по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 04, 2022
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 01-05-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2022
Сценические искусства
Хохлова Д.Е. - Особенности пластического воплощения образов Оберона и Титании в балете Дж. Ноймайера «Сон в летнюю ночь» c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.4.37829

Аннотация: В настоящей статье проводится содержательное истолкование пластического решения хореографом Дж. Ноймайером образов Титании и Оберона с целью выявления их хореографических особенностей в контексте балета «Сон в летнюю ночь» и творчества балетмейстера вцелом. В процессе исследования автор применял сравнительно-исторический, идейно-художественный и аналитический методы. Теоретической базой исследования стали методы балетоведческого анализа, утвержденные историками балета Добровольской, Красовской, Суриц; методологической основой анализа хореографии стали работы балетмейстера и теоретика балета Лопухова. В ходе источниковедческого анализа автором использовались видеоматериалы из архивов гамбургского «Ballettzentrum» и московского Большого театра. Проведенный детальный анализ хореографический партитуры партий Титании и Оберона позволил выявить следующие авторские решения, относящиеся к новым результатам исследования. В первом дуэте Оберона и Титании Ноймайер формирует пластические лейтмотивы, получающие развитие в дальнейших появлениях героев. Хореограф использует подчеркнуто профильные, графичные и тщательно выстроенные в геометрический рисунок положения тел исполнителей, дополнительно акцентируя это облегающими костюмами; партии получают активное хореографическое развитие, основанное на технически насыщенном дуэтном танце, изобилующим высокими поддержками с акробатическими элементами, использующими экстремальную гибкость и растяжку балерины. Итак, при постановке проанализированных ролей Дж. Ноймайер использовал качественно новые, в том числе не традиционные пластические методы, которые явились знаковыми в контексте его постановки «Сна в летнюю ночь» и повлияли на дальнейшее становление хореографического стиля балетмейстера.
История искусств
Хрипкова Е.А. - Репрезентация сюжета романа "Ивейн, или Рыцарь со львом" в западноевропейских иконографических программах XIII-XIV вв. c. 13-32

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.4.37895

Аннотация: Обьектом настоящего исследования являются репрезентации сюжета рыцарского романа «Ивейн или Рыцарь со львом» в западноевропейском искусстве XIII-XIV вв. Предметом исследования являются особенности визуального языка светского средневекового искусства, проявившие себя в различных визуальных репрезентациях данного сюжета. Целью настоящей работы было выявить сходство и отличие в структуре различных иконографических программ, созданных на основе данного романа в рассматриваемый период, проанализировать зависимость визуальной интерпретации текста от функционального назначения памятника (иллюминированных рукописей и монументальных росписей), а также сопоставить существующие визуальные репрезентации истории Ивейна со структурой самого литературного сюжета. Основными методами исследования в данной работе стали методы иконографического и иконологического анализа, предполагающие выявление взаимосвязей между образами иконографической программы памятников и литературными сюжетами, на которых эти программы основаны. Новизна работы заключается в выявлении структурных особенностей иконографических программ рассматриваемых памятников, их сходства и отличия от программ религиозного содержания рассматриваемой эпохи, что важно для понимания общей картины развития визуального языка западноевропейского средневекового искусства XIII-XIV веков. В результате проведенного исследования сделан вывод, что рассмотренные светские программы значительно уступают по своей структурной сложности программам религиозного характера, в большинстве своем представляют визуальную интерпретацию сюжета, предназначенную для демонстрации и прославления традиционного образа жизни рыцарского сословия и развлечений, и лишь одна из рассмотренных иконографических программ указанного периода, имеет усложненную структуру, наиболее близкую к базовому литературному сюжету и может быть рассмотрена, также как и сам текст поэм Кретьена де Труа и Гартмана фон Ауэ, в контексте понимания его религиозной основы.
Изобразительные искусства
Цяомин М. - Основные пересечения в подходах русских и китайских художников к воплощению ландшафтов Китая в живописи c. 33-46

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.4.37855

Аннотация: Статья посвящена изучению творчества современных китайских и российских художников, в работах которых отобразились образы ландшафтов Китая. Сравнительный анализ пейзажных работ китайских и русских художников, посвященных Китаю, позволяет выявить важнейшие тенденции и закономерности в методах воплощения ландшафтов Китая в живописи в России и Китая конца XX – начала XXI в. Целью данного исследования является определение основных пересечений в подходах художников двух стран. Специфика художественно-выразительного языка китайских и русских художников-пейзажистов в воплощении ландшафтов Китая определяется в первую очередь влиянием современной национальной школы живописи, а также стремлением развивать и обновлять существующие традиции, находя вдохновение в зарубежном опыте, соприкасаясь с чужой культурой и художественной традицией. Основными выводами исследования является то, что пейзажная живопись художников России и Китая обнаруживает сходство в формальном плане: представители обеих стран используют приемы, техники, выразительные особенности, как реалистической школы, так и импрессионизма. Научная новизна определяется тем, что раскрывается механизм интеграции китайскими живописцами принципов реализма и импрессионизма западной. в том числе русской школы живописи, но с целью подчеркнуть особенности национального видения объекта творчества - пейзажных образов, посвященных Китаю. Автор, вводя в российскую науку обширный корпус художественных материалов российских и китайских живописцев, отмечает на основе их анализа наличие пересечений и принципиальных различий, что указывает на сложность механизмов культурного обмена между двумя странами.
Искусство и искусствознание
Ян Г. - Актуальные тенденции в творчестве современных художников в контексте развития глобального искусства c. 47-66

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.4.37861

Аннотация: Глобализация – это фактор, который способствует объединению, интеграции национальных культур разных стран мира. Это явление, безусловно, оказывает значительное влияние на ход развития современной живописи. Статья посвящена анализу творчества современных художников с целью выявления особенностей процесса их трансформации в контексте развития глобального искусства. Определяются границы понятий «мировое искусство» и «глобальное искусство». Выявляются характерные черты современной глобальной арт-среды, а также формы их восприятия и интерпретации в творчестве таких художников, как Крис Метце, Дуглас А. Кинси, Клэр Фахи, Катаржина Зволинска, Назафарин Лотфи и Дэниэл Хатчинсон. Новизна исследования заключается в том, что в статье рассматриваются произведения отдельных и наиболее известных художников-живописцев современности в контексте такого явления, как "глобальное искусство". Здесь проводится водораздел между понятием "глобальное искусство" и "мировое искусство", определяются их границы и важнейшие черты. Тем самым, вносится вклад в формирования представлений о глобальных тенденциях художественно-творческой деятельности на примере конкретных живописных произведений. Актуальность и сиюминутность обозначаются как главные особенности глобального искусства, которые сильно сказываются на художественной форме, образном языке и идейном содержании работ в искусстве современной живописи.
Прикладная культурология
Демидова М.В., Дадьянова И.Б. - Традиционный орнамент в пространстве мультимедиа c. 67-77

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.4.37767

Аннотация: Предметом настоящего исследования является проектный процесс внедрения искусства традиционного орнамента в пространство мультимедиа. Актуальность и новизна темы обуславливаются использованием мотивов русских традиционных орнаментов в новой технологической среде, что также способствует привлечению внимания подрастающего поколения к традиционной культуре, укреплению связи традиций и современности. Целью исследования является изучение взаимопроникновения и взаимовлияния художественных приемов и творческих методов создания традиционного орнамента для адаптации и применения их в процессе разработки проектов мультимедиа. К основным задачам исследования можно отнести, во-первых, рассмотрение использования в новой технологической среде мотивов русских традиционных орнаментов на примере студенческих проектов; во-вторых, анализ проектного процесса по созданию моушен-графики, выполненной с использованием элементов традиционного орнамента и раскрывающей звуковой образ музыкального произведения, созданного для оркестра народных инструментов; в-третьих, анализ аспектов разработки элементов традиционного орнамента с приведением примеров инструментальных средств, реализующих ту или иную технологию. В ходе исследования были применены аналитический метод предпроектного анализа, формально-стилистический метод описания и анализа художественной формы как внутренней организации структуры взаимодействия элементов в композиции традиционного орнамента, рассмотрен экспериментальный метод проектирования мультимедийной композиции. В результате исследования были выделены специфические особенности синтезирования набора возможных решений в создании дизайн-проекта с активным использованием звуковой составляющей. Проанализирована роль звука/музыкальной композиции в дизайне мультимедийного проекта, основные методы, приемы работы с изображением и применения эффектов для создания комфортного существования и развития традиционных орнаментальных мотивов в современной цифровой среде. Также был проанализирован технологический аспект создания визуально-звуковой композиции.
Знак, слово, речь, язык
Розин В.М. - Замысел построения новой гуманитарной дисциплины ‒ «нарратив-семиотики» c. 78-93

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.4.37955

Аннотация: В статье формулируются основные положения нарратив-семиотики и предлагается анализ четырех кейсов, иллюстрирующих методологию семиотического изучения в рамках новой концепции. Характеризуются затруднения, связанные с применением традиционного семиотического подхода к анализу иконических знаков, символов, схем, музыки, других произведений искусства. Намечается предлагаемый автором вариант расширенного варианта семиотики и встающие при этом проблемы: во-первых, новый подход субъективен, во-вторых, требует конкретизации семиотического дискурса. Преодолевая эти затруднения, автор характеризирует нарратив-семиотический подход, выделяя в нем три плана анализа (рамки) и специальные понятия.   Самая общая рамка и объемлющее целое ‒ это «осознаваемая культурная реальность»; вторая, тоже достаточно общая рамка и объемлющее целое (имея в виду нарративные построения), ‒ «культурная коммуникация»; третья рамка представляет собой структуру содержания нарративных построений, состоящую из двух целостностей ‒ определенной реальности и знаков, позволяющих войти в эту реальность, актуализировать ее события. Эти планы задаются как идеальные объекты и понятия, требующие конкретизации и эмпирической верификации. Решая эту задачу, автор анализирует четыре кейса: интересный детский сон, подростковое переживание К.Юнга, переживание детьми произведений искусства и познание любви в «Пире» Платона. При этом наряду с использованием понятий реальность культуры, коммуникация, структура содержания нарративного построения, становление, развитие, эволюция вводятся понятия «жизненного мира» и «предметности». Соглашаясь, что концепция нарратив-семиотики серьезно отличается от традиционной, автор утверждает, что старался действовать в рамках семиотического подхода, и поэтому предложенная концепция, на его взгляд, имеет все права считаться семиотической.
Художественная культура и творчество
Кибардин А.А. - Театрализованное представление «Третий Интернационал» (Петроград. 1919) c. 94-102

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.4.37835

Аннотация: Возникшие в стране после революции 1917 г. театрализованные представления с аудиторией в десятки тысяч зрителей были знаковым явлением общественного и художественного быта. Искусство массовых зрелищ вырывалось на улицы и площади, подчиняя исторические архитектурные ансамбли Петрограда художественному замыслу. Эти поиски начались в Театрально-драматургической мастерской Красной Армии, существовавшей в Петрограде с 1919 по 1920 гг. Статья посвящена второму театрализованному представлению Мастерской – «Третий Интернационал» (1919). Предметом настоящей статьи является реконструкция революционного театрализованного представления «Третий Интернационал». Цель исследования – установить режиссерский метод создания представления и установить истоки активизации зрителя как приема режиссуры театрализованных представлений. Методология исследования носит историко-теоретический характер и опирается на классические методы ленинградской (гвоздевской) школы театроведения, формальной школы литературоведения, метод исторической реконструкции спектакля, разработанный немецким филологом и историком театра Максом Германом.   Подробная реконструкция театрализованного представления «Третий Интернационал» Театрально-драматургической мастерской впервые приводится на страницах научного издания. В этом же представлении Н. Г. Виноградовым-Мамонтом впервые вводится активизация зрителя как режиссерский прием. Результаты и выводы исследования могут быть использованы в курсах лекций и семинаров следующих дисциплин: «История русского театра XX века», «История театрализованных представлений и праздников», «Теория режиссуры», «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Основы драматургии театрализованных представлений и праздников», «Сценарное мастерство» и «Сценарная композиция», «Сценография массового праздника» и «Техника сцены», «Методология изучения массовых представлений».
Искусство и искусствознание
Ван Ц. - Развитие китайского искусства резьбы по нефриту до 3 века н. э. c. 103-111

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.4.37819

Аннотация: Настоящая работа посвящена изучению развития и эволюции древнего китайского нефритового искусства до 3 века н. э. В древнем китайском обществе нефрит служил не просто декоративным элементом, он выполнял функцию идентификации личности и языковой коммуникации. В данном исследовании анализируются происхождение и технические характеристики нефритового искусства, а также художественные характеристики разных тем в разные периоды (С технической точки зрения наибольшей популярностью при изготовлении нефритовых изделий пользовалась глубокая гравировка инькэ, используемая для создания декоративных элементов изделий, нанесение резьбы или рельефа), развитие нефритового искусства является свидетельством исторического развития Китая, оно тесно связано с теократическим политическим режимом древнего государства. Основный вывод этого исследования заключается в том, что автор подтвердил, что китайская нефритовая культура оказывает глубокое влияние на художественный стиль нефрита, анализируя характеристики нефрита в разные периоды, а идеология является одним из важных факторов, влияющих на развитие нефрита. Новизна исследования заключается в том, что автор подчеркивает культуру «погребального нефрита» в развитии китайского нефритового искусства и «погребальное искусство» в китайской нефритовой культуре. В то же время это подчеркивает важность, придаваемую “людям”, что может представлять интерес для специалистов, занятых в соответствующей исследовательской области.
История искусств
Старцев А.В. - Особенности композиционного решения иконографии Распятия на примере произведений древнерусской иконописи конца XV – начала XVI вв. c. 112-140

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.4.37849

Аннотация: Концентрация исследовательского внимания на построении художественной формы является необходимой частью изучения памятников изобразительного искусства. Данная статья посвящена художественному анализу иконографии Распятия на примере рассмотрения нескольких памятников древнерусской живописи конца XV – начала XVI вв. Исследуемые образы являются эталонными произведениями эпохи расцвета русского иконописного искусства. Их отличает хорошая сохранность авторского живописного слоя, что позволяет полноценно проанализировать художественную форму. Основами методологии в данном исследовании стали исторический подход, формально-стилистический и сравнительный анализы.В статье обращается внимание на отличительные свойства композиционной структуры каждого памятника, проводится поиск иконографического источника, анализируется взаимосвязь между изменением композиции и художественным содержанием. Сосредоточенность на определенной иконографии позволяет раскрыть характерность отдельного образа, выявить его художественную уникальность. При таком комплексном подходе возможным становится представить трактовку сюжета и историю создания иконного образа максимально объемно и с достаточно неожиданного ракурса. Сопоставляя памятники одной иконографии, созданные в рамках одного десятилетия, наиболее наглядно проявляется следование той или иной художественной традиции или школе в купе с индивидуальными нюансировками в прочтении сюжета иконописцем, при этом представляется широкий взгляд на развитие художественного языка в конкретный временной период. В результате исследования раскрывается специфическая особенность древнерусской живописи – следование узкой иконографической традиции нисколько не ограничивает художника в создании самостоятельного художественного образа.
Музыка и музыкальная культура
Азарова В.В. - Об организации звукового пространства в мистерии П. Клоделя «Благая весть Марии»: редакция 1912 года c. 141-163

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.4.37912

Аннотация: В статье рассматривается движение слова и смысла, а также драматургия звука в первой редакции мистерии П. Клоделя «Благая весть Марии». Понимание синтеза вербальной и вокальной интонации приводит автора статьи к обнаружению новых путей решения Клоделем проблемы сценической музыки в мистериальной драме. Дискретный характер оформления звукового пространства мистерии в первой редакции репрезентирует концепцию отдельно исполняемых фрагментов, в которой интегрированные в действие эпизоды на литургической латыни объединены общностью духовного смысла. Вместе с тем оформление звукового пространства в 2 сцене III действия (драматическая кульминация, сакральное пространство мистерии) отличается новизной. Основанная на взаимодействии театрально-драматических и музыкальных структурных элементов композиция названной сцены подчинена принципу сквозного, непрерывного вокально-драматического развития действия.   Драматургия звука — стратегия речевых модуляций, основу которой составляет музыкальность, гармония звуковых элементов, позволяет обнаружить вектор, указывающий на процесс формирования нового качества синтеза слова и музыки. Формообразующие функции в мистерии выполняет авторский комментарий: лирическая интонация авторского голоса определяет движение звука и смысла. Сделаны выводы: в период 1910-х годов представление Клоделя о музыке в мистериальной драме трансформировалось — вместо музыкальных фрагментов «прикладного» характера возникла новая композиционная идея сценической музыки. В звуковом пространстве произведения обнаруживается лирическая интонация авторского голоса. В зеркале мистерии Клоделя отражены принципы звукового оформления драматических постановок традиционного японского театра (Бунраку, Кабуки, Но), а также образов поэзии Китая и Японии. В звуковом пространстве «Благой вести Марии» смысловую и драматургическую функции выполняют исполняемые детскими голосами куплеты песен «Иволга поет» и «Маргарита, ясный май!». Мистериальная драма Клоделя сформировала новое понимание общечеловеческого смысла мистерии в ХХ веке.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.