по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 08, 2019
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 09-09-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2019
Экранная культура и экранные искусства
Эвалльё В.Д. - Советские идеологические фильмы и поиски нового кинематографического языка в 1960–1980-х годах c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.8.30328

Аннотация: Статья посвящена наиболее ярким экспериментам с полиэкраном и его внедрением в киноматерию советскими режиссерами в свои фильмы в период застоя. Целью исследования стало выявление эстетических задач, выполняемых полиэкраном, их влияние на поэтику киноматерии. Особое внимание уделяется выявлению семантических функций полиэкрана, характерных для советского кинематографа рассматриваемого периода. В статье рассматриваются работы разных жанров с целью сравнения функциональной и эстетической природы полиэкрана в научно-популярных фильмах К. Домбровского, документальных А. Шейна и художественных ("Победа", Е. Матвеев) В качестве методологической базы были выбраны компаративный, структурно-функциональный и семиотический методы, позволяющие достигнуть поставленных целей. Впервые предложена идея, что в кинематографе Эпохи застоя полиэкранный прием характеризуется своими узко-функциональными и поверхностно-формальными функциями. Самой востребованной является визуализация симультанного развития параллельных сюжетных линий, и как следствие – придание разветвленной повествовательности более эффектной зрелищности. В работах Кирилла Домбровского полиэкран позволял усилить выразительность, наладить причинно-следственные связи, продемонстрировать значимость центральных сегментов. Фильмы Александра Шейна характеризуются утрированной патриотичностью, с упором на господствующую идеологию. Его полиэкран стал манифестом ультрасовременности социалистического строя, его способностью говорить и на «новом», высокотехничном языке. У Евгения Матвеева полиэкранность работает на придание его фильму ауры эпического произведения, монументального, масштабного. Можно заключить, что в Эпоху застоя технологические и визуальные новинки, в частности, полиэкран призваны были характеризовать не только фильмы, но и саму советскую идеологию как ультрасовременную и активно развивающуюся, но не пребывающую в фактическом застое.
Актуальный вопрос
Ивинских Г.П. - Сценические трансформации и проблемы художественной рецепции на рубежах XIX – XX и XX – XXI вв. c. 11-19

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.8.30547

Аннотация: Объектом исследования являются взаимосвязи между театром и публикой на рубежах XIX – XX и XX – XXI вв. Предмет исследования – влияние переходных процессов в социуме и театре на особенности восприятия. В ходе анализа выявляется зависимость восприятия от исторического контекста, от способов воздействия сценических средств театра, от жизненного и эстетического опыта реципиентов. Исследуется, как и почему, в зависимости от каких условий менялись значимость театра в обществе, сам статус художника, какие изменения театральной жизни происходили в силу общеисторических причин, какие были имманентно обусловлены, а какие определялись культурной политикой. В работе использованы компаративный и рецептивный подходы в сочетании с принципами диалогичности, разработанными М. М. Бахтиным, и идеями А. А. Ухтомского о «доминанте» и «заслуженном собеседнике». В результате исследования пришли к выводу о том, что проблемы художественной рецепции, различаются по своей сути. Если после 1917 года сложности были вызваны кардинально изменившимся составом зрителей, неподготовленных к восприятию театрального искусства, то в постсоветский период разрыв между театром и публикой, особенно резкий в начале 1990-х годов, произошел вследствие изменившихся ценностных ориентиров, как у части художников, так и у публики. Выявлено, что доминантная установка в творческой среде на самоутверждение, индивидуализм во многих случаях блокирует возможность диалога. Новизна исследования заключается в предложении конструктивного ресурса преодоления противоречий не через реализацию антагонизма, а через взаимодействие, переключение на альтернативную доминанту, ориентированную на внимание к сущностным потребностям публики.
Эстетика и теория искусства
Панкратова А.В. - Трансформации восприятия и формирования цветовой среды: от эйдоса к симулякру c. 20-29

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.8.30549

Аннотация: Предметом исследования являются трансформации, которым подвергается восприятие цвета и формирование цветовой среды под влиянием существующей эпистемы. Гипотезой исследования является предположение о том, что перемена в глубинных структурах мышления оказывает влияние на восприятие и использование цвета, а следовательно, и на дизайн. Дизайн закрепляется как социальная практика и культурный феномен в модернистской парадигме, что и детерминирует основное отличие функционирования цвета как знака в до-дизайнерском мире и в современном. Автор использует метод археологии знания М. Фуко. Данный метод в применении к дизайну подразумевает исследование структурных элементов дизайн-дискурса, одним из которых является цвет. Основной вывод исследования заключается в том, что цвет в современном дизайне используется как знак-симулякр. Сегодня выделяют три основные характеристики цвета – цветовой тон, насыщенность и светлота, которые описывают цвет как плоскость и как часть материального мира. В до-дизайнерской парадигме цвет воспринимался как эйдос – часть трансцендентного мира. Основные характеристики эйдоса цвета: трехмерность, прозрачность, блеск, анагогичность. Основное отличие цвета в до-дизайнерском мире заключалось в дополнительном измерении. Сегодня цвет воспринимается и используется в дизайне как двухмерная поверхность, не отсылающая ни к какому референту. В выборе цвета современный дизайнер руководствуется только соображениями функциональности. Но функциональность, не связанная с трансцендентным началом, обслуживает действительность, лишенную смысла. Средства дизайна, которые выражают такую функциональность, сами по себе являются случайными.
Музыка и музыкальная культура
Токарев Н.А. - Вадим Новиков - артист, профессор, деятель музыкального искусства. Творческий портрет c. 30-39

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.8.30315

Аннотация: Когда речь заходит о современном исполнительском искусстве в России, большинство вспоминает только о музыкантах нынешнего времени. Что касается персон, стоявших у истоков современного исполнительства, то их, в основном, относят к старшему поколению, и уже не придают большого значения их трудам сегодня. И деятельность указанных лиц рассматривается только как компиляция достижений прошлого. В связи с этим, представляется актуальным изучение творчества российских музыкантов, положивших начало «новой» современной школы. В данной статье рассматривается исполнительская, педагогическая и общественная деятельность В. Новикова – главного руководителя и участника процесса формирования и развития современной школы игры на трубе Московской консерватории. В статье также описаны его новаторства. В основе освещения заявленной темы лежат принцип историзма, а также методы сравнительного и описательного анализа. Наряду с ними, были использованы историко-хронологический и проблемно хронологический методы с целью последовательного изучения явлений и анализа каждой из ступеней исторического развития. На сегодняшний день персоналия В. Новикова, основоположника изучения всех сторон сольного исполнительства на трубе в Московской консерватории и видного деятеля музыкального искусства не раскрыта с должной полнотой. Имеющиеся источники не раскрывают в полном объеме всех сторон творческой деятельности музыканта. Несомненно, они содержат ценный материал, но затрагивают либо частные вопросы, либо ограничены определенными хронологическими рамками, поэтому не могут считаться целостным исследованием творчества В. Новикова. В данной статье раскрывается основной вклад В. Новикова в исполнительское искусство игры на трубе и педагогику.
Культура и цивилизация
Фусу Л.И. - Роль ритуалов в кризисных и лиминальных периодах личности и общества c. 40-45

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.8.30386

Аннотация: Предмет исследования. Предметом исследования являются ритуальные практики и их значение в лиминальных и кризисных ситуациях существования человека и общества. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как место кризисов в существовании и развитии мира, общества и человека, лиминальность как форма кризисных состояний, ритуалы как способ адаптации к лиминальным состояниям и защиты от негативных проявлений кризисных ситуаций. Особое внимание уделяется значению ритуалов поддержания целостности Я-концепции личности и социальной солидарности в обществе. Метод, методология исследования. Статья опирается на психоаналитический подход, также в качестве альтернативы психоанализу автор применяет аналитико-философскую парадигму, используется компаративный метод, методы анализа и синтеза. Новизна исследования. Особым вкладом автора в исследование темы является рассмотрение значения ритуалов для индивида и социума в ситуациях кризисности и лиминальности. Основным выводом исследования является тезис об интегративной роли ритуальных практик, о том, что ритуалы придают повседневной жизни устойчивость, а миру – стабильность. Новизна исследования заключается в привлечении положений аналитической философии к рассмотрению проблемы лиминальности.
Культура и власть
Девятов В.С. - Административно-управленческое обеспечение работы по сохранению и популяризации народной песни в России c. 46-53

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.8.30434

Аннотация: Статья посвящена исследованию состояния работы по сохранению и популяризации народной песни в России на административно-управленческом уровне. В статье представлен анализ нормативно-правовой базы, на основе которой осуществляется административное регулирование данных процессов как на федеральной, так и на региональной ступенях власти. Выделяются и описываются условия и средства развития народной песенной культуры, рассматриваются практические аспекты их реализации. Основным методом проведенного исследования выступает анализ законодательных актов и иных официальных документов, регулирующих вопросы сохранения, распространения и популяризации народного художественного творчества. В результате проведенного исследования автором выделяются как положительные аспекты деятельности государства в сфере народной культуры, так и проблемы, тормозящие процессы сохранения и популяризации народной песни в России на управленческом уровне. На основе изучения современной практики бытования русской народной песни, определены трудности и перспективы развития народного песнетворчества в современных экономических и социокультурных реалиях.
Теоретическая культурология и теория культуры
Попова О.В. - Художественная гетеротопия как понятие современного искусствоведения c. 54-59

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.8.30435

Аннотация: Предметом данного исследования является гетеротопия как понятие, способное прояснить ряд проблемных ситуаций в искусствоведении. Цель исследования - продемонстрировать, что понятие гетеротопии может быть использовано при описании художественных феноменов, не поддающиеся анализу посредством традиционных искусствоведческих методов. В статье автор стремится доказать, что понятие художественной гетеротопии может быть продуктивно при анализе полисемантических художественных феноменов, которые возникают на границе искусства и науки, искусства и жизни, искусства и общественных практик. В данной работе совмещены пространственный и языковой подходы М. Фуко в толковании сущности гетеротопий. Концептуализация понятия гетеротопии основана на представлении о ней как специфическом семиотическом механизме «переописания» (Н. Руденко). В работе описаны следующие свойства художественных гетеротопий: в ее основе – транзит объекта в пространство художественного произведения; семантика произведения-гетероклита формируется на пересечении нескольких смысловых полей, в которых одновременно воспроизводится несколько семиотических систем; в основе произведений-гетероклитов лежит установка художника на разрушение привычных порядков и создание альтернативного образа мира.
Знак, слово, речь, язык
Чистова Л.Д. - «Alfabeto figurato» Джованни Баттиста Брачелли как памятник визуальной и письменной культуры c. 60-67

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.8.30225

Аннотация: Статья посвящена анализу малоизученного офорта «Alfabeto figurato» флорентийского художника Джованни Баттиста Брачелли. Памятник рассматривается как часть визуальной культуры, включающей в том числе другие фигурные алфавиты и комбинационные изображения, так и как часть письменной культуры, охватывающей, в данном случае, развитие и особенности различных почерков. Такого рода произведения с одной стороны, имеют многочисленных предшественников среди средневековых книжных инициалов, а с другой, были восприняты условно барочной эстетикой удивления, приветствовавшей комбинацию далеких объектов для иллюстрации с помощью метафор парадоксальности бытия. В статье использованы иконологический, подразумевающие привлечение множества аналогий, ближайших к памятнику прототипов таких как «Menschenalphabet» Петер Флетнера и менее очевидных аналогий как, к примеру, тексты и гравюры из сочинений Жоффруа Тори, и структурно-семиотический методы анализа. В ходе исследования автор выявляет особенности композиции и программы «Alfabeto figurato» сходные с его более известным произведением Брачелли «Bizzarie di varie figure», а также раскрывает значение последних символов алфавита, не являющихся буквами, и появившихся в нем следствии специфики произведения, приближающегося к жанру каприччо.
Культурное наследие, традиции и инновации
Комлев Ю.Э. - Роль оренбургского музея в сохранении культурного наследия c. 68-81

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.8.30290

Аннотация: В данной статье подробно рассматривается деятельность Оренбургского областного историко-краеведческого музея в сохранении культурного наследия с начала XIX века до сегодняшнего дня, как одного из старейших музеев России. Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей получил свое начало 12 ноября 1830 года при Оренбургском военном губернаторе графе Павле Петровиче Сухтелене. Представленная статья подготовлена на основе исследования архивных материалов в Государственном архиве Оренбургской области и архивных материалов Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея. В основе использованы материалы и исторические документы из музеев и государственного архива Оренбургской области . Проанализирована история развития и становления данного музея. Представлен опыт работы, когда на рубеже ХХI века Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей, как и большинство Российских музеев, отозвался на веяния времени и новые условия, которые требовали, чтобы музей стал современным учреждением культуры.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.