Культура и искусство - рубрика Культура и власть
по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Рубрика "Культура и власть"
Культура и власть
Ремишевский К.И. - Максим Богданович: историческая память в экранной культуре Беларуси
Аннотация: Анализируется широкий массив аудиовизуальной продукции (неигровые кино-, видео и телефильмы), созданной в Республике Беларусь за последние четыре десятилетия на темы жизни и творчества великого белорусского поэта Максима Богдановича (1891–1917). На примере сложных и противоречивых процессов формирования культурной памяти о М.Богдановиче исследуется становление и развитие мемориальной парадигмы в белорусской экранной культуре; выявляются механизмы взаимовлияния литературоведения на экранную культуру; обосновываются закономерности эволюции содержательных и жанрово-стилевых подходов авторов аудиовизуальной продукции о М.Богдановиче в зависимости от доминирующей на конкретном историческом этапе аксиологической оценки наследия поэта, а также смен приоритетов развития национального неигрового фильмопроизводства.
Астафьева О.Н. - Культурная политика сотрудничества: стратегия российско-польского диалога в ХХI веке
Аннотация: В шести сюжетах раскрываются разные аспекты позитивных изменений межкультурного взаимодействия между Россией и Польшей, преодолевающих сложившиеся в политике и художественной культуре стереотипы. Акцентируется внимание на серьезных теоретических проблемах (межкультурный диалог, стратегии культурной политики, художник и власть, историческая память и др.) и на конкретных примерах показывается влияние социокультурного контекста на процесс формирования нового вектора современной культурной политики.
Разлогов К.Э. - Что строим: крепость или автострады?
Аннотация: Инновационные гражданские и политические взгляды рассматривают развитие культуры как оправданную и очевидную политическую цель, имеющую практическое значение для новых наций-государств, в особенности для России после 1991 г. С одной стороны, политика нациестроительства порождает синдром изоляции (мой дом — моя крепость), с другой — разнообразие культур становится имманентной чертой общества, в то время как обыденное взаимодействие между людьми в повседневной практике в самых разных местах возрождает конструктивный принцип «мыслить глобально — действовать локально».
Люсый А.П. - Россия между восстанием масс и элит: Политическая культурология в ситуации ноль-политики
Аннотация: Рассматриваются вертикальное и горизонтальное измерение общественных антагонизмов и социокультурные формы синтеза общества и государства в мировом контексте и применительно к российской специфике
Аймермахер К.-. - Взаимоотношения искусства и политики, из личного опыта
Аннотация: Статья посвящена анализу цикла моих рисунков и скульптур «Из страны Красных носков» (Aus dem Land der Roten Socken), создающих образ не какой-то конкретной страны, а модели общественно-политического пространства, в котором в течение многих лет штамповалось специфическое речевое поведение граждан ГДР (большей частью функционеров). Дискуссии об «истине», о сложности и противоречивости исторических или имеющих отношение к действительности явлений - это и есть общий этический, а также материальный фон для многих произведений названного цикла, а также ряда моих научных работ и публикаций.
Акопян К.З. - Сталинщина сквозь призму страданий творческой личности
Аннотация: Статья представляет собой авторские размышления по поводу 4-хтомной монографии Б.М.Сарнова и в связи с ней. Очень высоко оценивая эту фундаментальную работу, автор пытается дать определение жанру, к которому она относится. В результате он находит в ней черты не просто литературоведческого, но и в полном смысле слова культурологического, историко-культурологического исследования, а также романа-эпопеи, многоактной трагедии, детектива, содержательного пособия по истории отечественной культуры 1920 1950-х годов в целом и литературы в частности. Основным предметом своих размышлений автор избирает вопрос о природе и особенностях сталинщины. По его мнению, сталинщина, содержание которой он пытается раскрыть и нетривиально охарактеризовать, это сложное духовное явление, сыгравшее глубоко негативную роль в судьбе отечественной культуры и оказавшее разрушительное воздействие на все ее стороны. Актуальность разговора об этом явлении обусловлена тем, что оно не только не изжито в культуре современной России, но, с точки зрения автора, угроза возрождения, как минимум, отдельных его черт в последнее время постоянно возрастает.
Червонная С.М. - ЭРеализм без берегов" Роже гароди и понятие границ и берегов в советской культуре
Аннотация: Отталкиваясь от событий полувековой давности, связанных с появлением эсте-тического трактата Роже Гароди «Реализм без границ» и с шумной идеологической кампанией, развернувшейся в советском искусствознании и эстетике, осудившей концепцию «реализма без границ», автор в данной статье, которая носит теоретический характер, рассматривает комплекс проблем, касающихся постулата границы в общест-венном сознании, культуре, искусстве и в политике тоталитарного государства. Выяв-ляется системный характер свойственных советской культуре и коммунистической идеологии противоречий: с одной стороны, культ «государственной границы», насаж-даемый средствами искусства (при особенно активной роли популярного, массового кино), с другой стороны, перманентное стремление (и сопутствующее ему пропаганди-стское обоснование) к внешней экспансии, к расширению собственных границ, к раз-рушению интегральной целостности соседних государств и к переделу мира. Столь же противоположными и несовместимыми друг с другом во внутренней политике совет-ской державы оказываются установка на создание единой советской культуры и новой суперэтнической общности – советского народа, на укрепление «морально-политического единства советского общества», на стирание внутренних границ (между городом и деревней, между физическим и умственным трудом, между национальными и цивилизационными ареалами), с одной стороны, и жесткая клановая система всего «социалистического» социума, иерархия властных структур с их непреодолимыми внутренними перегородками, внедрение номенклатурных размежеваний во все сферы жизни, в том числе в художественную жизнь и в организацию творческой интеллиген-ции. Диалектическая сложность ситуации, отразившаяся, как в лакмусовой бумаге, в накале страстей вокруг предложенной французским марксистом формулы «реализма без берегов», заключалась в том, что как потребность в определенных, нерушимых гра-ницах, так и потребность в их размывании и разрушении была органически присуща мышлению и стремлениям противоборствующих друг с другом политических сил: коммунистической диктатуре, которая могла держаться только на максимальной изо-ляции общества от «буржуазного окружения» и зарубежья и которая при этом никогда не отказывалась от претензий на безграничное расширение интернационального поля своей деятельности, а также оппозиции, диссидентскому подполью, силам сопротивле-ния, которые искали выход в конвергенции разных миров, в укреплении связей между прогрессивными движениями, в разрушении навязанных им ограничений, в том числе в воссоединении творческих потенциалов отечественной культуры и эмиграции, и одно-временно выстраивали свои границы, сопротивляясь всему, что могло подвергнуть эро-зии национальные традиции и духовные ценности.
Полосина А.Н. - Идея насилия в творчестве Л. Н. Толстого
Аннотация: Несмотря на явную утопичность и абстрактность идеи ненасилия, ее актуализация в конце ХIX – начале XX вв. во всей грандиозности, присущей только одному Толстому, произвела сильное впечатление на современников, вызвав дружную критику философов и политиков, всех толков и направлений, а также определила условия ее преемственности и признания на Востоке в лице Махатмы Ганди и на Западе – Мартином Лютером Кингом. Словно предвидя невиданный всплеск насилия грядущего XX в., Толстой с неустанной повторяемостью «вбрасывает» эту известную со времен античности истину, воспринятую нетерпимость ом, стоиками, исихазмом и т. д., во множество своих художественных произведений, в философские и публицистические трактаты, в дневники, письма и устные высказывания. Не претендуя на полное отражение всех аспектов этой грандиозной темы, попытаемся в настоящем исследовании определить в общих чертах генетические истоки неприятия Толстым всякого насилия и эволюцию идеи непротивления злу насилием в его художественно-философской системе и прийти к некоторым общим выводам.
Руднев В.П. - Пушкин и постмодернизм (О фильме "Борис Годунов" Владимира Мирзоева)
Аннотация: В статье анализируется новый фильм режиссера Владимира Мирзоева "Борис Годунов". В ней применен метод пихомотивного анализа, позволяющий раскрыть глубинные интертекстуальные мотивы как фильма, так и трагедии Пушкина "Борис Годунов". Фильм и трагедия Пушикна существуют в едином постмодернистском пространстве-времени, где нет прошлого и будущего: Пушкин так же воздействует на Владимира Мирзоева, как Владимир Мирзоев на Пушкина. Анализ,в частности, показал скрытые глубинные идентификации между героями - и их "историческими прототипами" "в будущем" постмодернисткого дискурса. Однако подлинное новаторство фильма Владимира Мирзоева - в преодолении постмодернизма, в поисках новой киноэстетики ХХI века.
Чернявская Е.Н. - Государственные символы в пространстве Москвы

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.1.7222

Аннотация: Рассматриваются сменявшие друг друга символы государственности в пространстве Москвы: Кремль (несменяем) с Иваном Великим, храм Покрова на рву, храм Христа Спасителя, Дворец Советов с системой высотных зданий, Международный деловой центр Москва-Сити. Уточняется заключенная в каждом из архитектурных символов идея правителей о международной роли государства. Отмечается отсутствие архитектурных символов государственности в 1920-е и 1960-1980-е гг. – годы господства функциональной архитектуры, когда были созданы лишь архитектурные знаки. Устанавливается смысловая нагрузка композиционно-планировочных связей символов, в том числе связей Ивана Великого с соседними городами и значительными подмосковными дворянскими усадьбами; Дворца Советов со сталинскими новостройками. Традиционная смысловая значимость градостроительных осевых построений позволяет предложить объяснение принятого сегодня юго-западного направления развития Москвы.
А.П. Люсый - Россия между восстаниями масс и элит: политическая культурология в ситуации ноль-политики c. 0-0
Аннотация: рассматриваются вертикальное и горизонтальное измерения общественных антагонизмов и социокультурные формы синтеза общества и государства в мировом контексте и применительно к российской специфике.
К. Аймермахер - Взаимоотношения искусства и политики: из опыта исследователя и художника c. 0-0
Аннотация: статья посвящена анализу цикла моих рисунков и скульптур «Из страны Красных носков» (Aus dem Land der Roten Socken), создающих образ не какой-то конкретной страны, а модели общественно-политического пространства, в котором в течение многих лет штамповалось специфическое речевое поведение граждан ГДР (большей частью функционеров). Дискуссии об «истине», о сложности и противоречивости исторических или имеющих отношение к действительности явлений - это и есть общий этический, а также материальный фон для многих произведений названного цикла, а также ряда моих научных работ и публикаций.
Амгаланова М.В. - Бурятская социалистическая культура в контексте идейно-политических установок конца 1920-начала 1930-х годов c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.3.25510

Аннотация: Статья посвящена месту и роли идеологии в национально-культурном строительстве в период конца 1920-х – начала 1930-х гг. Предметом исследования стали взгляды, а также общественно-политическая и культурная деятельность бурятской интеллигенции, которая стала пониматься как контрреволюционная и концептуализироваться в таких идеологемах как «буржуазный национализм», «панмонголизм». В качестве примера берутся статьи в периодической печати, которые носили директивный характер и требовали от деятелей культуры «самокритики». Методологической базой исследования является историко-культурологический подход, основными методами - историко-культурный, ретроспективный и нарративный методы. В создании национальной по форме и социалистической по содержанию бурятской культуры изымались те элементы культурного наследия, которые официальной идеологией понимались как «феодально-религиозные пережитки» эксплуататорского класса. Следовательно, устранению из социокультурного пространства подлежали и те, кто являлся их носителем и транслятором. Дореволюционная бурятская интеллигенция стала оцениваться властью как оппозиционная социальная группа, что трагически сказалось на ее положении.
Руцинская И.И. - Между солдатами и вождями: «две войны» в графике К.И. Финогенова 1940-х годов c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.12.31184

Аннотация: Статья посвящена некогда достаточно известному, а ныне почти забытому советскому графику К.И. Финогенову. Его работы 1940-х годов рассматриваются в качестве наглядного примера сосуществования двух основных стратегий, используемых советскими авторами при обращении к теме Великой Отечественной войны. Одна – предполагала визуализацию событий, фактов, лиц, которые художник видел собственными глазами, за ней стоял опыт пребывания автора на линии фронта. Другая – представляла собой идеологическую конструкцию, за которой не стояли (и не могли стоять) личные визуальные впечатления. Как правило, вторая стратегия была направлена на создание образа вождя: Сталина-полководца и стратега, представленного в окружении ближайших соратников. В статье разница в двух стратегиях осмысливается не просто как тематическое различие, но как различие концептуальное. Переход от изображения солдат к изображению вождей влек за собой жанровые, темпоральные, композиционные, интонационные трансформации образа войны. В трактовке советских художников 1940-х годов солдат пребывал «в настоящем», предполагалось, что место в истории ему отведут потомки, для которых художник и создает необходимые документальные свидетельства. Вождь же уже пребывал в истории. Художник фиксировал для потомков факт понимания и признания современниками его исторического статуса.
Руцинская И.И. - Выставки к юбилеям Сталина: особенности построения биографического нарратива c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.1.31908

Аннотация: В 1939-м и 1949-м годах в музеях и выставочных залах больших и малых советских городов были организованы десятки художественных выставок, посвященных юбилеям Сталина. Построенные в строгом соответствии с текстом его канонизированной биографии, они становились важным элементом юбилейных торжеств и одновременно своеобразной кульминацией визуальных репрезентаций вождя, переполнявших общественное пространство каждого населенного пункта страны. Выставки подводили итоги и определяли дальнейшие пути развития изобразительной сталинианы. В статье сделана попытка рассмотреть общие черты, объединявшие юбилейные экспозиции, независимо от их масштаба, представительности и места проведения. Особое внимание уделено соотношению вербального и визуального текстов, логике построения биографического нарратива, способам организации диалога со зрителем, а также формам «диктата» над творческим процессом советских художников. Источником исследования стал обширный комплекс документов: буклеты, каталоги, путеводители, сопровождавшие данные выставки и отражавшие их концепцию, логику, структуру, коммуникативные задачи.
Тюхменева Е.А. - «Огнестрельные художества» в честь Российского государства за границей. К вопросу о репрезентации России в Европе при Петре I c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.12.36989

Аннотация: В исследовании автор выявляет основные принципы построения фейерверочных и иллюминационных композиций, созданных в честь Российского государства на территориях иностранных держав в конце XVII – первой четверти XVIII в. Анализ содержавшихся в их программах сюжетов и образов проводится в контексте проблематики репрезентативной культуры того времени. Впервые в статье активно привлекаются сохранившиеся графические источники и опубликованные письменные архивные материалы, обнаруженные в последние годы, в том числе – автором настоящей статьи. Особое внимание уделяется фейерверкам и иллюминациям по случаю Ништадтского мира в Европе, еще не получившим должного освещения в научной литературе. В связи с особенностями «огнестрельного художества» метод работы основан на научной реконструкции с применением искусствоведческого, историко-культурного, а также элементов иконографического и иконологического анализа. Исследование показало, что огненные «потехи» являлись одной из ярких форм репрезентации России за границей на протяжении всего анализируемого периода. Используя интернациональный язык иносказания, они не только прославляли Российское государство, но и отражали далеко идущие планы его монарха, нацеленные на обретение имперского статуса страны. Основу большинства фейерверочных и иллюминационных композиций составлял традиционный для посольской церемониальной культуры той эпохи мотив триумфальной арки, а арсенал задействованных сюжетов и образов был близок программам создававшихся в России праздничных комплексов. Построение огненных картин велось по схожим с геральдическими изображениями принципам: с выделением центра, соблюдением вертикальной и горизонтальной иерархии и законов симметрии. Важность огненных представлений как серьезного источника информирования и возможности заявить о себе Петр I осознавал еще во время своего первого путешествия по Европе.
К. Э. Разлогов - Что строим: крепость или автострады? c. 7-17
Аннотация: инновационные гражданские и политические взгляды рассматривают развитие культуры как оправданную и очевидную политическую цель, имеющую практическое значение для новых наций-государств, в особенности для России после 1991 г. С одной стороны, политика нациестроительства порождает синдром изоляции (мой дом — моя крепость), с другой — разнообразие культур становится имманентной чертой общества, в то время как обыденное взаимодействие между людьми в повседневной практике в самых разных местах возрождает конструктивный принцип «мыслить глобально — действовать локально».
А. Н. Полосина - Идея насилия в творчестве Л. Н. Толстого c. 8-13
Аннотация: несмотря на утопичность и абстрактность идеи ненасилия, ее актуализация в конце ХIX – начале XX вв. во всей грандиозности, присущей лишь Л. Н. Толстому, произвела сильное впечатление на его современников, вызвав критику философов и политиков всех толков и направлений и определив условия ее признания во многих регионах мира (М. Ганди, М. Л. Кинг и др.). Словно предвидя невиданный всплеск насилия в грядущем XX в., писатель с неустанной повторяемостью трактует известную со времен античности истину в своих художественных произведениях, философских и публицистических трактатах, дневниках, письмах и устных вы- сказываниях. Не претендуя на полное отражение темы, мы проанализируем генетические истоки неприятия насилия Толстым и эволюцию идеи непротивления злу насилием в его художественно-философской системе.
Ирина Ж. - Мы учились думать: О студенческом движении НГУ 1960-х. Часть 2 c. 14-36

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.9.18139

Аннотация: Предметом анализа явлется студенческое движение НГУ в 1963-1967 гг. как часть более широкого оппозиционного движения в Академгородке. Имеющиеся публикации на эту тему не покрывают его историю и неточно квалифицируют это это явление. Развитие гражданской активности явилось незапланированным побочным результатом сибирского эксперимента, который актуален в поиске решений по обновлению общественной системы. Статья анализирует предпосылки и факторы студенческого движения, а также полный спектр коллективной общественной деятельности студентов: самоуправление, клубные формы активности, суд над антисемитами, участие в выборе ректора университета и в сохранении автономии университета и академических свобод, защита преподавателей и товарищей от политического преследования. Эта статья написана на пересечении нескольких жанров и методов: документально подтвержденные факты из истории движения подкрепляются воспоминаниями студентов и преподавателей, социологические наблюдения сочетаются с эссеистикой и статистическими данными. Основным вкладом автора является первый в научной литературе анализ студенческого движения НГУ в 1960-х гг.: его предпосылок, форм движения и основных акций, созданных им прецедентов, причин его окончания. Показано, что оно было первым открытым, легальным и наиболее продолжительным студенческим движением после 1920-х, примером оппозиции без диссидентства, самодеятельным движением по самоорганизации и трансформации общественной системы снизу. Оно пошло дальше всех других известных студенческих движений того периода в формировании ячейки гражданского общества
Быкова Ю.И. - Малые короны российских императриц в XVIII – первой половине XIX века. Создание, бытование, художественные особенности c. 15-29

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.9.33829

Аннотация: Объектом исследования являются Малые императорские короны российских императриц XVIII — первой половины XIX века. Целью исследования стало уточнение обстоятельств создания и бытования Малых императорских корон в России в этот период, выявление их художественных особенностей и анализ этих регалий как произведений ювелирного искусства с учетом стилистического развития. Для достижения обозначенной цели данного исследования автор применил комплексный метод, основанный на сочетании искусствоведческого и историко-культурного подхода. Для этого автор обратился к разнообразным источникам: неопубликованным архивным документам, воспоминаниям современникам, а также изобразительному материалу. В работе уточнен термин «Малая» корона. На основе архивных документов удалось, прежде всего, ввести в научный оборот сведения о ряде Малых корон, ранее неизвестных, уточнить обстоятельства создания этих корон и имена мастеров, их изготовивших. Впервые был проанализирован художественный образ Малых императорских корон. Исследование показало, что в XVIII в. этот образ изменялся под влиянием стилистических пристрастий в художественной культуре России и в связи со сменой придворных ювелиров, принадлежавших к различным художественным ювелирным школам. В XIX веке, наоборот, под воздействием национальных идей и благодаря уже сложившемуся государственному церемониалу, тяготеющему к традиционности, внешний образ Малых корон был полностью ориентирован на Малую корону 1797 года.
О. Н. Астафьева - Культурная политика сотрудничества: стратегия российско-польского диалога в ХХI веке c. 15-27
Аннотация: в шести сюжетах статьи раскрываются разные аспекты позитивных изменений межкультурного взаимодействия между Россией и Польшей, преодолевающих сложившиеся в политике и художественной культуре стереотипы. Акцентируется внимание на серьезных теоретических проблемах (межкультурный диалог, стратегии культурной политики, художник и власть, историческая память и др.), на конкретных примерах показывается влияние социокультурного контекста на процесс формирования нового вектора современной культурной политики.
Л. Кёпник - Фашизм и парадоксы кинематографического времени c. 16-23
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о том, насколько национал-социализм и итальянский фашизм были созданы посредством кино и насколько большое значение они придавали кино, какую роль играл кинематограф в пропаганде политически нужных символов и эмоций, какие были выработаны ответы на парадоксы кинематографического времени. Автор исходит из того, что и нацистская, и фашистская идеология обращались к логике эпохи кинематографа в надежде связать настоящее с какой-то более крупной идеологической необходимостью, и аргументирует свою позицию, анализируя «Первый манифест футуризма» Филиппо Томмазо Маринетти 1909 г., речь А. Гитлера на открытии «Большой выставки немецкого искусства» 1937 г., творчество итальянского скульптора Умберто Боччони и др.
Бочарова М.Ю. - Визуальные образы иллюстраций на японских открытках политической тематики второй трети 19 века c. 18-24

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.10.31192

Аннотация: В статье подробно рассматриваются визуальные образы на почтовых карточках политической тематики периода Мейдзи (1868 - 1912). Открытки пришли в Японию вместе с новой культурной политикой правительства второй трети 19 века и введением регулярного почтового сообщения. Выделился ряд сюжетов связанных с политической деятельностью, которые стали зеркалом культуры эпохи и её трансформации. Почтовые открытки выполняли не только пропагандистскую функцию, но и коммуникативную и эстетическую и обрели ряд характерных художественных приемов. Для данного исследования использованы методы классификации на основе визуальных изображений и индуктивного анализа полученных данных. Политические сюжеты почтовых открыток эпохи Мейдзи часто анализируются в направлении пропаганды во время военных конфликтов. Прочие вопросы визуальной составляющей остаются практически не исследованными. В данном исследовании классифицируются и анализируются визуальные образы новой элиты и их символов на иллюстрациях открытках с точки зрения трансформации культуры в данный период.
О. Л. Девятова - Диалог культур в новой музыке С. Слонимского в контексте проблем России ХХI века c. 18-27
Аннотация: статья посвящена творчеству выдающегося композитора современности С. М. Слонимского, в котором осуществляется диалог культур Ренессанса, барокко, романтизма, Древней Руси с культурными реалиями России начала ХХI века. В статье культурологически исследуются наиболее значительные новаторские произведения композитора, созданные в 2000–2010-е гг. («Реквием», Двадцать первая симфония «Из “Фауста” Гёте», балет «Волшебный орех»), в которых поднимаются темы национального покаяния, взаимоотношений художника и власти, противостояния массовой и элитарной культур, национальной идентичности и культурной памяти.
К. З. Акопян - Сталинщина сквозь призму страданий творческой личности: Размышления о книге Б. М. Сарнова «Сталин и писатели» c. 21-29
Аннотация: статья представляет собой авторские размышления по поводу 4-томной монографии Б. М. Сарнова и в связи с ней. Высоко оценивая эту фундаментальную работу, автор статьи пытается дать определение жанру, к которому она относится. В результате он находит в ней черты не просто литературоведческого, но в полном смысле слова культурологического, историко- культурологического исследования, а также романа-эпопеи, многоактной трагедии, детектива, содержательного пособия по истории отечественной культуры 1920–1950-х гг. в целом и литературы в частности. Основным предметом размышлений автор избирает вопрос о природе и особенностях сталинщины. По его мнению, сталинщина, содержание которой он пытается раскрыть и нетривиально охарактеризовать, — сложное духовное явление, сыгравшее глубоко негативную роль в судьбе отечественной культуры и оказавшее разрушительное воздействие на все ее стороны. Актуальность разговора об этом явлении обусловлена тем, что оно не только не изжито в культуре современной России, но угроза возрождения как минимум отдельных его черт в последнее время возрастает.
Розин В.М. - Трансформация российской социальности: размышления и самоопределение аналитиков c. 22-35

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.11.36684

Аннотация: В статье приводятся и сопоставляются результаты размышлений и выводов известных российских социологов, экономистов, политологов. Анализируя транзит российской социальности, они приходят к очень неутешительным констатациям. К сожалению, наша страна не сумела занять достойное место среди европейских (западных в широком понимании) государств и обществ, не построила правовое общество и институты, а реально созданные рынок и частная собственность были существенно деформированы, поскольку власти и силовые структуры разных уровней жестко контролировали бизнес с целью участия в прибылях или просто захвата и присвоения чужой собственности.   Речь идет не просто о кризисе, но глубоком распаде и негативной трансформации социальной системы России. По мнению автора, современная социальность претерпевает трансформацию, связанную с завершением культуры модерна и становлением новой культуры («фьючекультуры»), строение которой еще не ясно. В процессе этой трансформации рождается социальность, весьма непохожая на предыдущую, но во многом, действительно, ее пионеры и «зачинатели дискурсивности» продолжают придерживаться принципов либерализма, однако, согласимся, очень видоизмененных, часто до неузнаваемости. В связи с этим автор обсуждает не только состояние социальных институтов, но и поиски выхода из сложившегося положения, которые ищут отдельные индивиды.
Попова А.В., Штенникова Д.В. - Бадюцао: карикатура как форма протеста против политики КНР c. 26-41

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.1.39592

EDN: EOCMGM

Аннотация: В качестве объекта данного исследования выступили политические карикатуры известного китайского художника Бадюцао (巴丢草). В основе методики авторы использовали контент-анализ широкого круга источников, в первую очередь – личный сайт карикатуриста, первые публикации работ в социальной сети Twitter, а также компаративный анализ для выявления художественных особенностей произведений. Основное внимание было уделено личности самого художника, общекультурной стороне того или иного, высмеиваемого Бадюцао, события или политика. Карикатуры были проанализированы в соответствии с их спецификой, были выявлены их формально-стилистические качества, иконографические особенности и символическое значение.     Художнику и его работам посвящено большое количество публикаций за рубежом, в Китае же его творчество подвергается жесткой цензуре, в китайском интернете практически совершенно нет упоминаний о нем. В России имя карикатуриста практически неизвестно, что составляет новизну данного исследования как для культурологии, так и для отечественной синологии. Очевидным выводом становится то, что Бадюцао своим искусством бросает вызов цензуре и диктатуре КНР. Искусство Бадюцао является его главным и сильнейшим оружием в этом противостоянии. Используя широкий спектр художественных приемов и цветовую палитру, он рассказывает про текущие события, не позволяет забыть грехи прошлого, требуя не столько извинения за политические ошибки, сколько изменения в отношении правительства к народу двух берегов – Китая и Тайваня.
Гусева А.С. - Феномен художника-революционера в ранний советский период (на примере жизненного пути латышского стрелка Густава Клуциса) c. 28-35

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.3.29076

Аннотация: Густав Клуцис известен как основатель жанра фотомонтажа, теоретик искусства и преподаватель. Однако ранние годы его жизни менее изучены по причине отсутствия или недоступности ранее архивных данных. Также для полноценного раскрытия образа художника и анализа его творчества необходимо ознакомиться и с другой стороной его биографии – революционной деятельностью и службой в полку латышских стрелков – одной из самых надежных опор власти большевиков. Именно в тот период сложилась уникальная обстановка, когда далекие друг от друга профессии солдата и художника могли вполне гармонично сочетаться. Спустя сто лет после событий Октября, особый интерес для исследователей представляет период первых лет советской власти, отмеченный необычайным ростом и развитием художественной жизни. Предметом исследования выбран жизненный путь латышского стрелка и художника Густава Клуциса, убежденного большевика, состоявшего в пулеметном полку в Московском Кремле. Несомненно, опыт революционных лет, нахождение в эпицентре великих событий, встречи с В.И. Лениным повлияли на жизненные убеждения и развитие художественного метода. В качестве метода исторического исследования в статье применяется анализ архивных документов из архивов России, Греции и Латвии, исследованных автором. Новизна статьи заключается в освещении и анализе ранее малоизвестных или ошибочно описываемых подробностей биографии Густава Клуциса, исследовании феномена художника-революционера в первые советские годы. В качестве результата исследования можно считать формирование целостного образа художника и латышского стрелка Густава Клуциса на основании воссоздания его полноценной биографии.
Розин В.М. - Становление, развитие и завершение новоевропейской социальности (продумывая книгу В.Федотовой, В. Колпакова, Н. Федотовой «Глобальный капитализм: три великие трансформации») c. 29-43

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.4.32138

Аннотация: В статье анализируется книга В.Федотовой, В. Колпакова, Н. Федотовой «Глобальный капитализм: три великие трансформации». Автор обсуждает методологию исследования авторов этой книги, намечая пункты расхождения с его собственной позицией. Так он утверждает, что предметом исследования должен выступать не капитализм, а новоевропейская социальность, что мотором социальных изменений выступает не экономика, а европейское государство. В соответствии с этими положениями характеризуется новоевропейская социальность, включающая в себя: концепции и структуру государства, чиновников, обслуживающих население (граждан) и обеспечивающих работу учреждений государства, и общество, как направляющую и контролирующую инстанцию. Намечается схема четырех этапов развития новоевропейской социальности: становление либерально-демократического государства и общества, организованный капитализм, построение общества благосостояния, завершение новоевропейской социальности. В исследовании реализована следующая методология: постановка и обсуждение проблем, ситуационный и сравнительный анализ, реконструкция генезиса новоевропейской социальности, критика концепций капитализма, предложенных социальными философами. В результате удалось уточнить методологию исследования новоевропейской социальности, наметить схему ее генезиса, охарактеризовать четыре основные этапа развития социальности нового времени. При этом автор опирался на классические работы Ф.Броделя и Й.Шумпетера, а также современных классиков М.Кревельда, В.Федотовой, В. Колпакова, Н. Федотовой.
Епишин А.С. - Репрезентация искусства как репрезентация власти в живописи 1924 – 1930-х годов из коллекции Государственного музея революции c. 33-41

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.5.19799

Аннотация: Предметом исследования является часть живописной коллекции Государственного музея революции, сложившаяся в 1924 – 1930-х годах как целостное художественное явление, представляющее собой визуальный феномен реконструкции революционной эпохи. Автор анализирует произведения коллекции с позиции официальной власти, с целью увидеть утопию изнутри, глазами ее творцов, вместе с тем, не искажая объективных исторических обстоятельств. В ракурсе исследовательского внимания метод реконструкции исторической эпохи через ее художественную составляющую, где саму реконструкцию автор считает необходимым рассматривать исключительно в интенциональном качестве, а исследуемую часть коллекции — не в качестве завершенного объекта, но в процессе ее восприятия и интерпретации, то есть в феноменальном модусе. В статье используется методологические принципы и установки таких подходов, как социально-философский анализ, историческая феноменология, деконструктивизм и герменевтика. В результате исследования автор приходит к выводу, что Государственный музей революции, являясь частью стратегической машины советской власти, участвовал в разработке идей системы и порядка культурной, исторической и социально-политической жизни страны. Таким образом, часть живописной коллекции, сложившаяся в 1924 – 1930-х годах, может быть воссоздана интенцией исследователя в процессе конкретизации как целостное художественное явление, представляющее собой некий маркер идентичности государства, «память власти».
Руцинская И.И. - Сюжет «похороны вождя» в советской живописи 1920-1950-х годов: поиски иконографического канона c. 36-48

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.10.26741

Аннотация: На протяжении 1920-1950-х годов смерть и похороны вождя входили в число событий, находившихся в поле пристального внимания советской пропаганды. Если сам похоронный ритуал сложился чрезвычайно быстро и в дальнейшем повторялся с незначительными изменениями, то его живописные репрезентации длительное время претерпевали существенные трансформации. В советском изобразительном искусстве проходили неустанные поиски иконографических схем, способных наиболее адекватно отразить смыслы и значения, вкладываемые в столь важный церемониал государственного масштаба. Кульминацией данного процесса, зафиксировавшей факт достижения искомых целей, стало вручение Сталинской премии художнику А.М. Герасимову за полотно танатологической тематики («Сталин у гроба А. Жданова», 1948). Процесс иконографических трансформаций сюжета можно представить, как историю выработки канона, когда постепенно отбрасывалось все ненужное и выделялось главное, происходил отказ от документальной повествовательности и формировался визуальный, хорошо «читаемый» символ. В представленной статье сделана попытка рассмотреть данный процесс на материале известных советских произведений.
Руцинская И.И. - Географические образы в живописной сталиниане 1930-1950-х годов c. 41-57

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.3.23149

Аннотация: К середине 1930-х годов в советском искусстве сложился канонический образ И. Сталина. Значительная часть произведений живописной сталинианы, создаваемых на протяжении последующих двадцати лет, содержала изображение природных пейзажей или городских ландшафтов. Их появление не было случайным или произвольным. Как любой другой элемент визуальной репрезентации вождя, географические образы несли не столько эстетическую, сколько идеологическую нагрузку, а, следовательно, подлежали контролю и руководству. Это позволяет рассматривать их в качестве инструмента, помогавшего переводить абстрактные понятия о власти и о пространстве власти в доступную, зрительно воспринимаемую форму. Для исследования указанной проблематики привлечены ныне забытые произведения как хорошо известных, так и совершенно неизвестных авторов. "Географический аспект" живописной сталинианы до сих пор не становился предметом специального изучения. В предлагаемой статье впервые проанализированы приемы и формы трактовок географического пространства на полотнах советских художников, прослежены их трансформации во времени, их зависимость от пропагандистских задач, а также их способность отражать массовые стереотипы о «пространстве, в котором пребывает вождь».
Девятов В.С. - Административно-управленческое обеспечение работы по сохранению и популяризации народной песни в России c. 46-53

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.8.30434

Аннотация: Статья посвящена исследованию состояния работы по сохранению и популяризации народной песни в России на административно-управленческом уровне. В статье представлен анализ нормативно-правовой базы, на основе которой осуществляется административное регулирование данных процессов как на федеральной, так и на региональной ступенях власти. Выделяются и описываются условия и средства развития народной песенной культуры, рассматриваются практические аспекты их реализации. Основным методом проведенного исследования выступает анализ законодательных актов и иных официальных документов, регулирующих вопросы сохранения, распространения и популяризации народного художественного творчества. В результате проведенного исследования автором выделяются как положительные аспекты деятельности государства в сфере народной культуры, так и проблемы, тормозящие процессы сохранения и популяризации народной песни в России на управленческом уровне. На основе изучения современной практики бытования русской народной песни, определены трудности и перспективы развития народного песнетворчества в современных экономических и социокультурных реалиях.
Липский В.Н. - О взаимоотношениях художника и власти в России

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.1.11961

Аннотация: Предметом исследования выступают взаимоотношения и взаимодействия художника и власти. Основное внимание уделено трансформации доминантой, на взгляд автора, модели противостояния художника и власти, утвердившейся в досоветский и советский периоды социального развития, в модель, в рамках которой эти взаимоотношения приобрели характер своеобразной нейтральности в условиях отсутствия прямого противостояния указанных институтов на данном этапе развития. Кроме того, рассмотрена ещё одна модель взаимоотношения художника и власти, при анализе которой, с одной стороны, показана специфичность американской и советской массовой культуры, с другой, рассматривается необходимость активного влияния на российскую продукцию массовой культуры со стороны власти с целью формирования в социуме ценностей национального характера. Методологическим основанием исследования выступает неклассическая онтология взаимоотношений и взаимодействий. Среди используемых методов как общие исследовательские процедуры, к которым относятся: исторический и логический, сравнения, так и специальные и частности герменевтический метод. Выявлена и рассмотрена специфичность "нейтральной" модели взаимоотношений художника и власти, являющейся доминантной в сегодняшней России. Показано, что художественное отражение - это главным образом формообразование, в процессе которого художник "препарирует" бытие в соответствии с мерами красоты и законом Космоса. Основной вывод статьи состоит в том, что изменение социальных условий в современной России ведёт к усложнению форм взаимодействия художника и власти.
Липский В.Н. - О взаимоотношениях художника и власти в России c. 62-67

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.1.64237

Аннотация: Предметом исследования выступают взаимоотношения и взаимодействия художника и власти. Основное внимание уделено трансформации доминантой, на взгляд автора, модели противостояния художника и власти, утвердившейся в досоветский и советский периоды социального развития, в модель, в рамках которой эти взаимоотношения приобрели характер своеобразной нейтральности в условиях отсутствия прямого противостояния указанных институтов на данном этапе развития. Кроме того, рассмотрена ещё одна модель взаимоотношения художника и власти, при анализе которой, с одной стороны, показана специфичность американской и советской массовой культуры, с другой, рассматривается необходимость активного влияния на российскую продукцию массовой культуры со стороны власти с целью формирования в социуме ценностей национального характера. Методологическим основанием исследования выступает неклассическая онтология взаимоотношений и взаимодействий. Среди используемых методов как общие исследовательские процедуры, к которым относятся: исторический и логический, сравнения, так и специальные и частности герменевтический метод. Выявлена и рассмотрена специфичность "нейтральной" модели взаимоотношений художника и власти, являющейся доминантной в сегодняшней России. Показано, что художественное отражение - это главным образом формообразование, в процессе которого художник "препарирует" бытие в соответствии с мерами красоты и законом Космоса. Основной вывод статьи состоит в том, что изменение социальных условий в современной России ведёт к усложнению форм взаимодействия художника и власти.
Авдеев В.А. - Несостоявшееся тоталитарное искусство. Английская военная живопись Первой мировой войны c. 64-78

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.5.38241

EDN: CPMBUP

Аннотация: Предметом настоящей статьи являются сюжеты на военную тему в картинах европейских художников первой половины ХХ века. Оъектом исследования выступают стилистические и художественные особенности живописи английских военных художников и живописцев тоталитарных государств первой половины ХХ века. Автор впервые в отечественной практике предлагает к рассмотрению уникальное явление британской военной живописи Первой Мировой войны. Проводит сравнение с близким ей по духу и связанным с нею модернистскими корнями итальянским аэрофутуризмом, стилем, взятым на вооружение фашистским режимом во время Второй Мировой войны. Основой исследования послужили положения отечественного автора Игоря Голомштока, взявшего в качестве критерия определения тоталитарного искусства принцип мегамашины американского историка и философа Льюиса Мамфорда. Основными выводами настоящего исследования явилось подтверждение эффективности формулы Мамфорда при определении критериев принадлежности произведений живописи к тоталитарному искусству. Вместе с тем, рассмотренный пример английской военной живописи, созданной в демократическом государстве, но несшей явные черты тоталитарного искусства, ставит вопрос об однозначности соотнесения последнего с авторитарной формой правления. Новизной данной работы является уже сама возможность знакомства отечественного читателя с интереснейшим художественным и духовным явлением - английской военной живописью, тесно связанной с вортицизмом, национальным направлением модернизма также недостаточно знакомого нашей публике Помимо этого, рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с искусствоведческой проблемой выделения критериев тоталитарного искусства
Тюхменева Е.А. - Печальные торжества Петра I: принципы художественного оформления и их развитие в императорском погребальном церемониале XVIII в. c. 79-98

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.12.34466

Аннотация: В исследовании автор выявляет основные принципы траурного убранства, созданного к погребению Петра I, и прослеживает их судьбу в императорском печальном церемониале России на протяжении XVIII в. Художественное оформление государственных торжеств рассматривается в контексте панегирической культуры того времени. Церемониальное убранство носило временный (окказиональный) характер и практически не сохранилось до наших дней, за исключением некоторых отдельных артефактов. Работа по данной теме основана на изучении широкого круга различных письменных и графических источников, позволяющих представить некогда великолепную картину погребальных торжеств. В связи с этим метод исследования предполагает научную реконструкцию с применением искусствоведческого, историко-культурного, а также элементов иконографического и иконологического анализа. Исследование показало, что при подготовке к погребению Петра I были выработаны определенные модели траурного убранства, сохранявшиеся на протяжении всего XVIII в. Принципы оформления императорских печальных торжеств в России складывались с опорой на европейские образцы и во многом силами приглашенных на русскую службу иностранцев – инвенторов и мастеров-исполнителей. Система построения траурных ансамблей (как и праздничных) подчинялась общим законам, характерным для придворной церемониальной культуры Нового времени. Художественное решение Печальных залов и катафалков соответствовало стилевой эволюции искусства. Автор статьи вводит в научный оборот новые материалы и неизвестные факты, уточняет вопросы терминологии.
Хренов Н.А. - От перформанса в его актуальных формах к культурному прецеденту. Статья вторая

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.3.14390

Аннотация: Обсуждаемым в данной статье предметом является творческая личность как публичная личность. Она может выражать себя в разных формах. В данном случае из всех возможных форм выделяется и рассматривается та, в которой на первый план выходит протестное начало. Конкретным выражением такой формы предстают такие виды современного искусства, как перформанс и хэппенинг, особенно те их образцы, в которых подчеркнуто протестное начало. Ощущаемый в них радикализм облегчает выявление аспектов деятельности художника, способствующих трансформации творческой личности в личность публичную. Перформианс и хэппенинг - такие формы, принадлежность которых к искусству не столь очевидна. Они воспринимаются маргинальными и не включаются в традиционную систему искусств. Их радикальные протестные проявления часто оказываются юридически наказуемыми. Однако юридические оценки не облегчают, а усложняют вынесение эстетических оценок. Чтобы преодолеть неопределенность статуса таких форм, необходимо их рассмотреть как феномены культуры, имеющие прецеденты в прошлом. Непосредственным их предшественником является то, что в Древней Руси называли юродством. Подобный культурологический ракурс исследования творческой личности предпринимается впервые. Опираясь на исследования А. ван Геннепа и В. Тэрнера, автор выявляет латентный признак деятельности творческой личности, называемый лиминальностью, т.е. необходимостью и способностью выражать чувство протеста, понимаемого как протест не только против власти, но и общества, закосневшего в конформизме. В доиндустриальных обществах носитель лиминальности, т.е. юродивый представал сакральной фигурой, не подлежащей преследованию со стороны власти. В секуляризированных обществах ее носителем выступает художник, как и создаваемые им образы героев. Современной формой выражения духа лиминальности оказываются хэппенинги и перформансы.
Хренов Н.А. - От перформанса в его актуальных формах к культурному прецеденту. Статья вторая c. 246-255

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.3.66370

Аннотация: Обсуждаемым в данной статье предметом является творческая личность как публичная личность. Она может выражать себя в разных формах. В данном случае из всех возможных форм выделяется и рассматривается та, в которой на первый план выходит протестное начало. Конкретным выражением такой формы предстают такие виды современного искусства, как перформанс и хэппенинг, особенно те их образцы, в которых подчеркнуто протестное начало. Ощущаемый в них радикализм облегчает выявление аспектов деятельности художника, способствующих трансформации творческой личности в личность публичную. Перформианс и хэппенинг - такие формы, принадлежность которых к искусству не столь очевидна. Они воспринимаются маргинальными и не включаются в традиционную систему искусств. Их радикальные протестные проявления часто оказываются юридически наказуемыми. Однако юридические оценки не облегчают, а усложняют вынесение эстетических оценок. Чтобы преодолеть неопределенность статуса таких форм, необходимо их рассмотреть как феномены культуры, имеющие прецеденты в прошлом. Непосредственным их предшественником является то, что в Древней Руси называли юродством. Подобный культурологический ракурс исследования творческой личности предпринимается впервые. Опираясь на исследования А. ван Геннепа и В. Тэрнера, автор выявляет латентный признак деятельности творческой личности, называемый лиминальностью, т.е. необходимостью и способностью выражать чувство протеста, понимаемого как протест не только против власти, но и общества, закосневшего в конформизме. В доиндустриальных обществах носитель лиминальности, т.е. юродивый представал сакральной фигурой, не подлежащей преследованию со стороны власти. В секуляризированных обществах ее носителем выступает художник, как и создаваемые им образы героев. Современной формой выражения духа лиминальности оказываются хэппенинги и перформансы.
Ирина Ж. - Мы учились думать: О студенческом движении НГУ 1960-х. Часть 1

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.18138

Аннотация: Предметом анализа явлется студенческое движение НГУ в 1963-1967 гг. как часть более широкого оппозиционного движения в Академгородке. Имеющиеся публикации на эту тему не покрывают его историю и неточно квалифицируют это это явление. Развитие гражданской активности явилось незапланированным побочным результатом сибирского эксперимента, который актуален в поиске решений по обновлению общественной системы. Статья анализирует предпосылки и факторы студенческого движения, а также полный спектр коллективной общественной деятельности студентов: самоуправление, клубные формы активности, суд над антисемитами, участие в выборе ректора университета и в сохранении автономии университета и академических свобод, защита преподавателей и товарищей от политического преследования. Эта статья написана на пересечении нескольких жанров и методов: документально подтвержденные факты из истории движения подкрепляются воспоминаниями студентов и преподавателей, социологические наблюдения сочетаются с эссеистикой и статистическими данными. Основным вкладом автора является первый в научной литературе анализ студенческого движения НГУ в 1960-х гг.: его предпосылок, форм движения и основных акций, созданных им прецедентов, причин его окончания. Показано, что оно было первым открытым, легальным и наиболее продолжительным студенческим движением после 1920-х, примером оппозиции без диссидентства, самодеятельным движением по самоорганизации и трансформации общественной системы снизу. Оно пошло дальше всех других известных студенческих движений того периода в формировании ячейки гражданского общества.
Ирина Ж. - Мы учились думать: О студенческом движении НГУ 1960-х. Часть 1 c. 291-308

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.3.67821

Аннотация: Предметом анализа явлется студенческое движение НГУ в 1963-1967 гг. как часть более широкого оппозиционного движения в Академгородке. Имеющиеся публикации на эту тему не покрывают его историю и неточно квалифицируют это это явление. Развитие гражданской активности явилось незапланированным побочным результатом сибирского эксперимента, который актуален в поиске решений по обновлению общественной системы. Статья анализирует предпосылки и факторы студенческого движения, а также полный спектр коллективной общественной деятельности студентов: самоуправление, клубные формы активности, суд над антисемитами, участие в выборе ректора университета и в сохранении автономии университета и академических свобод, защита преподавателей и товарищей от политического преследования. Эта статья написана на пересечении нескольких жанров и методов: документально подтвержденные факты из истории движения подкрепляются воспоминаниями студентов и преподавателей, социологические наблюдения сочетаются с эссеистикой и статистическими данными. Основным вкладом автора является первый в научной литературе анализ студенческого движения НГУ в 1960-х гг.: его предпосылок, форм движения и основных акций, созданных им прецедентов, причин его окончания. Показано, что оно было первым открытым, легальным и наиболее продолжительным студенческим движением после 1920-х, примером оппозиции без диссидентства, самодеятельным движением по самоорганизации и трансформации общественной системы снизу. Оно пошло дальше всех других известных студенческих движений того периода в формировании ячейки гражданского общества.
Руднев В.П. - Деперсонализация и реперсонализация (На материале пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» и фильма Александра Сокурова «Скорбное бесчувствие»)

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.4.15181

Аннотация: Статья посвящена анализу пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» и поставленному по мотивам этой пьесы фильму Александра Сокурова «Скорбное бесчувствие». В основе анализа лежит разграничение понятий деперсонализации и реперсонализации. Этот концепт, предложенный автором статьи, означает оживление личности, становление человека самим собой, индивидуацию, метанойю. Все персонажи пьесы Шоу и фильма Сокурова, деперсонализированные окружающей их обстановкой войны, реперсонализируются в финале с приближением неизбежной смерти. В статье также в рамках разрабатываемого автором метода психосемиотики рассматриваются ассоциативные идентификации персонажей пьесы и фильма. Так капитан Шотовер предстаёт Сталиным, Брежневым, пророком Моисеем, Христо, Богом Отцом, капитаном Ахавом. Элли Дэн - это и «Алиса в стране чудес», и Элли из «Волшебника изумрудного города». Фильм Сокурова (1986) рассматривается как посвященный деперсонализированной советской интеллигенции перед наступлением перестройки. В статье используется метод, разрабатываемый автором на протяжении многих лет на стыке психоанализа, поэтики и семиотики. Он назван психосемиотикой Новизна данного исследования заключается прежде всего в том, что автор на материале пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» и фильма Александра Сокурова «Скорбное бесчувствие» наряду с общепринятым термином деперсонализация вводит свой концепт реперсонализация, означающий становление человека самим собой, индивидуацию, метанойю. Также в статье на основе психосемиотического метода исследуются ассоциативные идентификации персонажей пьесы и фильма.
Руднев В.П. - Деперсонализация и реперсонализация (На материале пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» и фильма Александра Сокурова «Скорбное бесчувствие») c. 384-392

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.4.66542

Аннотация: Статья посвящена анализу пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» и поставленному по мотивам этой пьесы фильму Александра Сокурова «Скорбное бесчувствие». В основе анализа лежит разграничение понятий деперсонализации и реперсонализации. Этот концепт, предложенный автором статьи, означает оживление личности, становление человека самим собой, индивидуацию, метанойю. Все персонажи пьесы Шоу и фильма Сокурова, деперсонализированные окружающей их обстановкой войны, реперсонализируются в финале с приближением неизбежной смерти. В статье также в рамках разрабатываемого автором метода психосемиотики рассматриваются ассоциативные идентификации персонажей пьесы и фильма. Так капитан Шотовер предстаёт Сталиным, Брежневым, пророком Моисеем, Христо, Богом Отцом, капитаном Ахавом. Элли Дэн - это и «Алиса в стране чудес», и Элли из «Волшебника изумрудного города». Фильм Сокурова (1986) рассматривается как посвященный деперсонализированной советской интеллигенции перед наступлением перестройки. В статье используется метод, разрабатываемый автором на протяжении многих лет на стыке психоанализа, поэтики и семиотики. Он назван психосемиотикой Новизна данного исследования заключается прежде всего в том, что автор на материале пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» и фильма Александра Сокурова «Скорбное бесчувствие» наряду с общепринятым термином деперсонализация вводит свой концепт реперсонализация, означающий становление человека самим собой, индивидуацию, метанойю. Также в статье на основе психосемиотического метода исследуются ассоциативные идентификации персонажей пьесы и фильма.
Строев А.Ф. - Жанр поддельных политических завещаний: от Петра І до Сталина

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.5.9635

Аннотация: на примере политических завещаний, написанных на французском языке и связанных с историей России в статье рассматриваются вопросы теории и практики изучения подделок и мистификаций. Дается описание основных черт жанра политических завещаний, его эволюции во французской культуре ХVIII – начала ХІХ в., его взаимодействия с другими псевдо-биографическими жанрами, литературными и историческими. Исследуется история рукописей и публикаций «завещаний» Петра І, Фридриха ІІ, Екатерины ІІ, политический контекст и создания и использования. В заключение кратко говорится о поддельных воспоминаниях Сталина. Доказывается, что апокрифические тексты – не курьезные исключения, а неотъемлемая часть литературы, истории идей, политики. Заполняя пробелы, они отвечают насущным требованиям культуры и обеспечивают ее развитие. Долгие годы эта тема оставалась на периферии научных исследований, тем не менее она принципиально важна для изучения истории, литературы и фольклора, политики, истории идей.
Строев А.Ф. - Жанр поддельных политических завещаний: от Петра І до Сталина c. 487-508

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.5.63382

Аннотация: на примере политических завещаний, написанных на французском языке и связанных с историей России в статье рассматриваются вопросы теории и практики изучения подделок и мистификаций. Дается описание основных черт жанра политических завещаний, его эволюции во французской культуре ХVIII – начала ХІХ в., его взаимодействия с другими псевдо-биографическими жанрами, литературными и историческими. Исследуется история рукописей и публикаций «завещаний» Петра І, Фридриха ІІ, Екатерины ІІ, политический контекст и создания и использования. В заключение кратко говорится о поддельных воспоминаниях Сталина. Доказывается, что апокрифические тексты – не курьезные исключения, а неотъемлемая часть литературы, истории идей, политики. Заполняя пробелы, они отвечают насущным требованиям культуры и обеспечивают ее развитие. Долгие годы эта тема оставалась на периферии научных исследований, тем не менее она принципиально важна для изучения истории, литературы и фольклора, политики, истории идей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.