Статья 'Полномочия Президента Республики Казахстан в законодательной сфере' - журнал 'Право и политика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Право и политика
Правильная ссылка на статью:

Полномочия Президента Республики Казахстан в законодательной сфере

Жанузакова Лейла Тельмановна

доктор юридических наук

профессор, кафедра юриспруденции и международного права, Университет "Туран"

050013, Казахстан, г. Алматы, ул. Сатпаева, 16-18, 18а

Zhanuzakova Leila

Doctor of Law

Professor, the department of Jurisprudence and International Law, University "Turan"

050013, Kazakhstan, Almaty, Satpaeva Street 16-18, 18a

zhanleila@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0706.2016.4.18402

Дата направления статьи в редакцию:

18-03-2016


Дата публикации:

24-04-2016


Аннотация: В статье рассмотрены право законодательной и конституционной инициативы Президента Республики Казахстан, право подписывать законы, принятые Парламентом, и вносить на них возражения (право отлагательного вето), его законодательные полномочия в случаях, закрепленных Конституцией, право давать законодательные поручения Правительству. Проанализированы особенности института контрасигнатуры в законодательстве республики в отношении законов, принятых Парламентом и подписываемых Президентом, указов главы государства, издаваемых по инициативе Правительства, а также другие средства влияния главы государства на законодательный процесс. Методологию исследования составили общие и частные методы научного познания: системного анализа, формально-юридический, сравнительно-правовой и др. Отмечаются неточности в регулировании права законодательной инициативы Президента, как права вносить проекты законодательных актов в Мажилис Парламента. Введение понятия «законодательный акт» предоставляет ему вносить в парламент не только проекты законов, но и постановлений Парламента и его Палат, являющихся, по сути, подзаконными актами. Тем самым происходит вторжение в компетенцию высшего представительного органа по организации своей деятельности. Президент республики – единственный субъект, который может реализовать право конституционной инициативы непосредственно: путем внесения проекта поправок в Конституцию в Парламент или на республиканский референдум. Парламент и правительство это право осуществляют косвенно: через Президента. Парадоксальным является отсутствие в числе инициаторов граждан, которые принимали Конституцию на референдуме. Поднимается вопрос о предоставлении им такого права. Изучение полномочий Президента по изданию актов законодательного характера показало, что необходимость в сохранении данного института отпала, в связи с формированием профессионального парламента, расширением его полномочий, наличием у главы государства права законодательной инициативы и других средств влияния на законодательный процесс. Внесены рекомендации по совершенствованию конституционного законодательства.


Ключевые слова:

вето, делегирование, закон, законодательная инициатива,, законодательный акт, полномочия, парламент, президент, референдум, конституция

Abstract: This article explores the right in the legislative and constitutional initiative of the President of the Republic of Kazakhstan, the right to sign laws passed by the Parliament and object to them (the right to veto), president’s legislative authority in the cases established by the constitutions, and the right to give legislative orders to the Government. Analysis is conducted on the institution of countersignature in the legislation of the Republic regarding laws passed by the Parliament and signed by the President, presidential decrees issued by the initiative of the Government, as well as other means of influence upon the legislative process by the head of state. Introduction of the concept of “legislative act” allows him to introduce into Parliament not only legislative bills, but also Parliamentary and Chambers decrees that are in fact by-laws. This is in essence an infringement upon the competency of the highest representative branch on organization of its activity. The President of the republic is the only subject who can directly realize the right of the constitutional initiative: by introduction of an amendment bill into the Constitution in the Parliament or at the republic referendum. The Parliament and the Government exercise this right indirectly – through the President. Study of the President’s authority with regards to passing legislative acts revealed that the need for preserving this institution is no longer necessary, due to formation of professional Parliament, expansion of its authority, the right of the head of state to introduce legislative initiative, and other means of influencing the legislative process. The author makes recommendations on improving the Constitutional law.


Keywords:

veto, delegation, law, legislative initiative, legislative act, authority, Parliament, President, referendum, Constitution

Библиография
1. Конституция Республики Казахстан. Принята 30 августа 1995 г. на республиканском референдуме. С изменениями и дополнениями, внесенными законами РК от 7 октября 1998 г., от 21 мая 2007 г. и от 2 февраля 2011 г. – Ведомости Парламента РК. – 1996. – № 4. – Ст. 217; 1998. – № 20. – Ст.245; 2007. – № 10. – Ст.68; 2011. – № 3.– Ст.29
2. Конституционный закон от 26 декабря 1995 г. «О Президенте Республики Казахстан» //Ведомости Верховного Совета РК. – 1995. – № 24. – Ст.172
3. Иванец Г. И., Калининский И. В., Червонюк В. И. Законодательная инициатива // Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. проф. В. И. Червонюка. – М.: Юридическая литература. 2002. – 432 с.
4. Мухамеджанов Э. Б. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – Алматы: Жеты Жаргы, 2014. – 356 с.
5. Караев А. А. Конституционное право Республики Казахстан (Учебно–методическое пособие). – Алматы, 2015. – 304 с.
6. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов. — 6–е изд., изм. и доп. — М.: Норма. 2007. – 784 с.
7. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий /Отв. ред. В. А. Четвернин. – М., 1997. – 702 с.
8. Конституционный закон РК от 18 октября 1995 г. «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» //Ведомости Верховного Совета РК. – 1995. – № 21. – Ст.124
9. Правила реализации законодательной инициативы Президента Республики Казахстан. Утверждены Указом Президента РК от 21 сентября 2007 г. № 413 //Собрание актов Президента и Правительства РК. – 2007. – № 34.– Ст.372
10. Закон РК от 24 марта 1998 г. «О нормативных правовых актах» //Ведомости Парламента РК. – 1998. – № 2–3. – Ст.25
11. Малиновский В. А. Лидер: президентская власть в Казахстане на рубеже эпох.: Монография. – Астана: ТОО «Издательство «Норма-К», 2012. – 528 с.
12. Ширяев Ю. Е. Вето Президента России в федеральном законодательном процессе //Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2006. – № 2. – С.168–174.
13. Гудиева М.С. Право вето Президента в развитии демократии //Перспективы интеграции науки и практики.– 2014.– № 1. – С.196–197
14. Конституция Республики Казахстан. Научно-практический комментарий. – Алматы: Раритет, 2015. – 536 с.
15. Нормативное постановление Конституционного Совета РК от 26 июня 2008 г. № 5 «Об официальном толковании пункта 2 статьи 45, подпунктов 3) и 4) статьи 53 Конституции Республики Казахстан» //Казахстанская правда. – 2008.– 21 августа
16. Сафарова Т. С. Президент и законодательная власть. Автореф. дисс…уч. степ. канд. юр. наук. – Алматы, 1996. – 28 с.
17. Правила определения приоритетности рассмотрения проектов законов, а также объявления рассмотрения проекта закона срочным. Утверждены указом Президента от 29 апреля 2003 г. № 1074 // Собрание актов Президента и Правительства РК. – 2003.– № 17.– Ст.169
18. Указ Президента РК от 24 августа 2009 г. № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» //Казахстанская правда. – 2009. – 27 августа
19. Программа Президента РК от 20 мая 2015 г. «План нации – сто конкретных шагов» //Казахстанская правда. – 2015. – 20 мая
20. Конституционный закон РК от 18 декабря 1995 г. «О Правительстве Республики Казахстан» //Ведомости Верховного Совета РК. – 1995. – № 23. – Ст.145
21. Филиппова Н. А. Институт контрасигнатуры и конституционные гарантии автономии правительств в постсоветских государствах //Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 2006. Том 2. – № 2. – С. 268–278
References
1. Konstitutsiya Respubliki Kazakhstan. Prinyata 30 avgusta 1995 g. na respublikanskom referendume. S izmeneniyami i dopolneniyami, vnesennymi zakonami RK ot 7 oktyabrya 1998 g., ot 21 maya 2007 g. i ot 2 fevralya 2011 g. – Vedomosti Parlamenta RK. – 1996. – № 4. – St. 217; 1998. – № 20. – St.245; 2007. – № 10. – St.68; 2011. – № 3.– St.29
2. Konstitutsionnyi zakon ot 26 dekabrya 1995 g. «O Prezidente Respubliki Kazakhstan» //Vedomosti Verkhovnogo Soveta RK. – 1995. – № 24. – St.172
3. Ivanets G. I., Kalininskii I. V., Chervonyuk V. I. Zakonodatel'naya initsiativa // Konstitutsionnoe pravo Rossii: Entsiklopedicheskii slovar' / Pod obshch. red. prof. V. I. Chervonyuka. – M.: Yuridicheskaya literatura. 2002. – 432 s.
4. Mukhamedzhanov E. B. Konstitutsionnoe (gosudarstvennoe) pravo zarubezhnykh stran. – Almaty: Zhety Zhargy, 2014. – 356 s.
5. Karaev A. A. Konstitutsionnoe pravo Respubliki Kazakhstan (Uchebno–metodicheskoe posobie). – Almaty, 2015. – 304 s.
6. Baglai M. V. Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Federatsii : ucheb. dlya vuzov. — 6–e izd., izm. i dop. — M.: Norma. 2007. – 784 s.
7. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii: Problemnyi kommentarii /Otv. red. V. A. Chetvernin. – M., 1997. – 702 s.
8. Konstitutsionnyi zakon RK ot 18 oktyabrya 1995 g. «O Parlamente Respubliki Kazakhstan i statuse ego deputatov» //Vedomosti Verkhovnogo Soveta RK. – 1995. – № 21. – St.124
9. Pravila realizatsii zakonodatel'noi initsiativy Prezidenta Respubliki Kazakhstan. Utverzhdeny Ukazom Prezidenta RK ot 21 sentyabrya 2007 g. № 413 //Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva RK. – 2007. – № 34.– St.372
10. Zakon RK ot 24 marta 1998 g. «O normativnykh pravovykh aktakh» //Vedomosti Parlamenta RK. – 1998. – № 2–3. – St.25
11. Malinovskii V. A. Lider: prezidentskaya vlast' v Kazakhstane na rubezhe epokh.: Monografiya. – Astana: TOO «Izdatel'stvo «Norma-K», 2012. – 528 s.
12. Shiryaev Yu. E. Veto Prezidenta Rossii v federal'nom zakonodatel'nom protsesse //Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. – 2006. – № 2. – S.168–174.
13. Gudieva M.S. Pravo veto Prezidenta v razvitii demokratii //Perspektivy integratsii nauki i praktiki.– 2014.– № 1. – S.196–197
14. Konstitutsiya Respubliki Kazakhstan. Nauchno-prakticheskii kommentarii. – Almaty: Raritet, 2015. – 536 s.
15. Normativnoe postanovlenie Konstitutsionnogo Soveta RK ot 26 iyunya 2008 g. № 5 «Ob ofitsial'nom tolkovanii punkta 2 stat'i 45, podpunktov 3) i 4) stat'i 53 Konstitutsii Respubliki Kazakhstan» //Kazakhstanskaya pravda. – 2008.– 21 avgusta
16. Safarova T. S. Prezident i zakonodatel'naya vlast'. Avtoref. diss…uch. step. kand. yur. nauk. – Almaty, 1996. – 28 s.
17. Pravila opredeleniya prioritetnosti rassmotreniya proektov zakonov, a takzhe ob''yavleniya rassmotreniya proekta zakona srochnym. Utverzhdeny ukazom Prezidenta ot 29 aprelya 2003 g. № 1074 // Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva RK. – 2003.– № 17.– St.169
18. Ukaz Prezidenta RK ot 24 avgusta 2009 g. № 858 «O Kontseptsii pravovoi politiki Respubliki Kazakhstan na period s 2010 do 2020 goda» //Kazakhstanskaya pravda. – 2009. – 27 avgusta
19. Programma Prezidenta RK ot 20 maya 2015 g. «Plan natsii – sto konkretnykh shagov» //Kazakhstanskaya pravda. – 2015. – 20 maya
20. Konstitutsionnyi zakon RK ot 18 dekabrya 1995 g. «O Pravitel'stve Respubliki Kazakhstan» //Vedomosti Verkhovnogo Soveta RK. – 1995. – № 23. – St.145
21. Filippova N. A. Institut kontrasignatury i konstitutsionnye garantii avtonomii pravitel'stv v postsovetskikh gosudarstvakh //Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS, 2006. Tom 2. – № 2. – S. 268–278
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.