по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Попова Анастасия Викторовна
Культура и искусство, 2023-9
Попова А.В., Шуралева М.А. - Хэмуду как образец неолитической культуры бассейна Янцзы c. 39-55

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.9.39722

Аннотация: Предметом исследования в данной работе является китайская неолитическая культура Хэмуду, с момента открытия которой в 2023 г. исполняется 50 лет. Ее возраст оценивается в 6500-7000 лет. На основе анализа археологических отчетов, материалов музея Хэмуду и исследований китайских и отечественных ученых авторы рассматривают географическое положение древнего поселения Хэмуду, историю его открытия, основные типологические особенности, вследствие чего она была определена как культура периода неолита Восточного Китая. Хэмуду оказала большое влияние на культурогенез китайской цивилизации. К культуре Хэмуду относят более 40 доисторических поселений. В данной статье авторы дали краткую характеристику одного из них – поселения Сянцзяшань (鲞架山遗址). Основными выводами проведенного исследования являются следующие: открытие и определение характерных особенностей и дальнейшее выделение культуры Хэмуду стало крупным прорывом в китайской археологии неолита. Оно доказало, что бассейны реки Янцзы и реки Хуанхэ были местами зарождения древней китайской культуры, что переписало историю развития китайской цивилизации. По своим типологическим особенностям неолитическое поселение Сянцзяшань сходно с Хэмуду, что указывает на их генетическую связь. Остатки раннего периода Сянцзяшань заполнили пробел между вторым и третьим культурными горизонтами поселения Хэмуду, сделав последовательность развития данной культуры более логичной и понятной для исследователей. Все находки, сделанные не только в поселении Хэмуду, но и в Сянцзяшань чрезвычайно важны для понимания развития китайской культуры.
Genesis: исторические исследования, 2023-5
Попова А.В., Серебрякова А.И. - Образ хранителя очага в русской и китайской мифологической традиции c. 58-73

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.5.40850

Аннотация: Одними из наиболее часто встречающихся персонажей в мифологии различных культур являются домашние духи, божества-хранители очага, издревле жившие бок о бок с человеком. В данной работе на материале российских и китайских источников авторами проводится сопоставительный анализ образов покровителей домашнего хозяйства, выявляются сходства и различия данных героев в таких аспектах, как имена, данные им носителями культуры, версии происхождения, внешность, семейное положение, функции, которые исполняли данные божества, обряды поклонения. Предметом исследования выступают образы Домового и Бога очага Цзао-вана в русской и китайской культурах. Целью работы является нахождение сходств и отличий в мифологических представлениях о Домовом и Цзао-ване, осмысление взаимодействия человека с домашним духом в России и Китае, что является актуальным в свете сближения двух стран и способствует лучшему пониманию как китайской, так и русской культуры. Новизна заключается в отсутствии такого рода сравнительного исследования в российской науке. В результате работы было выявлено, что образы хранителя очага в русской и китайской традиции имеют как сходства, так и различия. Схожие черты домашних духов обусловлены общемировыми культурными процессами, различия же их определяются мировоззренческими и другими особенностями регионов.
Культура и искусство, 2022-11
Попова А.В., Фоменко Е.Г. - Место нематериального культурного наследия в государственной политике КНР c. 42-53

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.11.38835

Аннотация: Объектом данного исследования является нематериальное культурное наследие Китайской Народной Республики (НКН), предметом – политика государства в области охраны памятников нематериального культурного наследи. В статье на материалах правовых документов проанализирован подход правительства КНР к определению сущности национального нематериального культурного наследия, рассмотрена классификация, выработанная в соответствии с национальными, историческими, культурными особенностями, для типологизации объектов нематериального культурного наследия. Для улучшения охраны нематериального культурного наследия Госсоветом КНР предусмотрена четырехуровневая иерархия памятников НКН: общенациональный, провинциальный, городской и уездный, что способствует более тщательной и эффективной работе с ними.          Особое внимание в работе уделяется рассмотрению концепций, позволивших Китаю полностью интегрировать охрану нематериального культурного наследия в современный политический курс государства. Новизна и актуальность заключаются в исследовании основополагающих принципов, которыми руководствуется Госсовет КНР в работе по изучению объектов нематериального культурного наследия, созданию их номенклатурной базы, продвижению цифровой трансформации в области удовлетворения потребностей общественности в понимании важности и уникальности культурного наследия. Важным вкладом является анализ подходов к обеспечению передачи духовной культуры, создания благоприятных условий для поддержки «представительных наследников» духовной культуры Китая. Основным выводом проведенного исследования является то, что результате предпринятых мер в Китае наметился прогресс в не только в охране нематериального культурного наследия, но и в усилении культурного самосознания, распространении знаний об объектах НКН, развитии традиционных ремесел, изучении и популяризации традиционной духовной культуре.
Культура и искусство, 2021-6
Попова А.В. - Анализ социокультурного значения китайской традиционной игры «Продвижение по службе» c. 33-43

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.6.36020

Аннотация: Предметом исследования является одна из древнейших китайских настольных игр «Продвижение по службе» («Шэнгуаьту»), насчитывающая более 1000 лет. К сожалению, в настоящее время игра считается забытой в Китае, так как после свержения монархического строя в 1911 г. в нее постепенно перестали играть. «Продвижение по службе» можно назвать азартной, так как своими правилами она напоминает современную «Монополию». Два или более игрока по очереди бросают кости, выпавшее значение на которых решает идти ли игроку вперед или отступить назад. Побеждает тот, кто первым достигнет центра, позиции тайши – наставника императора, старшего из трех князей при дворе.   Актуальность данной работы обусловлена отсутствием исследований данного культурного феномена в российской науке. Исследование проводилось в основном на основе аутентичных материалов на китайском языке. Была выделена связь игры с исторической эпохой, структурой общества и иерархичностью государственной службы, образованием и воспитанием молодежи, конфуцианской доктриной, господствующей в китайском обществе. Основными выводами проведенного исследования является признание, что настольная игра «Шэнгуаньту» обладала важным значением для укрепления культа учености среди молодежи и уважения к государственному бюрократическому аппарату, а в оформлении игрового поля нашла свое отражение народная мудрость китайцев.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.