по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Филология: научные исследования" > Содержание № 08, 2022
Выходные данные сетевого издания "Филология: научные исследования"
Номер подписан в печать: 03-09-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шереметьева Елена Сергеевна, доктор филологических наук, e.sheremetyeva@gmail.com
ISSN: 2454-0749
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2022
Литературоведение
Глазкова М.М. - Воплощение диалога-полемики А. Жида с Ф.М. Достоевским и Ф. Ницше в художественном пространстве повести «Имморалист» c. 1-18

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.8.37306

EDN: YFKCTI

Аннотация: Объектом исследования стало произведение А. Жида «Имморалист» (1902). В работе выявлено и проанализировано своеобразие художественной мысли французского писателя, которое проявляется через оксюморонное сочетание концепций двух философов-мыслителей – Ф.М. Достоевского и Ф. Ницше. Использовано прочтение произведения А. Жида в контексте своеобразного диалога. С одной стороны, – это диалог с Ф. Ницше, с его идеей роли сверхчеловека, который занимает место Бога в мире, где «Бог умер». С другой стороны, – с Ф. М. Достоевским, для которого евангельские истины остаются неоспоримыми. В то же время-это диалог между Ф.М. Достоевским и Ф. Ницше в художественном пространстве произведения французского писателя. Определено, что диалог, осуществляющийся в своеобразном треугольнике, выявляет основную нравственную и философскую проблематику «Имморалиста» – столкновения христианской морали и ницшеанской абсолютной свободы.   Научная новизна заключается в том, что осуществлен анализ мало изученного произведения А. Жида «Имморалист» в параметрах эксклюзивного диалога-полемики с радикально противоположными мыслителями, Ф. Достоевским и Ф. Ницше, которые существенно влияли на духовный климат ХХ века. А. Жид в одном художественном пространстве соединяет две противоположные концепции, но в этой борьбе никто не побеждает. Ф. Ницше и Достоевский усиливают своеобразные тревожные размышления А. Жида о нравственных конфликтах современного мира. В работе осмысляется ряд общих вопросов, существенных для изучения истории литературы, – в частности, это вопросы философии, религии, морали.
Герасимова С.А. - Становление научной идентичности Ж. Л. Д'Аламбера и его вклад в развитие литературных жанров XVIII века c. 19-32

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.8.38171

EDN: YGVWDG

Аннотация: Статья ставит своей целью анализ рецепции личности Ж. Л. Д'Аламбера – французского просветителя, ученого и литератора XVIII в., выявление путей становления его многоплановой научной идентичности. Имя Ж. Л. Д'Аламбера принадлежит науке, философии и литературе, неординарная биография ученого рассматривается в социокультурном контексте времени, в тесной связи с развитием гуманитарных наук во Франции XVIII в. Уточняется вопрос об отношении Ж. Л. Д'Аламбера к энциклопедистам, не стоявшим в стороне от литературных процессов своего времени. Обращение к биографическому методу помогает выявить роль культурных и социальных факторов в становлении личности Ж. Л. Д'Аламбера как писателя и создателя ряда литературных жанров. Научная новизна работы заключается в комплексном анализе вклада ученого в развитие научно-литературных жанров того времени – предварительное рассуждение, элоги, энциклопедическая статья, ставших историко-литературным феноменом эпохи Просвещения. Исследование творчества Ж. Л. Д'Аламбера позволяет идентифицировать его как разностороннюю личность, обладавшую коммуникативным лидерством и энциклопедической доминацией. Представляется интересным изучение обратного воздействия личности Ж. Л. Д'Аламбера на социокультурную ситуацию периода его научного и литературного творчества. Результатом исследования стало выявление четырех «пассионарных фаз» биографии Ж. Л. Д'Аламбера, этапов становления ученого, которые способствовали его самоидентификации как личности: достижения в области математики и гидродинамики, включение в круг академической научной элиты, создание «Энциклопедии» и сотрудничество с Д. Дидро, литературная деятельность и научно-художественное осмысление науки.
Поринец Ю.Ю. - Мотив невиновности в романах Агаты Кристи c. 33-46

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.8.38666

EDN: WRQYPO

Аннотация: В статье рассматривается мотив невиновности в детективных романах Агаты Кристи. Данный мотив впервые подвергается подробному анализу. Концептуальной основой исследования послужили работы У. Х. Одена, Г. К. Честертона, Д. Кавелти, Д. Сэйерс, посвященные жанру детектива. На примере многих романов в статье прослеживается взаимосвязь между мотивами вины, невиновности, потерянного рая и других. Мотив любви рассматривается как мотив, во многом противоположный мотиву вины. Особое внимание в статье уделяется роману «Испытание невиновностью», на примере которого раскрывается мотив невиновности и его значение в мотивной структуре.    На основании многочисленных примеров в статье показано, что поиск истины в детективах Агаты Кристи, по существу, равнозначен защите невиновности. Мотив невиновности в романах Агаты Кристи имеет огромное значение и тесно связан с мотивами вины, возмездия, справедливости, добра и зла, рая, доверия, становления личности. В статье показано, что именно защита невинных персонажей (как жертв преступления, так и несправедливо обвиненных) является для тех, кто ведет расследование, первостепенной задачей. Это связано с присущей жанру детектива идеей восстановления первоначальной гармонии, разрушенной в результате преступления.
Лингвистика
Файзуллина Н.Д. - Функционально-семантический и экспрессивный потенциал оксюморона в русской поэзии XIX века c. 47-54

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.8.37161

EDN: YUIMJT

Аннотация: Аннотация Настоящая статья посвящена изучению антонимов как стилистического приёма, основанного на противоположностях и противоречиях, выявлению средств экспрессивности. Объектом исследования является стилистическая фигура “оксюморон”, рассмотренная на материале поэзии XIX века. Цель исследования заключается в раскрытии и осмыслении специфической сущности и особенностей оксюморона как категории поэтики, выявление взаимосвязи со словесным поэтическим образом, как разновидности абсурда и парадокса. Принятие речевых парадоксов объясняется аллофронией. Особое внимание уделено структурно-семантическим возможностям антонимической пары в контексте, как намеренно использованной речевой ошибки. Работа выполнена в русле описательного метода лингвистики. Результаты проведенного нами лингвистического исследования позволяют сделать некоторые выводы: что языковое явление оксюморон, аномален к словам с прямым значением и в науке характеризуется как парадокс. Принятие речевых парадоксов, несмотря на противоречия, объясняется аллофронией. Повышенная экспрессивность оксюморона достигается за счет противопоставления, противоположностей, сочетания непостижимых логике эпитетов, в которых выражается яркое проявление чувств, настроений, мыслей, подразумевается как неправильное, несправедливое соединение идей в одном целом, то есть как нарушение, как то, что не имеет право на существование в художественном произведении в силу несообразности, логически взаимоисключающих друг друга ещё до непосредственного взаимодействия. Оксюморон как явление поэтической и эмпирической действительности используется как метафорические наименования каких-либо физиологических отклонений при описании героев, аномальностей в природе, содержащих в себе парадокс. Минимальная структура оксюморона – словосочетание, является результатом слияния контрастных значений. Взаимодействуют в оксюмороне прилагательное и существительное, реже наречие и глагол, глагол и деепричастие, наречие и прилагательное.
Акопян А.Н. - Возникновение фразовых глаголов и их функционирование в современном экономическом дискурсе c. 55-62

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.8.37322

EDN: VQADHO

Аннотация: В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с историей возникновения фразовых глаголов. Особое внимание в работе уделяется анализу фразовых глаголов, используемых в экономическом дискурсе с точки зрения их коммуникативной функции и особенностей их интерпретации для иноязычной аудитории. В статье приводятся примеры использования фразовых глаголов в экономическом дискурсе, на примере различных журналов, посвященных экономике. В процессе анализа фразовых глаголов, автор дает понять, что из-за характерной для них экспрессивности, эмоциональной окраски и информативности фразовые глаголы стали использоваться в разных областях научного и профессионального дискурса. Новизна данного исследования обусловлена широким распространением фразовых глаголов как в устной, так и в письменной речи, что обуславливает необходимость их более глубокого изучения для эффективного использования в ходе межкультурной коммуникации. Кроме того, недостаточное знание особенностей их употребления и функционирования в английском языке может стать причиной ошибки не только для новичка, но и для изучающего язык в течение долгого времени. Фразовые глаголы могут затруднить или исказить понимание смысла не только отдельного предложения, но и текста в целом при восприятии английского языка иностранцами.
Интерпретация
Сюй С., Токарчук И.Н. - К вопросу о партикулизации в русском языке: прилагательное "БУКВАЛЬНЫЙ" c. 63-72

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.8.38597

EDN: ZULBXR

Аннотация: Статья посвящена проблеме взаимоотношений частиц как грамматического и функционального класса со словами других частей речи. Актуальность исследования определяется его включенностью в проблематику изучения явления переходности между грамматическими классами слов, в частности – процессу партикулизации в современном русском языке. Объектом исследования является имя прилагательное буквальный. Предмет исследования – синтагматические, семантические и прагматические особенности данной лексемы. Цель работы заключается в установлении типов употребления слова буквальный, их синтагматической и семантической квалификации. В работе используется описательный метод, а также элементы сопоставительного и количественного анализа. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем на материале НКРЯ определен диапазон значений имени прилагательного буквальный и выявлена специфика его употребления в функции частицы. Установлено, что лексема буквальный в современном русском языке выступает как в характерной сочетаемости (при существительных со значением речевой или мыслительной деятельности либо ее результата), так и в менее или нехарактерной сочетаемости (при словах, значение которых не связано с речевой деятельностью). Определены особенности употребления прилагательного как коммуникативно-прагматической единицы, функционирующей по типу частицы буквально: наличие прагматического значения ‘не настоящий’, ‘подобный’ при сохранении морфологических и синтаксических свойств знаменательного слова. Основной вывод касается квалификации слова буквальный в таких случаях как частицеподобной единицы с гибридными свойствами. Результаты исследования могут быть использованы как при изучении других адъективных единиц, вовлеченных в процесс партикулизации, так и в лексикографической практике.
Детектив
Поринец Ю.Ю. - Литературные аллюзии в детективных романах Агаты Кристи c. 73-86

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.8.38665

EDN: VYIQPQ

Аннотация: В статье анализируются литературные аллюзии в детективных романах Агаты Кристи. Впервые подробно рассматриваются аллюзии на произведения У. Шекспира, Ч. Диккенса, П. Г. Вудхауза, Г. К. Честертона. Многие аллюзии установлены впервые. В качестве материала для написания данной статьи использовано большое количество романов, среди которых присутствуют и редко рассматриваемые тексты английской писательницы. Подробно раскрывается значение аллюзий на «Двенадцатую ночь» в романе «Печальный кипарис», на произведения Вудхауза – в романе «Почему не Эванс?» В статье в контексте изучаемой проблемы рассматриваются особенности эскапизма детективного жанра.   На основании рассмотрения примеров из целого ряда романов Агаты Кристи делаются выводы о значении литературных аллюзий в ее романах в целом и в конкретных произведениях, в частности. Аллюзии расширяют семантическое поле романов, позволяют Агате Кристи выходить за рамки детектива, ограниченного принципами формульной литературы, рассматривать психологические проблемы, изображать неоднозначные характеры в духе классической английской литературы. При этом с помощью значительного количества аллюзий, подчеркиваемых автором, на первый план выдвигается литературность происходящего в детективных романах, что во многом соответствует эскапистской природе данного жанра.
Языкознание
Абдуллабекова У.Б. - Синтаксическая парадигма английского активного глагола cut (на основе журнала The Economist) c. 87-94

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.8.37394

EDN: XIZEFR

Аннотация: Целью исследования является анализ активного глагола cut в английском языке. В статье определяются модели, образующие синпарадигму активного глагола cut, описываются семантические особенности глагола, проводится анализ глагола cut с точки зрения свойственных ей морфологических категорий. Автор проводит теоретический разбор понятия "синтаксической парадигмы", отличия его от морфологической парадигмы, а также описываются различные трактовки понятия акциональность, что имеет значение при анализе синтаксической парадигмы активного глагола. Существует большое количество точек зрения по поводу того, какой круг явлений охватывает понятие синпарадигмы и каков состав категорий, значимых для нее. В статье приводятся теории синпарадигмы Д.Уорта, П. Адамца. Автор приходит к выводу, что синпарадигма активного глагола cut состоит из 8 моделей: VN, VNprpN, LinkVed, Voneself, VO, VD, VNV, VNprpG. Наиболее высокие показатели частотности характеризует модель VN. Анализ активного глагола cut с точки зрения свойственных ему видовременных, залоговых категорий и категорий наклонения показывает, что наиболее часто употребляемая форма у глагола cut в англоязычном медиатексте - это Present Indefinite и Present Perfect. Повествование в настоящем времени обеспечивает очень сильный эффект присутствия, вызывает ощущение, что события происходят здесь и сейчас. Активный глагол в основном используется в действительном залоге. В силу лексического значения глагол cut часто употребляется в пассивном залоге. Анализ глагола по линии категории наклонения выявил большое количество предложений в изъявительном наклонении.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.