|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Финансы и управление"
> Содержание № 01, 2020
Выходные данные сетевого издания "Финансы и управление"
Номер подписан в печать: 09-04-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Дегтярев Александр Николаевич, доктор экономических наук, кандидат технических наук, Aleks-degt@yandex.ru
ISSN: 2409-7802
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 01, 2020
Степанов Н.С. - Инвестиционные перспективы России в рамках экономического сотрудничества с КНР |
|
c. 1-12
|
DOI: 10.25136/2409-7802.2020.1.31330
Аннотация: Предметом исследования являются тенденции и особенности инвестиционного сотрудничества РФ и КНР. Объектом исследования выступает экономическое сотрудничество двух государств. Актуальность статьи обусловлена тем, что экономическое сотрудничество между Россией и Китаем находится в приоритете у политиков и исследователей, в связи с его высокой значимостью для двух государств оно будет постепенно расширяться, но существует много проблем для углубления отношений и повышения взаимодополняемости. Целью статьи является изучение инвестиционных перспектив России в рамках экономического сотрудничества с Китаем, выявление проблем и поиск возможных путей выхода из этой ситуации. Методологической базой данной статьи является систематизация и обобщение научной литературы и статистических данных для выявления тенденций и особенностей инвестиционного взаимодействия России и Китая. В статье обосновано, что экономические отношения между Россией и Китаем в значительной степени основываются на традиционной торговле. Инвестиции между странами представляются ограниченными, а совместные проекты, в последнее время, не завершаются. Практическое применение результатов исследование имеет перспективы для углубления отношений между Россией и Китаем, полагаю, что необходимы значительные внутренние модернизации в цепочках поставок, которые Россия должна субсидировать, чтобы сохранить устойчивость регионального развития. Определено, что существует серьезный потенциал для углубления экономических отношений, для реализации которого необходимо решить много серьезных проблем.
Ситник А.А. - Юридические факты в механизме правового регулирования общественных отношений в сфере денежного обращения |
|
c. 13-22
|
DOI: 10.25136/2409-7802.2020.1.32063
Аннотация: Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе эмиссии денег, обращения наличных, безналичных и электронных денежных средств, учета и составления отчетности по операциям с денежными средствами, валютного регулирования, организации национальной платежной системы, а также финансового контроля (в том числе контроля платежеспособности денежных знаков; контроля за соблюдением порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций; контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике; надзора и наблюдения в национальной платежной системе; валютного контроля; контроля в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (финансового мониторинга)). Методологию исследования составили общенаучный метод диалектического познания диалектического познания социальных и правовых явлений, а также логические методы (анализа, синтеза, дедукции и индукции). Новизна научного исследования заключается в том, что на основе общетеоретических положений о юридических фактах, автор формирует концепцию юридических фактов, влекущих возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений в сфере денежного обращения. В работе отграничиваются операции с денежными средствами от гражданско-правовых сделок, делается вывод о возможности рассмотрения денежной реформы в качестве относительного события, выделяются юридические факты события и юридические факты состояния.
Попова Е.М., Гусейнова Г.М. - Совершенствование методологической базы по идентификации налоговых расходов |
|
c. 23-37
|
DOI: 10.25136/2409-7802.2020.1.32345
Аннотация: Концепция налоговых расходов планомерно внедряется в бюджетный процесс в России, что определяет актуальность настоящего исследования. В России используется законодательный подход к идентификации налоговых расходов, который имеет слабую теоретико-методологическую базу. На сегодняшний день отсутствуют четкие критерии выделения налоговых расходов, а определение, сформулированное в ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ, еще больше усложняет их идентификацию. Таким образом, существует объективная необходимость разработки более основательного с теоретической точки зрения подхода к идентификации налоговых расходов. При подготовке статьи применялись методы формальной логики, такие как анализ, сравнение, синтез,индукция и дедукция. Изучение зарубежной практики позволило сделать вывод о том, что квалификация налоговой нормы в качестве налогового расхода - весьма дискуссионный вопрос. Новизна и научно-практическая значимость проведенного исследования заключается в предложенной авторами трактовке налоговых расходов и налоговых льгот, которая отражает их главный признак, состоящий в отклонении от фундаментальных принципов налогообложения, и обеспечивает согласованность с понятиями, используемыми в бюджетном законодательстве. Авторами разработан алгоритм идентификации налоговых расходов, в основе которого лежит решение задачи по определению соответствия содержания налоговой нормы ключевым элементам механизма действия налоговой льготы.
Инвестиции и инвестиционная деятельность |
Васюков Е.А. - Сравнительный анализ факторов привлекательности для ПИИ в развивающихся и развитых странах |
|
c. 38-52
|
DOI: 10.25136/2409-7802.2020.1.31832
Аннотация: В связи с замедлением мировой экономики и исчерпания внутренних источников финансирования, для поддержания экономического роста требуется привлекать внешнее финансирование в форме прямых иностранных инвестиций.Предметом исследования выступили факторы, определяющие приток прямых иностранных инвестиций в национальные экономики, а также сравнение факторов, влияющих на привлечение иностранного капитала в развитые и развивающиеся страны. Для сравнения притока прямых иностранных инвестиций были взяты следующие факторы: открытость торговли, оплата труда, размер рынка, развитость инфраструктуры, налоговая политика. Использовались диалектический метод, принципы системного и аналитического подхода, методы экономического сравнительного анализа, качественная и количественная оценка, метод кейс-стади. Определяется результатами сравнительного анализа факторов, усиливающих приток ПИИ для развитых и развивающихся стран, а также разработкой комплексных рекомендаций по купированию негативных эффектов национальных рынков В ближайшие несколько лет развивающиеся страны все еще будут обладать преимуществом по размеру оплаты труда, но из-за высокой разницы в качестве трудовых ресурсов, развитые страны будут предпочтительнее с точки зрения инвестиций. При отсутствии необходимой инфраструктуры и без дополнительной поддержки или стимулов от принимающего государства, решение об инвестициях будет приниматься в пользу более доступных рынков развитых стран Из-за ограничений бизнес среды, высокие затраты на запуск бизнеса, неэффективность рынков, со стороны государства необходимы четкие коммуникации относительно направления государственной политики в области инвестиций и воздержание от непоследовательности принятия мер. Если фирмы не будут уверены в будущем политическом курсе, их ожидаемая доходность значительно возрастает, а инвестиционная активность снизится
Кинсбурская В.А. - Теоретическое осмысление целесообразности применения технологии блокчейн в бюджетных отношениях (на основе изучения опыта Нидерландов) |
|
c. 53-71
|
DOI: 10.25136/2409-7802.2020.1.32113
Аннотация: Объектом исследования являются ожидаемые положительные и отрицательные эффекты от использования технологии блокчейн в процедурах по распределению бюджетных средств. В процессе исследования проанализирована позиция отечественных ученых по вопросу о необходимости улучшения информационной и технологической составляющей бюджетного процесса в целях обеспечения исполнения принципа прозрачности (открытости) бюджетов, а также совершенствования инструментария оценки и аудита эффективности расходования бюджетных средств в России. Изучен зарубежный опыт практического внедрения технологии блокчейн в бюджетные процедуры. Методологическую основу исследования составила совокупность общенаучных и частнонаучных методов, таких как: метод анализа причинно-следственных связей, структурно-функциональный метод, нормативно-логический метод, сравнительно-правовой метод, метод правового моделирования и прогнозирования. Основным выводом проведенного исследования является обоснование перспективности внедрения технологии блокчейн в процедуры государственных (муниципальных) закупок, а также процедуры доведения средств межбюджетных трансфертов, субсидий и бюджетных инвестиций до их получателей. Предложена модель блокчейна, допустимая в качестве технологической платформы в указанных сферах бюджетных отношений; описаны ожидаемые положительные эффекты от использования функционала блокчейна и встроенных в него смарт-контрактов в указанных сферах бюджетных отношений.
Управление и контроль в экономике |
Киреева А.В., Комарницкая А.Н. - Субсидии как универсальная форма государственной поддержки компаний реального сектора: основания предоставления |
|
c. 72-80
|
DOI: 10.25136/2409-7802.2020.1.29600
Аннотация: Предметом исследования стали основания предоставления бюджетных субсидий компаниям реального сектора. Была произведена оценка соотношения субсидий, выделяемых реальному сектору в целях стимулирования их развития, а также субсидий, выделяемых частным компаниям в целях выполнения ими задач и функций государства, в том числе, в социальной сфере. Основой для анализа послужили данные законов о федеральном бюджете за последние несколько лет, а также Федеральной адресной инвестиционной программы и государственных программ, принятых в целях развития отдельных отраслей экономики. Методологической базой исследования стали труды Синельникова-Мурылева С.Г., А. Радыгина А.Д., Могилевского С.Д., Соколова И.А., Золотаревой А.Б. и других. Показано, что основная часть субсидий, перечисляемых юридическим лицам, приходится на долю связанных с исполнением задач и функций государства. Подобные субсидии, выделяемые в целях компенсации расходов частных компаний, связанных с государственным регулированием цен (тарифов), либо же – оказанием бюджетных услуг населению, не имеют стимулирующего характера. Как следствие, процедуры, направленные на повышение эффективности расходования бюджетных средств, включая отбор получателей на конкурентной основе, а также последующую оценку результативности и эффективности расходования бюджетных ассигнований к этой категории субсидий неприменимы. Также показано, что бюджетное законодательство не учитывает различий в основаниях предоставления субсидий, что приводит к их использованию в качестве универсального инструмента для трансфера ассигнований из публичного в частный сектор - альтернативы гос. заданиям, закупкам, инвестициям, и финансированию на возвратной основе.
Комментарии к законодательству |
Мельниченко С.В. - Субъекты правоотношения, возникающего из банковской гарантии в контрактной системе. |
|
c. 81-90
|
DOI: 10.25136/2409-7802.2020.1.32208
Аннотация: Объектом исследования является участники отношений банковской гарантии в контрактной системе. Предметом исследования является правовое положение участников отношений, связанных с предоставлением банковской гарантии в сфере закупок. В процессе изучения статуса участников отношений по банковской гарантии в контрактной системе автором исследуется нормативные правовые акты, которыми устанавливаются требования и ограничения к участникам отношений связанных с гарантийным обязательством в сфере закупок. В процессе изучения статуса субъектов гарантийного обязательства в сфере закупок, автором подробно уделяется внимание требованиям, которые предъявляются к личности гаранта, бенефициара и принципала в контрактной системе. Методологической основой является использование общенаучных методов познания, а также общие и частные методы исследования, сравнительно-правовой анализ, формально-юридический метод. Основными выводами, к которым приходит автор являются требования, которые устанавливаются Законом о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами, ограничивающие состав лиц, правомочных выступать в качестве гаранта, бенефициара и принципала по банковской гарантии в сфере закупок. Автором установлено, что требования, предъявляемые к участникам банковской гарантии, является характерным признаком гарантийного обязательства в сфере закупок.
Надзор за банковской сферой |
Буров П.Д. - Современные методики оценки кредитоспособности заемщиков – субъектов малого и среднего бизнеса |
|
c. 91-102
|
DOI: 10.25136/2409-7802.2020.1.31737
Аннотация: Предметом исследования являются методики оценки кредитоспособности заемщиков, относящихся к субъектам малого и среднего бизнеса, позволяющие оценить уровень кредитного риска банка. В процессе исследования использовались следующие методы: общенаучные (анализ, синтез, сравнение, логическое обобщение) при рассмотрении существующих подходов к оценке кредитоспособности заемщика; экспертный и группировки при обосновании показателей для экспресс – оценки кредитоспособности заемщика, относящегося к категории среднего и малого бизнеса. Автором рассмотрена динамика кредитования малых и средних предприятий за последние десять лет в Российской Федерации, проанализирован уровень проблемной задолженности в кредитном портфеле субъектов малого и среднего бизнеса. Проведен критический анализ современных отечественных и зарубежных методик оценки кредитоспособности предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу, а также выделены их достоинства и недостатки. Основными выводами проведенного исследования являются: констатация факта отсутствия единой эффективной методики оценки кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса в отечественной практике; дублирование большинства показателей в рассмотренных подходах; акцентирование на качественные показатели оценки кредитоспособности заемщика; наличие субъективного фактора в методиках. Научная новизна исследования заключается в обосновании перечня абсолютных и относительных показателей с учетом имеющихся наработок по данному направлению, для формирования экспресс-оценки кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса, интегральный показатель которой можно получить на базе таксономического анализа. Усовершенствование методики оценки кредитоспособности малых и средних предприятий может стать драйвером развития кредитования субъектов среднего и малого предпринимательства.
Налогообложение организаций |
Шабанова М.Р., Шумяцкий Р.И. - Инвестиционный налоговый вычет как альтернатива амортизации |
|
c. 103-113
|
DOI: 10.25136/2409-7802.2020.1.29570
Аннотация: Объектом исследования является инвестиционный налоговый вычет, который предоставляет организациям возможность уменьшить исчисленный налог на прибыль, что способствует уменьшению налоговой нагрузки по налогу на прибыль, высвобождению денежных средств и более скорому обновлению фонда основных средств организации. Предметом исследования выступает возможность использования данного вычета, как альтернативу амортизации. Автор рассматривает экономический эффект организации от применения инвестиционного налогового вычета и амортизационных отчислений исходя из различных форм собственности имущества и международных стандартов учета. В рамках статьи проведен сравнительный анализ амортизационных отчислений и инвестиционного налогового вычета. Рассчитан экономический эффект от применения инвестиционного вычета, методов амортизации и применения амортизационной премии, изучена международная практика. Не смотря на сложность изучаемого вопроса с практической стороны, ввиду отсутствия статистики, разъяснений Минфина России, а также судебной практики по вопросам применения данной нормы законодательства, автором выявлены основные преимущества и недостатки использования инвестиционного вычета. Описаны риски применения инвестиционного налогового вычета. Представлены рекомендации по использованию инвестиционного налогового вычета.
|
|