|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Ивинских Г.П.
Трансформации театрального языка в свете «новой рациональности»
// Философия и культура.
2014. № 9.
С. 1266-1275.
DOI: 10.7256/2454-0757.2014.9.12595 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=12595
Трансформации театрального языка в свете «новой рациональности»
Ивинских Галина Павловна
кандидат культурологии
старший преподаватель, кафедра Кафедра режиссуры и мастерства актера, Пермская государственная академия искусства и культуры.
614000. Пермский край, г. Пермь, ул. Газеты «Звезда», д. 18. Пермская государственная академия искусства и культуры.
Ivinskikh Galina Pavlovna
PhD in Cultural Studies
614000. Permskii krai, g. Perm', ul. Gazety «Zvezda», d. 18. Permskaya gosudarstvennaya akademiya iskusstva i kul'tury.
|
iwinskih@mail.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2014.9.12595
Дата направления статьи в редакцию:
10-10-2014
Дата публикации:
24-10-2014
Аннотация:
Цель данного исследования приблизиться к пониманию причин происходящих сдвигов в отношениях между обществом, публикой и театром. Внимание акцентировано на динамике театрального языка, на обновлении сценических понятий. Особенно остро вопросы, связанные со сменой театрального языка (как части культуры), возникают в переломные моменты истории, когда изменение картины мира происходит не постепенно, а в порядке взрыва. Используя метод сравнительного анализа, исследуется, как система К. С. Станиславского, которая начала складываться на рубеже XIX - XX вв., развивалась на протяжении XX вв. и на рубеже следующего столетия. В систему анализа включена сценическая практика Пермского академического театра драмы. Автору довелось не только побывать во многих театрах бывшего СССР, но и присутствовать на репетициях Г. А. Товстоногова, А. В. Эфроса, М. А. Захарова, Ю. П. Любимова, П. Н. Фоменко. За творчеством Пермского театра драмы автор наблюдала в течение нескольких десятилетий: велись записи репетиций, фиксировались изменения в спектаклях со дня премьеры, изучался характер зрительского восприятия. Переосмысление сценических понятий является не просто изменением режиссерского понятийного аппарата, но спонтанной реакцией художника на обстоятельства времени, на изменения естественнонаучных и философских представлений. Спектакль создается не только как конструкция, но и как мироощущение. Работа адресована искусствоведам, культурологам, театральным деятелям и зрителям, тем, кого интересует театр в его живых связях с обществом.
Ключевые слова:
театральный язык, режиссерская система, репетиции, «новая рациональность», мироощущение, ресурс развития, переломные моменты истории, зрительское восприятие, художническая реакция, художественные представления
Библиография
1. Анохин Л. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем. М., 1978.
2. Аристотель. Поэтика // Аристотель и античная литература. М., 1978.
3. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1973.
4. Джинджихашвили Н. Я. К вопросу о психологической необходимости искусства // Природа. Функции. Методы исследования: В 4 т. Т. 2. Тбилиси, 1978.
5. Ивинских Г. П. Жизнь в зеркале сцены. Пермь, 2002.
6. Капра Ф. Дао физики: исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока. СПб., 1994.
7. Касавин И. Т., Сокулер З. А. Рациональность в познании и практике. М., 1989.
8. Культурно-исторический процесс и проблемы рациональности. Киев, 1985.
9. Мудрагей Н. С. Рациональное и иррациональное. М., 1985.
10. Немирович-Данченко В. И. Рождение театра. М., 1989.
11. Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1954-1961.
12. Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1969.
13. Франкл В. В поисках смысла. М., 1990.
14. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
15. Юркевич П. Д. Философские произведения. М., 1990. С. 358.
16. Hübner K. Die Wahrheit des Mythos. München, 1985.
17. Newton-Smith W. H. The rationality of science. Boston, 1981
18. Rationality in science and politics. Dortrechtets, 1984. 19 Schnädelbach H. Rationalität. Frankfurt a M., 1984. 20. Zur Kritik der wissenschattlichen Rationalität. Freiburg – München, 1986.
References
1. Anokhin L. K. Izbrannye trudy. Filosofskie aspekty teorii funktsional'nykh sistem. M., 1978.
2. Aristotel'. Poetika // Aristotel' i antichnaya literatura. M., 1978.
3. Zakhava B. E. Masterstvo aktera i rezhissera. M., 1973.
4. Dzhindzhikhashvili N. Ya. K voprosu o psikhologicheskoi neobkhodimosti iskusstva // Priroda. Funktsii. Metody issledovaniya: V 4 t. T. 2. Tbilisi, 1978.
5. Ivinskikh G. P. Zhizn' v zerkale stseny. Perm', 2002.
6. Kapra F. Dao fiziki: issledovanie parallelei mezhdu sovremennoi fizikoi i mistitsizmom Vostoka. SPb., 1994.
7. Kasavin I. T., Sokuler Z. A. Ratsional'nost' v poznanii i praktike. M., 1989.
8. Kul'turno-istoricheskii protsess i problemy ratsional'nosti. Kiev, 1985.
9. Mudragei N. S. Ratsional'noe i irratsional'noe. M., 1985.
10. Nemirovich-Danchenko V. I. Rozhdenie teatra. M., 1989.
11. Stanislavskii K. S. Sobr. soch.: V 8 t. M., 1954-1961.
12. Tynyanov Yu. N. Pushkin i ego sovremenniki. M., 1969.
13. Frankl V. V poiskakh smysla. M., 1990.
14. Fromm E. Psikhoanaliz i etika. M., 1993.
15. Yurkevich P. D. Filosofskie proizvedeniya. M., 1990. S. 358.
16. Hübner K. Die Wahrheit des Mythos. München, 1985.
17. Newton-Smith W. H. The rationality of science. Boston, 1981
18. Rationality in science and politics. Dortrechtets, 1984. 19 Schnädelbach H. Rationalität. Frankfurt a M., 1984. 20. Zur Kritik der wissenschattlichen Rationalität. Freiburg – München, 1986.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|