по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 02, 2014
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 1-0.685714285714-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2014
Государственные институты и правовые системы
Лапаева В.В. - Приватизация социалистической собственности как конституционно-правовая проблема

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.10901

Аннотация: Проблема несоответствия приватизации социалистической собственности Конституции РФ рассматривается в следующих аспектах: 1) отступление от конституционных положений о равенстве граждан перед законом и судом; 2) нарушения приватизационного законодательства; 3) неправовой (противоречащий правовому принципу формального равенства) характер десоциализации социалистической собственности путем ее приватизации. Основное внимание уделено автором анализу концепции цивилизма - постсоциалистического общественного строя, в основе которого лежит новая форма индивидуальной (не общественной и не частной) собственности как итог применения правового принципа формального равенства к процессу десоциализации социалистической собственности. Обосновывается значение этой концепции для определения конституционно-правовых параметров общественного договора о собственности, без достижения которого невозможно нормальное экономическое и политико-правовое развития страны. Данная концепция очерчивает правовые параметры такой десоциализации, позволяющие вписать ее в рамки действующей Конституции. Научный потенциал концепции позволяет определить конституционно-правовые контуры общественного договора о собственности.
Лапаева В.В. - Приватизация социалистической собственности как конституционно-правовая проблема c. 140-152

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.52145

Аннотация: Проблема несоответствия приватизации социалистической собственности Конституции РФ рассматривается в следующих аспектах: 1) отступление от конституционных положений о равенстве граждан перед законом и судом; 2) нарушения приватизационного законодательства; 3) неправовой (противоречащий правовому принципу формального равенства) характер десоциализации социалистической собственности путем ее приватизации. Основное внимание уделено автором анализу концепции цивилизма - постсоциалистического общественного строя, в основе которого лежит новая форма индивидуальной (не общественной и не частной) собственности как итог применения правового принципа формального равенства к процессу десоциализации социалистической собственности. Обосновывается значение этой концепции для определения конституционно-правовых параметров общественного договора о собственности, без достижения которого невозможно нормальное экономическое и политико-правовое развития страны. Данная концепция очерчивает правовые параметры такой десоциализации, позволяющие вписать ее в рамки действующей Конституции. Научный потенциал концепции позволяет определить конституционно-правовые контуры общественного договора о собственности.
Трансформация правовых и политических систем
Ханнанова Т.Р. - Государственная аграрная политика в системе аграрного производства: проблемы «приземления»

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.10691

Аннотация: В современных условиях организации и ведения сельскохозяйственного производства государственная аграрная политика реализуется неэффективно. Одним из важнейших факторов повышения ее эффективности является положительное восприятие и осознание важности и значимости целей, задач, содержания и ожидаемых результатов реализации названной политики на первичном уровне производства непосредственно самими сельхозтоваропроизводителями. Проблема «приземления» аграрной политики приобретает сегодня первостепенное значение. В подавляющем большинстве агрополитические решения принимаются и осуществляются на макроуровне, не доходя до первичного звена производства. Вследствие этого непосредственный сельхозтоваропроизводитель остается вне политического и управленческого воздействия. И как результат, цели аграрной политики не достигаются, задачи не исполняются, не происходит качественных изменений в системе аграрного производства. Повышение его эффективности и устойчивости видится на пути реализации аграрной политики каждым сельхозтоваропроизводителем, во всех подотраслях сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. Назрела необходимость в активизации политической деятельности, направленной на положительное восприятие современной обновленной аграрной политики государства, на формирование доверия к ней. Исследование проведено на основе общенаучных и специальных методов (системный подход, общефилософские методы, исторический метод и др.). Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Впервые в современных условиях сформулирована проблема «приземления» государственной аграрной политики, а именно: проблема осознания, восприятия, понимания ее целей и задач непосредственными сельхозтоваропроизводителями и формирования их доверия к названной политике; 2. Впервые сформулированы индикаторы сущности и содержания государственной аграрной политики; 3. Даны конкретные предложения по разрешению проблемы «приземления» аграрной политики государства и повышения ее эффективности на уровне первичного сельскохозяйственного производства. Основной вывод: одним из направлений повышения эффективности аграрной политики государства является обеспечение ее реализации в рамках непосредственного производства всеми сельхозтоваропроизводителями. Только при их доверительном и осознанном отношении к действиям и решениям государства в аграрной сфере возможны качественные положительные изменения устойчивости и эффективности сельскохозяйственного производства.
Ханнанова Т.Р. - Государственная аграрная политика в системе аграрного производства: проблемы «приземления» c. 153-160

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.52146

Аннотация: В современных условиях организации и ведения сельскохозяйственного производства государственная аграрная политика реализуется неэффективно. Одним из важнейших факторов повышения ее эффективности является положительное восприятие и осознание важности и значимости целей, задач, содержания и ожидаемых результатов реализации названной политики на первичном уровне производства непосредственно самими сельхозтоваропроизводителями. Проблема «приземления» аграрной политики приобретает сегодня первостепенное значение. В подавляющем большинстве агрополитические решения принимаются и осуществляются на макроуровне, не доходя до первичного звена производства. Вследствие этого непосредственный сельхозтоваропроизводитель остается вне политического и управленческого воздействия. И как результат, цели аграрной политики не достигаются, задачи не исполняются, не происходит качественных изменений в системе аграрного производства. Повышение его эффективности и устойчивости видится на пути реализации аграрной политики каждым сельхозтоваропроизводителем, во всех подотраслях сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. Назрела необходимость в активизации политической деятельности, направленной на положительное восприятие современной обновленной аграрной политики государства, на формирование доверия к ней. Исследование проведено на основе общенаучных и специальных методов (системный подход, общефилософские методы, исторический метод и др.). Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Впервые в современных условиях сформулирована проблема «приземления» государственной аграрной политики, а именно: проблема осознания, восприятия, понимания ее целей и задач непосредственными сельхозтоваропроизводителями и формирования их доверия к названной политике; 2. Впервые сформулированы индикаторы сущности и содержания государственной аграрной политики; 3. Даны конкретные предложения по разрешению проблемы «приземления» аграрной политики государства и повышения ее эффективности на уровне первичного сельскохозяйственного производства. Основной вывод: одним из направлений повышения эффективности аграрной политики государства является обеспечение ее реализации в рамках непосредственного производства всеми сельхозтоваропроизводителями. Только при их доверительном и осознанном отношении к действиям и решениям государства в аграрной сфере возможны качественные положительные изменения устойчивости и эффективности сельскохозяйственного производства.
Закон и правопорядок
Корчагин А.Г., Трушова И.В. - Современное уголовное законодательство России и мошенничество

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.10633

Аннотация: Исследована уголовная ответственность за различные виды мошенничества в современной России с учётом их разграничения: по механизму завладения имуществом, по различным способам совершения. Обращено внимание на проблему конкуренции уголовно-правовых норм, предусматривающих различные виды мошенничества от смежных составов преступлений, квалификацию мошенничества по совокупности с другими преступлениями: в сфере кредитования, при получении выплат, в сфере страхования, в сфере компьютерной информации, в сфере предпринимательской деятельности, взяточничества и современной коррупции. В статье рассмотрена существующая практика и законодательство России в сравнении с рядом зарубежных стран: УК Италии, УК ФРГ, УК Голландии, УК Испании. По мнению авторов, законодательно должно быть закреплено правило о том, что для прекращения уголовного дела по нереабилитирующему основанию требуется согласие не только лица привлекаемого к ответственности, но и потерпевшего. Уголовный закон должен создавать благоприятные условия для честных участников рынка и минимизировать вред, причиненный экономике обманом и злоупотреблениями.
Корчагин А.Г., Трушова И.В. - Современное уголовное законодательство России и мошенничество c. 161-170

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.52147

Аннотация: Исследована уголовная ответственность за различные виды мошенничества в современной России с учётом их разграничения: по механизму завладения имуществом, по различным способам совершения. Обращено внимание на проблему конкуренции уголовно-правовых норм, предусматривающих различные виды мошенничества от смежных составов преступлений, квалификацию мошенничества по совокупности с другими преступлениями: в сфере кредитования, при получении выплат, в сфере страхования, в сфере компьютерной информации, в сфере предпринимательской деятельности, взяточничества и современной коррупции. В статье рассмотрена существующая практика и законодательство России в сравнении с рядом зарубежных стран: УК Италии, УК ФРГ, УК Голландии, УК Испании. По мнению авторов, законодательно должно быть закреплено правило о том, что для прекращения уголовного дела по нереабилитирующему основанию требуется согласие не только лица привлекаемого к ответственности, но и потерпевшего. Уголовный закон должен создавать благоприятные условия для честных участников рынка и минимизировать вред, причиненный экономике обманом и злоупотреблениями.
Судебная власть
Мильчакова О.В. - Пределы вмешательства Европейского суда по правам человека в деятельность Конституционного суда Боснии и Герцеговины

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.10872

Аннотация: Статья посвящена особенностям взаимоотношений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) с национальными конституционными судами. С целью выявления специфики этих отношений автор обращается к Боснии и Герцеговине (БиГ), третья часть состава Конституционного суда в которой назначается непосредственно Председателем ЕСПЧ. На основе анализа зарубежного законодательства, прецедентов ЕСПЧ и Конституционного суда БиГ, а также конкретных исторических фактов и политических событий отражены различные аспекты взаимоотношений указанных судов, в том числе связанные с проблемами исполнения решений ЕСПЧ. При проведении исследования указанной тематики автором в основном используется формально-юридический метод, а также исторический метод. Результаты исследования приводят автора к заключению о том, что фактически для ЕСПЧ не существует пределов для вмешательства в деятельность Конституционного суда БиГ, а последний представляется более независимым от национальных органов, чем от ЕСПЧ. При этом другие государства, международные и наднациональные органы и организации нередко используют как политические, так и финансовые рычаги давления на БиГ в целях понуждения ее к исполнению решений ЕСПЧ, вплоть до проведения конституционной реформы.
Мильчакова О.В. - Пределы вмешательства Европейского суда по правам человека в деятельность Конституционного суда Боснии и Герцеговины c. 171-180

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.52148

Аннотация: Статья посвящена особенностям взаимоотношений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) с национальными конституционными судами. С целью выявления специфики этих отношений автор обращается к Боснии и Герцеговине (БиГ), третья часть состава Конституционного суда в которой назначается непосредственно Председателем ЕСПЧ. На основе анализа зарубежного законодательства, прецедентов ЕСПЧ и Конституционного суда БиГ, а также конкретных исторических фактов и политических событий отражены различные аспекты взаимоотношений указанных судов, в том числе связанные с проблемами исполнения решений ЕСПЧ. При проведении исследования указанной тематики автором в основном используется формально-юридический метод, а также исторический метод. Результаты исследования приводят автора к заключению о том, что фактически для ЕСПЧ не существует пределов для вмешательства в деятельность Конституционного суда БиГ, а последний представляется более независимым от национальных органов, чем от ЕСПЧ. При этом другие государства, международные и наднациональные органы и организации нередко используют как политические, так и финансовые рычаги давления на БиГ в целях понуждения ее к исполнению решений ЕСПЧ, вплоть до проведения конституционной реформы.
Загривко Д.С. - Принципы осуществления административного судопроизводства России

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.6738

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию принципов осуществления административного судопроизводства в России. Под принципами административного права понимаются основные идеи, требования, положения, выражающие его сущность и определяющие содержание административно-правовых норм. Необходимо отметить, что каждая отрасль права обладает набором как общих принципов, характерных для всех его отраслей, так и собственными, придающими ей уникальность. По сути, принципы - это основополагающие начала отрасли, своеобразная квинтэссенция ее норм. Одним из основополагающих принципов любой отрасли права является состязательность сторон, которая не нашла своего законодательного отражения в Кодексе об административных правонарушениях РФ. This article is devoted to the study of the principles of the implementation of administrative justice in Russia. Under the principles of administrative law refers to the main ideas, requirements, regulations, expressing its essence and determining the content of administrative and legal regulations. It should be noted that each branch of law has a set of General principles, characteristic for all its branches, and their own, giving her uniqueness. In essence, the principles are the fundamentals of the industry, a kind of quintessence of its norms. One of the fundamental principles of any branch of law is a competition of parties, which did not find their legislative reflection of the Code of administrative offences.
Загривко Д.С. - Принципы осуществления административного судопроизводства России c. 181-186

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.52149

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию принципов осуществления административного судопроизводства в России. Под принципами административного права понимаются основные идеи, требования, положения, выражающие его сущность и определяющие содержание административно-правовых норм. Необходимо отметить, что каждая отрасль права обладает набором как общих принципов, характерных для всех его отраслей, так и собственными, придающими ей уникальность. По сути, принципы - это основополагающие начала отрасли, своеобразная квинтэссенция ее норм. Одним из основополагающих принципов любой отрасли права является состязательность сторон, которая не нашла своего законодательного отражения в Кодексе об административных правонарушениях РФ. This article is devoted to the study of the principles of the implementation of administrative justice in Russia. Under the principles of administrative law refers to the main ideas, requirements, regulations, expressing its essence and determining the content of administrative and legal regulations. It should be noted that each branch of law has a set of General principles, characteristic for all its branches, and their own, giving her uniqueness. In essence, the principles are the fundamentals of the industry, a kind of quintessence of its norms. One of the fundamental principles of any branch of law is a competition of parties, which did not find their legislative reflection of the Code of administrative offences.
Человек и государство
Конохов М.В. - Институт обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих в конституционно-правовом пространстве Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.7241

Аннотация: в статье рассматривается место института обязательного государственного страхования в системе военного права, рассматриваются особенности реализации указанного правового института и проблемы осуществления военнослужащими права на обязательное государственное страхование жизни и здоровья, делается вывод о том, что институт обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих является комплексным правовым институтом, и относится именно к институту военного права, а также что данный институт выводит Российское государства в разряд передового, социального ориентированного гражданского общества, где права и свободы человека обеспечиваются в должных параметрах органов правосудия
Конохов М.В. - Институт обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих в конституционно-правовом пространстве Российской Федерации c. 187-196

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.52150

Аннотация: в статье рассматривается место института обязательного государственного страхования в системе военного права, рассматриваются особенности реализации указанного правового института и проблемы осуществления военнослужащими права на обязательное государственное страхование жизни и здоровья, делается вывод о том, что институт обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих является комплексным правовым институтом, и относится именно к институту военного права, а также что данный институт выводит Российское государства в разряд передового, социального ориентированного гражданского общества, где права и свободы человека обеспечиваются в должных параметрах органов правосудия
Байматов П.Н. - Россия и Запад: конституционное право граждан на социальное обеспечение - индикатор социальности государства

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.10897

Аннотация: В статье исследовано понятие социального государства, его взаимосвязь с конституционным правом граждан на социальное обеспечение. Проанализированы конституции зарубежных стран на предмет закрепления принципов социальной политики государства, элементов права на социальное обеспечение. Предметом исследования настоящей статьи является вопрос реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации и западных странах, выступающего индикатором социальности государства. Показана проблематика внедрения и развития новых элементов при реализации права на социальное обеспечение, тенденции его развития в постиндустриальном обществе. Указанные вопросы исследуются с помощью логического и системного методов, анализа и синтеза, формально-юридического, сравнительно-правового и историко-сравнительного методов познания. В статье выдвигается и обосновывается тезис о том, что конституционное право граждан на социальное обеспечение является основным индикатором социальности государства. Построение социального государства через реализацию конституционного права на социальное обеспечение – стратегическая задача как государственного аппарата, так и обязанность и забота каждого отдельного гражданина и общества в целом, решаемая только на основе взаимной ответственности.
Байматов П.Н. - Россия и Запад: конституционное право граждан на социальное обеспечение - индикатор социальности государства c. 197-206

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.52151

Аннотация: В статье исследовано понятие социального государства, его взаимосвязь с конституционным правом граждан на социальное обеспечение. Проанализированы конституции зарубежных стран на предмет закрепления принципов социальной политики государства, элементов права на социальное обеспечение. Предметом исследования настоящей статьи является вопрос реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации и западных странах, выступающего индикатором социальности государства. Показана проблематика внедрения и развития новых элементов при реализации права на социальное обеспечение, тенденции его развития в постиндустриальном обществе. Указанные вопросы исследуются с помощью логического и системного методов, анализа и синтеза, формально-юридического, сравнительно-правового и историко-сравнительного методов познания. В статье выдвигается и обосновывается тезис о том, что конституционное право граждан на социальное обеспечение является основным индикатором социальности государства. Построение социального государства через реализацию конституционного права на социальное обеспечение – стратегическая задача как государственного аппарата, так и обязанность и забота каждого отдельного гражданина и общества в целом, решаемая только на основе взаимной ответственности.
История государства и права
Щедрина Ю.В. - Социально-правовые гарантии независимости судей в России в 1860-х – 1890-х гг.

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.10892

Аннотация: Предметом представленного исследования являются законодательное закрепление и практика реализации важнейших социально-правовых гарантий независимости судей, установленных судебными уставами 1864 г.: высокого материального обеспечения и права на получение пенсии из эмеритальной кассы в 1860-х – середине 1890-х гг. Выбор нижней хронологической границы обуславливается принятием судебных уставов 1864 г., установивших совершенно новую систему социально-правовых гарантий независимости судей, верхней - созданием в середине 1890-х гг. особой комиссии для пересмотра актов 1864 г. В процессе исследования были применены такие методы исследования, как: сравнительно-правовой и сравнительно-исторический, историко-типологический, хронологический и другие. Изучаются меры, предпринимаемые правительством, для улучшения материального положения коронных судей, раскрываются трудности в финансировании мировой юстиции. Отмечается, что принятие ряда актов, направленных на увеличение окладов судей коронных судов не решило проблему материального обеспечения коронной юстиции, поскольку их действие распространялось на ограниченный круг лиц. Анализируются нормы устава эмеритальной кассы судебного ведомства и деятельность самой кассы в середине 1880-х – конце 1890-х гг. Делается вывод о том, что эмеритальные выплаты значительно улучшили социальное положение отставных служащих по ведомству Министерства юстиции и членов их семей
Щедрина Ю.В. - Социально-правовые гарантии независимости судей в России в 1860-х – 1890-х гг. c. 207-218

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.52152

Аннотация: Предметом представленного исследования являются законодательное закрепление и практика реализации важнейших социально-правовых гарантий независимости судей, установленных судебными уставами 1864 г.: высокого материального обеспечения и права на получение пенсии из эмеритальной кассы в 1860-х – середине 1890-х гг. Выбор нижней хронологической границы обуславливается принятием судебных уставов 1864 г., установивших совершенно новую систему социально-правовых гарантий независимости судей, верхней - созданием в середине 1890-х гг. особой комиссии для пересмотра актов 1864 г. В процессе исследования были применены такие методы исследования, как: сравнительно-правовой и сравнительно-исторический, историко-типологический, хронологический и другие. Изучаются меры, предпринимаемые правительством, для улучшения материального положения коронных судей, раскрываются трудности в финансировании мировой юстиции. Отмечается, что принятие ряда актов, направленных на увеличение окладов судей коронных судов не решило проблему материального обеспечения коронной юстиции, поскольку их действие распространялось на ограниченный круг лиц. Анализируются нормы устава эмеритальной кассы судебного ведомства и деятельность самой кассы в середине 1880-х – конце 1890-х гг. Делается вывод о том, что эмеритальные выплаты значительно улучшили социальное положение отставных служащих по ведомству Министерства юстиции и членов их семей
Максимова О.Д. - Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года: обсуждение, принятие и внесение изменений в Центральном Исполнительном Комитете СССР

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.10818

Аннотация: В статье рассматривается процесс обсуждения и принятия Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик в 1924 году в ЦИК СССР. Также рассмотрено внесение изменений в Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик в 1926-1927 годах. Выделены основные проблемы, которые были обсуждены членами ЦИК во время заседаний, например, формулирование задач советского уголовного права, проблема разграничения предмета правового регулирования в сфере уголовного права в федеративном государстве. В статье использованы формально-юридический, исторический и сравнительно-правовой методы, которые позволили реконструировать процесс обсуждения и принятия общесоюзного уголовного законодательства в 1924 году и внесения в него изменений в 1926-1927 годах. При обсуждении проекта изучаемого закона в ЦИК СССР столкнулись две позиции: сторонников сохранения законодательных полномочий союзных республик и сторонников создания более или менее разработанного уголовного законодательства Союза ССР. Первую точку зрения поддерживал Президиум ЦИК, Конституционная комиссия, созданная ЦИК СССР, палаты ЦИК, и, особенно, Совет Национальностей. Вторую позицию старались проводить Верховный суд СССР и Совнарком Союза ССР. Спор, по сути, носил политический, а не правовой характер, и касался проблемы актуальной для того времени: объема полномочий Союза ССР. Преодолеть мощное сопротивление членов ЦИК СССР - региональных лидеров на заседаниях ЦИК СССР в 1924 году в полной мере не удалось. Изучение принятия Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года является наглядным примером сложности создания унифицированного закона в федеративном государстве. Кстати, единого уголовного законодательства в СССР не было на протяжении всей его истории.
Максимова О.Д. - Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года: обсуждение, принятие и внесение изменений в Центральном Исполнительном Комитете СССР c. 219-226

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.52153

Аннотация: В статье рассматривается процесс обсуждения и принятия Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик в 1924 году в ЦИК СССР. Также рассмотрено внесение изменений в Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик в 1926-1927 годах. Выделены основные проблемы, которые были обсуждены членами ЦИК во время заседаний, например, формулирование задач советского уголовного права, проблема разграничения предмета правового регулирования в сфере уголовного права в федеративном государстве. В статье использованы формально-юридический, исторический и сравнительно-правовой методы, которые позволили реконструировать процесс обсуждения и принятия общесоюзного уголовного законодательства в 1924 году и внесения в него изменений в 1926-1927 годах. При обсуждении проекта изучаемого закона в ЦИК СССР столкнулись две позиции: сторонников сохранения законодательных полномочий союзных республик и сторонников создания более или менее разработанного уголовного законодательства Союза ССР. Первую точку зрения поддерживал Президиум ЦИК, Конституционная комиссия, созданная ЦИК СССР, палаты ЦИК, и, особенно, Совет Национальностей. Вторую позицию старались проводить Верховный суд СССР и Совнарком Союза ССР. Спор, по сути, носил политический, а не правовой характер, и касался проблемы актуальной для того времени: объема полномочий Союза ССР. Преодолеть мощное сопротивление членов ЦИК СССР - региональных лидеров на заседаниях ЦИК СССР в 1924 году в полной мере не удалось. Изучение принятия Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года является наглядным примером сложности создания унифицированного закона в федеративном государстве. Кстати, единого уголовного законодательства в СССР не было на протяжении всей его истории.
Пуряева А.Ю. - Правовой статус городских лесов в России (конец XIX - начало XX века)

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.5554

Аннотация: В статье Пуряевой А.Ю. рассматривается правовой режим лесов, расположенных на территориях городов (городских лесов) России в конце XIX - начале XX века. Приводятся нормы Лесных уставов разных редакций, действовавших в России до 1917 года, а также первые акты советской власти, отражавшие правовой статус городских лесов. Автор подчеркивает, что в дореволюционный период, города могли владеть лесами, как на праве собственности, так и посредством закрепления не на праве собственности. А особенностью правового статуса городских лесов в первые годы советской власти является отнесение городских лесов к единому государственному лесному фонду.
Пуряева А.Ю. - Правовой статус городских лесов в России (конец XIX - начало XX века) c. 227-232

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.52154

Аннотация: В статье Пуряевой А.Ю. рассматривается правовой режим лесов, расположенных на территориях городов (городских лесов) России в конце XIX - начале XX века. Приводятся нормы Лесных уставов разных редакций, действовавших в России до 1917 года, а также первые акты советской власти, отражавшие правовой статус городских лесов. Автор подчеркивает, что в дореволюционный период, города могли владеть лесами, как на праве собственности, так и посредством закрепления не на праве собственности. А особенностью правового статуса городских лесов в первые годы советской власти является отнесение городских лесов к единому государственному лесному фонду.
Юридический практикум
Михайлова Е.В. - Наследственная правоспособность иностранных граждан и обладателей двойного гражданства

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.10637

Аннотация: Данная статья посвящена такому проблемному вопросу реализации наследственной правоспособности обладателей иностранного гражданства как наследование ими земельных участков принадлежащих к категории земель сельскохозяйственного назначения и земель находящихся на приграничных территориях. Это во многом формальное ограничение не применяется к обладателям двойного гражданства поскольку в соответствии с российским законодательством они рассматриваются как граждане России. Автором приводятся в пример аналогичные ограничения действующие в законодательстве Эстонской Республики и Кыргызской Республики. При написании данной статьи автор использовала метод сравнительно-правового исследования и историко-ретроспективного анализа. Кроме того, в настоящей статье используется способ доказательства как "доказательство от противного" Автором опровергается ставший расхожим тезис о том, что российское законодательство прямо запрещает лицам обладающим иностранным гражданством владеть на праве собственности земельным участком относящимся к землям сельскохозяйственного назначения или расположенным на приграничной территории. Поскольку данный, конкретный вывод сделан на основании общих норм законодательства, то очевидно, что сказанное в данной статье относительно земельных правоотношений можно применить и к иным общественным отношениям, правовое регулирование которых допускает ограничения прав участников, личный статут которых определяется правопорядком иностранного государства: корпоративных и трудовых отношений.
Михайлова Е.В. - Наследственная правоспособность иностранных граждан и обладателей двойного гражданства c. 233-238

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.52155

Аннотация: Данная статья посвящена такому проблемному вопросу реализации наследственной правоспособности обладателей иностранного гражданства как наследование ими земельных участков принадлежащих к категории земель сельскохозяйственного назначения и земель находящихся на приграничных территориях. Это во многом формальное ограничение не применяется к обладателям двойного гражданства поскольку в соответствии с российским законодательством они рассматриваются как граждане России. Автором приводятся в пример аналогичные ограничения действующие в законодательстве Эстонской Республики и Кыргызской Республики. При написании данной статьи автор использовала метод сравнительно-правового исследования и историко-ретроспективного анализа. Кроме того, в настоящей статье используется способ доказательства как "доказательство от противного" Автором опровергается ставший расхожим тезис о том, что российское законодательство прямо запрещает лицам обладающим иностранным гражданством владеть на праве собственности земельным участком относящимся к землям сельскохозяйственного назначения или расположенным на приграничной территории. Поскольку данный, конкретный вывод сделан на основании общих норм законодательства, то очевидно, что сказанное в данной статье относительно земельных правоотношений можно применить и к иным общественным отношениям, правовое регулирование которых допускает ограничения прав участников, личный статут которых определяется правопорядком иностранного государства: корпоративных и трудовых отношений.
Правовая и политическая мысль
Минниахметов Р.А. - Шафиитская школа в исламском праве

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.10495

Аннотация: Предметом исследования автора статьи является шафиитская правовая школа, которая, как известно, оформилась в рамках классического суннизма в период раннего средневековья. Шафиизм - вторая после ханафизма по степени влиятельности и уровню популярности школа в исламском праве. Значение данного учения в процессе эволюции мусульманской системы правосудия было настолько велико, что "следы" шафиизма в той или иной степени можно проследить и в законодательстве некоторых стран современного Востока. В период раннего средневековья шафиизм проник и на территорию современной России. В статье исследуется творческий путь основателя шафиитской правовой школы - известного мыслителя раннего средневековья аш-Шафии (767-820 гг.), анализируются его воззрения в области действующей системы правосудия. Особое внимание уделяется вопросу источников права, апеллирование к которым разрешалось в рамках шафиизма. Это объясняется тем, что именно классификация источников права и методы их применения определяли повестку дня юридической науки в данный отрезок времени. В данной статье автором впервые в российском правоведении достаточно подробно рассматривается подход шафиитов к проблеме источников права. В исследовании дан анализ тех особенностей, которые были присущи шафиитской правовой школе при апеллировании как к основным, так и к вспомогательным источникам. Помимо этого автором акцентируется внимание на компромиссном характере шафиизма, который оперируя исключительно научными методами, сумел синтезировать наиболее перспективные положения более "либерального" ханафизма и консервативного маликизма. Особенно подчеркивается важность изучения шафиитской правовой школы отечественными специалистами, в виду того, что данное учение достаточно широко представлено в традициях и обычаях некоторых российских народов.
Минниахметов Р.А. - Шафиитская школа в исламском праве c. 239-244

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.52156

Аннотация: Предметом исследования автора статьи является шафиитская правовая школа, которая, как известно, оформилась в рамках классического суннизма в период раннего средневековья. Шафиизм - вторая после ханафизма по степени влиятельности и уровню популярности школа в исламском праве. Значение данного учения в процессе эволюции мусульманской системы правосудия было настолько велико, что "следы" шафиизма в той или иной степени можно проследить и в законодательстве некоторых стран современного Востока. В период раннего средневековья шафиизм проник и на территорию современной России. В статье исследуется творческий путь основателя шафиитской правовой школы - известного мыслителя раннего средневековья аш-Шафии (767-820 гг.), анализируются его воззрения в области действующей системы правосудия. Особое внимание уделяется вопросу источников права, апеллирование к которым разрешалось в рамках шафиизма. Это объясняется тем, что именно классификация источников права и методы их применения определяли повестку дня юридической науки в данный отрезок времени. В данной статье автором впервые в российском правоведении достаточно подробно рассматривается подход шафиитов к проблеме источников права. В исследовании дан анализ тех особенностей, которые были присущи шафиитской правовой школе при апеллировании как к основным, так и к вспомогательным источникам. Помимо этого автором акцентируется внимание на компромиссном характере шафиизма, который оперируя исключительно научными методами, сумел синтезировать наиболее перспективные положения более "либерального" ханафизма и консервативного маликизма. Особенно подчеркивается важность изучения шафиитской правовой школы отечественными специалистами, в виду того, что данное учение достаточно широко представлено в традициях и обычаях некоторых российских народов.
Правоведение
Беляев В.П. - Контрольная и надзорная юридическая деятельность: к вопросу о разграничении понятий

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.10879

Аннотация: В решающей степени целью настоящей работы является стремление автора к уяснению реального соотношения контрольной и надзорной юридической деятельности, в том числе и путем анализа их различий на основе высказанных в науке точек зрения по названной проблеме. Как известно, в современной России осуществляются коренные преобразования, в значительной степени затрагивающие функционирование государственного механизма, важными элементами которого выступают контрольная и надзорная деятельность. Перед органами контроля и надзора ставятся новые задачи по укреплению законности, правопорядка и дисциплины, от них требуется повышение их эффективности, оптимизация деятельности. Все изложенное в значительной меры обусловливается комплексным и углубленным научным освоением проблемы соотношения контрольной и надзорной юридической деятельности именно с общетеоретических позиций. При подготовке статьи использованы различные общенаучные приемы и способы логического познания: анализ и синтез, абстрагирование, моделирование, системно-структурный, функциональный и формально-логический подходы. Специальные методы представлены конкретно-социологическим и статистическим, а частнонаучные – формально-юридическим, сравнительно-правовым и методом толкования норм права. Комплексный теоретико-прикладной междисциплинарный подход к исследованию проблемы обусловил необходимость использования системного метода, в рамках которого осуществлено интегрирование теоретических абстракций и положений, закрепленных в действующем законодательстве. Используемая методология при исследовании контрольной и надзорной юридической деятельности в общетеоретической плане позволяет: во-первых, преодолеть отставание в научном освоении названных видов деятельности от отраслевых наук; во-вторых, показать фактическое (и реальное, существующее в природе) различие сущности контроля и надзора, выявить критерии (основания) такого различия; в-третьих, предложить определенные рекомендации (направления) в целях оптимизации контрольной и надзорной деятельности, внедрения их в законотворческую и правоприменительную практику.
Беляев В.П. - Контрольная и надзорная юридическая деятельность: к вопросу о разграничении понятий c. 245-251

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.52157

Аннотация: В решающей степени целью настоящей работы является стремление автора к уяснению реального соотношения контрольной и надзорной юридической деятельности, в том числе и путем анализа их различий на основе высказанных в науке точек зрения по названной проблеме. Как известно, в современной России осуществляются коренные преобразования, в значительной степени затрагивающие функционирование государственного механизма, важными элементами которого выступают контрольная и надзорная деятельность. Перед органами контроля и надзора ставятся новые задачи по укреплению законности, правопорядка и дисциплины, от них требуется повышение их эффективности, оптимизация деятельности. Все изложенное в значительной меры обусловливается комплексным и углубленным научным освоением проблемы соотношения контрольной и надзорной юридической деятельности именно с общетеоретических позиций. При подготовке статьи использованы различные общенаучные приемы и способы логического познания: анализ и синтез, абстрагирование, моделирование, системно-структурный, функциональный и формально-логический подходы. Специальные методы представлены конкретно-социологическим и статистическим, а частнонаучные – формально-юридическим, сравнительно-правовым и методом толкования норм права. Комплексный теоретико-прикладной междисциплинарный подход к исследованию проблемы обусловил необходимость использования системного метода, в рамках которого осуществлено интегрирование теоретических абстракций и положений, закрепленных в действующем законодательстве. Используемая методология при исследовании контрольной и надзорной юридической деятельности в общетеоретической плане позволяет: во-первых, преодолеть отставание в научном освоении названных видов деятельности от отраслевых наук; во-вторых, показать фактическое (и реальное, существующее в природе) различие сущности контроля и надзора, выявить критерии (основания) такого различия; в-третьих, предложить определенные рекомендации (направления) в целях оптимизации контрольной и надзорной деятельности, внедрения их в законотворческую и правоприменительную практику.
Утяшов Э.К. - Правовые режимы: понятие, признаки, структура, методы правового регулирования

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.7303

Аннотация: Отсутствие единого понимания в теории права дефиниции "правового режима" порождает к жизни необходимость глубокого и всестороннего изучения этого явления. Его понимание в различных отраслях права неодинаково, а порой противоречиво. Законодатели в современной России достаточно часто используют указанный термин, порой вкладывая в него совершенно разный смысл. Ученые юристы под правовым режимом понимают и систему права, и институт права, и совокупность правовых средств, что вносит путаницу в логику познания правовых явлений. Проведенные исследования носят в основном отраслевое значение, причем содержание и правовую природу указанного явления исследуют применительно к собственному предмету правового регулирования, без использования элементов сравнительного правоведения.По итогам проведенной работы сделаны следующие выводы. 1.Правовой режим - специальное правовое регулирование специфических общественных отношений с помощью комплекса правовых средств, осуществляемое с целью достижения позитивного для общества и государства результата, в определенные, относительно кратковременные периоды времени, как правило, в не характерных для нормального (обычного) состояния ситуациях. 2.Правовые режимы состоят как минимум из трех основных элементов: правовых норм (институтов), правоотношений, возникающих в этих условиях и актов реализации юридических прав и обязанностей. 3.Главная особенность правового режима «состоит в том, что он, по определению, создается, закрепляется, регулируется правом, основан на праве. Вне правовой сферы он немыслим.Из данной аксиомы существуют изъятия, связанные с многоаспектностью и сложностью ряда режимов: военного положения и чрезвычайного положения. 4. Каждый соответствующий правовой режим имеет свой тип и метод правового регулированияю
Утяшов Э.К. - Правовые режимы: понятие, признаки, структура, методы правового регулирования c. 252-259

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.52158

Аннотация: Отсутствие единого понимания в теории права дефиниции "правового режима" порождает к жизни необходимость глубокого и всестороннего изучения этого явления. Его понимание в различных отраслях права неодинаково, а порой противоречиво. Законодатели в современной России достаточно часто используют указанный термин, порой вкладывая в него совершенно разный смысл. Ученые юристы под правовым режимом понимают и систему права, и институт права, и совокупность правовых средств, что вносит путаницу в логику познания правовых явлений. Проведенные исследования носят в основном отраслевое значение, причем содержание и правовую природу указанного явления исследуют применительно к собственному предмету правового регулирования, без использования элементов сравнительного правоведения.По итогам проведенной работы сделаны следующие выводы. 1.Правовой режим - специальное правовое регулирование специфических общественных отношений с помощью комплекса правовых средств, осуществляемое с целью достижения позитивного для общества и государства результата, в определенные, относительно кратковременные периоды времени, как правило, в не характерных для нормального (обычного) состояния ситуациях. 2.Правовые режимы состоят как минимум из трех основных элементов: правовых норм (институтов), правоотношений, возникающих в этих условиях и актов реализации юридических прав и обязанностей. 3.Главная особенность правового режима «состоит в том, что он, по определению, создается, закрепляется, регулируется правом, основан на праве. Вне правовой сферы он немыслим.Из данной аксиомы существуют изъятия, связанные с многоаспектностью и сложностью ряда режимов: военного положения и чрезвычайного положения. 4. Каждый соответствующий правовой режим имеет свой тип и метод правового регулированияю
Яковлев А.В. - Понятие представительства в англо-американском правопорядке: некоторые правовые аспекты

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.10753

Аннотация: Исследованы некоторые правовые вопросы института представительства в системе американского права во взаимодействии с третьими лицами. Обращено внимание не только на довольно противоречивое определение понятия представительства в американской юридической литературе, но и на принципы, которые позволяют правоприменителям констатировать наличие либо отсутствие представительства. Отмечается, что правопорядок системы американского права определяет несколько подходов правового положения субъектов в представительстве, исходя из юридической связи его элементов между собой и в зависимости от существующей конструкции: принципал – агент, принципал – третье лицо, агент – третье лицо. Ключевым в понимании взаимоотношения в представительстве с точки зрения американской концепции правопонимания является определение статуса самого принципала по отношению к третьему лицу. В статье рассмотрена практика и критерии существующего понятия, изложенные во Второй и Третьей редакции свода права агентирования (Restatement (Second) & (Third) of Agency). Пересмотр юридических подходов к объяснению природы полномочия стал результатом появления еще одного вида – неотъемлемого (inherent) полномочия, понятие о котором в первый раз было определено во Второй редакции сводов права агентирования. Фундаментальный подход американской правовой науки позволяет говорить об унификации различного вида доктринального толкования представительства и сужения рамок его использования для американских правоприменителей. Для признания правоотношения представительства состоявшимся необходимо наличие двух специальных субъектов – принципала и агента, участие третьего лица в данном случае является факультативным.
Яковлев А.В. - Понятие представительства в англо-американском правопорядке: некоторые правовые аспекты c. 260-269

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.2.52159

Аннотация: Исследованы некоторые правовые вопросы института представительства в системе американского права во взаимодействии с третьими лицами. Обращено внимание не только на довольно противоречивое определение понятия представительства в американской юридической литературе, но и на принципы, которые позволяют правоприменителям констатировать наличие либо отсутствие представительства. Отмечается, что правопорядок системы американского права определяет несколько подходов правового положения субъектов в представительстве, исходя из юридической связи его элементов между собой и в зависимости от существующей конструкции: принципал – агент, принципал – третье лицо, агент – третье лицо. Ключевым в понимании взаимоотношения в представительстве с точки зрения американской концепции правопонимания является определение статуса самого принципала по отношению к третьему лицу. В статье рассмотрена практика и критерии существующего понятия, изложенные во Второй и Третьей редакции свода права агентирования (Restatement (Second) & (Third) of Agency). Пересмотр юридических подходов к объяснению природы полномочия стал результатом появления еще одного вида – неотъемлемого (inherent) полномочия, понятие о котором в первый раз было определено во Второй редакции сводов права агентирования. Фундаментальный подход американской правовой науки позволяет говорить об унификации различного вида доктринального толкования представительства и сужения рамок его использования для американских правоприменителей. Для признания правоотношения представительства состоявшимся необходимо наличие двух специальных субъектов – принципала и агента, участие третьего лица в данном случае является факультативным.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.