Философия и культура - рубрика Философия права
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Философия права"
Философия права
осипенко с.в. - Правовые аспекты философского наследия М.М. Сперанского
Аннотация: В статье в кратком изложении представлены основные этапы эволюции философско-правового учения М.М. Сперанского. Анализ общественно-политических и правовых проектов мыслителя позволяет прийти к выводу, что философия интересовала его, прежде всего, как средство теоретического обоснования политической программы, с помощью философского знания автор пытался обосновать концепцию правового государства, основанного на разумных и справедливых началах. Оригинальность и противоречивость философско-правовых суждений М.М. Сперанского обусловлена, прежде всего, сложными процессами общественно-политического кризиса и идейно-политического кризиса и идейно-теоретического противостояния.
Саидов А.Х. - МЕТАФИЗИКА ПРАВА ИММАНУИЛА КАНТА И СОВРЕМЕННОСТЬ Статья первая. Введение в юридическое кантоведение
Аннотация: В серии статей освещаются основные положения метафизики права, т.е. философско-правового наследия И. Канта в контексте связи его идей с современностью. Раскрывается значение учения И. Канта о праве и государстве в формировании сегодняшнего миропорядка в условиях всеобщей глобализации. Особое внимание уделено изложению главных положений его философии права и государства, основополагающим идеям о международном праве и путях достижения вечного мира.
Саидов А.Х. - МЕТАФИЗИКА ПРАВА ИММАНУИЛА КАНТА И СОВРЕМЕННОСТЬ Статья вторая. Философское учение И. Канта о праве и государстве
Аннотация: Во второй статье освещаются основы кантовского учения о праве и государстве, и именно такие вопросы как свобода и категорический императив, кантовское правопонимание, юридическая аксиология как составные части философии права И. Канта, и также ключевые проблемы философии государства И. Канта: происхождение государства, правовое государство, разделение властей, форма правления.
Саидов А.Х. - МЕТАФИЗИКА ПРАВА ИММАНУИЛА КАНТА И СОВРЕМЕННОСТЬ Статья третья. Pax Kantiana: философско-правовое учение И. Канта о мире
Аннотация: Третья статья посвящена философско-правовому учению И. Канта о мире. В ней рассматриваются взгляды И. Канта на международное право, правовые аспекты кантовского учения о мире. Особо подчеркивается значение правового учения о вечном мире И. Канта в современных условиях глобализации.
Шугуров М.В. - Философия международного права: основные тенденции развития в современном мире
Аннотация: В статье анализируются философские основания современного международного права, их композиция и динамика развития. Автор формулирует идею о том, что предметом философии международного права является концептуализация философских идей и принципов, находящихся в основании международного права и его науки. Большое внимание уделяется возможным перспективам философии международного права в ситуации "после постмодернизма".
К.Н. Буадзе - Правовое понимание взаимоотношения личных и социальных интересов. c. 0-0
Аннотация: Общественные взаимоотношения — яркое выражение человеческого сосуществования. Можно сказать, что общество следует понимать как совокупность людей, а также их разнообразных отношений, устанавливаемых ими по свободной воле, мышлению и с учетом общих интересов. Насколько сфера интересов отражается на коллективных группах людей согласно их целенаправленной деятельности, настолько у них, наряду со свободной волей, имеются формы определенной компромиссной зависимости. В данном случае в содержании общей культуры следует четко выделить атрибуты политико-правовой культуры, выполняющие внутри социального сознания доминантную функцию в отношении совпадения, разграничения-противопоставления и сложного комплексного переплетения интересов. С другой стороны, весьма важным и существенным является понимание сущности человека, установление его личностных показателей внутри общества.
В.Н. Гуляихин - Политическое и правовое бессознательное российского общества c. 0-0
Аннотация: Мы можем говорить об этно-коллективном бессознательном как о важной детерминанте общественного поведения человека. Оно служит источником формирования его социокультурных ориентиров, во многом определяя тем самым направленность личностного развития. Этно-коллективное бессознательное оказывает значительное регулирующее воздействие на политическую и правовую деятельность субъекта, которое вполне сравнимо по своей силе с влиянием действующих нормативно-правовых актов государственной власти. Каково же бессознательное российского общества?
О.Т. Сланов - Социологическая концепция теории соматических прав личности c. 0-0
Аннотация:
К.Н. Буадзе - К вопросу правового обеспечения защиты личных и социальных интересов. c. 0-0
Аннотация:
О.Т. Сланов, Е.А. Гриднев - Основные соматические права как выражение свободы. Философско-культурологический взгляд и биологический аспект эволюции сознания и прав поколений c. 0-0
Аннотация:
С.А. Бочкарев - Феномен собственности на уровне представления и понятия (анализ русской философии собственности) c. 0-0
Аннотация: В статье «Феномен собственности на уровне представления и понятия» осуществлен анализ опыта русской философии собственности, который позволил выявить взаимосвязь понятия «собственность» и представления о собственности, и конкретизировать их реальное соотношение, дав соответствующую оценку триаде владения, пользования и распоряжения.
С.В. Осипенко - Правовые аспекты философского наследия М.М. Сперанского c. 0-0
Аннотация: В статье в кратком изложении представлены основные этапы эволюции философско-правового учения М.М. Сперанского. Анализ общественно-политических и правовых проектов мыслителя позволяет прийти к выводу, что философия интересовала его, прежде всего, как средство теоретического обоснования политической программы, с помощью философского знания автор пытался обосновать концепцию правового государства, основанного на разумных и справедливых началах. Оригинальность и противоречивость философско-правовых суждений М.М. Сперанского обусловлена, прежде всего, сложными процессами общественно-политического кризиса и идейно-политического кризиса и идейно-теоретического противостояния.
И.А. Кацапова - Социокультурное осмысление правовой реальности c. 0-0
Аннотация: Аннотация: первичное восприятие правовой реальности осуществляется в формах индивидуальной и социальной психологии, которые в свою очередь отображают право как многообразное общественное образование. Назначение права и правосознания в рамках общественной организации заключается, прежде всего в организации справедливого и мирного общежития людей. И в этой связи вполне можно согласиться с мнением русского мыслителя, теоретика государства и права И.А. Ильина, что всю историю человечества можно рассматривать как историю развития правосознания. Ключевые слова: философия, право, социокультурный, жизнедеятельность, социальные отношения, создание норм, система, правосознание. Контактная информация автора Кацапова Ирина Анатольевна Раб. тел. (495) 697-84-38.
А.Х. Саидов - Философское учение И.Канта о праве и государстве. Часть 1 c. 0-0
Аннотация: Аннотация: в статье освещаются основы кантовского учения о праве и государстве, и именно такие вопросы как свобода и категорический императив, кантовское правопонимание, юридическая аксиология как составные части философии права И. Канта, и также ключевые проблемы философии государства И. Канта: происхождение государства, правовое государство, разделение властей, форма правления
А.Х. Саидов - Философское учение И.Канта о праве и государстве. Часть 2. Окончание c. 0-0
Аннотация: Аннотация: в статье освещаются основы кантовского учения о праве и государстве, и именно такие вопросы как свобода и категорический императив, кантовское правопонимание, юридическая аксиология как составные части философии права И. Канта, и также ключевые проблемы философии государства И. Канта: происхождение государства, правовое государство, разделение властей, форма правления
С.Ю Поярков - Идейно-ценностные основания идеологии Российского конституционализма c. 0-0
Аннотация: Обсуждается природа танца и свободного танца на примере постановки «Поэмы экстаза» Скрябина, состоявшейся в 2005 г. на фестивале «Московское действо». Показывается, что свободный танец имеет две ипостаси: с одной стороны, это эзотерическая форма жизни, с другой – новый вид искусства. Рассматриваются особенности свободного танца в сравнении с классическим танцем.
Москалёва Д.О. - Типологические характеристики современного российского общества

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.10.5096

Аннотация: В настоящей статье автор рассматривает проблему типологии современного российского общества и предлагает свое обобщение и вывод. Современное российское общество особый тип «смешанного» общества в кризисном состоянии.
Г.Ю. Канарш - Теория справедливости в зеркале национального характера (о некоторых западных и российских особенностях морального мышления) c. 93-102
Аннотация: в статье предлагается опыт характерологического прочтения современной либеральной теории справедливости (на примере концепций Д. Роулза и Р. Дворкина). Автор стремится показать, что либеральные теории, будучи «продуктом» англо-американской культуры, обладают определенной национально-психологической спецификой, которую необходимо учитывать при попытках заимствования западного опыта морально-политической рефлексии.
А.Х. Саидов - Pax Kantiana: философско-правовое учение И.Канта о мире. Часть 2. Окончание c. 96-101
Аннотация: Статья посвящена философско-правовому учению И. Канта о мире. В ней рассматриваются взгляды И.Канта на международное право, правовые аспекты кантовского учения о мире. Особо подчеркивается значение правового учения о вечном мире И. Канта в современных условиях глобализации.
Д.О. Москалёва - К какому типу относится современное российское общество? c. 96-101
Аннотация: в настоящей статье автор рассматривает проблему типологии современного российского общества и предлагает свое обобщение и вывод. Современное российское общество особый тип «смешанного» общества в кризисном состоянии.
М.В. Шугуров - Философия международного права: основные тенденции развития в современном мире c. 98-108
Аннотация: В статье анализируются философские основания современного международного права, их композиция и динамика развития. Автор формулирует идею о том, что предметом философии международного права является концептуализация философских идей и принципов, находящихся в основании международного права и его науки. Большое внимание уделяется возможным перспективам философии международного права в ситуации “после постмодернизма”.
А.Х. Саидов - Pax kantiana: философско-правовое учение И.Канта о мире. Часть 1 c. 100-108
Аннотация: Статья посвящена философско-правовому учению И. Канта о мире. В ней рассматриваются взгляды И. Канта на международное право, правовые аспекты кантовского учения о мире. Особо подчеркивается значение правового учения о вечном мире И. Канта в современных условиях глобализации
Шугуров М.В. - Философско-правовая концепция легитимности права: перспективы развития

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.1.13240

Аннотация: Статья посвящена анализу развития понимания роли философии права в преодолении современного кризиса легитимности. В этом контексте представляется важным актуализировать содержательное наполнение правовой идеи легитимности права. Исходным пунктом авторского анализа выступает обоснование необходимости придания философско-правовой концепции легитимности права систематической формы. В статье обосновывается, что концептуализация феномена легитимности права может выступить в качестве перспективного вектора развития современной философско-правовой мысли. Вполне очевидно, что в рамках легитимности социального порядка все формы легитимности являются важными, но особенно - легитимность права, придающая социальному порядку устойчивые формальные рамки и одновременно представляющая собой сферу конкретизации общественных и индивидуальных смыслов бытия. Методология исследования базируется на детальном анализе различных подходов к феномену легитимности права, прежде всего ценностном и процедурном. Помимо этого автор осуществляет рассмотрение объема и содержания термина "легитимность" в координатах философии права и политической философии с точки зрения компаративистского подхода. Помимо этого исследуется легитимность права в контексте изменений в праве, вызванных процессами глобализации. Новизна представленной статьи состоит в выводе о том, что целевые задачи современной философии права заключаются в системном подходе к механизмам легитимации и экспликации присущих им разрывов в условиях глобализации. Следовательно, теоретическая активность философско-правовой мысли вполне имеет практический эффект. Помимо этого раскрыты мировоззренческие смыслы легитимности права и обосновано, что данный феномен является предельным условием и основанием легитимности политической власти. Автором доказывается, что легитимность права в целом является метаюридическим феноменом, представленном элементами оценки как права в целом, так и его институтов с точки зрения разума и соответствующих правовых переживаний.
Шугуров М.В. - Философско-правовая концепция легитимности права: перспективы развития c. 116-133

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.1.66117

Аннотация: Статья посвящена анализу развития понимания роли философии права в преодолении современного кризиса легитимности. В этом контексте представляется важным актуализировать содержательное наполнение правовой идеи легитимности права. Исходным пунктом авторского анализа выступает обоснование необходимости придания философско-правовой концепции легитимности права систематической формы. В статье обосновывается, что концептуализация феномена легитимности права может выступить в качестве перспективного вектора развития современной философско-правовой мысли. Вполне очевидно, что в рамках легитимности социального порядка все формы легитимности являются важными, но особенно - легитимность права, придающая социальному порядку устойчивые формальные рамки и одновременно представляющая собой сферу конкретизации общественных и индивидуальных смыслов бытия. Методология исследования базируется на детальном анализе различных подходов к феномену легитимности права, прежде всего ценностном и процедурном. Помимо этого автор осуществляет рассмотрение объема и содержания термина "легитимность" в координатах философии права и политической философии с точки зрения компаративистского подхода. Помимо этого исследуется легитимность права в контексте изменений в праве, вызванных процессами глобализации. Новизна представленной статьи состоит в выводе о том, что целевые задачи современной философии права заключаются в системном подходе к механизмам легитимации и экспликации присущих им разрывов в условиях глобализации. Следовательно, теоретическая активность философско-правовой мысли вполне имеет практический эффект. Помимо этого раскрыты мировоззренческие смыслы легитимности права и обосновано, что данный феномен является предельным условием и основанием легитимности политической власти. Автором доказывается, что легитимность права в целом является метаюридическим феноменом, представленном элементами оценки как права в целом, так и его институтов с точки зрения разума и соответствующих правовых переживаний.
Палеев Р.Н. - Макс Вебер о праве и морали

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.2.16804

Аннотация: Предмет исследования – правовая концепция Макса Вебера. Среди таких классиков социологии, как К. Манхейм, В. Парето, М. Вебер больше других уделил внимание проблемам права и морали. Когда исследователи задумывались над тем, почему капитализм возник на Западе, они пришли к выводу, что всему виной «жажда наживы». Немецкий философ полагал, что «стремление к предпринимательству», к наибольшей денежной выгоде само по себе ничего общего не имеет с капитализмом. Это стремление наблюдалось и наблюдается у официантов, врачей, кучеров, художников, кокоток, чиновников-взяточников, солдат, разбойников, крестоносцев, посетителей игорных домов и нищих — оно свойственно all sorts and conditions of men всех эпох и стран мира, повсюду, где для этого существует какая-либо объективная возможность. Подобные наивные представления о сущности капитализма принадлежат к тем истинам, от которых раз и навсегда следовало бы отказаться ещё на заре изучения истории культуры. Причиной появления капитализма Вебер считал протестантский этос – особый свод моральных представлений, которые связаны с поэтизацией труда, аскезы, нравственной чистоты. В статье применены методы социологии как особой гуманитарной дисциплины. Вместе с тем автор широко использует позиции юриспруденции, выводы философии права. В ряде случае он также опирается на герменевтику. В статье впервые анализируются правовые идеи Вебера в их соотнесённости с моралью. Автор показывает влияние, которое идея профессионального призвания аскетического протестантизма оказала на сферу современной предпринимательской деятельности. Один из главных компонентов современного капиталистического духа и всей современной культуры – рациональное жизненное поведение на основе идеи профессионального призвания – возник (и настоящая работа посвящена доказательству этого) из духа христианской аскезы. Свою основу жизненный уклад современного капитализма находит в этике аскетического протестантизма. Мысль об обязательстве человека по отношению к доверенному ему имуществу, которому он подчинён в качестве управителя или даже своего рода «машины для получения дохода», ложится тяжёлым грузом на всю его жизнь и замораживает её. Чем больше имущество, тем сильнее чувство ответственности за то, чтобы имущество было сохранено в неприкосновенности и увеличено неустанным трудом.
Палеев Р.Н. - Макс Вебер о праве и морали c. 282-288

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.2.67513

Аннотация: Предмет исследования – правовая концепция Макса Вебера. Среди таких классиков социологии, как К. Манхейм, В. Парето, М. Вебер больше других уделил внимание проблемам права и морали. Когда исследователи задумывались над тем, почему капитализм возник на Западе, они пришли к выводу, что всему виной «жажда наживы». Немецкий философ полагал, что «стремление к предпринимательству», к наибольшей денежной выгоде само по себе ничего общего не имеет с капитализмом. Это стремление наблюдалось и наблюдается у официантов, врачей, кучеров, художников, кокоток, чиновников-взяточников, солдат, разбойников, крестоносцев, посетителей игорных домов и нищих — оно свойственно all sorts and conditions of men всех эпох и стран мира, повсюду, где для этого существует какая-либо объективная возможность. Подобные наивные представления о сущности капитализма принадлежат к тем истинам, от которых раз и навсегда следовало бы отказаться ещё на заре изучения истории культуры. Причиной появления капитализма Вебер считал протестантский этос – особый свод моральных представлений, которые связаны с поэтизацией труда, аскезы, нравственной чистоты. В статье применены методы социологии как особой гуманитарной дисциплины. Вместе с тем автор широко использует позиции юриспруденции, выводы философии права. В ряде случае он также опирается на герменевтику. В статье впервые анализируются правовые идеи Вебера в их соотнесённости с моралью. Автор показывает влияние, которое идея профессионального призвания аскетического протестантизма оказала на сферу современной предпринимательской деятельности. Один из главных компонентов современного капиталистического духа и всей современной культуры – рациональное жизненное поведение на основе идеи профессионального призвания – возник (и настоящая работа посвящена доказательству этого) из духа христианской аскезы. Свою основу жизненный уклад современного капитализма находит в этике аскетического протестантизма. Мысль об обязательстве человека по отношению к доверенному ему имуществу, которому он подчинён в качестве управителя или даже своего рода «машины для получения дохода», ложится тяжёлым грузом на всю его жизнь и замораживает её. Чем больше имущество, тем сильнее чувство ответственности за то, чтобы имущество было сохранено в неприкосновенности и увеличено неустанным трудом.
Шугуров М.В. - Феномен философско-правового знания: перспективы осмысления

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.4.17198

Аннотация: Предметом исследования является природа и специфика философско-правового знания. Автор подробно анализирует данное знание сквозь призму определения дисциплинарного статуса философии права, ее места среди других наук, изучающих право. Особое внимание уделяется обоснованию выделения в составе философии права такого раздела, как метафилософия права, которая была бы ориентирована на рефлексивное изучение теоретического характера данного знания, имеющего не только мирововоззренческое, но и практическое значение. В статье подробно освещается междисциплинарный характер философско-правового знания, приводятся критерии его отличия от собственно философского знания о праве и юридического знания. Доказывается его комплексный характер, т.е. наличие сочетания определенной интуитивности и умозрительности, с одной стороны, и научной теоретичности - с другой. Природа философско-правового знания раскрывается в контексте специфики социо-гуманитарного знания и познания. . Методологическим основанием исследования выступает комплекс устоявшихся представлений о предмете и функциях философско-правового познания, результатом которого является достаточно системное многообразие философско-правовых знаний. Основной вывод проведенного исследования состоит в обосновании необходимости обращения философско-правовых исследований на особенности присущего им познавательного процесса. Особым вкладом автора стало дальнейшее развитие представлений о философии права как всеобщем уровне теоретического знания о праве. Новизна исследования заключается в демонстрации необходимости философско-правового знания в условиях современных изменений в праве, а также в жизни человека и общества в условиях глобализации. Высказана идея о том, что фактором детерминации исследуемого знания выступают духовные особенности национальных правовых систем и культур.
Шугуров М.В. - Феномен философско-правового знания: перспективы осмысления c. 576-592

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.4.67810

Аннотация: Предметом исследования является природа и специфика философско-правового знания. Автор подробно анализирует данное знание сквозь призму определения дисциплинарного статуса философии права, ее места среди других наук, изучающих право. Особое внимание уделяется обоснованию выделения в составе философии права такого раздела, как метафилософия права, которая была бы ориентирована на рефлексивное изучение теоретического характера данного знания, имеющего не только мирововоззренческое, но и практическое значение. В статье подробно освещается междисциплинарный характер философско-правового знания, приводятся критерии его отличия от собственно философского знания о праве и юридического знания. Доказывается его комплексный характер, т.е. наличие сочетания определенной интуитивности и умозрительности, с одной стороны, и научной теоретичности - с другой. Природа философско-правового знания раскрывается в контексте специфики социо-гуманитарного знания и познания. . Методологическим основанием исследования выступает комплекс устоявшихся представлений о предмете и функциях философско-правового познания, результатом которого является достаточно системное многообразие философско-правовых знаний. Основной вывод проведенного исследования состоит в обосновании необходимости обращения философско-правовых исследований на особенности присущего им познавательного процесса. Особым вкладом автора стало дальнейшее развитие представлений о философии права как всеобщем уровне теоретического знания о праве. Новизна исследования заключается в демонстрации необходимости философско-правового знания в условиях современных изменений в праве, а также в жизни человека и общества в условиях глобализации. Высказана идея о том, что фактором детерминации исследуемого знания выступают духовные особенности национальных правовых систем и культур.
Малинкин А.Н. - Коллекционирование знаков государственных наград РСФСР, СССР, РФ частными лицами в России: исследование по культурной криминологии

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.5.17947

Аннотация: Предмет исследования – правовое и моральное сознание российских фалеристов, коллекционирующих знаки государственных наград РСФСР, СССР и РФ, а также сложившееся о них общественное мнение. В силу актуального уголовного права деятельность этой группы российских фалеристов нелегальна, а их исторические изыскания имеют поэтому анонимный и закрытый характер. В сформированном властью общественном мнении эта часть фалеристического сообщества демонизирована и маргинализирована. Автор доказывает, что фалеристы, собирающие знаки государственных наград РСФСР, СССР, РФ и изучающие историю награждений ими, не представляют угрозы ни для ветеранов, ни для государства, что, наоборот, они – их потенциальные помощники из гражданского общества в деле сохранения исторической памяти, культурных ценностей и патриотического воспитания молодёжи. С помощью феноменологического метода, а также объективного анализа опыта многолетнего включённого наблюдения автор выявляет конфликт нормативного и практического уровней коллекционерского сознания, выражающийся в двух дилеммах, и намечает пути его устранения. Он показывает, что дилемма правосознания, возникающая под влиянием ст. 324 УК РФ и заставляющая выбирать между законопослушным поведением либо коллекционированием знаков государственных наград РСФСР, СССР, РФ, будучи вполне реальной, по сути своей мнимая, и что моральная дилемма, заставляющая выбирать между чистой совестью либо стяжательством чужой славы, в сущности иллюзорна. Мнимый характер дилеммы правосознания обусловлен отсутствием в ст. 324 УК РФ понятийного различения между «наградой» и «наградным знаком». Иллюзорность дилеммы морального сознания обусловлена фетишистскими представлениями людей о магических свойствах вещей, которые возникают из заблуждения, будто наградные знаки содержат в себе нематериальные значения как материально-вещественные свойства. Автор делает вывод, что отмена ст. 324 УК РФ в её нынешнем виде либо её редакционные изменения, способные перевести её в ГК РФ, декриминализирует деятельность десятков тысяч коллекционеров и легализуют дискурс по всем отечественным наградам. Легализация дискурса по советской и новой российской наградной фалеристике необходима с исторической, культурной и идеологической точек зрения. Она купирует криминогенные поля в экономике культуры, оздоровит социальную мораль и даст долговременный эффект межпоколенческой солидарности.
Малинкин А.Н. - Коллекционирование знаков государственных наград РСФСР, СССР, РФ частными лицами в России: исследование по культурной криминологии c. 753-762

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.5.67854

Аннотация: Предмет исследования – правовое и моральное сознание российских фалеристов, коллекционирующих знаки государственных наград РСФСР, СССР и РФ, а также сложившееся о них общественное мнение. В силу актуального уголовного права деятельность этой группы российских фалеристов нелегальна, а их исторические изыскания имеют поэтому анонимный и закрытый характер. В сформированном властью общественном мнении эта часть фалеристического сообщества демонизирована и маргинализирована. Автор доказывает, что фалеристы, собирающие знаки государственных наград РСФСР, СССР, РФ и изучающие историю награждений ими, не представляют угрозы ни для ветеранов, ни для государства, что, наоборот, они – их потенциальные помощники из гражданского общества в деле сохранения исторической памяти, культурных ценностей и патриотического воспитания молодёжи. С помощью феноменологического метода, а также объективного анализа опыта многолетнего включённого наблюдения автор выявляет конфликт нормативного и практического уровней коллекционерского сознания, выражающийся в двух дилеммах, и намечает пути его устранения. Он показывает, что дилемма правосознания, возникающая под влиянием ст. 324 УК РФ и заставляющая выбирать между законопослушным поведением либо коллекционированием знаков государственных наград РСФСР, СССР, РФ, будучи вполне реальной, по сути своей мнимая, и что моральная дилемма, заставляющая выбирать между чистой совестью либо стяжательством чужой славы, в сущности иллюзорна. Мнимый характер дилеммы правосознания обусловлен отсутствием в ст. 324 УК РФ понятийного различения между «наградой» и «наградным знаком». Иллюзорность дилеммы морального сознания обусловлена фетишистскими представлениями людей о магических свойствах вещей, которые возникают из заблуждения, будто наградные знаки содержат в себе нематериальные значения как материально-вещественные свойства. Автор делает вывод, что отмена ст. 324 УК РФ в её нынешнем виде либо её редакционные изменения, способные перевести её в ГК РФ, декриминализирует деятельность десятков тысяч коллекционеров и легализуют дискурс по всем отечественным наградам. Легализация дискурса по советской и новой российской наградной фалеристике необходима с исторической, культурной и идеологической точек зрения. Она купирует криминогенные поля в экономике культуры, оздоровит социальную мораль и даст долговременный эффект межпоколенческой солидарности.
Гончаров В.В. - Модель эволюции мироздания в философии глобального конституционализма

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.10.20200

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию модели эволюции мироздания в философии глобального конституционализма. Модель эволюции мироздания в любой социально-философской концепции предполагает разработку и обоснование собственной конструкции образования и развития окружающей действительности (материального и нематериального мира). Философия глобального конституционализма, окончательно сформировавшаяся на рубеже 20-го и 21-го веков в качестве деятельного инструмента форматирования общество-политического, государственно-правового и финансово-экономического развития современных национальных государств в руках глобального управляющего класса, основывается на опыте социально-философских концепций прошлого, особенно неолиберальных и неоконсервативных учений. В работе используется ряд методов научного познания: гносеологический; онтологический; формально-логический; диалектический; статистический; сравнительно-правовой; абстрактно-идеалистический; конкретно-исторический. Автор исследует признаки модели эволюции мироздания в философии глобального конституционализма. В формировании модели эволюции мироздания в рамках глобального конституционализма большое значение играют различные модели эволюции мироздания в контексте глобализации общественно-политического, государственно-правового и финансово-экономического развития существующих национальных государств и обществ, активно исследуемые современными учеными философами юристами и политологами. К ним можно отнести, в частности, модели: линейной глобалистики (О. Конт); мир-системной глобализации (И. Валлерстайн, А.Г. Франк, С. Амин, Дж. Арриги, Т. дус Сантус, А.И. Фурсов, А.В. Каратаев); глобализации как продолжения модернизации (Э. Гидденс); глобальной системы (Л. Склэр); глобальной социальности (У. Бек, Г. Терборн); «слабого» государства (З. Бауман); дезорганизованного капитализма (С. Лашем, Дж. Урри); глоболокализма (Р. Робертсон, М. Арчер, Н. Смелзер и др.); мирового общества риска (У. Бека); детерриторизации (Аржун Аппадураи).
Гончаров В.В. - Модель эволюции мироздания в философии глобального конституционализма c. 1454-1461

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.10.68290

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию модели эволюции мироздания в философии глобального конституционализма. Модель эволюции мироздания в любой социально-философской концепции предполагает разработку и обоснование собственной конструкции образования и развития окружающей действительности (материального и нематериального мира). Философия глобального конституционализма, окончательно сформировавшаяся на рубеже 20-го и 21-го веков в качестве деятельного инструмента форматирования общество-политического, государственно-правового и финансово-экономического развития современных национальных государств в руках глобального управляющего класса, основывается на опыте социально-философских концепций прошлого, особенно неолиберальных и неоконсервативных учений. В работе используется ряд методов научного познания: гносеологический; онтологический; формально-логический; диалектический; статистический; сравнительно-правовой; абстрактно-идеалистический; конкретно-исторический. Автор исследует признаки модели эволюции мироздания в философии глобального конституционализма. В формировании модели эволюции мироздания в рамках глобального конституционализма большое значение играют различные модели эволюции мироздания в контексте глобализации общественно-политического, государственно-правового и финансово-экономического развития существующих национальных государств и обществ, активно исследуемые современными учеными философами юристами и политологами. К ним можно отнести, в частности, модели: линейной глобалистики (О. Конт); мир-системной глобализации (И. Валлерстайн, А.Г. Франк, С. Амин, Дж. Арриги, Т. дус Сантус, А.И. Фурсов, А.В. Каратаев); глобализации как продолжения модернизации (Э. Гидденс); глобальной системы (Л. Склэр); глобальной социальности (У. Бек, Г. Терборн); «слабого» государства (З. Бауман); дезорганизованного капитализма (С. Лашем, Дж. Урри); глоболокализма (Р. Робертсон, М. Арчер, Н. Смелзер и др.); мирового общества риска (У. Бека); детерриторизации (Аржун Аппадураи).
Карпова Е.В. - Субъект правового восприятия пространства: философский анализ

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.10.13193

Аннотация: Предметом данного исследования является субъект правового восприятия пространства. В статье формулируется понятие субъекта правового восприятия пространства, анализируются его признаки с онтологической, гносеологической, аксиологической точек зрения. Актуальность исследования субъекта правового восприятия пространства обусловлена необходимостью преодоления узко гносеологического представления о субъекте господствующего в современных философско-правовых представлениях. Предпринимается попытка перехода к конкретному пониманию субъекта как функции реального человека, взятого во всём многообразии его свойств, правовых связей и отношений. Исползуются гносеологический, онтологический, аксиологический подходы к исследованию. А так же используется метод бинарных оппозиций и феноменологический метод исследования. Новизна исследования заключается использовании комплексного подхода к изучению субъекта правового восприятия пространства. В результате исследования с онто-гносеологической точки зрения, сделан вывод о субъекте правового восприятия пространства как активном познавательно-действующем Я, наделённом правосознанием и свободой воли, многомерном, существующим в онто-гносеологическом единстве внутреннего и внешнего, воспринимающего и воспринимаемого, в аксиологическом выборе между правомерным и неправомерным, обеспечивающим онтологическое единство правового бытия, одновременно состоящим в онтологическом единстве с объектом восприятия и гносеологически противостоящим ему.
Карпова Е.В. - Субъект правового восприятия пространства: философский анализ c. 1557-1566

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.10.67079

Аннотация: Предметом данного исследования является субъект правового восприятия пространства. В статье формулируется понятие субъекта правового восприятия пространства, анализируются его признаки с онтологической, гносеологической, аксиологической точек зрения. Актуальность исследования субъекта правового восприятия пространства обусловлена необходимостью преодоления узко гносеологического представления о субъекте господствующего в современных философско-правовых представлениях. Предпринимается попытка перехода к конкретному пониманию субъекта как функции реального человека, взятого во всём многообразии его свойств, правовых связей и отношений. Исползуются гносеологический, онтологический, аксиологический подходы к исследованию. А так же используется метод бинарных оппозиций и феноменологический метод исследования. Новизна исследования заключается использовании комплексного подхода к изучению субъекта правового восприятия пространства. В результате исследования с онто-гносеологической точки зрения, сделан вывод о субъекте правового восприятия пространства как активном познавательно-действующем Я, наделённом правосознанием и свободой воли, многомерном, существующим в онто-гносеологическом единстве внутреннего и внешнего, воспринимающего и воспринимаемого, в аксиологическом выборе между правомерным и неправомерным, обеспечивающим онтологическое единство правового бытия, одновременно состоящим в онтологическом единстве с объектом восприятия и гносеологически противостоящим ему.
Кацапова И.А. - Глобализация и национальные идеи: вектор пересечения (философско-правовой аспект)

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.14950

Аннотация: В статье рассматриваются столь актуальные для современности проблемы - международных отношений, правоотношений на уровне международного права, проблема универсальных ценностей. Автор статьи анализирует концепцию глобального сообщества через призму универсальных ценностей и прав человека. Обосновывает проблему кризиса политико-правовой деятельности, включающей в себя правовую и законодательную политику государства через систему соотношения принципа верховенства права и законодательства. Автором статьи предлагается актуализировать философско-правовую проблематику, в том числе тему т.н. национальной идеи – в новой ее версии: право на достойное человеческое существование. В статье главным методологическим принципом исследования является соотношение юридического и философского подходов к проблемам права и правовой реальности, также используется и исторический метод.. В статье рассматриваются современные цивилизационные процессы через призму философско-правовой проблематики, что, бесспорно, является не только актуальной, но и вполне новой, недостаточно разработанной темой. Современная практика международного развития свидетельствует о необходимости возрождения столь актуального раздела знаний - философии права, как альтернативы сформировавшемуся в юридической науке технологическому подходу в правотворчестве и правоприменении.
Кацапова И.А. - Глобализация и национальные идеи: вектор пересечения (философско-правовой аспект) c. 1724-1733

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.67231

Аннотация: В статье рассматриваются столь актуальные для современности проблемы - международных отношений, правоотношений на уровне международного права, проблема универсальных ценностей. Автор статьи анализирует концепцию глобального сообщества через призму универсальных ценностей и прав человека. Обосновывает проблему кризиса политико-правовой деятельности, включающей в себя правовую и законодательную политику государства через систему соотношения принципа верховенства права и законодательства. Автором статьи предлагается актуализировать философско-правовую проблематику, в том числе тему т.н. национальной идеи – в новой ее версии: право на достойное человеческое существование. В статье главным методологическим принципом исследования является соотношение юридического и философского подходов к проблемам права и правовой реальности, также используется и исторический метод.. В статье рассматриваются современные цивилизационные процессы через призму философско-правовой проблематики, что, бесспорно, является не только актуальной, но и вполне новой, недостаточно разработанной темой. Современная практика международного развития свидетельствует о необходимости возрождения столь актуального раздела знаний - философии права, как альтернативы сформировавшемуся в юридической науке технологическому подходу в правотворчестве и правоприменении.
Кацапова И.А. - Философия права в публичном пространстве

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.12.9662

Аннотация: В статье рассматривается проблема адаптации философско-правового знания к современным условиям общежития. Статус философии права как междисциплинарной области знания: проблемы методологического и мировоззренческого подходов в обосновании философско-правовой проблематики. Анализируется современное положение в юридической науке: соотношение теории и практики. Обосновывается принцип профессионального подхода в юридической науке, связанный с юридической догматикой. Концептуально обосновывается теория нормативности: современная версия теории нормативности (Р. Дворкин) и историческая ретроспектива отечественной традиции в обосновании теории нормативности (П. Новгородцев, Л. Петражицкий, И. Ильин). Обсуждается актуальная проблема моральных принципов права, традиция осмысления права в тесной связи с категориями морали. Предлагается рассмотреть её с точки зрения специфики соотношения юридического мировоззрения и правосознания. В частности, в теории правосознания обосновывается императивно-атрибутивная сущность правоотношений. Раскрывается содержание современных дискуссий по вопросам осмысления социальной роли права: принципа верховенства права или законодательства. Обосновывается важность философии права как современной области знания. Выявляется значение культурно-исторического контекста в обосновании преемственности идей, смыслов, направлений.
Кацапова И.А. - Философия права в публичном пространстве c. 1797-1811

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.12.63613

Аннотация: В статье рассматривается проблема адаптации философско-правового знания к современным условиям общежития. Статус философии права как междисциплинарной области знания: проблемы методологического и мировоззренческого подходов в обосновании философско-правовой проблематики. Анализируется современное положение в юридической науке: соотношение теории и практики. Обосновывается принцип профессионального подхода в юридической науке, связанный с юридической догматикой. Концептуально обосновывается теория нормативности: современная версия теории нормативности (Р. Дворкин) и историческая ретроспектива отечественной традиции в обосновании теории нормативности (П. Новгородцев, Л. Петражицкий, И. Ильин). Обсуждается актуальная проблема моральных принципов права, традиция осмысления права в тесной связи с категориями морали. Предлагается рассмотреть её с точки зрения специфики соотношения юридического мировоззрения и правосознания. В частности, в теории правосознания обосновывается императивно-атрибутивная сущность правоотношений. Раскрывается содержание современных дискуссий по вопросам осмысления социальной роли права: принципа верховенства права или законодательства. Обосновывается важность философии права как современной области знания. Выявляется значение культурно-исторического контекста в обосновании преемственности идей, смыслов, направлений.
Палеев Р.Н. - Право и мораль: истоки союза

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.12.13598

Аннотация: Автор статьи размышляет о движущих факторах социального развития. В полемике с участниками дискуссии, которая ведется на страницах «Литературной газеты» он настаивает на том, что в перечне движущих сил современного прогресса нельзя не учитывать экономические интересы. Опираясь на современные труды видных экономистов, автор показывает, что идея ценности интересов имеет продолжительную историю. Многие европейские мыслители настойчиво и отчаянно критиковали человеческие страсти как жертвы аморальности. Алчность и накопительство оценивались как пороки. Однако постепенно эта критика переросла в своеобразную апологию эгоистических интересов. Этот общественный перелом в настроениях и привёл, в конечном счете, к появлению капитализма и сего своеобразного триумфа. Различные современные трактовки капиталистической конкуренции вызывают подчас консервативные настроения, идеализацию времени «человеческих страстей», когда существовало определенное волшебство мира. Однако современный мир невозможен без идеи предпринимательства, конкуренции, эгоистических интересов. Таким образом, для усиления социальной динамики важны три фактора – экономические интересы, право и мораль, то есть ценностные ориентации. Метод анализа связан с принципом историзма. Автор стремится показать, как в истории европейской мысли мучительно осмысливались эти вопросы в тех или иных исторических условиях. Вместе с тем исследователь опирается на аксиологические принципы. Он, таким образом, анализирует современные ценностные ориентации. Наконец, в статье использованы методы феноменологии, которые позволяют выявить сущность базовых основ юриспруденции. Новизна статьи в содержательном критике тех авторов, которые, во-первых, упускают из виду ключевую роль экономических интересов в динамике современного мира. Автор также оспаривает идею контроверзы ценностей и права. Попытка выбрать из этой пары какой-то один фактор, который будто бы обладает неоспоримой эффективностью, неверны. На самом деле для общественного развития важно не противостояние ценностей и закона, а их союз, совместная направленность на идею прогресса. Автор показывает, что апелляция к истории политических и юридических идей неоспоримо подтверждает это положение. Таким образом, стабильность общества зависит не от усиленной опоры на один из названных факторов, а на сбалансированное их использование.
Палеев Р.Н. - Право и мораль: истоки союза c. 1845-1854

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.12.65978

Аннотация: Автор статьи размышляет о движущих факторах социального развития. В полемике с участниками дискуссии, которая ведется на страницах «Литературной газеты» он настаивает на том, что в перечне движущих сил современного прогресса нельзя не учитывать экономические интересы. Опираясь на современные труды видных экономистов, автор показывает, что идея ценности интересов имеет продолжительную историю. Многие европейские мыслители настойчиво и отчаянно критиковали человеческие страсти как жертвы аморальности. Алчность и накопительство оценивались как пороки. Однако постепенно эта критика переросла в своеобразную апологию эгоистических интересов. Этот общественный перелом в настроениях и привёл, в конечном счете, к появлению капитализма и сего своеобразного триумфа. Различные современные трактовки капиталистической конкуренции вызывают подчас консервативные настроения, идеализацию времени «человеческих страстей», когда существовало определенное волшебство мира. Однако современный мир невозможен без идеи предпринимательства, конкуренции, эгоистических интересов. Таким образом, для усиления социальной динамики важны три фактора – экономические интересы, право и мораль, то есть ценностные ориентации. Метод анализа связан с принципом историзма. Автор стремится показать, как в истории европейской мысли мучительно осмысливались эти вопросы в тех или иных исторических условиях. Вместе с тем исследователь опирается на аксиологические принципы. Он, таким образом, анализирует современные ценностные ориентации. Наконец, в статье использованы методы феноменологии, которые позволяют выявить сущность базовых основ юриспруденции. Новизна статьи в содержательном критике тех авторов, которые, во-первых, упускают из виду ключевую роль экономических интересов в динамике современного мира. Автор также оспаривает идею контроверзы ценностей и права. Попытка выбрать из этой пары какой-то один фактор, который будто бы обладает неоспоримой эффективностью, неверны. На самом деле для общественного развития важно не противостояние ценностей и закона, а их союз, совместная направленность на идею прогресса. Автор показывает, что апелляция к истории политических и юридических идей неоспоримо подтверждает это положение. Таким образом, стабильность общества зависит не от усиленной опоры на один из названных факторов, а на сбалансированное их использование.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.