по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 02, 2021
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 07-05-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2021
Актуальный вопрос
Сытых О.Л. - От логоса к образу: тенденции трансформации современной культуры c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.2.35209

Аннотация: Предметом данного исследования является трансформация современной культуры, связанная с визуальным поворотом. Опираясь на диалектический метод и метод системного анализа, автор выявляет тенденции транс-формации современной культуры. Показать сущность изменений в культуре, их направление и воздействие на общество и человека – цель данной статьи. В статье раскрываются причины трансформации, её проявления и последствия. Работы представителей разных наук (философов, культурологов, социологов, историков и др.) и направлений являются теоретической базой исследования. Эмпирическую базу составили результаты социологического опроса, проведённого на базе двух ВУЗов Алтайского края в 2020 г.. Новизна статьи состоит в определении тенденций трансформации культуры под влиянием визуального поворота, их последствий (как положительных, так и отрицательных) для общества и человека, в обобщении многочисленных проявлений этих тенденций. Основным выводом данного исследования является положение автора о серьёзных и противоречивых трансформациях в обществе под влиянием визуального поворота. Влияние визуального поворота имеет как положи-тельные, так и отрицательные тенденции развития и их последствия. Среди положительных моментов влияния визуального поворота обращается внимание на стимулирование развития образного мышления, основанного на работе правого полушария мозга. Автор выделяет и отрицательные последствия визуальной трансформации культуры. Восприятие через образы в современном варианте отучает людей думать. Получение информации через образы, а не через речь и слово, усиливает клиповость сознания. Из этого вытекает возможность формирования человека, подверженного манипулированию. Подача образов в интернете и выстраивание видеорядов формирует привычку ожидания «решения кем-то твоих проблем» в ситуации выбора. Ещё одно следствие перехода от логоса к образу – это формирование предпосылок для «лёгкого» ухода в виртуальные ситуации.
Философия познания
Попов Н.А. - Однозначный детерминизм в плену иллюзорных представлений c. 12-41

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.2.34741

Аннотация: Статья посвящена прояснению вопроса о том, насколько обоснованы обвинения, предъявляемые однозначному детерминизму со стороны современной физики и вероятностного мышления. Действительно ли он несовместим с наличием различных возможностей, случайностей, свободной воли и некоторыми закономерностями микромира? Действительно ли он ведёт к абсолютной предопределённости? Действительно ли представление о всеобщности и фундаментальности однозначной причинности устарело? Действительно ли динамические закономерности могут быть чем-то ограничены в области их проявления? И действительно ли их могут подменить и потеснить вероятностные закономерности? При этом в основу логики исследования положено выявление сущности всех тех явлений, с которыми якобы несовместим однозначный детерминизм, а в ходе исследования автор придерживается линии последовательного проведения принципа материалистического монизма. Главный вывод состоит в том, что классическое представление о всеобщности и фундаментальности однозначной причинности нисколько не устарело и полностью совместимо с наличием различных возможностей, случайностей, свободной воли и вероятности. Выявлена природа возможностей и случайностей и показана неотделимость этих явлений от прогностической деятельности человека. Выявлена неразрывная связь динамических закономерностей с материальностью познаваемого человеком мира и тем самым показана их ничем не ограниченная фундаментальность. Выявлена природа вероятностных закономерностей и показана их неотделимость от динамических. Даны доказательства того, что однозначная причинность вовсе не ведёт к абсолютной предопределённости событий. Подчёркнута важность мировоззренческого критерия истинности научных представлений и дано уточнённое определение материи.
Социальная философия
Авакян-Форер А.Г. - Экономические идеи в эпоху Возрождения: философский анализ c. 42-52

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.2.35278

Аннотация: Представленная статья ставит цель рассмотреть экономические воззрения философов эпохи Возрождения. Социально-философская мысль этого периода поднимает ценностные и морально-нравственные проблемы в сфере экономики и пытается решить их. Предметом исследования является отношение к экономическим благам человека и общества. Цель исследования состоит в раскрытии и структурировании экономических идей философов эпохи Возрождения. Актуальность заключается в том, что в статье дается обзор философских концепций, отражающих экономические идеи и ценностные особенности исследуемой эпохи. Главным предметом внимания было развитие внешней торговли, которой немало способствовали Великие географические открытия.    Эпоха Возрождения достаточно сложный феномен человеческой культуры, здесь по-новому ставятся и решаются старые проблемы. Например, рассуждая о богатстве и бедности, философы поднимали проблему социального неравенства, утверждая, что многие люди бедны не потому что не хотят работать, а потому что рождены быть бедными. В эту эпоху класс буржуа, феодалы и высшая королевская знать занимали практически все земли, простым людям было крайне тяжело быть богатыми. Это «переворот» как в системе ценностей, так и социально-политической и экономической сферах. Среди факторов, влияющих на эволюцию экономической мысли являлись проблемы развития хозяйственной деятельности и изменения предметной области экономических задач. Как первое, так и второе требовали теоретическое осмысления. В статье рассмотрим как решали данные задачи разные философы и эволюцию внутренней логики развития экономических воззрений.
Этика
Мальцев Я.В. - Практика заботы о себе в концепции тюменского философа Ю. М. Федорова c. 53-60

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.2.35364

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является философия тюменского философа Юрия Михайловича Федорова. Ю. М. Федоров являлся представителем тюменской философской традиции, акцентирующей свой взгляд на проблемах этики, в частности, вопросах практического осуществления этического в контексте освоения Севера, образования нового общества из совершенно разных индивидуумов. Как сделать из агонального социума единую моральную сущность - вот вопрос, интересовавший тюменских философов. Юрий Михайлович для решения этой проблемы обращался к неоплатонизму, космизму, русской религиозной философии; большое внимание уделял вопросом возвышения человека до морального субъекта. Пути для такой субъективации, предлагаемые Ю.М. Федоровым, и будут рассмотрены в статье. Научная новизна статьи связана, во-первых, с малой исследованностью философии Ю. М. Федорова, во-вторых, в акценте на процессе субъективации, как его понимал М. Фуко: epimeleia heautou, т. е. практиках себя/практиках заботы о себе. В результате исследования иллюстрируется, что творчество, свобода, добро и любовь - главные практики заботы о себе, которые Ю. М. Федоров указывает в качестве процедур субъективации. Эти четыре понятия, с точки зрения Юрия Михайловича, являются и целью, и практикой для человека, стремящегося превзойти собственные основания. Философия Федорова - это попытка обосновать единство человека с человеком, человека с бытием; придать смысл, ценность и направление человеческой жизни; противопоставить нечто истинное, глубокое и извечное концепциям, отбирающим у человека право власти над собой и право на перспективу собственного бытия.
Эстетика
Кузнецова Т.В., Велч Л.В. - Семейная видеография – востребованный жанр современной популярной культуры. c. 61-69

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.2.35181

Аннотация: Предмет исследования – зарождающаяся в общественной среде новая форма творчества - семейная видеография. Это одна из первых статей, посвящённая исследованию развивающегося жанра популярной культуры – семейной видеографии. Затронуты общие вопросы изменений в современной творческой среде, роли и востребованности новых форм культуры. Современный период характеризуется переходом многих элитарных творческих знаний в область популярной культуры. Особенно востребованы знания в сфере кинематографии. Молодежь увлекает получение знаний операторского искусства, звукорежиссеры, режиссуры. Появляются новые технические средства, позволяющие молодежи, находящейся на разных уголках планеты, заниматься любимым видом творчества. То, что когда-то было только мечтой, становится реальностью нового мира. В статье отмечены современные тенденции в молодежной культуре – поиск новых форм и самореализации себя в новом направлении. Новые формы культуры вырастают из недр профессионального творчества и оказывают влияние на формирование и моральных, и эстетических, и социальных ценностей общества. Авторы ставят вопрос – являются ли эти формы культуры – искусством. Размышления авторов на тему искусства прослеживаются через новое творческое направление семейной видеографии. Область эстетики семейного кино системно практически не исследована. Данная статья - одно из первых исследований нового вида творчества – семейной видеографии, которому авторы дают научное определение. Основными выводами проведенного исследования являются: 1) современный период характеризуется переходом многих профессиональных творческих знаний в сферу популярной культуры; 2) создаётся множество мастер-классов и творческих школ в интернет-среде для передачи профессиональных знаний; 3) создаются новые жанры творчества дилетантами в творческой среде, в том числе - семейная видеография. Научная новизна. Авторы анализируют процесс становления нового вида творчества. Исследователей интересует, может ли этот вид нового направления считаться искусством.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.