Филология: научные исследования - рубрика КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Филология: научные исследования" > Рубрика "КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА"
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Прекрасное как категория искусства
Аннотация: Среди различных слов, выражающих представление о прекрасном и его разновидностях, таких, как изящество, утонченность, прелесть, шарм, грациозность, великолепие, блеск, понятие красоты занимает особое место. Оно выражает наиболее общее их свойство, которое находит свое выражение во внешней форме, внешней организации вещи, действия события.
Гуревич П.С. - «Здоровый человек как муляж»
Аннотация: Сознание «нормального человека», согласно психиатрической экспертизе, свободно от иллюзий и галлюцинаций. Только при этих условиях человек обращает мало внимания на внутренние жизненные процессы, его внешние впечатления всегда отчетливы, его сознание наполнено картиной внешнего мира, а не деятельностью собственного организма.
Гуревич П.С. - «Бред полноценней смысла»

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.1.8685

Аннотация: Мировоззренческая потребность изначально присуща человеку. Она сохраняет свою силу и при распаде сознания. Однако «схождение с ума» становится притягательным и начинают играть с рассудком, не боясь его потревожить. Исследователи открывают неизведанные ярусы сознания и приступают к их освоению. Оказывается, многие метафизические темы непосредственно подводят к краю сознания.
П.С. Гуревич - Великое русское слово c. 0-0
Аннотация: In his introductory article opening the fi rst issue of the ‘Philology. Researches’ journal the author views the content and the process of formation of philology as a science. It is underlined that the journal is aimed at saving the ‘great culture of the great peoples’ and the ‘great Russian word’ in particular.
Гуревич П.С. - Поэт о культуре

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.2.8846

Аннотация: За последнее время в отечественной литературе культура стала прежде всего объектом исторического и социологического исследования. Описаны различные события и артефакты мировой культурной практики. Выявлены многообразные социальные обнаружения феноменов культуры. Однако философский ракурс проблемы остается малоисследованным. Между тем многие метафизические вопросы культуры поставлены именно современной философией. Более того, сформировалась культурфилософия или философия куль туры, направленная на философское постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена. Автор статьи обращается к творчеству известного поэта Т. Элиота, анализируя его культурфилософские размышления. Элиот считал, что американская культура не имеет глубоких духовных корней. Именно поэтому в ней царит дух прагматизма, утилитарной полезности. Не случайно поэт называл Америку «вульгарной». Связывая американскую культуру с «варварством», поэт условно конструировал этот феномен как отказ от духовности, от живой традиции. Поэт с пиететом относился к традиции, полагая, что именно в ней содержатся накопленный социальный опыт и живые корни. Таким образом, можно считать, что Элиот выражал практические навыки и сознание думающей интеллигенции. В самой культуре он ценил духовную составляющую.
Гуревич П.С. - Величие интеллектуальной традиции

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.11136

Аннотация: Скоро исполнится сорок лет со дня смерти американского литературного критика и публициста Лаойнеля Триллинга (1905-1975). Его литературно-философские идеи и послужили предметом исследования в статье. Работы Л. Триллинга пользовались в Америке огромной популярностью. Особую известность принесли ему выступления по телевидению. Они были рассчитаны не на массовую аудиторию, а на так называемых интеллектуалов. В период увлечения многими писателями США мистической духовной традицией, Триллинг настаивал на дальнейшем развитии рационалистической практики, на ее обогащении. В статье использован метод биографической реконструкции творчества критика. Применены также методы сравнительного анализа и метафизической рефлексии, взяты на вооружение приемы аксиологического измерения человеческого бытия. Новизна исследования в том, что эта статья является первой в отечественной литературе попыткой познакомить читателей с разнообразной деятельностью этого критика, со сборниками его эссе о литературе и обществе – «Либеральное воображение» (1950), «Противостоящая самость» (1955), «Собрание беглецов» (1956), «За пределами культуры» (1965) и др.
П.С. Гуревич - Поэзия как языковое чувствилище c. 3-4
Аннотация: Based on the author, language is not only a number of signs but a reflection is human feelings and even life style and a way to perceive the world. Giving poetic images to words, poetry shows us a deep nature of the language.
П.С. Гуревич - «Не дай мне Бог сойти с ума...(О безумии поэтов и их героев») c. 3-4
Аннотация: The author discusses the concept of psychological norm from the point of view of various ‘psychiatric’ studies of great writers and personalities. Autistic Pushkin, psychotic Jesus Christ, schizophrenic Franz Kafka and Salvador Dali… As the author of the article notes, there is a dangerous tendency to view the inner world of the human in a light of psychiatry.
П.С. Гуревич - Реквием по Мнемону c. 3-4
Аннотация:
П.С. Гуревич - Ресурсы на полразговорца c. 3-4
Аннотация: The column is devoted to the state of the Russian language in a modern world. It is underlined that today’s Russian language has many foreign words substituting common words and sayings.
П.С. Гуревич - Как бы c. 3-4
Аннотация:
П.С. Гуревич - Прекрасное как категория искусства c. 3-6
Аннотация: Среди различных слов, выражающих представление о прекрасном и его разновидностях, таких, как изящество, утонченность, прелесть, шарм, грациозность, великолепие, блеск, понятие красоты занимает особое место. Оно выражает наиболее общее их свойство, которое находит свое выражение во внешней форме, внешней организации вещи, действия события.
П.С. Гуревич - Здоровый человек как муляж c. 3-4
Аннотация: Сознание «нормального человека», согласно психиатрической экспертизе, свободно от иллюзий и галлюцинаций. Только при этих условиях человек обращает мало внимания на внутренние жизненные процессы, его внешние впечатления всегда отчетливы, его сознание наполнено картиной внешнего мира, а не деятельностью собственного организма.
П.С. Гуревич - «Бред полноценней смысла» c. 3-4

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.1.62517

Аннотация: Мировоззренческая потребность изначально присуща человеку. Она сохраняет свою силу и при распаде сознания. Однако «схождение с ума» становится притягательным и исследователи нередко начинают играть с рассудком, не боясь его потревожить. Они открывают неизведанные ярусы сознания и приступают к их освоению. Оказывается, многие метафизические темы непосредственно подводят к краю сознания.
Гуревич П.С. - Величие интеллектуальной традиции c. 3-7

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.63984

Аннотация: Скоро исполнится сорок лет со дня смерти американского литературного критика и публициста Лаойнеля Триллинга (1905-1975). Его литературно-философские идеи и послужили предметом исследования в статье. Работы Л. Триллинга пользовались в Америке огромной популярностью. Особую известность принесли ему выступления по телевидению. Они были рассчитаны не на массовую аудиторию, а на так называемых интеллектуалов. В период увлечения многими писателями США мистической духовной традицией, Триллинг настаивал на дальнейшем развитии рационалистической практики, на ее обогащении. В статье использован метод биографической реконструкции творчества критика. Применены также методы сравнительного анализа и метафизической рефлексии, взяты на вооружение приемы аксиологического измерения человеческого бытия. Новизна исследования в том, что эта статья является первой в отечественной литературе попыткой познакомить читателей с разнообразной деятельностью этого критика, со сборниками его эссе о литературе и обществе – «Либеральное воображение» (1950), «Противостоящая самость» (1955), «Собрание беглецов» (1956), «За пределами культуры» (1965) и др.
Гуревич П.С. - Владимир Кантор как прозаик и мыслитель

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.14921

Аннотация: Статья представляет собой анализ прозаической деятельности известного писателя и философа В.К. Кантора. Его многочисленные произведения в определенном смысле отражает историю советского общества в неповторимых образах его персонажей. Разумеется, В.К. Кантор не рассматривает себя как летописца минувших десятилетий. Воссоздание быта и нравов героев его произведений опирается на собственные воспоминания. На эту особенность своего творчества указывает сам писатель. Он не видит смысла пересказывать свою биографию, так как она вся растворилась в его творчестве. Но не собственном жизнеописании фокусируется В.К. Кантор. Он реконструирует экзистенциальный опыт нескольких поколений. Трактовка событий в произведениях В.К. Кантора вызывает не только ассоциации с европейской и мировой философией, но и поражает глубинной обобщенностью, погружением в изучение человеческой природы вообще. Автор статьи в анализе творчества В.К. Кантора использует приемы литературоведческого характера. Применяется методы сравнительного анализа, сопоставления содержания произведений. Делается попытка дать общую характеристику и направленность его прозаической деятельности. Творчество этого выдающегося писателя по существу не было предметом самостоятельного изучения. При издании произведений В.К. Кантора, разумеется, размещались и краткие аннотации на его сочинения. Однако конкретных статей об отдельных произведениях В.К. Кантора крайне мало. Между тем интерес читателей к его произведениям растет от года к году. Поэтому в статье дана оценка не только отдельным повестям и рассказам В.К. Кантора, но есть также попытка представить всю прозаическую деятельность писателя, рассказать о его произведениях конкретно и по возможности аналитично. Разнообразная деятельность этого прозаика заслуживает не отдельной статьи, а самостоятельного монографического исследования.
Гуревич П.С. - Владимир Кантор как прозаик и мыслитель c. 4-11

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.66417

Аннотация: Статья представляет собой анализ прозаической деятельности известного писателя и философа В.К. Кантора. Его многочисленные произведения в определенном смысле отражает историю советского общества в неповторимых образах его персонажей. Разумеется, В.К. Кантор не рассматривает себя как летописца минувших десятилетий. Воссоздание быта и нравов героев его произведений опирается на собственные воспоминания. На эту особенность своего творчества указывает сам писатель. Он не видит смысла пересказывать свою биографию, так как она вся растворилась в его творчестве. Но не собственном жизнеописании фокусируется В.К. Кантор. Он реконструирует экзистенциальный опыт нескольких поколений. Трактовка событий в произведениях В.К. Кантора вызывает не только ассоциации с европейской и мировой философией, но и поражает глубинной обобщенностью, погружением в изучение человеческой природы вообще. Автор статьи в анализе творчества В.К. Кантора использует приемы литературоведческого характера. Применяется методы сравнительного анализа, сопоставления содержания произведений. Делается попытка дать общую характеристику и направленность его прозаической деятельности. Творчество этого выдающегося писателя по существу не было предметом самостоятельного изучения. При издании произведений В.К. Кантора, разумеется, размещались и краткие аннотации на его сочинения. Однако конкретных статей об отдельных произведениях В.К. Кантора крайне мало. Между тем интерес читателей к его произведениям растет от года к году. Поэтому в статье дана оценка не только отдельным повестям и рассказам В.К. Кантора, но есть также попытка представить всю прозаическую деятельность писателя, рассказать о его произведениях конкретно и по возможности аналитично. Разнообразная деятельность этого прозаика заслуживает не отдельной статьи, а самостоятельного монографического исследования.
Гуревич П.С. - Философские сюжеты Роберта Шекли

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.1.18192

Аннотация: Давно известна прогностическая мощь философии. Всем знакома также безмерность художественной интуиции. Перечитывая сегодня таких писателей-фантастов, как Иван Ефремов, Станислав Лем, Артур Кларк, братья Стругацкие, Рэй Брэдбери, Альфред Гаррисон, Карл Воннегут и других авторов, мы можем поразиться числу их предвидений. В произведениях американского писателя Роберта Шекли множество философских сюжетов. Его выдумки неиссякаемы. Однако это не просто причуды воображения. Писатель пытается понять, какие последствия общественного уклада или научных открытий могут ожидать человечество в будущем. Использованы методы герменевтического проникновения в замыслы автора. С помощью сатирических приёмов показаны ситуации абсурда, бессмыслицы, рождённые прогрессом. Рассказы Р. Шекли впервые анализируются как философские сюжеты. Автор подчёркивает, что писатель, знакомый с психоанализом и гештальт-психологией, стремится выявить их прогностический смысл. Он показывает, что реальность зачастую оказывается лишь хрупкой картинкой, созданной чувствами, памятью, опытом и воображением. Реальность, окружающая нас, на самом деле фиктивна. Она состоит из миллиона деталей, которые укоренены в подсознании и могут явить свою востребованность по любому поводу.
Гуревич П.С. - Философские сюжеты Роберта Шекли c. 7-10

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.1.67581

Аннотация: Давно известна прогностическая мощь философии. Всем знакома также безмерность художественной интуиции. Перечитывая сегодня таких писателей-фантастов, как Иван Ефремов, Станислав Лем, Артур Кларк, братья Стругацкие, Рэй Брэдбери, Альфред Гаррисон, Карл Воннегут и других авторов, мы можем поразиться числу их предвидений. В произведениях американского писателя Роберта Шекли множество философских сюжетов. Его выдумки неиссякаемы. Однако это не просто причуды воображения. Писатель пытается понять, какие последствия общественного уклада или научных открытий могут ожидать человечество в будущем. Использованы методы герменевтического проникновения в замыслы автора. С помощью сатирических приёмов показаны ситуации абсурда, бессмыслицы, рождённые прогрессом. Рассказы Р. Шекли впервые анализируются как философские сюжеты. Автор подчёркивает, что писатель, знакомый с психоанализом и гештальт-психологией, стремится выявить их прогностический смысл. Он показывает, что реальность зачастую оказывается лишь хрупкой картинкой, созданной чувствами, памятью, опытом и воображением. Реальность, окружающая нас, на самом деле фиктивна. Она состоит из миллиона деталей, которые укоренены в подсознании и могут явить свою востребованность по любому поводу.
Гуревич П.С. - Онтопоэтика c. 12-17

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.1.22353

Аннотация: Статья посвящена новому содержательному понятию литературоведения – онтологической поэтике. Являясь своеобразным феноменом исторической поэтики, онтопоэтика играет значительную роль в анализе исторических и современных процессов художественного творчества. Её можно рассматривать как особый метод герменевтического анализа текста. Касаясь вещественного мира, онтологическая поэтика не ограничивается разбором её реальности. Напротив, она стремится связать личностное бытие автора с общекосмическим бытием. Именно спиритуальные контакты и онтологические интуиции помогают исследователям выявить, далеко не всегда очевидную на первый взгляд, сюжетно-образную структуру произведения, что позволяет представить специфическую символику и метафорику произведения. Автор использует принцип историзма, показывая развитие онтологической поэтики в работах Л.В. Карасёва, Н.А. Шогенцуковой. Особое внимание уделяется герменевтике художественных текстов. Автор стремится показать, чем вызвана особая востребованность онтологической поэтики в наши дни. Поэзия в своих онтологических устремлениях обращается к философии. Встречное движение обнаруживается и в философии. Современные философы видят в глубинном поэтическом образе прорыв к вселенской осмысленности бытия. Там, где бессильным или недостаточным оказывается понятие, философы, например М. Хайдеггер, обращаются к поэтическому образу, Слово обретает глубинный онтологический смысл.
Мурзина О.В. - Особенности структуры заголовочного комплекса в молодежных спортивных средствах массовой информации c. 14-21

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.8.36216

Аннотация: В статье рассматривается структура заголовка на новостных интернет-порталах, посвященных событиям в области спорта. Объектом исследования является типичная модель заголовочного комплекса, предметом – специфика стратегии озаглавливания текста в период проведения значимого спортивного события – Олимпийских игр в Токио. В качестве методов исследования используется сплошная выборка заголовков, классификация и интерпретация полученного материала, сравнительный и сопоставительный метод, а также метод анкетирования молодых журналистов – студентов факультета журналистики. Анализируемые информационные порталы, в соответствии с ответами студентов, стали местом прохождения практики для большей части студентов, намеревающихся в дальнейшем реализовать себя в спортивной журналистике.    Новизна проведенного исследования определяется следующими факторами. Выделена наиболее распространенная структура заголовка на спортивных информационных порталах – двухчастный заголовок, состоящий из двух простых предложений. Определены четыре типа взаимоотношений между частями такого заголовка. Выявлена причина доминирования двухчастного заголовочного комплекса: с одной стороны, это объясняется общей эволюцией заголовков в интернет-СМИ от привлекающего внимание заголовка до сугубо информативного, который практически заменяет собою прочтение озаглавленного материала. Непосредственно на анализируемых интернет-порталах это дополняется тенденцией к копированию структуры поста в социальных сетях: фотография и краткое пояснение к ней, по желанию читателя развертываемое в более полный текст. Следует предположить, что именно превалирование в данных СМИ молодых журналистов – студентов, практикантов, стажеров – и ориентация на молодую аудиторию, следящую за спортивными событиями, приводит к повышению концентрации заголовков указанного типа.
П.С. Гуревич - Поэт о культуре c. 99-101

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.2.62892

Аннотация: За последнее время в отечественной литературе культура стала, прежде всего, объектом исторического и социологического исследования. Описаны различные события и артефакты мировой культурной практики. Выявлены многообразные социальные обнаружения феноменов культуры. Однако философский ракурс проблемы остается малоисследованным. Между тем многие метафизические вопросы культуры поставлены именно современной философией. Более того, сформировалась культурфилософия или философия культуры, направленная на философское постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена. Автор статьи обращается к творчеству известного поэта Т. Элиота, анализируя его культурфилософские размышления. Элиот считал, что американская культура не имеет глубоких духовных корней. Именно поэтому в ней царит дух прагматизма, утилитарной полезности. Неслучайно поэт называл Америку «вульгарной». Связывая американскую культуру с «варварством», поэт условно конструировал этот феномен как отказ от духовности, от живой традиции. Поэт с пиететом относился к традиции, полагая, что именно в ней содержатся накопленный социальный опыт и живые корни. Таким образом, можно считать, что Элиот выражал практические навыки и сознание думающей интеллигенции. В самой культуре он ценил духовную составляющую.
Гуревич П.С. - Э. Шпрангер о прекрасном и об эстетическом человеке

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.2.14364

Аннотация: Статья посвящена анализу эстетических идей немецкого философа, психолога и педагога Эдуарда Шпрангера. В минувшем году книга этого философа «Формы жизни: гуманитарная психология и этика личности» была впервые полностью издана на русском языке. В числе шести человеческих типов Э. Шпрангер выделят эстетического человека. Реконструируя этот тип, он обращается к эстетике и излагает множество собственных суждений о природе прекрасного и эстетике как психологическом персонаже. Особую ценность при этом имеют его размышления о видных философах и поэтах, которые, по его мнению, относятся к эстетическому типу. В статье используются методы и приёмы эстетического анализа художественных произведений. Типология форм жизни в статье выводится из совокупной картины философии духа. Автор опирается на герменевтический анализ художественного творчества, эстетической практики. Анализ эстетического человека в творчестве Эдуарда Шпрангера проводится в отечественной литературе впервые. Автор статьи отмечает, что эстетик в понимании С. Кьеркегора и эстетический человек Э. Шпрангера не совпадают по своей концептуальной трактовке. Анализируются в сравнении экспрессионистский и импрессионистский способ существования. В статье подчеркнуто, что некоторые положения эстетической теории Шпрангера не отличаются новизной, а подчас и требуют критической оценки.
Гуревич П.С. - Э. Шпрангер о прекрасном и об эстетическом человеке c. 102-105

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.2.66771

Аннотация: Статья посвящена анализу эстетических идей немецкого философа, психолога и педагога Эдуарда Шпрангера. В минувшем году книга этого философа «Формы жизни: гуманитарная психология и этика личности» была впервые полностью издана на русском языке. В числе шести человеческих типов Э. Шпрангер выделят эстетического человека. Реконструируя этот тип, он обращается к эстетике и излагает множество собственных суждений о природе прекрасного и эстетике как психологическом персонаже. Особую ценность при этом имеют его размышления о видных философах и поэтах, которые, по его мнению, относятся к эстетическому типу. В статье используются методы и приёмы эстетического анализа художественных произведений. Типология форм жизни в статье выводится из совокупной картины философии духа. Автор опирается на герменевтический анализ художественного творчества, эстетической практики. Анализ эстетического человека в творчестве Эдуарда Шпрангера проводится в отечественной литературе впервые. Автор статьи отмечает, что эстетик в понимании С. Кьеркегора и эстетический человек Э. Шпрангера не совпадают по своей концептуальной трактовке. Анализируются в сравнении экспрессионистский и импрессионистский способ существования. В статье подчеркнуто, что некоторые положения эстетической теории Шпрангера не отличаются новизной, а подчас и требуют критической оценки.
Гуревич П.С. - «Из пламя и света рождённое слово» (Памяти поэта Александра Аронова)

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.2.12207

Аннотация: Заметка посвящена памяти поэта Александра Аронова. В этом году исполнится тринадцать лет со дня его смерти. Он родился 30 августа 1934 года в Москве. Мать — женщина без образования, но зато много читавшая. Назвала своих сыновей в честь братьев Пушкиных: старшего — Александром, младшего — Львом. Отец — музыкант. Пытался приучить старшего сына Сашу к музыке, но тот, по собственному признанию, «падал лбом на инструмент и засыпал». Выявилось другое призвание: поэзия. Стихи начал писать еще в школе. Его стихи появлялись в газетах, но они не сразу соединились в книги. Первая книга Аронова «Островок безопасности» вышла в 1987 году, когда автору было 53 года. Вторая книга «Текст» увидела свет через два года. Многие напевают талантливые строчки, которые прозвучали в фильме «Ирония судьбы»: «Если у вас нету дома,/ Пожары ему не страшны./ И жена не уйдет к другому,/ Если у вас, если у вас,/ Если у вас нет жены./ Если у вас нету тети,/ Вам ее не потерять,/ И если вы не живете,/ То вам и не, то вам и не,/ То вам и не умирать…» Ну, и далее: «Оркестр гремит басами,/ Трубач выдувает медь./ Думайте сами, решайте сами,/ Иметь или не иметь». В заметке автор использует практику литературно-критического анализа его произведений. Использована возможность сравнения его поэзии с другими поэтами, применен метод феноменологического анализа его стихотворений. О поэте писали многие авторы. Белла Ахмадулина, Евгений Рейн, Вадим Черняк, Сергей Ниточкин, Игорь Губерман, Александр Еременко, Александр Минкин, Сергей Аман, Геннадий Айги, Иван Жданов, Леонид Жуховицкий, Татьяна Бек, Сергей Мнацаканян, Олег Хлебников, Андрей Чернов, Андрей Яхонтов. Но погружение в поэтические строчки ничем не ограничено. Автор предлагает собственную версию о поэзии выдающегося русского поэта Александра Аронова.
Гуревич П.С. - «Из пламя и света рождённое слово» (Памяти поэта Александра Аронова) c. 117-119

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.2.65032

Аннотация: Заметка посвящена памяти поэта Александра Аронова. В этом году исполнится тринадцать лет со дня его смерти. Он родился 30 августа 1934 года в Москве. Мать — женщина без образования, но зато много читавшая. Назвала своих сыновей в честь братьев Пушкиных: старшего — Александром, младшего — Львом. Отец — музыкант. Пытался приучить старшего сына Сашу к музыке, но тот, по собственному признанию, «падал лбом на инструмент и засыпал». Выявилось другое призвание: поэзия. Стихи начал писать еще в школе. Его стихи появлялись в газетах, но они не сразу соединились в книги. Первая книга Аронова «Островок безопасности» вышла в 1987 году, когда автору было 53 года. Вторая книга «Текст» увидела свет через два года. Многие напевают талантливые строчки, которые прозвучали в фильме «Ирония судьбы»: «Если у вас нету дома,/ Пожары ему не страшны./ И жена не уйдет к другому,/ Если у вас, если у вас,/ Если у вас нет жены./ Если у вас нету тети,/ Вам ее не потерять,/ И если вы не живете,/ То вам и не, то вам и не,/ То вам и не умирать…» Ну, и далее: «Оркестр гремит басами,/ Трубач выдувает медь./ Думайте сами, решайте сами,/ Иметь или не иметь». В заметке автор использует практику литературно-критического анализа его произведений. Использована возможность сравнения его поэзии с другими поэтами, применен метод феноменологического анализа его стихотворений. О поэте писали многие авторы. Белла Ахмадулина, Евгений Рейн, Вадим Черняк, Сергей Ниточкин, Игорь Губерман, Александр Еременко, Александр Минкин, Сергей Аман, Геннадий Айги, Иван Жданов, Леонид Жуховицкий, Татьяна Бек, Сергей Мнацаканян, Олег Хлебников, Андрей Чернов, Андрей Яхонтов. Но погружение в поэтические строчки ничем не ограничено. Автор предлагает собственную версию о поэзии выдающегося русского поэта Александра Аронова.
Гуревич П.С. - Вечная рециркуляция знаков

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.2.19320

Аннотация: Материал посвящён поэтике моды, который проанализирован в монографии известного культуролога Инны Осиновской [1]. Отмечается, что мода могла возникнуть только в обществе, которое располагает хотя бы минимальным излишеством. В книге исследуется «словарь» глянцевых журналов и пресс-релизов. Но одновременно актуализирован также мир древних мифов и старинных сказок. Эти образы почти всегда окружены тайной. Главная цель, которую ставит автор монографии, состоит в том, чтобы изучить поэтику моды, её образную систему. Автор пользуется принципом историзма, позволяющим включить в анализ современной моды множество мифов, сказок. В результате в сферу поэтики моды добавляется значительный литературный материал. Складывается впечатление, что о моде написано много работ. Однако внимательное изучение темы показывает, что некоторые аспекты моды вообще не получили освещения. В частности, образный строй моды, её особая поэтика исследованы недостаточно. Обращаясь к данной теме, автор показывает, что общего между книгой рецептов, глянцевым журналом и жертвоприношением, между подиумным показом и священным ритуалом. Исследованы типичные сказочные персонажи – пряха, портной, башмачник. Влияние этих образов прослежено в поэтике современной моды. Таким образом, удалось выявить внутреннюю связь между фольклором и современной литературой.
Гуревич П.С. - Вечная рециркуляция знаков c. 128-131

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.2.68038

Аннотация: Материал посвящён поэтике моды, который проанализирован в монографии известного культуролога Инны Осиновской [1]. Отмечается, что мода могла возникнуть только в обществе, которое располагает хотя бы минимальным излишеством. В книге исследуется «словарь» глянцевых журналов и пресс-релизов. Но одновременно актуализирован также мир древних мифов и старинных сказок. Эти образы почти всегда окружены тайной. Главная цель, которую ставит автор монографии, состоит в том, чтобы изучить поэтику моды, её образную систему. Автор пользуется принципом историзма, позволяющим включить в анализ современной моды множество мифов, сказок. В результате в сферу поэтики моды добавляется значительный литературный материал. Складывается впечатление, что о моде написано много работ. Однако внимательное изучение темы показывает, что некоторые аспекты моды вообще не получили освещения. В частности, образный строй моды, её особая поэтика исследованы недостаточно. Обращаясь к данной теме, автор показывает, что общего между книгой рецептов, глянцевым журналом и жертвоприношением, между подиумным показом и священным ритуалом. Исследованы типичные сказочные персонажи – пряха, портной, башмачник. Влияние этих образов прослежено в поэтике современной моды. Таким образом, удалось выявить внутреннюю связь между фольклором и современной литературой.
Гуревич П.С. - Религиозные сюжеты Ч. Айтматова: жертвенность или духовность? (К 30-летию выхода романа «Плаха» в свет)

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.3.16885

Аннотация: Тридцать лет назад роман «Плаха» Ч. Айтматова вызвал бурные споры и мировоззренческие размежевания. Многие читатели и критики недоумевали, неужели духовные искания должны непременно привести к религии? Есть на свете люди, чей духовный опыт подсказывает: существуют некие запредельные, трансцендентальные силы. Они верят в Бога, который принял страдание за человечество, потому что любит нас. Порой в душе человека рождается ощущение непосредственной близости к божеству, возможности прямого общения с Ним. Верующий молится в надежде, что Бог слышит его исповедь. У такого человека накапливается религиозный опыт, который помогает ему жить, преодолевать жизненные трудности. Такие люди убеждены в том, что тайна человеческой жизни сопряжена с особым, божественным предназначением. Но у многих людей такого религиозного опыта нет. Они полагают, что мир возник сам по себе, без вмешательства надличностного абсолюта. Эти люди ищут иные духовные опоры, не связанные с Богом, прежде всего в самом человеке, в раскрепощении сознания, в грандиозном творчестве людского рода. Говорить с ними на религиозные темы почти бессмысленно: душа ничего, кроме скепсиса, не рождает. Получается странный разговор: ты ему про Фому (Бог есть!), он тебе про Ерему (Бога нет!). Автор опирается на современные исследования по философии религии. Он исходит из того, что феномен религии всегда интересовал философов, историков, социологов. В то же время религиозные искания нашли отражение и в художественной литературе. Обратившись к роману Ч. Айтматова «Плаха», автор статьи пытается показать огромные изменения в общественном сознании России, которые произошли за последние тридцать лет. Религиозная мода захлестнула всё. Глаз равнодушно скользит мимо богомольной максимы, заменяющей призыв КПСС. Она начертана на транспаранте, который венчает широкую магистраль. Включив телевизор, мы бы вероятно, изумились, если бы не услышали православных бдений. Политический деятель, предлагая собственное жизнеописание, обаятельно упомянет о святоотеческих откровениях. Где же вы, непобежденные еретики? Что же на самом деле характерно сегодня для религиозной жизни России? Можно ли говорить о религиозном возрождении в нашей стране? Происходит ли объединение Церквей, или, напротив, религиозная практика приводит к раздробленности? Наконец, есть ли перспективы для развития экуменического движения в России? Все эти вопросы невозможно прояснить без участия внецерковных, гуманистически ориентированных мыслителей. Можно ли в нашей стране восстановить прерванную религиозную традицию? В результате тоталитарной деспотии многие люди вышиблены из своей национальной, религиозной и культурной ниши.
Гуревич П.С. - Влияние психоанализа на судьбы романа

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.20559

Аннотация: В статье делается попытка проследить, как психоанализ повлиял на судьбу романа в XX в. Преображение романа как жанра в начале минувшего века теснейшим образом было связано с контркультурным движением, которое было направлено против викторианской системы ценностей. Викторианскому времени были присущи евангелически-пуританская этика, утилитаризм и либерализм, ханжество, диктат над эротическим поведением людей. Однако викторианская эпоха сменилась другой системой жизненных и практических установок. Она и была названа антивикторианской. Сначала эти ценности сложились в повседневном житейском сознании, затем в значительной степени стали определять художественную практику. Так появилось первое движение художников-прерафаэлитов в британской культуре викторианской эпохи. Однако самые значительные перемены произошли в судьбе романа. Автор использовал прежде всего принцип историзма, который позволил сравнить две эпохи в истории Великобритании, выявить их сходство и различие. Впервые в отечественной литературе преображение романа в начале минувшего столетия соотносится с возникновением фрейдизма и его достаточно сильным влиянием среди художественной интеллигенции. Сам художественный процесс оказался подчинённым новым ценностям. Британский философ Г. Спенсер дал философское обоснование новому этическому сознанию, утверждающему законность гедонистических установок. Так началось преображение романа, который отныне был направлен против ханжества, лицемерия. Вместе с тем произошли изменения не только в содержании романа. Изменились многие традиции, определявшие поэтику этого жанра. Роман стал носить открытый характер, что означало отсутствие в произведениях этого жанра предзаданной схемы.
Гуревич П.С. - Религиозные сюжеты Ч. Айтматова: жертвенность или духовность? (К 30-летию выхода романа «Плаха» в свет) c. 200-204

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.3.67170

Аннотация: Тридцать лет назад роман «Плаха» Ч. Айтматова вызвал бурные споры и мировоззренческие размежевания. Многие читатели и критики недоумевали, неужели духовные искания должны непременно привести к религии? Есть на свете люди, чей духовный опыт подсказывает: существуют некие запредельные, трансцендентальные силы. Они верят в Бога, который принял страдание за человечество, потому что любит нас. Порой в душе человека рождается ощущение непосредственной близости к божеству, возможности прямого общения с Ним. Верующий молится в надежде, что Бог слышит его исповедь. У такого человека накапливается религиозный опыт, который помогает ему жить, преодолевать жизненные трудности. Такие люди убеждены в том, что тайна человеческой жизни сопряжена с особым, божественным предназначением. Но у многих людей такого религиозного опыта нет. Они полагают, что мир возник сам по себе, без вмешательства надличностного абсолюта. Эти люди ищут иные духовные опоры, не связанные с Богом, прежде всего в самом человеке, в раскрепощении сознания, в грандиозном творчестве людского рода. Говорить с ними на религиозные темы почти бессмысленно: душа ничего, кроме скепсиса, не рождает. Получается странный разговор: ты ему про Фому (Бог есть!), он тебе про Ерему (Бога нет!). Автор опирается на современные исследования по философии религии. Он исходит из того, что феномен религии всегда интересовал философов, историков, социологов. В то же время религиозные искания нашли отражение и в художественной литературе. Обратившись к роману Ч. Айтматова «Плаха», автор статьи пытается показать огромные изменения в общественном сознании России, которые произошли за последние тридцать лет. Религиозная мода захлестнула всё. Глаз равнодушно скользит мимо богомольной максимы, заменяющей призыв КПСС. Она начертана на транспаранте, который венчает широкую магистраль. Включив телевизор, мы бы вероятно, изумились, если бы не услышали православных бдений. Политический деятель, предлагая собственное жизнеописание, обаятельно упомянет о святоотеческих откровениях. Где же вы, непобежденные еретики? Что же на самом деле характерно сегодня для религиозной жизни России? Можно ли говорить о религиозном возрождении в нашей стране? Происходит ли объединение Церквей, или, напротив, религиозная практика приводит к раздробленности? Наконец, есть ли перспективы для развития экуменического движения в России? Все эти вопросы невозможно прояснить без участия внецерковных, гуманистически ориентированных мыслителей. Можно ли в нашей стране восстановить прерванную религиозную традицию? В результате тоталитарной деспотии многие люди вышиблены из своей национальной, религиозной и культурной ниши.
Гуревич П.С. - Влияние психоанализа на судьбы романа c. 200-203

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.68239

Аннотация: В статье делается попытка проследить, как психоанализ повлиял на судьбу романа в XX в. Преображение романа как жанра в начале минувшего века теснейшим образом было связано с контркультурным движением, которое было направлено против викторианской системы ценностей. Викторианскому времени были присущи евангелически-пуританская этика, утилитаризм и либерализм, ханжество, диктат над эротическим поведением людей. Однако викторианская эпоха сменилась другой системой жизненных и практических установок. Она и была названа антивикторианской. Сначала эти ценности сложились в повседневном житейском сознании, затем в значительной степени стали определять художественную практику. Так появилось первое движение художников-прерафаэлитов в британской культуре викторианской эпохи. Однако самые значительные перемены произошли в судьбе романа. Автор использовал прежде всего принцип историзма, который позволил сравнить две эпохи в истории Великобритании, выявить их сходство и различие. Впервые в отечественной литературе преображение романа в начале минувшего столетия соотносится с возникновением фрейдизма и его достаточно сильным влиянием среди художественной интеллигенции. Сам художественный процесс оказался подчинённым новым ценностям. Британский философ Г. Спенсер дал философское обоснование новому этическому сознанию, утверждающему законность гедонистических установок. Так началось преображение романа, который отныне был направлен против ханжества, лицемерия. Вместе с тем произошли изменения не только в содержании романа. Изменились многие традиции, определявшие поэтику этого жанра. Роман стал носить открытый характер, что означало отсутствие в произведениях этого жанра предзаданной схемы.
Гуревич П.С. - Семиотика устного народного творчества

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.3.9594

Аннотация: В статье раскрыты традиции, связанные с изучением мифа и волшебной сказки в рамках семиотики. Отмечается роль В.Я. Проппа в анализе устного народного творчества через призму семиотики. Дается характеристика структурной антропологии К. Леви-Стросса. Выделяются особенности семиотического понимания мифа и сказки. Называются традиции в осмыслении данной темы, представленные франко-бельгийской школой и американскими исследованиями. Одновременно показано, что новейшие исследования современной фольклористике связаны с возвратом к традиционным методам филологии. Поэтому можно зафиксировать оживление диахронических исследований фольклора. Фольклористика никогда не расставалась с основной близостью к науке о языке и литературе. В связи с тем, что фольклористика обнаружила огромный интерес к методам структурной лингвистики, структурно-семиотические исследования, основанные на синхронном подходе, получили явный перевес. Однако вскоре была осознана односторонность такого подхода. Так обнаружился интерес к диахроническим исследованиям на новой основе. Имеется в виду эволюция фольклорных жанров, динамика структур произведений фольклора. Весьма значим в связи с этим повышенный интерес к формам бытования фольклора, к изучению социальной среды, влияющей на устное народное творчество. В российской практике методы филологического исследования органично связаны с применением методов структурно-семиотического изучения фольклора.
Гуревич П.С. - Семиотика устного народного творчества c. 209-211

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.3.63566

Аннотация: В статье раскрыты традиции, связанные с изучением мифа и волшебной сказки в рамках семиотики. Отмечается роль В.Я. Проппа в анализе устного народного творчества через призму семиотики. Дается характеристика структурной антропологии К. Леви-Стросса. Выделяются особенности семиотического понимания мифа и сказки. Называются традиции в осмыслении данной темы, представленные франко-бельгийской школой и американскими исследованиями. Одновременно показано, что новейшие исследования современной фольклористике связаны с возвратом к традиционным методам филологии. Поэтому можно зафиксировать оживление диахронических исследований фольклора. Фольклористика никогда не расставалась с основной близостью к науке о языке и литературе. В связи с тем, что фольклористика обнаружила огромный интерес к методам структурной лингвистики, структурно-семиотические исследования, основанные на синхронном подходе, получили явный перевес. Однако вскоре была осознана односторонность такого подхода. Так обнаружился интерес к диахроническим исследованиям на новой основе. Имеется в виду эволюция фольклорных жанров, динамика структур произведений фольклора. Весьма значим в связи с этим повышенный интерес к формам бытования фольклора, к изучению социальной среды, влияющей на устное народное творчество. В российской практике методы филологического исследования органично связаны с применением методов структурно-семиотического изучения фольклора.
Гуревич П.С. - Ж-П. Сартр – защитник И. Бродского

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.3.13004

Аннотация: Статья посвящена анализу взглядов Ж.-П. Сартра на роль интеллигенции в современном мире. Проблема оказалась для писателя злободневной в связи с судебным процессом над И. Бродским в СССР. Не добившись отмены приговора над поэтом, Сартр стал работать над книгой, специально посвященной теме интеллигенции. Его книга «В защиту интеллигенции» обращена к анализу деятельности людей творческого труда, к выявлению роли интеллигенции в жизни общества. Поэтому Сартр прежде всего излагает свои взгляды на миссию данного социального слоя? Он размышляет над тем, кого можно считать интеллигентом и каковы его функции в обществе. Сартр защищает интеллигентов, которые по определению должны быть в оппозиции по отношению к власти, от нападок, критически относится к тезису о якобы предписанных интеллигенции только духовно-охранительных функциях. В основе статьи лежит теоретический анализ взглядов Ж.-П. Сартра на проблему интеллигенции. Опираясь на содержание книги писателя, автор ставит вопрос о предназначении интеллигенции, акцентируя внимание на феноменологии знания и потребности общества в реализации социально-критической функции. Новизна статьи обусловлена тем, что книга Ж.-П. Сартра и его идеи, связанные с анализом феномена интеллигенции и её роли в обществе, не были известны российскому читателю. В статье отмечено, что Сартр характеризовал современные техники практического знания тремя важными чертами. Отмечено, что интеллигент почти всегда остается агентом практического знания, т.е. применяет присущие этому знанию методы исследования к анализу лежащей за порогом его компетенции реальности. Показано, что интеллигенты обязаны своим появлением противоречию между универсалистскими потребностями своей профессии и партикуляристскими интересами господствующего класса.
Гуревич П.С. - Ж-П. Сартр – защитник И. Бродского c. 211-216

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.3.65663

Аннотация: Статья посвящена анализу взглядов Ж.-П. Сартра на роль интеллигенции в современном мире. Проблема оказалась для писателя злободневной в связи с судебным процессом над И. Бродским в СССР. Не добившись отмены приговора над поэтом, Сартр стал работать над книгой, специально посвященной теме интеллигенции. Его книга «В защиту интеллигенции» обращена к анализу деятельности людей творческого труда, к выявлению роли интеллигенции в жизни общества. Поэтому Сартр прежде всего излагает свои взгляды на миссию данного социального слоя? Он размышляет над тем, кого можно считать интеллигентом и каковы его функции в обществе. Сартр защищает интеллигентов, которые по определению должны быть в оппозиции по отношению к власти, от нападок, критически относится к тезису о якобы предписанных интеллигенции только духовно-охранительных функциях. В основе статьи лежит теоретический анализ взглядов Ж.-П. Сартра на проблему интеллигенции. Опираясь на содержание книги писателя, автор ставит вопрос о предназначении интеллигенции, акцентируя внимание на феноменологии знания и потребности общества в реализации социально-критической функции. Новизна статьи обусловлена тем, что книга Ж.-П. Сартра и его идеи, связанные с анализом феномена интеллигенции и её роли в обществе, не были известны российскому читателю. В статье отмечено, что Сартр характеризовал современные техники практического знания тремя важными чертами. Отмечено, что интеллигент почти всегда остается агентом практического знания, т.е. применяет присущие этому знанию методы исследования к анализу лежащей за порогом его компетенции реальности. Показано, что интеллигенты обязаны своим появлением противоречию между универсалистскими потребностями своей профессии и партикуляристскими интересами господствующего класса.
Гуревич П.С. - «Что не подвластно мне?» (Опыт эмоциональной раскадровки)

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.4.17487

Аннотация: Цель исследования – анализ монолога барона Филиппа в трагедии А.С. Пушкина «Скупой рыцарь». В маленьких трагедиях Пушкина выражено огромное психологическое богатство. Психология как область знаний ещё только зарождается. Но разве гению нужны книжные познания. Он прозревает правду характеров, логику человеческих страстей. Пушкин бесстрашно раскрывает двойственность человеческих чувств. Он показывает, как одно эмоциональное состояние может незаметно перерасти в собственную противоположность, которая пряталась на дне победоносного чувства. Упоение властью рождает в душе барона страх и смутное ощущение бедствия. Страх как таковой отделяется от трепета, глубинного эмоционального состояния, которое не подвластно логике: «…и страшно, и приятно вместе». Не зря же Альбер обращается к ростовщику с парадоксальным приветствием: «Проклятый жид, почтенный Соломон». В статье использованы методы психологического и лингвистического исследования: расшифровка амбивалентности человеческих чувств, анализ эмоциональных состояний и речи героя. Автор обращается также к современному пушкиноведению. В статье делается попытка самостоятельной режиссерской раскадровки монолога Скупого рыцаря из маленькой трагедии Пушкина. Автор пытается актуализировать подтекст стихотворных строк, выявить парадоксальность логики чувств. Одновременно в статье содержится стремление проиллюстрировать реплики Скупого рыцаря ссылками на современное психологическое знание. Анализ содержания маленькой трагедии включается таким образом в феноменологию чувственного мира людей.
Гуревич П.С. - «Что не подвластно мне?» (Опыт эмоциональной раскадровки) c. 288-291

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.4.67366

Аннотация: Цель исследования – анализ монолога барона Филиппа в трагедии А.С. Пушкина «Скупой рыцарь». В маленьких трагедиях Пушкина выражено огромное психологическое богатство. Психология как область знаний ещё только зарождается. Но разве гению нужны книжные познания. Он прозревает правду характеров, логику человеческих страстей. Пушкин бесстрашно раскрывает двойственность человеческих чувств. Он показывает, как одно эмоциональное состояние может незаметно перерасти в собственную противоположность, которая пряталась на дне победоносного чувства. Упоение властью рождает в душе барона страх и смутное ощущение бедствия. Страх как таковой отделяется от трепета, глубинного эмоционального состояния, которое не подвластно логике: «…и страшно, и приятно вместе». Не зря же Альбер обращается к ростовщику с парадоксальным приветствием: «Проклятый жид, почтенный Соломон». В статье использованы методы психологического и лингвистического исследования: расшифровка амбивалентности человеческих чувств, анализ эмоциональных состояний и речи героя. Автор обращается также к современному пушкиноведению. В статье делается попытка самостоятельной режиссерской раскадровки монолога Скупого рыцаря из маленькой трагедии Пушкина. Автор пытается актуализировать подтекст стихотворных строк, выявить парадоксальность логики чувств. Одновременно в статье содержится стремление проиллюстрировать реплики Скупого рыцаря ссылками на современное психологическое знание. Анализ содержания маленькой трагедии включается таким образом в феноменологию чувственного мира людей.
Гуревич П.С. - Сбылись ли пророчества М.Ю. Лермонтова?

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.4.13414

Аннотация: Статья посвящена пророческому дару поэта. О вестничестве Лермонтова написано немало. Автор статьи пытается уточнить, что подразумевается под словом «пророк», когда речь идёт о стихотворце. Отмечается, что строчки поэта, обращённые к будущему, почти всегда совпадают в деталях с тем, что случилось через определённый срок. Этот дар, как правило, присущ людям такой психологической типажности, которую К.Г. Юнг называет интуитивами. Носители этой структуры плохо укоренены в реальности, они обращены к миру идеалов, духовных абсолютов. М.Ю. Лермонтов – яркий представитель таких личностей. Его можно назвать – трагическим мыслителем-духовидцем. Автор использует методы герменевтического погружения в текст. При этом применяется метод историзма, позволяющий понять социальные условия, которые подсказали поэту то или иное провидение. Статье присущ также компаративистский подход, дающий возможность сравнить вестничество поэта с аналогичным даром А.С. Пушкина. Новизна статьи обнаруживается в попытке проанализировать, что имеется в виду, когда говорят о Лермонтове как пророке. Автор статьи не только называет способность поэта предугадывать будущие события. Он обращается к личности Лермонтова, анализируя черты, которые вообще свойственны интуитивам-интровертам. Такие психологические типажи обладают уникальными особенностями. Они провидят будущее, которое не заметно «горестному зраку» людей иной психологической структуры.
Гуревич П.С. - Язык Н.М. Карамзина

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.4.21364

Аннотация: Статья посвящена анализу огромных заслуг Н.М. Карамзина в реформировании русского языка. Многие слова, придуманные Николаем Михайловичем, укоренились в отечественной речи. Но процесс этого словотворчества не был лёгким и успешно признаваемым. И дело не только в обычной состязательности: в XVIII – начале XIX вв. изобретением новых слов увлекались не только поэты – В.К. Тредиаковский или М.В. Ломоносов, но также историки и литературные критики. За каждым словесным экспериментом маячила идеологическая и философская традиция. В условиях идейных размежеваний было достаточно сложно и рискованно обнаружить языковое будущее, лингвистическую тенденцию. Достижения Н.М. Карамзина здесь безупречны. Отдельные слова, использованные им, не только обогатили русскую речь, но также содействовали серьезным философским изысканиям. Автор использует принцип историзма, который позволяет показать не только результаты словесной полемики, но и сам процесс его мучительного и сложного развёртывания. Оценивая достижения Н.М. Карамзина в реформирования русской речи, автор стремится показать смену лингвистических пристрастий Николая Михайловича, раскрыть причин неудач отдельных экспериментов, выявить общекультурные установки тех тенденций в совершенствовании русского языка, которые были характерны для этой эпохи. По мнению автора, в связи с 250-летним юбилеем со дня рождения Н.М. Карамзина, многие его достижения в области философии, истории и литературы получили разностороннее освещение. Что касается языка Н.М. Карамзина, его лингвистических устремлений, то эта сторона его наследия нуждается в более углублённом изучении.
Гуревич П.С. - Сбылись ли пророчества М.Ю. Лермонтова? c. 301-304

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.4.65769

Аннотация: Статья посвящена пророческому дару поэта. О вестничестве Лермонтова написано немало. Автор статьи пытается уточнить, что подразумевается под словом «пророк», когда речь идёт о стихотворце. Отмечается, что строчки поэта, обращённые к будущему, почти всегда совпадают в деталях с тем, что случилось через определённый срок. Этот дар, как правило, присущ людям такой психологической типажности, которую К.Г. Юнг называет интуитивами. Носители этой структуры плохо укоренены в реальности, они обращены к миру идеалов, духовных абсолютов. М.Ю. Лермонтов – яркий представитель таких личностей. Его можно назвать – трагическим мыслителем-духовидцем. Автор использует методы герменевтического погружения в текст. При этом применяется метод историзма, позволяющий понять социальные условия, которые подсказали поэту то или иное провидение. Статье присущ также компаративистский подход, дающий возможность сравнить вестничество поэта с аналогичным даром А.С. Пушкина. Новизна статьи обнаруживается в попытке проанализировать, что имеется в виду, когда говорят о Лермонтове как пророке. Автор статьи не только называет способность поэта предугадывать будущие события. Он обращается к личности Лермонтова, анализируя черты, которые вообще свойственны интуитивам-интровертам. Такие психологические типажи обладают уникальными особенностями. Они провидят будущее, которое не заметно «горестному зраку» людей иной психологической структуры.
Гуревич П.С. - Язык Н.М. Карамзина c. 301-303

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.4.68539

Аннотация: Статья посвящена анализу огромных заслуг Н.М. Карамзина в реформировании русского языка. Многие слова, придуманные Николаем Михайловичем, укоренились в отечественной речи. Но процесс этого словотворчества не был лёгким и успешно признаваемым. И дело не только в обычной состязательности: в XVIII – начале XIX вв. изобретением новых слов увлекались не только поэты – В.К. Тредиаковский или М.В. Ломоносов, но также историки и литературные критики. За каждым словесным экспериментом маячила идеологическая и философская традиция. В условиях идейных размежеваний было достаточно сложно и рискованно обнаружить языковое будущее, лингвистическую тенденцию. Достижения Н.М. Карамзина здесь безупречны. Отдельные слова, использованные им, не только обогатили русскую речь, но также содействовали серьезным философским изысканиям. Автор использует принцип историзма, который позволяет показать не только результаты словесной полемики, но и сам процесс его мучительного и сложного развёртывания. Оценивая достижения Н.М. Карамзина в реформирования русской речи, автор стремится показать смену лингвистических пристрастий Николая Михайловича, раскрыть причин неудач отдельных экспериментов, выявить общекультурные установки тех тенденций в совершенствовании русского языка, которые были характерны для этой эпохи. По мнению автора, в связи с 250-летним юбилеем со дня рождения Н.М. Карамзина, многие его достижения в области философии, истории и литературы получили разностороннее освещение. Что касается языка Н.М. Карамзина, его лингвистических устремлений, то эта сторона его наследия нуждается в более углублённом изучении.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.