Философия и культура - рубрика Циклы и волны глобального мира
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Циклы и волны глобального мира"
Циклы и волны глобального мира
Спирова Э.М. - ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ИЛИ СУДЬБА БЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Аннотация: На протяжении многих веков белый человек считался властелином Земли. Сверхдержавы, экономические гиганты были расположены главным образом в Северном полушарии, населены преимущественно белыми и управлялись ими же. И тем не менее контроль белых над значительными частями Земли является недавно сложившейся ситуацией. Она начала зарождаться 300-400 лет назад. Тогда европейцы двинулись за границы собственного континента. Они открыли Новый Свет, быстро покорили индейцев и захватили как Северную, так и Южную Америку. Они освоили торговый путь в Индию, не затронув ислам, который господствовал в Средиземноморье, продолжили колонизацию Азии и Африки.
Спирова Э.М. - ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ИЛИ СУДЬБА БЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Аннотация: На протяжении многих веков белый человек считался властелином Земли. Сверхдержавы, экономические гиганты были расположены главным образом в Северном полушарии, населены преимущественно белыми и управлялись ими же. И тем не менее контроль белых над значительными частями Земли является недавно сложившейся ситуацией. Она начала зарождаться 300-400 лет назад. Тогда европейцы двинулись за границы собственного континента. Они открыли Новый Свет, быстро покорили индейцев и захватили как Северную, так и Южную Америку. Они освоили торговый путь в Индию, не затронув ислам, который господствовал в Средиземноморье, продолжили колонизацию Азии и Африки.
Власова В.Б. - Исторические особенности российского самосознания в эпоху кризиса
Аннотация: сегодняшний экономический кризис – лишь один из моментов, составляющих в сумме целую кризисную эпоху мировой истории последних ста лет. Наша страна, возможно, в наибольшей степени прочувствовала на себе ее тяжелую поступь и трагические последствия. Существуют ли объективные перспективы улучшения жизни в России в ближайшее время? Если да, то на чем они базируются, как они зависят от обновления российского самосознания, как связываются в единую нить из прошлого в настоящее? Эти, не только интересные для научного исследования, но и актуальные, то есть практически важные проблемы философии культуры и выступают предметом рассмотрения автора данной статьи.
Шугуров М.В. - Динамика глобальных процессов в контексте ценностных трансформаций
Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования универсальной системы ценностей в условиях глобализации. Автор анализирует способы конституирования цивилизационной идентичности в глобальном мире. Большое внимание уделяется аксиологическим основам модернизации общения государств, народов, личностей на глобальном уровне. Делается вывод о необходимости активизации философской рефлексии в процессе проецирования глобальных ценностей в плюралистическом формате.
Шугуров М.В. - Динамика глобальных процессов в контексте ценностных трансформаций
Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования универсальной системы ценностей в условиях глобализации. Автор анализирует конституирование цивилизационной идентичности в современном мире. Большое внимание уделяется аксиологическим аспектам модернизации общения государств, народов, личностей на глобальном уровне. Делаются выводы о необходимости активизации философской рефлексии в процессе глобализации ценностей в плюралистическом формате.
Жабина В.В. - Риски инновационной трансформации общества в условиях глобализации
Аннотация: В статье приводится анализ рисков инновационного развития, их особенностей и причин возникновения. Автор отмечает, что основным источником инновационных рисков на современном этапе развития социума является интенсивный научно-технический процесс. В условиях постоянного производства инноваций, для современного человека появляется угроза в виде новизны, неопределенности и рисков, что существенно осложняет его жизнедеятельность. Кроме этого в рамках социально-философского анализа особое значение приобретает проблема возникновения и развития многообразных рисков в условиях глобализации. В ходе исследования автором статьи выявлены проблемы в сфере управления инновационными рисками и высказаны предложения по их минимизации.
Долгов К.М. - Культура в эпоху глобализации
Аннотация: В статье раскрываются наиболее существенные моменты культуры, лежащей в основе всей человеческой жизнедеятельности и прежде всего внутренней и внешней политики любого государства, а также исторического творчества народов. Обосновывается роль культуры в глобализирующемся мире как основы творчества отдельного человека и любого этноса. В этом смысле культура определяет политику, а не политика – культуру. Человек как объект и субъект культуры представляет собой духовный центр, значение которого трудно переоценить. В этом смысле особую роль играют языки народов, которые с одной стороны развивают национальную культуру, а с другой составляют в целом всю мировую культуру и цивилизацию.
Ахмедова Т.Т. - ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО АНТИГЛОБАЛИЗМА
Аннотация: Ученые уделяют сегодня глобализации значительное внимание. Исследователи показывают, что этот процесс развертывается все глубже и глубже. Однако нельзя не видеть, что становится все более очевидным и другой феномен – антиглобализм.
Урсул А.Д. - Становление космоглобалистики
Аннотация: : В статье рассматривается взаимосвязь глобального знания и теории космонавтики, на пересечении которых возникает новое интегративное направление исследований, уже получившее название космоглобалистики. Используется предложенная автором концепция социогеокосмизма, исходящая из того, что основной целью космической деятельности в ближайшей перспективе является ориентация космонавтики на решение глобальных проблем и выживание (устойчивого развития) на Земле. Космоглобалистика рассматривается как область глобалистики, изучающая влияние космических факторов на развитие глобальных процессов, проблему развития космонавтики на планете и перспективы перерастания глобальных процессов в космические.
Шугуров М.В. - Инновационная культура в глобальном мире: проблема смысловых оснований глобального инновационного развития
Аннотация: Статья посвящена анализу концептуальных оснований инновационной культуры. Большое внимание автор уделяет обоснованию необходимости формирования инновационной культуры как смыслового пространства инновационного развития. С учетом глобализации инновационного развития в статье с философских позиций исследуются проблемы становления глобальной инновационной культуры как новой предметной сферы диалога культур и цивилизаций.
Урсул А.Д. - «Научная мысль как планетное явление» (К 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского)

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.7843

Аннотация: Истоки научного исследования глобально-планетарных процессов восходят к В.И.Вернадскому, считавшего научную мысль в качестве «планетного» (глобального) явления. Ученый предвидел принципиально новый процесс - глобализацию науки, который исследуется в контексте развития глобалистики и глобальных исследований. Развитие современной глобалистики и глобальных исследований, в том числе и в эволюционном ракурсе, развертывается в свете идей ученого, причем в его трудах учение о ноосфере с самого начала формировалось в общепланетарном ракурсе как глобальное мировоззрение и в связи с этим в статье обсуждаются современные трансформации этого учения в связи с концепцией и стратегией устойчивого развития. Обсуждается статус и место глобальных исследований в современной и будущей науке.
А.А. Горелов, Т.А. Горелова - Жертва как точка бифуркации духовной культуры c. 0-0
Аннотация:
Э.М. Спирова - Великое переселение или судьба белого человека c. 0-0
Аннотация: на протяжении многих веков белый человек считался властелином Земли. Сверхдержавы, экономические гиганты были расположены главным образом в Северном полушарии, населены преимущественно белыми и управлялись ими же. И тем не менее контроль белых над значительными частями Земли является недавно сложившейся ситуацией. Она начала зарождаться 300-400 лет назад. Тогда европейцы двинулись за границы собственного континента. Они открыли Новый Свет, быстро покорили индейцев и захватили как Северную, так и Южную Америку. Они освоили торговый путь в Индию, не затронув ислам, который господствовал в Средиземноморье, продолжили колонизацию Азии и Африки.
Э.М. Спирова - Символическая коммуникация в эпоху глобализма c. 0-0
Аннотация: Аннотация: В статье отмечено, что столь разносторонний и значимый феномен, как глобализация, несомненно, вызвал к жизни новый язык коммуникации. Судя по всему, впервые в истории человечества символический язык стал приобретать черты универсального, всепланетного кода. Рассматривая концепцию М. Маклюэна как предвестие современной теории коммуникации, автор разбирает символический код, присущий постмодернизму.
Э.М. Спирова - Образ Российской цивилизации c. 0-0
Аннотация: Историю России можно представить как летопись цивилизации, которая обладает общими чертами и особенностями и по отношению к европейской цивилизации и по отношению к традиционным цивилизациям Азии. Россия занимает особое место на рубеже между Востоком и Западом. Поэтому можно указать на общее и особенное в ее развитии, раскрыть самобытность русской истории.
А.В. Костина, Г.П. Хорина - Информационная культура в концепциях информационного общества c. 14-20
Аннотация: показано, что информационная культура обладает рядом особенностей — они связаны с самой природой сетевых сообщений, которые функционируют в «сетевом пространстве» и «вневременном времени»; проанализированы концепции экранной культуры в их соотнесенности с культурой письма; критически рассмотрены концепции технологического детерминизма, где технологии определяются как побудительный стимул для развития культуры.
Тузовский И.Д. - Гуманистические тренды информационного общества c. 18-27

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.10.27897

Аннотация: Автор рассматривает проблему развития социальных и культурных институций, возникающих в рамках реализации проекта «Информационное общество». Предметом исследования являются тенденции развития, обеспечивающие процесс гуманизации социума. Информационное общество проектируется на двух уровнях – уровне визионеров и технических специалистов и уровне глобальной политики, представленном государственными лидерами и транснациональными корпорациями. В обеих вариантах проект информационного общества является вариантом сциентистской утопии, однако наиболее заметные тенденции говорят о дистопическом характере ближайшего будущего. Поэтому так важно выявить тенденции к гуманизации общества, которые стали результатом процессов становления информационного общества. В основу исследования положены такие методы социальной прогностики, как тренд-анализ, метод сценариев, мысленный эксперимент, методы case study. К числу обнаруживаемых гуманистических трендов развития информационного общества автор относит: качественное повышение уровня кооперации и самоорганизации человеческих сообществ; добровольчество, волонтерство и коллективное действие; качественное изменение моделей монетизации интеллектуальной собственности и исключительных прав автора; переход к посткапиталистическим логикам обмена, например, цифровой дарономике; повышение контроля гражданского общества за политической сферой; информационную проницаемость границ; освобождение от труда; увеличение числа работников творческих и креативных индустрий, научных работников. Представленные выводы обладают научной новизной, поскольку впервые актуализируют дискурс сильной гуманистической утопии в контексте трансформации социума, вызванной развитием и внедрением цифровых технологий
М.В. Шугуров - Инновационная культура в глобальном мире: проблема смысловых оснований глобального инновационного развития c. 19-32
Аннотация: Статья посвящена анализу концептуальных оснований инновационной культуры. Большое внимание автор уделяет обоснованию необходимости формирования инновационной культуры как смыслового пространства инновационного развития. С учетом глобализации инновационного развития в статье с философских позиций исследуются проблемы становления глобальной инновационной культуры как новой предметной сферы диалога культур и цивилизаций.
В.В. Жабина - Риски инновационной трансформации общества в условиях глобализации c. 20-30
Аннотация: в статье приводится анализ рисков инновационного развития, их особенностей и причин возникновения. Автор отмечает, что основным источником инновационных рисков на современном этапе развития социума является интенсивный научно-технический процесс. В условиях постоянного производства инноваций, для современного человека появляется угроза в виде новизны, неопределенности и рисков, что существенно осложняет его жизнедеятельность. Кроме этого в рамках социально-философского анализа особое значение приобретает проблема возникновения и развития многообразных рисков в условиях глобализации. В ходе исследования автором статьи выявлены проблемы в сфере управления инновационными рисками и высказаны предложения по их минимизации.
Т.Т. Ахмедова - Особенности современного антиглобализма c. 20-29
Аннотация: ученые уделяют сегодня глобализации значительное внимание. Исследователи показывают, что этот процесс развертывается все глубже и глубже. Однако нельзя не видеть, что становится все более очевидным и другой феномен — антиглобализм.
Шатилов В.В. - Влияние глобализации на арт-рынок и национальные художественные культуры c. 36-45

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.8.43782

EDN: UUOVIQ

Аннотация: Объектом исследования выступет процесс глобализации, предметом исследования является его влияние на структуру арт-рынка и национальные художественные культуры. Исходя из идеи диалогической культурной модели, которой придерживались В. Библер и М. Бахтин, автор обосновывает применение термина «диалог культур» для характеристики процессов, происходящих в пространстве современного арт-рынка. Особое внимание в исследовании уделяется анализу его структурных трансформаций: по мнению автора, имплюзивность, которая прежде всего заключается в децентрализации внутренней структуры арт-рынка, выступает ключевой характеристикой, позволяющей периодизировать его развитие на классический и современный этапы. Особым вкладом автора исследования является углублённый анализ выставочных проектов: «Маги земли» Ж.-Ю. Мартена, а также «Города в движении» Х.-У. Обриста и Х. Ханру. Установлено, как данные проекты пробудили интерес западных коллекционеров к экзотике и изменили долю представленности на арт-рынке неевропейского искусства. Основной вывод состоит в том, что процесс глобализации арт-рынка остро ставит проблему деформации восприятия культурного наследия: обращение западного мира к традиционным культурам в формах культурного и арт-туризма приводит к фрагментации и дифференцированию некогда целостных национальных художественных культур.
К.Р. Баянов - Философско-методологические основания прогнозирования социоприродной динамики c. 38-49
Аннотация: обращение к теме прогнозирования мотивированно тем, что выявление прогнозных оснований социоприродной динамики с привлечением идейного потенциала эсхатологии, метафизики, языка, современных концепций развития, этики и нелинейной динамики позволяет содержательному наполнению конкретных технологий прогнозирования и проектирования. Обладание такого рода технологиями проектирования будущего является одним из важных приоритетов для нашего отечества. Это даже не вопрос экономической выгоды и даже не вопрос национальной безопасности. Это вопрос самого существования нашей страны. Имеет место быть сходное тому, что было в Советское время. Обладание ядерными и космическими технологиями имело решающее значение для существования и устойчивого функционирования СССР.
К.М. Долгов - Культура в эпоху глобализации c. 38-43
Аннотация: в статье раскрываются наиболее существенные моменты культуры, лежащей в основе всей человеческой жизнедеятельности и прежде всего внутренней и внешней политики любого государства, а также исторического творчества народов. Обосновывается роль культуры в глобализирующемся мире как основы творчества отдельного человека и любого этноса. В этом смысле культура определяет политику, а не политика — культуру. Человек как объект и субъект культуры представляет собой духовный центр, значение которого трудно переоценить. В этом смысле особую роль играют языки народов, которые, с одной стороны, развивают национальную культуру, а с другой — составляют в целом всю мировую культуру и цивилизацию.
А.Д. Урсул - Становление космоглобалистики c. 60-70
Аннотация: в статье рассматривается взаимосвязь глобального знания и теории космонавтики, на пересечении которых возникает новое интегративное направление исследований, уже получившее название космоглобалистики. Используется предложенная автором концепция социогеокосмизма, исходящая из того, что основной целью космической деятельности в ближайшей перспективе является ориентация космонавтики на решение глобальных проблем и выживания (устойчивого развития) на Земле. Космоглобалистика рассматривается как область глобалистики, изучающая влияние космических факторов на развитие глобальных процессов, проблему развития космонавтики на планете и перспективы перерастания глобальных процессов в космические.
А.А. Горелов - Глобальный кризис и развитие духовности c. 67-71
Аннотация: Утверждается, что за происходящий глобальный финансово-экономический кризис ответственно общество потребления и Человек Потребляющий. Чтобы преодолеть глубинные причины нынешнего кризиса, необходима переоценка ценностей, отказ от навязываемых ныне потребительских ценностей ради духовных ценностей производства, труда, творчества. Перспектива развития человечества видится в становлении Человека Духовного, духовно-социального строя, пневматосферы (по П.А. Флоренскому).
А.А. Гезалов - Проявление социокультурных противоречий в нелинейном глобализирующемся мире и пути их преодоления c. 71-79
Аннотация: в статье автор полагает, что проблема социокультурных противоречий является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых мировой общественностью и научным сообществом. Социокультурный аспект глобализации как сложного социокультурного процесса требует особых подходов, так как изучение отдельных сторон глобализации в границах конкретных научных дисциплин без учета всего спектра социокультурных трансформаций приводит к упрощению и односторонним трактовкам одного из самых сложных явлений, истоки которого нетрудно обнаружить в предыдущие эпохи, но влияние которого на современную цивилизацию значительно усилилось. Широкое использование методов интегративных научных дисциплин, в том числе глобалистики, позволяет по-новому осмыслить эффективность выбранных человечеством на ближайшее будущее ориентиров. В этом отношении, рассматривающая в своем расширительном толковании возможность достижения определенных форм взаимодействия природных, социальных и культурных процессов как условия дальнейшего существования человечества, может выступать одной из базовых. Это показывает, что сегодня вновь актуализировались давние проблемы философии культуры. Однако выявить сущность процесса «уплотнения» взаимозависимости и целостности мира, одновременно проявляющейся в хозяйственно-экономической интернационализации, интенсификации информационно-коммуникативных связей, этнокультурных взаимодействиях, обостряющихся изменениях окружающей среды, представляется возможным только посредством междисциплинарных исследований.
М. В. Шугуров - Динамика глобальных процессов в контексте ценностных трансформаций c. 73-86
Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования универсальной системы ценностей в условиях глобализации. Автор анализирует конституирование цивилизационной идентичности в современном мире. Большое внимание уделяется аксиологическим аспектам модернизации общения государств, народов, личностей на глобальном уровне. Делаются выводы о необходимости активизации философской рефлексии в процессе глобализации ценностей в плюралистическом формате.
Ю.В. Лобанова - Социокультурные последствия глобализации и проблема диалога культур c. 130-136
Аннотация: в статье рассматриваются последствия глобализационных процессов в сфере культуры, а также исследуется характер влияния системы масс-медиа на диалог культур. Изучаются возможности осуществления межкультурного взаимодействия в условиях развития современных средств массовой коммуникации, перспективы осуществления диалога культур и опасность его блокирования.
Дзех А.В., Котелевский Д.В. - Философские основания энвайронментализма

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.4.17931

Аннотация: Предмет работы – концепции природы и человека в работах авторов – представителей энвайронментализма и тех философов и социологов, идеи которых оказались включены в контекст эвайронменталистской мысли. Цель работы – показать то, каким образом данные авторы решают задачу преодоления классической мыслительной оппозиции природы и культуры, что позволяет представителям данного направления с новых позиций увидеть всю систему человеческой деятельности и перспективы развития общества. В работе освещаются основные узловые точки и «действующие лица» в истории энвайронментализма. Значительное внимание в работе уделяется рассмотрению особенностей новоевропейского понимания природы, во многом определившего способ существования европейского человека и логику развития практически всех элементов общественной жизни. Далее показывается, как новоевропейская модель понимания мира, построенная на основе субъект-объектной модели, преодолевается в современной энвайронменталистской мысли. Особенное внимание уделяется в работе рассмотрению философских оснований новых способов понимания природы в энвайронментализме, освещаются основные споры, ведущиеся в энвайронментализме на эту тему. В работе используются сравнительный метод, системный метод, исторический подход, социально-философский анализ, а также общенаучные методы. Новизна работы состоит в актуализации и описании философских оснований энвайронментализма, которые в настоящий момент далеки от завершенности и представлены несколькими имеющими свои достоинства и недостатки программами. Сделан вывод, что в рамках энвайронментализма идет активный процесс поиска и формулирования новых принципов существования человека и общества, подразумевающих новые способы понимания отношений между человеком и природой и новые виды социальные деятельности, включающие природу в иные контексты деятельности человека. Показано, что в современной энвайронменталистской мысли идет активный процесс поиска новых философских оснований развития общества и человека, выражающийся в дискуссиях, затрагивающих весь комплекс философских проблем. Работа может быть использована в общем курсе философии, в курсе культурологии, она может быть интересной социологам, представителям философии науки, для экологов она будет интересна возможностями проработки на основе теоретических положений новых практических задач.
Дзех А.В., Котелевский Д.В. - Философские основания энвайронментализма c. 488-496

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.4.67800

Аннотация: Предмет работы – концепции природы и человека в работах авторов – представителей энвайронментализма и тех философов и социологов, идеи которых оказались включены в контекст эвайронменталистской мысли. Цель работы – показать то, каким образом данные авторы решают задачу преодоления классической мыслительной оппозиции природы и культуры, что позволяет представителям данного направления с новых позиций увидеть всю систему человеческой деятельности и перспективы развития общества. В работе освещаются основные узловые точки и «действующие лица» в истории энвайронментализма. Значительное внимание в работе уделяется рассмотрению особенностей новоевропейского понимания природы, во многом определившего способ существования европейского человека и логику развития практически всех элементов общественной жизни. Далее показывается, как новоевропейская модель понимания мира, построенная на основе субъект-объектной модели, преодолевается в современной энвайронменталистской мысли. Особенное внимание уделяется в работе рассмотрению философских оснований новых способов понимания природы в энвайронментализме, освещаются основные споры, ведущиеся в энвайронментализме на эту тему. В работе используются сравнительный метод, системный метод, исторический подход, социально-философский анализ, а также общенаучные методы. Новизна работы состоит в актуализации и описании философских оснований энвайронментализма, которые в настоящий момент далеки от завершенности и представлены несколькими имеющими свои достоинства и недостатки программами. Сделан вывод, что в рамках энвайронментализма идет активный процесс поиска и формулирования новых принципов существования человека и общества, подразумевающих новые способы понимания отношений между человеком и природой и новые виды социальные деятельности, включающие природу в иные контексты деятельности человека. Показано, что в современной энвайронменталистской мысли идет активный процесс поиска новых философских оснований развития общества и человека, выражающийся в дискуссиях, затрагивающих весь комплекс философских проблем. Работа может быть использована в общем курсе философии, в курсе культурологии, она может быть интересной социологам, представителям философии науки, для экологов она будет интересна возможностями проработки на основе теоретических положений новых практических задач.
Борзых С.В. - Человек эпохи Апокалипсиса

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.4.11046

Аннотация: Данная статья изучает вопросы, связанные с положением, в котором оказалось современное человечество. Автор предполагает, что сегодня все люди являются последними представителями своего вида на Земле в том виде, каком мы знали прежде, а именно выступают в роли человека эпохи Апокалипсиса. В качестве причин такого положения вещей выступают, во-первых, огромное и растущее население нашей планеты, во-вторых, урбанизация, в-третьих, достижения современной науки, в-четвёртых, потребительская этика современных людей. Методология данной статьи включает в себя анализ, синтез, сравнение, историческую перспективу, изучение и анализ кейс-стади Новизна данной работы состоит в том, что до сих пор лишь немногие исследователи изучали современный мир через призму эпохи конца, эта работа рассматривает не просто гипотезу о том, что мир движется навстречу Апокалипсису, но уже пребывает в нем. Предполагается, что люди сегодня переходят из одной стадии развития в другую.
Борзых С.В. - Человек эпохи Апокалипсиса c. 513-523

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.4.66462

Аннотация: Данная статья изучает вопросы, связанные с положением, в котором оказалось современное человечество. Автор предполагает, что сегодня все люди являются последними представителями своего вида на Земле в том виде, каком мы знали прежде, а именно выступают в роли человека эпохи Апокалипсиса. В качестве причин такого положения вещей выступают, во-первых, огромное и растущее население нашей планеты, во-вторых, урбанизация, в-третьих, достижения современной науки, в-четвёртых, потребительская этика современных людей. Методология данной статьи включает в себя анализ, синтез, сравнение, историческую перспективу, изучение и анализ кейс-стади Новизна данной работы состоит в том, что до сих пор лишь немногие исследователи изучали современный мир через призму эпохи конца, эта работа рассматривает не просто гипотезу о том, что мир движется навстречу Апокалипсису, но уже пребывает в нем. Предполагается, что люди сегодня переходят из одной стадии развития в другую.
А.Д. Урсул - «Научная мысль как планетное явление» (К 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского) c. 594-609

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.62661

Аннотация: Истоки научного исследования глобально-планетарных процессов восходят к В.И. Вернадскому, считавшего научную мысль в качестве «планетного» (глобального) явления. Ученый предвидел принципиально новый процесс — глобализацию науки, который исследуется в контексте развития глобалистики и глобальных исследований. Развитие современной глобалистики и глобальных исследований, в том числе и в эволюционном ракурсе, развертывается в свете идей ученого, причем в его трудах учение о ноосфере с самого начала формировалось в общепланетарном ракурсе как глобальное мировоззрение и в связи с этим в статье обсуждаются современные трансформации этого учения в связи с концепцией и стратегией устойчивого развития. Обсуждается статус и место глобальных исследований в современной и будущей науке.
Гончаров В.В. - Общественное развитие в трактовке философской концепции глобального конституционализма

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.11.20219

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию общественного развития в трактовке философской концепции глобального конституционализма. Автор обосновывает положение о том, что между понятиями «глобализация» и «общественное развитие» прослеживается связь, которая позволяет аккумулировать достижения социально-философских концепций прошлого и современности в вопросе определения основы организации и деятельности общества, а также направлений его развития. Аккумулирование социально-философских знаний позволяет идентифицировать глобальный конституционализм в контексте общественного развития как системный, носящий прогрессистский характер, процесс глобализации общественно-политической, государственно-правовой и финансово-экономической организации и деятельности общества на международном уровне и на уровне национальных государств, а саму глобализацию как естественное состояние (этап) развития государственно-организованного общества эпохи капитализма (его империалистической стадии). В настоящей научной статье автором использован ряд научных методов исследования, в частности: сравнительного правоведения; формально-логический; статистический; историко-правовой; моделирования; описания. Таким образом, можно сделать вывод о том, что общественное развитие в рамках философии глобального конституционализма всецело подчинено логике сохранения и развития мировой капиталистической системы, которая позволяет сохранять власть и собственность в руках глобальных управляющих элит в лице глобального управляющего класса.
Гончаров В.В. - Общественное развитие в трактовке философской концепции глобального конституционализма c. 1517-1523

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.11.68354

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию общественного развития в трактовке философской концепции глобального конституционализма. Автор обосновывает положение о том, что между понятиями «глобализация» и «общественное развитие» прослеживается связь, которая позволяет аккумулировать достижения социально-философских концепций прошлого и современности в вопросе определения основы организации и деятельности общества, а также направлений его развития. Аккумулирование социально-философских знаний позволяет идентифицировать глобальный конституционализм в контексте общественного развития как системный, носящий прогрессистский характер, процесс глобализации общественно-политической, государственно-правовой и финансово-экономической организации и деятельности общества на международном уровне и на уровне национальных государств, а саму глобализацию как естественное состояние (этап) развития государственно-организованного общества эпохи капитализма (его империалистической стадии). В настоящей научной статье автором использован ряд научных методов исследования, в частности: сравнительного правоведения; формально-логический; статистический; историко-правовой; моделирования; описания. Таким образом, можно сделать вывод о том, что общественное развитие в рамках философии глобального конституционализма всецело подчинено логике сохранения и развития мировой капиталистической системы, которая позволяет сохранять власть и собственность в руках глобальных управляющих элит в лице глобального управляющего класса.
Багрова Е.В. - Философский анализ значимости искусственного и естественного в структурных кризисах и развитии общества

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.12.20305

Аннотация: Предметом данной статьи является философский анализ искусственного и естественного в структурных кризисах и развитии общества. Целью статьи является ответ на вопрос о сохранении естественного компонента в развитии общества и кризисных явлениях, а также о роли естественного в современной социальной динамике и антропогенных кризисах. Кроме того, в исследовании проводится анализ достижений в области преодоления кризисов и сглаживания циклических колебаний. Важной частью проводимого анализа является философский базис экономических теорий, связанных с циклическим развитием и кризисными явлениями. Для достижения поставленной цели в статье анализируются ключевые концепция сглаживания циклических колебаний и практические результаты их реализации. В результате исследования выявлено, что когда человечество учится преодолевать структурные кризисы дисбалансов одного рода, неразрешенные философские, в том числе и морально-этические проблемы, меняют форму порождения кризисов, однако сущностное содержание не меняется. Естественность кризисных явлений, уходящая корнями в человеческую природу, много преобладает над сглаживанием циклических колебаний. Кроме того, в каждую эпоху развития общества актуальность имеют только кризисы, связанные с текущим уровнем развития общества и технологий.
Багрова Е.В. - Философский анализ значимости искусственного и естественного в структурных кризисах и развитии общества c. 1639-1644

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.12.68511

Аннотация: Предметом данной статьи является философский анализ искусственного и естественного в структурных кризисах и развитии общества. Целью статьи является ответ на вопрос о сохранении естественного компонента в развитии общества и кризисных явлениях, а также о роли естественного в современной социальной динамике и антропогенных кризисах. Кроме того, в исследовании проводится анализ достижений в области преодоления кризисов и сглаживания циклических колебаний. Важной частью проводимого анализа является философский базис экономических теорий, связанных с циклическим развитием и кризисными явлениями. Для достижения поставленной цели в статье анализируются ключевые концепция сглаживания циклических колебаний и практические результаты их реализации. В результате исследования выявлено, что когда человечество учится преодолевать структурные кризисы дисбалансов одного рода, неразрешенные философские, в том числе и морально-этические проблемы, меняют форму порождения кризисов, однако сущностное содержание не меняется. Естественность кризисных явлений, уходящая корнями в человеческую природу, много преобладает над сглаживанием циклических колебаний. Кроме того, в каждую эпоху развития общества актуальность имеют только кризисы, связанные с текущим уровнем развития общества и технологий.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.