Исторический журнал: научные исследования - рубрика Колонка главного редактора
по
Исторический журнал: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Исторический журнал: научные исследования" > Рубрика "Колонка главного редактора"
Колонка главного редактора
Карпов С.П. - Размышления о юбилейных датах исторического образования

DOI:
10.7256/2454-0609.2014.1.12225

Аннотация: В статье, представляющей собой публикацию доклада в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова на состоявшемся 15 мая 2014 г. торжественном заседании, посвященном 80-летию восстановления исторического образования в России и юбилею исторического факультета МГУ, показаны основные периоды развития истории как науки и учебной дисциплины в Московском университете от его основания и до наших дней, раскрыта роль постановления 1934 г. «О преподавании гражданской истории в школах СССР», подробно охарактеризован современный этап деятельности исторического факультета МГУ. Переход на новую структуру образования поставил перед историками МГУ задачу разработки новых стандартов обучения, написания новых учебников, в том числе — единого школьного учебника истории, создания образовательных интернет-ресурсов, смены самой парадигмы обучения — широкое внедрение интерактивного общения преподавателя и студента. Названы исследовательские приоритеты исторического факультета, новые направления научной деятельности университетских ученых-историков и те их достижения, в основе которых — фундаментальность и неконъюнктурность, творческий подход и сохранение лучших традиций университетской научной школы. Одна из главных целей — это создание прорывных исследований, переход от индивидуальных усилий к экспертным центрам, от коллективного обобщения — к коллективным исследованиям.
Карпов С.П. - Размышления о юбилейных датах исторического образования c. 7-13

DOI:
10.7256/2454-0609.2014.1.65012

Аннотация: В статье, представляющей собой публикацию доклада в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова на состоявшемся 15 мая 2014 г. торжественном заседании, посвященном 80-летию восстановления исторического образования в России и юбилею исторического факультета МГУ, показаны основные периоды развития истории как науки и учебной дисциплины в Московском университете от его основания и до наших дней, раскрыта роль постановления 1934 г. «О преподавании гражданской истории в школах СССР», подробно охарактеризован современный этап деятельности исторического факультета МГУ. Переход на новую структуру образования поставил перед историками МГУ задачу разработки новых стандартов обучения, написания новых учебников, в том числе — единого школьного учебника истории, создания образовательных интернет-ресурсов, смены самой парадигмы обучения — широкое внедрение интерактивного общения преподавателя и студента. Названы исследовательские приоритеты исторического факультета, новые направления научной деятельности университетских ученых-историков и те их достижения, в основе которых — фундаментальность и неконъюнктурность, творческий подход и сохранение лучших традиций университетской научной школы. Одна из главных целей — это создание прорывных исследований, переход от индивидуальных усилий к экспертным центрам, от коллективного обобщения — к коллективным исследованиям.
Ватлин А.Ю. - Веймарская республика: история неудавшейся демократии

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.3.16536

Аннотация: Во вводной статье представлены итоги работы конференции, состоявшейся в Волгограде в 2014 г., которые нашли свое выражение в материалах журнала. Речь идет как о достижениях современной германистики в России и немецких ученых, так и о проблемах, остающихся дискуссионными. Демократический потенциал Германской революции 1918–1919 гг. был реализован только на уровне деклараций и правовых документов, он не стал руководящей линией поведения ни для активной части населения, ни для государственных структур. Статьи обосновывают данный вывод на примере идейного климата Веймарской республики, поведения военной и политической элиты, дипломатического корпуса. В них представлен практически весь спектр тем и мнений, которые характеризуют современное состояние историографии Веймарской Германии. Автор отмечает тематическую преемственность и генетическую неразрывность российской и советской науки в изучении первых лет веймарской истории и в то же время фокусирует свое внимание на новейших трендах современного взгляда на Германию после завершения Первой мировой войны. Некоторые проблемы, активно изучавшиеся ранее, и прежде всего социально-экономические преобразования на этапе становления Веймарской республики, ныне отошли на второй план и не пользуются спросом у молодого поколения историков.
Ватлин А.Ю. - Веймарская республика: история неудавшейся демократии c. 267-270

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.3.67009

Аннотация: Во вводной статье представлены итоги работы конференции, состоявшейся в Волгограде в 2014 г., которые нашли свое выражение в материалах журнала. Речь идет как о достижениях современной германистики в России и немецких ученых, так и о проблемах, остающихся дискуссионными. Демократический потенциал Германской революции 1918–1919 гг. был реализован только на уровне деклараций и правовых документов, он не стал руководящей линией поведения ни для активной части населения, ни для государственных структур. Статьи обосновывают данный вывод на примере идейного климата Веймарской республики, поведения военной и политической элиты, дипломатического корпуса. В них представлен практически весь спектр тем и мнений, которые характеризуют современное состояние историографии Веймарской Германии. Автор отмечает тематическую преемственность и генетическую неразрывность российской и советской науки в изучении первых лет веймарской истории и в то же время фокусирует свое внимание на новейших трендах современного взгляда на Германию после завершения Первой мировой войны. Некоторые проблемы, активно изучавшиеся ранее, и прежде всего социально-экономические преобразования на этапе становления Веймарской республики, ныне отошли на второй план и не пользуются спросом у молодого поколения историков.
Карпов С.П. - Российская академия наук и проекты ее реформирования

DOI:
10.7256/2454-0609.2013.4.9242

Аннотация: в статье рассматриваются этапы развития Российской академии наук и реформы в ней. Делается вывод, что траекторией реформирования Академии наук с 1747 до 1991 г. было укрепление внутренней автономии и потенциала АН ради создания условий для оптимального проведения исследований и обеспечения стратегических интересов страны. Рассматриваются новейшие достижения РАН и критерии эффективности научной работы, в частности — мировые индексы цитирования. Анализируется концепция реформ и представленный в 2013 г. в Думу проект федерального закона (ПФЗ) о реформировании РАН с точки зрения истории Академии, ее традиций и стоящих перед ней задач. Делаются предложения по коррекции ряда положений ПФЗ с учетом тенденций развития науки и общественно-политической ситуации, а также при соблюдении этических и правовых норм гражданского общества. //// //// //// ////// ///// // //// /// ///
С.П. Карпов - Российская академия наук и проекты ее реформирования c. 367-373

DOI:
10.7256/2454-0609.2013.4.62999

Аннотация: в статье рассматриваются этапы развития Российской академии наук и реформы в ней. Делается вывод, что траекторией реформирования Академии наук с 1747 до 1991 г. было укрепление внутренней автономии и потенциала АН ради создания условий для оптимального проведения исследований и обеспечения стратегических интересов страны. Рассматриваются новейшие достижения РАН и критерии эффективности научной работы, в частности — мировые индексы цитирования. Анализируется концепция реформ и представленный в 2013 г. в Думу проект федерального закона (ПФЗ) о реформировании РАН с точки зрения истории Академии, ее традиций и стоящих перед ней задач. Делаются предложения по коррекции ряда положений ПФЗ с учетом тенденций развития науки и общественно-политической ситуации, а также при соблюдении этических и правовых норм гражданского общества.
Андреев Д.А., Канторович А.Р. - К юбилею профессора кафедры археологии исторического факультета МГУ Наталии Вадимовны Рындиной

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.6.21344

Аннотация: В юбилейной заметке кратко характеризуются основные научные и педагогические достижения выдающегося российского ученого, профессора кафедры археологии исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Наталии Вадимовны Рындиной. Н. В. Рындина – выпускница кафедры археологии исторического факультета Московского университета 1958 г. – прошла трудовой путь от лаборанта до профессора, защитила кандидатскую (1967) и докторскую (1994) диссертации. Н. В. Рындина разрабатывала тематику металлургии и ювелирного дела средневекового Великого Новгорода. В настоящее время Н. В. Рындина исследует культуры и сообщества эпохи бронзы Балкан, Придунавья, Ближнего Востока, Кавказа и иных регионов, занимается общими проблемами истории древней металлургии, руководит лабораторией металлографии на кафедре археологии. Н. В. Рындина создала уникальный банк эталонов микроструктур цветных металлов. Н. В. Рындина – автор около 150 научных и учебно-методических работ, руководитель Трипольской экспедиции (1977–1986 гг.), научный руководитель 35 дипломников, 11 кандидатов и 2 докторов наук. Н. В. Рындина удостоена почетного звания «Заслуженный профессор Московского университета» (2015).
Андреев Д.А., Канторович А.Р. - К юбилею профессора кафедры археологии исторического факультета МГУ Наталии Вадимовны Рындиной c. 681-689

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.6.68402

Аннотация: В юбилейной заметке кратко характеризуются основные научные и педагогические достижения выдающегося российского ученого, профессора кафедры археологии исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Наталии Вадимовны Рындиной. Н. В. Рындина – выпускница кафедры археологии исторического факультета Московского университета 1958 г. – прошла трудовой путь от лаборанта до профессора, защитила кандидатскую (1967) и докторскую (1994) диссертации. Н. В. Рындина разрабатывала тематику металлургии и ювелирного дела средневекового Великого Новгорода. В настоящее время Н. В. Рындина исследует культуры и сообщества эпохи бронзы Балкан, Придунавья, Ближнего Востока, Кавказа и иных регионов, занимается общими проблемами истории древней металлургии, руководит лабораторией металлографии на кафедре археологии. Н. В. Рындина создала уникальный банк эталонов микроструктур цветных металлов. Н. В. Рындина – автор около 150 научных и учебно-методических работ, руководитель Трипольской экспедиции (1977–1986 гг.), научный руководитель 35 дипломников, 11 кандидатов и 2 докторов наук. Н. В. Рындина удостоена почетного звания «Заслуженный профессор Московского университета» (2015).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.