по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 01, 2022
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 07-02-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2022
Актуальный вопрос
Давыдова О.С. - «Модернизм» в контексте реализма: Илья Репин на рубеже двух столетий c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.1.37191

Аннотация: Главным предметом исследования данной статьи стала специфика восприятия И. Е. Репиным подвижной динамики художественно-эстетических задач, формирующихся под влиянием меняющейся современности. В связи с этим, одним из композиционных центров исследования является история взаимоотношений, которые сложились между И. Е. Репиным и художниками «первой волны символизма» – членами группы «Мир искусства» (прежде всего, главным редактором одноименного журнала – С. П. Дягилевым, А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым, Е. Е. Лансере). Отдельное внимание уделено вопросу восприятия самого И. Е. Репина некоторыми представителями авангарда на этапе 1910-х гг. Развиваясь в диапазоне «притяжение – отрицание», преисполненный драматических и комических моментов, диалог между Репиным и более молодым поколением показывает опрометчивость однозначных суждений о реализме и модернизме как противостоящих образных системах.   Впервые на современном уровне научного понимания эстетики символизма и неоромантизма в статье проанализировано отношение И. Е. Репина к вопросам новаторских образных поисков в искусстве художников эпохи модерна. При этом само понятие «модернизм» трактуется в его двух измерениях: как определенная временная веха в контексте развития истории искусства конца XIX – начала ХХ в.; и как внутренний динамический потенциал, заложенный в произведениях самого И. Е. Репина с начала его творческого пути. На основе систематизации художественных и документальных источников, используя метод комплексного воссоздания взглядов передвижников и художников-символистов на задачи и природу искусства, автор статьи приходит к выводу о том, что поэтика искусства И. Е. Репина, синтезируя идеи времени, тяготеет к отражению сложно-характерного творческого образа, сформированного как реалистическими, так и идеалистическими принципами.
Связь времен
Байтурина Д.У. - Башкирский кинематограф как феномен национальной культуры c. 11-25

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.1.37269

Аннотация: В статье автор подробно рассматривает значимые вехи в становлении кинематографа как явления в Башкортостане. Прослеживается путь от первого появления кинофильмов до современного состояния местного кинопроизводства в Башкирии. Основными методами исследования являются систематизация и анализ научной литературы, письменных и кинематографических источников, историко-типологический (анализ исторических и культурных основ башкирского кинематографа), интерпретация письменного и кинематографического материала. Выявляются особенности становления и развития башкирского кинематографа. Теоретическая значимость статьи заключается в систематизации знаний и раскрытии национально-культурных особенностей развития кинематографа в контексте башкирского культурного поля. Культурная традиция как образец, рефлексивно используемый людьми в рамках той или иной культуры для решения жизненных задач, составляет основу национального кинематографа. Модели образа жизни и способа мировосприятия данной культурной эпохи воплощаются в произведениях национального кинематографа и представляют собой культурную парадигму нации. Автор отмечает национальные особенности развития явления кинематографа в регионе. Преобладание в кинокартинах элементов традиционной национальной культуры (сюжетов, образов) определяет особый характер башкирского кинематографа и способствует воздействию на национально-культурную идентичность реципиента. Научная новизна заключается в раскрытии историографического и культурологического аспектов произведений башкирского кинематографа, выявлении места и особенностей его в современной художественной культуре. Исследование проводилось на основе семиотического и интерпретационного методов искусствоведческого анализа.
Актуальный вопрос
Вань Ц. - Исследование локализации орнаментов лотоса с точки зрения философии дизайна c. 26-35

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.1.37299

Аннотация: Аннотация: Художественный дизайн - это визуальная форма и духовный носитель культуры, обеспечивающий универсальный язык для общения между цивилизациями всего мира. Конкурентоспособность нации - это не только отражение ее экономической мощи, но и, что более важно, признание ее культуры. Китайские орнаменты использовались на протяжении всего развития китайской нации и наделялись духовными коннотациями, формируя уникальную китайскую "культуру орнаментов", которая также является художественной сублимацией китайской национальной культуры. орнамент лотоса - один из самых ранних традиционных орнаментов, появившихся в Китае. На протяжении всей своей истории он превратился в визуальный символ, представляющий память и эстетический масштаб традиционной китайской культуры, имеющий уникальную форму и значение. В данной статье проводится исследование особенностей локализации древнекитайского орнамента лотоса, а также рассматривается вопрос «народной эстетики» как основной движущей силы непрерывного развития средств создания подобных изображений. Автор исследует основные детерминанты китайской философии дизайна, где ключевыми факторами являются такие, как художественное сознание китайцев, «ботаническое начало» в изобразительном искусстве, эстетическое восприятие симметрии и баланса в изображении, а также особенности ключевых исторических этапов развития китайского растительного орнамента. В конце статьи автор делает обобщение рассмотренных особенностей и рассматривает вопрос интеграции традиционного и современного дизайна.
Диалог культур
Никулина В.В. - «Французская составляющая» в русской художественной культуре середины XVIII века c. 36-44

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.1.37370

Аннотация: Предметом исследования публикуемого материала в данной статье является отражение русских реалий середины XVIII века в культурной сфере. В статье рассматривается проблема межкультурной коммуникации между Россией и Францией в XVIII в. Затрагивается тема изучения «французского присутствия» в русской художественной и театральной культуре первой половины — середины XVIII века. Полученные результаты позволяют дополнить и уточнить характерные черты взаимоотношений между народами России и Франции в интересующий нас период. Исследование велось с учетом единства внутренних и внешних, субъективных и объективных факторов в рамках культурно-исторического процесса. Заключение и выводы делались на основе анализа всего комплекса использованных источников, с учетом существующих научно-исследовательских традиций. Выявлены последствия пребывания французских деятелей искусства и культуры, определены формы и проявления их деятельности, которые в дальнейшем оказали существенное влияние для имиджа России. Автор приходит к выводу, что, работая при русском Дворе, французы накладывали видение своей родной страны на Россию, трансформируя русские образы во французском духе. Материалы в данной статье представляют большой интерес для исследования межкультурных коммуникаций между Россией и Францией в XVIII веке. В условиях постоянно развивающегося культурного диалога, выявления новых векторов взаимодействия между странами данная работа представляется значимой и актуальной.
Рациональное и иррациональное
Розин В.М. - Философия, искусство, эзотерика как сообщающиеся сосуды, а также, в чем причина некоторой паузы эзотеризма c. 45-55

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.1.37429

Аннотация: В статье излагается авторское понимание эзотерики. Разводятся два полярных направления эзотеризма – «трансцендентальное» и «латентное» («ментальное»); вводятся два постулата, характерные для первого направления, получившего в предыдущих работах автора название «классического». Обсуждаются отношения, связывающие эзотерику с философией, религией и искусством. Указаны общие черты этих областей знания и жизнедеятельности (личностные истоки, конструирование реальности, семиотическая и психологическая природа реальности). Рассмотрены кейсы взаимодействия. Обсуждена проблема некоторого падения интереса к эзотерическим учениям. Статья состоит из двух частей. В первой рассматриваются три кейса, позволяющие утверждать, что существует тесная связь эзотерической, философской, научной и литературной мысли, что эзотерические идеи и концепции нередко оплодотворяют философию, науку и искусство.   Во второй обсуждаются основные причины снижения интереса к эзотерике: новые вызовы в культуре, на которые пока нет эзотерического ответа, перехват эзотерического дискурса в ряде направлений современного искусства и частично философии. Тем не менее, эта пауза временная; поскольку эзотерический путь – это один из способов существования в культуре личности, можно предположить, что эзотерики в ближайшем времени ликвидируют возникшее отставание. Кроме того, здесь на примере современного интереса к вампирам обсуждаются некоторые особенности феномена мистики, автор показывает, что феномен вампиризма реальный, вероятно связанный с формами общения, широко распространенными в современной жизни.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.