Статья 'Орфей: явление с Севера (постановка вопроса)' - журнал 'Филология: научные исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Филология: научные исследования
Правильная ссылка на статью:

Орфей: явление с Севера (постановка вопроса)

Матвейчев Олег Анатольевич

кандидат философских наук

профессор, Национальный исследовательский университет, Высшая школа экономики

123007, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, 20, каб. 355

Matveichev Oleg Anatol'evich

PhD in Philosophy

professor of the Department of Philosophy at National Research University 'Higher School of Economics'

123007, Russia, g. Moscow, ul. Myasnitskaya, 20, kab. 355

OM777777@MAIL.RU
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0749.2015.2.15069

Дата направления статьи в редакцию:

20-04-2015


Дата публикации:

05-09-2015


Аннотация: Особое внимание в статье уделяется попытке найти ключ к объяснению «темных мест» нашего знания о личности и учения легендарного Орфея, на протяжении многих веков являвшихся предметом широких разногласий между исследователями. Еще со времен Аристотеля учеными стали высказываться сомнения в исторической реальности Орфея – он был слишком чужероден для греческого мира, чтобы его признали реально жившим среди эллинов. Многие элементы орфического учения настолько нехарактерны для древнегреческого мышления, что их еще со времен Геродота считали привнесенными извне (из Египта, Ирана, Финикии, Малой Азии, Хеттской империи). Некоторые исследователи XX в. были склонны искать истоки орфизма еще дальше – на севере евразийского континента, на тех территориях, где был распространен шаманизм. Так или иначе, орфическое учение имеет, скорее всего, северное происхождение, что косвенно доказывается негреческим (северо-балканским) именем самого Орфея. При написании данной статьи автор использовал методы проведения аналогий, параллелей и диалога, раскрыл тождество и различие философских культур, механизм их взаимодействия. Новизна исследования заключается в том, что автор предпринял попытку провести параллели между фигурой Орфея и архетипического древнерусского Великого Гусляра, воплощенного в образах Садко, Бояна и героя древнерусского сказания «Голубиная книга» царя Давыда Евсеевича. Их объединяет способность влиять своей музыкой на природные стихии, космологический характер их деятельности, магическая природа их инструментов – лиры и гуслей, признаваемая в традиции синкретичность образов мудреца и музыканта. Не случайными представляются и параллели между былиной о Садко, гимном о Варуне и Васиштхе из «Ригведы» и «Аргонавтикой» Аполлония Родосского. Близость сюжетов, сходство фигур певцов-чудотворцев может говорить об их происхождения из одного источника, а именно, из общей традиции времен индоевропейской общности. Основным выводом проведенного исследования является то, что появляются весомые основания говорить об индоевропейском происхождении образа Орфея (если мы не можем пока говорить о нем как о реальной исторической личности) и его учения и выдвинуть гипотезу об их проникновении в Грецию во второй половине II тысячелетия до н.э.


Ключевые слова:

философия, мифология, космогония, музыка, Древняя Греция, Орфей, орфики, шаманизм, индоевропейцы, древние славяне

Abstract: Particular attention is paid to the author's attempts to find the key to explaining “dark places” in our knowledge about the personality and doctrine of the legendary Orpheus. Since the days of Aristotle, scientists began to express doubts about the historical reality of Orpheus. He was too heterogenous to the Greek world to be recognized as really lived among the Greeks. Many elements of the Orphic doctrine were so uncommon for the ancient Greek thought that since the time of Herodotus they were believed to be imported (from Egypt, Iran, Phoenicia, Asia Minor, Hittite Empire). Some researchers of the XXth century were inclined to seek the origins of Orphism even further, to the north of the Eurasian continent, in the territories of shamanism. Either way, the Orphic doctrine is likely to be of northern origin which can be indirectly proved by the non-Greek (north-Balkan) origin of the name of Orpheus. In his research the author has used the methods of drawing analogies, parallels and conducting a dialogue to describe the similarities and differences of philosophical cultures as well as the mechanism of their interaction. The novelty of the research is caused by the fact that the author has attempted to draw parallels between the figure of Orpheus and archetypal ancient Russian Grand Guslar embodied in the images of Sadko, Bojan and the hero of “The Book of Doves”, tsar David Evseevich. All these figures have the following features in common: their ability to influence nature and natural forces with their music, cosmological nature of their activity, magical nature of their instruments (lyre and gusli), traditionally recognized syncretism of the images of the sage and musician. The researcher also draws the parallels between the epics of Sadko, hymn of Varuna and Vasistha of the Rigveda and Argonautica by Apollonius of Rhodes. The proximity of plots, similarity of the figures of wizard singers may prove that they originate from the same source, in particular, the tradition of the times of the Indo-European community. The main conclusion of the study is that there are reasonable grounds to speak about the origin of the Indo-European image of Orpheus and his doctrine (if we cannot yet speak of him as a real historical figure) and put forward a hypothesis about their invasion into Greece in the second half of the 2d millennium BC.


Keywords:

mythology, cosmogony, music, Ancient Greece, Orpheus, Orphics, shamanism, philosophy, Indo-Europeans, ancient Slavs

Библиография
1. Лебедев А. В. Орфизм // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 2010. С. 167.
2. Петров М. К. Орфики // Философская энциклопедия. В 5 т. Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1967. С. 169-170.
3. Kirk G. S., Raven J. Е. The Presocratic Pililosophers: A Critical History with a Selection of Texts. Cambridge University Press, 1957. 487 p.
4. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность. СПб.: ТОО ТК «Петрополис, 1997. 336 с.
5. Guthrie W. К. С. А History of Greek Philosophy. Vol. I. The Earlier Presocratics and the Pythagoreans. Cambridge University Press, 1962. 539 p.
6. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Т. 1. СПб.: Наука, 1993. 350 с.
7. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб.: Алетейя, 1996. 296 с.
8. Аристотель. Политика // Аристотель. Собр. соч. в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 375-644.
9. Платон. Пир // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1993. С. 81-134.
10. Драч Г. В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М.: Гардарики, 2003. 318 с.
11. Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Тбилиси: Изд-во «Мецниереба», 1964. 350 с.
12. Страбон. География. Л.: Наука, 1964. 944 с.
13. Лебедев А. В. Происхождение имени Ὀρφεύς // Балканы в контексте Средиземноморья. Проблемы реконструкции языка и культуры. М., 1986. С. 37-40.
14. Диодор Сицилийский. Греческая мифология. (Историческая библиотека). М.: Лабиринт, 2000. 224 с.
15. Элиан. Пестрые рассказы. М., Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. 186 с.
16. Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. Т. 2. М.: ООО «Изд-во АСТ», «Ладомир», 2002. 503 с.
17. Беляков А., Матвейчев О. Троянский конь западной истории. СПб.: Питер, 2014. 224 с.
18. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л.: Наука, 1972. 216 с.
19. Эсхил. Агамемнон // Эсхил. Трагедии. М.: Наука, 1989. С. 76-123.
20. Эратосфен. Превращения в созвездия (Катастеризмы) // Небо, наука, поэзия. Античные авторы о небесных светилах, об их именах, восходах, заходах и приметах погоды. М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 62-87.
21. Птолемеева «Музыка» // ΣΧΟΛΗ.Философское антиковедение и классическая традиция Т. 6. Вып. 1. Новосибирск: Центр изучения древней философии и классической традиции, 2012. С. 157-191.
22. Гигин. Астрономия. СПб.: Алетейя, 1997. 224 с.
23. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996. С. 5-680.
24. West M. The Orphic Poems, Oxford, 1983 / URL: http://bookfi.org/book/1262265
25. Вольф М. Н. Ранняя греческая философия и Древний Иран. СПб.: Алетейя, 2006. 224 с.
26. Россоха И. Финикийская философия и Библия. Харьков, 2008 / URL: http://rummuseum.ru/portal/node/2443
27. Яйленко В. П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. 271 с.
28. Gruppe O. Griechische mythologie und religionsgeschichte. München, Beck, 1906
29. Keydell R., Ziegler K. Orphische Dichtung // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft (RE). Bd. 18, 2, 1942, col. 1321 sq.
30. Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. СПб.: Алетейя, 2000. 507 с.
31. Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. М., Критерион, 2002. 512 с.
32. Серяков М. Л. «Голубиная книга» – священное сказание русского народа. М.: Вече, 2012. 448 с.
33. Ригведа. Мандалы V-VIII. М.: Наука, 1999. 768 с.
34. Платон. Государство // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 79-420.
35. Еврипид. Ипполит // Еврипид. Трагедии. Т. 1. М.: Ладомир, Наука, 1998. 644 с.
36. Буркерт В. Греческая религия: Архаика и классика. СПб.: Алетейя, 2004. 584 с
References
1. Lebedev A. V. Orfizm // Novaya filosofskaya entsiklopediya. V 4 t. T. 3. M.: Mysl', 2010. S. 167.
2. Petrov M. K. Orfiki // Filosofskaya entsiklopediya. V 5 t. T. 4. M.: Sovetskaya entsiklopediya, 1967. S. 169-170.
3. Kirk G. S., Raven J. E. The Presocratic Pililosophers: A Critical History with a Selection of Texts. Cambridge University Press, 1957. 487 p.
4. Antiseri D., Reale Dzh. Zapadnaya filosofiya ot istokov do nashikh dnei. T. 1. Antichnost'. SPb.: TOO TK «Petropolis, 1997. 336 s.
5. Guthrie W. K. S. A History of Greek Philosophy. Vol. I. The Earlier Presocratics and the Pythagoreans. Cambridge University Press, 1962. 539 p.
6. Gegel' G. V. F. Lektsii po istorii filosofii. T. 1. SPb.: Nauka, 1993. 350 s.
7. Tseller E. Ocherk istorii grecheskoi filosofii. SPb.: Aleteiya, 1996. 296 s.
8. Aristotel'. Politika // Aristotel'. Sobr. soch. v 4 t. T. 4. M.: Mysl', 1983. S. 375-644.
9. Platon. Pir // Platon. Sobr. soch. v 4 t. T. 2. M.: Mysl', 1993. S. 81-134.
10. Drach G. V. Rozhdenie antichnoi filosofii i nachalo antropologicheskoi problematiki. M.: Gardariki, 2003. 318 s.
11. Apollonii Rodosskii. Argonavtika. Tbilisi: Izd-vo «Metsniereba», 1964. 350 s.
12. Strabon. Geografiya. L.: Nauka, 1964. 944 s.
13. Lebedev A. V. Proiskhozhdenie imeni Ὀρφεύς // Balkany v kontekste Sredizemnomor'ya. Problemy rekonstruktsii yazyka i kul'tury. M., 1986. S. 37-40.
14. Diodor Sitsiliiskii. Grecheskaya mifologiya. (Istoricheskaya biblioteka). M.: Labirint, 2000. 224 s.
15. Elian. Pestrye rasskazy. M., L.: Izd-vo Akademii nauk SSSR, 1963. 186 s.
16. Pavsanii. Opisanie Ellady. V 2 t. T. 2. M.: OOO «Izd-vo AST», «Ladomir», 2002. 503 s.
17. Belyakov A., Matveichev O. Troyanskii kon' zapadnoi istorii. SPb.: Piter, 2014. 224 s.
18. Apollodor. Mifologicheskaya biblioteka. L.: Nauka, 1972. 216 s.
19. Eskhil. Agamemnon // Eskhil. Tragedii. M.: Nauka, 1989. S. 76-123.
20. Eratosfen. Prevrashcheniya v sozvezdiya (Katasterizmy) // Nebo, nauka, poeziya. Antichnye avtory o nebesnykh svetilakh, ob ikh imenakh, voskhodakh, zakhodakh i primetakh pogody. M.: Izd-vo MGU, 1992. S. 62-87.
21. Ptolemeeva «Muzyka» // ΣΧΟΛΗ.Filosofskoe antikovedenie i klassicheskaya traditsiya T. 6. Vyp. 1. Novosibirsk: Tsentr izucheniya drevnei filosofii i klassicheskoi traditsii, 2012. S. 157-191.
22. Gigin. Astronomiya. SPb.: Aleteiya, 1997. 224 s.
23. Losev A. F. Antichnaya mifologiya v ee istoricheskom razvitii // Losev A. F. Mifologiya grekov i rimlyan. M.: Mysl', 1996. S. 5-680.
24. West M. The Orphic Poems, Oxford, 1983 / URL: http://bookfi.org/book/1262265
25. Vol'f M. N. Rannyaya grecheskaya filosofiya i Drevnii Iran. SPb.: Aleteiya, 2006. 224 s.
26. Rossokha I. Finikiiskaya filosofiya i Bibliya. Khar'kov, 2008 / URL: http://rummuseum.ru/portal/node/2443
27. Yailenko V. P. Arkhaicheskaya Gretsiya i Blizhnii Vostok. M.: Nauka. Glavnaya redaktsiya vostochnoi literatury, 1990. 271 s.
28. Gruppe O. Griechische mythologie und religionsgeschichte. München, Beck, 1906
29. Keydell R., Ziegler K. Orphische Dichtung // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft (RE). Bd. 18, 2, 1942, col. 1321 sq.
30. Dodds E. R. Greki i irratsional'noe. SPb.: Aleteiya, 2000. 507 s.
31. Eliade M. Istoriya very i religioznykh idei. V 3 t. T. 2. Ot Gautamy Buddy do triumfa khristianstva. M., Kriterion, 2002. 512 s.
32. Seryakov M. L. «Golubinaya kniga» – svyashchennoe skazanie russkogo naroda. M.: Veche, 2012. 448 s.
33. Rigveda. Mandaly V-VIII. M.: Nauka, 1999. 768 s.
34. Platon. Gosudarstvo // Platon. Sobr. soch. v 4 t. T. 3. M.: Mysl', 1994. S. 79-420.
35. Evripid. Ippolit // Evripid. Tragedii. T. 1. M.: Ladomir, Nauka, 1998. 644 s.
36. Burkert V. Grecheskaya religiya: Arkhaika i klassika. SPb.: Aleteiya, 2004. 584 s
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.