Статья 'Административно-управленческое обеспечение работы по сохранению и популяризации народной песни в России ' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Административно-управленческое обеспечение работы по сохранению и популяризации народной песни в России

Девятов Владимир Сергеевич

Художественный руководитель ГБУКиО г. Москвы «Центр В. Девятова», Народный артист Российской Федерации

119136, Россия, г. Москва, 3-й Сетуньский проезд, 16

Devyatov Vladimir Sergeevich

Art Director at Devyatov Center for Russian Culture and Art, Honoured Artist of the Russian Federation

119136, Russia, g. Moscow, 3-i Setun'skii proezd, 16

devyatov55@inbox.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2019.8.30434

Дата направления статьи в редакцию:

01-08-2019


Дата публикации:

09-09-2019


Аннотация: Статья посвящена исследованию состояния работы по сохранению и популяризации народной песни в России на административно-управленческом уровне. В статье представлен анализ нормативно-правовой базы, на основе которой осуществляется административное регулирование данных процессов как на федеральной, так и на региональной ступенях власти. Выделяются и описываются условия и средства развития народной песенной культуры, рассматриваются практические аспекты их реализации. Основным методом проведенного исследования выступает анализ законодательных актов и иных официальных документов, регулирующих вопросы сохранения, распространения и популяризации народного художественного творчества. В результате проведенного исследования автором выделяются как положительные аспекты деятельности государства в сфере народной культуры, так и проблемы, тормозящие процессы сохранения и популяризации народной песни в России на управленческом уровне. На основе изучения современной практики бытования русской народной песни, определены трудности и перспективы развития народного песнетворчества в современных экономических и социокультурных реалиях.


Ключевые слова:

административно-управленческое обеспечение, народная песня, народное художественное творчество, народная песенная культура, культурная политика, правовое регулирование, муниципальные органы власти, учреждения культуры, народный самодеятельный коллектив, Россия

Abstract: The article is devoted to the preservation and popularization of folk song in Russia at the administrative level. Devyatov provides the results of analyzign the legal basis that regulates administrative support of these processes both at the federal and regional levels. He also describes conditions and means of development of folk song and examines practical aspects of their realization. The main method of the research is analysis of legislative acts and other official documents that regulate the issues arising in the process of preservation, distribution and popularization of amateur and folk arts. As a result of the research, the author describes both positive aspects of state activity in the sphere of folk culture and problems that restrain the processes of preservation and popularization of folk song in Russia at the governmental level. Based on the analysis of modern practice of Russian folk song, Devyatov describes difficulties and prospects for the development of folk song under modern economic and socio-cultural practices. 


Keywords:

administrative support, folk song, folk art, folk song culture, cultural policy, legal regulation, municipal authorities, cultural institutions, amateur groups, Russia

Народная песенная культура занимает особое место в жизни российского общества, выполняя духовную, социокультурную, воспитательную, образовательную и другие функции. Бесспорно, пение было и остается самым прямым образом связанным с первичной и органически присущей человеку во все времена потребностью в эмоциональном выражении [18, с. 3]. Народное песнетворчество способствует утверждению национального единства, принципов согласия и толерантности; воспитывает уважение к истории своей страны и народа; объединяет поколения, формирует преемственность национальных традиций.

В то же время настало время поиска новых, современных путей сохранения и популяризации русского народного песенного наследия, обновления их форм и механизмов. Безусловно, приоритетная роль в этом должна принадлежать административному и культурному регулированию данных процессов как на федеральном, так и на региональном уровне. Для этого в настоящий момент имеется определенная законодательная база, дающая возможность построения этой работы. Соответствующая правовая основа обеспечена Конституцией Российской Федерации (ст. 44) [5], содержанием целого ряда федеральных законов [4; 8; 17; 14; 15; 16], а также отдельными государственными документами [10; 12].

Прежде всего, в данных законодательных актах представлены определения ключевых понятий, которые составляют основу административно-управленческой работы в области народной художественной культуры. Так, в Законе РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» даны формулировки таких категорий, как «культурная деятельность», «культурные ценности», «государственная культурная политика», «творческая деятельность», «творческий работник» и др. [4]. Этот документ на законодательном уровне закрепляет содержание следующих концептов: «достоинство культур народов и национальных групп»; «культурное наследие народов Российской Федерации»; «культурное достояние народов Российской Федерации» [4]. В ст. 4 Закона указывается, что одной из областей культурной деятельности, которая регулируется настоящим законодательным актом, являются «художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы» [4]. Три раздела анализируемого документа непосредственно касаются проблем государственного регулирования процесса сохранения и развития народного художественного творчества: это ст. 20, утверждающая право на «сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей», ст. 25 «Культурное достояние народов Российской Федерации» и ст. 40 «Полномочия органов местного самоуправления в области культуры» [4].

Как видим, законом РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» предусматривается общее правовое регулирование сферы народного художественного творчества. Более предметное обращение к данной тематике представлено в «Методических рекомендациях по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в муниципальных образованиях» [7], разработанных Министерством культуры РФ в 2006 г. В документе появляется понятие «местное традиционное народное художественное творчество», под которым понимается «деятельность по созданию и (или) интерпретации культурных ценностей, являющихся отражением культурной и национальной самобытности общества» [7]. При этом в тексте отмечается, что «международное законодательство в отношении традиционной народной культуры употребляет термин, рекомендованный ЮНЕСКО – “нематериальное культурное наследие”» [7].

Наиболее «близко стоящими» к народному творчеству, в том числе, и к музыкальному, с позиций внешнего администрирования и регулирования, безусловно, являются муниципальные органы власти. Как упоминалось выше, Законом РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [4], а также Федеральными законами № 199-ФЗ (статья 29) и № 131-ФЗ [13; 17] были уточнены формулировки полномочий муниципальных образований в части организации охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Так, ст. 14 (п. 13.1), ст. 15 (п. 19.2) и ст. 16 (п. 17.1) ФЗ № 131-ФЗ [17] к вопросам местного значения, находящимся в зоне ответственности поселений, муниципальных районов и городских округов, были отнесены полномочия по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, по участию в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов [17]. В Законе отмечается, что реализация данных условий подразумевают наличие определенного ресурсного обеспечения, включающего финансовую, материальную и структурную поддержку вышеперечисленной деятельности, а именно: право муниципального образования создавать и финансировать муниципальные учреждения, формировать и размещать муниципальный заказ, принимать и организовывать выполнение программ комплексного развития [17].

Органы местного самоуправления могут оказывать содействие гражданам, учреждениям и общественным организациям, осуществляющим деятельность по сохранению, распространению и популяризации традиционного народного творчества, посредством:

- разработки и реализации необходимых программ;

- нормативного регулирования деятельности субъектов народного художественного творчества (граждан, юридических лиц и общественных организаций);

- поддержки специализированных учреждений культуры, в чьи функции входит развитие народного художественного творчества;

- финансирования работ и услуг по созданию, сохранению, пополнению и экспонированию фольклорно-этнографических материалов, предметов традиционной культуры, декоративно-прикладного искусства и пр.;

- финансирования творческих проектов по проведению региональных праздников, конкурсов и других массовых мероприятий, организуемых с целью популяризации и развития народного творчества с использованием механизмов грантовой поддержки, учреждения премий, других мер материального и морального стимулирования;

- содействия творческой деятельности граждан, являющихся носителями и трансляторами материальных и духовных традиций народной культуры, в том числе, создания коллективов народного творчества.

Рассмотрим некоторые практические аспекты реализации названных условий в отношении народной песенной культуры. Как известно, основную нагрузку по сохранению и популяризации народной песни в большинстве регионов по-прежнему берут на себя бюджетные учреждения культуры, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, и, прежде всего, это учреждения клубного типа, которые действуют на основании примерного Положения «О государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа» [11]. Во многом именно благодаря занятиям любительским художественным творчеством, в том числе, и народным, организованным в данных учреждениях, не только поддерживается социально-культурная активность населения, но и осуществляется сохранение и развитие традиционной культуры.

Вместе с тем, преобразования, происходящие в настоящее время в российском обществе, в его экономике и культуре, привели к «переформатированию» учреждений культуры клубного типа в учреждения, предоставляющие услуги населению, зависящие от структуры потребительского спроса и дифференцируемые по функциональным признакам изменения профиля заказов их учредителей. В подобных условиях проблема популяризации народно-песенной культуры приобретает особую актуальность и требует поиска современных решений. Одним из них, на наш взгляд, является разработка и реализация в муниципальных культурно-досуговых учреждениях инновационных проектов, связанных с осуществлением целевых региональных программ по сохранению нематериального культурного наследия, с развитием регионального культурного туризма, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий [1]. Следует отметить, что целесообразно и необходимо развитие практики проведения курсов повышения квалификации, научно-практических семинаров и тренингов для руководителей клубных учреждений, муниципальных работников культуры, представителей руководства муниципальных образований и органов местного самоуправления, что позволит непосредственно информировать руководителей о наиболее адекватных методах продвижения и реализации культурной политики на местах, а также способствовать более глубокому осознанию ими ценности народного творчества как ресурса развития территории [2].

Важнейшим средством поддержки региональных народно-певческих традиций является создание и развитие разновозрастных самодеятельных фольклорных коллективов, как правило, опирающихся в своем творчестве на эти локальные традиции. Несмотря на, казалось бы, свободный характер их деятельности, тем не менее, она также регулируется административным путем, поскольку, как правило, подобные коллективы прикреплены к местным учреждениям клубного типа. В советский период функционирование самодеятельных ансамблей и хоров осуществлялось на основе «Положения о народных самодеятельных коллективах», разработанном Министерством культуры СССР [9]. В современной ситуации, когда полномочия по обеспечению деятельности клубных учреждений, в которых создаются соответствующие творческие коллективы, переданы на уровень местного самоуправления, в каждом регионе созданы собственные положения о народных самодеятельных коллективах.

Одним из важнейших условий сохранности и популяризации русской народной песни в обществе является наличие высокопрофессиональных специалистов, работающих в этой сфере. В настоящее время в России построена достаточно стройная система дополнительного, среднего и высшего образования, подготавливающая исполнителей (солистов и артистов хора), руководителей народных коллективов и фольклористов, поддерживающих традиции бытования народной песни. Практически во всех регионах страны в системе дополнительного музыкального образования и учреждениях среднего профессионального образования работают фольклорные отделения, отделения народных инструментов, сольного и хорового народного пения, хорового дирижирования и т.д. Профессиональное образование по данному профилю можно получить и во многих высших учебных заведениях России. Их выпускники составляют костяк руководителей профессиональных и непрофессиональных коллективов и исполнителей народной песни. Таким образом государство обеспечивает одну из составляющих сохранения и развития народной песенной культуры России. Наряду с названными положительными аспектами, анализ образовательных программ профессиональной подготовки исполнителей (народников-солистов) и руководителей народных хоровых коллективов позволяет говорить о некотором отставании их содержания от требований времени. В частности, выпускникам названных профилей зачастую не хватает знаний в области менеджмента и управления; правовых, законодательных и финансовых компетенций, PR-знаний, а также профессионального владения современной сценографией, музыкальной аранжировкой, навыками технического сопровождения творческих процессов и т.д. В целом, несмотря на высокий уровень музыкально-исполнительской подготовки «народников», в современных условиях это не позволяет в должной степени осуществлять эффективную работу по развитию жанра народной песни.

Современная жизнь предполагает не только воспроизводство тех или иных форм и видов нематериальной национальной культуры, но и их изменение, совершенствование, внедрение инноваций. Именно по этой причине, а также ввиду прогрессирующего перехода народной нематериальной культуры из бытовых форм существования в сценические, при организации поддержки народной нематериальной культуры на всех уровнях управления, а также в работе по руководству коллективами народной песни следует учитывать всё более интенсивное внедрение в современную художественную культуру бизнес-отношений. Непринятие современных методов работы со средствами массовой информации, продюсирования, пиар-технологий, маркетинга и организации менеджмента, отсутствие обновления аранжировок и сценических решений, средств звуко- и видеозаписи, ведение работы «по старинке», как минимум, не позволит поддерживать интерес широких слоев населения к традиционной музыкальной культуре, а, как максимум, приведет к проигрышу в конкурентной борьбе за интерес к жанру народной песни, за его жизнеспособность. В этой связи требуется поиск новых механизмов включения ценностей нематериальной культуры в культуру техногенной цивилизации. В последние десятилетия в деятельности солистов, групп и хоровых коллективов, исполняющих народную музыку, проявляются рыночные тенденции, свойственные шоу-бизнесу: самостоятельное формирование гастрольных графиков и ценообразования, активная работа со СМИ и рекламными агентствами, самообеспечение доплат и премий сотрудникам и т.д. При этом появляется всё большее количество певцов и коллективов, музыкантов и танцоров-народников, не получающих финансовой поддержки со стороны государства и работающих исключительно на коммерческой основе, ранее более свойственной бизнес-отношениям в рамках поп-культуры (солисты Пелагея, Марина Девятова; группы «Иван Купала», «Бурановские бабушки», «Бабкины внуки», «Волга»; коллектив «Московский Казачий Хор»; и др.). Благодаря современной манере исполнения, оригинальным аранжировкам и интерпретациям, активному использованию пиар-технологий в продвижении продукта своей творческой деятельности, эти исполнители и коллективы нередко имеют значительно большую популярность у публики, нежели музыканты, находящиеся на государственном обеспечении.

За последние годы в России в значительной степени трансформировалось в сторону рыночных параметровфункционирование гастрольно-концертных формирований, однако руководители многих как государственных, так и негосударственных коллективов народной песни и исполнители-солисты оказались к этому не готовы: не получая в достаточной степени информацию об изменениях, не все из них смогли внести коррективы в характер организации своей деятельности. Недостаточно используются в переподготовке руководителей и солистов-народников к работе в новых экономических условиях такие действенные формы, как курсы повышения квалификации, мастер-классы и т. д. При этом целевых тематических мероприятий в этих форматах, к примеру, на сайтах соответствующих ведомств не просматривается вовсе, или они крайне редки.

Таким образом, в качестве проблем, тормозящих процессы сохранения и популяризации народной песни в России на административно-управленческого уровне, можно назвать:

- недостаточный опыт культурно-досуговых учреждений и курирующих их органов управления по разработке и реализации инновационных проектов, отражающих региональную специфику народных песенных традиций;

- малоэффективное использование потенциала современных информационно-коммуникационных технологий;

- неподготовленность художественных руководителей и директоров коллективов народной песни к работе в рыночных условиях;

- необходимость совершенствования менеджерской деятельности в сфере народной музыкальной культуры;

- отсутствие системной работы по повышению квалификации исполнителей, руководителей коллективов и специалистов профильных ведомств по продвижению народной песни в музыкальной бизнес-индустрии;

- устаревшие музыкальные и сценические решения выступлений большинства коллективов и исполнителей народного жанра и др.

В заключение следует отметить, что, несмотря на наличие достаточно большого числа проблем в сфере сохранения и популяризации народного песенного творчества, государственные и административные органы Российской Федерации проявляют стремление к их решению, что подтверждается наличием определенной нормативно-правовой базы, сохранением структуры бюджетных учреждений соответствующего профиля, финансированием народных музыкальных коллективов, развитием системы грантовой поддержки, содействием организации и проведению праздничных и конкурсно-фестивальных мероприятий различного уровня, совершенствованием системы профессионального и дополнительного образования соответствующей направленности и пр. Одновременно в сфере административно-управленческого обеспечения сохранения и популяризации народного музыкального творчества наблюдается тенденция к перенесению прав и полномочий от центра к регионам, от федеральных структур к структурам муниципальным и самоуправлению, что дает возможность общественности более активно участвовать в решении проблем развития народной песенной культуры.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Культура и искусство» автор представил свою статью, в которой поднимается вопрос об исследовании особенностей административно-управленческого обеспечения работы по сохранению и популяризации народной песни в России.
Указанная проблематика имеет не только теоретический характер, но и практикоориентированный, что позволяет рассчитывать на использование полученных результатов исследования в практике по соответствующему профилю. Но, правда, только в том случае, если автор на достаточном уровне проработал проблему, предложил обоснованные практические рекомендации и т.д. С этой точки зрения представленный материал может быть поддержан.
Между тем автор исходит в изучении данного вопроса из того, в частности, что народная песенная культура занимает особое место в жизни российского общества, выполняя духовную, социокультурную, воспитательную, образовательную и другие функции. Бесспорно, пение было и остается самым прямым образом связанным с первичной и органически присущей человеку во все времена потребностью в эмоциональном выражении. Народное песнетворчество способствует утверждению национального единства, принципов согласия и толерантности; воспитывает уважение к истории своей страны и народа; объединяет поколения, формирует преемственность национальных традиций.
Рассматривая проблему в аспекте нормативно-правовом, автор отмечает, что в законодательных актах представлены определения ключевых понятий, которые составляют основу административно-управленческой работы в области народной художественной культуры. Так, в Законе РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» даны формулировки таких категорий, как «культурная деятельность», «культурные ценности», «государственная культурная политика», «творческая деятельность», «творческий работник» и др. Этот документ на законодательном уровне закрепляет содержание следующих концептов: «достоинство культур народов и национальных групп»; «культурное наследие народов Российской Федерации»; «культурное достояние народов Российской Федерации». В ст. 4 Закона указывается, что одной из областей культурной деятельности, которая регулируется настоящим законодательным актом, являются «художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы».
Важное место в рецензируемой статье занимает рассмотрение некоторых практических аспектов реализации административно-управленческого обеспечения в отношении народной песенной культуры. Как известно, основную нагрузку по сохранению и популяризации народной песни в большинстве регионов по-прежнему берут на себя бюджетные учреждения культуры, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, и, прежде всего, это учреждения клубного типа, которые действуют на основании примерного Положения «О государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа». Во многом именно благодаря занятиям любительским художественным творчеством, в том числе, и народным, организованным в данных учреждениях, не только поддерживается социально-культурная активность населения, но и осуществляется сохранение и развитие традиционной культуры.
Кроме того, отмечается, что важнейшим средством поддержки региональных народно-певческих традиций является создание и развитие разновозрастных самодеятельных фольклорных коллективов, как правило, опирающихся в своем творчестве на эти локальные традиции. Несмотря на, казалось бы, свободный характер их деятельности, тем не менее, она также регулируется административным путем, поскольку, как правило, подобные коллективы прикреплены к местным учреждениям клубного типа. В советский период функционирование самодеятельных ансамблей и хоров осуществлялось на основе «Положения о народных самодеятельных коллективах», разработанном Министерством культуры СССР. В современной ситуации, когда полномочия по обеспечению деятельности клубных учреждений, в которых создаются соответствующие творческие коллективы, переданы на уровень местного самоуправления, в каждом регионе созданы собственные положения о народных самодеятельных коллективах.
Автору важно было также продемонстрировать, что одним из важнейших условий сохранности и популяризации русской народной песни в обществе является наличие высокопрофессиональных специалистов, работающих в этой сфере. В настоящее время в России построена достаточно стройная система дополнительного, среднего и высшего образования, подготавливающая исполнителей (солистов и артистов хора), руководителей народных коллективов и фольклористов, поддерживающих традиции бытования народной песни. Практически во всех регионах страны в системе дополнительного музыкального образования и учреждениях среднего профессионального образования работают фольклорные отделения, отделения народных инструментов, сольного и хорового народного пения, хорового дирижирования и т.д.
Итак, представляется, что автор в своем материале затронул важные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрал для анализа актуальную тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе помогает некоторым образом изменить сложившиеся подходы или направления анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Какие же новые результаты демонстрирует автор статьи?
1. Автор показал, что государственные и административные органы Российской Федерации проявляют стремление к решению проблем по сохранению и популяризации народной песни в России, что подтверждается наличием определенной нормативно-правовой базы, сохранением структуры бюджетных учреждений соответствующего профиля, финансированием народных музыкальных коллективов, развитием системы грантовой поддержки, содействием организации и проведению праздничных и конкурсно-фестивальных мероприятий различного уровня, совершенствованием системы профессионального и дополнительного образования соответствующей направленности.
2. Автор констатирует, что одновременно в сфере административно-управленческого обеспечения сохранения и популяризации народного музыкального творчества наблюдается тенденция к перенесению прав и полномочий от центра к регионам, от федеральных структур к структурам муниципальным и самоуправлению, что дает возможность общественности более активно участвовать в решении проблем развития народной песенной культуры.
Как видим, автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Этому способствовал адекватный выбор соответствующей методологической базы.
Несмотря на ряд имеющихся преимуществ в представленном материале имеются и слабые места, которые нуждаются в дополнительном авторском участии:
1) Статья носит преимущественно описательный характер: литература включает только 3 научных источника, остальные – это нормативно-правовые акты, отсутствуют примеры, иллюстрирующие авторский подход, хотя по данной проблематике примеры, свидетельствующие о ведущейся работе по сохранению и популяризации народной песни в России, просто напрашиваются, а в пересказе законов и положений, которыми изобилует материал, особого смысла я не вижу.
2) Нужно показать конкретный опыт того или иного муниципалитета или региона по реализации отмеченных в статье моментов.
В связи с указанным выше полагаю, что рецензируемая статья может представлять интерес для читателей, но нуждается в доработке, после чего может претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.