|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Филология: научные исследования"
> Содержание № 02, 2015
Выходные данные сетевого издания "Филология: научные исследования"
Номер подписан в печать: 05-09-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шереметьева Елена Сергеевна, доктор филологических наук, e.sheremetyeva@gmail.com
ISSN: 2454-0749
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 02, 2015
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА |
Гуревич П.С. - Э. Шпрангер о прекрасном и об эстетическом человеке |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2015.2.14364
Аннотация: Статья посвящена анализу эстетических идей немецкого философа, психолога и педагога Эдуарда Шпрангера. В минувшем году книга этого философа «Формы жизни: гуманитарная психология и этика личности» была впервые полностью издана на русском языке. В числе шести человеческих типов Э. Шпрангер выделят эстетического человека. Реконструируя этот тип, он обращается к эстетике и излагает множество собственных суждений о природе прекрасного и эстетике как психологическом персонаже. Особую ценность при этом имеют его размышления о видных философах и поэтах, которые, по его мнению, относятся к эстетическому типу. В статье используются методы и приёмы эстетического анализа художественных произведений. Типология форм жизни в статье выводится из совокупной картины философии духа. Автор опирается на герменевтический анализ художественного творчества, эстетической практики. Анализ эстетического человека в творчестве Эдуарда Шпрангера проводится в отечественной литературе впервые. Автор статьи отмечает, что эстетик в понимании С. Кьеркегора и эстетический человек Э. Шпрангера не совпадают по своей концептуальной трактовке. Анализируются в сравнении экспрессионистский и импрессионистский способ существования. В статье подчеркнуто, что некоторые положения эстетической теории Шпрангера не отличаются новизной, а подчас и требуют критической оценки.
Гуревич П.С. - Э. Шпрангер о прекрасном и об эстетическом человеке |
|
c. 102-105
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2015.2.66771
Аннотация: Статья посвящена анализу эстетических идей немецкого философа, психолога и педагога Эдуарда Шпрангера. В минувшем году книга этого философа «Формы жизни: гуманитарная психология и этика личности» была впервые полностью издана на русском языке. В числе шести человеческих типов Э. Шпрангер выделят эстетического человека. Реконструируя этот тип, он обращается к эстетике и излагает множество собственных суждений о природе прекрасного и эстетике как психологическом персонаже. Особую ценность при этом имеют его размышления о видных философах и поэтах, которые, по его мнению, относятся к эстетическому типу. В статье используются методы и приёмы эстетического анализа художественных произведений. Типология форм жизни в статье выводится из совокупной картины философии духа. Автор опирается на герменевтический анализ художественного творчества, эстетической практики. Анализ эстетического человека в творчестве Эдуарда Шпрангера проводится в отечественной литературе впервые. Автор статьи отмечает, что эстетик в понимании С. Кьеркегора и эстетический человек Э. Шпрангера не совпадают по своей концептуальной трактовке. Анализируются в сравнении экспрессионистский и импрессионистский способ существования. В статье подчеркнуто, что некоторые положения эстетической теории Шпрангера не отличаются новизной, а подчас и требуют критической оценки.
Симуш П.И. - Интегральная Patriotica Лермонтова в общечеловеческом контексте |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2015.2.15697
Аннотация: Статья представляет собой размышление о патриотичности М.Ю. Лермонтова в общечеловеческом контексте. Заявленная тема изоморфна по своей сути: два организма – личный и общественный – включены во вселенский контекст становления интегральной информационной эпохи. В своём начальном выборе она обращает внимание на особую актуальность интегральной лермонтовской патриотичности, которая есть не только любовь к двум его отчизнам – России и Шотландии, но и ко всем отечествам народов мира. Автор опирается на анализ личности и жизненного пути М.Ю. Лермонтова, его поэзии, а также философских работ о нём. Концепция востребована комплексным понятием «ключимость» (совокупность ключевых слов), которое обладает как индивидуальным и национальным содержанием, так и космизмом. Включаясь в поиск отчизнолюбия, автор увидел разницу в понятиях «родина», «отечество», «Россия», рассмотрел спорный вопрос по поводу стихотворения «Прощай, немытая Россия…» (1841). Автором исправлена ошибка: вместо прилагательного «немытая» у Лермонтова значилось слово «немотная» (от слова «немота»). Свежо прояснены у Лермонтова понятия «боголюбие», «дуэль», «космический патриотизм».
Симуш П.И. - Интегральная Patriotica Лермонтова в общечеловеческом контексте |
|
c. 106-116
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2015.2.66772
Аннотация: Статья представляет собой размышление о патриотичности М.Ю. Лермонтова в общечеловеческом контексте. Заявленная тема изоморфна по своей сути: два организма – личный и общественный – включены во вселенский контекст становления интегральной информационной эпохи. В своём начальном выборе она обращает внимание на особую актуальность интегральной лермонтовской патриотичности, которая есть не только любовь к двум его отчизнам – России и Шотландии, но и ко всем отечествам народов мира. Автор опирается на анализ личности и жизненного пути М.Ю. Лермонтова, его поэзии, а также философских работ о нём. Концепция востребована комплексным понятием «ключимость» (совокупность ключевых слов), которое обладает как индивидуальным и национальным содержанием, так и космизмом. Включаясь в поиск отчизнолюбия, автор увидел разницу в понятиях «родина», «отечество», «Россия», рассмотрел спорный вопрос по поводу стихотворения «Прощай, немытая Россия…» (1841). Автором исправлена ошибка: вместо прилагательного «немытая» у Лермонтова значилось слово «немотная» (от слова «немота»). Свежо прояснены у Лермонтова понятия «боголюбие», «дуэль», «космический патриотизм».
Стороженко Н.В. - Страх смерти на все времена |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2015.2.14979
Аннотация: Статья автора посвящена рассмотрению феномена смерти в современном мире. В данной статье производится последовательный анализ отношения индивида к феномену смерти на основании классических текстов (Артур Шопенгауэр, Филипп Арьес, Эрих Фромм и т.д.) в совокупности с рядом статей современных авторов. Цель данной работы – выявление факторов современной действительности, которые являются регулятивными в вопросе формирования специфического отношения индивида к феномену смерти и его дальнейшей перспективы. Поскольку данный вопрос носит философско-антропологический характер, анализ данной статьи стремиться сохранить связь с такой опытной составляющей человека как прогрессивные технологии. Результатом работы является обнаружение специфических взаимосвязей феномена смерти с прогрессом и фантазмом, выявление специфики символизма феномена смерти в современном мире, расширение списка модусов иммортализации, а также намечаются перспективы дальнейшего развития феномена. Так как феномен смерти философски предстает одним из экзистенционалов человеческого бытия, то спектр применения наработок статьи оказывается достаточно широким.
Стороженко Н.В. - Страх смерти на все времена |
|
c. 117-128
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2015.2.66773
Аннотация: Статья автора посвящена рассмотрению феномена смерти в современном мире. В данной статье производится последовательный анализ отношения индивида к феномену смерти на основании классических текстов (Артур Шопенгауэр, Филипп Арьес, Эрих Фромм и т.д.) в совокупности с рядом статей современных авторов. Цель данной работы – выявление факторов современной действительности, которые являются регулятивными в вопросе формирования специфического отношения индивида к феномену смерти и его дальнейшей перспективы. Поскольку данный вопрос носит философско-антропологический характер, анализ данной статьи стремиться сохранить связь с такой опытной составляющей человека как прогрессивные технологии. Результатом работы является обнаружение специфических взаимосвязей феномена смерти с прогрессом и фантазмом, выявление специфики символизма феномена смерти в современном мире, расширение списка модусов иммортализации, а также намечаются перспективы дальнейшего развития феномена. Так как феномен смерти философски предстает одним из экзистенционалов человеческого бытия, то спектр применения наработок статьи оказывается достаточно широким.
Зинчук Е.А. - Английские заимствования в немецком языке как отражение процессов в современном обществе. |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2015.2.15558
Аннотация: Проблема заимствования английских слов в немецкий язык стала особенно актуальной в последние десятилетия в связи с эпохой глобализации и активной разработкой различных аспектов взаимодействия языков. Статья посвящена комплексному исследованию заимствования английских слов в немецкий язык. В результате проведённого анализа предпринята попытка определить временные рамки появления англицизмов, их роль и место в лексической системе современного немецкого языка, составить тематическую классификацию заимствований, а так же понять отношение немецкого общества к данной проблеме. Основное содержание исследования составляет анализ языка рекламы и деятельности организаций и общественных деятелей, занимающихся вопросами сохранения чистоты немецкого языка. Вопрос заимствования иноязычных слов всегда вызывал в обществе и научном мире бурные дискуссии, которые сводились к одному вопросу: есть ли реальная угроза для существования немецкого языка? В статье приведён анализ взглядов исследователей и наиболее прогрессивных представителей немецкого общества на проблему заимствования англицизмов в английский язык, и мы приходим к выводу, что ответ на этот вопрос не всегда можно сформулировать просто как утверждение об их ненужности. В настоящем исследовании анализируются особенности функционирования англицизмов в языке, что в целом помогает определить некоторые тенденции языковых изменений. Работа значима в плане исследования тенденций развития системы языка в конце XX - начале XXI века, а также особенностей процесса заимствования англоязычных слов в немецкий язык.
Зинчук Е.А. - Английские заимствования в немецком языке как отражение процессов в современном обществе. |
|
c. 129-137
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2015.2.66774
Аннотация: Проблема заимствования английских слов в немецкий язык стала особенно актуальной в последние десятилетия в связи с эпохой глобализации и активной разработкой различных аспектов взаимодействия языков. Статья посвящена комплексному исследованию заимствования английских слов в немецкий язык. В результате проведённого анализа предпринята попытка определить временные рамки появления англицизмов, их роль и место в лексической системе современного немецкого языка, составить тематическую классификацию заимствований, а так же понять отношение немецкого общества к данной проблеме. Основное содержание исследования составляет анализ языка рекламы и деятельности организаций и общественных деятелей, занимающихся вопросами сохранения чистоты немецкого языка. Вопрос заимствования иноязычных слов всегда вызывал в обществе и научном мире бурные дискуссии, которые сводились к одному вопросу: есть ли реальная угроза для существования немецкого языка? В статье приведён анализ взглядов исследователей и наиболее прогрессивных представителей немецкого общества на проблему заимствования англицизмов в английский язык, и мы приходим к выводу, что ответ на этот вопрос не всегда можно сформулировать просто как утверждение об их ненужности. В настоящем исследовании анализируются особенности функционирования англицизмов в языке, что в целом помогает определить некоторые тенденции языковых изменений. Работа значима в плане исследования тенденций развития системы языка в конце XX - начале XXI века, а также особенностей процесса заимствования англоязычных слов в немецкий язык.
Балаклеец Н.А. - Онтологические аспекты монархической власти (на материале романа И.И. Лажечникова «Ледяной дом») |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2015.2.15475
Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи являются онтологические характеристики монархической власти, представленные в историческом романе И.И. Лажечникова «Ледяной дом». В статье предложена авторская интерпретация идей и образов Лажечникова в контексте современных политико-философских учений. Привлекая для анализа теоретические разработки А. Кожева, Ж. Батая, Ж. Бодрийяра, М. Фуко, Э. Канторовича, М. Ямпольского и других исследователей, автор выявляет разнообразные формы и способы осуществления власти, представленные в романе. Особое внимание уделяется феноменам тела монарха, дискурса власти и способам трансгрессии власти. Наряду с общенаучными методами исследования автор использует герменевтическую и постструктуралистскую методологию, а также элементы сравнительного литературоведения. Основным результатом проведенного исследования является экспликация автором четырех уровней бытия власти, представленных в романе «Ледяной дом». Кризис метафизического начала власти, выраженный в неспособности императрицы Анны Иоанновны осуществлять репрезентацию трансценденции, усугубляется кризисом репрезентации коллективного тела в публичном пространстве. Особым вкладом автора в проведенное исследование является выявление специфических характеристик дискурса власти, а также интерпретация смехового начала культуры как одного из элементов дискурса власти.
Балаклеец Н.А. - Онтологические аспекты монархической власти (на материале романа И.И. Лажечникова «Ледяной дом») |
|
c. 138-147
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2015.2.66775
Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи являются онтологические характеристики монархической власти, представленные в историческом романе И.И. Лажечникова «Ледяной дом». В статье предложена авторская интерпретация идей и образов Лажечникова в контексте современных политико-философских учений. Привлекая для анализа теоретические разработки А. Кожева, Ж. Батая, Ж. Бодрийяра, М. Фуко, Э. Канторовича, М. Ямпольского и других исследователей, автор выявляет разнообразные формы и способы осуществления власти, представленные в романе. Особое внимание уделяется феноменам тела монарха, дискурса власти и способам трансгрессии власти. Наряду с общенаучными методами исследования автор использует герменевтическую и постструктуралистскую методологию, а также элементы сравнительного литературоведения. Основным результатом проведенного исследования является экспликация автором четырех уровней бытия власти, представленных в романе «Ледяной дом». Кризис метафизического начала власти, выраженный в неспособности императрицы Анны Иоанновны осуществлять репрезентацию трансценденции, усугубляется кризисом репрезентации коллективного тела в публичном пространстве. Особым вкладом автора в проведенное исследование является выявление специфических характеристик дискурса власти, а также интерпретация смехового начала культуры как одного из элементов дискурса власти.
Скворцова Е.Л., Луцкий А.Л. - Противостояние личности и общества в произведениях Абэ Кобо и Михаила Булгакова |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2015.2.15524
Аннотация: В статье рассматривается проблема противостояния личности и общества в произведениях художественной литературы на примере сопоставления повести М. Булгакова «Собачье сердце» и рассказа Абэ Кобо «Тиннюся». Делается акцент на социокультурном контексте этих работ, написанных в переломные в мировоззренческом отношении эпохи, которые сопровождались тотальным ценностным хаосом: переход к устройству социалистического уклада в СССР и «поворот» к демилитаризации и демократизации Японии после Второй мировой войны. В обоих случаях проблемы психологии и поведения людей в периоды социальных катаклизмов осмысливаются и интерпретируются Абэ и Булгаковым в художественной форме фантастической аллегории и гротеска. Автором использован эмпирико-герменевтический метод, т.е. метод корректного описания и толкования конкретных источников, а также диалектический метод в сочетании с принципом комплементарности. В статье впервые в истории отечественного литературоведения и японоведения сопоставлены и проанализированы работы Абэ Кобо и Михаила Булгакова с культурологической, социологической и философской точки зрения; впервые для подобного анализа привлечены зарубежные, в том числе оригинальные японские философские, социопсихологические и культурологические источники.
Скворцова Е.Л., Луцкий А.Л. - Противостояние личности и общества в произведениях Абэ Кобо и Михаила Булгакова |
|
c. 148-155
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2015.2.66776
Аннотация: В статье рассматривается проблема противостояния личности и общества в произведениях художественной литературы на примере сопоставления повести М. Булгакова «Собачье сердце» и рассказа Абэ Кобо «Тиннюся». Делается акцент на социокультурном контексте этих работ, написанных в переломные в мировоззренческом отношении эпохи, которые сопровождались тотальным ценностным хаосом: переход к устройству социалистического уклада в СССР и «поворот» к демилитаризации и демократизации Японии после Второй мировой войны. В обоих случаях проблемы психологии и поведения людей в периоды социальных катаклизмов осмысливаются и интерпретируются Абэ и Булгаковым в художественной форме фантастической аллегории и гротеска. Автором использован эмпирико-герменевтический метод, т.е. метод корректного описания и толкования конкретных источников, а также диалектический метод в сочетании с принципом комплементарности. В статье впервые в истории отечественного литературоведения и японоведения сопоставлены и проанализированы работы Абэ Кобо и Михаила Булгакова с культурологической, социологической и философской точки зрения; впервые для подобного анализа привлечены зарубежные, в том числе оригинальные японские философские, социопсихологические и культурологические источники.
Матвейчев О.А. - Орфей: явление с Севера (постановка вопроса) |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2015.2.15069
Аннотация: Особое внимание в статье уделяется попытке найти ключ к объяснению «темных мест» нашего знания о личности и учения легендарного Орфея, на протяжении многих веков являвшихся предметом широких разногласий между исследователями. Еще со времен Аристотеля учеными стали высказываться сомнения в исторической реальности Орфея – он был слишком чужероден для греческого мира, чтобы его признали реально жившим среди эллинов. Многие элементы орфического учения настолько нехарактерны для древнегреческого мышления, что их еще со времен Геродота считали привнесенными извне (из Египта, Ирана, Финикии, Малой Азии, Хеттской империи). Некоторые исследователи XX в. были склонны искать истоки орфизма еще дальше – на севере евразийского континента, на тех территориях, где был распространен шаманизм. Так или иначе, орфическое учение имеет, скорее всего, северное происхождение, что косвенно доказывается негреческим (северо-балканским) именем самого Орфея. При написании данной статьи автор использовал методы проведения аналогий, параллелей и диалога, раскрыл тождество и различие философских культур, механизм их взаимодействия. Новизна исследования заключается в том, что автор предпринял попытку провести параллели между фигурой Орфея и архетипического древнерусского Великого Гусляра, воплощенного в образах Садко, Бояна и героя древнерусского сказания «Голубиная книга» царя Давыда Евсеевича. Их объединяет способность влиять своей музыкой на природные стихии, космологический характер их деятельности, магическая природа их инструментов – лиры и гуслей, признаваемая в традиции синкретичность образов мудреца и музыканта. Не случайными представляются и параллели между былиной о Садко, гимном о Варуне и Васиштхе из «Ригведы» и «Аргонавтикой» Аполлония Родосского. Близость сюжетов, сходство фигур певцов-чудотворцев может говорить об их происхождения из одного источника, а именно, из общей традиции времен индоевропейской общности. Основным выводом проведенного исследования является то, что появляются весомые основания говорить об индоевропейском происхождении образа Орфея (если мы не можем пока говорить о нем как о реальной исторической личности) и его учения и выдвинуть гипотезу об их проникновении в Грецию во второй половине II тысячелетия до н.э.
Матвейчев О.А. - Орфей: явление с Севера (постановка вопроса) |
|
c. 156-163
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2015.2.66777
Аннотация: Особое внимание в статье уделяется попытке найти ключ к объяснению «темных мест» нашего знания о личности и учения легендарного Орфея, на протяжении многих веков являвшихся предметом широких разногласий между исследователями. Еще со времен Аристотеля учеными стали высказываться сомнения в исторической реальности Орфея – он был слишком чужероден для греческого мира, чтобы его признали реально жившим среди эллинов. Многие элементы орфического учения настолько нехарактерны для древнегреческого мышления, что их еще со времен Геродота считали привнесенными извне (из Египта, Ирана, Финикии, Малой Азии, Хеттской империи). Некоторые исследователи XX в. были склонны искать истоки орфизма еще дальше – на севере евразийского континента, на тех территориях, где был распространен шаманизм. Так или иначе, орфическое учение имеет, скорее всего, северное происхождение, что косвенно доказывается негреческим (северо-балканским) именем самого Орфея. При написании данной статьи автор использовал методы проведения аналогий, параллелей и диалога, раскрыл тождество и различие философских культур, механизм их взаимодействия. Новизна исследования заключается в том, что автор предпринял попытку провести параллели между фигурой Орфея и архетипического древнерусского Великого Гусляра, воплощенного в образах Садко, Бояна и героя древнерусского сказания «Голубиная книга» царя Давыда Евсеевича. Их объединяет способность влиять своей музыкой на природные стихии, космологический характер их деятельности, магическая природа их инструментов – лиры и гуслей, признаваемая в традиции синкретичность образов мудреца и музыканта. Не случайными представляются и параллели между былиной о Садко, гимном о Варуне и Васиштхе из «Ригведы» и «Аргонавтикой» Аполлония Родосского. Близость сюжетов, сходство фигур певцов-чудотворцев может говорить об их происхождения из одного источника, а именно, из общей традиции времен индоевропейской общности. Основным выводом проведенного исследования является то, что появляются весомые основания говорить об индоевропейском происхождении образа Орфея (если мы не можем пока говорить о нем как о реальной исторической личности) и его учения и выдвинуть гипотезу об их проникновении в Грецию во второй половине II тысячелетия до н.э.
Гуревич П.С. - Гротеск человеческого бытия (Книги, выпущенные издательством «Канон+») |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2015.2.15249
Аннотация: В рецензии анализируются различные гротескные обнаружения человеческого бытия, отражённые в искусстве. Основное внимание уделено книге Н. Нольде-Лурье, посвящённой творчеству крупного современного скульптора и художника Вадима Сидура. Как известно, в ваянии различаются чисто символическая пластика, круглая скульптура и рельеф. В. Сидур тяготеет к символике, с помощью которой он стремится выразить гротескность человеческого бытия. В его причудливой творческой фантазии человек и вселенское страдание соединены с инструментом, механизмом. Так воплощаются угрозы машинного мира. Даже эротика в его творчества несёт черты гротеска. Изданный «Каноном+» сборник статей З. Фрейда «Психоанализ. Религия. Культура» также представляет собой анализ определённых «скошенных» аспектов человеческого бытия. Фрейд, в частности, оценивает религию как особую форму коллективного невроза. В работе Ю.П. Мелентьевой «О чтении. Размышления о теоретических аспектах чтения» показана огромная роль книги в развитии цивилизации. Герман Гессе писал, что без книги нет истории. Падение книжной культуры, несомненно, негативно сказывается на человеческой ментальности, на человеческом существовании. В рецензии использованы принципы эстетического анализа, позволяющие оценивать достижения художественной практики. Автор опирается также на методологию философской антропологии, дающую представление о сложности и противоречивости человеческой природы. Новизна статьи обусловлена стремлением раскрыть гротескность человеческого существования на материале трёх книг, выбранных для обзора. Согласно психоанализу, ребёнок чуть ли ни с момента рождения попадает в мир абсурда, который предлагает ему культура. В ней репрессируются инстинктивные желания человека, подавляются естественные стремления, что и порождает недовольство культурой. Человеческое бытие абсурдно, поскольку реальная историческая практика не соотносится с принципами рациональности. Кроме того, и сам человек оказывается жертвой внутренних конфликтов сознательного и бессознательного, инстинктивного и культурного. Одним из проявлений «недовольства культурой» можно считать всё нарастающее устранение книги. Между тем изобретение Гуттенберга почти полтысячелетия формировало современную культуру, которая утрачивает навыки чтения и его теоретические аспекты.
Гуревич П.С. - Гротеск человеческого бытия (Книги, выпущенные издательством «Канон+») |
|
c. 183-190
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2015.2.66778
Аннотация: В рецензии анализируются различные гротескные обнаружения человеческого бытия, отражённые в искусстве. Основное внимание уделено книге Н. Нольде-Лурье, посвящённой творчеству крупного современного скульптора и художника Вадима Сидура. Как известно, в ваянии различаются чисто символическая пластика, круглая скульптура и рельеф. В. Сидур тяготеет к символике, с помощью которой он стремится выразить гротескность человеческого бытия. В его причудливой творческой фантазии человек и вселенское страдание соединены с инструментом, механизмом. Так воплощаются угрозы машинного мира. Даже эротика в его творчества несёт черты гротеска. Изданный «Каноном+» сборник статей З. Фрейда «Психоанализ. Религия. Культура» также представляет собой анализ определённых «скошенных» аспектов человеческого бытия. Фрейд, в частности, оценивает религию как особую форму коллективного невроза. В работе Ю.П. Мелентьевой «О чтении. Размышления о теоретических аспектах чтения» показана огромная роль книги в развитии цивилизации. Герман Гессе писал, что без книги нет истории. Падение книжной культуры, несомненно, негативно сказывается на человеческой ментальности, на человеческом существовании. В рецензии использованы принципы эстетического анализа, позволяющие оценивать достижения художественной практики. Автор опирается также на методологию философской антропологии, дающую представление о сложности и противоречивости человеческой природы. Новизна статьи обусловлена стремлением раскрыть гротескность человеческого существования на материале трёх книг, выбранных для обзора. Согласно психоанализу, ребёнок чуть ли ни с момента рождения попадает в мир абсурда, который предлагает ему культура. В ней репрессируются инстинктивные желания человека, подавляются естественные стремления, что и порождает недовольство культурой. Человеческое бытие абсурдно, поскольку реальная историческая практика не соотносится с принципами рациональности. Кроме того, и сам человек оказывается жертвой внутренних конфликтов сознательного и бессознательного, инстинктивного и культурного. Одним из проявлений «недовольства культурой» можно считать всё нарастающее устранение книги. Между тем изобретение Гуттенберга почти полтысячелетия формировало современную культуру, которая утрачивает навыки чтения и его теоретические аспекты.
|
|