Культура и искусство - рубрика Социология культуры, социокультура
по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Рубрика "Социология культуры, социокультура"
Социология культуры, социокультура
Голубицкий Ю.А. - Художественная метафора как пространство социокультурной аналитики
Аннотация: Статья, исследуя повышенный интерес к живописи малых голландцев со стороны советского общества первых послевоенных лет, вскрывает причину латентной тяги к буржуазности у поколения победителей. В ней проанализирован феномен советского мещанства как гносеологического фактора диссиденства в СССР.Представлена в качестве социального индикатора художественная метафора.
Жидков В.С. - О специфике исторического исследования культуры
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению требования научности в социальной теории. С этой целью исторический процесс, в том числе история культуры, анализируются в парадигме системно-синергетического подхода. Исследуется роль ментальности в историческом процессе, затрагиваются разные аспекты вопроса о наличии или отсутствии закономерностей в историческом развитии социума.
Тарковска Э.о. - Культура настоящего времени в глобальной и локальной перспективе
Аннотация: Категория времени стала сегодня одной из основных категорий междисциплинарного дискурса, посвященного обществу и культуре, их нынешней ситуации и современным преобразованиям. Понятие культуры настоящего времени отражает основные особенности современной темпоральности и особой роли времени в культуре и обществе: характерные для современности явления сжатия времени и пространства и последствия этих явлений для индивидуумов и сообществ; изменение статуса настоящего, прошлого и будущего, а также исключительное место в современной культуре настоящего времени, «сейчас», текущего момента; способы восприятия времени и влияние на них новых информационных и коммуникационных технологий, а с другой стороны, влияние потребительской культуры; современную одержимость временем, болезни цивилизации, связанные со спешкой и новыми стрессами в связи с восприятием времени, новые угрозы и предложения противостояния им; влияние изменяющегося опыта и концепций времени на общественную жизнь и межличностные отношения; дифференциацию и социальное расслоение, а также связанные со временем конфликты. В данной статье культура настоящего рассматривается как глобальное явление, имеющее также локальную (польскую) версию. Является ли это исключительно польской или восточноевропейской посткоммунистической спецификой? Вопрос остается открытым.
Kanasz T. - Анализ концептов бедности и богатства на материале белорусских и польских пословиц и поговорок
Аннотация: В статье проанализированы польские и белорусские пословицы по теме бедности и богатства. Выявлены схожества и различия. Дополнительно результаты соотнесены с другими исследованиями по темам бедности и богатства, а также ментальных характеристик польского и белорусского народов. Главный вывод заключается в том, что поляков характеризует более активное и оптимистическое отношение по возможности обогащения.
Жабский М.И., Тарасов К.А. - К истории социального регулирования в сфере кинокультуры
Аннотация: обладая относительной автономностью в обществе, кинематографическая культура вместе с тем является объектом социального регулирования. В статье рассматриваются исторические аспекты данного процесса: характер общественных дискуссий вокруг кинозрелища в начале ХХ в., представления той поры относительно нравственного и политического воздействия кинематографа ,предлагавшиеся проекты совершенствования кинодела, применявшиеся в дальнейшем социальные технологии, благодаря которым происходило институциональное становление кинематографа в качестве культурно-идеологичсеского инструмента доминирующих в обществе социальных сил. Проводится мысль, что в России, как и в Европе, современная практика социального регулирования кинематографической культуры нуждается в значительном совершенствовании.
Kanasz T. - Феномены счастья и любви в польской культуре и обществе
Аннотация: С перспективы социологии культуры важны идеи счастья и счастливой любви, функционирующие в культуре (в художественных произведениях, поэзии, средствах массовой информации) и обществе (исследованиях общественного мнения). В статье проанализированы известные репрезентативные социологические исследования по теме счастья и любви польского народа. Выявлено, что несмотря на либерализацию мнений касающихся все большей акцептации неформализованных связей, в польском обществе сильна вера в счастливую любовь, основанную на доверии и взаимопонимании. Обращено внимание на тему женского счастья в художественной литературе. Использованы результаты авторского исследования ассоциаций со словом счастье проведенного среди студентов педагогического и политехнического вузов Варшавы. Счастье ассоциируется студентами с любовью, настоящей любовью, именем любимого человека, с влюбленным человеком. Подчеркивается иллюзорность идеала счастливой любви в контексте потребительского общества. Реальные возможности достижения счастливой любви видятся на уровне повседневности. Эта идея основана на работе французского социолога Жан-Клода Кауфмана.
Северюхин Д.Я. - Художественный рынок и самоорганизация художников Ленинграда – Санкт-Петербурга в переходный период (середина 1980-х – середина 2000-х)

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.2.7310

Аннотация: Статья посвящена художественной жизни Ленинграда - Санкт-Петербурга в "перестроечное" двадцатилетие (середина 1980-х - середина 200-х). Анализируется развитие художественного рынка, выставочного и галерейного дела, описывается деятельность художественных группировок. Делается вывод, что только к середине 2000-х гг. на петербургской художественной сцене стали отчётливо проявляться новые тенденции, которые связаны с появлением галерей «западного типа», успешно соединяющих коммерческую практику с последовательным продвижением современного искусства и определённо задающих тон в этой сфере.
Ю. А. Голубицкий - Художественная метафора как пространство социокультурной аналитики c. 0-0
Аннотация: статья, исследуя повышенный интерес к живописи малых голландцев со стороны советского общества первых послевоенных лет, вскрывает причину латентной тяги к буржуазности у поколения победителей. В ней проанализирован феномен советского мещанства как гносеологического фактора диссиденства в СССР. Представлена в качестве социального индикатора художественная метафора.
Т. В. Канаш - Анализ концептов бедности и богатства на материале белорусских и польских пословиц и поговорок c. 0-0
Аннотация: проанализированы польские и белорусские пословицы по теме бедности и богатства, выявлены их сходство и различия. Результаты данного исследования соотнесены с другими исследованиями по теме бедности и богатства, а также по теме ментальных характеристик польского и белорусского народов. Главный вывод заключается в том, что поляков характеризует более активное и оптимистическое отношение к возможности обогащения.
Чой Ч. - Праздник «День тигра» как социокультурный объект c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.5.23182

Аннотация: Предметом исследования является современный региональный праздник – «День тигра», посвящённый амурскому тигру. В данной работе рассмотрены история и процесс проведения праздника. Особое внимание уделяется отличительным чертам праздника, его элементам и достижениям Дня тигра. По итогам проведённого анализа необходимо отметить, что данный праздник сочетает в себе традиционный советский формат и современное экологическое содержание. Также День тигра как часть культуры выполняет функцию формирования социальной идентичности, рекреативную и просветительскую функции, а главная цель праздника – формировать бережное отношение к вымирающему амурскому тигру и ответственность за сохранность природы Дальнего Востока – относится не только к региональному уровню, приобретая статус государственного значения. В работе использованы историко-генетический, структурно-функциональный, компаративный и типологический методы. С помощью историко-генетического метода изучается происхождение праздника. Структурно-функциональный анализ позволяет выявить элементы исследуемого объекта на основе характерных различий. Компаративный метод используется для анализа механизмов советского и современного праздника (сравнение общих и различающихся признаков). Метод типологизации позволяет классифицировать визуальное искусство с изображением тигра на основе общих признаков. Научная новизна исследования заключается в попытке выявить особенности современного праздника «День тигра» как социокультурного объекта и проанализировать его элементы в связи с российской культурой. Среди основных выводов данной работы можно выделить следующие: формат праздника имеет корни в советской культуре праздников, но идеологические или политические оттенки отсутствуют; часть мероприятий в рамках праздника активно способствует закреплению и развитию образа тигра как культурного объекта; День тигра помогает формировать культуру охраны природы в России.
Жабский М.И. - Конкурентоспособность российского кино в социокультурной перспективе

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.8023

Аннотация: Всего лишь 15-процентная доля отечественных фильмов в кассовых сборах кинотеатров — свидетельство того, что прокатное кино в России не обладает востребованной обществом социокультурной значимостью. Вместе с тем традиции отечественного кино, специфические менталитет и культура российской потенциальной публики — важные предпосылки успешного выхода на более широкий горизонт возможностей. Необходима их реализация посредством рационализированной «режиссуры» кинопроцесса как социокультурной драмы в рамках государственной кинополитики. Массовая аудитория указывает кинематографистам три дороги к себе. Предпочтительна дорога к приверженцам отечественного кино, его «верным» зрителям. Диалог заинтересованных кинематографистов с ними обещает развитие российской кинокультуры по курсу «золотой середины» между голливудско-продюсерским кинематографом и режиссерским в европейском его понимании.
Розин В.М. - Дорожная карта реконструкции становления античной культуры и социальности (период полисов, до образования империй) c. 8-20

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.3.25359

Аннотация: Исследование становления античной социальности выполнено в статье в жанре «дорожной карты», то есть делается акцент на методологической стороне изучения. Выделяются четыре этапа исследования и шага движения: реконструкция пускового механизма, анализ формирования самостоятельного поведения и обеспечивающих его социальных практик, реконструкция конституирования социальности, анализ влияния социальных теорий Платона и Аристотеля на практику. Центральной проблемой для автора выступает объяснение того, каким образом появляется такая реальность как социальность. Он старается показать, что «новая сборка коллектива», происходящая под влиянием становления античной личности и формирования в связи с этим политии, предполагала решение ряда проблем и выделения общих оснований, лежащих по ту сторону отдельных мнений. Платон и Аристотель создают схемы, позволившие решить эти проблемы и построить такие основания. В результате и складывается античная социальность. В статье была реализована следующая методология: постановка проблем, схематизация, построение понятий и концепции, анализ эмпирического материала. В результате проведенного исследования удалось наметить этапы исследования античной культуры и социальности периода полисов, т.е. до создания империй Александра Македонского и Рима. Объяснить, каким образом в результате философской рефлексии и построения схем, задающих основания, позволяющие разрешать споры по поводу общих дел полиса, складывается античная социальность.
Смирнова Г.Е. - Конкретно-речевое употребление понятия «отечество» в русском языке как фактор формирования национальной самоидентичности в России XVIII столетия c. 10-15

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.10.27589

Аннотация: Предметом данного исследования является русская культура XVIII века, формирование ключевых культурных ценностей в культуре, русский язык как зеркало социокультурных трансформаций, понятия «отечество», «отчизна», «родина» как основа формирования культурной идентичности и национальной самоидентификации. Расширение знаний о базовых константах российской культуры способствует не только лучшему пониманию историко-культурных закономерностей развития общества, но может быть полезной для планирования государственной политики в области сохранения культурного наследия страны в условиях глобализации. В исследовании проводится системно-исторический анализ конкретно-речевого использования понятий «отечество», «отчизна», «родина» в разнообразных текстах. Основной вывод исследования об истоках появления современного значения изучаемых понятий вследствие изменений ментальных моделей самого российского общества указывает на значимое влияние последнего на самоидентификацию жителей страны на определенном историческом этапе, вносит новую информацию о причинах трансформации базовых культурных констант в культуре.
Зайцева Н.В. - Роль женщин в формировании галантной эстетики. c. 11-22

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.6.35785

Аннотация: Объектом исследования являются радикальные изменения в гендерных отношениях во Франции в первой половины XVII века, повышение социальной роли женщин. Процесс превращения рыцарского сословия в придворное на фоне усиления королевского двора приводит к тому, что мужчины покидают исторически обжитый и привычный идеал рыцарской доблести, вступая в пространство салонов и двора. В этом пространстве они вынуждены постигать новое для них искусство светского общения и искусство нравиться участникам этого общения. То искусство, которым, по мнению современников, в совершенстве владели женщины. Посредством языка, воспитания, литературы, женщины принимают участие в рождении и утверждении публичного пространства, построенного вокруг новых гендерных норм, новой практики художественной литературы. Признание женщины в моралистической литературе первой половины XVII века равной мужчине в достоинствах и благородстве, делает ее равноправным участником светского общения. Женский авторитет со временем начинает определять направление критики, женщины выступают арбитрами хорошего вкуса в литературе и искусстве. В это время формируется современный взгляд на взаимоотношения полов. Все эти явления характерны для европейской культуры в целом и во многом определяют современную европейскую ментальность. Анализ исторических предпосылок возрастания социальной активности и роли женщин необычайно важен и актуален как для понимания многих исторических реалий, в том числе формирования европейской гендерной традиции, так и для изучения влияния этих процессов на формирование новых эстетических идеалов. Галантная эстетика складывается с участием и под влиянием женщин, поскольку галантная культура - это культура, пронизанная идеей любви.
Розин В.М. - Как можно помыслить социальную науку, социальную реальность и онтологию c. 17-26

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.1.32042

Аннотация: В статье ставится вопрос о существовании представлений о социальной природе как предельной онтологии социальных наук. Формулируются затруднения, которые не позволяют признать такое существование. Указываются на альтернативные современные трактовки предельной онтологии социальных наук ‒ представлений о культуре, саморазвивающихся системах с синергетическими эффектами, социальности, интеркультуре и др. Утверждается, что понятие природы было введено с целью определение в научном исследовании условий эффективного практического действия. Для прояснения представления о предельной онтологии социальной науки обсуждаются особенности социальной науки и теории, а также различение идеальных объектов, схем и моделей. В работе была реализована следующая методология исследования: постановка проблем, ситуационный, сравнительный и концептуальный анализы, построение новых понятий, критика ряда представлений социальной науки. В результате исследования удалось показать, что привычное понятие социальной природы, по сути, исчерпало себя и не работает в социальных науках. Что на смену ему предлагаются новые категориальные представления, которые можно рассматривать как предельные онтология социальных наук. Но для этого по-новому нужно задавать и характеризовать строение и сущность социальных наук.
Розин В.М. - Пролегомины к реконструкции социальности Средних веков c. 21-32

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.3.25842

Аннотация: В статье анализируется социальность средних веков. При этом автор опирается на глубокое исследование этого времени С.С.Неретиной, которая обращается внимание на личностный характер средневековых отношений, роль городов, формирование в них третьего сословия, сложные взаимоотношения короля с основными сословиями Франции. Предлагается анализ четырех средневековых коллективов (христиане, сообщества, связанные отношениями «сюзерен ‒ вассал», королевская власть и горожане ‒ ремесленники, купцы и пр.), а также отношений (христианская вера, полития, право и закон), связывающих их в большой коллектив. Дальше автор рассматривает процесс разложения этих средневековых коллективов и становление более крупного социального коллектива ‒ монархии и национального государства. В предлагаемом исследовании была реализована следующая методология: постановка проблем, ситуационный анализ, историческая реконструкция, конструирование идеального типа средневековой социальности. В результате исследования удалось показать, что в некотором отношении в средние века повторилась история, имевшая место в античности: социальность, основанная на политии и выборности, была вытеснена социальностью, имитирующей и то и другое. Как следствие сложились институции и бюрократический аппарат, подчинившие общество и личность. Автор высказывает предположение, что эта закономерность повторялась и в дальнейшем, и что так и не найдены способы изменить подобный ход событий.
Розин В.М. - Становление социальности Римской империи в период правления Октавиана Августа c. 22-32

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.2.25649

Аннотация: В статье предлагается реконструкция становления античной социальности, характерной для диктатуры Суллы и периода правления Октавина Августа. Историки обсуждают трудности отнесения социальной реальности этого времени к республиканской или имперской форме. Автор характеризует особенности социальности Римской республики, которую он называет «полисной», и социальности становящейся Римской империи (соответственно, «имперской»). Он показывает, что античная культура начала первого века представляла собой симбиоз двух разных форм социальности. Полисная социальность предполагает относительно небольшие сообщества, слой свободных и равных граждан, принятие решений, касающихся жизни полиса, выделение общих положений, с которыми соглашаются большинство, формирование знаний о социальной реальности в качестве смысловой и онтологической основы выработки решений в ходе общения и споров. Для имперской социальности было характерно формирование социальных институтов и передача основных обязанностей граждан (обсуждать проблемы, касающиеся личной и общественной жизни, спорить, принимать решения, выполнять их) императору и его представителям. В предлагаемом исследовании реализована следующая методология: постановка проблем, ситуационный анализ, сравнительный анализ, культурно-историческая реконструкция, построение понятий. В результате на материале римской истории и культуры, а также античного права удалось охарактеризовать особенности античной социальности и показать, что в период правления Октавиана Августа складываются социальные институты, а также симбиоз полисной и имперской социальности со всеми вытекающими из этого следствиями.
Калайкова Ю.В., Панкина М.В. - Культура выбора в парадигме культурологического знания c. 28-40

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.9.38842

EDN: PBGGUN

Аннотация: Объектом исследования является репрезентация феномена выбора сквозь оптику культурологического знания. Предмет — концепт культуры выбора, представляющий собой синтезированное содержание первичных теоретических допущений. В статье рассмотрены современные социокультурные исследования выбора, выполненные в рамках прагматического поворота, поворота к материальному, современной критической теории. Аналитический инструментарий культурологии используется в исследованиях культурного репертуара практик совершения выбора, представляющих выбор как реальное действие, разворачивающееся в пространстве и времени; исторической эволюции практик совершения выбора, закрепленных в культурных нормах и объектах материальной культуры; изучении выбора как дискурсивной категории, границы и значения которой культурно-обусловлены. В статье впервые представлен обзор зарубежных исследований выбора, выполненных в рамках культурологической парадигмы, позволяющий отечественному читателю познакомиться с актуальным направлением научной мысли. Показано, что намечается самостоятельная область культурологических исследований выбора, однако ввиду сложности объекта для таких разработок специфична разрозненность используемых методов и подходов. Для конкретизации и развития социокультурных представлений о выборе мы предлагаем специфическую понятийную конструкцию — концепт «культура выбора», обладающий своей внутренней структурой. В структуре «культуры выбора» нами выделены два компонента: субъектный и средовой. Под субъектным компонентом понимаются интериоризированные индивидом культурные ценности, нормы, правила, принципы, которыми руководствуется субъект при совершении выбора, а также обусловленные культурой память субъекта о прошлом и предвидение будущего. Средовой компонент представляет собой особенности среды, в которой индивид совершает выбор, — поступающую в настоящий момент информацию об альтернативах выбора, а также инструменты и механизмы среды, которые использует субъект при совершении выбора. Обозначены перспективы использования социокультурных наработок исследования выбора в практико-ориентированных областях.
Калайкова Ю.В., Панкина М.В. - Выбор как объект культурологического исследования c. 31-42

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.7.38527

EDN: BBGJWX

Аннотация: Объектом исследования является репрезентация феномена «выбора» через оптики современных научных работ в различных сферах. Предмет — культурологический подход в формировании современного знания о выборе. Современные исследователи хоть и не исключают культурной детерминанты в формировании выбора, однако культурно-обусловленным практикам совершения выбора уделяется сравнительно мало внимания относительно истолкования индивидуальных аспектов выбора, принципов и закономерностей рационального и иррационального выбора, проблем сознания и свободы выбора. Цель работы заключается в реконструкции актуальных интерпретаций выбора и методов исследования выбора, а также в определении места культуры в структуре современного знания о выборе через теоретический анализ корпуса современных научных работ (прежде всего, зарубежных статей), предметом изучения которых является «выбор» во множестве своих проявлений: психологические и социокультурные аспекты выбора, доля и значение рациональности в исследованиях выбора, возможность совершения «свободного выбора», агентность выбора и др. Показано, что выбор как процесс и результат зиждется на культурных, социальных и психологических факторах, в основе которых лежат интериоризированные субъектом знания, внешне распределенные между множеством социальных и материальных агентов. Исследования выбора в разных дисциплинах полностью не игнорируют потенциал влияния социокультурных факторов на выбор и процесс его формирования. Определить характер и степень этого воздействия комплексно и междисциплинарно возможно в рамках культурологического исследования. Изучение выбора как совокупности культурных практик должно происходить под эгидой различных наук, подходы которых позволят многомерно сконструировать культурные практики с учетом технико-материального, эпистемологического, семиотического и нормативного измерений.
Вахштайн В.С. - Метафоры города и метафорика городских исследований: самоописание vs. метаописание

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.1.13173

Аннотация: Современные города бесконечно гетерогенны и изменчивы. Культурологи, психологи и социологи оспаривают друг у друга право говорить об этой изменчивости на языке своей науки так, как если бы это был язык самого города. Возможно именно поэтому разговоры о «городской культуре», «социальной структуре города» и «городской повседневности» не покидают поля теоретического обсуждения в междисциплинарных областях. В точке сборки этих дисциплин находится сам объект. Возможно ли в такой ситуации «дисциплинарного аутизма» какое-то теоретическое высказывание, сделанное на языке социологии, но релевантное языкам смежных наук? Что выступает в качестве «кросс-дисциплинарного моста», по которому поверх дисциплинарных границ между социологией, психологией и культурологией может быть организована доставка собственно теоретического содержания? Мы полагаем, что таким «мостом» является метафора. Данная статья посвящена анализу соотношения двух типов метафор: в само- и мета- описаниях, в городских идеологиях и исследованиях города. Исследование основывается на методологии IPA (интерпретативный политический анализ), фрейм-анализе и анализе метафорических оснований социологической концептуализации. Метафоры могут находиться в отношениях когерентности (согласованности) и консистентности (совместимости) . Например, «Наша страна – утлое судно в океане мировой политики» и «Наша страна – поезд на запасном пути истории» суть когерентные, т.е. согласованные с более общим концептом «средство передвижения», но не консистентные, т.е. не образующие единого образа, метафоры. Напротив, метафорические конструкции «Наша страна – судно» и «Партия – наш рулевой» суть консистентны, но не когерентны. Применительно к нашей проблематике это означает, что эпистемические метафоры (самоописания исследователя) и теоретические метафоры (метаописания объекта) более консистентны, чем метаописания объекта и его самоописания. Отношения метафор в треугольнике «Самоописание познания – Метаописание объекта – Самоописание объекта» суть отношения контингенции; между ними нет никакого взаимно однозначного соответствия. Этот вывод позволяет нам решить "проблему Анкерсмита". Если Ф.Р. Анкерсмит прав, то две ключевые операции исследовательского разума – проблематизация и концептуализация – противоположны друг другу. Концептуализация (основанная на метафорических механизмах мышления) есть представление «незнакомого знакомым», вписывание объекта в существующую систему различений. Проблематизация же представляет собой механизм остранения, превращение знакомого в незнакомое. Анкерсмит утверждает, что по самой своей логической конструкции метафора не может быть инструментом проблематизации. В его логике это означало бы, что проблематизация – остранение объекта – есть некоторое вне-трансцендентальное основание познания. Мы не можем принять этот тезис: «понятность» или «непонятность» является не онтологическим свойством самого объекта, а характеристикой его отношения к нашей познавательной схеме. Как показывает предпринятое нами исследование, неконсистентность метафор разных порядков, прежде всего, метафор само- и мета- описания объекта, и является источником такой проблематизации.
Вахштайн В.С. - Метафоры города и метафорика городских исследований: самоописание vs. метаописание c. 32-49

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.1.65879

Аннотация: Современные города бесконечно гетерогенны и изменчивы. Культурологи, психологи и социологи оспаривают друг у друга право говорить об этой изменчивости на языке своей науки так, как если бы это был язык самого города. Возможно именно поэтому разговоры о «городской культуре», «социальной структуре города» и «городской повседневности» не покидают поля теоретического обсуждения в междисциплинарных областях. В точке сборки этих дисциплин находится сам объект. Возможно ли в такой ситуации «дисциплинарного аутизма» какое-то теоретическое высказывание, сделанное на языке социологии, но релевантное языкам смежных наук? Что выступает в качестве «кросс-дисциплинарного моста», по которому поверх дисциплинарных границ между социологией, психологией и культурологией может быть организована доставка собственно теоретического содержания? Мы полагаем, что таким «мостом» является метафора. Данная статья посвящена анализу соотношения двух типов метафор: в само- и мета- описаниях, в городских идеологиях и исследованиях города. Исследование основывается на методологии IPA (интерпретативный политический анализ), фрейм-анализе и анализе метафорических оснований социологической концептуализации. Метафоры могут находиться в отношениях когерентности (согласованности) и консистентности (совместимости) . Например, «Наша страна – утлое судно в океане мировой политики» и «Наша страна – поезд на запасном пути истории» суть когерентные, т.е. согласованные с более общим концептом «средство передвижения», но не консистентные, т.е. не образующие единого образа, метафоры. Напротив, метафорические конструкции «Наша страна – судно» и «Партия – наш рулевой» суть консистентны, но не когерентны. Применительно к нашей проблематике это означает, что эпистемические метафоры (самоописания исследователя) и теоретические метафоры (метаописания объекта) более консистентны, чем метаописания объекта и его самоописания. Отношения метафор в треугольнике «Самоописание познания – Метаописание объекта – Самоописание объекта» суть отношения контингенции; между ними нет никакого взаимно однозначного соответствия. Этот вывод позволяет нам решить "проблему Анкерсмита". Если Ф.Р. Анкерсмит прав, то две ключевые операции исследовательского разума – проблематизация и концептуализация – противоположны друг другу. Концептуализация (основанная на метафорических механизмах мышления) есть представление «незнакомого знакомым», вписывание объекта в существующую систему различений. Проблематизация же представляет собой механизм остранения, превращение знакомого в незнакомое. Анкерсмит утверждает, что по самой своей логической конструкции метафора не может быть инструментом проблематизации. В его логике это означало бы, что проблематизация – остранение объекта – есть некоторое вне-трансцендентальное основание познания. Мы не можем принять этот тезис: «понятность» или «непонятность» является не онтологическим свойством самого объекта, а характеристикой его отношения к нашей познавательной схеме. Как показывает предпринятое нами исследование, неконсистентность метафор разных порядков, прежде всего, метафор само- и мета- описания объекта, и является источником такой проблематизации.
Т. В. Букина - Конструирование советской культурной идентичности в социологии музыки конца 1960-х – начала 1980-х годов c. 34-42
Аннотация: в последние советские десятилетия социология музыки формировалась в концептуальном пространстве отечественного музыковедения как преимущественно идеологический продукт. В данной статье музыкально-социологические тексты конца 1960-х – начала 1980-х гг. исследуются в качестве инструмента культурной политики. Делается вывод о том, что миссией этой науки должно было стать, прежде всего, создание приемлемого официального «имиджа» советской публики, ее вкусовых предпочтений и реакции на музыку.
Ушкарев А.А. - Аудитория художественных музеев: история и методология изучения в России c. 36-49

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.7.22278

Аннотация: Предметом исследования является отечественный опыт изучения аудитории посетителей художественных музеев, а также развитие методологии социологических исследований публики изобразительного искусства. Объектом исследования стали публикации по результатам социологических исследований аудитории посетителей художественных музеев в России, начиная с 20-х годов ХХ века. Основное внимание уделяется современному состоянию научного знания о взаимоотношениях художественных музеев и публики. Исследование позволяет проследить эволюцию понимания музеями своей аудитории, а также методов ее изучения, обозначить проблемную ситуацию и наметить первоочередные задачи в изучении аудитории художественных музеев. Автор использует диалектический подход к изучению опыта социальных измерений аудитории искусства. При этом в исследование включаются материалы, оказавшие наибольшее влияние на эволюцию понимания аудитории художественных музеев и методологии их изучения. Основным результатом исследования является воссоздание реальной картины и степени изученности как характеристик аудитории художественных музеев, так и основных закономерностей потребительского поведения человека по отношению к искусству. Большое количество публикаций по результатам конкретно-социологических исследований аудитории музеев, проведенных поколениями ученых и музейных энтузиастов с различными целями и на разном научно-методологическом уровне, порой создает иллюзорное впечатление, что большинство проблем в этой области уже решены. Однако конкретно-социологические исследования аудитории посетителей музеев и исследования, основанные на социологических опросах населения, проведенные в разные годы, дают, с одной стороны, фрагментарную, а с другой стороны, во многом противоречивую картину отношений человека с искусством. Недостаточное понимание некоторых важных закономерностей потребительского поведения сохраняет общую проблемную ситуацию, которая проявляется в существовании коммуникационных барьеров между музеями и аудиторией.
Желтикова И.В. - Варианты возможного будущего в современном российском кинематографе c. 36-52

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.11.34473

Аннотация: Предметом этого исследования выступают десять отечественных фантастических фильмов, вышедших в прокат с 2013 до 2020 года. Целью этой статьи является изучение сценариев в видении будущего, представленных современным российским кинематографом. В статье дается обзор подходов к изучению визуальных образов. На их основе предлагается новая стратегия исследования кинообразов будущего, предполагающая различение в кинофильме трех групп элементов: когнитивных, визуальных и эмоционально-модальных и четырех тематических составляющих, соответствующих сферам жизни общества. В результате применения этой методики были выделены четыре основные темы, присутствующие в кинематографической репрезентации будущего – космос, вооруженные конфликты, индустрия развлечений и кардинальные изменения человеческой личности. Определено, что визуальная репрезентация будущего представлена четырьмя группами образов – универсальными образами, образами настоящего, образами прошлого, и образами, незнакомыми зрителю и репрезентирующими то небывалое, чем привлекательно будущее.     Приходится признать, что в большинстве фильмов будущее оценивается как недолжное, несправедливое, неправильное, вызывает нравственное несогласие. Изображаемое будущее – это не тот мир, в котором бы хотелось оказаться. В большинстве своем российские фильмы посвящены российскому же будущему, удаленность которого не превышает 50 лет. Такой подход повышает вовлеченность зрителей в изображаемые события и сообщает им общий пессимистический настрой на завтрашний день, присутствующий не только в сюжете, но и в визуальном ряде большинства картин. Целостные образы будущего, функционирующие в определенной культуре, могут быть выделены на основании сопоставления различных источников, и кинематограф, является всего лишь одним из таких источников. Поэтому делать выводы о восприятии будущего нашими современниками только на основании его одного, конечно, нельзя. Однако кинофильмы являются ценным источником информации по визуализации будущего и передаче общих настроений, с ним связанных.
А. М. Сиюхова - Ночь как предмет культурологического анализа c. 36-42
Аннотация: в статье раскрываются вопросы исследования концепта ночи в современной культурологической, философской и искусствоведческой науке. Анализируется научное освоение концепта ночи как психологического феномена, как природно-культурного фактора социализации индивидов, как обширное поле формирования культурных архетипов коллективного бессознательного. Выявляется закономерность чередования исторических эпох (начиная с первобытности и заканчивая Новым временем), в которых поочередно преобладают «дневной» и «ночной» типы общественного сознания. Подобное чередование проецируется на смену художественных стилей XVIII–XX вв., максимальное убыстрение которого дает основу формированию постмодернистских форм культуры и художественно-эстетической практики.
М. И. Жабский, К. А. Тарасов - К истории социального регулирования в сфере кинокультуры c. 42-52
Аннотация: обладая относительной автономностью в обществе, кинематографическая культура вместе с тем является объектом социального регулирования. В статье рассматриваются исторические аспекты данного процесса: характер общественных дискуссий вокруг кинозрелища в начале ХХ в., представления той поры относительно нравственного и политического воздействия кинематографа, предлагавшиеся проекты совершенствования кинодела, применявшиеся в дальнейшем социальные технологии, благодаря которым происходило институциональное становление кинематографа в качестве культурно-идеологического инструмента доминирующих в обществе социальных сил. Проводится мысль, что в России, как и в Европе, современная практика социального регулирования кинематографической культуры нуждается в значительном совершенствовании.
Ушкарев А.А. - Аудитория художественных музеев: история и методология изучения за рубежом c. 63-77

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.6.22280

Аннотация: Предметом исследования является эволюция понимания музеями своей аудитории и ее ключевых параметров, рассматривается также обусловленное этим процессом развитие научных подходов и методологии социологических исследований аудитории музеев. Объектом исследования стал опыт и методология изучения аудитории посетителей художественных музеев за рубежом - в странах Европы и США, прослеженный по публикациям результатов социологических исследований. Основное внимание уделяется современному состоянию научного знания о взаимоотношениях художественных музеев и публики, а также методологии, адекватной современным задачам. В статье используется диалектический подход к оценке опыта изучения аудитории искусства. В исследование включены материалы исследований, оказавших наибольшее влияние на эволюцию понимания аудитории художественных музеев и методологии их изучения. Автор представляет широкий спектр интересов, направлений и научных подходов, которые характеризуют современное состояние музейной социологии на Западе и имеют в конечном счете главную цель – преодоление коммуникационных барьеров между музеем и посетителем, привлечение аудитории и увеличение посещаемости. Показана и все более общая тенденция устойчивого дрейфа музеев в русло служения обществу, понимания того, что музеи всегда должны оставаться пространством для культурного роста, непрерывного образования, а также инструментом поддержания позитивного здоровья и благополучия.
Ушкарев А.А. - Культурная активность посетителей художественного музея: роль культурного капитала и мотиваций c. 69-78

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.5.26162

Аннотация: Предметом исследования являются особенности и закономерности потребительского поведения аудитории посетителей Государственной Третьяковской галереи, типы культурной активности, а также попытка выявления и измерения ее детерминант. Повышенное внимание к интересам аудитории в рыночной парадигме развития культуры заставляет культурные институции изучать потребности публики, модифицировать свой функционал и формат основной деятельности в соответствии с тенденциями времени и спроса. И в музейной среде постепенно пришло понимание того, что без знания своей аудитории невозможно решить главную проблему преодоления коммуникационных барьеров между музеем и публикой. Музеи иной раз классифицируют и пытаются управлять своей аудиторией таким же образом, как они классифицируют и управляют своими экспонатами. С другой стороны, сохраняются традиционные попытки изучать посетителей по априорно присущим людям характеристикам. Сегодня это воспринимается как весьма ограниченный подход, затрудняющий реальное постижение закономерностей потребительского поведения. Применение методов математической статистики и эконометрики для анализа социологической информации расширяет возможности социологии искусства и означает переход на качественно новый уровень достоверности результатов. Статья представляет некоторые теоретические итоги масштабного социологического исследования посетителей Государственной Третьяковской галереи. В ходе исследования аудитория музея была изучена не только по традиционно описываемым социологами искусства объективным параметрам, но и по ряду содержательных признаков, далеко выходящих за пределы социально-демографических описаний. Междисциплинарный подход позволил выявить типы культурной активности посетителей художественного музея и влияния на нее таких субъективных и не поддающихся непосредственному измерению характеристик аудитории как мотивации и культурный капитал.
Макарова Е.А. - Коллекционирование в системе социокультурных практик c. 94-105

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.5.32885

Аннотация: Данная статья посвящена систематизации и анализу основных принципов социальной практики коллекционирования. Разбираясь в причинах собирательской деятельности, рассматривая мотивы и предпосылки коллекционирования, автор исследует социальный характер интеракции предмета и человека. Статья затрагивает феномен персонификации вещей и овеществления людей. Значительное внимание уделено осмыслению базовых принципов коллекционирования — вещи как таковой и времени вещи как основному условию трансформации этой вещи в предмет коллекции. Автором рассматриваются комплексные процессы культурного взаимодействия в ходе создания и использования коллекции. Характеризуя данное коммуникационное пространство, автор выявляет и подробно разбирает три сферы (поля) коммуникаций – «субъект –экспонат» (взаимодействие владельца коллекции с ее экспонатами), «субъект – субъект» (весь спектр средств коммуникационного взаимодействия, который делает коллекцию публичной и информационно насыщенной) и «коллекция – аудитория» (интерактивные мероприятия, созданные для формирования межкультурной коммуникации).
Иванов М.В. - Потенциал развития въездного экстремального туризма из стран Юго-Восточной Азии в Республике Саха (Якутия) c. 99-109

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.12.69465

EDN: AOYGCK

Аннотация: Формы туризма, связанные с риском и опасностью, сегодня являются динамично развивающимися культурными индустриями во всем мире. Статья посвящена вопросам развития туризма в республике Саха (Якутия), в первую очередь, проблемам привлечения зарубежных любителей экстремального и приключенческого туризма, преимущественно из стран Юго-Восточной Азии. В качестве драйверов туристского потока предлагается обратить внимание на туристов из Китайской Народной Республики. Для реализации грамотной маркетинговой политики по привлечению китайских туристов предложено учитывать особенности традиционной и современной духовной культуры Китая в аспекте туристской мотивации. Для привлечения туристов из КНР считается необходимым разработка и предложение краткосрочных зимних туров с элементами экстрима по центральной Якутии. Статья написана на основе диссертационного исследования автора. Для исследования туристских ценностно-смысловых ориентаций туристов из Юго-Восточной Азии, на примере граждан КНР, были использованы работы китайских исследователей на английском языке. Автор считает, чтобы предложить конкурентный товар на рынке экстремального туризма, необходимо учитывать влияние культурных ценностей и традиций на мотивационные установки, основные требования и ожидания от экстремальных туров в зависимости от региона или страны. Из-за изменения внешнеполитической ситуации в 20-е гг. XXI века, а также увеличившийся поток китайских туристов на международном рынке превращают политику по привлечению туристов из Юго-Восточной Азии основной и определяющей для развития международного туризма в республике. Для развития массового туризма с элементами экстрима предлагается использовать туристские ресурсы центральной Якутии, где можно предложить зимние, краткосрочные туры способные удовлетворить потребности зарубежного, в первую очередь китайского туриста.
Соколова А.Н. - Современные практики куначества и добрососедства на Юге России c. 103-116

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.3.40623

EDN: URBMHB

Аннотация: Выявляются современные практики установления добрососедских отношений между субъектами Юга России, реализованные через фестивальные проекты и различные социальные и культурные мероприятия, организованные лидерами общественных организаций и представителями правительственных структур. Показано, как фестиваль «Мир Кавказу», стартовавший в 1996 г., повлиял на установлении мирного диалога между представителями Ингушетии и Осетии, между артистами профессиональных коллективов всего Юга России; психологически настраивал людей на общегражданское единство и позитивное отношение друг к другу. Расширение содержательных рамок Фестиваля, включение в него выставок декоративно-прикладного искусства и демонстраций «Подворий» позволило также расширить состав участников фестивалей, включить в его программы самодеятельные коллективы и солистов. Обсуждаются вопросы выбора локаций фестивалей, их финансирования, установленных традиций и поэтапное расширении географии участников.   Выявлены определенные проблемы фестивалей "Мир Кавказу", связанные с отсутствием новых «живительных сил», нацеленных на достижение генеральной цели – установления мира и согласия на Юге России. Впервые показаны другие практики куначества между творческими коллективами и их руководителями (Виктор Захарченко и Аслан Нехай), а также примеры по продвижению инициатив, направленных на выделение фактов добрососедства и сотрудничества. К ним причислены фестиваль документального кино «Кунаки» и проект «Куначество», осуществляемый силами Министерства по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей Кабардино-Балкарской республики. Задача широкого повсеместного распространения дружественных инициатив сегодня является первоочередной для всех уровней организации общественных взаимодействий. Необходимо фокусировать внимание на том, что объединяет народы, содействуя мирному повседневному сотрудничеству, психологически настраивая людей на общегражданское единство и позитивное отношение друг к другу.
М.И. Жабский, К.А. Тарасов - Конкурентоспособность российского кино в социокультурной перспективе c. 267-279

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.3.62827

Аннотация: всего лишь 15-процентная доля отечественных фильмов в кассовых сборах кинотеатров — свидетельство того, что прокатное кино в России не обладает вос- требованной обществом социокультурной значимостью. Вместе с тем традиции отечественного кино, специфические менталитет и культура российской потенциальной публики — важные предпосылки успешного выхода на более широкий горизонт возможностей. Необходима их реализация посредством рационализированной «режиссуры» кинопроцесса как социокультурной драмы в рамках государственной кинополитики. Массовая аудитория указывает кинематографистам три дороги к себе. Предпочтительна дорога к приверженцам отечественного кино, его «верным» зрителям. Диалог заинтересованных кинематографистов с ними обещает развитие российской кинокультуры по курсу «золотой середины» между голливудско-продюсерским кинематографом и режиссерским в европейском его понимании.
Блохин В.В., Пименова И.И., Пименова И.И. - Проблема трансформации общественного сознания интеллигенции на рубеже 1890-х гг. – начала ХХ века

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.4.9207

Аннотация: В статье исследуется проблема идейного поворота части российской интеллигенции от материализма к идеализму на рубеже XIX-XX вв. Разрешение этого вопроса имеет принципиальное значение для понимания идейной жизни российской интеллигенции и решения вопроса о генезисе идеализма и раннего символизма в отечественной культуре. В тоже время исследование механизмов идейной трансформации позволяет понять и причину смены эстетической парадигмы в литературной критике, преодоления утилитаризма Н.Г.Чернышевского, владевшего умами радикальной интеллигенции с 1860-х гг. Автор исследует различные идейно-культурные факторы трансформации интеллигентского сознания, рассматривает причины распространения философии И.Канта, популяризацию идей Ф.Ницше. В статье доказывается, что одной из причин эволюции интеллигентского сознания стал духовный кризис, «жажда религии», поиск «нового религиозного сознания», характерного для многих представителей той эпохи - Н.А.Бердяева, Д.С.Мережковского, В.В.Розанова. По мнению автора идейно-культурные сдвиги в сознании интеллигенции предрешили «отказ от наследства» 1860-х гг., идей Н.Г.Чернышевского, А.И.Писарева.
В. В. Блохин, И. И. Пименова - Проблема трансформации общественного сознания интеллигенции на рубеже 1890-х годов – начала ХХ века c. 398-403

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.4.63011

Аннотация: в статье исследуется проблема идейного поворота части российской интеллигенции от материализма к идеализму на рубеже XIX–XX вв. Разрешение этого вопроса имеет принципиальное значение для понимания идейной жизни российской интеллигенции и решения вопроса о генезисе идеализма и раннего символизма в отечественной культуре. В тоже время исследование механизмов идейной трансформации позволяет понять и причину смены эстетической парадигмы в литературной критике, преодоления утилитаризма Н. Г. Чернышевского, владевшего умами радикальной интеллигенции с 1860-х гг. Автор исследует различные идейно-культурные факторы трансформации интеллигентского сознания, рассматривает причины распространения философии И. Канта, популяризацию идей Ф. Ницше. В статье доказывается, что одной из причин эволюции интеллигентского сознания стал духовный кризис, «жажда религии», поиск «нового религиозного сознания», характерного для многих представителей той эпохи: Н. А. Бердяева, Д. С. Мережковского, В. В. Розанова. По мнению автора, идейно-культурные сдвиги в сознании интеллигенции предрешили «отказ от наследства» 1860-х гг., от идей Н.Г. Чернышевского и А.И. Писарева.
Козьякова М.И. - культурный код в художественном дискурсе: европейское искусство на пути к модерну

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.5.12643

Аннотация: Искусство, обращенное к внутреннему миру человека, владеющее особым эмоциональным языком, как никакие другие исторические атрибуции способно помочь в выявлении культурного кода эпохи, в раскрытии его глубинных архетипических структур. Богатство и разнообразие художественного материала, накопленного в Европе, дает возможность проследить интересные тенденции взаимодействия художественной эволюции с социо-культурным историческим контекстом. Для этого необходимо исследовать историю искусства сквозь призму его «социальности», а также «утилитарности», трактуемой в широком смысле как потребности доминантных общественных структур. Произведения искусства, принадлежащие к различным видам, жанрам, стилям, осуществляли реализацию как сакральных, так и профанных, социально детерминированных потребностей общества. Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время представляют различные модели подобных корреляций, отражающихся в актуализации отдельных художественных форм, течений, направлений, что и становится предметом исследования в данной статье. Методологической основой являлся искусствоведческо-культурологический подход: история искусства, рассмотренная в культурологическом ключе. Используются методы сравнительного социо-культурного анализа, реконструкции наиболее репрезентативных художественных практик. Исследование проводится как в синхронной, так и в диахронной проекции: анализ исторических периодов сопровождается рассмотрением видов, направлений, стилей искусства, выделенных в данном историческом контексте. Вплоть до Нового времени, формирующего основы цивилизации модерна, искусство более всего служило атрибутом религиозной апологии, прославлению божественных начал. Оформление сакрального пространства не требовало выявления авторства, творческая индивидуальность имела подчиненный, второстепенный характер, а сам художник, как правило, не выходил за рамки канона, доминирующей стилистики. Постепенно эта традиция размывается, так как на место христианской теодицеи приходят светские ценности, роль демиурга и творца постепенно переходит к человеку, что находит отражение в содержании и в формах художественной деятельности. Художественная морфология, сакральная или светская, как правило, была опосредована культурными и социальными факторами: выбор художественных практик определялся социентарным статусом элитарных групп, их коллективными потребностями и предпочтениями. «Социальность» и «утилитарность» искусства, репрезентируемые как его неотъемлемые качества, прослеживаются на достаточно длительном историческом материале. Кавычки, в которые заключены эти предикаты, призваны отдать дань новизне постмодернистского подхода, противоречащего принятому в классической эстетике внеутилитарному (неутилитарному ) статусу искусства.
Козьякова М.И. - культурный код в художественном дискурсе: европейское искусство на пути к модерну c. 547-560

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.5.65550

Аннотация: Искусство, обращенное к внутреннему миру человека, владеющее особым эмоциональным языком, как никакие другие исторические атрибуции способно помочь в выявлении культурного кода эпохи, в раскрытии его глубинных архетипических структур. Богатство и разнообразие художественного материала, накопленного в Европе, дает возможность проследить интересные тенденции взаимодействия художественной эволюции с социо-культурным историческим контекстом. Для этого необходимо исследовать историю искусства сквозь призму его «социальности», а также «утилитарности», трактуемой в широком смысле как потребности доминантных общественных структур. Произведения искусства, принадлежащие к различным видам, жанрам, стилям, осуществляли реализацию как сакральных, так и профанных, социально детерминированных потребностей общества. Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время представляют различные модели подобных корреляций, отражающихся в актуализации отдельных художественных форм, течений, направлений, что и становится предметом исследования в данной статье. Методологической основой являлся искусствоведческо-культурологический подход: история искусства, рассмотренная в культурологическом ключе. Используются методы сравнительного социо-культурного анализа, реконструкции наиболее репрезентативных художественных практик. Исследование проводится как в синхронной, так и в диахронной проекции: анализ исторических периодов сопровождается рассмотрением видов, направлений, стилей искусства, выделенных в данном историческом контексте. Вплоть до Нового времени, формирующего основы цивилизации модерна, искусство более всего служило атрибутом религиозной апологии, прославлению божественных начал. Оформление сакрального пространства не требовало выявления авторства, творческая индивидуальность имела подчиненный, второстепенный характер, а сам художник, как правило, не выходил за рамки канона, доминирующей стилистики. Постепенно эта традиция размывается, так как на место христианской теодицеи приходят светские ценности, роль демиурга и творца постепенно переходит к человеку, что находит отражение в содержании и в формах художественной деятельности. Художественная морфология, сакральная или светская, как правило, была опосредована культурными и социальными факторами: выбор художественных практик определялся социентарным статусом элитарных групп, их коллективными потребностями и предпочтениями. «Социальность» и «утилитарность» искусства, репрезентируемые как его неотъемлемые качества, прослеживаются на достаточно длительном историческом материале. Кавычки, в которые заключены эти предикаты, призваны отдать дань новизне постмодернистского подхода, противоречащего принятому в классической эстетике внеутилитарному (неутилитарному ) статусу искусства.
Гурьянова М.В. - Социология моды в XX веке: от классических концепций к их перцепции в современных теориях

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.6.16663

Аннотация: Феномен моды представляет собой явление, плотно вписанное в массовую культуру и повседневную жизнь практически каждого, но при этом в науке он до сих пор находится под вопросом. Социология оказалась той отраслью знания, в которой предпринимались попытки теоретического анализа моды с целью дать научное обоснование феномену, занимающему столь важную роль в жизни общества. В связи с этим предметом исследования будут именно различные теории моды, существующие в социологии, а также будет сделана попытка проследить генезис основных классических теорий в последующих концепциях. Тем самым анализ теоретических моделей в их исторической перспективе предпринимается с целью выявление неотъемлемых свойств моды, обнаруживаемых как раз путем нахождения «мест пересечения» различных теорий моды. Различие же последних обусловлено исторической детерминированностью феномена моды, склонного к постоянным изменениям, что приводит к возникновению, на первый взгляд, разнородных концепций, стремящихся зафиксировать это культурное явление в тот или другой исторический период. Но именно анализ генезиса теорий моды позволяет увидеть в этом калейдоскопе теорий присущие непосредственно феномену моды закономерности.
Гурьянова М.В. - Социология моды в XX веке: от классических концепций к их перцепции в современных теориях c. 618-631

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.6.67058

Аннотация: Феномен моды представляет собой явление, плотно вписанное в массовую культуру и повседневную жизнь практически каждого, но при этом в науке он до сих пор находится под вопросом. Социология оказалась той отраслью знания, в которой предпринимались попытки теоретического анализа моды с целью дать научное обоснование феномену, занимающему столь важную роль в жизни общества. В связи с этим предметом исследования будут именно различные теории моды, существующие в социологии, а также будет сделана попытка проследить генезис основных классических теорий в последующих концепциях. Тем самым анализ теоретических моделей в их исторической перспективе предпринимается с целью выявление неотъемлемых свойств моды, обнаруживаемых как раз путем нахождения «мест пересечения» различных теорий моды. Различие же последних обусловлено исторической детерминированностью феномена моды, склонного к постоянным изменениям, что приводит к возникновению, на первый взгляд, разнородных концепций, стремящихся зафиксировать это культурное явление в тот или другой исторический период. Но именно анализ генезиса теорий моды позволяет увидеть в этом калейдоскопе теорий присущие непосредственно феномену моды закономерности.
Баринов Д.Н. - Трансформация читательских практик в современном российском обществе

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.13212

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы читательской культуры современной России. Исследуется социально-демографические, экономические, технологические аспекты современных читательских практик. Важнейшим фактором изменения форм чтения в современном российском обществе является развитие информационных технологий и средств коммуникации, позволяющих хранить и передавать большие объемы информации. Это снижает актуальность традиционных практик чтения, на смену которым приходит справочно-поисковый тип работы с информацией, отвечающий образовательным стратегиям и стандартам информационной культуры «общества знаний». Анализ особенностей трансформации читательских практик в современном российском обществе основывается на обобщении результатов общероссийских социологических опросов, а также данных статистики. В статье показано, что в современном обществе существуют предпосылки для сохранения и развития традиционных институтов и форм читательской культуры. Также отмечается, что в контексте развития новых информационных технологий следует говорить не о кризисе чтения, а о трансформации чтения как социокультурной практики, обусловленной масштабами и темпами информатизации современного российского общества.
Баринов Д.Н. - Трансформация читательских практик в современном российском обществе c. 660-667

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.65703

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы читательской культуры современной России. Исследуется социально-демографические, экономические, технологические аспекты современных читательских практик. Важнейшим фактором изменения форм чтения в современном российском обществе является развитие информационных технологий и средств коммуникации, позволяющих хранить и передавать большие объемы информации. Это снижает актуальность традиционных практик чтения, на смену которым приходит справочно-поисковый тип работы с информацией, отвечающий образовательным стратегиям и стандартам информационной культуры «общества знаний». Анализ особенностей трансформации читательских практик в современном российском обществе основывается на обобщении результатов общероссийских социологических опросов, а также данных статистики. В статье показано, что в современном обществе существуют предпосылки для сохранения и развития традиционных институтов и форм читательской культуры. Также отмечается, что в контексте развития новых информационных технологий следует говорить не о кризисе чтения, а о трансформации чтения как социокультурной практики, обусловленной масштабами и темпами информатизации современного российского общества.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.