по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 01, 2013
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 1-0.375-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2013
Актуальный вопрос
Цалиев А.М. - О расширении роли субъектов Российской Федерации во внутренней государственной политике

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.7073

Аннотация: В статье рассматривается проблема расширения роли субъектов Российской Федерации во внутренней государственной политике, одним из важнейших способов разрешения которой признается оптимальное распределение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, органами государственной власти различного уровня. Предлагается ряд конструктивных мер по укреплению роли субъектов Российской Федерации.
Осейчук В.И. - ОБ ИДЕАЛЕ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОМ АСПЕКТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.7146

Аннотация: В статье анализируются основные проблемы модернизации российского государства. Модернизация российского государства рассматривается как процесс внесения существенных изменений в политическую, правовую, экономическую, социальную и духовно-нравственную сферы общества, закрепленных в конституционно-правовых формах. Идеалом и результатом модернизации может и должно стать построение в России де-мократического правового социального государства
Сумачев А.В. - К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИХ ОХРАНЫ

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.7152

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению механизма административно-правовой охраны культурного наследия и культурных ценностей. Необходимым условием осуществления такой охраны является установление понятия культурных ценностей. В статье на основе конституционных положений, положений административного законодательства, законодательства об охране культурных ценностей, практики их применения и достижений ад-министративно-правовой науки определяются содержание понятий культурное наследие и культурные ценности, административно-правовые средства их охраны, рассмотрение которых осуществляется на основе системного подхода. Указываются обстоятельства, способствующие и препятствующие повышению эффективности административно-правовой охраны культурного наследия и культурных ценностей. Приводится историческая ретроспектива, позволяющая сформировать представление об особенностях охраны культурных ценностей в нашей стране. Анализируются институты административного права, развитие которых направлено на совершенствование административно-правового режима охраны культурного наследия и культурных ценностей.
Сумачев А.В. - К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИХ ОХРАНЫ

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.7155

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению механизма административно-правовой охраны культурного наследия и культурных ценностей. Необходимым условием осуществления такой охраны является установление понятия культурных ценностей. В статье на основе конституционных положений, положений административного законодательства, законодательства об охране культурных ценностей, практики их применения и достижений ад-министративно-правовой науки определяются содержание понятий культурное наследие и культурные ценности, административно-правовые средства их охраны, рассмотрение которых осуществляется на основе системного подхода. Указываются обстоятельства, способствующие и препятствующие повышению эффективности административно-правовой охраны культурного наследия и культурных ценностей. Приводится историческая ретроспектива, позволяющая сформировать представление об особенностях охраны культурных ценностей в нашей стране. Анализируются институты административного права, развитие которых направлено на совершенствование административно-правового режима охраны культурного наследия и культурных ценностей.
Лескова Ю.Г. - К вопросу об изменении перечня законодательных критериев классификации юридических лиц

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.7193

Аннотация: В статье проводится сравнительно-правовой анализ классификационных групп юридических лиц как с учетом норм действующего законодательства РФ, так и в свете предстоящих нововведений. Особое внимание автором уделено отличительным признакам некоммерческих и коммерческих корпораций, показаны предпосылки выделения корпоративных отношений в гражданском праве, обосновано изменение перечня законодательных критериев классификации юридических лиц.
Волосникова Л.М. - Университет как субъект избирательного права: из истории конституционной доктрины

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.7205

Аннотация: В статье анализируется процесс становления и развития представительства университетов и в России и Европе как составной части их конституционного статуса в XIX – начале ХХ века, соответствующая ей конституционная доктрина профессионального представительства. Бурный рост представительства академических и высших заведений в законодательном процессе сопровождался не менее бурным ростом критики в адрес этого процесса. Представительство университетов посредством выборов от академической корпорации не в меньшей степени является отрицанием народного университета, так как представители университетов представляли интересы своей корпорации, но не народа как абстрактной верховной юридической личности в целом - также по своей природе являющейся догматической фикцией, лежащей в основании конституционного права.
Рудаков А.А. - Кодификация конституционного законодательства

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.7210

Аннотация: В статье рассматриваются правовые проблемы и перспективы кодификации конституционного законодательства. Существующая в настоящее время правовая база в области конституционно-правовых отношений, регулирует лишь отдельные аспекты в науке конституционного права, и ее явно недостаточно для решения других не менее важных вопросов конституционного права. Принятие отдельных правовых норм в виде федеральных конституционных законов и других актов дают слабый результат. Назрела необходимость кодификации норм конституционного права, которые не отражены в Конституции.
Теория
Михайлов А.М. - Основные этапы генезиса континентальной юридической догматики

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.4040

Аннотация: Статья представляет обзор процесса развития юридической догмтики в континентальном правоведении. Автор считает, что догматическая юриспруденция сформировала основу профессиональной юридической культуры и основных видов юридической деятельности. Начальной точкой эволюции континентальной догматической юриспруденции выступает средневековая школа глоссаторов. Философское основание континентальной юридической догматики было сформировано схоластикой. Процесс эволюции догматической юриспруденции может быть разеделен на три основных этапа. Первый, средневековый, представлен академическими школами глоссаторов и комментаторов (постглоссаторов). Второй период характеризуется созданием культурной и философской основ догматической традиции, которые сложились благодаря гуманистической школе юристов и школе естественного права. Третий период представлен исторической школой права и «юриспруденцией понятий», которые завершили развитие догматической юриспруденции.
Куян И.А. - К вопросу об определении понятия и содержания народного суверенитета

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.7219

Аннотация: Статья посвящена проблеме определения понятия и содержания народного суверенитета. Рассматриваются основные элементы этого понятия: «суверенитет» и его определяющая составляющая – «народный, народ». Особое внимание уделено исследованию категории «народ», различное толкование которой обусловливает, в первую очередь, проблемы определения содержания данного понятия. Исследуются основные формы общности народа: народ - совокупность граждан, народ - избирательный корпус, народ - население, народ - субъект конституционного права и конституционных отношений. Рассматривается диалектика взаимосвязи между суверенитетом народа и правами человека. Автор приходит к выводу об универсальной политической правосубъектности народа, что выражается в его исключительном праве на самоопределение, а также о суверенитете как свойстве не только государства, но и народа.
Рустамова Н.Н. - Новые разработки в области формирования подходов к определению применимого права и формулирования коллизионных норм в международном частном праве

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.8648

Аннотация: Предлагаемая к публикации статья представляет собой краткий обзор одной из последних разработок в области формирования подходов к определению применимого права и формулирования коллизионных норм в международном частном праве – приобретающее все большую популярность, рассмотрение вопросов эффективности коллизионных норм с экономической точки зрения. В то же время, до сих пор, ни одна из существующих концепций определения применимого права не рассматривает экономическую эффективность коллизионной нормы в качестве основного принципа для формирования подхода к определению применимого права. В указанной статье предложена система принципов определения применимого права, основывающаяся на индивидуальном выборе участников частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом, и максимизации их собственного, а равно глобального благосостояния. Несмотря на новейшие разработки и предложения в области совершенствования подходов к определению применимого права, автор приходит к выводу, что в ближайшее время невозможно отказаться от классических подходов к определению применимого права и коллизионных привязок, которые они предлагают использовать.
Государственные институты и правовые системы
С.Л. Сергеева - Функционирование институтов государственного управления в условиях модернизации политической системы: конституционные основы и политическая практика (компаративный анализ) c. 27-33

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.51896

Аннотация: На основе анализа основных индикаторов эффективного функционирования политических систем государства: реальное разделение властей – исполнительной, законодательной и судебной, а также необходимость баланса властей и систему сдержек и противовесов, автор представил компаративный анализ государственного устройства стран США, Франции и России. На базе рассмотрения опыта взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной властей ведущих западных стран, автор показал особенности и проблемы деятельности государственного устройства в современной России, а также выявил тенденции развития и необходимые инициативы для перехода российской суперпрезидентской формы правления к президентско-парламентской.
М.И. Литовкина - Роль социального государства в обеспечении лекарственной безопасности при реализации конституционного права на охрану здоровья c. 34-45

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.51897

Аннотация: В статье анализируются основные характеристики социального государства (для которого приоритетным является защита жизненно важных социальных прав человека), так как его теоретическая доктрина конституционная формула и социальная политика представляют собой результат глобализации, когда многие угрозы приобретают общепланетарный характер. Подчеркивается, что одной из основных глобальных угроз в области охраны здоровья является проблема лекарственной безопасности, то есть негативные последствия применения лекарственных препаратов, поскольку ими обусловлена примерно четвертая часть заболеваний на планете. В статье также обращается внимание на вопросы безопасности пациентов (как на «возможность снижения риска нанесения вреда, связанного с предоставлением услуг в сфере здравоохранения, до приемлемого минимума»), особенно, учитывая, что здоровье населения в настоящее время рассматривается в качестве основного направления в достижении национальной безопасности государства, а безопасность человека и гражданина – в качестве социально-правовой и конституционно-правовой ценности. Следовательно, для реализации конституционного права на охрану здоровья необходимы безопасная система здравоохранения, безопасная медицинская деятельность, в том числе, с использованием безопасных лекарственных препаратов. В связи с этим, можно сделать вывод, что задача по обеспечению лекарственной безопасности выполнима при создании гарантий защиты права на охрану здоровья; при осуществлении деятельности личности и государственных органов по охране и защите данного права; при разработке определенных правовых норм (в том числе посредством развития и совершенствования законодательства об охране здоровья, а также его структурного компонента, – законодательного блока об обращении лекарственных средств), что невозможно без целенаправленной деятельности такого социально-ориентированного государства, как Россия.
В.А. Щепачёв - Антикоррупционная экспертиза: муниципальный аспект c. 46-48

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.51898

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов на муниципальном уровне. Подчеркивается роль экспертизы как одного из наиболее эффективных средств противодействия коррупции. Анализируются проблемы, связанные с несовершенством законодательства по данному вопросу, предлагаются рекомендации по повышению эффективности проводимых антикоррупционных экспертиз.
Государственная безопасность
И.А. Джамалуев - Защита граждан от террористической угрозы: актуальные административно-правовые аспекты c. 49-52

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.51899

Аннотация: в настоящей статье рассматривается категория административно-правового регулирования защиты граждан от террористической угрозы, при этом предлагается ее авторское определение, а также классификация административно-правовых норм, которыми осуществляется регулирование в данной сфере, высказываются авторские предположения о перспективах развития системы административно-правового регулирования защиты граждан от террористической угрозы.
Т.У. Хакимов - Развитие нормативно-правовой базы режимов чрезвычайного и военного положения c. 53-57

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.51900

Аннотация: Статья посвящена исследованию отечественной нормативно-правовой базы, регламентирующей установление административно-правовых режимов на примере таких разновидностей, как режимы чрезвычайного и военного положения, которые берут свое начало еще в дореволюционной и советской России. Характеризуя современный этап развития законодательства об административно-правовых режимах, в качестве источников рассматриваются Конституция РФ, отдельные общепризнанные акты международного характера, специальные и общие тематические законы, а также подзаконные акты.
Закон и правопорядок
Хакимов Т.У. - Развитие нормативно-правовой базы режимов чрезвычайного и военного положения

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.7184

Аннотация: Статья посвящена исследованию отечественной нормативно-правовой базы, регламентирующей установление административно-правовых режимов на примере таких разновидностей, как режимы чрезвычайного и военного положения, которые берут свое начало еще в дореволюционной и советской России. Характеризуя современный этап развития законодательства об административно-правовых режимах, в качестве источников рассматриваются Конституция РФ, отдельные общепризнанные акты международного характера, специальные и общие тематические законы, а также подзаконные акты.
Джамалуев И.А. - Защита граждан от террористической угрозы: актуальные административно-правовые аспекты

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.7185

Аннотация: в настоящей статье рассматривается категория административно-правового регулирования защиты граждан от террористической угрозы, при этом предлагается ее авторское определение, а также классификация административно-правовых норм, которыми осуществляется регулирование в данной сфере, высказываются авторские предположения о перспективах развития системы административно-правового регулирования защиты граждан от террористической угрозы
Власть и управление
Нарутто С.В. - Состав территории субъекта Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.7177

Аннотация: На основе анализа конституций республик и уставов иных субъектов Российской Федерации, а также текущего регионального законодательства автор исследует определение в данных источниках состава территории субъектов федерации как предмета их ведения. Отмечается проблема неоднозначного понимания пределов самостоятельности субъектов Российской Федерации в этом вопросе. Автор выделяет четыре подхода в региональном конституционном (уставном) регулировании состава территории субъекта Российской Федерации: географический подход; административно-территориальный; муниципально-территориальный и отсутствие регулирования. Анализируя географический подход и отмечая многообразие формулировок в основных законах субъектов РФ, автор приходит к выводу о том, что в составе территории субъекта выделяется суша, внутренние воды, а также воздушное пространство над водами и территорией субъекта, а также недра, находящиеся в пределах его территории. Данный вывод обосновывается отнесением к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользования; охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; особо охраняемых природных территорий; земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, а также природоохранного законодательства (пункты «в», «д», «к» ст. 72 Конституции РФ). Автор отмечает, что административно-территориальный подход к регулированию в субъектах РФ состава их территории характеризуется закреплением в конституциях (уставах) административно-территориальных единиц, без выделения географических объектов. Муниципально-территориальный подход отличается указанием в основных законах субъектов РФ на вхождение в состав их территории муниципальных образований. В статье обращается внимание, что большая часть субъектов РФ в своих основных законах состав территории не определяет. Автор делает вывод о необходимости упорядочения законодательства субъектов Российской Федерации в части определения состава территорий субъектов.
А.М. Цалиев - О расширении роли субъектов Российской Федерации во внутренней государственной политике c. 6-12

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.51893

Аннотация: В статье рассматривается проблема расширения роли субъектов Российской Федерации во внутренней государственной политике, одним из важнейших способов разрешения которой признается оптимальное распределение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, органами государственной власти различного уровня. Предлагается ряд конструктивных мер по укреплению роли субъектов Российской Федерации.
С.В. Нарутто - Состав территории субъекта Российской Федерации c. 13-17

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.51894

Аннотация: На основе анализа конституций республик и уставов иных субъектов Российской Федерации, а также текущего регионального законодательства автор исследует определение в данных источниках состава территории субъектов федерации как предмета их ведения. Отмечается проблема неоднозначного понимания пределов самостоятельности субъектов Российской Федерации в этом вопросе. Автор выделяет четыре подхода в региональном конституционном (уставном) регулировании состава территории субъекта Российской Федерации: географический подход; административно-территориальный; муниципально-территориальный и отсутствие регулирования. Анализируя географический подход и отмечая многообразие формулировок в основных законах субъектов РФ, автор приходит к выводу о том, что в составе территории субъекта выделяется суша, внутренние воды, а также воздушное пространство над водами и территорией субъекта, а также недра, находящиеся в пределах его территории. Данный вывод обосновывается отнесением к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользования; охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; особо охраняемых природных территорий; земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, а также природоохранного законодательства (пункты «в», «д», «к» ст. 72 Конституции РФ). Автор отмечает, что административно-территориальный подход к регулированию в субъектах РФ состава их территории характеризуется закреплением в конституциях (уставах) административно-территориальных единиц, без выделения географических объектов. Муниципально-территориальный подход отличается указанием в основных законах субъектов РФ на вхождение в состав их территории муниципальных образований. В статье обращается внимание, что большая часть субъектов РФ в своих основных законах состав территории не определяет. Автор делает вывод о необходимости упорядочения законодательства субъектов Российской Федерации в части определения состава территорий субъектов.
М.В. Забелина - Границы субъектов Российской Федерации: понятие, статус, функции, правовое закрепление c. 18-26

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.51895

Аннотация: Статья посвящена исследованию понятия границ субъектов Российской Федерации, их правого статуса и фукнций.Основное внимание уделяется вопросам правового закрепления границ субъектов Российской Федерации. Автором предлагается осуществлять правовое закрепление границ между субъектами Российской Федерации в тексте специального закона субъекта Российской Федерации и приложениях к нему с подробным описанием и картографическими материалами в случае, если прохождение границы не вызывает споров у сопредельных субъектов и совпадает в их законодательстве. В случае возникновения спора правовое закрепление предлагается осуществить в соглашении между субъектами Российской Федерации, утвержденном Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Международное право в ХХI веке
Н.Н. Рустамова - Новые разработки в области формирования подходов к определению применимого права и формулирования коллизионных норм в международном частном праве c. 92-96

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.51905

Аннотация: Предлагаемая к публикации статья представляет собой краткий обзор одной из последних разработок в области формирования подходов к определению применимого права и формулирования коллизионных норм в международном частном праве – приобретающее все большую популярность, рассмотрение вопросов эффективности коллизионных норм с экономической точки зрения. В то же время, до сих пор, ни одна из существующих концепций определения применимого права не рассматривает экономическую эффективность коллизионной нормы в качестве основного принципа для формирования подхода к определению применимого права. В указанной статье предложена система принципов определения применимого права, основывающаяся на индивидуальном выборе участников частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом, и максимизации их собственного, а равно глобального благосостояния. Несмотря на новейшие разработки и предложения в области совершенствования подходов к определению применимого права, автор приходит к выводу, что в ближайшее время невозможно отказаться от классических подходов к определению применимого права и коллизионных привязок, которые они предлагают использовать.
Судебная власть
Абдулвалиев А.Ф. - Предпосылки и перспективы внедрения электронной формы уголовного дела в деятельность судебных органов

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.7137

Аннотация: Целью работы является исследование электронной формы уголовного дела, а также выявление предпосылок для использования этой технологии судами в уголовном судопроизводстве и определение правовых, технических и социальных барьеров, препятствующих ее внедрению. В качестве метода, изучающего предмет исследования, используется анализ норм уголовно-процессуального законодательства, федеральных целевых программ, а также мнений ученых и практикующих специалистов по поводу возможности внедрения и использования современных цифровых технологий в деятельности судебных органов. Результаты работы и выводы. Ряд ученых и практикующих специалистов всецело отдают предпочтение новым и прогрессивным технологиям в уголовном судопроизводстве, в том числе и электронному уголовному делу. Кроме того, федеральные целевые программы, посвященные развитию судебной системы в России, содержат ряд предпосылок, "подталкивающих" судебную реформу к внедрению электронного уголовного дела. На наш взгляд, целесообразнее уже в ближайшие годы разработать федеральные целевые программы для развития и совершенствования досудебного уголовного судопроизводства. Имеющееся в уголовно-процессуальном законодательстве заделы по использованию современных технологий позволят технически испытать первые образцы электронного уголовного дела в ближайшее десятилетие без каких-либо существенных изменений Уголовно-процессуального кодекса РФ. Однако в любом случае в перспективе потребуется законодательно урегулировать возможность применения данной технологии, заблаговременно устранить барьеры и разрешить проблемные ситуации, которые могут возникнуть при внедрении электронной формы уголовного дела.
А.Ф. Абдулвалиев - Предпосылки и перспективы внедрения электронной формы уголовного дела в деятельность судебных органов c. 58-65

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.51901

Аннотация: Целью работы является исследование электронной формы уголовного дела, а также выявление предпосылок для использования этой технологии судами в уголовном судопроизводстве и определение правовых, технических и социальных барьеров, препятствующих ее внедрению. В качестве метода, изучающего предмет исследования, используется анализ норм уголовно-процессуального законодательства, федеральных целевых программ, а также мнений ученых и практикующих специалистов по поводу возможности внедрения и использования современных цифровых технологий в деятельности судебных органов. Результаты работы и выводы. Ряд ученых и практикующих специалистов всецело отдают предпочтение новым и прогрессивным технологиям в уголовном судопроизводстве, в том числе и электронному уголовному делу. Кроме того, федеральные целевые программы, посвященные развитию судебной системы в России, содержат ряд предпосылок, «подталкивающих» судебную реформу к внедрению электронного уголовного дела. На наш взгляд, целесообразнее уже в ближайшие годы разработать федеральные целевые программы для развития и совершенствования досудебного уголовного судопроизводства. Имеющееся в уголовно-процессуальном законодательстве заделы по использованию современных технологий позволят технически испытать первые образцы электронного уголовного дела в ближайшее десятилетие без каких-либо существенных изменений Уголовно-процессуального кодекса РФ. Однако в любом случае в перспективе потребуется законодательно урегулировать возможность применения данной технологии, заблаговременно устранить барьеры и разрешить проблемные ситуации, которые могут возникнуть при внедрении электронной формы уголовного дела.
Конфликт: инструменты стабилизации
Кожевников Е.А. - КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА МЕДИАЦИИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.7083

Аннотация: В статье рассмотрена краткая история зарождения института медиации, рассмотрен процесс его становления, и развитие в настоящее время в мире, а также предпосылки создания и развития института медиации в России, его правовая основа и рассмотрены основные задачи, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
Человек и государство
Гончаров А.И., Черноморец А.Е. - Человеческий капитал в производственной сфере: проблемы правового понимания и перспективы развития в современной России

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.7045

Аннотация: В статье рассматривается острейшая проблема, обусловленная нехваткой в стране специалистов высокой квалификации и низкой зарплатой тех, кто трудится в производственной сфере, требующая, по мнению авторов, корректировки законодательства для поднятия роли и значимости в общественном производстве граждан, которые фактически участвуют в нём своим человеческим капиталом – интеллектуальными и физическими способностями. Для этого авторами предлагается признать в законе, предпочтительно в Гражданском кодексе Российской Федерации, способности человека неотчуждаемым объектом его права собственности. Основания к таким законодательным мерам содержатся в статьях 34 и 37 Конституции РФ. Человеческий капитал в производственной сфере, хотя и не признаваемый таковым официально, всегда занимал ведущее положение, поскольку от его качества и эффективности использования зависит судьба экономического развития и отдельных предприятий, и страны в целом. Особую роль человеческий капитал играет в современных условиях, когда производство технологически усложняется.
Киричек А.И. - Формы политического участия и политической активности в современной российской молодежной среде

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.7187

Аннотация: Рассмотрены факторы, определяющие политические ориентации молодежи, конвенциональные и неконвенциональные формы политического участия молодого поколения, политическая специализация. Анализируются социально-политические установки и ценности современной российской молодежи. Предпринята попытка описания основных типов сценариев поведения, лежащих в основе формирования мотивации политического участия российской молодежи. Рассмотрена практика создания и функционирования молодежного парламентаризма в России: выделены основные формы молодежных парламентов. Определено место современной молодежи как субъекта политики.
Литовкина М.И. - Роль социального государства в обеспечении лекарственной безопасности при реализации конституционного права на охрану здоровья

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.7238

Аннотация: В статье анализируются основные характеристики социального государства (для которого приоритетным является защита жизненно важных социальных прав человека), так как его теоретическая доктрина конституционная формула и социальная политика представляют собой результат глобализации, когда многие угрозы приобретают общепланетарный характер. Подчеркивается, что одной из основных глобальных угроз в области охраны здоровья является проблема лекарственной безопасности, то есть негативные последствия применения лекарственных препаратов, поскольку ими обусловлена примерно четвертая часть заболеваний на планете. В статье также обращается внимание на вопросы безопасности пациентов (как на «возможность снижения риска нанесения вреда, связанного с предоставлением услуг в сфере здравоохранения, до приемлемого минимума»), особенно, учитывая, что здоровье населения в настоящее время рассматривается в качестве основного направления в достижении национальной безопасности государства, а безопасность человека и гражданина – в качестве социально-правовой и конституционно-правовой ценности. Следовательно, для реализации конституционного права на охрану здоровья необходимы безопасная система здравоохранения, безопасная медицинская деятельность, в том числе, с использованием безопасных лекарственных препаратов. В связи с этим, можно сделать вывод, что задача по обеспечению лекарственной безопасности выполнима при создании гарантий защиты права на охрану здоровья; при осуществлении деятельности личности и государственных органов по охране и защите данного права; при разработке определенных правовых норм (в том числе посредством развития и совершенствования законодательства об охране здоровья, а также его структурного компонента, - законодательного блока об обращении лекарственных средств), что невозможно без целенаправленной деятельности такого социально-ориентированного государства, как Россия.
Юськив Н.В. - АНТРОПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.7252

Аннотация: В статье рассматриваются философско-правовые взгляды на феномен государственной власти. Особое внимание сконцентрировано на антропологическом измерении государственно-властных отношений. Автор выделяет три сферы научного поиска изучаемого явления: определение места и роли человека через призму ее свободной воли в конгломерате государственно-властных процессов; анализ антропологических свойств лидера, как перманентного элемента в субъектном механизме государственно-властных отношений; отображение процесса преодоления кризиса доверия к государственной власти через обновления утраченного ею человеческого измерения. Сформулирована собственная позиция автора в сфере изменения властных процессов в трансформационном периоде современности.
А.И. Гончаров, А.Е. Черноморец - Человеческий капитал в производственной сфере: проблемы правового понимания и перспективы развития в современной России c. 66-74

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.51902

Аннотация: В статье рассматривается острейшая проблема, обусловленная нехваткой в стране специалистов высокой квалификации и низкой зарплатой тех, кто трудится в производственной сфере, требующая, по мнению авторов, корректировки законодательства для поднятия роли и значимости в общественном производстве граждан, которые фактически участвуют в нём своим человеческим капиталом – интеллектуальными и физическими способностями. Для этого авторами предлагается признать в законе, предпочтительно в Гражданском кодексе Российской Федерации, способности человека неотчуждаемым объектом его права собственности. Основания к таким законодательным мерам содержатся в статьях 34 и 37 Конституции РФ. Человеческий капитал в производственной сфере, хотя и не признаваемый таковым официально, всегда занимал ведущее положение, поскольку от его качества и эффективности использования зависит судьба экономического развития и отдельных предприятий, и страны в целом. Особую роль человеческий капитал играет в современных условиях, когда производство технологически усложняется.
А.И. Киричек - Формы политического участия и политической активности в современной российской молодежной среде c. 75-84

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.51903

Аннотация: Рассмотрены факторы, определяющие политические ориентации молодежи, конвенциональные и неконвенциональные формы политического участия молодого поколения, политическая специализация. Анализируются социально-политические установки и ценности современной российской молодежи. Предпринята попытка описания основных типов сценариев поведения, лежащих в основе формирования мотивации политического участия российской молодежи. Рассмотрена практика создания и функционирования молодежного парламентаризма в России: выделены основные формы молодежных парламентов. Определено место современной молодежи как субъекта политики.
М.А. Риэккинен - Участие граждан в управлении государством: международно-правовой аспект c. 85-91

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.51904

Аннотация: Опираясь на теорию «Совещательной демократии» Юргена Хабермаса, эта статья придерживается различия между формальным и существенным участием граждан в управлении делами государства. Существенное участие дополняет формальные выборы, в идеале способствуя эффективному вовлечению граждан в процессы принятия политических решений. Это происходит посредством многообразных форм, варьирующихся от гражданских протестов до членства в совещательных органах. Исследовательское внимание направлено на изучение источников российского права и их применение судами с целью выяснить, есть ли у наших граждан реальные возможности публичного участия. Это помогает оценить, насколько Россия справляется сo взятыми на себя международными обязательствами обеспечить право на участие в ведении государственных дел.
История государства и права
Разумов Ю.А. - Генезис имплементации норм международного права в военной и пограничной сферах: периоды и факторы

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.7106

Аннотация: В статье раскрывается развитие периодов имплементации международного права во внутреннее законодательство России. Особенность данного подхода заключается в том, что основанием для периодизации используются этапы развития государства, а также влияние трех постоянных факторов: социально-культурного, социально-экономического и классово-политического. Новизна данной статьи состоит в малоизученности аспекта имплементации в военной и пограничной сферах. Цель – попытка выявить периодизацию и доказать ее целесообразность с использованием исторического метода исследования.
Томтосов А.А. - История правового регулирования лотерей в России

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.7165

Аннотация: В настоящей статье автор рассматривает историю правового регулирования лотерей в России. Статья условно разделена на три исторических периода: дореволюционный период, советский период и современную Россию. Автор подробно рассматривает каждый из них в отдельности, отмечая особенности и закономерности каждого из них. В конце статьи автор делает выводы, характеризующие правовое регулирование лотерей в России на каждом этапе развития отечественного законодательства.
Л.М. Волосникова - Университет как субъект избирательного права: из истории конституционной доктрины c. 97-101

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.51906

Аннотация: В статье анализируется процесс становления и развития пред-ставительства университетов и в России и Европе как составной части их конституционного статуса в XIX – начале ХХ века, соответствующая ей конституционная доктрина профессионального представительства. Бурный рост представительства академических и высших заведений в законодательном процессе сопровождался не менее бурным ростом критики в адрес этого процесса. Представительство университетов посредством выборов от академической корпорации не в меньшей степени является отрицанием народного университета, так как представители университетов представляли интересы своей корпорации, но не народа как абстрактной верховной юридической личности в целом – также по своей природе являющейся догматической фикцией, лежащей в основании конституционного права.
Ю.А. Разумов - Генезис имплементации норм международного права в военной и пограничной сферах: периоды и факторы c. 102-107

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.51907

Аннотация: В статье раскрывается развитие периодов имплементации международного права во внутреннее законодательство России. Особенность данного подхода заключается в том, что основанием для периодизации используются этапы развития государства, а также влияние трех постоянных факторов: социально-культурного, социально-экономического и классово-политического. Новизна данной статьи состоит в малоизученности аспекта имплементации в военной и пограничной сферах. Цель – попытка выявить периодизацию и доказать ее целесообразность с использованием исторического метода исследования.
А.А. Томтосов - История правового регулирования лотерей в России c. 108-116

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.51908

Аннотация: В настоящей статье автор рассматривает историю правового регулирования лотерей в России. Статья условно разделена на три исторических периода: дореволюционный период, советский период и современную Россию. Автор подробно рассматривает каждый из них в отдельности, отмечая особенности и закономерности каждого из них. В конце статьи автор делает выводы, характеризующие правовое регулирование лотерей в России на каждом этапе развития отечественного законодательства.
Правовая и политическая мысль
Жданов В.Л. - Методологические подходы к изучению космической политики

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.7179

Аннотация: Аннотация: в статье рассматриваются основные методологические подходы которые применяются в космической политике. Анализируются такие методы изучения, как эмпирические, общелогические, диалектический, которые рассматриваются в данной работе. Раскрывается их суть. Автор выделяет такие подходы к изучению космической политики, как функциональная методология, сравнительная методология, социологический подход, подход политико-культурный. Отмечается, что наиболее перспективными для изучения космической политики, являются следующие методологические подходы: диалектический, системный, экспертная оценка, социологические опросы общественного мнения.
В.Л. Жданов - Методологические подходы к изучению космической политики c. 117-120

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.51909

Аннотация: в статье рассматриваются основные методологические подходы которые применяются в космической политике. Анализируются такие методы изучения, как эмпирические, общелогические, диалектический, которые рассматриваются в данной работе. Раскрывается их суть. Автор выделяет такие подходы к изучению космической политики, как функциональная методология, сравнительная методология, социологический подход, подход политико-культурный. Отмечается, что наиболее перспективными для изучения космической политики, являются следующие методологические подходы: диалектический, системный, экспертная оценка, социологические опросы общественного мнения.
Правоведение
Ханнанов Р.А. - Новая парадигма гражданско-правовых поступков: теоретико-эмпирические аспекты

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.5976

Аннотация: Переход России на инновационный путь развития предполагает необходимость активизации деятельности участников общественных отношений и поиска средств стимулирования их инициативных действий – поступков, направленных на достижение эффективности и устойчивости общественного производства. В настоящей статье представлена новая парадигма гражданско-правовых поступков и показано их место в правовом регулировании социально-экономических отношений.
Р.А. Ханнанов - Новая парадигма гражданско-правовых поступков: теоретико-эмпирические аспекты c. 121-137

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.51910

Аннотация: переход России на инновационный путь развития предполагает необходимость активизации деятельности участников общественных отношений и поиска средств стимулирования их инициативных действий – поступков, направленных на достижение эффективности и устойчивости общественного производства. В настоящей статье представлена новая парадигма гражданско-правовых поступков и показано их место в правовом регулировании социально-экономических отношений.
И.А. Куян - К вопросу об определении понятия и содержания народного суверенитета c. 138-145

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.51911

Аннотация: Статья посвящена проблеме определения понятия и содержания народного суверенитета. Рассматриваются основные элементы этого понятия: «суверенитет» и его определяющая составляющая – «народный, народ». Особое внимание уделено исследованию категории «народ», различное толкование которой обусловливает, в первую очередь, проблемы определения содержания данного понятия. Исследуются основные формы общности народа: народ – совокупность граждан, народ – избирательный корпус, народ – население, народ – субъект конституционного права и конституционных отношений. Рассматривается диалектика взаимосвязи между суверенитетом народа и правами человека. Автор приходит к выводу об универсальной политической правосубъектности народа, что выражается в его исключительном праве на самоопределение, а также о суверенитете как свойстве не только государства, но и народа.
Ю.Г. Лескова - К вопросу об изменении перечня законодательных критериев классификации юридических лиц c. 146-150

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.1.51912

Аннотация: В статье проводится сравнительно-правовой анализ классификационных групп юридических лиц как с учетом норм действующего законодательства РФ, так и в свете предстоящих нововведений. Особое внимание автором уделено отличительным признакам некоммерческих и коммерческих корпораций, показаны предпосылки выделения корпоративных отношений в гражданском праве, обосновано изменение перечня законодательных критериев классификации юридических лиц.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.