Исторический журнал: научные исследования - рубрика Исторические источники и артефакты
по
Исторический журнал: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Исторический журнал: научные исследования" > Рубрика "Исторические источники и артефакты"
Исторические источники и артефакты
Е. С. Штейнер - Коллекция японского искусства Китаева: сто лет назад и сейчас c. 0-0
Аннотация: в статье рассказывается о собирателе японского искусства С. Н. Китаеве (1864–1927) и его коллекции японского искусства, крупнейшей в России и одной из крупнейших в Европе. Через несколько лет после Октябрьской революции 1917 г. коллекция попала в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и никогда полностью не исследовалась и не выставлялась. Автор работал над каталогом гравюр из этого собрания и обнаружил, что по сравнению с архивными данными о составе коллекции, то, что сейчас хранится в ГМИИ, значительно меньше по составу и по качеству. Исследованию этой проблемы и посвящена статья.
А. А. Курёнышев - Столыпинская аграрная реформа и  сельскохозяйственная интеллигенция в  1906-1917 годах c. 0-0
Аннотация: статья посвящена истории взаимоотношений сельскохозяйственной интеллигенции и государственной власти в годы проведения столыпинской аграрной реформы.
Филиппова В.В., Архипова И.М. - Транспортная сеть Якутии: разновременной анализ по картографическим источникам c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0609.2022.6.39093

EDN: GSYSJG

Аннотация: Статья посвящена исследованию развития транспортной сети одного из крупнейших регионов России на примере картографирования наземных путей сообщения в разные исторические периоды. Актуальность темы исследования обусловлена недостаточностью исследований, среди имеющихся исторических и географических работ, связанных с изучением истории картографирования транспортной сети Якутии. Целью данной работы – изучение истории развития транспортной сети Якутии с XVII по начало XXI вв. на основе анализа разновременных картографических источников. Для достижения поставленной цели был исследован отечественный опыт картографирования транспорта; на основе выявленных опубликованных и неопубликованных источников отобраны и проанализированы разновременные карты, отображающие наземные пути сообщения; на основе проведенного анализа выявлены основные этапы картографирования наземного транспорта Якутии. Исследование проводилось с использованием системного подхода, историко-сравнительного, картографического и геоинформационного методов. В силу того, что данное исследование находится на стыке ряда наук в основу работы положен комплексный подход. Результатом исследования являются выделенные авторами этапы в истории картографирования транспортной сети Якутии: первый этап (XVIII – конец XIX вв.); второй этап (первая половина ХХ в.); третий этап (середина ХХ в. – 1990-е гг.); четвертый этап (постсоветский период – по настоящее время). В настоящее время создается новая информационная среда развития историко-географических наук. ГИС-технологии дают возможность доступа к историческим картам, так и к появлению новых способов извлечения из них исторической информации. Появляются возможности обнаружения ранее скрытой информации, ее извлечения и обработки. Практическая значимость представленной работы связана с возможностью использования её результатов для определения направлений развития и оптимизации территориальных аспектов функционирования транспортных сетей Республики Саха (Якутия).
Карякина Т.Д. - Портрет в западноевропейском фарфоре XVIII века c. 9-20

DOI:
10.7256/2454-0609.2021.5.36215

Аннотация: Статья посвящена портретным изображениям в западноевропейском фарфоре XVIII в. Рассматриваются произведения, созданные в разных странах Европы: в Германии (Мейсен), Франции (Севр), Австрии (Вена) и Англии (керамическая мануфактура Веджвуда). Авторами портретов являются выдающиеся мастера фарфора: Кендлер, Буазо, Грасси. Скульптурные портретные изображения саксонского курфюрста Августа III, французской королевы Марии-Антуанетты и австрийского императора Иосифа II отличаются высокими художественными достоинствами. В статье рассматриваются произведения фарфоровой пластики, а также живописные портреты. В трактовке образов ярко проявились черты трех стилей, характерных для искусства XVIII в.: барокко, рококо и классицизма.   В портретных изображениях также нашли отражение темы, типичные для эпохи Просвещения. В статье выявляются также специфические особенности произведений художников, которые работали на различных европейских фарфоровых мануфактурах. Для методологии данного исследования основными являются: подробный стилистический анализ произведений барокко, рококо и классицизма; принципиальное рассмотрение произведений в исторической последовательности для выявления эволюционных изменений; компаративный анализ для определения национальных и авторских особенностей. Новизна данной статьи состоит в том, что впервые обобщенно исследованы портретные изображения в фарфоре XVIII в. разных стран: Германии, Франции и Австрии. При этом выявлены специфические особенности произведений различных художников.
Агафонова В.К. - Визуальные особенности военных памятников в России конца XIX – начала ХХ вв. c. 13-23

DOI:
10.7256/2454-0609.2018.3.26081

Аннотация: Цель данного исследования — определить основные функции визуальных атрибутов военных памятников, возведенных в период 1881-1917 гг., в формировании образа событий прошлого и их героев. Объектом исследования является коммеморация войны, а предметом — визуальные особенности военных памятников 1881-1917 гг., связанных с событиями военной истории Российской империи и их героями: триумфальными победами, героическими оборонными действиями, жертвами военных событий, выдающимися военными деятелями. Все указанные памятники напрямую связаны с коммеморацией войны, они обладают рядом визуальных атрибутов, главная функция которых — создание и формирование определенных эмоций и представлений о военной истории у зрителя и, соответственно, последующих поколений. В данной статье использовался междисциплинарный подход, поскольку анализ военных памятников требовал обращения к истории искусства, культурной географии. Также применялся историко-сравнительный метод для выявления общих и отличных черт среди анализируемых памятников. Обращение к типологическому методу позволило выявить определенные группы символов, художественно-изобразительных средств, общие черты и различия среди рассматриваемых памятников. В отечественной историографии военные памятники никогда не рассматривались как самостоятельные и независимые составляющие процесса формирования исторической памяти. Однако частичное изучение данной проблемы в современной науке и популярность исследований в области memory studies говорят о ее междисциплинарном характере и очевидной актуальности. Визуальные особенности военных памятников обладали рядом функций: формирования культурного ландшафта, топографической и исторический фиксации, формирования масштаба и важности события, символического присутствия империи и ее участия в том или ином событии, формирования образа врага.
Фоменко И.К. - «Пояс Православия». Святыни Царьграда по материалам средневековых хожений русских паломников c. 24-38

DOI:
10.7256/2454-0609.2017.3.21859

Аннотация: Предметом данного исследования является локализация православных святынь Константинополя. Царьград — не просто место, изобилующее символами, это сакральное пространство, заключенное в городские стены. Иеротопия Царьграда развивалась и нарастала по мере поступления реликвий, которые доставлялись туда со всей ойкумены. Русские паломники шли туда еще до того, как Москва была провозглашена Третьим Римом. Хожения русских паломников являются основным источником для определения местоположения святынь, реликвий, объектов поклонения, паломнических маршрутов. Автор исследования реконструирует топографию храмов, локализацию реликвий и паломнические маршруты по Царьграду. На основе изучения средневековых хожений русских паломников автор создает карты реконструкции, отражающие топографию мест поклонения святыням Константинополя. Основным вкладом автора в исследование данной темы является рассмотрение топографии православных святынь Константинополя в комплексе. Новизна работы состоит в визуализации местоположения реликвий в храмах города. Особенно значима предложенная автором реконструкция расположения реликвий в храме Святой Софии. Авторские реконструкций отражают теснейшую духовную связь между Византией и Русью.
Лепнева М.Л. - Основные источники исследования биографии патриарха традиции Винаи в Китае Вэньхай Фуцзюя c. 24-39

DOI:
10.7256/2454-0609.2017.4.23195

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются источники XVIII-XX вв., содержащие биографические сведения о Вэньхай Фуцзюе (1685-1765), седьмом патриархе школы Винаи Цяньхуа в Китае. Возрождение школы Винаи в Китае в форме т. н. «школы Цяньхуа» («школы Тысячи цветов», или «школы горы Баохуа-шань») стало наиболее существенным изменением в конфигурации буддийских школ Китая в конце династии Мин (1368-1644) и при династии Цин (1644-1912) по сравнению со временами Юань (1271-1368) и большей части Мин. Именно Вэньхай Фузцюй значительно усилил школу Цяньхуа, которая его стараниями стала претендовать на роль единственной подлинной школы Винаи в Китае. Все это предопределяет интерес к исследованию фигуры седьмого патриарха Цяньхуа. На основе изучения содержания источников и информации об их авторах выстраивается классификация источников с точки зрения хронологии их создания и полноты входящих в них сведений о Вэньхай Фуцзюе. Новизна данного исследования состоит в том, что были выявлены приоритетные источники для проведения биографического исследования Вэньхай Фуцзюя с точки зрения полноты и аутентичности их содержания. На следующем этапе исследования предлагается путем их сравнительного анализа и критики сформировать целостную биографическую характеристику седьмого патриарха школы Винаи Цяньхуа.
А. А. Слезин - История раннего комсомола: к характеристике архивно-источниковой базы c. 24-30
Аннотация: на основе опыта научной школы «История молодежного движения в России», сформировавшейся в XXI в. в Тамбовском государственном техническом университете, автор раскрывает возможности использования фондов современных центральных и региональных архивов в изучении комсомола и альтернативных ему организаций первых послереволюционных лет. Большое внимание уделено освещению роли источников, как правило, ранее не использовавшихся исследователями.
Н. Н. Богомолова - Образ войны: ашанти в представлениях англичан в 1870-е годы c. 26-37
Аннотация: статья посвящена исследованию текстовой и визуальной составляющих образа 6-й англо- ашантийской войны (1873–1874), репрезентованного в британской прессе — первом массовом иллюстрированном журнале «The Illustrated London News» и консервативной газете «The Morning Post». Особое внимание уделяется нарративным приемам, с помощью которых англичане осмысливали колониального Другого, его культурные и религиозные особенности.
Е. В. Долгих - 154 казуса: анамнезы терапевтической клиники Московского университета 1890-х годов как источник по истории повседневности c. 29-33
Аннотация: статья посвящена исследованию анамнезов терапевтической клиники Московского университета 1890-х гг. как источнику по истории повседневности 2-й половины XIX в. В статье анализируются особенности данного источника и его новые информационные возможности.
Карякина Т.Д. - Аллегорический и символический смысл произведений западноевропейского фарфора XVIII века c. 30-37

DOI:
10.7256/2454-0609.2020.2.32607

Аннотация: В статье рассматриваются произведении различных фарфоровых мануфактур: итальянской Доччиа, немецких Мейсена и Нимфенбурга, венской и французской Севрской. В этих произведениях выявляется их аллегорическое прочтение и символический смысл. Именно такой содержательный аспект является одним из характерных в искусстве барокко и рококо. Особое внимание в статье уделяется выявлению аллегорических атрибутов и специфических элементов формы и декора, имеющих символический смысл. Произведения фарфора, авторами которых являются выдающиеся европейские мастера (Сольдани, Кендлер, Эберлейн, Бустелли, Нидермейер и Фурнье), подробно анализируются. В подобных произведениях декоративно-прикладного искусства нашли отражение особенности мировосприятия человека XVIII века – эпохи Просвещения. Основополагающими в исследовании стали следующие методы истории искусства: формально-стилевой и иконологический анализ произведений фарфора, которые позволяют выявить смысловое наполнение образов. Научная новизна состоит в том, что впервые в отечественном искусствознании проведено комплексное исследование произведений фарфора XVIII века разных стран с целью выявления символического смысла. Подробное исследование произведений дает основание сделать выводы о том, что символическое содержание характерно для искусства барокко и рококо, а также о том, что в подобных произведениях нашла отражение одна из особенностей образной системы искусства XVIII века.
Абдулин Р.С. - Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР (СССР) как источник информации письменного происхождения

DOI:
10.7256/2454-0609.2017.1.21373

Аннотация: В статье рассматриваются постановления Пленумов Верховного Суда РСФСР (СССР) как наименее исследованные письменные источники истории государства и права. В них, по мнению автора, помимо идеологических факторов присутствуют взаимоувязанные указания руководящего, управленческого и воспитательного характера, имеющие конкретную направленность на судей и руководителей всех звеньев судебной системы. Однако самое главное в понимании содержательного своеобразия данного вида источников заключается, на взгляд автора, в том, что вышестоящие суды не превратили постановления Пленумов Верховного Суда РСФСР и СССР лишь в источник политического воздействия на суды, а умело использовали его возможности в профессиональной идеологии и судебном управлении. В работе автором творчески использовались общенаучные и частнонаучные методы в познавательно значимом единстве и в комплексном сочетании, в том числе: анализа и синтеза, абстрагирования, системно-структурного, историко-генетического, сравнительно-правового, типологического и др. Для изложения материала был избран диалектический метод познания, выступающий в качестве методологической основы для написания статьи, основные принципы которого (принцип развития и принцип историзма) использованы в качестве базовых при изучении проблематики работы. Научная новизна статьи характеризируется обращением к вопросам понимания места и роли постановлений Пленумов Верховного Суда РСФСР (СССР) как источников познания государственно-правовых явлений. В публикации анализируются характеристики данного вида носителей исторической информации в плане методологии и методики их привлечения и использования в исследовательской работе историка-юриста.
Тесаев З.А. - Коротахский колпак в свете новых эпиграфических данных c. 33-40

DOI:
10.7256/2454-0609.2022.5.39028

EDN: GDCSET

Аннотация: В статье рассматривается головной убор, найденный в ходе исследования башнеобразного склепа аула Коротах историко-географической области Малхиста (Итум-Калинский район ЧР) и хранящийся с 2016 года в числе экспонатов Национального музея Чеченской Республики. Предмет был введен в научный оборот в 1977 году Р. А. Даутовой и неоднократно упоминался в научных публикациях позднее. Ткань, из которой сшит колпак, изготовлена в итальянских ткацких центрах, и, согласно радиокарбонному датированию, изготовлена в промежутке 1430–1480 годов. Определенную дискуссию в кругах исследователей вызвало происхождение убора и обстоятельства, при которых он в итоге оказался в распоряжении погребенного. Наиболее правдоподобной называлась версия о захвате в качестве трофея итальянской ткани с христианской символикой с последующим намеренным частичным обрезом нимба Христа и фигур архангелов.   Автором статьи впервые приводится перевод сохранившейся части и восстановленный вариант текста-вышивки на уборе, который идентифицирован ассоциированным профессором Государственного университета им. Илии Чавчавадзе Темо Джоджуа как старогрузинский текст, составленный шрифтом асомтаврули. В свете этих данных автор рассматривает эпиграфические памятники Аргунского ущелья и исторические сведения, отражающие тесные чечено-грузинские культурные и религиозные контакты, что в совокупности с переводом надписи на уборе и местом ее обнаружения (на границе с Грузией) отвергает, по мнению автора статьи, версию о трофейном происхождении убора, а вместе с тем и, возможно, мнение об умышленной деформации части христианской символики при шитье колпака. Предполагается, что речь может идти о технических причинах или не столь трепетном отношении местного населения к христианской символике после разрушительных походов Тимура.
Абдулин Р.С. - Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР (СССР) как источник информации письменного происхождения c. 33-39

DOI:
10.7256/2454-0609.2017.1.68592

Аннотация: В статье рассматриваются постановления Пленумов Верховного Суда РСФСР (СССР) как наименее исследованные письменные источники истории государства и права. В них, по мнению автора, помимо идеологических факторов присутствуют взаимоувязанные указания руководящего, управленческого и воспитательного характера, имеющие конкретную направленность на судей и руководителей всех звеньев судебной системы. Однако самое главное в понимании содержательного своеобразия данного вида источников заключается, на взгляд автора, в том, что вышестоящие суды не превратили постановления Пленумов Верховного Суда РСФСР и СССР лишь в источник политического воздействия на суды, а умело использовали его возможности в профессиональной идеологии и судебном управлении. В работе автором творчески использовались общенаучные и частнонаучные методы в познавательно значимом единстве и в комплексном сочетании, в том числе: анализа и синтеза, абстрагирования, системно-структурного, историко-генетического, сравнительно-правового, типологического и др. Для изложения материала был избран диалектический метод познания, выступающий в качестве методологической основы для написания статьи, основные принципы которого (принцип развития и принцип историзма) использованы в качестве базовых при изучении проблематики работы. Научная новизна статьи характеризируется обращением к вопросам понимания места и роли постановлений Пленумов Верховного Суда РСФСР (СССР) как источников познания государственно-правовых явлений. В публикации анализируются характеристики данного вида носителей исторической информации в плане методологии и методики их привлечения и использования в исследовательской работе историка-юриста.
Быковская А.В. - Образ богини на троне в боспорской коропластике архаического и классического периодов (VI - IV вв. до н.э.): иконография и сакральный смысл c. 36-57

DOI:
10.7256/2454-0609.2021.3.35727

Аннотация: Рассматриваются особенности применения композиционной схемы сидящей богини в произведениях коропластики европейской части Боспора. Впервые публикуется ряд статуэток Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника изучаемой иконографии, в том числе комплекс из выброса бракованной продукции коропласта, датируемый IV в. до н.э. В первой части изучается происхождение иконографии, ее истоки в неолитических культурах Анатолии и дальнейшее распространение. Следующие разделы посвящены анализу боспорских терракот богини на троне архаического и классического периодов. Методика исследования включала как иконографический, так и семантический анализ, предполагающий интерпретацию религиозных представлений, воплощенных в образе божества. Специфической особенностью боспорской коропластики является популярность композиции богини на троне с архаического периода, что указывает на особую роль в верованиях боспорян богинь высокого статуса с широким набором функций, таких как Деметра, Афродита, Артемида, Геката. Комплексы терракот классического периода демонстрируют разнообразие в вариантах изучаемого иконографического типа, появляются характерные атрибуты, позволяющие провести идентификацию образа божества. Данные коропластики указывают на рост популярности в IV в. до н.э. Кибелы, богини фригийского происхождения. Выдвинута гипотеза о наличии прототипа ряда фигурок – местной культовой статуи Кибелы.
М. И. Кравчук - Северный Кавказ: проблемы восстановления Перечня коллекций фотодокументов московских этнографических экспедиций (1920–1931), хранящихся в РГАКФД РФ c. 38-50
Аннотация: в 1934 г. в Российский государственный архив кино-фотодокументов (РГАКФД РФ, бывший в то время ЦКФФА) из Института национальностей СССР поступили негативы этнографического содержания. На основании данных, собранных об этих фотодокументах, было сделано предположение, что они представля- ли собой комплекс фотоколлекций московских этнографических экспедиций 1920–1931 гг. В статье показано как и по какой причине эти изобразительные источники выбыли из научного оборота, дано описание работы по восстановлению их первоначального состава и составлению на полученной документальной базе Перечня входивших в него фотоколлекций. Итоги проделанной работы еще раз подтверждают правильность позиции сторонников пофондовой постановки на архивный учет фотодокументов, главная задача которой — сохранить возможность использования фотодокументов в качестве исторического источника.
Ефимова Е.А. - «Национальное» и «интернациональное» в архитектуре французского Ренессанса c. 42-53

DOI:
10.7256/2454-0609.2020.4.32637

Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования национального стиля в архитектуре французского Ренессанса. Эта проблема представляет собой предмет острой дискуссии в историографии Возрождения. Основываясь на концепции Я. Буркхарда, который описал Ренессанс как специфически итальянское явление, ряд ученых склонны приравнивать Ренессанс во Франции к «итальянизму». С другой стороны, существует противоположная историографическая тенденция, возвеличивающая национальную средневековую традицию, которая склонна рассматривать возрождение классической античности как чужеродное и поверхностное явление. В статье делается попытка рассмотреть проблему, с точки зрения самого Ренессанса, опираясь на те суждения и оценки , которые были высказаны тремя теоретиками архитектуры: С. Серлио, Ф. Делормом и Ж. Андруэ-Дюсерсо Старшим. Методология статьи основывается на анализе источников – текстов трактатов С. Серлио и Ф. Делорма, а также альбомов рисунков и серий гравюр Ж. Андруэ-Дюсерсо. В рассмотрении источников задействуются формально-стилистический и исторический анализ, а также элементы иконологического анализа архитектурных форм. Автор приходит к выводу, что теоретики французского Ренессанса не склонны были противопоставлять формы, заимствованные из античности, национальной традиции. Они воспринимали античность как единое общее прошлое всей современной им культуры. Они не видели никакого преимущества итальянского Ренессанса по сравнению с собственной культурой. Противоречие античности и готики они склонны были трактовать как противоречие древнего и нового, а не как противоречие чужого и своего. В создании стиля ренессансной архитектуры они стремились синтезировать наследие античности с национальной средневековой традицией.
Зайцев И.А. - Санскритские титулы двух правителей Пагана в памятниках эпиграфики на санскрите и пали c. 42-53

DOI:
10.7256/2454-0609.2023.2.39842

EDN: IWDLJZ

Аннотация: В настоящей статье рассматривается вопрос записи царских титулов в надписях на языках индийской культурной традиции: санскрите и пали. На примере исследования источников демонстрируется феномен использования записи титулов с учетом использования норм орфографии санскрита в надписях на языке пали, записанных с помощью монского письма. Такой феномен носит непостоянный, вариативный характер, что указывает на отсутствие четкого стандарта записи царского титула в Пагане. К возможным причинам, побуждавшим паганских правителей использовать санскритские титулы, можно отнести поддержку брахманских культовых святилищ, что оказало влияние на особенности описания фигуры правителя. Наличие такого феномена позволяет уточнить некоторые выводы историографии об использовании конкретных систем письма для записи текстов на конкретных языках.   Феномену использования правителями Пагана титулов, учитывающих норму орфографии санскрита, не было посвящено специальных научных работ. В известных на сегодняшний день публикациях по политической истории этого государства, такие титулы ошибочно обозначались как палийские. Исследование такого феномена позволит заполнить существующие лакуны и уточнить некоторые концептуальные выводы, что предоставит возможность для сравнения некоторых политических процессов, протекавших в Пагане в XI-XII в. с их аналогами из буддийских стран пан-индийского культурного ареала. Это обуславливает научную новизну и актуальность подобных источниковедческих изысканий. В ходе исследования было установлено, что такой феномен носит нестрогий вариативный характер.
А. И. Федорец - Московское купечество XVIII–XIX веков в зеркале исповедных ведомостей (на примере рода Третьяковых) c. 42-47
Аннотация: в статье выявляется информационный потенциал исповедных ведомостей XVIII–XIX вв. На примере известного купеческого рода Третьяковых автор показывает, что из этого исторического источника можно извлечь уникальную информацию о различных сторонах жизни нескольких поколений московского купечества дореволюционного времени: о вероисповедной активности, связях с тем или иным приходом, местах жительства, составе жителей каждого двора, повседневной стороне жизни и т. п. Им перечисляются и некоторые ограничения, связанные с использованием источника.
Хлебников Д.В. - Загадки "Переяславского Евангелия" и иконография Спаса в Силах c. 47-73

DOI:
10.7256/2454-0609.2019.4.29254

Аннотация: Центрируя деисусный ряд и располагаясь над Царскими вратами, образ Спаса в Силах — один из русских вариантов изображения Спаса во Славе в сопровождении четырёх живых Существ — был смысловой и композиционной доминантой русского высокого иконостаса и, таким образом, его главной иконой. Раскрытие смысла и источников этого образа признают основополагающим для решения вопроса происхождения и замысла всего высокого иконостаса как целого, являющегося, в свою очередь, одним из ключевых в истории и теории христианской изобразительности. Считается, что наиболее ранние иконы Спаса в Силах содержатся в иконостасе Благовещенского собора московского Кремля, чине из Успенского собора Владимира и в иконостасе Троицкого собора Сергиевой лавры. Ещё одно изображение Спаса в Силах, считающееся ранним, содержится в миниатюре "Переяславского Евангелия"; существует мнение, что именно оно является древнейшим и стоит у истоков иконографии; в нём находят рудименты более древних композиций, предполагающихся её источником. Если так, то эта миниатюра должна считаться одним из важнейших памятников древнерусской изобразительности и заслуживать самого пристального внимания. Этому памятнику и анализу оснований данного мнения посвящена данная статья: уточняются особенности миниатюр кодекса, определяются ранее неизвестные или ошибочно интерпретировавшиеся особенности композиции миниатюры со Спасом; вводится новый материал, имеющий значение для решения ряда атрибуционных задач и теоретических вопросов. Автор приходит к выводу, что особенности миниатюры являются результатом её поздних переделок.
Ларионова М.Б. - Источники для реконструкции «парадного» и «непарадного» портретов учащихся государственных трудовых резервов (1940-е–1950-е гг.) c. 47-62

DOI:
10.7256/2454-0609.2023.6.69119

EDN: XGRVAU

Аннотация: Социокультурный облик учащихся системы государственных трудовых резервов не становился предметом специального изучения специалистов. Вместе с тем, создание в 1940 г. системы государственных трудовых резервов СССР сопровождалось формированием специфической социальной группы, изучение социокультурных характеристик которой дополнит уже имеющиеся представления о рабочей молодежи советского периода. Предметом исследования выступают документы как исторические источники. Объект – учащиеся системы государственных трудовых резервов как обособленная социальная группа. Цель статьи – представить корпус официальных документов и документов личного происхождения, являющихся историческими источниками для реконструкции устойчивых, целостных образов учащихся, составляющие основу «парадного» и «непарадного» портретов как совокупности характеристик (маркеров), направленных на выделение социально-демографических особенностей, культурных ценностей и ментальных характеристик, поведенческих практик и внешнего вида представителей данной социальной группы.     Методологической базой исследования выступают методы источниковедческого анализа и синтеза, позволяющие раскрыть содержательную составляющую документов для изучения заявленной темы. Научая новизна исследования заключается в выявлении информационного потенциала исторических источников для реконструкции «парадного» и «непарадного» портретов учащихся системы государственных трудовых резервов как обособленной социальной группы. Результатами исследования являются: 1) выделение шести видов исторических источников от официальной делопроизводственной документации центральных и региональных органов управления трудовыми резервами до художественной литературы, позволяющие реконструировать «парадный» и «непарадный» портреты учащихся системы государственных трудовых резервов как обособленной социальной группы; 2) раскрытие информационного потенциала данных шести видов исторических источников с учетом их источниковедческих особенностей для реконструкции социокультурного облика учащихся. Результаты исследования могут использоваться при изучении повседневных практик, культурных ценностей, социокультурного облика учащейся молодежи в советский период.
Беклямишева А.А. - Газета «Советский физик» как источник по истории Института атомной энергии им. И. В. Курчатова c. 49-60

DOI:
10.7256/2454-0609.2022.4.38530

EDN: QYRPKZ

Аннотация: Статья посвящена многотиражной газете «Советский физик» (ныне — «Курчатовец») Института атомной энергии им. И. В. Курчатова (ныне — НИЦ «Курчатовский институт»). Наличие в секретном научном учреждении собственной газеты — особенное явление. На протяжении долгого времени она печаталась с пометкой о запрете выноса за территорию. Газета распространялась только среди сотрудников. На основании архивных материалов НИЦ «Курчатовский институт» и ЦГА г. Москвы прослеживается история газеты с момента её возникновения в 1967 г. и до переименования в 1992 г. Многотиражная газета была создана по инициативе сотрудников института.   Общее руководство ею осуществлял партком и местком института. На страницах «Советского физика» нашла отражение жизнь сообщества «курчатовцев» во всем многообразии. В статье вводится в научный оборот новый исторический источник и рассматривается его информационный потенциал для исследований по истории советского атомного проекта в целом, а также основным аспектам жизни сообщества сотрудников института в частности. Материалы газеты ценны для исследования социальных, культурных, политических и научных событий и явлений в истории ИАЭ им. И. В. Курчатова – ведущего советского научного центра по ядерной физике.
Степанова Ю.В., Карпова М.В. - «Гнездовая» система расселения в Торопецком уезде по данным писцовой книги 1540 г. c. 52-72

DOI:
10.7256/2454-0609.2021.5.36548

Аннотация: Статья посвящена особенностям поселенческой структуры в Торопецком уезде в XVI в. Торопецкая земля в XIV-XV вв. являлась восточной окраиной Великого княжества Литовского, а в 1503 г. вошла в состав Московского государства. Особенностью поселенческой структуры Торопецкого уезда, отраженной в писцовой книге 1540 г., является наличие скоплений поселений. Они характеризуются общностью названий и выявлены как на черных, так и на поместных землях. Выявлено 58 скоплений на черных и 79 – на поместных землях. Они характеризуются различными размерами (число поселений и показатели дворности). Картографирование «гнезд» поселений позволило охарактеризовать их размещение на территории уезда, площадь, плотность заселения. Географическая реконструкция произведена с применением геоинформационных технологий. Исследование показало, что наиболее плотно освоенной частью уезда является Торопецкая волость и территории, примыкающие к Торопцу, восточные районы уезда в бассейне р. Западная Двина, освоенные еще в домонгольский период, а также бассейн притоков р. Кунья. В Старцовой волости зафиксированы «гнезда» поселений бортников. Способ обозначения поселений через обобщающие названия соотнесен с процессом расселения и формирования крестьянских общин в ВКЛ. Модель поселенческой структуры в Торопецком уезде, вероятно, соответствует типу поземельных отношений, характерному для сябренной общины, в которой крестьяне совместно владели землей, сельскохозяйственными и промысловыми угодьями. На сохранение такой формы поселенческой структуры оказывали влияние периферийное положение Торопца и одновременно сохранение им относительной самостоятельности. Обобщающие названия служили средством идентификации объекта налогообложения. После вхождения Торопца в состав Московского государства эта поселенческая модель постепенно размывается, прежде всего, на поместных землях. Общие названия сохраняются как географические ориентиры, тогда как внутри таких скоплений чаще встречаются индивидуальные названия поселений, увеличиваются показатели дворности.
Карякина Т.Д. - Христианские темы в западноевропейской фарфоровой пластике эпохи барокко c. 57-65

DOI:
10.7256/2454-0609.2018.6.28199

Аннотация: В статье рассматриваются произведения фарфоровой пластики, созданные на мануфактурах в Мейсене, Доччиа, Севре, Челси и Дерби. Авторами этих композиций были ведущие мастера XVIII века: Пермозер, Кендлер, Кирхнер, Сольдани, Виллемс. Их объединяет обращение к христианской тематике и иконографии, которое редко встречалось в светском декоративно-прикладном искусстве этой эпохи. При этом на примере произведений разных авторов и мануфактур можно проследить определенные общие закономерности, характерные для подобного жанра фарфоровой пластики. На основании сравнительного формально-стилистического анализа, автор статьи стремится выделить основные образные характеристики этих произведений, а также специфические черты и особенности, свойственные разным мануфактурам и мастерам. В результате формального анализа автор приходит к выводу, что во всех этих работах ярко проявились черты стиля барокко, выразившиеся в экспрессии и внешней экзальтации образа, стремлении мастеров максимально точно передать сложное эмоциональное состояние героев, метафоричность мышления, соединение мистического и реального.
Бровина А.А., Егорова С.Л. - Ученый в арктическом походе: впечатления Б.Л. Исаченко об экспедиции на ледоколе «Г. Седов» в 1930 году c. 59-72

DOI:
10.7256/2454-0609.2020.3.33005

Аннотация: Объектом исследования является историческая роль научного сообщества в познании и развитии северных территорий России. Предметом – информационный потенциал арктических дневников микробиолога Б.Л. Исаченко в контексте научного освоения арктических территорий в первой половине XX века. В статье авторы подробно анализируют арктический дневник Б.Л. Исаченко, написанный в 1930 г. в ходе экспедиции на ледоколе «Г. Седов» и возможности их научного использования. При этом авторы сочли необходимым не только оценить содержание названных дневниковых записей, но и соотнести их с историческим контекстом экспедиционной работы в Арктике конца XIX – первой трети ХХ в. Подобный анализ имеет несомненный интерес для историков науки, позволяет анализировать не только основные вехи жизненного и творческого пути ученого, но и его вклад в освоения Арктики. Методологическую основу исследования составляют взаимодополняющие принципы и подходы исторического познания: историзм и научная объективность. Использован системный подход, позволяющий представить арктический дневник ученого в контексте истории освоения Арктики, политических и научных задач страны в 1930-е гг. В статье анализируется полевой дневник ученого, поэтому ключевым стал информационный подход, в основе которого – понимание сущности документа через его информационную природу, определение его роли в социальном и личностном пространстве. Новизна исследования заключается в том, что в статье авторы вводят в научный оборот уникальный архивный документ, подробно анализируют и цитируют личный дневник Б.Л. Исаченко, написанный в 1930 г. в ходе арктической экспедиции на ледоколе «Г. Седов». Содержание и акценты документа оказались значительно шире научных задач, решаемых ученым во время экспедиции. Основные выводы проведенного исследования. В дневнике Б.Л. Исаченко четко прослеживаются две тематические линии: фиксирование внешних событий и описание идей и переживаний автора. Выявлено несколько направлений, по которым можно анализировать источник и использовать его информационные возможности (научная составляющая; детализация маршрута экспедиции и наблюдение за происходящим; описание бытового уклада экспедиции). Продемонстрирована возможность «пройти» арктическим маршрутом, используя записи дневника, проследить впечатления его участника, определить какие научные задачи ставил и решал ученый в данной обстановке.
Якупова Д.В., Якупов Р.А. - Советский Союз 1970-х–1980-х годов в зеркале зарубежного документального наследия c. 61-71

DOI:
10.7256/2454-0609.2020.6.34463

Аннотация: Предметом настоящей работы выступает содержание зарубежных электронных архивных документов американских ведомств, посвященных анализу состояния СССР. Цель статьи – проведение источниковедческого анализа зарубежного документального наследия США в рамках осмысления исторического опыта развития СССР в 1970-1989 гг. Объектом исследования выступают опубликованные материалы Центрального разведывательного управления и Исторического отдела Государственного департамента США, содержащие информацию об анализе развития СССР в 1970-1989 гг. Актуальность работы вызвана ростом публикаций зарубежных электронных архивных материалов в открытом доступе, что требует анализа их содержания, описания и установления информационного потенциала, а также проведения оценки содержащейся в них сведений для дальнейшего применения в исторических (гуманитарных) исследованиях по новейшей истории России. Новизна исследования определяется тем, что впервые на основе интерпретации зарубежных исторических источников описываются возможности и ограничения различных типов опубликованных разведывательных документов ЦРУ и Госдепартамента США, характеризующих развитие Советского Союза в различных сферах. Авторами на основе вводимых в научный оборот документов делаются выводы о перспективах использования наследия электронных архивов США в научных исследованиях, приводится оценка их степени полноты и достоверности. В статье ставится исследовательская проблема – как вводить данный документальный массив в научный оборот, и с каких позиций их использовать. Авторами отмечается, что данные материалы обладают ценными сведениями о проведении политики США в отношении СССР, аналитической осведомленности о социально-экономическом развитии Советского Союза периода 1970-1980-х гг. Установлено, что в настоящее время по целому ряду вопросов публикация зарубежных архивных документов зачастую носит тенденциозный характер.
Хлебников Д.В. - К вопросу иконографии русского ростового деисусного чина XV–XVI вв.: Об одной генеалогической классификации c. 64-99

DOI:
10.7256/2454-0609.2019.1.26621

Аннотация: В статье разбирается единственная на данный момент специальная работа, целиком посвящённая иконографии полнофигурного деисуса, и анализируются содержащиеся в ней положения. Основное внимание уделено тезису об образцах и их копировании иконописцами; выявленным редакциям изображений; степени их распространённости и взаимоотношениям редакций и входящих в них «списков». Анализируется генеалогическое исследование отдельных икон и иконографических типов, проведённое в рассматриваемой статье с заявленным применением методов текстологии. Рассмотрены выводы об иконах чина кремлёвского Благовещенского собора как «единственном архетипе» для русских деисусных икон, а также об упрощении этого «архетипа» последующими иконописцами, приводящем к появлению новых редакций. Новизна предлагаемого подхода заключается в коллации иконных изображений с использованием прорисей контуров их рисунка, позволяющих наглядно представить обсуждаемые изображения со всеми их деталями, а также сравнить значительное число икон единовременно. В результате проверки положений, содержащихся в рассматриваемой работе, проведённой с привлечением обширного дополнительного материала (всего учитывается более полутора сотен деисусных чинов и их фрагментов), сделаны следующие выводы. 1) Иконы Благовещенского собора не были источником иконографии русских деисусных икон; 2) в русских иконах нет упрощения рисунка сравнительно с иконами Благовещенского чина; 3) в них не наблюдается повсеместного и обязательного копирования; 4) в ряде случаев возможно использование нескольких образцов одновременно, что делает деисусные иконы практически закрытыми для генеалогического исследования; 5) число и разнообразие версий изображений, входящих в состав деисуса, значительно превосходит описанное в литературе.
Фролов А.А. - Сеньориальный доход с деревень по общей норме: две волости Смерды в новгородской Деревской пятине конца XV в. c. 73-82

DOI:
10.7256/2454-0609.2021.5.36894

Аннотация: В статье анализируются сведения древнейшей русской писцовой книги - Деревской пятины Новгородской земли, составленной в начале 1499 г. по материалам поземельного описания 1495/96-1496/97 гг. Объектом изучения являются сведения о сеньориальных доходах, которые взимались с двух волостей - Михайловской Смерды и Березайской Смерды. Выбор этих волостей для анализа связан с тем, что, во-первых, различные пласты сведений о них в писцовой книге могут быть достаточно определенно датированы и, во-вторых, доход всех деревень этих двух волостей рассчитан по единой норме. Предметом изучения являются соответствие описания доходности по деревням тем итогам, которые подсчитывались составителем рукописи, и связь размера платежа, который взимался с деревни, с хозяйственными показателями этого селения. Новизна исследования заключается в рассмотрении статистических данных с учетом разновременного характера различных пластов сведений писцовой книги конца XV в.: состав дворов и тяглоспособность деревень зафиксированы на момент писцового описания, а доход рассчитан несколько позднее. Это объясняет наблюдаемые в ряде случаев расхождения между ставкой платежа, примененной к деревне, и ее хозяйственными характеристиками. Особое внимание уделено автором проверке статистических сведений писцовой книги на ошибки различного рода - в частности, ошибки счета. Изложенные в статье наблюдения дают основания предполагать, что при определении ставки дохода с деревни критерием служила не абстрактная величина – оклад в "обжах" (применявшийся при налогообложении), а легко определимое без специальной квалификации наблюдателя число дворов. Проверка этого предположения возможна лишь при анализе по предложенной методике описания других земель по писцовым книгам рубежа XV-XVI вв.
Денислямова Э.М. - Документальные источники по истории интеграции крымско-татарских женщин в общественно-политическую и культурно-просветительскую жизнь Крыма 1920–1930-х гг. (по материалам Государственного архива Республики Крым) c. 74-81

DOI:
10.7256/2454-0609.2019.4.29619

Аннотация: Предметом данного исследования являются документальные источники, освещающие процесс включения крымско-татарских женщин в общественно-политическую и культурно-просветительскую жизнь Крымской АССР в 1920–1930-е гг., содержащиеся в Государственном архиве Республики Крым (ГАРК). Цель данной работы - дать обзор выявленных автором в ГАРК документальных и статистических источников, которые содержат в себе сведения по истории интеграции крымско-татарских женщин в общественно-политическую и культурно-просветительскую жизнь Крыма 1920–1930-х гг. Автором применяется анализ, описательный метод и синтез с целью дать характеристику данному кругу документальных источников. Проблема интеграции мусульманок Крыма в новое советское общество является малоизученной. Комплексных исследований, изучающих роль крымско-татарских женщин в общественно-политической и культурно-просветительской жизни полуострова нам не известно, поэтому так важен анализ документов, хранящихся в Государственном архиве Республики Крым. В ходе работы автору удалось выяснить, что данная тема достаточно широко представлена в неопубликованных документах, находящихся на хранении в данном архиве.
Клочкова М.Ю. - Церковные проповеди митр. Евгения (Болховитинова) как исторический источник c. 82-95

DOI:
10.7256/2454-0609.2019.4.30189

Аннотация: Объектом исследования является русское религиозное просветительство как умеренное направление широкого идейного течения Эпохи Просвещения. Предметом исследования стали церковные проповеди историка и библиографа, члена полутора десятков университетских и академических научных обществ митр. Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова) (1767–1837) как источник изучения его просветительских взглядов. Цель статьи состоит в выявлении наиболее существенных просветительских идей и концепций, получивших свою реализацию в церковных проповедях видного представителя ученого монашества конца XVIII–первой трети XIX в. Исследование построено на принципах историзма в их неоклассической трактовке. Автор применил метод источниковедческого анализа в сочетании с историко-биографическим методом, что позволило раскрыть идейный потенциал такого малоизученного исторического источника как церковная проповедь. Новизна исследования состоит в изучении всей совокупности церковных проповедей митр. Евгения (Болховитинова). Автором произведена классификация 174 проповедей по тематическому признаку; на основе архивных сведений, впервые вводимых в научный оборот, частично установлена их датировка. Ориентируясь на просвещенного слушателя, митр. Евгений обращался в своих проповедях к актуальным для своих современников событиям и идеям. Выявлены наиболее характерные приемы интерпретации митр. Евгением таких просветительских понятий как рационализм, деизм, естественная религия, теория общественного договора, общественное благо, равенство. Автор пришел к выводу, что митр. Евгений (Болховитинов) как деятель русского религиозного просветительства своими церковными проповедями способствовал распространению идей и культурных моделей Просвещения в наиболее приемлемой для его слушателей нравственной трактовке.
Савенко Е.Н. - Комплексы семейной переписки фронтовиков Великой Отечественной войны в архивохранилищах Сибири: источниковедческая ценность, перспективы использования. c. 110-119

DOI:
10.7256/2454-0609.2023.3.40664

EDN: GNYTZQ

Аннотация: Объектом исследования является личная переписка сибиряков, участвовавших в Великой Отечественной войне. Цель работы – охарактеризовать региональные архивные и музейные коллекции эпистолярных эго-документов военного периода и оценить их информационный потенциал. В процессе исследования применялись следующие общенаучные методы: анализ и синтез, логический метод, описательный метод, метод классификации. Использованы также специальные методы исследования: источниковедческий, текстологический, проблемно-хронологический, контент-анализ. Фронтовые письма классифицируются как исторический источник. Посредством текстологического анализа эпистолярных документов 1941-1945 гг. определена информационная составляющая писем воинов-сибиряков. Проблемно-хронологический метод позволил выявить специфику писем в зависимости от времени их написания. Проанализирован массив ранее не изученных и не введенных в научный оборот эпистолярных источников периода Великой Отечественной войны, состоящий из 400 фронтовых писем сибирских воинов. В результате анализа фронтовой корреспонденции выявлена ценная информация о различных аспектах военной повседневности: об условиях жизни в тылу, о фронтовом быте, о боевом пути сибирских воинских подразделений. Зафиксированы и рассмотрены признаки ментальной трансформации воинов-сибиряков в военных условиях: изменение восприятия противника, переосмысление довоенного образа жизни, усиление осознания ценности семьи, формирование элементов религиозного сознания. Сделаны выводы о значительной информационной ценности эпистолярного наследия для всестороннего осмысления событий Великой Отечественной войны, о необходимости активизации работы по введению эго-документов в научный оборот.
Демирова Н.И. - Проект Русского историко-культурного справочного института П.К. Симони: научная информационная сеть в докомпьютерный век c. 112-124

DOI:
10.7256/2454-0609.2021.1.34971

Аннотация: Предметом изучения статьи является проект создания «Русского историко-культурного справочного института», предложенный филологом и историком русской книжности П.К. Симони на рассмотрение Ученого совета Российского исторического музея в мае 1917 г. Октябрьская революция стала толчком для серьезных перемен в инфраструктуре исторической науки. В последующие годы реорганизовывались, закрывались и открывались десятки учреждений науки и культуры. Проект П.К. Симони был одним из многих предложений в этой череде преобразований. Его отличительной особенностью является то, что он был разработан практикующим ученым-гуманитарием, не по наслышке знавшим обо всех трудностях исследовательской работы, с которыми сталкивались его коллеги. Этот факт делает данный документ ценным историческим источником по истории российских гуманитарных наук в конце XIX - начале ХХ века.    Проект П.К. Симони и ранее упоминался в специальной литературе, однако до сих пор отсутствовал его разбор. Проведенный в статье анализ текста проекта позволил обозначить сложности в ведении научной работы, с которыми сталкивались ученые-гуманитарии конца XIX – начала XX вв. и возможности нового учреждения для их решения. Кроме того, удалось установить наличие более ранних схожих по своей сути проектов, которыми вдохновлялся в своей работе П.К. Симони, выявить конкретные сходства и различия предложенных решений. Был сделан вывод о существовании в российской научной среде потребности в учреждении, решающем задачи информационного обеспечения гуманитарных наук, начиная с 1820-х гг. Данная потребность формулировалась постепенно, уточнялась и видоизменялась, во многом она остается не вполне удовлетворенной и в настоящее время.
Владимиров В.Н., Егорова Е.Д., Щетинина А.С. - Об информационном потенциале источников для изучения доходов и имущественного неравенства населения юга Западной Сибири второй половины XIX – начала XX вв. c. 134-143

DOI:
10.7256/2454-0609.2019.6.31223

Аннотация: В статье рассматривается информационный потенциал источников, выявленных в Государственном архиве Алтайского края, для изучения доходов и имущественного неравенства населения юга Западной Сибири. Хронологические рамки статьи охватывают вторую половину XIX – начало XX вв. Отмечается высокая и постоянно растущая актуальность тематики, связанной с изучением имущественного неравенства и дифференциации населения по доходам, в том числе в историческом аспекте. При этом важное значение приобретает и исследование региональных аспектов проблемы, особенно в такой территориально огромной стране, как Россия. Методологически статья ориентирована на архивный поиск и архивную эвристику. Достаточно небольшое количество работ, в которых ставились и решались вопросы имущественного неравенства населения Сибири, определяет одной из главных задач исследования формирование источниковой базы. В статье описываются и оцениваются с точки зрения информационного потенциала для изучения доходов и имущественного неравенства населения рассматриваемой территории в обозначенный хронологический период источники, хранящиеся в Государственном архиве Алтайского края. Делается общий вывод о том, что, несмотря на трудности с нахождением больших массивов данных, информационный потенциал источников позволяет ставить и решать вопросы, связанные с доходами и имущественным неравенством.
Беклемишева М.М. - Обзор личного фонда А. А. и М. Н. Башмаковых в Бахметьевском архиве Колумбийского университета (Нью-Йорк, США) c. 153-165

DOI:
10.7256/2454-0609.2023.6.69335

EDN: GONHJO

Аннотация: Предметом исследования является архивный фонд А. А. и М. Н. Башмаковых в известном архиве русской эмиграции - Бахметьевском архиве в США. Большая часть документов фонда представляет собой переписку, рукописи сочинений, лекции, копии публикаций А. А. и М. Н. Башмаковых за годы эмиграции в Париже (1924-1958 гг.). После смерти вдовы А. А. Башмакова документы были переданы в архив о. Александром Чеканом, священником собора Александра Невского в Париже. Цель статьи - познакомить российских исследователей с содержанием этого фонда, представляющего значительный интерес для специалистов по истории эмиграции, зарубежной архивной Россике, истории Гражданской войны, истории этнографии. В статье представлены документы, повествующие о различных аспектах жизни Башмаковых - их семейных связях, круге общения, научной и общественной деятельности, публикациях и неопубликованных мемуарах. В статье использованы как общенаучные, так и специально-исторические методы исследования: историко-описательный, проблемно-хронологический методы исследования. Автором статьи был просмотрен обширнейший материал не введенных в научный оборот архивных документов, дан его обзор, отмечен ряд примечательных документов, дающих новые сведения о деятельности А. А. Башмакова и его супруги в дореволюционной России и в эмиграции, их общественно-политических воззрениях. При наличии нескольких статей об А. А. Башмакове в историографии вне поля зрения остались ценные архивные материалы, в том числе документы его личного фонда в Бахметьевском архиве. Материалы этого фонда, труднодоступного для российских исследователей, не использовались прежде в научных трудах. Помимо вопросов, связанных с контактами А. А. Башмакова с другими деятелями эмиграции, в статье впервые подробно изучается происхождение и содержание мемуаров его жены М. Н. Башмаковой и дочери Н. А. Башмаковой.
Богданов А.П. - Авторские редакции «Прений с греками о вере»

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.3.19261

Аннотация: Статья сообщает новые факты об истории создания Арсением Сухановым выдающегося публицистического произведения, «Прений с греками о вере». Предметом исследования являются найденный в РГАДА автограф Суханова и известный авторизованный список Посольского приказа в сравнении с последующей рукописной традицией. Показано, как летом и осенью 1650 г. возникли три первые редакции памятника, из которых последнюю Суханов в декабре сам пустил в оборот. Раскрыты обстоятельства, в которых автор, начав с расследования дела об оскорблении государевой чести, вынужден был последовательно отражать в тексте аргументы полемики с греками, сложившиеся в систему обоснования первенства Русской церкви и царства в православном мире. Обоснован вывод, что значение «Прений» выходило за рамки предстоящего вскоре Раскола Церкви. Судьба автора и его идей, оказавших глубокое влияние на формирование идеологии XVII в., подтверждает этот вывод.
Богданов А.П. - Авторские редакции «Прений с греками о вере» c. 261-269

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.3.67987

Аннотация: Статья сообщает новые факты об истории создания Арсением Сухановым выдающегося публицистического произведения, «Прений с греками о вере». Предметом исследования являются найденный в РГАДА автограф Суханова и известный авторизованный список Посольского приказа в сравнении с последующей рукописной традицией. Показано, как летом и осенью 1650 г. возникли три первые редакции памятника, из которых последнюю Суханов в декабре сам пустил в оборот. Раскрыты обстоятельства, в которых автор, начав с расследования дела об оскорблении государевой чести, вынужден был последовательно отражать в тексте аргументы полемики с греками, сложившиеся в систему обоснования первенства Русской церкви и царства в православном мире. Обоснован вывод, что значение «Прений» выходило за рамки предстоящего вскоре Раскола Церкви. Судьба автора и его идей, оказавших глубокое влияние на формирование идеологии XVII в., подтверждает этот вывод.
Плютто П.А. - Из истории архивного и книжного наследия князей Юсуповых: по документам Архива Румянцевского музея 1919–1920 гг.

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.4.16523

Аннотация: В статье рассматривается история передачи архива княгини З. Н. Юсуповой, а также наиболее ценной части юсуповских книжных богатств, хранившихся в усадьбе «Архангельское», в Румянцевский музей в 1919–1920 гг. Исследование, написанное по документам Архива Румянцевского музея (ныне – Архив РГБ), дает представление о круге уникальных специалистов-библиографов, работавших в первые пореволюционные годы в Румянцевском музее на ниве спасения отечественных архивов и библиотек. Скрупулезное изучение истории сохранения интеллектуального наследия князей Юсуповых подводит к необходимости вспомнить незаслуженно забытых работников российского книжного дела: В. Д. Голицына, В. О. Нилендера, А. С. Петровского и др. Исследование основано на методическом сравнительном анализе неопубликованных архивных документов. Результаты данного анализа уточняются и дополняются фактами, почерпнутыми из опубликованных источников. К научной новизне работы относится публикация новых сведений о людях, собиравших и хранивших архивные и книжные богатства России в трудные для страны пореволюционные годы. Сравнительный анализ всех привлеченных источников дает возможность лучше понять как сам пореволюционный «дух времени», так и генезис социокультурного феномена «маленького человека» советской эпохи, в которого трансформировался дореволюционный российский интеллигент.
Плютто П.А. - Из истории архивного и книжного наследия князей Юсуповых: по документам Архива Румянцевского музея 1919–1920 гг. c. 409-426

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.4.67315

Аннотация: В статье рассматривается история передачи архива княгини З. Н. Юсуповой, а также наиболее ценной части юсуповских книжных богатств, хранившихся в усадьбе «Архангельское», в Румянцевский музей в 1919–1920 гг. Исследование, написанное по документам Архива Румянцевского музея (ныне – Архив РГБ), дает представление о круге уникальных специалистов-библиографов, работавших в первые пореволюционные годы в Румянцевском музее на ниве спасения отечественных архивов и библиотек. Скрупулезное изучение истории сохранения интеллектуального наследия князей Юсуповых подводит к необходимости вспомнить незаслуженно забытых работников российского книжного дела: В. Д. Голицына, В. О. Нилендера, А. С. Петровского и др. Исследование основано на методическом сравнительном анализе неопубликованных архивных документов. Результаты данного анализа уточняются и дополняются фактами, почерпнутыми из опубликованных источников. К научной новизне работы относится публикация новых сведений о людях, собиравших и хранивших архивные и книжные богатства России в трудные для страны пореволюционные годы. Сравнительный анализ всех привлеченных источников дает возможность лучше понять как сам пореволюционный «дух времени», так и генезис социокультурного феномена «маленького человека» советской эпохи, в которого трансформировался дореволюционный российский интеллигент.
Волкофф А. - Некоторые особенности нарративных источников по истории Никейской империи (1204–1261)

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.6.17448

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению греческих нарративных источников, созданных в Никейской империи (1204–1261) и о ней. Основными авторами исторических текстов этого периода были Никита Хониат и Георний Акрополит, а также Михаил Хониат и Николай Месарит. В статье излагаются их биографии и отмечается значение этих писателей для формирования представлений об истории Никейской империи. Жизни этих авторов были тесно связаны с событиями Четвертого крестового похода и взятием крестоносцами Константинополя в 1204 г., а их работы освещают последующие события византийской истории в Никее и на подчинявшихся этому городу территориях. Главная особенность сочинений данных авторов заключается в том, что в них полностью отсутствует представление о переломе в жизни византийского государства и общества после разорения его исторической столицы. Указанные писатели напротив подчеркивают историческую преемственность государственности Никейской империи и ее идеологии с государственностью и идеологией Византии. Автор рассматривает сочинения этих писателей в общем контексте их биографий и социально-политической обстановки той эпохи. Также проанализированы основные характерные особенности данных источников. В статье прослеживается, как в рассматриваемых источниках отразились личностные особенности их создателей.
Волкофф А. - Некоторые особенности нарративных источников по истории Никейской империи (1204–1261) c. 671-677

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.6.67468

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению греческих нарративных источников, созданных в Никейской империи (1204–1261) и о ней. Основными авторами исторических текстов этого периода были Никита Хониат и Георний Акрополит, а также Михаил Хониат и Николай Месарит. В статье излагаются их биографии и отмечается значение этих писателей для формирования представлений об истории Никейской империи. Жизни этих авторов были тесно связаны с событиями Четвертого крестового похода и взятием крестоносцами Константинополя в 1204 г., а их работы освещают последующие события византийской истории в Никее и на подчинявшихся этому городу территориях. Главная особенность сочинений данных авторов заключается в том, что в них полностью отсутствует представление о переломе в жизни византийского государства и общества после разорения его исторической столицы. Указанные писатели напротив подчеркивают историческую преемственность государственности Никейской империи и ее идеологии с государственностью и идеологией Византии. Автор рассматривает сочинения этих писателей в общем контексте их биографий и социально-политической обстановки той эпохи. Также проанализированы основные характерные особенности данных источников. В статье прослеживается, как в рассматриваемых источниках отразились личностные особенности их создателей.
Рыбина Е.А. - Об одной находке оправы стеклянного зеркала

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.6.19176

Аннотация: В течение последних десятилетий в ряде древнерусских городов были найдены металлические и деревянные оправы стеклянных зеркал (более 340 экз.), изображения которых были опубликованы в 2013 г. в отдельном издании. В 2015 г. в Кировской области в 20 км от города Слободского во время пахоты была обнаружена металлическая оправа с изображением всадника на внешней стороне и растительным бордюром вокруг него. Эта композиция полностью совпадает с композицией одной из оправ, изображение которой было опубликовано. Оправа была передана автору статьи местным краеведом О. Л. Титовым. Конструктивные особенности и характер изображения были изучены визуально, а состав металла определен на приборе ArtTAX (Röntgenanalysen-Technik). Оказалось, что кировская оправа, несмотря на идентичность изображения, по конструкции и составу металла непохожа на все остальные металлические оправы. В отличие от них она сделана из свинца и имеет погрешности в устройстве. Эта оправа, найденная далеко от ареала подобных оправ, ставит немало вопросов о месте и способе ее изготовления, а также о путях проникновения в Вятскую землю.
Рыбина Е.А. - Об одной находке оправы стеклянного зеркала c. 690-694

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.6.68403

Аннотация: В течение последних десятилетий в ряде древнерусских городов были найдены металлические и деревянные оправы стеклянных зеркал (более 340 экз.), изображения которых были опубликованы в 2013 г. в отдельном издании. В 2015 г. в Кировской области в 20 км от города Слободского во время пахоты была обнаружена металлическая оправа с изображением всадника на внешней стороне и растительным бордюром вокруг него. Эта композиция полностью совпадает с композицией одной из оправ, изображение которой было опубликовано. Оправа была передана автору статьи местным краеведом О. Л. Титовым. Конструктивные особенности и характер изображения были изучены визуально, а состав металла определен на приборе ArtTAX (Röntgenanalysen-Technik). Оказалось, что кировская оправа, несмотря на идентичность изображения, по конструкции и составу металла непохожа на все остальные металлические оправы. В отличие от них она сделана из свинца и имеет погрешности в устройстве. Эта оправа, найденная далеко от ареала подобных оправ, ставит немало вопросов о месте и способе ее изготовления, а также о путях проникновения в Вятскую землю.
Шарганова О.Л., Курмановский В.С. - О технологии изготовления ранней круговой керамики Смоленска

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.6.19194

Аннотация: Керамика конца Х – первой половины XII вв. Смоленска имеет черты, сближающие ее как с раннекруговой керамикой Гнёздова, так и с более поздней древнерусской. Для технологического изучения была предоставлена небольшая серия сосудов этого времени из раскопок на территории Смоленска в 2013 г. В литературе имеется общая характеристика такой керамики, основанная прежде всего на анализе ее форм. Специальное исследование помогло уточнить некоторые детали технологии ее производства. Технологическое изучение керамики проводилось по методике А. А. Бобринского в рамках историко-культурного подхода. Изучалась подготовительная стадия гончарного производства, включающая отбор и подготовку исходного сырья и составление формовочных масс. Выяснилось, что преобладающей была традиция использования неожелезненных слабозапесоченных глин и составления формовочных масс по рецепту: глина + дресва + органичерский раствор. Зафиксирована также более редкая традиция составления формовочных масс по рецепту: глина + песок + органический раствор. Сопоставление полученных данных с материалами Гнёздова X – начала XI вв. показало, что в Гнёздове и Смоленске на определенном этапе их истории существовали группы населения, владевшие сходными гончарными традициями. Анализ керамики Гнёздова XII – начала XIII вв. выявил распространение новых традиций, прежде всего традиций составления формовочных масс по рецепту: глина + песок + органический раствор.
Шарганова О.Л., Курмановский В.С. - О технологии изготовления ранней круговой керамики Смоленска c. 695-702

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.6.68404

Аннотация: Керамика конца Х – первой половины XII вв. Смоленска имеет черты, сближающие ее как с раннекруговой керамикой Гнёздова, так и с более поздней древнерусской. Для технологического изучения была предоставлена небольшая серия сосудов этого времени из раскопок на территории Смоленска в 2013 г. В литературе имеется общая характеристика такой керамики, основанная прежде всего на анализе ее форм. Специальное исследование помогло уточнить некоторые детали технологии ее производства. Технологическое изучение керамики проводилось по методике А. А. Бобринского в рамках историко-культурного подхода. Изучалась подготовительная стадия гончарного производства, включающая отбор и подготовку исходного сырья и составление формовочных масс. Выяснилось, что преобладающей была традиция использования неожелезненных слабозапесоченных глин и составления формовочных масс по рецепту: глина + дресва + органичерский раствор. Зафиксирована также более редкая традиция составления формовочных масс по рецепту: глина + песок + органический раствор. Сопоставление полученных данных с материалами Гнёздова X – начала XI вв. показало, что в Гнёздове и Смоленске на определенном этапе их истории существовали группы населения, владевшие сходными гончарными традициями. Анализ керамики Гнёздова XII – начала XIII вв. выявил распространение новых традиций, прежде всего традиций составления формовочных масс по рецепту: глина + песок + органический раствор.
Попова Е.А. - Антропоморфная статуэтка из кургана эпохи бронзы некрополя у поселка Заозерное в Северо-Западном Крыму

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.6.19202

Аннотация: В некрополе у поселка Заозерное на окраине г. Евпатории в Северо-Западном Крыму, в кургане эпохи бронзы была найдена антропоморфная статуэтка. Курган был ограблен еще в древности, поэтому статуэтка находилась не в погребении, а на материке – между двумя погребениями эпохи бронзы. Она представляет собой весьма схематичное изображение женской фигуры. Антропоморфная пластика характерна для многих культур эпохи бронзы, и в том числе для трипольской культуры. Набор подобных статуэток находился в погребении 26 кургана 6 у села Зеленый Гай на реке Ингулец. Зеленогайский комплекс датируется временем позднего Триполья, и тип статуэток имеет много общего с трипольской антропоморфной пластикой. Заозерненская статуэтка практически аналогична статуэткам Зеленогайского комплекса, и поэтому ее можно считать относящейся к трипольской культуре, к ее финальному этапу. Находка статуэтки в кургане некрополя у поселка Заозерный говорит, по-видимому, о связи населения степного Крыма с культурами круга Триполья.
Попова Е.А. - Антропоморфная статуэтка из кургана эпохи бронзы некрополя у поселка Заозерное в Северо-Западном Крыму c. 703-709

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.6.68405

Аннотация: В некрополе у поселка Заозерное на окраине г. Евпатории в Северо-Западном Крыму, в кургане эпохи бронзы была найдена антропоморфная статуэтка. Курган был ограблен еще в древности, поэтому статуэтка находилась не в погребении, а на материке – между двумя погребениями эпохи бронзы. Она представляет собой весьма схематичное изображение женской фигуры. Антропоморфная пластика характерна для многих культур эпохи бронзы, и в том числе для трипольской культуры. Набор подобных статуэток находился в погребении 26 кургана 6 у села Зеленый Гай на реке Ингулец. Зеленогайский комплекс датируется временем позднего Триполья, и тип статуэток имеет много общего с трипольской антропоморфной пластикой. Заозерненская статуэтка практически аналогична статуэткам Зеленогайского комплекса, и поэтому ее можно считать относящейся к трипольской культуре, к ее финальному этапу. Находка статуэтки в кургане некрополя у поселка Заозерный говорит, по-видимому, о связи населения степного Крыма с культурами круга Триполья.
Сингх В.К. - Металлообрабатывающий инструментарий древнего Новгорода

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.6.20986

Аннотация: Одной из важнейших проблем истории древнерусского города, является вопрос о городском ремесле. Оно составляло основу экономической жизни города, являлось важнейшей определяющей чертой, отличающий средневековый город от других видов поселений. За многолетний период изучения Великого Новгорода и благодаря крупномасштабным археологическим раскопкам, была собрана уникальная коллекция средневековых древностей. В ней, отдельное место занимает группа железных инструментов для производственной деятельности, в том числе для металлообработки, являясь уникальным источником для изучения средневекового кузнечного ремесла. Классификация и датировка инструментария проведена на основе уже существующих типологий, разработанных Б. А. Колчиным и Н. В. Рындиной, а также с привлечением данных стратиграфии средневековых культурных напластований и метода дендрохронологии. Кроме того, для атрибуции многих инструментов были привлечены средневековые книжные миниатюры, этнографические материалы, современные руководства по кузнечному ремеслу и своды инструментов. В результате проведённого анализа был выявлен 221 предмет, относящийся к категории металлообрабатывающего инструментария. В свою очередь они были разделены на десять функциональных групп: опорные, ударные, рубящие, режущие, подкладные, захватывающие, зажимные, для нанесения декора, формующие и вспомогательные. Были прослежены хронологические периоды бытования той или иной группы инструментов. Благодаря этим находкам, мы особенно хорошо представляем устройство и оснащение производственных мастерских на различных этапах развития города.
Сингх В.К. - Металлообрабатывающий инструментарий древнего Новгорода c. 710-723

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.6.68406

Аннотация: Одной из важнейших проблем истории древнерусского города, является вопрос о городском ремесле. Оно составляло основу экономической жизни города, являлось важнейшей определяющей чертой, отличающий средневековый город от других видов поселений. За многолетний период изучения Великого Новгорода и благодаря крупномасштабным археологическим раскопкам, была собрана уникальная коллекция средневековых древностей. В ней, отдельное место занимает группа железных инструментов для производственной деятельности, в том числе для металлообработки, являясь уникальным источником для изучения средневекового кузнечного ремесла. Классификация и датировка инструментария проведена на основе уже существующих типологий, разработанных Б. А. Колчиным и Н. В. Рындиной, а также с привлечением данных стратиграфии средневековых культурных напластований и метода дендрохронологии. Кроме того, для атрибуции многих инструментов были привлечены средневековые книжные миниатюры, этнографические материалы, современные руководства по кузнечному ремеслу и своды инструментов. В результате проведённого анализа был выявлен 221 предмет, относящийся к категории металлообрабатывающего инструментария. В свою очередь они были разделены на десять функциональных групп: опорные, ударные, рубящие, режущие, подкладные, захватывающие, зажимные, для нанесения декора, формующие и вспомогательные. Были прослежены хронологические периоды бытования той или иной группы инструментов. Благодаря этим находкам, мы особенно хорошо представляем устройство и оснащение производственных мастерских на различных этапах развития города.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.