Философия и культура - рубрика Рациональное и иррациональное
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Рациональное и иррациональное"
Рациональное и иррациональное
Клещев Д.С. - Возвращение Орфея
Аннотация: В статье приводится анализ двух математических представлений о бесконечности и высказывается гипотеза периодичности несводимых к целым числам радикалов.
Клещев Д.С. - Возвращение Орфея (исправления)
Аннотация: Статья о пифагорейской теореме несоизмеримости, приведшей к фатальной ошибке в основаниях математики.
Клещев Д.С. - Противозаконие Антихриста и логические парадоксы в математике
Аннотация: Автор продолжает размышлять о двух математических понятиях бесконечности, заостряя внимание на логическом обосновании антиномии истины и лжи математика и священника П.Флоренского.
Моркина Ю.С. - Опыт философского анализа одного стихотворения
Аннотация: В статье анализируется частный поэтический текст с точки зрения его философского содержания. Описываются концепты, входящие в состав анализируемого стихотворения рассматриваются их философское значение и перспективы. Вводится понятия модуса осмысления концепта. В нашем анализе выделяется романтический, героический, иронический модусы осмысления концептов.
Шадур И.М. - О рационалистичности мышления
Аннотация: Ставится вопрос о том, на каком основании можно судить о фактической близости философского творчества того или иного мыслителя к рационализму. Для ответа на этот вопрос предлагается руководствоваться теми гносеологическими и методологическими ценностями, на которые стремились ориентироваться в своем мышлении классики философского рационализма. При этом автор исходит из той точки зрения, в соответствии с которой предметом мышления служит опыт, понимаемый с необходимой широтой, поэтому именно в эмпирической проекции мышления предпринимается попытка разыскания критерия соответствия мышления этим ценностям. В соответствии с этим формулируется понятие опыта, обосновываются основополагающие ценностные нормы рационализма и исследуются в логическом и содержательно-эмпирическом аспекте возможные способы обращения мышления с опытом. Результатом исследования становятся положения, устанавливающие свойственное рационалистическому мышлению отношение между структурой мысли и структурой опыта.
С.Г. Жданов - Трактовка понятия “интуиция” в истории западно-европейской философии c. 0-0
Аннотация:
С.Г. Жданов - Мысленный эксперимент и творческая интуиция c. 0-0
Аннотация:
А. Шажинбатын - Этничность как актуальная проблема c. 0-0
Аннотация:
А.Н. Фатенков - Маркс, Ленин и тень Декарта c. 0-0
Аннотация:
В.В. Бычков - Исихастская мистика как основа византийско-древнерусской эстетики c. 0-0
Аннотация: Исихазм как мистическое ядро христианства, смысл которого заключался в концентрации всех духовно-душевных сил человека на своем внутреннем мире, оказал существенное воздействие на эстетический опыт в Византии и Древней Руси, на его ярко выраженный возвышенно-созерцатель­ный характер. Под влиянием исихазма, в частности, сформировался такой духовно-эстетический феномен православного мира как икона - объект и посредник молитвенной медитации, - с особым художественным языком, в котором преобладали повышенная светоносность, яркая гамма локальных цветов, особое решение художественного пространства, иератизм, статуарность. Статья посвящена тем аспектам исихазма, которые способствовали формированию эстетического своеобразия византийско-древнерусской культуры. Ключевые слова: исихазм, мистика, христианство, Византия, Древняя Русь, эстетика, искусство, свет, отцы Церкви, патристика, молитва, духовные практики, подвижничество. Контактная информация автора Бычков Виктор Васильевич Раб. тел.: (495) 697-58-55.
В.М. Розин - Может ли эзотерика быть наукой и, если да, то как тогда понимать науку? c. 0-0
Аннотация: Аннотация: автор сравнивает одну из традиций эзотерики, в рамках которой последняя строится как наука, с обычными науками. Оказывается, что, действительно, по ряду ключевых параметров (установка на познание, построение идеальных объектов, выделение предметной области, проблем и фактов, обоснование) «эзотерические науки» вполне сходны с нормальными наука. Обсуждаются особенности эзотерики и формирование у отдельных индивидов эзотерического мироощущения. «Эзотерические науки» автор предлагает относить к отдельному типу и называть «нетрадиционными»
Хлебникова О.В. - Потребление как гештальт c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.9.24046

Аннотация: Статья посвящена исследованию характерных особенностей современного гештальта потребления. Особое внимание уделяется онтологической значимости потребительства, а также его социальным и антропологическим эффектам. Раскрывается сущность потребления как акта присвоения мира, реализующегося посредством аккумуляции фигурой человека-потребителя всеобщих отношений долженствования. Показывается невротическая природа потребления, связанная с глобальной травмой его перманентной недостачи. Исследуются такие важные контексты бытования потребительства как отождествление человеческого и повседневного, включение в машинность желающего производства, подчиненность формациям системы моды. В русле действия постструктуралистской и постмодернистской методологии рассматривается мировоззренческая роль потребления и его влияние на формирование поведенческого сценария современного человека. Изучается влияние логики потребления на глобальные процессы объективации человеческой телесности, ведущие к социальной репрезентации современного человека в качестве сексуального тела. На основе проведенного анализа делается вывод о гештальте потребления как о механизме представления реальности в качестве места хранения инструментов человеческой самореализации.
Моркина Ю.С. - Творческая ситуация

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.7776

Аннотация: В статье раскрывается сложная динамическая структура творческой ситуации. Показывается взаимосвязь творческой ситуации с ситуацией познания. Также с философской точки зрения и задействованием в анализе теории сложных систем и феноменологического подхода предлагается новая модель механизма такого известного феномена как инсайт, внезапного озарения, играющего важную роль в творчестве и познании. Нам принадлежит понятие пред-инсайтного состояния сознания, мы показываем, в чем оно состоит и какую роль играет в творчестве. Нами показывается, что творческая ситуация включает в себя и состояние сознания творящего человека и общий индивидуальный и социальный контекст, кроме того, она экзистенциально нагружена для оказавшегося в ней человека. Роль творческой ситуации в самом творчестве, создании нового, анализируется с привлечением понятий хаоса и самоорганизации.
Н.В. Даниелян - Проблема рациональности сегодня c. 21-25
Аннотация: В данной статье проводится сравнительный анализ классического и современного подходов к проблеме рациональности с точки зрения субъект-объектных связей и построения научной картины мира. Автором приводится и обосновывается концепция “коммуникативной рациональности”, а также развивается мысль, что нынешний этап развития науки характеризуется изменением ее фундаментальных основ — переходом от закрытых систем и их организации на основе внешних и внутренних силовых воздействий к открытости мира и его самоорганизации.
Наумова Н.В., Глушак А.С. - Рациональное и иррациональное в христианской средневековой философии c. 25-35

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.10.21936

Аннотация: Традиционно принято считать, что философия стремиться рационально, логично, категориально осмысливать то или иное явление, что благодаря рационализму человечество поступательно шагает в своем развитии. В этом совершенствовании практически не отводилось места иррационализму, который трудно выразим языком философской рациональности. Мистика, иррационализм, которые почти не осмысливаются в рациональных формах, провозглашались нефилософским абсурдом. В настоящее время возникла потребность пересмотреть наши исходные позиции в понимании роли рационалистических и иррационалистических философских направлений и принципов познания мира, поскольку пренебрежительное отношение ко всему не выразимому в понятиях логики, внерациональным аспектам духовной жизни, в целом к иррационализму еще доминирует в общественном сознании. Однако нам представляется, что история человеческого общества развивается в постоянном чередовании двух основных фаз: рацио и иррацио, чередования эпох господства рационализма с эпохами господства иррациональной веры. Методология исследования: компаративный философско-религиоведческий анализ. Основной метод исследования: компаративно-аналитический. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, индивидуализация. Делается вывод, что рационалистические и иррационалистические учения используют смыслово разный категориальный аппарат и это надо учитывать при сравнении и сопоставлении как разных эпох, так и разных тенденций осознания смыслов человеческого бытия. Поэтому, характеризуя эпоху средневековья, полезно говорить языком самого читаемого автора той поры – Августина Аврелия, а не сухим рациональным языком «убивать» сущность иррационального приобщения к благодати веры в единого Бога. Философские искания XX и XXI веков не были исключением и явились своеобразным продолжением средневековых исканий сочетания и противопоставления рациональности и иррациональности в таких направлениях как прагматизм и экзистенциализм.
А.Н. Майданов - Интеллект и образ мышления древних ариев. Часть 1 c. 26-39
Аннотация: В статье описываются особенности менталитета ариев. В нем отразились их восприятие и понимание мира, интеллектуальное и духовное отношение к нему. Этому менталитету была присуща ограниченная субъектность. Сознание ариев характеризовалось такими чертами, как фидеистичность, объективация ментального, экстраполяция понятия истины на вымысел, сочетание рационального и иррационального. Их интеллект перешел от стадии перцептивного постижения действительности, к стадии ее объяснения и истолкования.
Напсо М.Д. - Макдональдизация как тип рациональности

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.1.16257

Аннотация: Объектом рассмотрения настоящей статьи является природа макдональдизации, а предметом – макдональдизация как форма рациональности, свойственная постнеклассическому мировоззрению и востребованная идеологией консюмеризма. Опираясь на типы формальной рациональности, предложенные Дж. Ритцером, автор анализирует локальность и всеобщность процесса макдональдизации, раскрывает зависимость связанных с нею практик от условий внешней среды и требований экономического развития, исследует содержание и особенности разумной и практической рациональности, соотношение ценностного и целевого в рациональности, пределы рационального, иррациональность рационального Методологию научного анализа статьи составили сравнительно-системный, диалектический подходы, а также исследование проблемы возможностями конкретно-исторического инструментария Научная новизна состоит в выдвижении положения о зависимости макдональдизации как специфической формы рациональности от особенностей современного развития. Проблематика статьи позволяет сформулировать ряд положений: 1) обосновывается тезис о необходимости дальнейших исследований принципов макдональдизации, их воздействия на широкий спектр социальных явлений; 2) особую актуальность приобретает проблема востребованности макдональдизированных практик обществом потребления
Напсо М.Д. - Макдональдизация как тип рациональности c. 27-33

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.1.67429

Аннотация: Объектом рассмотрения настоящей статьи является природа макдональдизации, а предметом – макдональдизация как форма рациональности, свойственная постнеклассическому мировоззрению и востребованная идеологией консюмеризма. Опираясь на типы формальной рациональности, предложенные Дж. Ритцером, автор анализирует локальность и всеобщность процесса макдональдизации, раскрывает зависимость связанных с нею практик от условий внешней среды и требований экономического развития, исследует содержание и особенности разумной и практической рациональности, соотношение ценностного и целевого в рациональности, пределы рационального, иррациональность рационального Методологию научного анализа статьи составили сравнительно-системный, диалектический подходы, а также исследование проблемы возможностями конкретно-исторического инструментария Научная новизна состоит в выдвижении положения о зависимости макдональдизации как специфической формы рациональности от особенностей современного развития. Проблематика статьи позволяет сформулировать ряд положений: 1) обосновывается тезис о необходимости дальнейших исследований принципов макдональдизации, их воздействия на широкий спектр социальных явлений; 2) особую актуальность приобретает проблема востребованности макдональдизированных практик обществом потребления
В.Г. Мушич-Громыко - Философская космология как идеальный субстрат или система рациональных принципов c. 40-45
Аннотация: В статье автор рассматривает возможность обсуждения такой модели Космоса, которая бы включала и человека, и социальную человеческую среду. При этом уровень обсуждения предлагается вести через опору на системные субстратно-идеальные представления.
Розин В.М. - Философия, искусство, эзотерика как сообщающиеся сосуды, а также, в чем причина некоторой паузы эзотеризма c. 45-55

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.1.37429

Аннотация: В статье излагается авторское понимание эзотерики. Разводятся два полярных направления эзотеризма – «трансцендентальное» и «латентное» («ментальное»); вводятся два постулата, характерные для первого направления, получившего в предыдущих работах автора название «классического». Обсуждаются отношения, связывающие эзотерику с философией, религией и искусством. Указаны общие черты этих областей знания и жизнедеятельности (личностные истоки, конструирование реальности, семиотическая и психологическая природа реальности). Рассмотрены кейсы взаимодействия. Обсуждена проблема некоторого падения интереса к эзотерическим учениям. Статья состоит из двух частей. В первой рассматриваются три кейса, позволяющие утверждать, что существует тесная связь эзотерической, философской, научной и литературной мысли, что эзотерические идеи и концепции нередко оплодотворяют философию, науку и искусство.   Во второй обсуждаются основные причины снижения интереса к эзотерике: новые вызовы в культуре, на которые пока нет эзотерического ответа, перехват эзотерического дискурса в ряде направлений современного искусства и частично философии. Тем не менее, эта пауза временная; поскольку эзотерический путь – это один из способов существования в культуре личности, можно предположить, что эзотерики в ближайшем времени ликвидируют возникшее отставание. Кроме того, здесь на примере современного интереса к вампирам обсуждаются некоторые особенности феномена мистики, автор показывает, что феномен вампиризма реальный, вероятно связанный с формами общения, широко распространенными в современной жизни.
Дубовицкий В.В. - Категория и феномен первообраза в контексте феноменолого-диалектической концепции А. Ф. Лосева и феноменологии поэтического воображения Г. Башляра c. 47-65

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.6.38095

EDN: ENBVYO

Аннотация: Предметом данного исследования являются, прежде всего, онтологические и феноменологические аспекты первообраза как категории и своего рода феномена в сфере искусства и поэтического воображения. Исследование проводится преимущественно на материале феноменолого-диалектической концепции А. Ф. Лосева и феноменологии поэтического воображения Г. Башляра. Выявляются историко-философский и теологический контексты концепции первообраза Лосева. Акцент делается на онтологическом смысле выражения и первообраза, на онтологии эстетического и художественного. Концепция Лосева, а также «непосредственная онтология» поэтического образа в концепции Бащляра применяются к тому художественному материалу, который органично им отвечает. Это тексты Н Гоголя: «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед рождеством», «Страшная месть», «Старосветские помещики», «Вий».    Тема первообраза как архетипа, выявляющего глубинную семантику искусства, достаточно разработана, в частности, на материале аналитической психологии К. Юнга. Новизна данного исследования включает несколько аспектов. Во-первых, на основе замечаний З. Фрейда о тесной связи инфантильно-личного и архаического в психике в интерпретации указанного художественного материала объединяются подходы Фрейда и Юнга, делается вывод о том, что архаика и эротика в первообразной стихии слиты в одно целое, поэтому не стоит категорично противопоставлять друг другу два этих подхода, по крайней мере, при обращении к архетипическому материалу. Во-вторых, в данном исследовании акцентируются онтологические и феноменологические аспекты первообраза, которым в различных исследованиях уделяется недостаточно внимания. В-третьих, в исследовании применительно к теме первообраза объединяются и такие концепции, как феноменолого-диалектическая (Лосев), феноменология поэтического воображения (Башляр), интертекстуальный анализ (Вайскопф), которые в их взаимодействии позволяют полнее раскрыть первообразную стихию искусства. Все это может способствовать созданию целостной концепции первообраза в искусстве и в сфере поэтического воображения.
Золотухина Е.В. - «Эзотерический опыт»: к вопросу о методологии исследования ( размышление над книгой П.Г.Носачева «Отреченное знание. Изучение маргинальной религиозности в ХХ и начале ХХI века» М. Изд. ПСТГУ. 2015) c. 54-67

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.4.22905

Аннотация: Статья ставит задачу обсуждения тех методологических проблем, которые поставлены в книге П.Г.Носачева, представляющей панораму современных западных исследований эзотеризма, прежде не известных российскому читателю. П.Г.Носачев демонстрирует разные подходы к анализу эзотерического опыта, из них автор статьи выбирает один, наиболее спорный, а именно подход, именуемый в книге «классическим рационализмом» и обращается к его анализу и рассмотрению альтернатив. Для автора особо важным является различение иррационального и внерационального, где под внерациональным имеются в виду те черты внутреннего мира, которые не принимают логико-понятийных форм. Автор статьи стоит на позициях мировоззренческой открытости со стремлением к целостному, холистическому видению изучаемых предметов, склоняется к диалогической форме восприятия чужого опыта, применяет для квалификации познавательной ситуации понятия «идеализм и материализм», «рациональное и внерациональное». Главный методологический пафос статьи состоит в противостоянии редукционизму Автор считает, что похороненная в ХХ веке борьба материализма и идеализма никуда не делась, и остается столь же актуальной. «Классический рационализм» является по сути материализмом, причем достаточно агрессивным, хотя присущ он отнюдь не марксистам, а академическим ученым. Попытка говорить исключительно «от лица науки», понятой по образцу естествознания, мешает исследователю понимать чужую субъективность. В статье поднимается вопрос о том, каким же образом можно приблизиться к пониманию чужого мистического опыта, если сам не имеешь такового. Здесь, показано в статье, присутствуют два ракурса: первый связан со стремлением с помощью фантазии «выдвинуться в чужую субъективность», опираясь на повествование носителя опыта, но с последующим возвращением на собственные позиции; второй ракурс предполагает хотя бы кратковременное допущение со стороны исследователя «онтологической реальности» переживаемого мистиком образного ряда. В заключение автор делает выводы о необходимости при изучении эзотерического опыта учитывать специфику самой субъективности, относиться к этому опыту с уважением, а не только с «рационалистической критикой», и учитывать постоянный переход в субъективном опыте от рационального к внерациональному и обратно.
И.М. Шадур - О рационалистичности мышления c. 107-118

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.1.62042

Аннотация: Ставится вопрос о том, на каком основании можно судить о фактической близости философского творчества того или иного мыслителя к рационализму. Для ответа на этот вопрос предлагается руководствоваться теми гносеологическими и методологическими ценностями, на которые стремились ориентироваться в своем мышлении классики философского рационализма. При этом автор исходит из той точки зрения, в соответствии с которой предметом мышления служит опыт, понимаемый с необходимой широтой, поэтому именно в эмпирической проекции мышления предпринимается попытка разыскания критерия соответствия мышления этим ценностям. В соответствии с этим формулируется понятие опыта, обосновываются основополагающие ценностные нормы рационализма и исследуются в логическом и содержательно-эмпирическом аспекте возможные способы обращения мышления с опытом. Результатом исследования становятся положения, устанавливающие свойственное рационалистическому мышлению отношение между структурой мысли и структурой опыта.
Кузьмин А.В. - Греческий зодиак и возможность существования зороастрийской карты созвездий

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.2.14626

Аннотация: Статья посвящена исследованию онтологической возможности зороастрийской карты созвездий. Особое внимание уделено сравнительной интерпретации реконструированной П. Апианом зороастрийской карты неба и традиционной карты греческого неба. В статье также рассматривается вопрос финальной стадии формирования двенадцатеричного Зодиака, развивается понятие “зодиакальной прописи”. В статье также даётся оценка графической реконструкции 1533 г. как источнику, отражающему суть традиции созвездий сложившейся в период культурного контакта носителей астрономических знаний Древней Месопотамии с представителями зерванитской религиозной традиции. В работе использован сравнительный анализ источников, относящихся к предмету исследования, критический анализ опубликованных ранее трудов отечественных и зарубежных исследователей. В статье впервые показана возможность существования зороастрийской карты созвездий и возможность её влияния на формирование греческой традиции созвездий. Основные выводы статьи заключаются в том, что фиксация Зодиака в его завершённом (фактически – современном) виде, происходит во время взаимодействия зороастрийской и месопотамской культуры.
Кузьмин А.В. - Греческий зодиак и возможность существования зороастрийской карты созвездий c. 191-197

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.2.67502

Аннотация: Статья посвящена исследованию онтологической возможности зороастрийской карты созвездий. Особое внимание уделено сравнительной интерпретации реконструированной П. Апианом зороастрийской карты неба и традиционной карты греческого неба. В статье также рассматривается вопрос финальной стадии формирования двенадцатеричного Зодиака, развивается понятие “зодиакальной прописи”. В статье также даётся оценка графической реконструкции 1533 г. как источнику, отражающему суть традиции созвездий сложившейся в период культурного контакта носителей астрономических знаний Древней Месопотамии с представителями зерванитской религиозной традиции. В работе использован сравнительный анализ источников, относящихся к предмету исследования, критический анализ опубликованных ранее трудов отечественных и зарубежных исследователей. В статье впервые показана возможность существования зороастрийской карты созвездий и возможность её влияния на формирование греческой традиции созвездий. Основные выводы статьи заключаются в том, что фиксация Зодиака в его завершённом (фактически – современном) виде, происходит во время взаимодействия зороастрийской и месопотамской культуры.
Жиртуева Н.С. - Мистический феномен в философии, естественных науках и богословии ХХ - ХХІ вв.

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.13906

Аннотация: Предметом исследования является проблема исследования мистического феномена в современной философии, естественных науках и богословии. Подчеркивается, что интерес к мистике обусловлен поиском выхода из кризиса антропоцентричной культуры, а также целым рядом открытий в области современной физики и психологии, которые заставили мировое ученое сообщество пересмотреть свои взгляды. Автор отмечает, что до сих пор не существует однозначной оценки феномена мистики, и подробно рассматривает особенности его восприятия представителями материалистической и идеалистической философии, классической и постклассической науки, светского и богословского религиоведения. Методологией исследования является компаративный философско- религиоведческий анализ. Методы: компаративно-аналитический, анализ и синтез, индивидуализация и обобщение. Основными выводами проведенного исследования является выделение следующих подходов к решению проблемы. 1. Классическая философия и наука оценивают мистику как иллюзию сознания, отказывая ей в праве на научное исследование. 2. Современная неклассическая наука проводит аналогии между современной научной картиной мира и опытом имманентных мистических традиций, показывая возможность синтеза научного и мистического познания. 3. Богословское направление в религиоведении утверждает истинность опыта трансцендентно-имманентной (антиномичной) мистики. Происходит четкое разграничение мистического и научного познания.
Жиртуева Н.С. - Мистический феномен в философии, естественных науках и богословии ХХ - ХХІ вв. c. 364-374

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.66381

Аннотация: Предметом исследования является проблема исследования мистического феномена в современной философии, естественных науках и богословии. Подчеркивается, что интерес к мистике обусловлен поиском выхода из кризиса антропоцентричной культуры, а также целым рядом открытий в области современной физики и психологии, которые заставили мировое ученое сообщество пересмотреть свои взгляды. Автор отмечает, что до сих пор не существует однозначной оценки феномена мистики, и подробно рассматривает особенности его восприятия представителями материалистической и идеалистической философии, классической и постклассической науки, светского и богословского религиоведения. Методологией исследования является компаративный философско- религиоведческий анализ. Методы: компаративно-аналитический, анализ и синтез, индивидуализация и обобщение. Основными выводами проведенного исследования является выделение следующих подходов к решению проблемы. 1. Классическая философия и наука оценивают мистику как иллюзию сознания, отказывая ей в праве на научное исследование. 2. Современная неклассическая наука проводит аналогии между современной научной картиной мира и опытом имманентных мистических традиций, показывая возможность синтеза научного и мистического познания. 3. Богословское направление в религиоведении утверждает истинность опыта трансцендентно-имманентной (антиномичной) мистики. Происходит четкое разграничение мистического и научного познания.
Горюнов М.А. - Пострелигиозная эмоциональность и теория аффекта И. Канта

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.5.12046

Аннотация: Проблема пострелигиозной эмоциональности – одна из наиболее актуальных сейчас. Исследования ведутся и в отношении психофизиологических истоков эмоции и описания её современных культурных конфигураций. В нашей статье мы предлагаем обратить внимание на самое начало эпохи Просвещения, когда воспитанная религиозным ритуалом чувственность пыталась найти себя в новом секулярном мире. Рассуждения Петера Слотердайка о всеобщем цинизме и наблюдение Жана Бодрийяра касательно утраты эмоциональности истолкованы как описание неудачного опыта перехода от клерикальной чувственности к секулярной. Им противопоставлены идеи античного философа Эпикура. Кратко разобрана одна из попыток избежать указанной ошибки – предложение Канта использовать естественные человеческие аффекты в качестве заменителя возвышенных чувств, испытываемых верующим во время молитвы и богослужения. Идея состоит в том, чтобы предоставить сильным иррациональным чувствам возможность проявлять себя вовне. Аффекты и страсти невозможно подавить дисциплиной разума. Наоборот, разум сам поддается их воздействию и, поддавшись, легко переходит на сторону религии. Поэтому, на место церковного ритуала предлагается поставить эстетическое переживание возвышенного. В ходе исследования были задействованы методы феноменологического анализа, дедуктивной и индуктивной логики, приёмы исторического спосотавления и герменевтики Статья представляет собой попытку представить на материале кантовской теории аффекта начальный этап эпохи Просвещения не как историю идей, а историю эмоций, их резкий переход от религиозной чувственности и секулярной. Выводы. Во-первых, переход от клерикальной картины миры к секулярной есть не только переход от идей к идеям, но и переход от одной модели чувств, к другой. Во-вторых, поскольку наши эмоции меньше поддаются сознательному регулированию, переход этот происходит значительно дольше и сложнее, с перекосами. Цинизм – один из них. В-третьих, предложенная Кантом модель адаптации эмоциональности к новым, пострелигиозным мировоззрениям, основанная на адекватных его времени представлениях о чувственности, является значительным шагом вперёд, поскольку позволяет преодолеть циническое выгорание эмоциональной сферы.
Горюнов М.А. - Пострелигиозная эмоциональность и теория аффекта И. Канта c. 689-695

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.5.66517

Аннотация: Проблема пострелигиозной эмоциональности – одна из наиболее актуальных сейчас. Исследования ведутся и в отношении психофизиологических истоков эмоции и описания её современных культурных конфигураций. В нашей статье мы предлагаем обратить внимание на самое начало эпохи Просвещения, когда воспитанная религиозным ритуалом чувственность пыталась найти себя в новом секулярном мире. Рассуждения Петера Слотердайка о всеобщем цинизме и наблюдение Жана Бодрийяра касательно утраты эмоциональности истолкованы как описание неудачного опыта перехода от клерикальной чувственности к секулярной. Им противопоставлены идеи античного философа Эпикура. Кратко разобрана одна из попыток избежать указанной ошибки – предложение Канта использовать естественные человеческие аффекты в качестве заменителя возвышенных чувств, испытываемых верующим во время молитвы и богослужения. Идея состоит в том, чтобы предоставить сильным иррациональным чувствам возможность проявлять себя вовне. Аффекты и страсти невозможно подавить дисциплиной разума. Наоборот, разум сам поддается их воздействию и, поддавшись, легко переходит на сторону религии. Поэтому, на место церковного ритуала предлагается поставить эстетическое переживание возвышенного. В ходе исследования были задействованы методы феноменологического анализа, дедуктивной и индуктивной логики, приёмы исторического спосотавления и герменевтики Статья представляет собой попытку представить на материале кантовской теории аффекта начальный этап эпохи Просвещения не как историю идей, а историю эмоций, их резкий переход от религиозной чувственности и секулярной. Выводы. Во-первых, переход от клерикальной картины миры к секулярной есть не только переход от идей к идеям, но и переход от одной модели чувств, к другой. Во-вторых, поскольку наши эмоции меньше поддаются сознательному регулированию, переход этот происходит значительно дольше и сложнее, с перекосами. Цинизм – один из них. В-третьих, предложенная Кантом модель адаптации эмоциональности к новым, пострелигиозным мировоззрениям, основанная на адекватных его времени представлениях о чувственности, является значительным шагом вперёд, поскольку позволяет преодолеть циническое выгорание эмоциональной сферы.
Ю.С. Моркина - Творческая ситуация c. 842-851

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.62770

Аннотация: В статье раскрывается сложная динамическая структура творческой ситуации. Показывается взаимосвязь творческой ситуации с ситуацией познания. Также с философской точки зрения и задействованием в анализе теории сложных систем и феноменологического подхода предлагается новая модель механизма такого известного феномена как инсайт, внезапного озарения, играющего важную роль в творчестве и познании. Нам принадлежит понятие пред-инсайтного состояния сознания, мы показываем, в чем оно состоит и какую роль играет в творчестве. Нами показывается, что творческая ситуация включает в себя и состояние сознания творящего человека и общий индивидуальный и социальный контекст, кроме того, она экзистенциально нагружена для оказавшегося в ней человека. Роль творческой ситуации в самом творчестве, создании нового, анализируется с привлечением понятий хаоса и самоорганизации.
Переверзева М.В. - Стохастическая музыка: философский аспект

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.9931

Аннотация: Под влиянием научных теорий и философских учений в композиторской практике ХХ века возникла стохастическая музыка (от греч. στοχασμός – догадка), в которой организация звукового материала в определенной мере основана на методе статистического распределения элементов (параметров звука, частей формы и др.). Стохастическая музыка получила развитие в период расцвета алеаторики – принципа композиции, допускающего воздействие фактора случайности на процесс создания или исполнения произведения. Стохастический метод сочинения, как никакой другой в музыке ушедшего столетия, имел серьезные философские основания, заставившие деятелей культуры переосмыслить художественный опыт и предложить новую творческую парадигму, не встречавшуюся в искусстве прошлого. По убеждению Я. Ксенакиса, Л. Хиллера, К. Штокхаузена и других адептов стохастической музыки, эта техника письма отражает базовые принципы развития сущего, которым композиторы стремились следовать в музыке. Они обратились к стохастической музыке в поисках новой музыкальной выразительности и звуковой материи, соответствующей их внутреннему мироощущению, во многом сформировавшемуся под влиянием науки и философии ХХ столетия.
Переверзева М.В. - Стохастическая музыка: философский аспект c. 954-963

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.65286

Аннотация: Под влиянием научных теорий и философских учений в композиторской практике ХХ века возникла стохастическая музыка (от греч. στοχασμός – догадка), в которой организация звукового материала в определенной мере основана на методе статистического распределения элементов (параметров звука, частей формы и др.). Стохастическая музыка получила развитие в период расцвета алеаторики – принципа композиции, допускающего воздействие фактора случайности на процесс создания или исполнения произведения. Стохастический метод сочинения, как никакой другой в музыке ушедшего столетия, имел серьезные философские основания, заставившие деятелей культуры переосмыслить художественный опыт и предложить новую творческую парадигму, не встречавшуюся в искусстве прошлого. По убеждению Я. Ксенакиса, Л. Хиллера, К. Штокхаузена и других адептов стохастической музыки, эта техника письма отражает базовые принципы развития сущего, которым композиторы стремились следовать в музыке. Они обратились к стохастической музыке в поисках новой музыкальной выразительности и звуковой материи, соответствующей их внутреннему мироощущению, во многом сформировавшемуся под влиянием науки и философии ХХ столетия.
Пронькина А.В. - Культурфилософские дихотомии: феномен массовой культуры в отечественной исследовательской традиции

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.8.20172

Аннотация: Предметом исследования является эволюция воззрений на феномен массовой культуры в рамках отечественного культурфилософского дискурса XIX-XXI веков. Автор подробно рассматривает представленные концепты с точки зрения их исторической обусловленности, дифференцированности, парадигмальности, результативности. Особое внимание уделено современному состоянию проблемы. Так как без целенаправленного, четкого и методологически ориентированного определения границ и содержательных пластов культуры невозможно ни дальнейшее развитие отечественной научной мысли, ни наиболее эффективное существования самой России в условиях этой современности. В данной связи, методологической основой исследования становятся теоретические построения и осмысления феномена массовой культуры в отечественной философии и культурологии. Новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что аналитика не концентрируется на каком-то одном этапе культурной рефлексии феномена, а строится на последовательном (в том числе и сравнительном) понимании его специфики в рамках дотерминологического и собственно терминологического периодов, включающих чуть более 200 лет.
Пронькина А.В. - Культурфилософские дихотомии: феномен массовой культуры в отечественной исследовательской традиции c. 1131-1138

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.8.68133

Аннотация: Предметом исследования является эволюция воззрений на феномен массовой культуры в рамках отечественного культурфилософского дискурса XIX-XXI веков. Автор подробно рассматривает представленные концепты с точки зрения их исторической обусловленности, дифференцированности, парадигмальности, результативности. Особое внимание уделено современному состоянию проблемы. Так как без целенаправленного, четкого и методологически ориентированного определения границ и содержательных пластов культуры невозможно ни дальнейшее развитие отечественной научной мысли, ни наиболее эффективное существования самой России в условиях этой современности. В данной связи, методологической основой исследования становятся теоретические построения и осмысления феномена массовой культуры в отечественной философии и культурологии. Новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что аналитика не концентрируется на каком-то одном этапе культурной рефлексии феномена, а строится на последовательном (в том числе и сравнительном) понимании его специфики в рамках дотерминологического и собственно терминологического периодов, включающих чуть более 200 лет.
Малкина С.М. - От сверхметафизики к постметафизике: метафизика и проблема власти

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.8.15826

Аннотация: Дискурс о преодолении метафизики представляет собой особый философский жанр, популярный в последние два столетия. При этом каждый раз происходит сдвиг в трактовке метафизического, что заставляет задаться вопросом о том, чем является метафизика и есть ли она вообще. Бадью делает предположение о том, что причины возобновления попыток преодоления метафизики кроются в том, что метафизика по своему определению – это правление сущностно неопределенного. Это позволяет рассматривать вопрос о метафизике с точки зрения проблемы власти. В статье делается акцент на анализе риторики о преодолении метафизики как философского жанра и используется идея Хайдеггера о метафизике как воле к власти, что позволяет проанализировать эту риторику как борьбу за власть. В статье делается вывод о том, что необходимо различать способы критического отношения к метафизике. Антиметафизическая философия (направленная на преодоление и отбрасывание метафизики) не только сама носит метафизический характер, но и является сверхметафизикой. Она борется с неопределенным и бессмысленным в метафизике, пытаясь утвердить новую волю к власти. Постметафизическая философия не стремится утвердить волю к власти философствующего субъекта за счет замены «бессмысленности» метафизики на тот или иной философский «смысл», а трансформирует все поле философии таким образом, чтобы отношения власти перестали играть существенную роль.
Малкина С.М. - От сверхметафизики к постметафизике: метафизика и проблема власти c. 1133-1143

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.8.66927

Аннотация: Дискурс о преодолении метафизики представляет собой особый философский жанр, популярный в последние два столетия. При этом каждый раз происходит сдвиг в трактовке метафизического, что заставляет задаться вопросом о том, чем является метафизика и есть ли она вообще. Бадью делает предположение о том, что причины возобновления попыток преодоления метафизики кроются в том, что метафизика по своему определению – это правление сущностно неопределенного. Это позволяет рассматривать вопрос о метафизике с точки зрения проблемы власти. В статье делается акцент на анализе риторики о преодолении метафизики как философского жанра и используется идея Хайдеггера о метафизике как воле к власти, что позволяет проанализировать эту риторику как борьбу за власть. В статье делается вывод о том, что необходимо различать способы критического отношения к метафизике. Антиметафизическая философия (направленная на преодоление и отбрасывание метафизики) не только сама носит метафизический характер, но и является сверхметафизикой. Она борется с неопределенным и бессмысленным в метафизике, пытаясь утвердить новую волю к власти. Постметафизическая философия не стремится утвердить волю к власти философствующего субъекта за счет замены «бессмысленности» метафизики на тот или иной философский «смысл», а трансформирует все поле философии таким образом, чтобы отношения власти перестали играть существенную роль.
Шадур И.М. - Об эмпирической осмысленности основополагающих понятий философии Спинозы

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.9.7116

Аннотация: Спиноза считается наиболее последовательным представителем философского рационализма, однако это не означает, что он в своем мышлении всегда безукоризненно следовал рационалистическому идеалу. В статье исследуется отношение основополагающих спекулятивных понятий философии Спинозы к эмпирически истолкованному идеалу рационалистичности мышления. С этой целью рассматривается эмпирическая осмысленность этих понятий, почерпнутых Спинозой из традиционной спекулятивной философии и отчасти переосмысленных им в соответствии с его философской системой. В ходе этого исследования, с одной стороны, демонстрируется неоднозначность или недостаточная определенность эмпирического смысла этих традиционных понятий и в этом усматривается суть недостаточной последовательности рационализма Спинозы, система которого опирается на эти понятия, но с другой стороны, обосновывается та мысль, что в контексте философской системы Спинозы эти понятия допускают, тем не менее, спекулятивное эмпирическое осмысление.
И.М. Шадур - Об эмпирической осмысленности основополагающих понятий философии Спинозы c. 1200-1211

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.9.63147

Аннотация: Спиноза считается наиболее последовательным представителем философского рационализма, однако это не означает, что он в своем мышлении всегда безукоризненно следовал рационалистическому идеалу. В статье исследуется отношение основополагающих спекулятивных понятий философии Спинозы к эмпирически истолкованному идеалу рационалистичности мышления. С этой целью рассматривается эмпирическая осмысленность этих понятий, почерпнутых Спинозой из традиционной спекулятивной философии и отчасти переосмысленных им в соответствии с его философской системой. В ходе этого исследования, с одной стороны, демонстрируется неоднозначность или недостаточная определенность эмпирического смысла этих традиционных понятий и в этом усматривается суть недостаточной последовательности рационализма Спинозы, система которого опирается на эти понятия, но с другой стороны, обосновывается та мысль, что в контексте философской системы Спинозы эти понятия допускают, тем не менее, спекулятивное эмпирическое осмысление.
Ивинских Г.П. - Трансформации театрального языка в свете «новой рациональности»

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.9.12595

Аннотация: Цель данного исследования приблизиться к пониманию причин происходящих сдвигов в отношениях между обществом, публикой и театром. Внимание акцентировано на динамике театрального языка, на обновлении сценических понятий. Особенно остро вопросы, связанные со сменой театрального языка (как части культуры), возникают в переломные моменты истории, когда изменение картины мира происходит не постепенно, а в порядке взрыва. Используя метод сравнительного анализа, исследуется, как система К. С. Станиславского, которая начала складываться на рубеже XIX - XX вв., развивалась на протяжении XX вв. и на рубеже следующего столетия. В систему анализа включена сценическая практика Пермского академического театра драмы. Автору довелось не только побывать во многих театрах бывшего СССР, но и присутствовать на репетициях Г. А. Товстоногова, А. В. Эфроса, М. А. Захарова, Ю. П. Любимова, П. Н. Фоменко. За творчеством Пермского театра драмы автор наблюдала в течение нескольких десятилетий: велись записи репетиций, фиксировались изменения в спектаклях со дня премьеры, изучался характер зрительского восприятия. Переосмысление сценических понятий является не просто изменением режиссерского понятийного аппарата, но спонтанной реакцией художника на обстоятельства времени, на изменения естественнонаучных и философских представлений. Спектакль создается не только как конструкция, но и как мироощущение. Работа адресована искусствоведам, культурологам, театральным деятелям и зрителям, тем, кого интересует театр в его живых связях с обществом.
Ивинских Г.П. - Трансформации театрального языка в свете «новой рациональности» c. 1266-1275

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.9.65488

Аннотация: Цель данного исследования приблизиться к пониманию причин происходящих сдвигов в отношениях между обществом, публикой и театром. Внимание акцентировано на динамике театрального языка, на обновлении сценических понятий. Особенно остро вопросы, связанные со сменой театрального языка (как части культуры), возникают в переломные моменты истории, когда изменение картины мира происходит не постепенно, а в порядке взрыва. Используя метод сравнительного анализа, исследуется, как система К. С. Станиславского, которая начала складываться на рубеже XIX - XX вв., развивалась на протяжении XX вв. и на рубеже следующего столетия. В систему анализа включена сценическая практика Пермского академического театра драмы. Автору довелось не только побывать во многих театрах бывшего СССР, но и присутствовать на репетициях Г. А. Товстоногова, А. В. Эфроса, М. А. Захарова, Ю. П. Любимова, П. Н. Фоменко. За творчеством Пермского театра драмы автор наблюдала в течение нескольких десятилетий: велись записи репетиций, фиксировались изменения в спектаклях со дня премьеры, изучался характер зрительского восприятия. Переосмысление сценических понятий является не просто изменением режиссерского понятийного аппарата, но спонтанной реакцией художника на обстоятельства времени, на изменения естественнонаучных и философских представлений. Спектакль создается не только как конструкция, но и как мироощущение. Работа адресована искусствоведам, культурологам, театральным деятелям и зрителям, тем, кого интересует театр в его живых связях с обществом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.