Культура и искусство - рубрика О поэзии и прозе
по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Рубрика "О поэзии и прозе"
О поэзии и прозе
Якимович А.К. - Сервантес, Дон Кихот и Санчо Панса
Аннотация: по издаваемости роман Сервантеса находится на втором месте после Библии. Его интерпретации бесчисленны и сильно затрудняют понимание текста как такового. Попытаемся прочитать текст, абстрагируясь от идеологий и аксиологий. Нас интересует не католик Сервантес, не монархист, не патриот, не почвенник, а свободный художник. Возможно, этот подход подскажет нам существенные аспекты смысла, до сих пор скрытые от исследователей литературы и культуры Испании.
Бойко М.Е. - Метод структурного анализа характеров литературных персонажей: апробация и первые итоги
Аннотация: Аннотация: развивается одно из наиболее перспективных направлений психологического литературоведения — литературная характерология. Апробируется методика гипотетической реконструкции характеров литературных персонажей путем структурного анализа текста. В качестве объекта исследования выбран роман «Венера в мехах» (1869) австрийского писателя Леопольда фон Захер-Мазоха, главные герои которого идентифицируются как акцентуированные личности, стоящие на грани патологии. Демонстрируется, как структурный анализ позволяет по-новому осмыслить сюжет и коллизию романа, приблизить к пониманию такого сложного явления, как мазохизм. Вводится представление об «алгохарактерах», «микросхизисе», выявляется ряд закономерностей, ранее ускользавших от исследователей и интерпретаторов.
Мицук Т.И. - «Гляди – он доктор философии…»: особенности интеллектуальной прозы Владимира Кантора (на примере сборника «Наливное яблоко»)
Аннотация: Интеллектуальная проза доктора философских наук Владимира Кантора заслуживает особого внимания литературоведов. Резко выделяясь на фоне остальной современной литературы, она интересует определенный круг читателей. В статье предпринята попытка определить особенности прозы автора. Был проанализирован новый сборник автора «Наливное яблоко». В результате исследования было установлено, что одной из главных особенностей прозы философа является интертекстуальность его произведений. В статье рассматриваются новые рассказы автора, не печатавшееся ранее в формате книги. Более подробно был изучен рассказ «Смерть пенсионера» , входящий в рассматриваемый сборник и представляющий наибольший интерес для исследования. Также была проанализирована структура сборника, которая играет определенную роль: одни рассказы аранжируют другие, уже знакомые ранее произведения подсвечиваются другими - и вместе звучат иным образом, нежели по отдельности.
Хоружий С.С. - "Джеймс Кларенс Мэнген" Дж. Джойса
Аннотация: эссе Дж. Джойса «Джеймс Кларенс Мэнген» (1902), впервые публикуемое в русском переводе, — один из основных текстов с выражением эстетических позиций раннего Джойса. Герой эссе Дж. К. Мэнген (1803–1849) — «кельтский Нерваль», поэт, переводчик, эссеист, одна из ярких фигур ирландского и европейского позднего романтизма. Эссе стало важной вехой в творчестве раннего Джойса; многие его мысли, формулы, стилистические обороты затем повторяются и варьируются в других произведениях автора.
Бойко М.Е. - Когнитивная теория метаметафоры
Аннотация: Формализуются теоретические построения поэта и философа Константина Кедров, связанные с концептом «метаметафора». Обобщается когнитивная теория метафоры. Вводится представление об иерархии метафор по аналогии с иерархией языков Альфреда Тарского. Даются когнитивные дефиниции терминов «фора» (0-метафора), «метаметафора» и «N-метафора». Приводятся примеры различных N-метафор из творчества писателя Егора Радова.
П. Г. Махмудова - Влияние идей фрейдизма на литературу постмодернизма c. 0-0
Аннотация: исследуется влияние фрейдизма на сферу художественного творчества XX в. и на гуманитарные науки, связанные с изучением искусства. Фрейдистские концепции искусства Ж. Лакана, Ж. Делёза, Ф. Гваттари, Ж.-Ф. Лиотара, М. Серра, Ю. Кристевой, М. Плейне, Ж.-Л. Бодри были не просто восприняты постмодернистской эстетикой, но именно в ее силовом поле доказали свою жизнеспособность. Творчески, критически переосмыслив эстетический опыт основных неофрейдистских школ XX в., фрейдисты сосредоточились на изучении разных уровней и сфер проявления структуры и языка бессознательного в искусстве.
Т. И. Мицук - «Гляди – он доктор философии…»: особенности интеллектуальной прозы В. Кантора (на примере сборника «Наливное яблоко») c. 95-99
Аннотация: интеллектуальная проза доктора философских наук Владимира Кантора, резко выделяясь на фоне современной литературы, заслуживает особого внимания литературоведов. В статье предпринята попытка определить особенности прозы В. Кантора. Был проанализирован новый сборник «Наливное яблоко». В результате исследования автор делает вывод, что одной из главных особенностей прозы философа является интертекстуальность его произведений. В статье рассматриваются рассказы, не печатавшееся ранее в формате книги. Более подробно был изучен рассказ «Смерть пенсионера», представляющий наибольший интерес для исследования. Особое внимание было уделено структуре сборника, которая играет определенную роль: уже знакомые по прежним публикациям произведения подсвечиваются новыми и все вместе начинают звучать иначе, чем по отдельности.
М. Е. Бойко - Метод структурного анализа характеров литературных персонажей: апробация и первые итоги c. 97-106
Аннотация: в статье представлено одно из наиболее перспективных направлений психологического литературоведения — литературная характерология. Апробируется методика гипотетической реконструкции характеров литературных персонажей путем структурного анализа текста. В качестве объекта исследования выбран роман «Венера в мехах» (1869) австрийского писателя Л. фон Захер-Мазоха, главные герои которого идентифицируются как акцентуированные личности, стоящие на грани патологии. Демонстрируется, как структурный анализ позволяет по-новому осмыслить сюжет и коллизию романа, приблизить к пониманию такого сложного явления, как мазохизм. Вводится представление об «алгохарактерах», «микросхизисе», выявляется ряд закономерностей, ранее ускользавших от исследователей и интерпретаторов.
Дж. Джойс - Джеймс Кларенс Мэнген. (Перевод и комментарий: С. С. Хоружий) c. 99-103
Аннотация: эссе Дж. Джойса «Джеймс Кларенс Мэнген» (1902), впервые публикуемое в русском переводе, — один из основных текстов с выражением эстетических позиций раннего Джойса. Герой эссе Дж. К. Мэнген (1803–1849) — «кельтский Нерваль», поэт, переводчик, эссеист, одна из ярких фигур ирландского и европейского позднего романтизма. Эссе стало важной вехой в творчестве раннего Джойса; многие его мысли, формулы, стилистические обороты затем повторяются и варьируются в других произведениях автора
М. Е. Бойко - Когнитивная теория метаметафоры c. 110-114
Аннотация: в статье формализуются теоретические построения поэта и философа К. Кедрова, связанные с концептом «метаметафора». Обобщается когнитивная теория метафоры. Вводится представление об иерархии метафор по аналогии с иерархией языков Тарского. Даются когнитивные дефиниции терминов «фора» (0-метафора), «метаметафора» и «N-метафора». Приводятся примеры различных N-метафор из творчества писателя Е. Радова.
Крохина Н.П., Ершова Л.В., Астахов О.Ю., Романова К.Е., Океанская Ж.Л., Маслов В.Г., Валькевич С.И. - Культурологический смысл концепта «воля» в поэзии К.Д.Бальмонта c. 110-124

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.12.69363

EDN: AUVDVY

Аннотация: Целью статьи является раскрытие культурологических смыслов, которые для поэта были связаны с концептом «воля». Для достижения данной цели мы прослеживаем эволюцию творчества поэта, в котором культурологический смысл концепта «воля» раскрывается через цепочку взаимосвязанных и взаимодополняющих смыслов: безбрежное хотение поэта-символиста, порыв вдаль и ввысь, обретение свободы, восхищение вольным миром и открытие в природе высшего Божественного – творящего начала. Показано, что концепт «воля» воплощает в поэзии Бальмонта сущность Божьего мира, обращает к основам русской культурной ментальности, раскрывает сближение Божественного и человеческого, свободного и творящего начал как доминант культурологического мировосприятия поэта серебряного века, а также корректирует традиционное представление о поэте как представителе культуры импрессионизма. В нашем культурологическом исследовании методология основана на синхроническом, структурно-функциональном, биографическом, историко-культурном методах. Концепты как единицы «ментальности данной культуры», являются предметом пристального научного изучения как филологов, лингвистов, так и культурологов, философов, психологов. Лингвокультурный подход позволяет получить научные результаты, реализовав меж- и трансдисциплинарные связи при изучении феноменов культуры, которые базируются на естественном языке. Таким образом, концепт «воля» в поэзии Бальмонта сочетает в себе устремление к простору, вширь и ввысь – к бесконечности, свободе, родство поэта с Божественно-свободными и вечно изменчивыми стихиями Божьего мира и творящее начало как постижение души мира и собственной «полновольной» души. Культурологический смысл концепта «воля» воплощает сущность Божьего мира и души поэта. Концепт «воля» в своей многогранности – один из ключевых в поэзии Бальмонта и обращает к основам русской ментальности, а также раскрывает сближение Божественного и человеческого, свободного и творящего начал как доминант мировосприятия поэта серебряного века.
Яковлева Е.Л. - Антигламурное Сквоозеро поэтки, или чистая лирика сопротивления Юнны Мориц c. 112-125

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.5.17505

Аннотация: Предметом исследования выступает поэтическое творчество Юнны Мориц, определяемое как антигламурная лирика, содержащая в себе сопротивление идеологии гламура и его мифотворчеству в виде критики. Анализ выводит на связь поэтического с метафизической триадой интеллектуального – этического – эстетического, высвечивающих Вот-бытие автора и его жизненную позицию, что свидетельствует о даре поэтессы, посредством которого осуществляется преобразование видимо-невидимого/невидимо-видимого в актуальный современный символ, рождаемый словом, но приобретаемый визуальный аспект. Благодаря творчеству Вот-бытие поэтессы приобретает гармоничность, где Ставшее рождается из креативного переосмысления и словесной игры пре-бывающего. Проблема рассматривается в форме нарративного дескрипта с использованием диалектического, интерпретационного и феноменологического методов, принципа интенционального анализа, помогающих раскрыть специфику феномена поэтического у Ю. Мориц. Новизна исследования заключается в анализе поэтического творчества Ю. Мориц в контексте господствующей в современности идеологии гламура. Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем исследовании творчества Ю. Мориц, интерпретации художественных текстов, а также критике современного социокультурного пространства, подверженного идеологии гламура и его мифотворчеству.
М. Е. Бойко - Формализация литературно-критической деятельности c. 112-115
Аннотация: литературно-критическая деятельность в наиболее общем случае сводится к тому, что некоторому исходному тексту (T1) ставится в соответствие некоторый вторичный текст (T2). В статье рассматриваются фундаментальные и конвенциональные ограничения, которые T1 накладывает на T2. Литературно-критический метод понимается как применение к исходному тексту конечной последовательности базовых интенсиональных операторов.
Бойко М.Е. - Структурный анализ сложных характеров литературных персонажей на материале романа Ф. М. Достоевского «Идиот»

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.4.9182

Аннотация: Многие коллизии романа Ф. М. Достоевского «Идиот» (1868–1869) до сих пор остаются загадкой при поистине бесчисленном количестве исследований и интерпретаций. Неслучайно В. П. Буренин считал, что из всех «психиатрических художественных этюдов» Достоевского этот роман наиболее уводит в «область патологии». На материале романа Ф. М. Достоевского «Идиот» демонстрируется эвристический потенциал структурного метода анализа характеров персонажей и осуществляется гипотетическая реконструкция загадочного «свидания двух соперниц» (Настасьи Филипповны и Аглаи Епанчиной). В этой сцене (Часть IV, глава VIII) Настасья Филипповна неожиданно одерживает нравственную победу. Причем в качестве нравственного арбитра выступает князь Мышкин, влюбленный в ее соперницу Аглаю. Чтобы разобраться в этом клубке противоречий, необходимо выявить характерологическую подоплеку противостояния главных женских персонажей романа и природу того свойства образа Настасьи Филипповны, которое М. М. Бахтин назвал «двухголосостью» и «внутренней двойственностью».
М. Е. Бойко - Структурный анализ сложных характеров литературных персонажей на материале романа Ф. М. Достоевского «Идиот» c. 465-477

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.4.63018

Аннотация: многие коллизии романа Ф. М. Достоевского «Идиот» (1868–1869) до сих пор остаются загадкой при поистине бесчисленном количестве исследований и интерпретаций. Неслучайно В. П. Буренин считал, что из всех «психиатрических художественных этюдов» Достоевского этот роман наиболее уводит в «область патологии»1. На материале романа Ф. М. Достоевского «Идиот» демонстрируется эвристический потенциал структурного метода анализа характеров персонажей и осуществляется гипотетическая реконструкция загадочного «свидания двух соперниц» (Настасьи Филипповны и Аглаи Епанчиной). В этой сцене (Часть IV, глава VIII) Настасья Филипповна неожиданно одерживает нравственную победу. Причем в качестве нравственного арбитра выступает князь Мышкин, влюбленный в ее соперницу Аглаю. Чтобы разобраться в этом клубке противоречий, необходимо выявить характерологическую подоплеку противостояния главных женских персонажей романа и природу того свойства образа Настасьи Филипповны, которое М. М. Бахтин назвал «двухголосостью» и «внутренней двойственностью».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.