Статья 'Бадюцао: карикатура как форма протеста против политики КНР' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Бадюцао: карикатура как форма протеста против политики КНР

Попова Анастасия Викторовна

старший преподаватель кафедры китайского языка, Московский городской педагогический университет

105064, Россия, г. Москва, пер. Малый Казенный, 5-Б, оф. 507

Popova Anastasiia

Senior Educator, Department of Chinese Language, Moscow City Pedagogical University

105064, Russia, g. Moscow, per. Malyi Kazennyi, 5-B, of. 507

anysta@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Штенникова Дарья Витальевна

студент, кафедра Китайского языка, ГАОУ ВО МГПУ

127238, Россия, г. Москва, шоссе Дмитровское, 34, корп. 2, каб. 204

Shtennikova Daria Vitalevna

Student, Department of Chinese Language, Moscow City University (MCU)

127238, Russia, Moscow, Dmitrovskoe highway, 34 build. 2, of. 204

shtennikovadv@mgpu.ru

DOI:

10.7256/2454-0625.2023.1.39592

EDN:

EOCMGM

Дата направления статьи в редакцию:

10-01-2023


Дата публикации:

06-02-2023


Аннотация: В качестве объекта данного исследования выступили политические карикатуры известного китайского художника Бадюцао (巴丢草). В основе методики авторы использовали контент-анализ широкого круга источников, в первую очередь – личный сайт карикатуриста, первые публикации работ в социальной сети Twitter, а также компаративный анализ для выявления художественных особенностей произведений. Основное внимание было уделено личности самого художника, общекультурной стороне того или иного, высмеиваемого Бадюцао, события или политика. Карикатуры были проанализированы в соответствии с их спецификой, были выявлены их формально-стилистические качества, иконографические особенности и символическое значение.     Художнику и его работам посвящено большое количество публикаций за рубежом, в Китае же его творчество подвергается жесткой цензуре, в китайском интернете практически совершенно нет упоминаний о нем. В России имя карикатуриста практически неизвестно, что составляет новизну данного исследования как для культурологии, так и для отечественной синологии. Очевидным выводом становится то, что Бадюцао своим искусством бросает вызов цензуре и диктатуре КНР. Искусство Бадюцао является его главным и сильнейшим оружием в этом противостоянии. Используя широкий спектр художественных приемов и цветовую палитру, он рассказывает про текущие события, не позволяет забыть грехи прошлого, требуя не столько извинения за политические ошибки, сколько изменения в отношении правительства к народу двух берегов – Китая и Тайваня.


Ключевые слова:

Бадюцао, китайская карикатура, Си Цзиньпин, Китай, Тайвань, политическая карикатура, современное искусство, политика в искусстве, протест, политический символизм

Abstract: The object of the research is the political caricatures of the famous Chinese artist Badiucao (巴丢草). The authors used content analysis of a wide range of visual sources, primarily the artist's personal website, the first publications of caricatures on the Twitter, as well as comparative analysis to reveal the artistic features of the works. The main attention was paid to the biography of the artist as it defines his style and the way he depicts political events or politicians. The caricatures were analyzed in accordance to their main characteristics, formal stylistic qualities, iconographic features and thus their symbolic meaning were identified. It is important that there are a large number of publications abroad devoted to the artist and his works, while in China his art is subjected to strict censorship. There are almost no mentions of him on the chinese Internet. In Russia, the name of the cartoonist is practically unknown, which is the novelty of this study for both cultural studies and russian Sinology. The obvious conclusion of the research is that Badiucao is challenging the censorship and dictatorship of the PRC with his art. His caricatures are his main and strongest weapon in this confrontation. Using a wide range of artistic techniques and color palette, he talks about current events, not allowing to forget the sins of the past, demanding not only an apology for political mistakes, but a change in the attitude of the government towards the people of the two coasts – China and Taiwan.


Keywords:

Badiucao, chinese caricature, Xi Jinping, China, Taiwan, political caricature, modern art, politics in art, protest, political symbolism

Искусство, как часть социокультурного развития человечества, издревле использовалось не только как способ выражения мнения человека об окружающем его мире, но и выступало как политический инструмент воздействия на массы. Как отмечает Я.В. Мальцев, современность, искусство, политика являются фундаментальными понятиями культурной теории [5, с. 39]. Искусство может не только превозносить, восхвалять исторические события и личности, идеологию, но и раскрывать подоплеку, критиковать, обличать их. Развитие любого вида искусства, любого его жанра во времени предполагает как медленную внутреннюю трансформацию, в итоге приводящую к заметным изменениям эволюционного характера, так и процесс резкого, революционного изменения, когда новое возникает через отвержение старой традиции. Исследование этих процессов дает нам возможность представить сложную динамику культуры в целом [4, с. 59-60].

На сегодняшний день одной из наиболее обсуждаемых и спорных тем в политике является конфликт между континентальным Китаем и Тайванем, широко освещаемый как в китайских, тайваньских, так и в различных мировых СМИ. Актуальность темы данного исследования обусловлена не только интересом к взаимоотношениям КНР и Тайваня в XXI веке, но, прежде всего, к реакции культурного сообщества на происходящие события, находящие отражение в сфере культуры и искусства, в частности, в таком жанре, как политическая карикатура. Как верно замечено, художественное произведение, отражающее и преображающее окружающий нас мир, может поставить зрителя как в межкультурный диалог, так и в открытый конфликт, раскрывая его причины и показывая выход из него [24, с. 401]. В качестве объекта исследования выступили политические карикатуры известного китайского художника Бадюцао (巴丢草). В основе методики авторы использовали контент-анализ широкого круга источников, в первую очередь – личный сайт карикатуриста, а также компаративный анализ для выявления художественных особенностей произведений. Основное внимание было уделено личности самого художника, общекультурной стороне того или иного, высмеиваемого Бадюцао, события или политика. Карикатуры были проанализированы нами в соответствии с их спецификой, были выявлены их формально-стилистические качества, иконографические особенности и символическое значение. На основе анализа нами была сделана попытка объяснения используемых Бадюцао художественных и стилистических приемов как отражения китайской культуры.

Рис.1 Автопортрет Бадюцао

Рис.2 Портрет Бадюцао

Бадюцао (巴丢草, букв. ‘Напрасные Наброски’) – популярный художник-диссидент из КНР, работающий в жанре политической сатиры, заслуживший как ярость Коммунистической партии Китая, так и восторженные сравнения с Бэнкси [21]. Свои первые карикатуры художник опубликовал в социальной сети Твиттер, в дальнейшем его работы были использованы различными организациями, борющимися за права и свободы человека, такими как «Международная Амнистия» (Amnesty International) [7, 15, 29], «Дом Свободы» (Freedom House) [16, 17, с.1], а также неоднократно появлялись в новостях BBC [37, 26], CNN [19, 20, 22], China Digital Times [9], демонстрировались на выставках в Австралии (с 2016г.), США (с 2014г.) и Италии (2015г.) [10]. Примечательным фактом является то, что художнику и его работам посвящено большое количество публикаций за рубежом, в Китае же его творчество подвергается жесткой цензуре, в китайском интернете практически нет упоминаний о нем. Исключение составляет единственная найденная нами в интернете КНР статья, в которой младший научный сотрудник Китайской национальной академии искусств и научный сотрудник Юньнаньского университета финансов и экономики причисляют Бадюцао к «гонконгским сепаратистам» и предлагают искоренять вирус «независимости Гонконга» в культурной и творческой сфере [48]. Что касается России, то имя карикатуриста здесь практически неизвестно, что составляет новизну данного исследования как для культурологии, так и для отечественной синологии.

Прежде чем приступить к культурологическому анализу политической карикатуры Бадюцао, приведем его биографическую справку, что является ключевым моментом для понимания предпосылок развития его художественных и личностных интересов.

Настоящее имя Бадюцао неизвестно. «Я живу под именем Бадюцао уже по крайней мере шесть лет, – сказал он. – Я отвык от того, чтобы меня называли по настоящему имени» [20]. Становится очевидно, что это сделано намеренно, так как художник боится преследования по отношению к нему и его семье со стороны КНР. «Я предпочитаю скрывать свою личность настолько, насколько это возможно, в то же время создавая шум своим искусством», сказал он в одном из интервью [32]. И только в 2019 г. в ознаменование 30-летия июньских протестов на площади Тяньаньмэнь 1989 г. он впервые снимает маску и зрители, поклонники его творчества впервые могут увидеть его лицо (Рис. 1,2).

Из другого интервью нам становится известно, что Бадюцао родился в 1986 г. и вырос в Шанхае. По словам художника, его дед по отцу принадлежал к первому поколению китайских кинорежиссеров. После основания КНР он подвергся преследованиям и был отправлен на ферму в Цинхае для перевоспитания, где впоследствии умер от голода. Несколько лет спустя в новогоднюю ночь умерла от болезни его бабушка, и отец художника остался сиротой. Хотя соседи старались помогать отцу Бадюцао, он все равно столкнулся со множеством трудностей. Так, он хотел подать заявление в колледж, но ему отказали в поступлении из-за прошлых родственных связей. Интересно заметить, что отец, по словам Бадюцао, предупреждал сына не участвовать в какой-либо политической деятельности и не высказывать собственного мнения на этот счет [13].

Бадюцао вспоминает, что отец также не поощрял стремления будущего карикатуриста учиться и работать в сфере искусства, надеялся, что сын станет инженером или ученым, так как считал, что в Китае наука и техника являются относительно безопасными профессиями [13]. Последовав советам отца, Бадюцао сначала изучал право в Восточно-китайском университете политических наук и права (КНР, Шанхай) и не думал о художественном образовании. Как отметил в интервью художник: «Когда я жил в Китае, я никогда не рисовал политические карикатуры и вообще очень редко рисовал. Моей основной художественной деятельностью было фотографирование, и я увлекался ломографией» [13].

Будучи студентом, он и его соседи по общежитию однажды случайно посмотрели документальный фильм «Врата небесного мира» (англ. The Gate of Heavenly Peace, 1995) – документальный фильм о протестах на площади Тяньаньмэнь в 1989 г., кульминацией которых стало его жестокое подавление властями. Это окончательно изменило мировоззрение будущего карикатуриста. Разочаровавшись в политике КНР, в 2009 г. Бадюцао переезжает учиться в Австралию и устраивается на работу воспитателем в детском саду. Свою первую карикатуру художник нарисовал уже в Австралии в 2011 г. Ее темой стало столкновение 23 июля 2011 г. двух высокоскоростных поездов в Вэньчжоу, в котором 40 человек погибли, 192 были ранены [43]. Бадюцао возмутили действия чиновников, когда по их приказу спасательная операция была быстро завершена, железная дорога была расчищена от сошедших с рельсов вагонов. Для этого поврежденные вагоны были сброшены с эстакады на землю экскаваторами, а разрушенные вагоны были закопаны прямо на месте происшествия [43]. Эта катастрофа не только вызвала резкую критику со стороны СМИ, интернет-сообществ, общественности в целом, но и послужила толчком к творческому развитию Бадюцао. В последующих своих работах он стремится использовать живопись как оружие культуры и отобразить волнующие его темы, критическое, негативное отношение к политическому курсу и имиджу КНР на мировой политической арене.

4 июня 2016 г. в разных местах г. Аделаида (Австралия), Бадюцао представил перформанс-косплей «One TankMan» на тему знаменитой фотографии, иллюстрирующей акцию протеста на площади Тяньаньмэнь [32] (Рис. 3). Тогда, в 1989 г., в кадр фотографа попал мужчина с пакетом, стоящий перед танком на площади Тяньаньмэнь во время студенческих протестных демонстраций в Пекине в 1989 г., получивших название «События 4 июня» (六四事件). С 1989 г. человек с авоськами перед танком стал символом протестов Китая, в России он известен как «Неизвестный бунтарь». По-китайски и по-английски он известен как Танкист (кит. 坦克人; англ. Tank Man). В Китае это фото практически неизвестно из-за жесткой цензуры правительства [27]. Поэтому Бадюцао решил возродить изображение Неизвестного бунтаря как символ защиты прав человека, творчески представив его широкой публике (Рис. 3). Так в 2018 г. художнику удается создать новое активистское направление по защите прав человека, его символом также становится знаменитое изображение. А ровно через год, на 30-ю годовщину кровавого разгона на площади Тяньаньмэнь, карикатурист раскрывает свою личность, перестав публиковаться анонимно [32].

Рис.3 Бадюцао и его перформанс-косплей «One TankMan». Аделаида, Австралия, 2016 г.

17 сентября 2020 г. Бадюцао был награжден Фондом прав человека (HRF) Премией Вацлава Гавела за творческое несогласие[1]. На сегодняшний день Бадюцао является одним из наиболее известных китайских художников-карикатуристов, освещающих конфликт между континентальным Китаем и Тайванем.

Стоит отметить, что серьезно публиковаться Бадюцао начал еще в 2013 г., однако известность получил только в 2017 г., изобразив Председателя КНР Си Цзиньпина в виде диснеевского Винни-Пуха. Благодаря карикатуре «战狼三 wolf warrior 3» (2013/2017г.?[2]) [40, 46] такой сатирический образ Си Цзиньпина получил распространение по всему миру (Рис. 4).

Рис.4 战狼三 wolf warrior III

Нужно пояснить, что ранее, до публикации карикатуры Бадюцао, такое сравнение Председателя с Винни-Пухом уже появлялось в китайском интернете. В Китае оно было воспринято крайне негативно. Диснеевский мультфильм о Винни-Пухе был даже запрещен к показу на территории КНР [28]. Будучи локальным мемом, популярным в кругах китайского диссидентского общества, изображение Си Цзиньпина в виде Винни-Пуха еще не было известно всему миру.

В своей карикатуре Бадюцао использует хорошо известный китайскому зрителю образ, он изображает Си Цзиньпина (а значит и КНР) в виде Винни-Пуха, стоящего спиной к зрителю и повернувшего к нему лицо со зловещей ухмылкой. Сущность сатиры Бадюцао заключается в том, что карикатурист слегка меняет привычный образ медвежонка, добавляя ему волчий хвост, и подписывает карикатуру «WOLF WARRIOR III, 战狼». Таким образом художник отсылает зрителя к серии фильмов, выпущенных в Поднебесной под названием «Wolf Warrior» («Война Волков») и повествующих об элитном китайском отряде, борющемся с криминалом в государстве. В интернете данная анимационная картина набрала известность по причине того, что демонстрировала агрессивную и запугивающую политику китайского правительства. Очевидно, что Бадюцао приписывает такие же качества и лидеру КНР. Именно благодаря этой карикатуре сатира с Винни-Пухом превращается из внутренней шутки среди диссидентского сообщества Китая в глобальный феномен сопротивления диктатуре Поднебесной. Данная работа получила яркое освещение в крупных иностранных СМИ, таких как HKFP [11], NYT, CNN, BBC, ABC [41], а также была выставлена в галереях США (2017г.), Италии (2017г.), Чехии (2017г.) и Австралии (2017г.) [41].

Если говорить об отношениях между материковым Китаем и Тайванем, исследователи этого вопроса указывают, что представители органов власти Китая отмечают необходимость развития международного сотрудничества в сфере противостояния сепаратизму, таким образом подчеркивая позицию «единого Китая» по отношению к Тайваню [1, с. 39]. Одной из первых работ Бадюцао на тему отношений между Тайванем и КНР стала карикатура «习马萌会» (русс. «Милая встреча г-на Си и г-на Ма»), опубликованная в 2015г. [49] (Рис. 5).

Рис.5 习马萌会

В ней карикатурист снова использует диснеевских героев: Си Цзиньпина он изображает в виде Винни-Пуха, а тогдашнего председателя партии Гоминьдан Ма Инцзю (马英九) в виде ослика Иа, это мы понимаем благодаря нарисованному на его животе размытому флагу Китайской Республики. Медвежонок, снаряженный оружием и патронами, стоит позади ослика, управляя руками последнего как марионеткой. В одной из лап Винни-Пух также держит удочку с деньгами, на которую устремлен взгляд Иа. Данная работа является отсылкой к произошедшей 7 ноября 2015 г. встрече между Си Цзиньпином и Ма Инцзю, она стала первой со времен образования КНР в 1949 г. [31]. На встрече господин Ма предложил уменьшить враждебность по обе стороны Тайваньского пролива, расширить культурный обмен и установить горячую линию по обе стороны пролива для решения важных или срочных вопросов. Он сказал, что это было частью консолидации «консенсуса 1992 года» — соглашения, в соответствии с которым обе стороны признают принцип «одного Китая», но определяют его по-своему. Аналогичные замечания сделал господин Си, который отметил, что соблюдение консенсуса поможет «великому омоложению китайской нации» [14]. Но поразительным является тот факт, что ранее в 2011 г. Ма Инцзю обещал, что «абсолютно никогда не будет встречаться с лидерами материкового Китая в течение следующих четырех лет» [42]. Эти события и высказывания вызвали негативную реакцию на Тайване, так как многие опасались, что тайваньская демократия находится под чрезмерным влиянием Китая. Не сдержавший обещание, бывший президент Ма подвергся критике также за то, что на встрече он никак не упомянул о сохранении демократии и свободы Тайваня [23].

Позднее, в декабре 2016 г. Бадюцао публикует в Твиттере несколько карикатур, связанных с телефонным разговором 45-го президента США Дональда Трампа и лидером Демократической прогрессивной партии Цай Инвэнь [36].

Первой из таких работ мы можем назвать карикатуру 2016 г. «Taiwan Call Crisis?» / «taiwan calls crisis»[3] (2016 г.) [34, 45] (Рис. 6). На данной карикатуре художник представил лидеров США и КНР Дональда Трампа и Си Цзиньпина соревнующимися в армрестлинге, будто они пытаются выяснить, кто из них сильнее. Вместо стульев они сидят на баллистических ракетах с названием страны-соперника. На столе возле Трампа звонит телефон, чей провод подключен к ракете, заменяющей стул генсека КНР. Над фигурами лидеров Бадюцао разместил надпись «Call from Taiwan!» (русс. «Звонок из Тайваня!»). Это позволяет нам понять, что звонок на данный телефон поступает из Тайваня, а провод, прикрепленный к ракете с надписью «США» символизирует контроль, который Соединенные Штаты имеют над островом. И действительно, поводом для создания данной карикатуры скорее всего стала политическая линия Тайваня. После прихода к власти в 2016 г. президент Тайваня, лидер Демократической партии Цай Инвэнь (蔡英文) взяла курс на сворачивание политики сближения с КНР, построив свою стратегию на улучшении отношений с США, что всерьез повлияло на отношения между Китаем и Америкой.

Рис.6 Taiwan Call Crisis?

Позже Бадюцао изобразил это событие еще на одной карикатуре под названием «ONE CHINA 1» [30] (Рис. 7). В ней художник изображает бывшего президента США Дональда Трампа, разговаривающего по телефону, который соединен проводом с Тайванем. Одновременно Трамп пришивает остров к материковому Китаю. Таким образом, карикатурист показывает неоднозначность поведения США по отношению к Китаю и Тайваню, отображая двуличие в его политике. Данная карикатура иллюстрирует непоследовательное и дестабилизирующее американско-китайские отношения поведение Дональда Трампа: после своей инаугурации на пост президента США он согласился уважать «политику одного Китая», постулирующую Тайвань неотъемлемой частью КНР, хотя ранее он заявлял о возможности отказа от политики непризнания Тайваня в качестве независимого государства. Примечательно, что Пекин в ответ на это продемонстрировал сдержанную реакцию, назвав случившееся «детской уловкой Тайваня» [3].

Рис.7 ONE CHINA 1

Следующей значимой работой на тему разногласий между Тайванем и континентальным Китаем стало изображение из серии, посвящённой зимним Олимпийским играм, прошедшим в Пекине в 2022 году [18]. Ярким примером стало произведение под названием «Speed Skate» (2022г.) [33, 44] (Рис. 8). В нем художник изображает тайваньского конькобежца, опережающего китайского соперника. Спортсмен от Тайваня одет в зелено-белую кофту, на которой написано «TAIWAN» («Тайвань»), китайский же конькобежец одет в костюм красного цвета с символикой флага КНР. На дорожке перед ними лежит банановая кожура, на которой вот-вот должен поскользнуться тайваньский конькобежец. Рассмотрев изображение внимательнее, мы понимаем, что эта нечестная уловка была подстроена китайским спортсменом, так как в его руке мы видим еще одну банановую кожуру. В данной работе Бадюцао использует символ, являющийся классическим в мире и отражающий жульничество и подлость. Таким образом становится очевидно, что китайский конькобежец собирается подставить выигрывающего тайваньца. В этой карикатуре Бадюцао поднимает проблему постоянного запугивания и притеснения Тайваня со стороны Китая.

Рис.8 Speed Skate

Использование тематики конькобежцев, как нам кажется, также не случайно – данная работа отсылает нас к скандалу с тайваньской спортсменкой Хуан Юйтин (黃郁婷). Она примерила форму Китая, выложив фото в ней в свои соц. сети [50]. В качестве подписи к фотографии спортсменка оставила миролюбивый комментарий в олимпийском духе: «В мире спорта нет разных национальностей, мы все – хорошие товарищи за пределами спортивных арен. Я не хочу отвлекать внимание от того, что важно» [6], чем вызвала бурную неодобрительную реакцию на Тайване в свою сторону.

Одной из последних работ Бадюцао, раскрывающих тему позиции Тайваня в мире, является сатира на посещение Тайваня американской женщиной-конгрессменом Нэнси Пелоси, под названием «A historic moment» (2022 г.) [8] (Рис. 9). В данной карикатуре художник использует уже известный нам символ Винни-Пуха, превратив этот персонаж в ковёр, на котором стоят машущие зрителю депутат Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси и Председатель демократической прогрессивной партии Тайваня Цай Инвэнь. Этой работой Бадюцао наглядно показал, как политики США и Тайваня своим поступком выразили пренебрежение по отношению к правительству континентального Китая.

Рис.9 A historic moment

Помимо работ, отражающих и раскрывающих политические события, Бадюцао также рисует портреты-карикатуры людей и политических деятелей, которые, являясь активистами-оппозиционерами китайской власти, подверглись несправедливому по мнению общественности наказанию.

Так, в 2017 г. Бадюцао посвятил несколько работ [25, 47] тайваньскому демократическому активисту Ли Минчжэ (李明哲): «li mingche 拷贝» (Рис. 10) [25] и «李净瑜 拷贝» (Рис. 11) [47]. Ли Минчжэ был задержан китайскими властями в конце марта 2017 г. по подозрению в подрыве государственной власти КНР [38]. Ли – бывший сотрудник Демократической прогрессивной партии Тайваня и сотрудник неправительственной организации, поэтому этот инцидент привел к трениям между службами безопасности Тайваня и материкового Китая. Ранее Ли Минчжэ использовал социальные сети для продвижения идей тайваньской демократии среди «по меньшей мере 100 человек» в коммунистическом Китае. В 2017 г. господин Ли отправился в материковый Китай, чтобы организовать лечение своей свекрови, где его и схватили власти Китая, взяв под следствие по подозрению в нанесении ущерба национальной безопасности. Как отметил официальный представитель Канцелярии по делам Тайваня при Госсовете КНР Ань Фэншань (安峰山), по имеющейся информации, начиная с 2012 г. Ли Минчжэ часто совершал поездки на континентальный Китай, установил тайный сговор с соответствующими местными лицами, выработал программу действий, основал незаконную организацию, планировал и осуществлял мероприятия, направленные на подрыв государственной власти в КНР [2].

Рис.10 li mingche 拷贝

Почти полное молчание официальных лиц по этому делу побудило его жену Ли Цзинъюй (李净瑜) начать публичную кампанию по освещению бедственного положения мужа, который лишь поделился своим опытом активиста-оппозиционера. В то же время Бадюцао также помогает распространению информации о заключении Ли Минчжэ и рисует его портрет, дополняя свою серию работ в виде портретов адвокатов и активистов-правозащитников, задержанных полицией, под названием «Black Friday» [12]. Так, благодаря стараниям госпожи Ли, а также карикатурам Бадюцао, им удалось привлечь широкое внимание общественности к проблеме несправедливого заключения Ли Минчжэ под стражу. Позже даже президент Тайваня Цай Инвэнь вновь высказала несогласие вынесенному приговору, призвав к освобождению, заявив, что не может принять вердикт, поскольку «идея распространения демократии невинна» [39]. Но несмотря на все старания, Ли Минчжэ все равно был заключен по стражу на пять лет и был официально освобожден лишь 14 апреля 2022 г. [35].

Рис.11 李净瑜 拷贝

Кроме исследования сюжетов, которые Бадюцао отражает в своих карикатурах, большого внимания заслуживает и такое средство художественно-культурного воздействия как цветовая палитра, которую художник использует практически во всех своих произведениях. Красный цвет является превалирующим в каждой его работе, исключение составляют лишь иллюстраций из серий, упомянутых выше: серия к зимней Олимпиаде, серия призыва к освобождению политических деятелей. Очевидным является то, что красный цвет в контексте работ Бадюцао имеет сразу два значения: во-первых, он символизирует Китай, являясь одним из традиционных символов, ассоциируясь с флагом и традиционными нарядами; во-вторых, конкретно данный оттенок красного является кричаще ярким, отсылая зрителя к чему-то зловещему и опасному, вызывая у него чувство тревоги и беспокойства. Другим постоянным цветом в карикатурах, посвященных КНР, является черный. Как говорит Бадюцао: «Цвета Китая – только черный и красный. Красный — это кровь, страх и насилие. Черный — это железо, морозные ночи, депрессия, отчаяние и безмолвные углы. Это тканевый кляп, прикрывающий крики» [13].

Наибольшее стилистическое влияние на творчество Бадюцао оказала немецкая художница, график и скульптор Кете Кольвиц (нем. Käthe Kollwitz, 1867–1945), одна из наиболее выдающихся представителей немецкого экспрессионизма и соцреализма начала XX в. По его признанию, Кольвиц является самой сильной женщиной, которую он когда-либо видел, она заставляет его думать о матери [13]. Как и в графике Кольвиц, работы Бадюцао не передают портретной точности людей, но своей гротескностью служат для передачи того негатива, что испытывает по отношению к ним художник.

Другим источником своего творческого развития Бадюцао называет работы «черного периода» испанского живописца Франсиско Гойи (1746–1828) [13], согласующиеся с политической нестабильностью Испании конца XVIII в. Сатирическое воплощение сюжетов, гротескное изображение людей – по всей видимости темы и палитра картин великого испанца стали вдохновением для китайского карикатуриста современности. Как и Гойя, в своих произведениях Бадюцао показывает отталкивающие стороны политики КНР с максимальной честностью и реализмом.

Главную же роль в формировании понятия «мужество» и взгляд на Китай Бадюцао отдает художественным работам и документальным фильмам современного китайского художника, бунтаря, борца с системой и одного из самых влиятельных людей мира по версии журнала Times Ай Вэйвэя (艾未未). «Его личный опыт, гражданские расследования и художественные работы сыграли незаменимую роль в моем понимании реалий современного Китая», – заявляет Бадюцао [13].

Подводя итоги исследования, мы можем сделать вывод, что Бадюцао своим искусством бросает вызов цензуре и диктатуре КНР, являясь ярким диссидентом, противником ее политического курса. На сегодняшний день он стал одним из самых популярных художников, освещающих конфликт между континентальным Китаем и Тайванем. Цель, которую преследует художник, – это обнародовать главные проблемы и промахи политической системы КНР. Искусство Бадюцао является его главным и сильнейшим оружием в этом противостоянии, его работы и выставки сегодня известны во многих странах. Именно благодаря его карикатурам, большая часть конфликтов внутри страны становится известна миру, что позволяет пусть не всегда урегулировать их, но хотя бы привлекает внимание общественности к этим проблемам, таким образом не допуская несправедливого решения ситуации. Помимо этого, Бадюцао также является довольно инициативным активистом. Используя широкий спектр художественных средств и цветовую палитру, он рассказывает про текущие события, не позволяет забыть грехи прошлого, требуя не столько извинения за политические ошибки, сколько изменения в отношении правительства к народу двух берегов – Китая и Тайваня. Таким образом, карикатуристу удалось не просто создать свое творческое направление по защите прав человека, но и делиться правдой о происходящих событиях, отдав честь их жертвам.

[1] Премия Вацлава Гавела за творческое несогласие награда учреждена в 2012 г. Фондом прав человека (HRF), присуждается лицам, «которые творчески не согласны, проявляют смелость и творческий подход, чтобы бросить вызов несправедливости и жить правдой» [The Václav Havel Prize for Creative Dissent // Human Rights Foundation. – Apr. 11, 2012. – Режим доступа: http://humanrightsfoundation.org/news/the-vaclav-havel-prize-for-creative-dissent-0069].

[2] Разные источники указывают разный год, точная дата неизвестна.

[3] В разных источниках дается разное название, в описании иллюстраций в дальнейшем будет использоваться название из Твиттера, так как именно его мы считаем первоисточником работ художника.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Культура и искусство» автор представил свою статью «Бадюцао: карикатура как форма протеста против политики КНР», в которой проведено исследование творчества современного художника-диссидента из КНР, работающего в жанре политической сатиры.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что искусство как часть социокультурного развития человечества издревле использовалось не только как способ выражения мнения человека об окружающем его мире, но и выступало как политический инструмент воздействия на массы. Как отмечает автор, современность, искусство, политика являются фундаментальными понятиями культурной теории. Искусство может не только превозносить, восхвалять исторические события и личности, идеологию, но и раскрывать подоплеку, критиковать, обличать их. Развитие любого вида искусства, любого его жанра во времени предполагает как медленную внутреннюю трансформацию, в итоге приводящую к заметным изменениям эволюционного характера, так и процесс резкого, революционного изменения, когда новое возникает через отвержение старой традиции. Исследование этих процессов дает возможность представить сложную динамику культуры в целом.
Актуальность темы данного исследования обусловлена не только интересом культурного сообщества к взаимоотношениям КНР и Тайваня в XXI веке, но, прежде всего, к реакции на происходящие события, находящие отражение в сфере культуры и искусства, в частности, в таком жанре, как политическая карикатура. Как констатирует автор, проведя библиографический анализ, художнику и его работам посвящено большое количество публикаций за рубежом, в Китае же его творчество подвергается жесткой цензуре, в китайском интернете практически нет упоминаний о нем. В России имя карикатуриста практически неизвестно, что составляет новизну данного исследования как для культурологии, так и для отечественной синологии.
В качестве объекта исследования выступили политические карикатуры известного китайского художника Бадюцао. В основе методики автором использован контент-анализ широкого круга источников, в первую очередь – личный сайт карикатуриста, а также компаративный анализ для выявления художественных особенностей произведений. Соответственно, цель данного исследования заключается в культурологическом анализе политической карикатуры Бадюцао. Эмпирической базой исследования явились работы карикатуриста.
Основное внимание было уделено личности самого художника, общекультурной стороне того или иного, высмеиваемого Бадюцао, события или политика. В статье приведена детальная биографическая справка художника, что, по мнению автора, является ключевым моментом для понимания предпосылок развития его художественных и личностных интересов.
Карикатуры «WOLF WARRIOR III, 战狼», «习马萌会» («Милая встреча г-на Си и г-на Ма»), «Taiwan Call Crisis?», «ONE CHINA 1», «Speed Skate», «A historic moment» детально проанализированы в соответствии с их спецификой, автором выявлены их формально-стилистические качества, иконографические особенности и символическое значение. На основе анализа была сделана попытка объяснения используемых Бадюцао художественных и стилистических приемов как отражения китайской культуры. Также автором отмечена важность цветовой палитры как средства культурно-художественного воздействия.
Автором также отмечены источники творческого развития Бадюцао, в значительной мере повлиявшие на уникальность его стиля, а именно: немецкая художница, график и скульптор Кете Кольвиц, работы «черного периода» испанского живописца Франсиско Гойи, художественные и документальные фильмы современного китайского художника Ай Вэйвэя.
Проведя исследование, автор представляет выводы по изученным материалам, отмечая, что благодаря карикатурам Бадюцао большая часть внутренних конфликтов Китая становится известна миру, что позволяет пусть не урегулировать их, но хотя бы привлечь внимание общественности к этим проблемам, таким образом не допуская несправедливого решения ситуации.
Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение влияния искусства на общественную жизнь представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований.
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Библиографический список исследования состоит из 50 источников, в большинстве иностранных, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике.
Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.