Философия и культура - рубрика Новая научная парадигма
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Новая научная парадигма"
Новая научная парадигма
Розин В.М. - Может ли эзотерика быть наукой и, если да, то как тогда понимать науку?
Аннотация: Автор сравнивает одну из традиций эзотерики, в рамках которой последняя строится как наука, с обычными науками. Оказывается, что, действительно, по ряду ключевых параметров (установка на познание, построение идеальных объектов, выделение предметной области, проблем и фактов, обоснование) «эзотерические науки» вполне сходны с нормальными наука. Обсуждаются особенности эзотерики и формирование у отдельных индивидов эзотерического мироощущения. «Эзотерические науки» автор предлагает относить к отдельному типу и называть «нетрадиционными».
Князева Е.Н. - Эндофизический поворот в эпистемологии, или Попытка увидеть мир изнутри
Аннотация: В статье показывается, что в современной неклассической эпистемологии происходит эндофизический поворот. В рамках эндофизического подхода к изучению реальности предполагается, что наблюдатель неустранимо присутствует в наблюдаемом, что выбор наблюдателем определенной темпоральной сетки и раскраивание им объективной ткани событий, его возможности познания мира зависят от его телесных определенностей и от возможностей его сознания. Показывается, что эндофизика оперирует с представлением не только о реальном наблюдателе, но и о виртуальном наблюдателе как основополагающем элементе мысленного экспериментирования, в ходе которого строятся виртуальные реальности и целостные миры по принципу "как если бы". It is shown in article that the so-called endophysical turn occurs in the modern non-classical epistemology. In the frames of the endophysical approach to the study of reality, it is assumed that an observer is presented in the observed picture of events in an unavoidable way, chooses a certain subjective temporal net and cuts out the objective tissue of events, his possibility to cognize the world depends on his bodily structures and on abilities of his consciousness. It is demonstrated that endophysics operates with notions not only of a real observer, but also of a virtual observer as a fundamental element of the procedure of mental experiment when virtual realities and entire worlds are built according to the principle в as if.
Розин В.М. - К уточнению понятия «наука»
Аннотация: В статье обсуждаются особенности понятия "науки", сложившего в новое время. В частности, анализируются три основные вызовы времени, на которые отвечало становящееся естествознание. Этому пониманию науки противопоставляется современная трактовка науки, учитывающая кризис техногенной цивилизации, переходное время нашей эпохи, разделение общих условий жизни и разных культур и форм жизни.
Горелов А.А. - Религия и современная биологическая картина мира
Аннотация: В статье обсуждаются "горячие точки" взаимодействия современной биологии с христианской доктриной - модель эволюции, генетический код и естественнонаучное обоснование нравственности
Борисенков А.А. - О парадигмальном знании в политической науке
Аннотация: В статье исследуется явление парадигмального знания, развивающееся в современной политической науке и обусловленное раскрытием политической целостности. Рассматриваются некоторые особенности становления этого знания, а также его значение для развития политической теории. Предлагается политологическая парадигма, составляющая инновационный подход к исследованию политического содержания.
Розин В.М. - Дискурсивные коммуникации и социальное нормирование
Аннотация: В статье рассматривается ситуация, сложившаяся в современной дискурсивной коммуникации. Она характеризуется локализацией коммуникационных сообществ и аудиторий и кардинальным непониманием. Обсуждаются условия коммуникации в такой ситуации (рефлексия способов мышления, их демонстрация, рассказ об основных этапах жизни автора), которые все же не ведут к пониманию. Дальше на примере моды и реализации социальных норм с противоположным содержанием анализируются типы социального нормирования, характерные для современной культуры. Анализ моды показывает, что она является одной из современных нормативных систем: задает определенные аспекты поведения человека, причем в контексте моды соответствующие нормы варьируются и обновляются. Современные нормы типа моды устанавливаются в процессе активности социальных акторов, посылающих в публичную среду различные мессаджи. Это первое условие. Второе условие ‒ создание нужной социальной среды и готовности. Третье ‒ самоорганизация этой среды в ответ на данные послания. Автор предлагает различать такие стратегии социального нормирования как "жизнь в двух комнатах","компромисс","синтез", "потемкинская деревня". В заключении полученные характеристики социального нормирования применяются к проблеме понимания в современных дискурсивных коммуникаций.
Грязнова Е.В. - Бытийный статус виртуальной реальности
Аннотация: В статье проводится анализ существующих точек зрения на понятие онтологического статуса виртуальной реальности. Рассматриваются три основных подхода, где виртуальная реальность понимается как вид реальности, как вид бытия и как вид небытия. В результате проведенного критически обобщающего анализа автор выходит на построение информационной концепции виртуальной реальности, где последняя понимается как особый способ существования информационной реальности. Понятие "виртуально-информационная реальность" является основным концептом и представлена как результат диалектической взаимосвязи двух способов существования информации - в активном и пассивном состоянии.
Фетисова Е.Э. - Неоакмеизм как «культурная парадигма» ХХ века: память культуры, художественно-эстетическая платформа, литературные группировки, трансформация «семантической поэтики»

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.7366

Аннотация: Данная статья иллюстрирует на отдельных примерах отличительные черты неоакмеизма в межтекстуальной коммуникации с неоклассицизмом и акмеизмом. В статье проводится классификация основных направлений неоакмеизма, включая нетрадиционные, альтернативные, анализируется его фундамент, концепция, поэзия постреализма и неоклассицизма. Выявляются три тенденции «семантической поэтики», анализируются разнообразие исканий, художественно-стилевых течений, обусловливающих перспективу новых открытий на путях отечественной и мировой литературы.
Е.Н. Князева - Будущее, созидаемое человеком c. 0-0
Аннотация: проАннотация: в статье рассматриваются основные установки и ключевые понятия современной трансдисциплинарной области знания — исследований будущего. Раскрывается содержание таких новых представлений, как «образы будущего», «альтернативное возможное будущее», «созидание будущего», а не просто его предсказание, «коэволюция» как искусство жить вместе и созидать совместное будущее. Изучаются возможности и границы применимости методов и технологий социального конструктивизма в практике социального управления. Ключевые слова: философия, время, будущее, прогнозирование, управление, конструктивизм, ситуация, сложность, коэволюция, синергетика.
А.А. Борисенков - О парадигмальном знании в политической науке c. 7-14
Аннотация: в статье исследуется явление парадигмального знания, развивающееся в современной политической науке и обусловленное раскрытием политической целостности. Рассматриваются некоторые особенности становления этого знания, а также его значение для развития политической теории. Предлагается политологическая парадигма, составляющая инновационный подход к исследованию политического содержания.
А.А. Борисенков - Парадигмальное знание в политической науке как фактор её развития c. 8-15
Аннотация: в статье изучается явление парадигмального знания в политической науке, обусловленное идеей политической целостности и раскрытием политической структуры. Рассматриваются особенности становления этого знания, а также его значение для развития политической теории. Предлагается новая политологическая парадигма, составляющая инновационный подход к исследованию политического содержания.
Абрамова А.С. - Атмосфера: к вопросу о сущности феномена c. 20-41

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.4.22908

Аннотация: В данной статье исследуется сущность феномена атмосферы и ее взаимосвязь с материальной культурой, субъективностью и аффектом. Выдвигается гипотеза о том, что атмосфера в своем феноменальном межпредметном качестве пребывает между материальным и нематериальным, практическим и идеальным, субъектом и объектом. С наибольшей очевидностью и частотой она упоминается и употребляется в разговорном языке в качестве неотъемлемой части реальности, между тем возникают трудности при ее гносеологическом выявлении и определении. В этой статье представлен перформативный, эстетический, эмоциональный, феноменологический метод измерения атмосферы, берущий свое начало в работах немецких философов Германа Шмитца и Гернота Бёме. Определяется актуальность такого подхода и сфера его применимости. Автор приходит к выводу, что атмосфера не может быть ограничена или точно определена пространственно или физически, между тем она обладает онтологической действительностью, которая определенным образом настраивает мир и каждое отдельное восприятие, не являясь данностью вещи, а скорее выходом вещи за свои пределы. Представленные в рамках статьи теоретические положения могут быть использованы для углубленного изучения феномена атмосферы в ее гуманитарной воплощенности, а также более тонкого прочтения культурных и социальных явлений в их самом широком смысловом контексте. Также положения статьи могут быть применимы в области архитектуры и дизайна, городского проектирования, ритэйлинге и многих других сферах человеческой жизни в силу вездесущности данного феномена.
Урсул А.Д. - От неолитической к космической революции: становление нового способа социоприродного взаимодействия c. 20-34

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.4.32737

Аннотация: Предметом исследования является разворачивающиеся кардинальные трансформации во взаимодействии природы и общества на этапе освоения космоса. Будет продолжаться дальнейшее развитие земного материального производства, но, вместе с тем, появится совершенно новый процесс, обусловленный взаимодействием человека с внеземной природной средой. Речь идёт о прогнозируемом выносе производства за пределы планеты, прежде всего индустрии, о чём мечтал ещё К.Э. Циолковский. Особое значение в его развитии станет играть внеземное «горнодобывающее производство» - космический майнинг. Используются общенаучные средства исследования, эволюционно-исторический, системный и междисциплинарный подходы, прогнозирование и исследование будущего, а также теоретико-методологические способы проектирования космической деятельности. Автор показывает, что устойчивый майнинг будет продолжаться как в земном, так и космическом измерениях и перспективах, и эти процессы будут разворачиваться в тесном взаимодействии. Без развития космического майнинга в принципе будет невозможно как дальнейшее освоение космоса, так и обеспечение геокосмической безопасности. Включившись в состав космонавтики, устойчивый майнинг вне планеты будет в существенной степени способствовать формированию нового способа взаимодействия человечества с природой, который можно именовать космическим способом. Именно майнинг за пределами планеты будет играть определяющую роль в формировании нового - космического способа социоприродного взаимодействия, ориентирующего дальнейшую эволюцию нашей цивилизации в широком освоении Вселенной.
В.М. Розин - Дискурсивные коммуникации и социальное нормирование c. 20-28
Аннотация: В статье рассматривается ситуация, сложившаяся в современной дискурсивной коммуникации. Она характеризуется локализацией коммуникационных сообществ и аудиторий и кардинальным непониманием. Обсуждаются условия коммуникации в такой ситуации (рефлексия способов мышления, их демонстрация, рассказ об основных этапах жизни автора), которые все же не ведут к пониманию. Дальше на примере моды и реализации социальных норм с противоположным содержанием анализируются типы социального нормирования, характерные для современной культуры. Анализ моды показывает, что она является одной из современных нормативных систем: задает определенные аспекты поведения человека, причем в контексте моды соответствующие нормы варьируются и обновляются. Современные нормы типа моды устанавливаются в процессе активности социальных акторов, посылающих в публичную среду различные мессаджи. Это первое условие. Второе условие — создание нужной социальной среды и готовности. Третье — самоорганизация этой среды в ответ на данные послания. Автор предлагает различать такие стратегии социального нормирования как «жизнь в двух комнатах»,»компромисс»,»синтез», «потемкинская деревня». В заключении полученные характеристики социального нормирования применяются к проблеме понимания в современных дискурсивных коммуникациях.
Головашина О.В. - Самоорганизованная критичность акторно-сетевой теории c. 23-31

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.7.21658

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является сопоставление акторно-сетевой теории и теории самоорганизованной критичности. Несмотря на то, что анализируемые теории связаны с разными научными областями (социология и физика соответственно), обе они представляют собой дискурс нелинейного мира и основное внимание уделяют не сущностям (объектам), а взаимодействиям между ними. Автор обращает внимание как на отдельные компоненты анализируемых теорий, так и на их функции и эвристические потенциал в целом. Методология работы построена на использовании методологических приемов анализируемых теорий с применением общефилософских методов (анализ и синтез, сравнительный метод и т.д.) Автор показывает, что акторно-сетевая теория и теория самоорганизованной критичности представляют собой новый язык описания несимметричной вселенной, а также подчеркивают роль минимального воздействия, которое может привести к максимальному результату. Однако СОК представляет собой объяснительную метатеорию, направленную на выявление универсальных закономерностей, что противоречит принципу ирредукции, на котором настаивают сторонники АСТ. Сравнение акторно-сетевой теории и теории саморганизованной критичности проводится впервые.
В.М. Розин - К уточнению понятия «наука» c. 29-38
Аннотация: В статье обсуждаются особенности понятия «науки«, сложившего в новое время. В частности, анализируются три основные вызовы времени, на которые отвечало становящееся естествознание. Этому пониманию науки противопоставляется современная трактовка науки, учитывающая кризис техногенной цивилизации, переходное время нашей эпохи, разделение общих условий жизни и разных культур и форм жизни.
Е.В. Грязнова - Бытийный статус виртуальной реальности c. 35-43
Аннотация: В статье проводится анализ существующих точек зрения на понятие онтологического статуса виртуальной реальности. Рассматриваются три основных подхода, где виртуальная реальность понимается как вид реальности, как вид бытия и как вид небытия. В результате проведенного критически обобщающего анализа автор выходит на построение информационной концепции виртуальной реальности, где последняя понимается как особый способ существования информационной реальности. Понятие «виртуально-информационная реальность» является основным концептом и представлена как результат диалектической взаимосвязи двух способов существования информации – в активном и пассивном состоянии.
А.А. Горелов, Т.А. Горелова - Религия и современная биологическая картина мира c. 36-45
Аннотация: в статье обсуждаются «горячие» точки взаимодействия современной биологии с христианской доктриной — модель эволюции, генетический код и естественнонаучное обоснование нравственности. Гипотеза эволюции решает проблему непосредственного механизма творения, а христианство — проблему его цели. Уникальность генетического кода указывает на единство творения. Эволюция нравственности от природных механизмов до свободного выбора человеком не отменяет индивидуальное усилие личности при переходе в сферу духовного.
И.А. Манев - Являются ли реальностью библейские рай и ад? c. 42-52
Аннотация: Дано теоретическое обоснование того, что жизнь существует и после смерти физического тела человека. В целях этого сформулировано определение, что данная система жива лишь если в ней записаны (запомнены) три специфических алгоритма, обеспечивающих ее самовосстановление посредством замкнутого цикла. Один из алгоритмов позволяет системе осваивать энергию, необходимую для ее функционирования. Согласно обоснованной гипотезе, каждый человек, наряду с собственно физическим телом, обладает своим невидимым, материальным биополевым двойником. Процитированы случаи, касающиеся людей, проживших десятки лет без питания, снабжавшихся энергией напрямую из Вселенной; эти случаи установлены многократно авторитетами из области медицины и церкви. Биополевой двойник, в качестве живой системы, после смерти физического тела человека, также может снабжаться энергией прямо из Вселенной. В связи с тем, что оно состоит из гораздо более тонкой материи, чем материя физического тела, ему обеспечена, практически, «вечная» жизнь. Приведены категорические высказывания знаменитых болгарских ясновидящих Ванги и Славы Севрюковой, что действительно существует жизнь после смерти. Объясняется, каким образом, в зависимости от степени нравственности усопших людей и культурно-технического уровня развития соответствующей исторической эпохи, в которой они прожили свою жизнь, объективно оформляются различные по степени своей комфортабельности или не комфортабельности реально существующие биополевые совокупности различных видов рая и ада. К ним, закономерно и автоматически, привлекаются биополевые двойники усопших людей.
И.К. Асадуллаев - Универсальный гомеостаз (Новая физическая картина мира? абсурдность основного вопроса философии) c. 48-53
Аннотация: Попытка создать новую картину мира. Существует универсальный гомеостаз. Материальное как наличное бытие и идеальное — это атрибуты материи.
Попов Н.А. - Философский анализ специальной теории относительности на соответствие её содержания необходимому условию его объективности c. 49-75

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.2.39819

EDN: IXFHBB

Аннотация: Предметом данного исследования является специальная теория относительности (СТО) А. Эйнштейна, споры о которой продолжаются уже более ста лет. Целью исследования является оценка СТО со стороны того, возможно ли в самой природе всё то, о чём идёт речь в этой теории и тем самым в новой, релятивистской физике. При этом особое внимание автор уделяет трём вопросам: принципу относительности, необходимому условию объективности содержания научных теорий и эйнштейновскому стилю научного мышления, предопределившему мировоззренческую составляющую СТО и всей релятивистской физики. Но не остаются без внимания и такие вопросы, как релятивистские сокращения длин и длительностей, относительность одновременности и единое пространство-время.   В ходе исследования выявлена ошибочность давно возникшего и широко распространённого мнения об относительности свойств. Выявлено необходимое условие объективности научных теорий. Выявлена природная форма выражения величин и показан безотносительный характер всех природных величин. Выявлена скрытая форма относительности, присущая постулату СТО о постоянстве скорости света во всех инерциальных системах отсчёта и распространяемая в СТО на величину всех рассматриваемых в ней длин и длительностей. Показано, что в основе такой относительности лежит зависимость величин от выбора систем их отражения. Показано, что в самой природе такая зависимость невозможна. Делается вывод об ошибочности СТО. При этом перечисляются факторы, выступившие благоприятной почвой для появления и распространения этой ошибочной теории.
А.В. Веселов - Постнеклассический взгляд на объект социоинженерной деятельности c. 74-80
Аннотация: в статье представлены существующие в системе научного знания точки зрения на понятие «объект социоинженерной деятельности». Описан генезис представлений об объекте социоинженерной деятельности в классической, неклассической и постнеклассической науке. Рассмотрены особенности выделения объекта социоинженерной деятельности через категории естественное и искусственное на различных этапах развития науки. Обозначены характерные черты объекта социоинженерной деятельности периода постнеклассической науки
Герасимов Г.И. - Музеология как гуманитарная наука c. 113-125

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.4.37794

Аннотация: Целью статьи является обоснование главных теоретических и методологических положений музеологии как гуманитарной науки. С идеалистических позиций сформулированы ее основные понятия, определена методология. В качестве объекта рассматриваются идеи человека, создающего музейную реальность для достижения влияния на сознание других людей. В качестве предмета определена идея конкретного музея, реализованная в объективной реальности. Предметом музеологии является также процесс реализации идей – функционирование музейной реальности и процесс ее восприятия посетителями. Цель музея – произвести определенные изменения в сознании и мироощущении другого человека – посетителя. В основе методологии музеологии как гуманитарной науки лежит метод понимания, обеспечивающий постижение идей, лежащих в основе музея. Особую роль играют методы: коммуникативный и конструирования. Цели музея определяют его функции, важнейшей является коммуникативная, именно она реализует главную цель музея – передать идеи и ощущения от музейного сотрудника – посетителю. Способы достижения цели могут меняться с изменением взглядов в обществе, при этом меняются сами музеи и их функции. Главным фактором, определяющим роль и общественную значимость музеев, является интерес к ним человека, который проявляется в том случае, когда идеи, заложенные в их основание, соответствуют главным мировоззренческим идеям, господствующим в обществе, и помогают людям в решении их жизненно важных проблем. Музей должен быть актуальным только когда он играет важную роль в жизни общества. Следующим этапом развития музеологии как гуманитарной науки является ее апробация в ходе решения научных и практических задач, стоящих перед музейным сотрудником.
Е.Э. Фетисова - Неоакмеизм как «культурная парадигма » ХХ века (память культуры, художественно-эстетическая платформа, литературн ые группировки, трансформация «семантической поэтики») c. 210-218

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.62331

Аннотация: Данная статья иллюстрирует на отдельных примерах отличительные черты неоакмеизма в межтекстуальной коммуникации с неоклассицизмом и акмеизмом. В статье проводится классификация основных направлений неоакмеизма, включая нетрадиционные, альтернативные, анализируется его фундамент, концепция, поэзия постреализма и неоклассицизма. Выявляются три тенденции «семантической поэтики», анализируются разнообразие исканий, художественно-стилевых течений, обусловливающих перспективу новых открытий на путях отечественной и мировой литературы.
Дыдров А.А. - Постнеклассическая наука в свете адаптации человека к будущему

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.4.18244

Аннотация: Предметом исследования является современная постнеклассическая наука. Автор выделяет некоторые признаки постнеклассической парадигмы (междисциплинарность, господство методологического анархизма, комбинаторный характер, перенасыщенность, перформативность). Специфической чертой постнеклассической науки является большое внимание к будущему. В современности стремительно увеличивается число проектов, моделей и сценариев будущего. Многие из них принципиально различны. Увеличение проектов и моделей будущего связано с прагматической установкой постнеклассической науки: критерием научности является не только соответствие научных исследований истине. Ведущим критерием является практическая полезность сконструированной модели. Методология исследования включает в себя общенаучные методы: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, обобщение, абстрагирование. Кроме того, проведена методологическая процедура концептуализации. Особым вкладом автора исследования является выделение специфических признаков постнеклассической науки, слабо раскрытых в философии науки. Заслуживает внимания введение в оборот понятия футуроплюрализма. Им обозначена множественность проектов, моделей и сценариев будущего. Оценено неоднозначное влияние футуроплюрализма на жизнь человека. Одним из средств гармонизации бытия человека и культуры является образование, имеющее ресурсы для адаптации человека в стремительно меняющемся мире.
Дыдров А.А. - Постнеклассическая наука в свете адаптации человека к будущему c. 497-505

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.4.67801

Аннотация: Предметом исследования является современная постнеклассическая наука. Автор выделяет некоторые признаки постнеклассической парадигмы (междисциплинарность, господство методологического анархизма, комбинаторный характер, перенасыщенность, перформативность). Специфической чертой постнеклассической науки является большое внимание к будущему. В современности стремительно увеличивается число проектов, моделей и сценариев будущего. Многие из них принципиально различны. Увеличение проектов и моделей будущего связано с прагматической установкой постнеклассической науки: критерием научности является не только соответствие научных исследований истине. Ведущим критерием является практическая полезность сконструированной модели. Методология исследования включает в себя общенаучные методы: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, обобщение, абстрагирование. Кроме того, проведена методологическая процедура концептуализации. Особым вкладом автора исследования является выделение специфических признаков постнеклассической науки, слабо раскрытых в философии науки. Заслуживает внимания введение в оборот понятия футуроплюрализма. Им обозначена множественность проектов, моделей и сценариев будущего. Оценено неоднозначное влияние футуроплюрализма на жизнь человека. Одним из средств гармонизации бытия человека и культуры является образование, имеющее ресурсы для адаптации человека в стремительно меняющемся мире.
Баксанский О.Е. - Конвергенция: методология меганауки

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.4.10390

Аннотация: Процесс развития науки начинается с появления множества отдельных, не связанных между собой областей знания. Позже началось объединение областей знания в более крупные комплексы, а по мере их расширения снова проявила себя тенденция к специализации. Технологии же всегда развивались взаимосвязано, и, как правило, прорывы в одной области были связаны с достижениями в других областях. При этом развитие технологий обычно определялось в течение длительных периодов каким-либо одним ключевым открытием или прогрессом в одной области. Сегодня же, благодаря ускорению научно-технического прогресса, мы наблюдаем пересечение во времени целого ряда волн научно-технической революции. В частности, можно выделить идущую с 80-х годов XX столетия революцию в области информационных и коммуникационных технологий, последовавшую за ней биотехнологическую революцию, недавно начавшуюся революцию в области нанотехнологий. Также нельзя обойти вниманием имеющий место в последнее десятилетие бурный прогресс развития когнитивной науки. Особенно интересным и значимым представляется взаимовлияние именно инфор-мационных технологий, биотехнологий, нанотехнологий и когнитивной науки. Данное явление получило название NBICS-конвергенции (по первым буквам областей: N -нано; B -био; I -инфо; C –когно, S - социально-гуманитарные технологии). Конвергентные технологии (нано-, био-, инфо, когно-, социально-гуманитарные технологии). Риски и социально-экономические последствия. Кардинальное изменение картины мира и методологии научного исследования. Научная картина мира требует возвращения к натурфилософии (философии природы), с которой 300 лет назад начинал Ньютон, органично включающую в себя естественные и гуманитарные науки. И необходимым инструментом для решения данной задачи являются конвергентные NBICS-технологии. При этом постоянно следует иметь в виду, что NBICS-конвергенция помимо позитивных аспектов может таить в себе и большое количество угроз и социально-экономических рисков. Определение ключевых факторов риска в значительной степени зависит от перспектив, которые открываются, и от области применения и приложения.
Баксанский О.Е. - Конвергенция: методология меганауки c. 505-518

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.4.64223

Аннотация: Процесс развития науки начинается с появления множества отдельных, не связанных между собой областей знания. Позже началось объединение областей знания в более крупные комплексы, а по мере их расширения снова проявила себя тенденция к специализации. Технологии же всегда развивались взаимосвязано, и, как правило, прорывы в одной области были связаны с достижениями в других областях. При этом развитие технологий обычно определялось в течение длительных периодов каким-либо одним ключевым открытием или прогрессом в одной области. Сегодня же, благодаря ускорению научно-технического прогресса, мы наблюдаем пересечение во времени целого ряда волн научно-технической революции. В частности, можно выделить идущую с 80-х годов XX столетия революцию в области информационных и коммуникационных технологий, последовавшую за ней биотехнологическую революцию, недавно начавшуюся революцию в области нанотехнологий. Также нельзя обойти вниманием имеющий место в последнее десятилетие бурный прогресс развития когнитивной науки. Особенно интересным и значимым представляется взаимовлияние именно инфор-мационных технологий, биотехнологий, нанотехнологий и когнитивной науки. Данное явление получило название NBICS-конвергенции (по первым буквам областей: N -нано; B -био; I -инфо; C –когно, S - социально-гуманитарные технологии). Конвергентные технологии (нано-, био-, инфо, когно-, социально-гуманитарные технологии). Риски и социально-экономические последствия. Кардинальное изменение картины мира и методологии научного исследования. Научная картина мира требует возвращения к натурфилософии (философии природы), с которой 300 лет назад начинал Ньютон, органично включающую в себя естественные и гуманитарные науки. И необходимым инструментом для решения данной задачи являются конвергентные NBICS-технологии. При этом постоянно следует иметь в виду, что NBICS-конвергенция помимо позитивных аспектов может таить в себе и большое количество угроз и социально-экономических рисков. Определение ключевых факторов риска в значительной степени зависит от перспектив, которые открываются, и от области применения и приложения.
Баксанский О.Е., Коржуев А.В. - Теория «структуры научных революций» Т.Куна и кризис классической парадигмы в физике на рубеже XIX – XX столетий

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.5.13839

Аннотация: Рассматривается кризис физики на рубеже XIX – XX столетий в контексте идей, выдвинутых и обоснованных в книге философа Т. Куна «Структура научных революций». Внимание сфокусировано на кризисе классической механики Ньютона и «рождении» теории относительности Эйнштейна, модели атома Резерфорда-Бора и, логически развившей её, квантовой механике. Естественнонаучное знание в процессе своего развития пересматривает основные фундаментальные позиции, парадигмальные основы, связанные с переосмыслением выявленных ранее и устоявшихся в сознании научного социума логико-содержательных связей типа «причина – следствие», «повод – феномен», «основание – базирующаяся на нём теория», а также инспирационных, каузальных и системных детерминаций. В качестве основного метода исследования используется метод реконструкции когнитивных представлений эпохи в контексте современного понимания физической картины мира. Основной вывод состоит в том, что теория научных революций Т. Куна «проявила» ряд важных методологических особенностей кризиса физики рубежа столетий, позволила перевести в методологический формат ряд характерных для него особенностей, а иногда по новому их осмыслить и углублённо «прочувствовать», соотнести с характерными проявлениями более поздних «научных революций».
Баксанский О.Е., Коржуев А.В. - Теория «структуры научных революций» Т.Куна и кризис классической парадигмы в физике на рубеже XIX – XX столетий c. 679-688

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.5.66516

Аннотация: Рассматривается кризис физики на рубеже XIX – XX столетий в контексте идей, выдвинутых и обоснованных в книге философа Т. Куна «Структура научных революций». Внимание сфокусировано на кризисе классической механики Ньютона и «рождении» теории относительности Эйнштейна, модели атома Резерфорда-Бора и, логически развившей её, квантовой механике. Естественнонаучное знание в процессе своего развития пересматривает основные фундаментальные позиции, парадигмальные основы, связанные с переосмыслением выявленных ранее и устоявшихся в сознании научного социума логико-содержательных связей типа «причина – следствие», «повод – феномен», «основание – базирующаяся на нём теория», а также инспирационных, каузальных и системных детерминаций. В качестве основного метода исследования используется метод реконструкции когнитивных представлений эпохи в контексте современного понимания физической картины мира. Основной вывод состоит в том, что теория научных революций Т. Куна «проявила» ряд важных методологических особенностей кризиса физики рубежа столетий, позволила перевести в методологический формат ряд характерных для него особенностей, а иногда по новому их осмыслить и углублённо «прочувствовать», соотнести с характерными проявлениями более поздних «научных революций».
Князева Е.Н. - Стратегии экологического мышления в свете концепции Umwelt Якоба фон Икскюля

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.12290

Аннотация: В статье представлены методологические основы для выработки современных стратегий экологического мышления, основанных на теоретической биологии и теории сложных адаптивных систем. Экология как наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ с окружающей средой выходит ныне далеко за пределы первоначальных рамок биологического знания и становится узловой дисциплиной, от которой расходятся векторы перспективного междисциплинарного синтеза знания. Экологический подход оказывается плодотворным в социальных и гуманитарных исследованиях. Экология действия, экология разума, экология жизни, познания и творчества, экология мысли и слова, экология идей, экология коммуникации и экология управления – все эти концептуальные установки свидетельствуют о смелом встраивании экологического мышления в широкие сферы гуманитарного и социального знания, где они открывают возможности для свежих подходов. Раскрывается мировоззренческая значимость введенного Якобом фон Икскюлем более 100 лет тому назад понятия Umwelt и его учения о Umwelt (Umweltslehre) для развития современной экологического универсализма и разработки стратегических императивов экологического мышления. Понятие Umwelt как специфического окружающего мира, к которому приспособлен и который строит себе всякий биологический вид и отдельная его особь, стало междисциплинарной платформой для развития теории экологии, для выработки разумной позиции в дискуссиях об устойчивом развитии и устойчивом будущем, а также о роли образования для устойчивого развития мира. Для развития экологического мышления применяется методология учения о Umwelt Якоба фон Икскюля, а также методология исследования сложных систем. Научная новизна исследования состоит в ее междисциплинарности, в применении теоретической биологии, учения об Umwelt Икскюля, теории сложных систем и новейших понятий когнитивной науки (динамическая ко-эмерджентность, энактивизм) для развития теории социального управления, социального прогнозирования (исследования будущего), концепции устойчивого развития, экологической этики.
Князева Е.Н. - Стратегии экологического мышления в свете концепции Umwelt Якоба фон Икскюля c. 943-953

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.65285

Аннотация: В статье представлены методологические основы для выработки современных стратегий экологического мышления, основанных на теоретической биологии и теории сложных адаптивных систем. Экология как наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ с окружающей средой выходит ныне далеко за пределы первоначальных рамок биологического знания и становится узловой дисциплиной, от которой расходятся векторы перспективного междисциплинарного синтеза знания. Экологический подход оказывается плодотворным в социальных и гуманитарных исследованиях. Экология действия, экология разума, экология жизни, познания и творчества, экология мысли и слова, экология идей, экология коммуникации и экология управления – все эти концептуальные установки свидетельствуют о смелом встраивании экологического мышления в широкие сферы гуманитарного и социального знания, где они открывают возможности для свежих подходов. Раскрывается мировоззренческая значимость введенного Якобом фон Икскюлем более 100 лет тому назад понятия Umwelt и его учения о Umwelt (Umweltslehre) для развития современной экологического универсализма и разработки стратегических императивов экологического мышления. Понятие Umwelt как специфического окружающего мира, к которому приспособлен и который строит себе всякий биологический вид и отдельная его особь, стало междисциплинарной платформой для развития теории экологии, для выработки разумной позиции в дискуссиях об устойчивом развитии и устойчивом будущем, а также о роли образования для устойчивого развития мира. Для развития экологического мышления применяется методология учения о Umwelt Якоба фон Икскюля, а также методология исследования сложных систем. Научная новизна исследования состоит в ее междисциплинарности, в применении теоретической биологии, учения об Umwelt Икскюля, теории сложных систем и новейших понятий когнитивной науки (динамическая ко-эмерджентность, энактивизм) для развития теории социального управления, социального прогнозирования (исследования будущего), концепции устойчивого развития, экологической этики.
Олейников Ю.В. - Концептуальная бесплодность социальных наук

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.9.19957

Аннотация: В настоящее время, когда развитие материальных средств преобразования окружающего мира обусловливают возможности прямо противоположных сценариев эволюции планетарного социоприродного Универсума, чрезвычайную актуальность преобретают прогностическая и практическая функции социальных наук, призванных адекватно отражать происходящие в обществе перемены и нацеливать на положительное решение встающих перед ним принципиально новых проблем. Современные социальные науки, оставаясь в тисках устаревшей мировоззренческой парадигмы, не справляются с этой задачей. Выявление концептуальной бесплодности социальных наук должно способствовать преодолению их стагнации. Науковедческий, историко-философский и конкретно-исторический методы анализа зарождения и развития отечественной философии и социальных наук в России и методология смены мировоззренческих и научных парадигм Томаса Куна позволяют выявить реальные причины концептуальной бесплодности социогуманитарных наук, коренящиеся в некритическом заимствовании западных теорий социального развития, организации отечественной науки и образования, их идеологической ангажированности и узкой специализации ученых-обществоведов. Чувственно-зримое изменение места и роли человека в бытии планетарного социоприродного Универсума обусловливают настоятельную необходимость коренной трансформации господствующей мировоззренческой парадигмы, что с неизбежностью должно привести к качественному преобразованию всей совокупности парадигмальных концепций социальных наук и стимулировать их развитие в принципиально новом направлении для достижения практической цели безграничного развития человечества в пространстве и времени.
Олейников Ю.В. - Концептуальная бесплодность социальных наук c. 1253-1261

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.9.68201

Аннотация: В настоящее время, когда развитие материальных средств преобразования окружающего мира обусловливают возможности прямо противоположных сценариев эволюции планетарного социоприродного Универсума, чрезвычайную актуальность преобретают прогностическая и практическая функции социальных наук, призванных адекватно отражать происходящие в обществе перемены и нацеливать на положительное решение встающих перед ним принципиально новых проблем. Современные социальные науки, оставаясь в тисках устаревшей мировоззренческой парадигмы, не справляются с этой задачей. Выявление концептуальной бесплодности социальных наук должно способствовать преодолению их стагнации. Науковедческий, историко-философский и конкретно-исторический методы анализа зарождения и развития отечественной философии и социальных наук в России и методология смены мировоззренческих и научных парадигм Томаса Куна позволяют выявить реальные причины концептуальной бесплодности социогуманитарных наук, коренящиеся в некритическом заимствовании западных теорий социального развития, организации отечественной науки и образования, их идеологической ангажированности и узкой специализации ученых-обществоведов. Чувственно-зримое изменение места и роли человека в бытии планетарного социоприродного Универсума обусловливают настоятельную необходимость коренной трансформации господствующей мировоззренческой парадигмы, что с неизбежностью должно привести к качественному преобразованию всей совокупности парадигмальных концепций социальных наук и стимулировать их развитие в принципиально новом направлении для достижения практической цели безграничного развития человечества в пространстве и времени.
Розин В.М. - Характеристики диспозитива социальности

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.9.15314

Аннотация: В статье социальность рассматривается как предельная онтология и диспозитив, т.е. как гетерогенное идеальное построение, используемое в качестве средств решения методологических проблем и объяснения дискурсов социальности. В диспозитиве социальности автор выделяет пять основных «топа» (независимых и взаимосвязанных плана исследования): способ (подход, ценности, рамка) конституирования социальности исследователем; описание (анализ) направляемых и спонтанных социальных трансформаций; характеристика взаимодействий субъектов социального действия, к которым относятся общество, власть, сообщества, индивиды и личности; задание и характеристики социального действия, позволяющего направлять процесс социальной трансформации; истолкование социальности как своеобразного организма. Предлагается описание каждого топа. При этом реализуется методологический подход, позволяющий осуществить проблематизацию, ситуационный анализ, конституировать в первом приближении диспозитив социальности. Общие теоретические положения опираются на анализ кейсов. В результате удалось охарактеризовать социальность как предельную онтологию, различив в ней пять горизонтов. Центральными являются три ‒ направляемые социальными месседжами социальные трансформации, как правило, обусловливающие развитие целого; взаимоотношение субъектов социального действия, которые обеспечивают протекание этих трансформаций; ценности исследователя и его подход к изучению социальности.
Розин В.М. - Характеристики диспозитива социальности c. 1306-1318

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.9.67044

Аннотация: В статье социальность рассматривается как предельная онтология и диспозитив, т.е. как гетерогенное идеальное построение, используемое в качестве средств решения методологических проблем и объяснения дискурсов социальности. В диспозитиве социальности автор выделяет пять основных «топа» (независимых и взаимосвязанных плана исследования): способ (подход, ценности, рамка) конституирования социальности исследователем; описание (анализ) направляемых и спонтанных социальных трансформаций; характеристика взаимодействий субъектов социального действия, к которым относятся общество, власть, сообщества, индивиды и личности; задание и характеристики социального действия, позволяющего направлять процесс социальной трансформации; истолкование социальности как своеобразного организма. Предлагается описание каждого топа. При этом реализуется методологический подход, позволяющий осуществить проблематизацию, ситуационный анализ, конституировать в первом приближении диспозитив социальности. Общие теоретические положения опираются на анализ кейсов. В результате удалось охарактеризовать социальность как предельную онтологию, различив в ней пять горизонтов. Центральными являются три ‒ направляемые социальными месседжами социальные трансформации, как правило, обусловливающие развитие целого; взаимоотношение субъектов социального действия, которые обеспечивают протекание этих трансформаций; ценности исследователя и его подход к изучению социальности.
Руднев В.П. - Проблема истины и лжи в нарратиной онтологии

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.15368

Аннотация: Нарративная онтология является научно-философской концепцией, разрабатываемой автором статьи на протяжении многих лет. Суть ее в том что истина и ложь считаются в этой системе иллюзорными понятиями, и на их место становятся вопросы: «Что будет дальше?» и «Чем это кончится?» Тем не менее, проблема истины в нарративной онтологии звучит достаточно отчетливо: истина в вымышленном дискурсе, истина в повседневном высказывании, Истина с большой буквы, истина «со средней буквы». В статье вводится концепт «провал в истину», что означает такое положение вещей, при котором человек проваливается, как в колодец, в иллюзию истины и там застревает. Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в нем впервые в мировой науке построена новая модель реальности на основе понятий нарративной логики и теории смысла. Технически эта модель использует ленту Мебиуса, которая по представлениям автора концепции, движется одновременно в противоположные стороны — в сторону накопления информации («по жизни») и в сторону накопления энтропии (против жизни). В настоящей статье используются методы философии обыденного языка, разработанные Э. Муром, Л. Витгенштейном, Дж. Остином и другими философами аналитического направления. Основными выводами настоящего исследования являются следующие: 1. Понятия истины и лжи являются иллюзиями нашего сознания, находящегося в шорах якобы единственного мира, в то время как на самом деле мы существуем параллельных мирах 2. Нарративная онтология считает, что основным ее постулат является постулат смысла на развертывающейся в противоположные стороны ленте Мебиуса. 3. Проблема жизни против жизни заключается в том, что мы живем в противоположных направлениях времени - в направлении накопления энтропии и в направлении накопления информации
Руднев В.П. - Проблема истины и лжи в нарратиной онтологии c. 1608-1617

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.67220

Аннотация: Нарративная онтология является научно-философской концепцией, разрабатываемой автором статьи на протяжении многих лет. Суть ее в том что истина и ложь считаются в этой системе иллюзорными понятиями, и на их место становятся вопросы: «Что будет дальше?» и «Чем это кончится?» Тем не менее, проблема истины в нарративной онтологии звучит достаточно отчетливо: истина в вымышленном дискурсе, истина в повседневном высказывании, Истина с большой буквы, истина «со средней буквы». В статье вводится концепт «провал в истину», что означает такое положение вещей, при котором человек проваливается, как в колодец, в иллюзию истины и там застревает. Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в нем впервые в мировой науке построена новая модель реальности на основе понятий нарративной логики и теории смысла. Технически эта модель использует ленту Мебиуса, которая по представлениям автора концепции, движется одновременно в противоположные стороны — в сторону накопления информации («по жизни») и в сторону накопления энтропии (против жизни). В настоящей статье используются методы философии обыденного языка, разработанные Э. Муром, Л. Витгенштейном, Дж. Остином и другими философами аналитического направления. Основными выводами настоящего исследования являются следующие: 1. Понятия истины и лжи являются иллюзиями нашего сознания, находящегося в шорах якобы единственного мира, в то время как на самом деле мы существуем параллельных мирах 2. Нарративная онтология считает, что основным ее постулат является постулат смысла на развертывающейся в противоположные стороны ленте Мебиуса. 3. Проблема жизни против жизни заключается в том, что мы живем в противоположных направлениях времени - в направлении накопления энтропии и в направлении накопления информации
Урсул А.Д. - Феномен ноосферы: эволюционный подход и глобальное измерение

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.12.13053

Аннотация: В статье выстраивается единая эволюционно-информационная концепция становления ноосферы не только как планетарного феномена, но и как необходимого этапа вселенского процесса самоорганизации материи. Сфера разума представляется автором как ещё не существующее, а гипотетическое будущее состояние общества и его взаимодействия с природой, в котором приоритетное место будет занимать глобальный общечеловеческий интеллект, направляющий социоприродную эволюцию в безопасно-поступательном направлении. Раскрывается процесс перехода человечества к устойчивому развитию, информационная сущность феномена ноосферы и становления её главного ядра - коллективного ноосферного интеллекта. Отмечается, что учение о ноосфере в трудах В.И. Вернадского развивалось на концептуальной основе, в которой глобализм и идеи становления ноосферы оказались соединенными в целостную форму мировоззрения. Ноосферогенез рассматривается в работе как основное средство и форма выживания человечества и как главная цель всего современного и будущего цивилизационного развития, включая переход к глобальной устойчивости, созидание информационной цивилизации, глобализацию и другие позитивные процессы глобального развития. Автор также анализирует новые мегатенденции ноосферогенеза в области науки, образования, культуры, управления с учетом достижений современных научных исследований и прогнозирования перспектив дальнейшей эволюции мировой цивилизации. В работе используются эволюционный (в особенности универсально-эволюционный) подход и методы глобальных исследований, а также информационный подход и критерий развития. Показано также, что в рамках исследования будущего ноосферно-футурологический подход может кардинальным образом изменить и традиционные подходы и способы исследования, ориентируя научный поиск в области прошлого и настоящего в сторону осознания и прогнозирования будущего. Высказывается мнение, что человечество уже начинает превращаться в единую, целостную цивилизацию ноосферы, сопровождаемую формированием принципиально нового безопасного социоприродного коэволюционного способа взаимодействия. Также речь идёт о том, что социальная и социоприродная эволюция создает возможности становления сферы разума не только в биосфере. Ноосферогенез как будущий глобальный процесс выступает как необходимый этап глобальной эволюции в мироздании, которая будет реализоваться в социоприродной и социокультурной формах вначале на Земле, а затем и в пространствах Вселенной.
Урсул А.Д. - Феномен ноосферы: эволюционный подход и глобальное измерение c. 1719-1738

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.12.65967

Аннотация: В статье выстраивается единая эволюционно-информационная концепция становления ноосферы не только как планетарного феномена, но и как необходимого этапа вселенского процесса самоорганизации материи. Сфера разума представляется автором как ещё не существующее, а гипотетическое будущее состояние общества и его взаимодействия с природой, в котором приоритетное место будет занимать глобальный общечеловеческий интеллект, направляющий социоприродную эволюцию в безопасно-поступательном направлении. Раскрывается процесс перехода человечества к устойчивому развитию, информационная сущность феномена ноосферы и становления её главного ядра - коллективного ноосферного интеллекта. Отмечается, что учение о ноосфере в трудах В.И. Вернадского развивалось на концептуальной основе, в которой глобализм и идеи становления ноосферы оказались соединенными в целостную форму мировоззрения. Ноосферогенез рассматривается в работе как основное средство и форма выживания человечества и как главная цель всего современного и будущего цивилизационного развития, включая переход к глобальной устойчивости, созидание информационной цивилизации, глобализацию и другие позитивные процессы глобального развития. Автор также анализирует новые мегатенденции ноосферогенеза в области науки, образования, культуры, управления с учетом достижений современных научных исследований и прогнозирования перспектив дальнейшей эволюции мировой цивилизации. В работе используются эволюционный (в особенности универсально-эволюционный) подход и методы глобальных исследований, а также информационный подход и критерий развития. Показано также, что в рамках исследования будущего ноосферно-футурологический подход может кардинальным образом изменить и традиционные подходы и способы исследования, ориентируя научный поиск в области прошлого и настоящего в сторону осознания и прогнозирования будущего. Высказывается мнение, что человечество уже начинает превращаться в единую, целостную цивилизацию ноосферы, сопровождаемую формированием принципиально нового безопасного социоприродного коэволюционного способа взаимодействия. Также речь идёт о том, что социальная и социоприродная эволюция создает возможности становления сферы разума не только в биосфере. Ноосферогенез как будущий глобальный процесс выступает как необходимый этап глобальной эволюции в мироздании, которая будет реализоваться в социоприродной и социокультурной формах вначале на Земле, а затем и в пространствах Вселенной.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.