделяют общие и отличительные особенности иных правовых принципов, направленных на защиту права каждого на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации и Индии. Сравнительно-правовой метод является основным методом исследования. Законодательство Республики Индия представляет особенный интерес в качестве предмета исследования так как право Индии относится к религиозной правовой семье (а именно к индусскому праву общин Индии), но в тоже время быв частью британской колониальной правовой системы до середины прошлого века (1947 год), оно имеет схожие черты с англо-саксонской правовой семьей. Таким образом, применительно к объекту исследования, использование сравнительно-правового методологии дает возможность для выявления особенностей и основных направлений развития права на благоприятную окружающую среду в различных государствах, в данном случае Российской Федерации и Индии, кроме того, появляется возможность целостного раскрытия основных институтов в различных аспектах, а также применения опыта в различных сферах реализации права на благоприятную окружающую среду с целью его дальнейшего совершенствования.
История государства и права
Чугаев В.В. - Проблема разграничения полномочий Короны, Тайного Совета и Кабинета в Великобритании конца XVII – начала XIX вв.

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.15086

Аннотация: Предметом исследования является проблема разграничения государственно-властных полномочий Короной в процессе ее взаимодействия с Тайным Советом и Кабинетом в период конца XVII - начала XIX вв. Объектом исследования являются непосредственные властеотношения между отдельными обладателями английской короной в период с конца XVII - начала XIX вв., Тайным Советом и Кабинетом в части реализации государственной политики и лоббирования интересов Короны в палате Общин. Отдельное внимание уделяется проблеме юридической ответственности министров за совете данный Короне. Для раскрытия темы исследования применен общенаучный системный подход. Методологическую основу исследования составил принцип историзма, разработанный в рамках научно-диалектической методологии социального познания. Великобритания в период с 1689 по 1832 гг. представляет из себя монархическое государство с авторитарным политическим режимом признаки которого начали проявляться с момента восхождения на престол Вильгельма III Оранского. Говорить о ярко выраженном народном контроле применительно к исследуемому периоду не приходится. Отсутствие правовых механизмов непосредственного народного контроля и несовершенство механизмов опосредованного контроля фактически свели контрольный механизм к механизму достижения компромисса между Короной и палатой Общин. Проявления принципа разделения властей в Великобритании 1689 – 1832 гг. на наш взгляд носит своеобразный характер. В конце XVII в. не произошло оформления конституционной монархи, но и с ярко выраженной узурпацией государственной власти Короной воторой половины XVII в. было покончено. Палата Общин, являясь фиктивно представительным органом законодательной власти, в большинстве своем строившим свои отношения с Кабинетом, выражающим волю Короны, на основе компромисса.
Чугаев В.В. - Проблема разграничения полномочий Короны, Тайного Совета и Кабинета в Великобритании конца XVII – начала XIX вв. c. 554-561

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.52624

Аннотация: Предметом исследования является проблема разграничения государственно-властных полномочий Короной в процессе ее взаимодействия с Тайным Советом и Кабинетом в период конца XVII - начала XIX вв. Объектом исследования являются непосредственные властеотношения между отдельными обладателями английской короной в период с конца XVII - начала XIX вв., Тайным Советом и Кабинетом в части реализации государственной политики и лоббирования интересов Короны в палате Общин. Отдельное внимание уделяется проблеме юридической ответственности министров за совете данный Короне. Для раскрытия темы исследования применен общенаучный системный подход. Методологическую основу исследования составил принцип историзма, разработанный в рамках научно-диалектической методологии социального познания. Великобритания в период с 1689 по 1832 гг. представляет из себя монархическое государство с авторитарным политическим режимом признаки которого начали проявляться с момента восхождения на престол Вильгельма III Оранского. Говорить о ярко выраженном народном контроле применительно к исследуемому периоду не приходится. Отсутствие правовых механизмов непосредственного народного контроля и несовершенство механизмов опосредованного контроля фактически свели контрольный механизм к механизму достижения компромисса между Короной и палатой Общин. Проявления принципа разделения властей в Великобритании 1689 – 1832 гг. на наш взгляд носит своеобразный характер. В конце XVII в. не произошло оформления конституционной монархи, но и с ярко выраженной узурпацией государственной власти Короной воторой половины XVII в. было покончено. Палата Общин, являясь фиктивно представительным органом законодательной власти, в большинстве своем строившим свои отношения с Кабинетом, выражающим волю Короны, на основе компромисса.
Юридический практикум
Колесникова Ю.А. - Некоторые проблемы возникновения права собственности публично-правовых образований на жилые помещения во вновь созданных и незавершенных строительством объектах

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.18165

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию некоторых проблем возникновения права собственности публично-правовых образований на жилые помещения во вновь созданных и незавершенных строительством объектах. В процессе исследования установлено не соблюдение положений статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации в сфере инвестиционной деятельности при строительстве объектов жилищного фонда по сделкам, одной из сторон которых выступает публично-правовое образование. Также выявлена противоречивая судебная практика по вещным искам субъектов публичного и частного права, содержащим требования о признании права собственности на жилые помещения, находящиеся в составе введенных в эксплуатацию домом. Исследование произведено с использованием диалектического метода, логического метода, метода анализа, обобщения, сравнительно-правового метода, формально-юридического метода. В целях защиты публичных и частных имущественных прав предложено внесение изменений в законодательство в части распространения установленных законом требований к распоряжению объектами общей долевой собственности как в отношении вновь созданных объектов недвижимого имущества, так и в отношении объектов незавершенного строительства.
Колесникова Ю.А. - Некоторые проблемы возникновения права собственности публично-правовых образований на жилые помещения во вновь созданных и незавершенных строительством объектах c. 562-565

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.4.52625

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию некоторых проблем возникновения права собственности публично-правовых образований на жилые помещения во вновь созданных и незавершенных строительством объектах. В процессе исследования установлено не соблюдение положений статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации в сфере инвестиционной деятельности при строительстве объектов жилищного фонда по сделкам, одной из сторон которых выступает публично-правовое образование. Также выявлена противоречивая судебная практика по вещным искам субъектов публичного и частного права, содержащим требования о признании права собственности на жилые помещения, находящиеся в составе введенных в эксплуатацию домом. Исследование произведено с использованием диалектического метода, логического метода, метода анализа, обобщения, сравнительно-правового метода, формально-юридического метода. В целях защиты публичных и частных имущественных прав предложено внесение изменений в законодательство в части распространения установленных законом требований к распоряжению объектами общей долевой собственности как в отношении вновь созданных объектов недвижимого имущества, так и в отношении объектов незавершенного строительства.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.