Философия и культура - рубрика Западники и славянофилы сегодня
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Западники и славянофилы сегодня"
Западники и славянофилы сегодня
Кучинов А.М. - Подход к анализу политического процесса через его взаимосвязь с социокультурной динамикой – альтернатива подходу «политической культуры»
Аннотация: Данная статья рассматривает теоретический аспект исследования влияния социокультурных факторов на политический процесс. В настоящей статье рассказывается об ограниченности господствующего в отечественной и зарубежной политической науке подхода «политической культуры» ввиду его недостаточности, утверждается о необходимости рассматривать проблему взаимодействия политического процесса и социокультурных факторов не статично, а в динамике, в связи с тем, что культура и политика – всегда динамичные явления. Сделано обобщение относительно соотношения этой проблемы с такими общественными явлениями, как динамика политических режимов, влияние этнических, языковых, социально-стратификационных, религиозных особенностей на политический процесс, влияние степени благосостояния общества, географический детерминизм, политические и др. культурные ритуалы, международные отношения, переговоры, идентичность, сепаратизм, влияние на политику образования и воспитания и др. В данной статье говорится о практическом применении исследуемых теорий в актуальных вопросах современной политики.
А.Д. Сухов - Общество любомудров c. 0-0
Аннотация:
А.А. Васильев - Русская идея в трактовке славянофилов... c. 0-0
Аннотация: Статья посвящена первой в отечественной истории философской школе — славянофилов. В работе раскрываются основные достижения славянофилов в обосновании русской идеи — православие, соборность, цельность духа, безгосударственность русского народа, стремление к высшим императивам нравственности и православия
Горюнов М.А. - К методологии исследования представлений об аффекте в текстах философов-классиков (Спиноза, Юм, Кант)

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.1.8969

Аннотация: Анализ аффективных переживаний имеет ряд специфических ограничений, главное из которых – невозможность получить достоверное описание сознания, находящего под непосредственным воздействием "сильной страсти". Аффект, и это нужно понимать четко, является состоянием, в котором у наблюдателя исчезает сама способность видеть себя со стороны. У исследователя, каким бы расторопным он ни был, есть “до”, есть ”после”, и никогда “во время”. Отсюда отношение к текстам классиков: они равно удалены от предмета. Соотнося между собой идеи, принадлежащие разным наблюдателям, нужно помнить, что в силу особенностей объекта, они могут не совпадать и поэтому даже самые очевидные параллели на проверку оказываются иллюзией. В каком-то смысле, размышления об аффекте, не о внешней стороне, а о внутренней, о феноменологии сознания в момент, когда разум замер, сродни литературе. Разумеется, мы сильно упрощаем и между соображениями Канта-Юма общего много больше, чем между эстетскими метафорами Байрона-Гёте. Тем не менее, лакун, противоречий и многозначностей, имеющих место быть, достаточно для того, чтоб поставить под сомнение любой вариант обобщения. Вывод: постоянная угроза недостоверности материала предполагает особый режим вывода, сходный с тем, что принят в многозначных логиках. Традиционно “да” или “нет” заменяется более обтекаемой формулой “может быть” с обязательной ссылкой на вероятность неудачи.
А.А. Васильев - Сущность почвенничества как течения русской философской мысли (1850-1880 гг.) c. 71-80
Аннотация: Статья посвящена до сих пор мало изученной философии почвенников — братьев Достоевских, А.А. Григорьева и Н.Н. Страхова. Автором раскрывается существо концепта «почва» в мировоззрении почвенников и подчеркивается традиционный характер почвенничества. Базируясь на православной культуре почвенники разработали концепции народной почвы как хранилище национально-культурных архетипов народа и органического развития культуры.
Ван Ц. - Имитации древних нефритовых изделий эпохи Цин (1636-1912) в коллекциях музеев России c. 103-112

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.40554

EDN: RYKNAW

Аннотация: Изделия из нефрита, имитирующие древнекитайские художественные образцы, представляют особую разновидность предметов, которые по своей форме и декору приближены или уподоблены более древним произведениям декоративно-прикладного искусства. В статье исследованы художественная форма и характерные особенности имитаций древних нефритовых изделий эпохи Цин, представленных в коллекциях российских музеев и Дворцового музея Китая. Объектом исследования выступают предметы китайского искусства резьбы по нефриту, находящиеся в коллекции Дворцового музея (г. Пекин), Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (г. Санкт-Петербург) и Государственного музея Востока (г. Москва), где было обнаружено применение имитаций древних предметов. Искусствоведческий анализ нефритовых имитаций позволяет заключить, что произведения эпохи Цин по форме, декорам и приемам резьбы были более сложными и разнообразными по сравнению с изделиями Хань, при этом мастерам хотя и удалось сохранить классическую изысканность предметов, при этом была утрачена строгость и торжественность ханьского нефрита. А также искусствоведческий анализ произведений позволяют увидеть, что формы и декоры нефритовых предметов являются продуктом эстетического сознания. Новизна данного исследования заключается в том, что обобщены разновидности и особенности имитаций древнего нефрита при династии Цин, а также подтвержена техника хохуань в обработки нефрита. Это может представлять интерес для исследователей смежных научных областей.
Чёрный А.А. - Историко-культурные факты зарождения и развития философской мысли древних славян

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.4.9297

Аннотация: Исследуется история развития философской мысли древних славян. Приводятся ключевые историко-культурные факты её развития. Выделяется оригинальность философских идей древних славян. Освещается связь протославянских мыслителей с философией и культурой древних греков. Исходя из источниковедческой базы, делается упор на специфике философских идей и проблем древних славян. Ключевые слова: философия, культура, славяне, греки, обучение, история, литература, факт, идея, мысль. Chornyi A.А. (Chernigov) Historical and cultural facts of the birth and development of philosophical thought of ancient slavs. Abstract: The history of the development of philosophical thought of ancient slavs. Provides key historical and cultural facts of its development. Provided originality of the philosophical ideas of the ancient slavs. Covered bond protoslavs thinkers with the philosophy and culture of the ancient greeks. Based on the source base, focuses on the specifics of the philosophical ideas and problems of the ancient slavs. Key words:. philosophy, culture, slavs, greeks, education, history, literature, fact, idea, thought.
Чёрный А.А. - Историко-культурные факты зарождения и развития философской мысли древних славян c. 546-552

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.4.64227

Аннотация: Исследуется история развития философской мысли древних славян. Приводятся ключевые историко-культурные факты её развития. Выделяется оригинальность философских идей древних славян. Освещается связь протославянских мыслителей с философией и культурой древних греков. Исходя из источниковедческой базы, делается упор на специфике философских идей и проблем древних славян.
Заложных Ю.С. - Славянофилы и неославянофилы: проблема содержания категорий в духовной практике российского общества

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.9.9349

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями терминологии славянофильства и неославянофильства. Представлена историческая взаимосвязь этих течений от момента их возникновения до настоящего времени. Автор представил общие моменты и основные, принципиальные различия в теоретическом наследии основных представителей ранних славянофилов, поздних славянофилов, почвенников и современных неославянофилов XXI в. В статье акцентирован момент принципиальной неразрешенности на сегодняшний день основных проблем и узловых вопросов нашей истории и культуры, поставленных первыми славянофилами еще в ХIХ в.. Сформулирован ряд общих положений ранних славянофилов, объединяющий и являющийся обязательным для всех современных славянофильских теорий, без которых они не могут быть отнесены к этому направлению (критика бездумного подражания опыту развития западных стран; идея самобытности русской культуры; признание православия как духовной базы нашей национальной культуры и др.). Показана актуальность и жизненность славянофильских идей в сегодняшнем обществе, возможность их применения для формирования перспективной линии будущего развития России.
Ю.С. Заложных - Славянофилы и неославянофилы: проблема содержания категорий в духовной практике российского общества c. 1212-1216

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.9.63148

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями терминологии славянофильства и неославянофильства. Представлена историческая взаимосвязь этих течений от момента их возникновения до настоящего времени. Автор осветил общие моменты и основные, принципиальные различия в теоретическом наследии основных представителей ранних славянофилов, поздних славянофилов, почвенников и современных неославянофилов XXI в. В статье акцентирован момент принципиальной неразрешенности на сегодняшний день основных проблем и узловых вопросов нашей истории и культуры, поставленных первыми славянофилами еще в ХIХ в. Сформулирован ряд общих положений ранних славянофилов, объединяющий и являющийся обязательным для всех современных славянофильских теорий, без которых они не могут быть отнесены к этому направлению (критика бездумного подражания опыту развития западных стран; идея самобытности русской культуры; признание православия как духовной базы нашей национальной культуры и др.). Показана актуальность и жизненность славянофильских идей в сегодняшнем обществе, возможность их применения для формирования перспективной линии будущего развития России.
Самарская Е.А. - Человек и история (философская полемика в раннеиндустриальных обществах)

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.10.9094

Аннотация: Цель настоящей статьи заключается в обосновании той точки зрения, что индустриальный мир изначально имеет две противоположные, хотя и связанные между собой,тенденции развития, одна из них проявляется в глобальных процессах, включая социально-экономические изменения, феномены массовизации обществ, другая выражена в росте значимости индивидов в жизнедеятельности социума. Авторский метод состоит в попытке раскрыть двухполюсность индустриального мира через антитезу двух типов философско-исторического видения. В статье предложена классификация исторических построений, характерных для индустриальных обществ. К одному из них относятся исторические концепции О.Конта, К.Маркса. Конт выступал против метафизической абстракции индивида, предлагая сосредоточиться на феномене человечества, всечеловеческого опыта. Он описывает большой цикл европейской истории, которая проходит через стадию феодально-богословского общества, затем критического общества с приоритетом индивида, наконец, третью, только формирующуюся стадию представляют промышленные общества с общественной солидарностью. Маркс также предполагает триадическое строение европейского исторического процесса, высшую стадию которого должно, по его мысли, представить общество гармонии индивидуального и общего. Второй тип исторических построений в индустриальных обществах основан на принципе индивидуализма. Наиболее фундированной из них является концепция М.Вебера. Он осознавал роль науки в истории, но в определении целей человеческого действия отдавал приоритет индивиду. В отличие от исторического оптимизма триадических концепций. сторонники индивидуализма говорят о сугубо вероятностном характере истории, о ее вечной незавершенности. Итогом статьи можно считать аргументацию в пользу двухполюсности индустриального мира.
Самарская Е.А. - Человек и история (философская полемика в раннеиндустриальных обществах) c. 1419-1427

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.10.63416

Аннотация: Цель настоящей статьи заключается в обосновании той точки зрения, что индустриальный мир изначально имеет две противоположные, хотя и связанные между собой,тенденции развития, одна из них проявляется в глобальных процессах, включая социально-экономические изменения, феномены массовизации обществ, другая выражена в росте значимости индивидов в жизнедеятельности социума. Авторский метод состоит в попытке раскрыть двухполюсность индустриального мира через антитезу двух типов философско-исторического видения. В статье предложена классификация исторических построений, характерных для индустриальных обществ. К одному из них относятся исторические концепции О.Конта, К.Маркса. Конт выступал против метафизической абстракции индивида, предлагая сосредоточиться на феномене человечества, всечеловеческого опыта. Он описывает большой цикл европейской истории, которая проходит через стадию феодально-богословского общества, затем критического общества с приоритетом индивида, наконец, третью, только формирующуюся стадию представляют промышленные общества с общественной солидарностью. Маркс также предполагает триадическое строение европейского исторического процесса, высшую стадию которого должно, по его мысли, представить общество гармонии индивидуального и общего. Второй тип исторических построений в индустриальных обществах основан на принципе индивидуализма. Наиболее фундированной из них является концепция М.Вебера. Он осознавал роль науки в истории, но в определении целей человеческого действия отдавал приоритет индивиду. В отличие от исторического оптимизма триадических концепций. сторонники индивидуализма говорят о сугубо вероятностном характере истории, о ее вечной незавершенности. Итогом статьи можно считать аргументацию в пользу двухполюсности индустриального мира.
Красиков В.И. - Рапсоды традиции в современном отечественном философском сообществе: "контекстуалисты"

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.12.21294

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является российское философское сообщество, в котором существуют характерные мыслители и их группы, объявляющие своей идентификационной отличностью ориентацию на родную культуру, особенности отечественного менталитета, "почву". Предметом исследования – история появления этих мыслителей и групп в постсоветской России, их формирующиеся институции и история отношений с другими интеллектуальными группами. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как исторические корни этих новых складывающихся традиций, их представленность в академических и образовательных институциях, особенности теоретических платформ их лидеров. Методология исследования базируется на подходе, согласно которому сетевая структура отношений между интеллектуалами определяет общезначимое пространство интеллектуального внимания, которое структурируется на несколько конкурирующих позиций. Основными результатами проведенного исследования можно считать: - описание истории, теоретических особенностей, состава и институциональной представленности трех интеллектуальных направлений среди "контекстуалистских мыслителей": "консервативных революционеров", "православных имманентистов" и "экзистенциалистов традиции"; - характеристика стилевых особенностей самовыражения, историко-философских корней, историософских концепций основных представителей "контекстуалистов".
Красиков В.И. - Рапсоды традиции в современном отечественном философском сообществе: "контекстуалисты" c. 1645-1653

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.12.68512

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является российское философское сообщество, в котором существуют характерные мыслители и их группы, объявляющие своей идентификационной отличностью ориентацию на родную культуру, особенности отечественного менталитета, "почву". Предметом исследования – история появления этих мыслителей и групп в постсоветской России, их формирующиеся институции и история отношений с другими интеллектуальными группами. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как исторические корни этих новых складывающихся традиций, их представленность в академических и образовательных институциях, особенности теоретических платформ их лидеров. Методология исследования базируется на подходе, согласно которому сетевая структура отношений между интеллектуалами определяет общезначимое пространство интеллектуального внимания, которое структурируется на несколько конкурирующих позиций. Основными результатами проведенного исследования можно считать: - описание истории, теоретических особенностей, состава и институциональной представленности трех интеллектуальных направлений среди "контекстуалистских мыслителей": "консервативных революционеров", "православных имманентистов" и "экзистенциалистов традиции"; - характеристика стилевых особенностей самовыражения, историко-философских корней, историософских концепций основных представителей "контекстуалистов".
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.