по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Филология: научные исследования" > Содержание № 03, 2016
Выходные данные сетевого издания "Филология: научные исследования"
Номер подписан в печать: 29-10-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шереметьева Елена Сергеевна, доктор филологических наук, e.sheremetyeva@gmail.com
ISSN: 2454-0749
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2016
Сушко Е.Л. - Идеи и мотивы трагедии О. Уайльда «Герцогиня Падуанская» в оригинальном творчестве В.Я. Брюсова c. 215-218

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.68113

Аннотация: Трагедия Оскара Уайльда «Герцогиня Падуанская» и ее перевод на русский язык, выполненный выдающимся поэтом Серебряного века В.Я. Брюсовым, интересны для изучения не только в литературоведческом, но и в культурологическом аспекте. Эта трагедия отражает уайльдовскую увлеченность культурой и литературой итальянского Возрождения. Увлеченность культурой итальянского Ренессанса и творчеством великого флорентийца Данте Алигьери была характерна также для В.Я. Брюсова. В статье на материале брюсовского перевода трагедии Уайльда «Герцогиня Падуанская» рассматриваются идеи, мотивы и образы, характерные для творчества О. Уайльда и оказавшие влияние на поэзию В. Брюсова. Мотивно-образный анализ позволяет выявить важные для трагедии идеологемы, особенно в плане цветовой образности и символики. Проанализировав влияние образности и символики «Герцогини Падуанской» на поэзию В.Я. Брюсова, можно прийти к выводу о важности эстетики О. Уайльда для творчества русских старших символистов. Для поэзии старших символистов очень важна также эстетика и религиозная философия итальянского Возрождения. И в поэзии старших символистов, и в драматургии О. Уайльда присутствуют дантовские мотивы и образы.
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Влияние психоанализа на судьбы романа

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.20559

Аннотация: В статье делается попытка проследить, как психоанализ повлиял на судьбу романа в XX в. Преображение романа как жанра в начале минувшего века теснейшим образом было связано с контркультурным движением, которое было направлено против викторианской системы ценностей. Викторианскому времени были присущи евангелически-пуританская этика, утилитаризм и либерализм, ханжество, диктат над эротическим поведением людей. Однако викторианская эпоха сменилась другой системой жизненных и практических установок. Она и была названа антивикторианской. Сначала эти ценности сложились в повседневном житейском сознании, затем в значительной степени стали определять художественную практику. Так появилось первое движение художников-прерафаэлитов в британской культуре викторианской эпохи. Однако самые значительные перемены произошли в судьбе романа. Автор использовал прежде всего принцип историзма, который позволил сравнить две эпохи в истории Великобритании, выявить их сходство и различие. Впервые в отечественной литературе преображение романа в начале минувшего столетия соотносится с возникновением фрейдизма и его достаточно сильным влиянием среди художественной интеллигенции. Сам художественный процесс оказался подчинённым новым ценностям. Британский философ Г. Спенсер дал философское обоснование новому этическому сознанию, утверждающему законность гедонистических установок. Так началось преображение романа, который отныне был направлен против ханжества, лицемерия. Вместе с тем произошли изменения не только в содержании романа. Изменились многие традиции, определявшие поэтику этого жанра. Роман стал носить открытый характер, что означало отсутствие в произведениях этого жанра предзаданной схемы.
Гуревич П.С. - Влияние психоанализа на судьбы романа c. 200-203

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.68239

Аннотация: В статье делается попытка проследить, как психоанализ повлиял на судьбу романа в XX в. Преображение романа как жанра в начале минувшего века теснейшим образом было связано с контркультурным движением, которое было направлено против викторианской системы ценностей. Викторианскому времени были присущи евангелически-пуританская этика, утилитаризм и либерализм, ханжество, диктат над эротическим поведением людей. Однако викторианская эпоха сменилась другой системой жизненных и практических установок. Она и была названа антивикторианской. Сначала эти ценности сложились в повседневном житейском сознании, затем в значительной степени стали определять художественную практику. Так появилось первое движение художников-прерафаэлитов в британской культуре викторианской эпохи. Однако самые значительные перемены произошли в судьбе романа. Автор использовал прежде всего принцип историзма, который позволил сравнить две эпохи в истории Великобритании, выявить их сходство и различие. Впервые в отечественной литературе преображение романа в начале минувшего столетия соотносится с возникновением фрейдизма и его достаточно сильным влиянием среди художественной интеллигенции. Сам художественный процесс оказался подчинённым новым ценностям. Британский философ Г. Спенсер дал философское обоснование новому этическому сознанию, утверждающему законность гедонистических установок. Так началось преображение романа, который отныне был направлен против ханжества, лицемерия. Вместе с тем произошли изменения не только в содержании романа. Изменились многие традиции, определявшие поэтику этого жанра. Роман стал носить открытый характер, что означало отсутствие в произведениях этого жанра предзаданной схемы.
Литературоведение
Трепачко А.Н. - Творчество Д. Самойлова как продолжение классических традиций русской литературы

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.18208

Аннотация: Предметом работы являются художественные средства, используемые Самойловым, которые понимаются как система принципов, структурно организующих его тексты. Проводится исследование «чужой речи» в текстах Д. Самойлова с точки зрения смыслового, культурно-исторического и философского аспектов. Учитывается обращение поэта к текстам, мотивам, сюжетным линиям, принципам, приемам, существующим в классической русской литературе. Прослеживаются закономерности, связывающие творчество поэта с творчеством классиков русской литературы. Анализируется развитие поэтической линии Д. Самойлова в контексте современной культуры и образование поэтом новых смыслов, актуальных для культурно-исторического пространства XX-XXI в. Применяя методы сравнительно-исторического, структурно-семиотического, историко-функционального, биографического анализа интертекстуальных единиц в текстах Д. Самойлова, автор приходит к выводу о диалогических отношениях поэта с классиками русской литературы. Оригинальным является осмысление и интерпретация элементов интертекста как ценностных ориентиров, а также углубленное исследование «чужой речи» с точки зрения смыслового, философского и культурно-исторического аспектов. Результаты работы могут использоваться в ходе лекционных и практических занятий по истории русской литературы XX века, при проведении спецкурсов и семинаров.
Трепачко А.Н. - Творчество Д. Самойлова как продолжение классических традиций русской литературы c. 219-229

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.68240

Аннотация: Предметом работы являются художественные средства, используемые Самойловым, которые понимаются как система принципов, структурно организующих его тексты. Проводится исследование «чужой речи» в текстах Д. Самойлова с точки зрения смыслового, культурно-исторического и философского аспектов. Учитывается обращение поэта к текстам, мотивам, сюжетным линиям, принципам, приемам, существующим в классической русской литературе. Прослеживаются закономерности, связывающие творчество поэта с творчеством классиков русской литературы. Анализируется развитие поэтической линии Д. Самойлова в контексте современной культуры и образование поэтом новых смыслов, актуальных для культурно-исторического пространства XX-XXI в. Применяя методы сравнительно-исторического, структурно-семиотического, историко-функционального, биографического анализа интертекстуальных единиц в текстах Д. Самойлова, автор приходит к выводу о диалогических отношениях поэта с классиками русской литературы. Оригинальным является осмысление и интерпретация элементов интертекста как ценностных ориентиров, а также углубленное исследование «чужой речи» с точки зрения смыслового, философского и культурно-исторического аспектов. Результаты работы могут использоваться в ходе лекционных и практических занятий по истории русской литературы XX века, при проведении спецкурсов и семинаров.
Лингвистика
Петренко А.Е. - Оценка и способы ее репрезентации в старофранцузском языке (на материале романа Кретьена де Труа «Эрек и Энида») c. 204-209

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.68020

Аннотация: Язык литературных памятников эпохи Средневековья интересен для изучения не только в лингвистическом, но и в культурологическом аспекте. Средневековые поэмы и романы являются неким порталом в далекую от современности эпоху и отражают основные законы организации мира, где они были созданы. В статье на материале первого из пяти романов Кретьена де Труа «Эрек и Энида» (XII в.) рассматриваются способы репрезентации оценки в речи, исследуется характер отношений субъекта и действительности в определенных исторических условиях, заданных социумом и различными факторами его развития. Многоаспектный функционально-семантический анализ оценочных прилагательных, представленных в тексте романа, помогает выявить некоторые особенности средневекового менталитета. Проанализировав семантику оценки, механизмы ее формирования и функционирования в средневековом тексте, можно сделать вывод об объемах оценочной картины мира и выборе средств для ее репрезентации: средневековый автор насыщает плотно укоренившиеся в языке лексемы новыми смыслами, что свидетельствует о непрестанном росте человеческого сознания и расширении его представлений об окружающей действительности. Некоторая замкнутость оценочного словаря и увеличение его функционального потенциала видится необходимым этапом в развитии языка.
Интерпретация
Фетисова Е.Э. - Феномен неоакмеизма в творчестве Д. Самойлова

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.19350

Аннотация: В данной статье выявляется фундамент неоакмеизма как одного из главных литературных направлений ХХ века, его концепция, специфическая мифология, выстраивающая, в свою очередь, поэтическую миромодель. Анализируется пространственно-временной континуум, его координаты, художественное пространство и время рассматриваются как особый эстетический и вербальный феномен; вводится понятие синхронно-реминисцентного хронотопа, смещенного относительно границ реального пространства и времени, благодаря чему в мифологии создается «монолог на полифонической основе». В преломлении к неоакмеистической парадигме рассматривается творчество Д. Самойлова – поэтика, мифология, полисемантическая жанровая специфика. В центре сопоставительного подхода – подобие выразительных средств и авторской стилистики - от литературоведческих приемов, общих фраз, цитат, аллюзий вплоть до общности авторской концепции лирического сюжета, художественного пространства и времени – синхронно-реминисцентного хронотопа – сходным образом представленного в стихотворениях А. Ахматовой, «Божественной комедии» Данте и лирических циклах Д. Самойлова. Сопоставительный анализ и метод семиотической реконструкции, дополняя друг друга, способствуют детальной расшифровке поэтического текста. Новизна работы заключается в том, что творчество малоисследованного поэта фронтового поколения подвергается всесторонней интерпретации, рассматривается в свете действия механизма культурной памяти, - как синтез формы и содержания. Зашифрованные отсылки и реминисценции в текстах неакмеистов связаны с авторским приемом полисемии, «полицитатности», носящей имплицитный характер. Архетипические образы ассоциируются одновременно с несколькими цитатными источниками - библейскими, фольклорными, различными образами отечественной и мировой литературы, благодаря чему обретают несколько потенциальных «прототекстов» и интерпретаций. С формальной точки зрения это способствует возникновению жанров на стыке двух и более жанровых «валентностей».
Фетисова Е.Э. - Феномен неоакмеизма в творчестве Д. Самойлова c. 230-238

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.68241

Аннотация: В данной статье выявляется фундамент неоакмеизма как одного из главных литературных направлений ХХ века, его концепция, специфическая мифология, выстраивающая, в свою очередь, поэтическую миромодель. Анализируется пространственно-временной континуум, его координаты, художественное пространство и время рассматриваются как особый эстетический и вербальный феномен; вводится понятие синхронно-реминисцентного хронотопа, смещенного относительно границ реального пространства и времени, благодаря чему в мифологии создается «монолог на полифонической основе». В преломлении к неоакмеистической парадигме рассматривается творчество Д. Самойлова – поэтика, мифология, полисемантическая жанровая специфика. В центре сопоставительного подхода – подобие выразительных средств и авторской стилистики - от литературоведческих приемов, общих фраз, цитат, аллюзий вплоть до общности авторской концепции лирического сюжета, художественного пространства и времени – синхронно-реминисцентного хронотопа – сходным образом представленного в стихотворениях А. Ахматовой, «Божественной комедии» Данте и лирических циклах Д. Самойлова. Сопоставительный анализ и метод семиотической реконструкции, дополняя друг друга, способствуют детальной расшифровке поэтического текста. Новизна работы заключается в том, что творчество малоисследованного поэта фронтового поколения подвергается всесторонней интерпретации, рассматривается в свете действия механизма культурной памяти, - как синтез формы и содержания. Зашифрованные отсылки и реминисценции в текстах неакмеистов связаны с авторским приемом полисемии, «полицитатности», носящей имплицитный характер. Архетипические образы ассоциируются одновременно с несколькими цитатными источниками - библейскими, фольклорными, различными образами отечественной и мировой литературы, благодаря чему обретают несколько потенциальных «прототекстов» и интерпретаций. С формальной точки зрения это способствует возникновению жанров на стыке двух и более жанровых «валентностей».
Толковище
Лобачевская Е.Т., Хайрутдинов Р. - Интервью Руслана Хайрутдинова с вдовой Валерия Александровича Залотухи Еленой Теодоровной Лобачевской

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.19813

Аннотация: Материал рассказывает о творчестве известного российского литератора и кинодраматурга Валерия Александровича Залотухи (1954-2015). В своём творчестве В.А. Залотуха поднимал острые социальные вопросы. Наш корреспондент встретился с Еленой Теодоровной Лобачевской, чтобы обсудить творчество известного писателя и отметить неоспоримые достижения его произведений, в том числе романа «Свечка» и сценария к картине «Мусульманин». Фильм «Мусульманин» сохранил свою актуальность не только в момент экранизации произведения, но и в последующие годы. Острота психологического конфликта вызвана тем, что российский солдат, попавший в плен к мусульманам, вернулся в родную деревню. Парадокс рассказанной истории заключается в том, что, столкнувшись с этой религией, герой стал иначе смотреть на жизнь. Воспринятые им ценности поразительно противоречили деревенским нравам с пьянством, тупостью и жестокостью поведения. В беседе использовались элементы такого жанра, как интервью. В разговоре нашли отражение основные идеи экзистенциальной философии, в частности, работы Виктора Франкла. Впервые в отечественной литературе излагается история написания романа «Свечка». Обсуждается зарождение сценария к картине «Мусульманин», идея которого возникла на документальной основе. В.А. Залотуха увидел в телевизионных новостях возвращение солдата, который стал мусульманином, к матери. Изложена также история появления документального фильма «Ангел Русской церкви против Отца всех народов». Идея фильма связана со словами из пушкинского «Борис Годунова». Юродивый на просьбу царя молиться за него, отвечает: «Нельзя молиться за царя ирода». Оценивается также художественный фильм «Попы». Кроме того в беседе затронуты темы, которые волновали В.А. Залотуху, но, к сожалению, они не были реализованы.
Лобачевская Е.Т., Хайрутдинов Р. - Интервью Руслана Хайрутдинова с вдовой Валерия Александровича Залотухи Еленой Теодоровной Лобачевской c. 239-253

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.68242

Аннотация: Материал рассказывает о творчестве известного российского литератора и кинодраматурга Валерия Александровича Залотухи (1954-2015). В своём творчестве В.А. Залотуха поднимал острые социальные вопросы. Наш корреспондент встретился с Еленой Теодоровной Лобачевской, чтобы обсудить творчество известного писателя и отметить неоспоримые достижения его произведений, в том числе романа «Свечка» и сценария к картине «Мусульманин». Фильм «Мусульманин» сохранил свою актуальность не только в момент экранизации произведения, но и в последующие годы. Острота психологического конфликта вызвана тем, что российский солдат, попавший в плен к мусульманам, вернулся в родную деревню. Парадокс рассказанной истории заключается в том, что, столкнувшись с этой религией, герой стал иначе смотреть на жизнь. Воспринятые им ценности поразительно противоречили деревенским нравам с пьянством, тупостью и жестокостью поведения. В беседе использовались элементы такого жанра, как интервью. В разговоре нашли отражение основные идеи экзистенциальной философии, в частности, работы Виктора Франкла. Впервые в отечественной литературе излагается история написания романа «Свечка». Обсуждается зарождение сценария к картине «Мусульманин», идея которого возникла на документальной основе. В.А. Залотуха увидел в телевизионных новостях возвращение солдата, который стал мусульманином, к матери. Изложена также история появления документального фильма «Ангел Русской церкви против Отца всех народов». Идея фильма связана со словами из пушкинского «Борис Годунова». Юродивый на просьбу царя молиться за него, отвечает: «Нельзя молиться за царя ирода». Оценивается также художественный фильм «Попы». Кроме того в беседе затронуты темы, которые волновали В.А. Залотуху, но, к сожалению, они не были реализованы.
Автор и поэзия
Гришин В.В. - Философия поэзии: историчность и предвидение

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.17745

Аннотация: В статье рассматривается поэзия как одна из возможностей раскрытия историчности-временности бытия посредством метафоры, акцентируются гносеологические преимущества поэтической метафоры. Поэзия предстает как отражение духа народа, его истории и восприятия бытия в целом и природы в частности. Раскрываются особенности западного, восточного и русского типа поэтического мировосприятия, поднимается прогностический аспект поэзии. Провидческая сторона поэзии выступает в единстве с ее онтологической составляющей: поэзия есть раскрытие самого бытия, переживание истории бытия. Выявляется взаимосвязь между переломными, кризисными моментами истории и бытия и прогностическими возможностями поэзии и отрицается мистицизм поэзии. Прогностическая сторона поэзии неотделима от ее гражданственности и гуманизма. . В качестве методов исследования, помогающих раскрыть историчность поэзии, ее онтологическую и прогностическую стороны, используются диалектический и феноменологический. Делается вывод, что поэзия не просто передает ощущение времени, но и личностную позицию поэта, его оценку времени и истории. Отмечается, что в годы стабильности поэзия находится как бы в тени литературы, на первое место выходит проза, но во времена перемен поэзия заполняет многочисленные аудитории от кафе до стадионов, ее ритм созвучен ритму слушателей и времени.
Гришин В.В. - Философия поэзии: историчность и предвидение c. 254-263

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.68243

Аннотация: В статье рассматривается поэзия как одна из возможностей раскрытия историчности-временности бытия посредством метафоры, акцентируются гносеологические преимущества поэтической метафоры. Поэзия предстает как отражение духа народа, его истории и восприятия бытия в целом и природы в частности. Раскрываются особенности западного, восточного и русского типа поэтического мировосприятия, поднимается прогностический аспект поэзии. Провидческая сторона поэзии выступает в единстве с ее онтологической составляющей: поэзия есть раскрытие самого бытия, переживание истории бытия. Выявляется взаимосвязь между переломными, кризисными моментами истории и бытия и прогностическими возможностями поэзии и отрицается мистицизм поэзии. Прогностическая сторона поэзии неотделима от ее гражданственности и гуманизма. . В качестве методов исследования, помогающих раскрыть историчность поэзии, ее онтологическую и прогностическую стороны, используются диалектический и феноменологический. Делается вывод, что поэзия не просто передает ощущение времени, но и личностную позицию поэта, его оценку времени и истории. Отмечается, что в годы стабильности поэзия находится как бы в тени литературы, на первое место выходит проза, но во времена перемен поэзия заполняет многочисленные аудитории от кафе до стадионов, ее ритм созвучен ритму слушателей и времени.
Автор и его позиция
Назаренко Д.А. - Роман Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» в контексте феминистского движения в США второй половины XX в. c. 210-214

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.68110

Аннотация: Объектом научного исследования в данной статье является образная структура романа американской писательницы Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Предмет исследования – репрезентация в структуре центральных женских образов романа точки зрения Айн Рэнд касательно женского вопроса. Также автор уделяет большое внимание тому, какие отклики творчество Рэнд находило в среде представителей феминистского направления американской литературной критики XX в. Главная цель исследования состоит в том, чтобы определить тип взаимосвязи между мировоззрением Айн Рэнд и феминизмом. Исследование, результаты которого представлены в данной статье, проводилось с использованием таких методов, как культурно-исторический, биографический, социологический и сравнительно-сопоставительный. Научная новизна работы заключается в том, что взгляды Айн Рэнд на вопрос положения женщины в обществе принято считать антифеминистскими (на такой трактовке всегда настаивала и сама писательница). Однако в данной статье доказывается тезис о том, что у философии рационального индивидуализма, которую проповедовала Рэнд в своих художественных произведениях, и базовых идей феминистского движения есть общее основание. В статье получает обоснование точка зрения, согласно которой взгляды Айн Рэнд по ряду признаков сближаются с идеями американского феминизма третьей волны. Актуальность данного исследования заключается в том, что оно вносит вклад в решение до сих пор открытого вопроса: стоит ли причислять Айн Рэнд к сторонникам феминизма или к его противникам.
Языкознание
Рольгайзер А.А. - Особенности языковой категоризации концептов небесной сферы

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.18924

Аннотация: В статье описываются основные способы языковой категоризации концептов небесной сферы в русском и французском языках, устанавливаются наиболее продуктивные лексико-грамматические средства, выражающие категории оценки, времени, количества и дименсиональности. Явление категоризации затрагивает все сферы и аспекты человеческого бытия. Предмет статьи составляет языковая объективация категориальных признаков, являющихся одним из способов упорядочивания и описания концептуальной картины мира. Объектом исследования послужили концепты небесной сферы, вербализующиеся в лексемах солнце, луна и звезды. В ходе исследования используется методика концептуального анализа, заключающаяся в выявлении и описании категориальных признаков, водящих в структуру рассматриваемых концептов, а также метод контекстуального анализа. Научная новизна работы заключается в установлении категориальных признаков концептов небесной сферы в сопоставительном аспекте применительно к русской и французской лингвокультурам. Основной вывод проведенного исследования сводится к тому, что категоризации является одним из базовых понятий человечества, выступая основным средством систематизации объектов и явлений окружающего мира.
Рольгайзер А.А. - Особенности языковой категоризации концептов небесной сферы c. 264-267

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.68244

Аннотация: В статье описываются основные способы языковой категоризации концептов небесной сферы в русском и французском языках, устанавливаются наиболее продуктивные лексико-грамматические средства, выражающие категории оценки, времени, количества и дименсиональности. Явление категоризации затрагивает все сферы и аспекты человеческого бытия. Предмет статьи составляет языковая объективация категориальных признаков, являющихся одним из способов упорядочивания и описания концептуальной картины мира. Объектом исследования послужили концепты небесной сферы, вербализующиеся в лексемах солнце, луна и звезды. В ходе исследования используется методика концептуального анализа, заключающаяся в выявлении и описании категориальных признаков, водящих в структуру рассматриваемых концептов, а также метод контекстуального анализа. Научная новизна работы заключается в установлении категориальных признаков концептов небесной сферы в сопоставительном аспекте применительно к русской и французской лингвокультурам. Основной вывод проведенного исследования сводится к тому, что категоризации является одним из базовых понятий человечества, выступая основным средством систематизации объектов и явлений окружающего мира.
Дискурс
Бойко М.Е. - Операторный подход в теории литературы: нарративные операторы, их свойства и применение

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.18352

Аннотация: Предметом статьи является решение проблемы соотношения художественного вымысла и реальности с помощью «операторного подхода». Анализируются причины, побудившие исследователей к введению в теорию литературы «нарративных операторов» и, в частности, «оператора вымысла» (fiction-operator). Рассматриваются аргументы Г.-Н. Кастанеды против операторного подхода и его тезис о том, что различие между утверждениями о вымышленном мире и утверждениями о действительности заключается в характере предикации. Исследуются свойства нарративных операторов, вводится понятие «нарративно-аналитического оператора», обладающего свойством линейности. Основной метод исследования — операторный подход, основанный на аналогии с операторным исчислением в математике и естествознании. Демонстрируется, что операторный подход в теории литературы обладает большой эвристической силой, позволяет формализовать некоторые сложные проблемы, даёт ясные, строгие и эффективные решения. Доказывается, что теория Г.-Н. Кастанеды об амбивалентности связки не противоречит «операторному решению», а содержится в числе его логических следствий. Констатируется, что операторный подход является одним из мощнейших инструментов в современной теории литературы, и очерчивается ряд актуальных проблем, для решения которых использование операторного подхода может оказаться плодотворным.
Бойко М.Е. - Операторный подход в теории литературы: нарративные операторы, их свойства и применение c. 268-276

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.68245

Аннотация: Предметом статьи является решение проблемы соотношения художественного вымысла и реальности с помощью «операторного подхода». Анализируются причины, побудившие исследователей к введению в теорию литературы «нарративных операторов» и, в частности, «оператора вымысла» (fiction-operator). Рассматриваются аргументы Г.-Н. Кастанеды против операторного подхода и его тезис о том, что различие между утверждениями о вымышленном мире и утверждениями о действительности заключается в характере предикации. Исследуются свойства нарративных операторов, вводится понятие «нарративно-аналитического оператора», обладающего свойством линейности. Основной метод исследования — операторный подход, основанный на аналогии с операторным исчислением в математике и естествознании. Демонстрируется, что операторный подход в теории литературы обладает большой эвристической силой, позволяет формализовать некоторые сложные проблемы, даёт ясные, строгие и эффективные решения. Доказывается, что теория Г.-Н. Кастанеды об амбивалентности связки не противоречит «операторному решению», а содержится в числе его логических следствий. Констатируется, что операторный подход является одним из мощнейших инструментов в современной теории литературы, и очерчивается ряд актуальных проблем, для решения которых использование операторного подхода может оказаться плодотворным.
Лирика и лирический герой
Коржова И.Н. - Стихотворение К.М. Симонова «Жди меня» в контексте цикла «С тобой и без тебя»

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.19034

Аннотация: Целью статьи является анализ стихотворения К.М. Симонова «Жди меня» с учетом системы внутренних связей, обусловленных принадлежностью текста к циклу «С тобой и без тебя». Автор подробно рассматривает место произведения в «романном сюжете» (термин И. Фоменко) цикла. «Жди меня» является его ложной кульминацией и посвящено временной и обманчивой гармонизации отношений лирического героя и героини. Предметом рассмотрения также стали ключевые слова, мотивы и приемы, объединяющие стихотворение с общим целым. Работа опирается на системный подход в исследовании лирического цикла и сочетает имманентный и сопоставительный методы анализа. В результате исследования были выявлены «скрепы», связывающие стихотворение с циклом: мотивы любви, ожидания, чуда, чудесного свидания, преодоления времени и прием последующей наррации. «Жди меня» прочитано как произведение о воплощенном чуде любви, о победе человека над враждебной силой времени и пространства. Установлено, что стихотворение представляет идеальную модель мира, на которую скрыто ориентированы другие произведения цикла.
Коржова И.Н. - Стихотворение К.М. Симонова «Жди меня» в контексте цикла «С тобой и без тебя» c. 277-283

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.68246

Аннотация: Целью статьи является анализ стихотворения К.М. Симонова «Жди меня» с учетом системы внутренних связей, обусловленных принадлежностью текста к циклу «С тобой и без тебя». Автор подробно рассматривает место произведения в «романном сюжете» (термин И. Фоменко) цикла. «Жди меня» является его ложной кульминацией и посвящено временной и обманчивой гармонизации отношений лирического героя и героини. Предметом рассмотрения также стали ключевые слова, мотивы и приемы, объединяющие стихотворение с общим целым. Работа опирается на системный подход в исследовании лирического цикла и сочетает имманентный и сопоставительный методы анализа. В результате исследования были выявлены «скрепы», связывающие стихотворение с циклом: мотивы любви, ожидания, чуда, чудесного свидания, преодоления времени и прием последующей наррации. «Жди меня» прочитано как произведение о воплощенном чуде любви, о победе человека над враждебной силой времени и пространства. Установлено, что стихотворение представляет идеальную модель мира, на которую скрыто ориентированы другие произведения цикла.
Сравнительно-историческое литературоведение
Фаритов В.Т. - Поэтика и эстетика незавершенного возвращения в творчестве А. Блока

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.18876

Аннотация: Предметом исследования предлагаемой статьи является идея вечного возвращения Ф. Ницше в поэтическом наследии А. Блока. Объектом исследования выступает осуществляющаяся в поэзии А. Блока трансформация ницшевской идеи вечного возвращения того же самого в поэтику и эстетику незавершенного возвращения. В статье осуществляется сравнительный анализ философских воззрений Ф. Ницше и поэтического миросозерцания А. Блока. Автор опирается на результаты современных исследований как в области литературоведения, так и в области философии. В статье применяется комплексный подход, основанный на синтезе семиоэстетического, дискурсивного и интертекстового анализа. Общий подход может быть определен как философский анализ художественного текста. Основным выводом проведенного исследования является положение, что в поэтическом мире А. Блока идея вечного возвращения трансформируется в феномен незавершенного возвращения. Автор показывает, что Блоком был ассимилирован преимущественно космологический, негативный аспект ницшевской идеи. Позитивный, антропологический аспект данной идеи не получил полного воплощения в творческом наследии поэта.
Фаритов В.Т. - Поэтика и эстетика незавершенного возвращения в творчестве А. Блока c. 284-290

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.68247

Аннотация: Предметом исследования предлагаемой статьи является идея вечного возвращения Ф. Ницше в поэтическом наследии А. Блока. Объектом исследования выступает осуществляющаяся в поэзии А. Блока трансформация ницшевской идеи вечного возвращения того же самого в поэтику и эстетику незавершенного возвращения. В статье осуществляется сравнительный анализ философских воззрений Ф. Ницше и поэтического миросозерцания А. Блока. Автор опирается на результаты современных исследований как в области литературоведения, так и в области философии. В статье применяется комплексный подход, основанный на синтезе семиоэстетического, дискурсивного и интертекстового анализа. Общий подход может быть определен как философский анализ художественного текста. Основным выводом проведенного исследования является положение, что в поэтическом мире А. Блока идея вечного возвращения трансформируется в феномен незавершенного возвращения. Автор показывает, что Блоком был ассимилирован преимущественно космологический, негативный аспект ницшевской идеи. Позитивный, антропологический аспект данной идеи не получил полного воплощения в творческом наследии поэта.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.