Статья 'Творчество Д. Самойлова как продолжение классических традиций русской литературы' - журнал 'Филология: научные исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Филология: научные исследования
Правильная ссылка на статью:

Творчество Д. Самойлова как продолжение классических традиций русской литературы

Трепачко Анна Николаевна

кандидат филологических наук

доцент, кафедра культуры русской речи, Северо-Кавказский федеральный университет

355007, Россия, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Саратовская, 38

Trepachko Anna Nikolaevna

PhD in Philology

associate professor of the Department of the Culture of Russian Speech at North Caucasian Federal University 

355007, Russia, Stavropol Region, Stavropol, str. Saratovskaya, 38

anna.fyyf.trepachko@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0749.2016.3.18208

Дата направления статьи в редакцию:

03-03-2016


Дата публикации:

27-10-2016


Аннотация: Предметом работы являются художественные средства, используемые Самойловым, которые понимаются как система принципов, структурно организующих его тексты. Проводится исследование «чужой речи» в текстах Д. Самойлова с точки зрения смыслового, культурно-исторического и философского аспектов. Учитывается обращение поэта к текстам, мотивам, сюжетным линиям, принципам, приемам, существующим в классической русской литературе. Прослеживаются закономерности, связывающие творчество поэта с творчеством классиков русской литературы. Анализируется развитие поэтической линии Д. Самойлова в контексте современной культуры и образование поэтом новых смыслов, актуальных для культурно-исторического пространства XX-XXI в. Применяя методы сравнительно-исторического, структурно-семиотического, историко-функционального, биографического анализа интертекстуальных единиц в текстах Д. Самойлова, автор приходит к выводу о диалогических отношениях поэта с классиками русской литературы. Оригинальным является осмысление и интерпретация элементов интертекста как ценностных ориентиров, а также углубленное исследование «чужой речи» с точки зрения смыслового, философского и культурно-исторического аспектов. Результаты работы могут использоваться в ходе лекционных и практических занятий по истории русской литературы XX века, при проведении спецкурсов и семинаров.


Ключевые слова:

русская классическая литература, литературоведение, интертекст, «чужая речь», теоретико-литературные концепции, интертекстуальное поле, реминисценция, диалогические отношения, аллюзии, архисема

Abstract: The subject of the work is the artistic means used by Samoylov which are understood as a system of principles structurally organizing his texts. The author conducts a study of the "alien speech" in the texts of David Samoilov in terms of semantic, cultural-historical and philosophical aspects. Trepachko also takes into account the poet's addressing to texts, explanations, plotlines, principles, and techniques that exist in Russian classical literature. The researcher traces back patterns that connect the work of the poet with the works of the authors of Russian classical literature. The author also analyses the development of the poetic style of David Samoilov in terms of contemporary culture as well as the poet's formation of new meanings relevant to cultural-historical space of the XXth -XXIth centuries. Using the methods of comparative-historical, structural and semiotic, historical and biographical analysis of functional units in the intertextual poetry of David Samoilov, the author finds out that there were dialogical relations between the poet's creative work and that of the authors of Russian classical literature. The original approach is the author's approach to interpreting elements of the intertext as values as well as the in-depth study of the "alien speech" from the perspective of semantic, philosophical and cultural-historical aspects. The results can be used during lectures and training on the history of Russian literature of the XXth century as well as specialized courses and seminars.


Keywords:

archiseme, allusions, dialogical relations, reminiscence, intertextual field, theoretical literary concepts, 'alien speech', intertext, literary studies, Russian classical literature

Библиография
1. Абрамов, Ю. Современная поэзия // Вопросы литературы. №4,1994. – С.47.
2. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1976. – С. 115-120.
3. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. – С. 321.
4. Гинзбург, Л. О лирике. Л., 1974. – С. 35-38.
5. Лавлинский, Л. Перебирая наши даты // Литературное обозрение. №11,1980. – С.64.
6. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь.-М.: Просвещение, 1988. – С.112.
7. Малышева, Г. Н. Очерки русской поэзии 1980-х годов: Специфика жанров и стилей. М., 1996. – С. 57.
8. Поляков, М. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1978. – С. 350-367.
9. Рассадин, П. На перекличке традиций // Юность. 1968. № 11. – С. 21.
10. Ратгауз, Г. Глубокая простота // Юность. 1980. № 2. – С. 96.
11. Сарычев, В. А. Эстетика русского модернизма. М., 1987. 4– С. 67.
12. Соловьев, В. Последний перевал // Октябрь. 1990. № 5. – С. 52.
13. Трепачко, А. Н. Чужая речь в творчестве Давида Самойлова: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2004. – С.14.
14. Чудакова, М. Возвращённая лирика // Вопросы литературы. №6. – 2000. – С.17
15. Страшнов, С. Знаки неба в памяти земли // Литературное обозрение. №2,1992. – С. 27.
16. Штайн, К.Э. Поэтический текст в научном контексте. Спб. – Ставрополь,1996. – С.46.
References
1. Abramov, Yu. Sovremennaya poeziya // Voprosy literatury. №4,1994. – S.47.
2. Bakhtin, M. M. Voprosy literatury i estetiki. M., 1976. – S. 115-120.
3. Bakhtin, M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva. M., 1979. – S. 321.
4. Ginzburg, L. O lirike. L., 1974. – S. 35-38.
5. Lavlinskii, L. Perebiraya nashi daty // Literaturnoe obozrenie. №11,1980. – S.64.
6. Lotman Yu.M. V shkole poeticheskogo slova: Pushkin, Lermontov, Gogol'.-M.: Prosveshchenie, 1988. – S.112.
7. Malysheva, G. N. Ocherki russkoi poezii 1980-kh godov: Spetsifika zhanrov i stilei. M., 1996. – S. 57.
8. Polyakov, M. Voprosy poetiki i khudozhestvennoi semantiki. M., 1978. – S. 350-367.
9. Rassadin, P. Na pereklichke traditsii // Yunost'. 1968. № 11. – S. 21.
10. Ratgauz, G. Glubokaya prostota // Yunost'. 1980. № 2. – S. 96.
11. Sarychev, V. A. Estetika russkogo modernizma. M., 1987. 4– S. 67.
12. Solov'ev, V. Poslednii pereval // Oktyabr'. 1990. № 5. – S. 52.
13. Trepachko, A. N. Chuzhaya rech' v tvorchestve Davida Samoilova: Avtoref. diss. ... kand. filol. nauk. Stavropol', 2004. – S.14.
14. Chudakova, M. Vozvrashchennaya lirika // Voprosy literatury. №6. – 2000. – S.17
15. Strashnov, S. Znaki neba v pamyati zemli // Literaturnoe obozrenie. №2,1992. – S. 27.
16. Shtain, K.E. Poeticheskii tekst v nauchnom kontekste. Spb. – Stavropol',1996. – S.46.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.