по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 06, 2015
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 29-06-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2015
Государственные институты и правовые системы
Епифанов И.О. - Принцип прямого действия Конституции России как ее важнейшее нормативно-регулятивное свойство

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.14379

Аннотация: Объектом исследования являются правовые отношения, складывающиеся в результате осуществления регулирующего воздействия фундаментального нормативно-правового акта - Конституции Российской Федерации, со всеми общими свойствами и с имманентно присущими ему признаками особого законодательного акта. Предметом исследования выступают теоретические и практические аспекты содержания и действия принципа прямого действия Конституции Российской Федерации, рассмотренного в качестве нормативно-регулятивного средства наряду с нормами права. Особое внимание уделено конституционным положениям особого характера, выделяемых в отдельный вид нормативно-регулятивных средств - нормативным обобщениям, среди которых рассматривается принцип прямого действия. Методологическую основу исследования составили комплексно применяемые общенаучные и специальные методы познания, а именно: анализ, синтез, сравнение, аналогия, дедукция, индукция, абстракция. В результате анализа позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и научной литературы принцип прямого действия Основного закона отнесен к нормативно-регулятивным средствам наряду с нормами права, что позволило выявить обязательный характер конституционных установлений независимо от того, что большинство из них не имеют классической структуры, схожей с нормой права. Принцип прямого действия является обязательным требованием в сфере деятельности правоприменителей и ему отведено главенствующее место в механизме правового обеспечения реализации нормативных обобщений, содержащихся в Конституции Российской Федерации.
Епифанов И.О. - Принцип прямого действия Конституции России как ее важнейшее нормативно-регулятивное свойство c. 748-753

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.52430

Аннотация: Объектом исследования являются правовые отношения, складывающиеся в результате осуществления регулирующего воздействия фундаментального нормативно-правового акта - Конституции Российской Федерации, со всеми общими свойствами и с имманентно присущими ему признаками особого законодательного акта. Предметом исследования выступают теоретические и практические аспекты содержания и действия принципа прямого действия Конституции Российской Федерации, рассмотренного в качестве нормативно-регулятивного средства наряду с нормами права. Особое внимание уделено конституционным положениям особого характера, выделяемых в отдельный вид нормативно-регулятивных средств - нормативным обобщениям, среди которых рассматривается принцип прямого действия. Методологическую основу исследования составили комплексно применяемые общенаучные и специальные методы познания, а именно: анализ, синтез, сравнение, аналогия, дедукция, индукция, абстракция. В результате анализа позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и научной литературы принцип прямого действия Основного закона отнесен к нормативно-регулятивным средствам наряду с нормами права, что позволило выявить обязательный характер конституционных установлений независимо от того, что большинство из них не имеют классической структуры, схожей с нормой права. Принцип прямого действия является обязательным требованием в сфере деятельности правоприменителей и ему отведено главенствующее место в механизме правового обеспечения реализации нормативных обобщений, содержащихся в Конституции Российской Федерации.
Мазурова Е.А. - Порядок распределения депутатских мандатов как необходимый элемент пропорциональной избирательной системы

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.15169

Аннотация: Предметом исследования являются теоретические и практические вопросы реализации механизма распределения депутатских мандатов между кандидатами, включенными в списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, при проведении выборов депутатов законодательных органов государственной власти регионального уровня по пропорциональной избирательной системе, федеральное и региональное законодательство, регулирующее указанный порядок распределения мандатов. Особое внимание уделено вопросам соблюдения очередности кандидатов в списке в случае отказа тех или иных кандидатов от получения мандатов, а также анализу правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной по данному поводу. В основу методологии настоящего исследования положены методы системного анализа, формально-юридический, сравнительно-правовой, а также метод конкретного социально-правового исследования, применение которых позволило рассмотреть проблему законодательного регулирования методики распределения депутатских мандатов в свете возникающих проблем правоприменительной практики. На основе анализа регионального избирательного законодательства автор приходит к выводу о существовании столкновения конституционных ценностей, с одной стороны, связанных с правом партии на выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов, с другой — с реализацией гражданами пассивного избирательного права. Автор предлагает закрепить на уровне федерального закона положение, предусматривающее, что на выборах всех уровней, проводимых по пропорциональной системе, в случае отказа от получения мандата кандидат исключается из зарегистрированного списка кандидатов и не может повторно претендовать на его получение. Передача мандатов должна осуществляться в соответствии с очередностью расположения кандидатов в зарегистрированном списке. Если в списке соответствующего избирательного объединения не остается кандидатов, которые могут принять участие в распределении мандатов, вакантный мандат предлагается передавать другому избирательному объединению, набравшему необходимое число голосов избирателей.
Мазурова Е.А. - Порядок распределения депутатских мандатов как необходимый элемент пропорциональной избирательной системы c. 754-758

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.52431

Аннотация: Предметом исследования являются теоретические и практические вопросы реализации механизма распределения депутатских мандатов между кандидатами, включенными в списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, при проведении выборов депутатов законодательных органов государственной власти регионального уровня по пропорциональной избирательной системе, федеральное и региональное законодательство, регулирующее указанный порядок распределения мандатов. Особое внимание уделено вопросам соблюдения очередности кандидатов в списке в случае отказа тех или иных кандидатов от получения мандатов, а также анализу правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной по данному поводу. В основу методологии настоящего исследования положены методы системного анализа, формально-юридический, сравнительно-правовой, а также метод конкретного социально-правового исследования, применение которых позволило рассмотреть проблему законодательного регулирования методики распределения депутатских мандатов в свете возникающих проблем правоприменительной практики. На основе анализа регионального избирательного законодательства автор приходит к выводу о существовании столкновения конституционных ценностей, с одной стороны, связанных с правом партии на выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов, с другой — с реализацией гражданами пассивного избирательного права. Автор предлагает закрепить на уровне федерального закона положение, предусматривающее, что на выборах всех уровней, проводимых по пропорциональной системе, в случае отказа от получения мандата кандидат исключается из зарегистрированного списка кандидатов и не может повторно претендовать на его получение. Передача мандатов должна осуществляться в соответствии с очередностью расположения кандидатов в зарегистрированном списке. Если в списке соответствующего избирательного объединения не остается кандидатов, которые могут принять участие в распределении мандатов, вакантный мандат предлагается передавать другому избирательному объединению, набравшему необходимое число голосов избирателей.
Колюх В.В. - Дуализм исполнительной власти: конституционные предпосылки и средства ограничения

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.15285

Аннотация: Раскрывается сущность и выделяются разновидности дуализма государственной власти как конституционного распределения функций и полномочий по ее осуществлению между двумя высшими органами государства. Анализируется проблема дуализма исполнительной власти как конституционного распределения полномочий по ее осуществлению между президентом и правительством. На основании анализа особенностей президентской, парламентарной и смешанной форм республиканского правления выделяются конституционные предпосылки дуализма исполнительной власти: отсутствие в конституции определения главы исполнительной власти и наделение президента значительными полномочиями по ее осуществлению. Обращается внимание на отрицательные с точки зрения эффективности осуществления государственной власти последствия дуализма исполнительной власти в виде потенциальных противоречий и конфликтов в отношениях между президентом и правительством (премьер-министром). Выделяются возможные конституционные средства преодоления или ограничения дуализма исполнительной власти: провозглашение президента главой исполнительной власти с подчинением ему правительства (президентская республика); институт контрасигнации актов президента премьер-министром и министрами, ответственными за их исполнение (парламентарная республика); институт политической ответственности правительства перед президентом с возможностью отставки премьер-министра по решению президента и институт контрасигнации (смешанная республика). Определяется общее направление преодоления дуализма исполнительной власти в процессе перехода от президентско-парламентарной к парламентарно-президентской форме правления - значительное ограничение полномочий президента в сфере исполнительной власти. Основные методы исследования: контент-анализ, сравнительно-правовой анализ. Метод контент-анализа применяется для формализованного исследования содержания текстов конституций различных государств с целью выделения в них норм и институтов как порождающих дуализм исполнительной власти, так и способствующих его преодолению или ограничению. Метод сравнительно-правового анализа используется для сравнительного исследования особенностей различных форм республиканского правления под углом зрения свойственных им таких конституционных норм и институтов. Научная новизна статьи состоит в постановке проблемы отрицательных последствий дуализма исполнительной власти, выделении и анализе его конституционных предпосылок и средств преодоления или ограничения при различных формах республиканского правления, в том числе в условиях учрежденной в Украине смешанной республики. Автор приходит к выводам, что дуализм исполнительной власти, как конституционное распределение полномочий по ее осуществлению между президентом и правительством, противоречит централизованному характеру этой власти и может порождать противоречия и конфликты между президентом и правительством (премьер-министром), отрицательно влияющие на эффективность государственной власти. В президентской республике дуализм исполнительной власти не допускается конституционным провозглашением президента главой исполнительной власти и подчинением ему правительства. В парламентарной республике конституционным средством ограничения дуализма исполнительной власти (реальных полномочий президента) является институт контрасигнации. Общим направлением преодоления дуализма исполнительной власти в смешанной республике является ограничение конституционных полномочий президента по ее осуществлению. Конкретными конституционными средствами преодоления или ограничения дуализма исполнительной власти в смешанной республике являются институт политической ответственности правительства перед президентом с возможностью отставки премьер-министра по решению президента и институт контрасигнации с правом премьер-министра контрасигновать акты президента по своему усмотрению.
Колюх В.В. - Дуализм исполнительной власти: конституционные предпосылки и средства ограничения c. 759-765

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.52432

Аннотация: Раскрывается сущность и выделяются разновидности дуализма государственной власти как конституционного распределения функций и полномочий по ее осуществлению между двумя высшими органами государства. Анализируется проблема дуализма исполнительной власти как конституционного распределения полномочий по ее осуществлению между президентом и правительством. На основании анализа особенностей президентской, парламентарной и смешанной форм республиканского правления выделяются конституционные предпосылки дуализма исполнительной власти: отсутствие в конституции определения главы исполнительной власти и наделение президента значительными полномочиями по ее осуществлению. Обращается внимание на отрицательные с точки зрения эффективности осуществления государственной власти последствия дуализма исполнительной власти в виде потенциальных противоречий и конфликтов в отношениях между президентом и правительством (премьер-министром). Выделяются возможные конституционные средства преодоления или ограничения дуализма исполнительной власти: провозглашение президента главой исполнительной власти с подчинением ему правительства (президентская республика); институт контрасигнации актов президента премьер-министром и министрами, ответственными за их исполнение (парламентарная республика); институт политической ответственности правительства перед президентом с возможностью отставки премьер-министра по решению президента и институт контрасигнации (смешанная республика). Определяется общее направление преодоления дуализма исполнительной власти в процессе перехода от президентско-парламентарной к парламентарно-президентской форме правления - значительное ограничение полномочий президента в сфере исполнительной власти. Основные методы исследования: контент-анализ, сравнительно-правовой анализ. Метод контент-анализа применяется для формализованного исследования содержания текстов конституций различных государств с целью выделения в них норм и институтов как порождающих дуализм исполнительной власти, так и способствующих его преодолению или ограничению. Метод сравнительно-правового анализа используется для сравнительного исследования особенностей различных форм республиканского правления под углом зрения свойственных им таких конституционных норм и институтов. Научная новизна статьи состоит в постановке проблемы отрицательных последствий дуализма исполнительной власти, выделении и анализе его конституционных предпосылок и средств преодоления или ограничения при различных формах республиканского правления, в том числе в условиях учрежденной в Украине смешанной республики. Автор приходит к выводам, что дуализм исполнительной власти, как конституционное распределение полномочий по ее осуществлению между президентом и правительством, противоречит централизованному характеру этой власти и может порождать противоречия и конфликты между президентом и правительством (премьер-министром), отрицательно влияющие на эффективность государственной власти. В президентской республике дуализм исполнительной власти не допускается конституционным провозглашением президента главой исполнительной власти и подчинением ему правительства. В парламентарной республике конституционным средством ограничения дуализма исполнительной власти (реальных полномочий президента) является институт контрасигнации. Общим направлением преодоления дуализма исполнительной власти в смешанной республике является ограничение конституционных полномочий президента по ее осуществлению. Конкретными конституционными средствами преодоления или ограничения дуализма исполнительной власти в смешанной республике являются институт политической ответственности правительства перед президентом с возможностью отставки премьер-министра по решению президента и институт контрасигнации с правом премьер-министра контрасигновать акты президента по своему усмотрению.
Бородач М.В. - Сопоставительная дифференциация публичных и частных интересов как фактор отраслевой юридической институционализации явления публичной собственности

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.15344

Аннотация: Работа отражает результаты проведенного автором исследования вопроса о свойствах и конкретном содержании публичных интересов, выступающих основанием феномена публичной собственности. В основе проводимого сопоставления находится объективное существование в общественной жизни лишь двух типов социальных интересов - частных и публичных, а также исходная посылка, состоящая в наличии как сущностных различий, так и неразрывной дихотомической взаимосвязи публичного и частного начал социальной жизни. Постановка проблемы осуществляется в контексте необходимости определения правовой природы публичных интересов и, как следствие, правовой природы социальных явлений, в основании которых указанные интересы находятся. На базе аксиологического подхода к оценке правовых явлений делается вывод о том, что содержание публичных интересов фокусируется вокруг таких социальных ценностей, которые имеют определяющее значение для существования общества, его идентичности и последовательного развития; суммарное выражение этих ценностей в его наиболее абстрактном определении позволяет говорить о существовании некоего коренного публичного интереса, который служит своего рода «инстинктом самосохранения» определенного социума (нации). Содержание публичных интересов, выступающих действительным основанием феномена публичной собственности, предопределяет, таким образом, бытийные очертания данного феномена, его конкретно-историческое социальное предназначение. В частности, обосновывается тезис о том, что объективные свойства публичных интересов позволяют говорить об их сугубо конституционно-правовой природе, и, как следствие, о конституционно-правовой природе тех социальных феноменов, в основании которых такие интересы непосредственно находятся.
Бородач М.В. - Сопоставительная дифференциация публичных и частных интересов как фактор отраслевой юридической институционализации явления публичной собственности c. 766-776

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.52433

Аннотация: Работа отражает результаты проведенного автором исследования вопроса о свойствах и конкретном содержании публичных интересов, выступающих основанием феномена публичной собственности. В основе проводимого сопоставления находится объективное существование в общественной жизни лишь двух типов социальных интересов - частных и публичных, а также исходная посылка, состоящая в наличии как сущностных различий, так и неразрывной дихотомической взаимосвязи публичного и частного начал социальной жизни. Постановка проблемы осуществляется в контексте необходимости определения правовой природы публичных интересов и, как следствие, правовой природы социальных явлений, в основании которых указанные интересы находятся. На базе аксиологического подхода к оценке правовых явлений делается вывод о том, что содержание публичных интересов фокусируется вокруг таких социальных ценностей, которые имеют определяющее значение для существования общества, его идентичности и последовательного развития; суммарное выражение этих ценностей в его наиболее абстрактном определении позволяет говорить о существовании некоего коренного публичного интереса, который служит своего рода «инстинктом самосохранения» определенного социума (нации). Содержание публичных интересов, выступающих действительным основанием феномена публичной собственности, предопределяет, таким образом, бытийные очертания данного феномена, его конкретно-историческое социальное предназначение. В частности, обосновывается тезис о том, что объективные свойства публичных интересов позволяют говорить об их сугубо конституционно-правовой природе, и, как следствие, о конституционно-правовой природе тех социальных феноменов, в основании которых такие интересы непосредственно находятся.
Трансформация правовых и политических систем
Кулезин М.А., Антонов И.П. - Виртуальная собственность в реальном мире: взрослые проблемы в игровых мирах

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.15498

Аннотация: В предлагаемом исследовании авторы подтверждают все возрастающую экономическую значимость для мировой экономики внутриигрового рынка интерактивных развлечений, а, следовательно, необходимость осуществления нормативно - правового регулирования объектов виртуальной собственности. В статье последовательно анализируется подход к регулированию рынка виртуальной собственности на территории Российской Федерации и за рубежом, рассматривается соответствующая судебная практика, положительные и отрицательные стороны каждого из подходов. Кромет того, анализируются перспективы нормативно - правового регулирования рынка виртуальных объектов посредством использования международно - правовых механизмов. В рамках настоящей статьи использовались общедиалектический метод, сравнительно - правовой, ситемный анализ изучаемых явлений, методы дедукции и индукции По мнению авторов, как на законодательном уровне, так и на теоретическом, проблеме регулирования рынка виртуальных объектов не уделяется должного внимания не смотря на ее все возрастающую значимость для глобальной экономики. Отечественные исследователи схожей проблематики, как правило, отвергают азиатский подход, в рамках которого виртуальные объекты приравнены к реальным, в то время как авторы настоящей работы доказывают его прогрессивность и полезность. Предлагается принятие соответствующего Пленума Верховного суда Российской Федерации.
Кулезин М.А., Антонов И.П. - Виртуальная собственность в реальном мире: взрослые проблемы в игровых мирах c. 777-782

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.52434

Аннотация: В предлагаемом исследовании авторы подтверждают все возрастающую экономическую значимость для мировой экономики внутриигрового рынка интерактивных развлечений, а, следовательно, необходимость осуществления нормативно - правового регулирования объектов виртуальной собственности. В статье последовательно анализируется подход к регулированию рынка виртуальной собственности на территории Российской Федерации и за рубежом, рассматривается соответствующая судебная практика, положительные и отрицательные стороны каждого из подходов. Кромет того, анализируются перспективы нормативно - правового регулирования рынка виртуальных объектов посредством использования международно - правовых механизмов. В рамках настоящей статьи использовались общедиалектический метод, сравнительно - правовой, ситемный анализ изучаемых явлений, методы дедукции и индукции По мнению авторов, как на законодательном уровне, так и на теоретическом, проблеме регулирования рынка виртуальных объектов не уделяется должного внимания не смотря на ее все возрастающую значимость для глобальной экономики. Отечественные исследователи схожей проблематики, как правило, отвергают азиатский подход, в рамках которого виртуальные объекты приравнены к реальным, в то время как авторы настоящей работы доказывают его прогрессивность и полезность. Предлагается принятие соответствующего Пленума Верховного суда Российской Федерации.
Ямалова Э.Н. - Влияние политических размежеваний на партийные системы постсоветских стран Балтии

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.15529

Аннотация: Объектом исследования являются политические размежевания в постсоветских странах Балтии. Предметом выступают закономерности влияния политических размежеваний на развитие партийных систем этих молодых демократий. Автор рассматривает влияние политических размежеваний на основе анализа четырех политических расколов, которые в той или иной мере отражались в партийной конкуренции в период постсоветского развития балтийских государств. Речь идет, во-первых, о расколе по идеологической линии «правые-левые»; во-вторых, расколе по религиозной линии «католицизм-светскость»; в-третьих, расколе по поселенческой линии «город-село» и , наконец, в-четвертых, расколе по этнической линии «титульный этнос-русскоязычное население». Теоретической основой исследования являются концепты политических размежеваний С. Липсета, С. Роккана и Дж. Сартори о влиянии поселенческих, классовых и религиозных расколов на формирование современных партийных систем. Для выявления кросснациональной специфики, а также изучения особенностей влияния политических размежеваний на развитие партийных систем используется сравнительный метод. Основным выводом проведенного исследования является эмпирическое подтверждение гипотезы о том, что в условиях становления новых демократий влияние идейно-ценностных политических расколов на развитие партийной системы уменьшаются по мере того, как общество теряет свои переходные характеристики и формирует более стабильные профессиональные и социально-классовые интересы. Процесс влияния структурных и политических размежеваний на партийную систему в постсоветских странах Балтии условно можно разделить на два этапа. На первом этапе (1990-е гг.) в условиях стремительной трансформации социальной структуры и отсутствия четко выраженных общественных интересов электоральные расколы формировали политические элиты на основе конкуренции идеологических платформ. В этот период доминирующими размежеваниями оказались политические ценности по линии «коммунизм-антикоммунизм», «рынок-градуализм», «европейская интеграция – пророссийское сближение» и т. п. На втором этапе (2000-е гг.) кроме инициированных элитами политических предложений более значимую роль стали играть структурные расколы и электоральный спрос, обусловленные объективными размежеваниями социума, принимающего более рельефные и устойчивые структурные характеристики. Поэтому в рамках последних электоральных циклов все большую роль играют расколы не по линии политических ценностей и идеологий, а размежевания поселенческого (город-село) и этнического характера.
Ямалова Э.Н. - Влияние политических размежеваний на партийные системы постсоветских стран Балтии c. 783-788

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.52435

Аннотация: Объектом исследования являются политические размежевания в постсоветских странах Балтии. Предметом выступают закономерности влияния политических размежеваний на развитие партийных систем этих молодых демократий. Автор рассматривает влияние политических размежеваний на основе анализа четырех политических расколов, которые в той или иной мере отражались в партийной конкуренции в период постсоветского развития балтийских государств. Речь идет, во-первых, о расколе по идеологической линии «правые-левые»; во-вторых, расколе по религиозной линии «католицизм-светскость»; в-третьих, расколе по поселенческой линии «город-село» и , наконец, в-четвертых, расколе по этнической линии «титульный этнос-русскоязычное население». Теоретической основой исследования являются концепты политических размежеваний С. Липсета, С. Роккана и Дж. Сартори о влиянии поселенческих, классовых и религиозных расколов на формирование современных партийных систем. Для выявления кросснациональной специфики, а также изучения особенностей влияния политических размежеваний на развитие партийных систем используется сравнительный метод. Основным выводом проведенного исследования является эмпирическое подтверждение гипотезы о том, что в условиях становления новых демократий влияние идейно-ценностных политических расколов на развитие партийной системы уменьшаются по мере того, как общество теряет свои переходные характеристики и формирует более стабильные профессиональные и социально-классовые интересы. Процесс влияния структурных и политических размежеваний на партийную систему в постсоветских странах Балтии условно можно разделить на два этапа. На первом этапе (1990-е гг.) в условиях стремительной трансформации социальной структуры и отсутствия четко выраженных общественных интересов электоральные расколы формировали политические элиты на основе конкуренции идеологических платформ. В этот период доминирующими размежеваниями оказались политические ценности по линии «коммунизм-антикоммунизм», «рынок-градуализм», «европейская интеграция – пророссийское сближение» и т. п. На втором этапе (2000-е гг.) кроме инициированных элитами политических предложений более значимую роль стали играть структурные расколы и электоральный спрос, обусловленные объективными размежеваниями социума, принимающего более рельефные и устойчивые структурные характеристики. Поэтому в рамках последних электоральных циклов все большую роль играют расколы не по линии политических ценностей и идеологий, а размежевания поселенческого (город-село) и этнического характера.
Государственная безопасность
Репинская О.В. - Этапы формирования концепта российской антитеррористической безопасности

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.15377

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является политическая стратегия антитеррористической деятельности в России. Цель работы заключается в анализе деятельности политических и неполитических институтов по формированию российского концепта антитеррористической безопасности в условиях влияния эндогенных и экзогенных факторов. Автор предпринял попытку не только определить этапы формирования российского антитеррористического концепта, но и раскрыть их особенности, проанализировать перспективы противодействия терроризму. В результате исследования влияния внутренних и внешних факторов на состояние антитеррористической безопасности на современном этапе, автором отмечается зависимость стабильности российской антитеррористической безопасности от укрепления совместных позиций стран-партнеров. Также в статье представлен анализ угроз возникновения и возможности развития терроризма в странах-союзниках России. В основу методологии исследования положены методы: анализ и синтез, исторический и логический, социологический и сравнительный. Автором указано на необходимость создания комплексной системы антитеррористической безопасности с использованием возможностей евразийского сотрудничества. Результаты исследования могут быть востребованы в условиях политико-исторического осмысления результатов антитеррористической деятельности в России и в дальнейшем научном исследовании проблем противодействия терроризму, а также в практической деятельности органов законодательной и исполнительной власти при формировании антитеррористических программ.
Репинская О.В. - Этапы формирования концепта российской антитеррористической безопасности c. 789-793

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.52436

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является политическая стратегия антитеррористической деятельности в России. Цель работы заключается в анализе деятельности политических и неполитических институтов по формированию российского концепта антитеррористической безопасности в условиях влияния эндогенных и экзогенных факторов. Автор предпринял попытку не только определить этапы формирования российского антитеррористического концепта, но и раскрыть их особенности, проанализировать перспективы противодействия терроризму. В результате исследования влияния внутренних и внешних факторов на состояние антитеррористической безопасности на современном этапе, автором отмечается зависимость стабильности российской антитеррористической безопасности от укрепления совместных позиций стран-партнеров. Также в статье представлен анализ угроз возникновения и возможности развития терроризма в странах-союзниках России. В основу методологии исследования положены методы: анализ и синтез, исторический и логический, социологический и сравнительный. Автором указано на необходимость создания комплексной системы антитеррористической безопасности с использованием возможностей евразийского сотрудничества. Результаты исследования могут быть востребованы в условиях политико-исторического осмысления результатов антитеррористической деятельности в России и в дальнейшем научном исследовании проблем противодействия терроризму, а также в практической деятельности органов законодательной и исполнительной власти при формировании антитеррористических программ.
Закон и правопорядок
Жестеров П.В. - Содержание уголовной репрессии: криминологический аспект

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.15226

Аннотация: Предметом исследования являются понятие уголовной репрессии и современные подходы теоретиков,практиков,граждан страны к определению ее содержания. Автор обращает внимание на то,что сложившееся в российском обществе представление о преступности и ее основных показателях не зависит от объективного состояния правопорядка в стране.В настоящей статье дана критическая оценка ряда законодательных инициатив,в результате которых криминализированы новые деяния либо ужесточено наказание за уже существующие составы преступлений. С использованием методов правовой статистики в исследовании были проанализированы данные, отражающие результаты деятельности органов внутренних дел и судов. Делается вывод о том, что уголовная репрессия должна основываться на знании действующих законов, учитывать масштабы преступных проявлений и строиться на единой концепции уголовной политики. Особым вкладом автора в исследовании темы является предложение исследовать практику применения вводимых в уголовный закон норм с целью установления их эффективности и криминологической обоснованности.
Жестеров П.В. - Содержание уголовной репрессии: криминологический аспект c. 794-799

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.52437

Аннотация: Предметом исследования являются понятие уголовной репрессии и современные подходы теоретиков,практиков,граждан страны к определению ее содержания. Автор обращает внимание на то,что сложившееся в российском обществе представление о преступности и ее основных показателях не зависит от объективного состояния правопорядка в стране.В настоящей статье дана критическая оценка ряда законодательных инициатив,в результате которых криминализированы новые деяния либо ужесточено наказание за уже существующие составы преступлений. С использованием методов правовой статистики в исследовании были проанализированы данные, отражающие результаты деятельности органов внутренних дел и судов. Делается вывод о том, что уголовная репрессия должна основываться на знании действующих законов, учитывать масштабы преступных проявлений и строиться на единой концепции уголовной политики. Особым вкладом автора в исследовании темы является предложение исследовать практику применения вводимых в уголовный закон норм с целью установления их эффективности и криминологической обоснованности.
Шамсутдинов М.М. - Регламентация мер уголовно-процессуального принуждения в новом УПК Республики Казахстан: сравнительно-правовой анализ

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.15323

Аннотация: Статья преследует цель раскрытия основных новелл в регулировании мер уголовно-процессуального принуждения нормами Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, вступившего в силу с 1 января 2015 года в контексте необходимости изучения зарубежного опыта при разработке перспективных направлений совершенствования института мер уголовно-процессуального принуждения в современном уголовном процессе России. До 1 января 2015 года в Республике Казахстан действовал Уголовно-процессуальный кодекс, принятый в 1997 году и, несмотря на отдельные специфические нормы, являвшийся продолжателем традиций советского уголовного процесса. Значительный шаг в реформировании института мер уголовно-процессуального принуждения в Казахстане был сделан в 2014 году в связи с принятием нового УПК, в котором был учтен опыт различных государств, в том числе и России. Регламентация института мер процессуального принуждения в УПК Казахстана осуществлена детально, но в ряде случаев противоречиво. Исследование регламентации мер процессуального принуждения в Республике Казахстан осуществлено с применением сравнительно-правового, системно-структурного и структурно-функционального методов исследования. Использование совокупности этих методов позволило раскрыть закономерности произошедших изменений в уголовно-процессуальном законодательстве Казахстана с позиций их полезности для российского законодателя. В статье институт мер процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве Казахстана автором рассматривается как система процессуально-принудительных средств обеспечения его надлежащего порядка, традиционно состоящей из трех элементов: задержания подозреваемого, мер пресечения и иных мер процессуального принуждения. Для каждого элемента этой системы были выделены специфические черты, характеризующие особенности данной меры процессуального принуждения при производстве по уголовным делам в сравнении с аналогичными мерами российского уголовного судопроизводства. В результате исследования были сформулированы положения, позволяющие критически переработав нормы УПК Казахстана адаптировать их для российских реалий.
Шамсутдинов М.М. - Регламентация мер уголовно-процессуального принуждения в новом УПК Республики Казахстан: сравнительно-правовой анализ c. 800-808

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.52438

Аннотация: Статья преследует цель раскрытия основных новелл в регулировании мер уголовно-процессуального принуждения нормами Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, вступившего в силу с 1 января 2015 года в контексте необходимости изучения зарубежного опыта при разработке перспективных направлений совершенствования института мер уголовно-процессуального принуждения в современном уголовном процессе России. До 1 января 2015 года в Республике Казахстан действовал Уголовно-процессуальный кодекс, принятый в 1997 году и, несмотря на отдельные специфические нормы, являвшийся продолжателем традиций советского уголовного процесса. Значительный шаг в реформировании института мер уголовно-процессуального принуждения в Казахстане был сделан в 2014 году в связи с принятием нового УПК, в котором был учтен опыт различных государств, в том числе и России. Регламентация института мер процессуального принуждения в УПК Казахстана осуществлена детально, но в ряде случаев противоречиво. Исследование регламентации мер процессуального принуждения в Республике Казахстан осуществлено с применением сравнительно-правового, системно-структурного и структурно-функционального методов исследования. Использование совокупности этих методов позволило раскрыть закономерности произошедших изменений в уголовно-процессуальном законодательстве Казахстана с позиций их полезности для российского законодателя. В статье институт мер процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве Казахстана автором рассматривается как система процессуально-принудительных средств обеспечения его надлежащего порядка, традиционно состоящей из трех элементов: задержания подозреваемого, мер пресечения и иных мер процессуального принуждения. Для каждого элемента этой системы были выделены специфические черты, характеризующие особенности данной меры процессуального принуждения при производстве по уголовным делам в сравнении с аналогичными мерами российского уголовного судопроизводства. В результате исследования были сформулированы положения, позволяющие критически переработав нормы УПК Казахстана адаптировать их для российских реалий.
Международные отношения: системы взаимодействия
Кравченко Л.И. - Латиноамериканский подход к решению международных проблем

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.14698

Аннотация: В основу исследования легли проблемы позиционирования Латинской Америки на мировой арене. Анализируются вопросы мирового порядка и применения hard power, поскольку именно по ним возникают идеологические расколы между участниками мировой политики. Основное проблемное поле исследования охватывает вопросы мирового порядка, архитектуры системы глобального управления, применения силы в решении международных проблем. Рассматриваются позиции различных латиноамериканских стран по таким вопросам как: применение санкций, признание независимости государств, создание международных организаций и т.п. В основе исследования лежит факторный анализ, с помощью которого выделялись ключевые проблемы международных отношений. Через сравнительный подход устанавливались закономерности позиционирования государств Латинской Америки на международной арене. Особым вкладом автора в исследование является выявление общности позиций стран региона относительно устройства мира (все государства выступают за многополярность). Позиции стран совпадают в пределах объединяющей структуры - интеграционного образования МЕРКОСУР, АЛБА, Тихоокеанский альянс. Корреляция латиноамериканских подходов с российским крайне высокая, что доказывает перспективность развития политического диалога России с государствами Латинской Америки на различных международных площадках (Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, БРИКС и др).
Кравченко Л.И. - Латиноамериканский подход к решению международных проблем c. 809-816

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.52439

Аннотация: В основу исследования легли проблемы позиционирования Латинской Америки на мировой арене. Анализируются вопросы мирового порядка и применения hard power, поскольку именно по ним возникают идеологические расколы между участниками мировой политики. Основное проблемное поле исследования охватывает вопросы мирового порядка, архитектуры системы глобального управления, применения силы в решении международных проблем. Рассматриваются позиции различных латиноамериканских стран по таким вопросам как: применение санкций, признание независимости государств, создание международных организаций и т.п. В основе исследования лежит факторный анализ, с помощью которого выделялись ключевые проблемы международных отношений. Через сравнительный подход устанавливались закономерности позиционирования государств Латинской Америки на международной арене. Особым вкладом автора в исследование является выявление общности позиций стран региона относительно устройства мира (все государства выступают за многополярность). Позиции стран совпадают в пределах объединяющей структуры - интеграционного образования МЕРКОСУР, АЛБА, Тихоокеанский альянс. Корреляция латиноамериканских подходов с российским крайне высокая, что доказывает перспективность развития политического диалога России с государствами Латинской Америки на различных международных площадках (Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, БРИКС и др).
Международное право в ХХI веке
Жудро И.С. - Секторальный метод как способ справедливого разграничения дна Северного Ледовитого океана

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.15168

Аннотация: Предмет исследования - международно-правовой режим дна Северного Ледовитого океана с акцентом на значение обычаев в решении актуальных во¬просов его разграничения. Исследована практика Международного Суда ООН в решении спорных вопросов разграничения континентального шельфа. а также использование секторального метода (метода меридианных линий) при разграничении полярных пространств в Русско-английской конвенции 1825 года, в Конвенции об уступке Аляски 1867 года, в Соглашении между СССР и США о линии разграничения морских пространств 1990 года, а также в Соглашении 2011 года о разграничении государствами Арктического совета авиационных и морских поисково-спасательных районов. Предпринят сравнительный анализ существующих правовых механизмов определения границ континентального шельфа: «делимитации» и её методов, которые приобрели силу обычаев, а также основанного на статье 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года «отграничения» шельфа в пользу Международного района морского дна. Впервые дана критическая оценка современной ме¬ждународно-правовой позиции Российской Федерации в от¬ношении границ континентального шельфа в Северном Ле¬довитом океане. Сделан вывод о том, что существующий международно-правовой режим дна Северного Ледовитого океана, включая обычай секторального деления полярных пространств, позволит России достичь справедливого результата при разграничении арктического шельфа с соседними государствами без обращения в Комиссию по границам континентального шельфа, на основании соглашений о делимитации, избежав споров, неоправданных пространственных уступок и обеспечив национальные интересы.
Жудро И.С. - Секторальный метод как способ справедливого разграничения дна Северного Ледовитого океана c. 817-825

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.52440

Аннотация: Предмет исследования - международно-правовой режим дна Северного Ледовитого океана с акцентом на значение обычаев в решении актуальных во¬просов его разграничения. Исследована практика Международного Суда ООН в решении спорных вопросов разграничения континентального шельфа. а также использование секторального метода (метода меридианных линий) при разграничении полярных пространств в Русско-английской конвенции 1825 года, в Конвенции об уступке Аляски 1867 года, в Соглашении между СССР и США о линии разграничения морских пространств 1990 года, а также в Соглашении 2011 года о разграничении государствами Арктического совета авиационных и морских поисково-спасательных районов. Предпринят сравнительный анализ существующих правовых механизмов определения границ континентального шельфа: «делимитации» и её методов, которые приобрели силу обычаев, а также основанного на статье 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года «отграничения» шельфа в пользу Международного района морского дна. Впервые дана критическая оценка современной ме¬ждународно-правовой позиции Российской Федерации в от¬ношении границ континентального шельфа в Северном Ле¬довитом океане. Сделан вывод о том, что существующий международно-правовой режим дна Северного Ледовитого океана, включая обычай секторального деления полярных пространств, позволит России достичь справедливого результата при разграничении арктического шельфа с соседними государствами без обращения в Комиссию по границам континентального шельфа, на основании соглашений о делимитации, избежав споров, неоправданных пространственных уступок и обеспечив национальные интересы.
Саврыга К.П. - Правомерность целевых убийств в международном праве: международное гуманитарное право и права человека

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.15525

Аннотация: В настоящей статье рассматривается одна из наиболее спорных государственных практик, используемых в настоящее время для войны с терроризмом, а именно целевое убийство. Автором рассматривается соответствие указного явления международному гуманитарному право и международному праву прав человека в связи с целевыми убийствами во время военных конфликтов и полицейских и иных операций соответственно. Рассматривая в первой части работы право военных конфликтов, автор анализирует правовой статус различных участников и общие ограничения, предъявляемые к применению силы во время военного конфликта. Во второй части исследования, рассматривая пределы защиты права на жизнь, автор выводит требования, которые должны быть соблюдены при лишении жизни. Для достижения указанной цели проводится анализх многочисленных решений международных судов и трибуналов, имевших дело с правом на жизнь. Автор приходит к выводу о соответствии практики целевых убийств нормам международного права, однако в то же время данная практика является субъектом ограничения со стороны ряда принципов международного права военных конфликтов, таких как пропорциональность, военная необходимость, осторожность, а также в части регулирования использования методов и способов ведения войны и международного права прав человека, в части защиты права на жизнь и запрета на ее умышленное или произвольное лишение. Автор отрицает существование иных оснований легализации целевых убийств, нежели те, что изложены в нормах международного гуманитарного права и права прав человека.
Саврыга К.П. - Правомерность целевых убийств в международном праве: международное гуманитарное право и права человека c. 826-839

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.52441

Аннотация: В настоящей статье рассматривается одна из наиболее спорных государственных практик, используемых в настоящее время для войны с терроризмом, а именно целевое убийство. Автором рассматривается соответствие указного явления международному гуманитарному право и международному праву прав человека в связи с целевыми убийствами во время военных конфликтов и полицейских и иных операций соответственно. Рассматривая в первой части работы право военных конфликтов, автор анализирует правовой статус различных участников и общие ограничения, предъявляемые к применению силы во время военного конфликта. Во второй части исследования, рассматривая пределы защиты права на жизнь, автор выводит требования, которые должны быть соблюдены при лишении жизни. Для достижения указанной цели проводится анализх многочисленных решений международных судов и трибуналов, имевших дело с правом на жизнь. Автор приходит к выводу о соответствии практики целевых убийств нормам международного права, однако в то же время данная практика является субъектом ограничения со стороны ряда принципов международного права военных конфликтов, таких как пропорциональность, военная необходимость, осторожность, а также в части регулирования использования методов и способов ведения войны и международного права прав человека, в части защиты права на жизнь и запрета на ее умышленное или произвольное лишение. Автор отрицает существование иных оснований легализации целевых убийств, нежели те, что изложены в нормах международного гуманитарного права и права прав человека.
Судебная власть
Герасимова А.Е. - История и современность принципа равной правовой защиты в США (на примере преодоления расовой дискриминации)

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.14933

Аннотация: В рамках настоящей статьи автором рассматриваются вопросы, связанные с историей становления принципа равной правовой защиты закона («equal protection of law») на протяжении периода с принятия XIV поправки к Конституции США до настоящего времени. Через призму прецедентного права проанализированы такие явления, как дискриминация и позитивная дискриминация, политика «позитивных мер» Правительства США, механизмы проверки наличия или отсутствия в том или ином акте органов государственной власти признаков дискриминации. В рамках исследования автором используется сравнительно-правовой и исторический методы исследования, особое внимание уделено анализу первичных источников - прецедентов Верховного суда США. Автором делаются выводы о наличии двух этапов дискриминации афроамериканского населения: прямой дискриминации и позитивной дискриминации. В качестве механизма предотвращения дискриминации автором рассматривается метод "строгой проверки", выработанный в прецедентах Верховного суда США. Данный механизм, полагаем, может быть использован и для предотвращения дискриминации в иных социальных областях, в связи с чем, его применение могло бы обогатить и отечественную правовую науку и практику применения.
Герасимова А.Е. - История и современность принципа равной правовой защиты в США (на примере преодоления расовой дискриминации) c. 840-842

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.52442

Аннотация: В рамках настоящей статьи автором рассматриваются вопросы, связанные с историей становления принципа равной правовой защиты закона («equal protection of law») на протяжении периода с принятия XIV поправки к Конституции США до настоящего времени. Через призму прецедентного права проанализированы такие явления, как дискриминация и позитивная дискриминация, политика «позитивных мер» Правительства США, механизмы проверки наличия или отсутствия в том или ином акте органов государственной власти признаков дискриминации. В рамках исследования автором используется сравнительно-правовой и исторический методы исследования, особое внимание уделено анализу первичных источников - прецедентов Верховного суда США. Автором делаются выводы о наличии двух этапов дискриминации афроамериканского населения: прямой дискриминации и позитивной дискриминации. В качестве механизма предотвращения дискриминации автором рассматривается метод "строгой проверки", выработанный в прецедентах Верховного суда США. Данный механизм, полагаем, может быть использован и для предотвращения дискриминации в иных социальных областях, в связи с чем, его применение могло бы обогатить и отечественную правовую науку и практику применения.
Понажев Ю.О. - Проблемы расторжения кредитного договора

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.15447

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются правоотношения, вытекающие из расторжения кредитного договора. Автор указывает на то, что расторжение кредитного договора является частным случаем прекращения действия кредитного договора, и рассматривает основные способы расторжения кредитного договора. В рамках исследования также анализируются актуальные проблемы, которые возникают в судебной практике в связи с расторжением кредитного договора, в частности, какие нарушения кредитного договора являются достаточными для заявления требования о его расторжении, когда кредитный договор может быть расторгнут в связи с существенным изменением обстоятельств. В основе методологии исследования лежит общенаучный метод диалектического познания, а также метод комплексного системно-правового анализа, формально-юридический метод, логический метод, методы анализа, синтеза, индукции и дедукции. Научная новизна исследования состоит в том, что в исследовании обобщается актуальная судебная практика по каждому из способов расторжения кредитного договора, а также в том, что автором предложены критерии допустимости расторжения кредитного договора в связи с существенным нарушением договора и существенным изменением обстоятельств кредитного договора. Автором сделан вывод о том, что существует три основных способа расторжения кредитного договора. При этом вопрос о допустимости расторжения кредитного договора в каждом конкретном случае может быть решён лишь путём анализа судебной практики. Критерии допустимости расторжения кредитного договора должны быть уточнены в ходе обобщения судебной практики Верховным Судом РФ.
Понажев Ю.О. - Проблемы расторжения кредитного договора c. 843-847

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.52443

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются правоотношения, вытекающие из расторжения кредитного договора. Автор указывает на то, что расторжение кредитного договора является частным случаем прекращения действия кредитного договора, и рассматривает основные способы расторжения кредитного договора. В рамках исследования также анализируются актуальные проблемы, которые возникают в судебной практике в связи с расторжением кредитного договора, в частности, какие нарушения кредитного договора являются достаточными для заявления требования о его расторжении, когда кредитный договор может быть расторгнут в связи с существенным изменением обстоятельств. В основе методологии исследования лежит общенаучный метод диалектического познания, а также метод комплексного системно-правового анализа, формально-юридический метод, логический метод, методы анализа, синтеза, индукции и дедукции. Научная новизна исследования состоит в том, что в исследовании обобщается актуальная судебная практика по каждому из способов расторжения кредитного договора, а также в том, что автором предложены критерии допустимости расторжения кредитного договора в связи с существенным нарушением договора и существенным изменением обстоятельств кредитного договора. Автором сделан вывод о том, что существует три основных способа расторжения кредитного договора. При этом вопрос о допустимости расторжения кредитного договора в каждом конкретном случае может быть решён лишь путём анализа судебной практики. Критерии допустимости расторжения кредитного договора должны быть уточнены в ходе обобщения судебной практики Верховным Судом РФ.
Человек и государство
Назаров Д.Г. - Содержание прав и свобод в сфере деятельности СМИ в России

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.6044

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является многообразие содержания прав и свобод, реализуемых в сфере деятельности средств массовой информации в России, их взаимные системные связи, их место в системе конституционных прав и свобод, установленных Конституцией Российской Федерации, особенности правового регулирования реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности средств массовой информации. Также в настоящей статье предпринимается попытка осуществить анализ и систематизацию представлений об общем и частном в понятиях прав и свобод в информационной сфере в юридическом смысле, в том числе в правоприминительном. Методом исследования в данной статье служит структурный анализ основных понятий, сопоставляя точки зрения известных ученых-юристов и обращаясь при этом в качестве объекта к Конституции Российской Федерации и основным международно правовым актам в области прав человека и гражданина и деятельности средств массовой информации. Все права и свободы, реализуемые в сфере деятельности СМИ, находятся между собой в сложных системных отношениях. Их взаимосвязь и взаимозависимость, обусловленная их включенностью в общую систему прав и свобод человека и гражданина, дополнительно опосредуются деятельностью СМИ, в ходе которой эти права, принадлежащие разным участникам общественных отношений, связанных с деятельностью СМИ, затрагиваются с разных сторон, вступая между собой в различные специфические взаимоотношения.
Назаров Д.Г. - Содержание прав и свобод в сфере деятельности СМИ в России c. 848-853

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.52444

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является многообразие содержания прав и свобод, реализуемых в сфере деятельности средств массовой информации в России, их взаимные системные связи, их место в системе конституционных прав и свобод, установленных Конституцией Российской Федерации, особенности правового регулирования реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности средств массовой информации. Также в настоящей статье предпринимается попытка осуществить анализ и систематизацию представлений об общем и частном в понятиях прав и свобод в информационной сфере в юридическом смысле, в том числе в правоприминительном. Методом исследования в данной статье служит структурный анализ основных понятий, сопоставляя точки зрения известных ученых-юристов и обращаясь при этом в качестве объекта к Конституции Российской Федерации и основным международно правовым актам в области прав человека и гражданина и деятельности средств массовой информации. Все права и свободы, реализуемые в сфере деятельности СМИ, находятся между собой в сложных системных отношениях. Их взаимосвязь и взаимозависимость, обусловленная их включенностью в общую систему прав и свобод человека и гражданина, дополнительно опосредуются деятельностью СМИ, в ходе которой эти права, принадлежащие разным участникам общественных отношений, связанных с деятельностью СМИ, затрагиваются с разных сторон, вступая между собой в различные специфические взаимоотношения.
Trofimov E.A. - Transformation of the passive electoral right in the Russian Federation after the protests “For Fair Elections” of 2012

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.14975

Abstract: This article examines the transformation of the passive electoral right within the Russian Federation after the acts of protest “For Fair Elections”. The author highlights that the transformation of this right retained its centralized vector, imitating the democratization of the electoral system. The analysis of the legislation and the political practice demonstrates that the limitations of the Russian citizens’ passive electoral right contradicts the norms of international law and the Constitution of the Russian Federation; in the area of political practice they infringe upon the essential principles of electoral right, including government non- involvement into the electoral process and equality of the voters. The mass protests of 2011-2012 did not produce changes, nor gave the citizens the opportunity to be elected as officials of the branches of government, and were further restricted by additional limitations that have a significant impact in the area of the selective functions of the government. The electoral system of the Russian Federation continued the transformation in the direction of interests of the federal president and the highest government bureaucracy, which leads to a collapse of the feedback system, degradation of Russian politeia, and imitation of the right to be elected.
Trofimov E.A. - Transformation of the passive electoral right in the Russian Federation after the protests “For Fair Elections” of 2012 c. 854-858

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.52445

Аннотация: This article examines the transformation of the passive electoral right within the Russian Federation after the acts of protest “For Fair Elections”. The author highlights that the transformation of this right retained its centralized vector, imitating the democratization of the electoral system. The analysis of the legislation and the political practice demonstrates that the limitations of the Russian citizens’ passive electoral right contradicts the norms of international law and the Constitution of the Russian Federation; in the area of political practice they infringe upon the essential principles of electoral right, including government non- involvement into the electoral process and equality of the voters. The mass protests of 2011-2012 did not produce changes, nor gave the citizens the opportunity to be elected as officials of the branches of government, and were further restricted by additional limitations that have a significant impact in the area of the selective functions of the government. The electoral system of the Russian Federation continued the transformation in the direction of interests of the federal president and the highest government bureaucracy, which leads to a collapse of the feedback system, degradation of Russian politeia, and imitation of the right to be elected.
История государства и права
Данилов А.П. - Эволюция правового регулирования установления государственных границ в Арктике.

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.9877

Аннотация: Предметом исследования являются международные правовые нормы, которые применялись при определении границ арктического региона с начала 20 века по настоящее время. В статье исследуются и сравниваются две юридические концепции разделения арктических территорий - медианная и секторальная. Обе концепции имели своих приверженцев, чьи доводы рассматриваются в данной статье. В настоящее время медианная и секторальная концепции отошли на второй план и большинство приарктических стран придерживаются юридических правил, которые закреплены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Автор статьи использует сравнительный метод при исследовании развития правового статуса арктического региона. Сравниваются юридические концепции разделения арктической территории, а так же отечественный и зарубежные подходы к определению границ региона. Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время нет общепризнанных и единых юридических норм разделения арктических территорий, что может привести к столкновению разных подходов при определении государственных границ в регионе. В статье делается вывод о том, что арктическим странам необходимо прийти к общему пониманию правил разделения арктических пространств для мирного определения границ в будущем.
Данилов А.П. - Эволюция правового регулирования установления государственных границ в Арктике. c. 859-863

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.52446

Аннотация: Предметом исследования являются международные правовые нормы, которые применялись при определении границ арктического региона с начала 20 века по настоящее время. В статье исследуются и сравниваются две юридические концепции разделения арктических территорий - медианная и секторальная. Обе концепции имели своих приверженцев, чьи доводы рассматриваются в данной статье. В настоящее время медианная и секторальная концепции отошли на второй план и большинство приарктических стран придерживаются юридических правил, которые закреплены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Автор статьи использует сравнительный метод при исследовании развития правового статуса арктического региона. Сравниваются юридические концепции разделения арктической территории, а так же отечественный и зарубежные подходы к определению границ региона. Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время нет общепризнанных и единых юридических норм разделения арктических территорий, что может привести к столкновению разных подходов при определении государственных границ в регионе. В статье делается вывод о том, что арктическим странам необходимо прийти к общему пониманию правил разделения арктических пространств для мирного определения границ в будущем.
Верещагина А.В. - О роли Министерства юстиции Российской империи в реформировании уголовной юстиции в соответствии с Судебными уставами

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.15211

Аннотация: Автор сосредоточился на исследовании участия Министерства юстиции Российской империи в судебной реформе 1864 года (преимущественно уголовной юстиции). Автором предложена периодизация деятельности Министерства юстиции по судебному реформированию (критерий включенности). Первый период, когда роль Министерства юстиции носила обеспечительный характер, и разработкой Судебных уставов оно не занималось. Второй период - реализация Судебных уставов, когда роль Министерства юстиции в проведении судебной реформы стала основной. Автор систематизировал нормативно-правовые акты, принимавшиеся Министерством юстиции в ходе судебного реформирования. Выделено три группы нормативно-правовых актов: 1) направленные на улучшение материального положения судебных деятелей; 2) организационные и 3) корректировавшие судоустройственное и уголовно-процессуальное законодательство. По мнению автора господствующая в научной литературе оценка деятельности Министерства юстиции Российской империи как реакционная не соответствует действительности. Ведомство инициировало решения как охранительного, так и либерального свойства. При подготовке работы использовался общенаучный метод познания, а также такие методы исследования как исторический и формально-логический. Научная новизна исследования заключается в том, что автором предпринята попытка проанализировать ретроспективу участия Министерства юстиции Российской империи в реализации Судебных уставов 1864 года. В работе предложена периодизация деятельности Министерства юстиции по реализации положений Судебных уставов по критерию включенности ведомства в модернизацию уголовной юстиции. Особенностью исследования является также тщательный анализ дореволюционных нормативно-правовых актов. По результатам исследования сформулирован вывод о необходимости взвешенной оценки деятельности Министерства юстиции по участию в судебных преобразованиях.
Верещагина А.В. - О роли Министерства юстиции Российской империи в реформировании уголовной юстиции в соответствии с Судебными уставами c. 864-873

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.52447

Аннотация: Автор сосредоточился на исследовании участия Министерства юстиции Российской империи в судебной реформе 1864 года (преимущественно уголовной юстиции). Автором предложена периодизация деятельности Министерства юстиции по судебному реформированию (критерий включенности). Первый период, когда роль Министерства юстиции носила обеспечительный характер, и разработкой Судебных уставов оно не занималось. Второй период - реализация Судебных уставов, когда роль Министерства юстиции в проведении судебной реформы стала основной. Автор систематизировал нормативно-правовые акты, принимавшиеся Министерством юстиции в ходе судебного реформирования. Выделено три группы нормативно-правовых актов: 1) направленные на улучшение материального положения судебных деятелей; 2) организационные и 3) корректировавшие судоустройственное и уголовно-процессуальное законодательство. По мнению автора господствующая в научной литературе оценка деятельности Министерства юстиции Российской империи как реакционная не соответствует действительности. Ведомство инициировало решения как охранительного, так и либерального свойства. При подготовке работы использовался общенаучный метод познания, а также такие методы исследования как исторический и формально-логический. Научная новизна исследования заключается в том, что автором предпринята попытка проанализировать ретроспективу участия Министерства юстиции Российской империи в реализации Судебных уставов 1864 года. В работе предложена периодизация деятельности Министерства юстиции по реализации положений Судебных уставов по критерию включенности ведомства в модернизацию уголовной юстиции. Особенностью исследования является также тщательный анализ дореволюционных нормативно-правовых актов. По результатам исследования сформулирован вывод о необходимости взвешенной оценки деятельности Министерства юстиции по участию в судебных преобразованиях.
Юридический практикум
Садыхов А.А. - Правовые средства обеспечения свободы завещания

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.15033

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются нормы российского законодательства, регулирующие наследование по завещанию, общественные отношения, урегулированные нормами наследственного права, непосредственно связанные с правами завещателя: действия по реализации свободы завещания, нормы права, предусматривающие понятие, условия осуществления, пределы и охрану свободы завещания. Также автор рассматривает деятельность правоохранительных органов, направленную на обеспечение реализации и охраны свободы завещания, правила соблюдения тайны завещания, материалы нотариальной и судебной практики и их применения. Методологическую основу исследования составляют последние достижения теории познания. В процессе работы исследования применялись общефилософский, теоретический, эмпирический методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые (формально-логический), методы. Вместе с этим в исследовании использован метод сравнительного правоведения, на основе которого был проведён анализ законодательства и опыта реализации принципов наследования по завещанию зарубежных стран. Научная новизна исследования заключается в том, что на основе исследования состояния теории права и особенностей реализации принципов наследования по завещанию, был проведён комплексный анализ положений рассматриваемой сферы и предложен ряд теоретических и практических рекомендаций по решению имеющихся в законодательстве проблем, а также собственное видение автора на ряд дискуссионных моментов в теории гражданского права.
Садыхов А.А. - Правовые средства обеспечения свободы завещания c. 874-878

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.52448

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются нормы российского законодательства, регулирующие наследование по завещанию, общественные отношения, урегулированные нормами наследственного права, непосредственно связанные с правами завещателя: действия по реализации свободы завещания, нормы права, предусматривающие понятие, условия осуществления, пределы и охрану свободы завещания. Также автор рассматривает деятельность правоохранительных органов, направленную на обеспечение реализации и охраны свободы завещания, правила соблюдения тайны завещания, материалы нотариальной и судебной практики и их применения. Методологическую основу исследования составляют последние достижения теории познания. В процессе работы исследования применялись общефилософский, теоретический, эмпирический методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые (формально-логический), методы. Вместе с этим в исследовании использован метод сравнительного правоведения, на основе которого был проведён анализ законодательства и опыта реализации принципов наследования по завещанию зарубежных стран. Научная новизна исследования заключается в том, что на основе исследования состояния теории права и особенностей реализации принципов наследования по завещанию, был проведён комплексный анализ положений рассматриваемой сферы и предложен ряд теоретических и практических рекомендаций по решению имеющихся в законодательстве проблем, а также собственное видение автора на ряд дискуссионных моментов в теории гражданского права.
Рахчева Ю.Н. - Удержание подрядчиком имущества заказчика и результата работ, классификация объектов удержания

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.15443

Аннотация: В статье рассматриваются основные особенности удержания имущества заказчика и результата работ, их теоретические и практические аспекты. Предметом исследования явились правовые нормы, регламентирующие порядок удержания, научные труды отечественных цивилистов, а также материалы правоприменительной практики. В результате проведенного исследования, автором предлагается классификация объектов удержания. После чего каждый из объектов удержания рассматривается в отдельности. Освещаются проблемы и особенности, связанные с реализацией на практике прав на удержание. Особое внимание уделяется проблеме удержания результата работ, являющегося недвижимым имуществом. Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания. В работе также использованы общенаучные и частноправовые методы исследования, такие как сравнительно-правовой, формально-юридический и др. В результате проведенного исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время реализовать на практике право на удержание не так то просто, особенно если объектом удержания является недвижимая вещь. Об этом свидетельствует неоднозначная и противоречивая правоприменительная практика, примеры из которой приведены в статье. Таким образом, чтобы на практике осуществить право на удержание таких спорных объектов, как результат строительных работ, незавершенных и реконструируемых работ, требуется серьезное закрепление на законодательном уровне порядка реализации прав на удержание подобных объектов.
Рахчева Ю.Н. - Удержание подрядчиком имущества заказчика и результата работ, классификация объектов удержания c. 879-884

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.52449

Аннотация: В статье рассматриваются основные особенности удержания имущества заказчика и результата работ, их теоретические и практические аспекты. Предметом исследования явились правовые нормы, регламентирующие порядок удержания, научные труды отечественных цивилистов, а также материалы правоприменительной практики. В результате проведенного исследования, автором предлагается классификация объектов удержания. После чего каждый из объектов удержания рассматривается в отдельности. Освещаются проблемы и особенности, связанные с реализацией на практике прав на удержание. Особое внимание уделяется проблеме удержания результата работ, являющегося недвижимым имуществом. Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания. В работе также использованы общенаучные и частноправовые методы исследования, такие как сравнительно-правовой, формально-юридический и др. В результате проведенного исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время реализовать на практике право на удержание не так то просто, особенно если объектом удержания является недвижимая вещь. Об этом свидетельствует неоднозначная и противоречивая правоприменительная практика, примеры из которой приведены в статье. Таким образом, чтобы на практике осуществить право на удержание таких спорных объектов, как результат строительных работ, незавершенных и реконструируемых работ, требуется серьезное закрепление на законодательном уровне порядка реализации прав на удержание подобных объектов.
Почтарев А.А. - Место непоименованных в гл. 23 ГК РФ средств воздействия на должника в системе способов обеспечения исполнения обязательств

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.15449

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является рассмотрение и анализ непоименованных средств воздействия на должника в системе способов обеспечения исполнения обязательств, которые, в свою очередь, на сегодняшний день мало исследованы в науке гражданского права. Так же в статье, подробно раскрыты такие понятия как непоименованный договор и все возможные непоименованные способы и средства воздействия на должника. Кроме того, автор раскрывает и описывает не маловажную роль института обеспечения исполнения обязательств. Методами исследования в статье является применение примеров из практики в данной области и внедрение собственных разработок. В рамках данной статьи автор, использует и применяет конкретные примеры из практики, а так же приводит собственную классификацию непоименованных способов обеспечении исполнения обязательств, и раскрывает особенности законодательного нормирования каждой из выявленных групп. Кроме того, автор приходит к выводу, что на сегодняшний день в гражданском законодательстве нет четко сформулированного механизма правового регулирования всех непоименованных средств обеспечения обязательств.
Почтарев А.А. - Место непоименованных в гл. 23 ГК РФ средств воздействия на должника в системе способов обеспечения исполнения обязательств c. 885-891

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.52450

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является рассмотрение и анализ непоименованных средств воздействия на должника в системе способов обеспечения исполнения обязательств, которые, в свою очередь, на сегодняшний день мало исследованы в науке гражданского права. Так же в статье, подробно раскрыты такие понятия как непоименованный договор и все возможные непоименованные способы и средства воздействия на должника. Кроме того, автор раскрывает и описывает не маловажную роль института обеспечения исполнения обязательств. Методами исследования в статье является применение примеров из практики в данной области и внедрение собственных разработок. В рамках данной статьи автор, использует и применяет конкретные примеры из практики, а так же приводит собственную классификацию непоименованных способов обеспечении исполнения обязательств, и раскрывает особенности законодательного нормирования каждой из выявленных групп. Кроме того, автор приходит к выводу, что на сегодняшний день в гражданском законодательстве нет четко сформулированного механизма правового регулирования всех непоименованных средств обеспечения обязательств.
Правоведение
Карпов В.А. - Интерпретация концепции правового государства в российском дореволюционном правоведении XIX-начала XX вв.

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.15488

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье является обобщение воззрений различных дореволюционных ученых на правовое государство, его понятие, критерии, отграничение от смежных государственно-правовых понятий и иные аспекты, на примере которых показана глубоко самобытная интерпретация отечественной правовой наукой данной категории. Из всего многообразия взглядов и подходов дореволюционных российских ученых к проблемам правовой государственности автор выделяет обобщенные тенденции и особенности, сопоставляет идеи правового государства и абсолютизма. Рассмотрена концепция критериев правового государства. Выделена характерная черта всей дореволюционной российской концепции критериев правового государства: приоритет морально-этических критериев и негосударственных социальных регуляторов в построении правовой государственности. Методологическую базу исследования представляют фундаментальные положения теории государства и права, сравнительный анализ исследовательских принципов различных школ и течений, метод анализа публикаций, существующих в данном направлении, традиционные методы научного знания (дедуктивный, индуктивный, системный, сравнительный и др.), а также частно- научные методы: исторический, формально-юридический. В статье в результате анализа работ дореволюционных российских ученых выявлена тенденция в дореволюционном осмыслении правового государства – стремление к комплексному анализу, отсутствие возведения концепции правового государства в абсолют, своего рода «культа» правового государства, который, зачастую, характерен для современной правовой науки. Анализ дореволюционного периода развития отечественного правоведения показал, что понятие права и понятие закона еще были недостаточно разграничены, во многом мыслились как тождественные. Идеи дореволюционных ученых о недопустимости абсолютизации концепции правового государства звучат крайне актуально в сегодняшних политико-правовых условиях. В связи с этим концепция государства культурного, духовного, социального должна занимать достойное место в практике государственного строительства и органически сочетаться в национальной правовой доктрине с концепцией государства правового.
Карпов В.А. - Интерпретация концепции правового государства в российском дореволюционном правоведении XIX-начала XX вв. c. 892-897

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.6.52451

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье является обобщение воззрений различных дореволюционных ученых на правовое государство, его понятие, критерии, отграничение от смежных государственно-правовых понятий и иные аспекты, на примере которых показана глубоко самобытная интерпретация отечественной правовой наукой данной категории. Из всего многообразия взглядов и подходов дореволюционных российских ученых к проблемам правовой государственности автор выделяет обобщенные тенденции и особенности, сопоставляет идеи правового государства и абсолютизма. Рассмотрена концепция критериев правового государства. Выделена характерная черта всей дореволюционной российской концепции критериев правового государства: приоритет морально-этических критериев и негосударственных социальных регуляторов в построении правовой государственности. Методологическую базу исследования представляют фундаментальные положения теории государства и права, сравнительный анализ исследовательских принципов различных школ и течений, метод анализа публикаций, существующих в данном направлении, традиционные методы научного знания (дедуктивный, индуктивный, системный, сравнительный и др.), а также частно- научные методы: исторический, формально-юридический. В статье в результате анализа работ дореволюционных российских ученых выявлена тенденция в дореволюционном осмыслении правового государства – стремление к комплексному анализу, отсутствие возведения концепции правового государства в абсолют, своего рода «культа» правового государства, который, зачастую, характерен для современной правовой науки. Анализ дореволюционного периода развития отечественного правоведения показал, что понятие права и понятие закона еще были недостаточно разграничены, во многом мыслились как тождественные. Идеи дореволюционных ученых о недопустимости абсолютизации концепции правового государства звучат крайне актуально в сегодняшних политико-правовых условиях. В связи с этим концепция государства культурного, духовного, социального должна занимать достойное место в практике государственного строительства и органически сочетаться в национальной правовой доктрине с концепцией государства правового.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.